Рабочая программа по географии 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Программа составлена в соответствии с нормативными документами и ФГОС нового поколения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_geografii_9_klass.docx | 56.24 КБ |
Предварительный просмотр:
01-34
Отдел образования Администрации Багаевского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Багаевская средняя общеобразовательная школа №3
Рабочая программа
по __географии_________________________________________
(указать учебный предмет, курс)
основного общего образования для 9А класса ___
(начальное общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)
Количество часов __66_____________________________________
Учитель __Копосова Светлана Викторовна_________________________
Программа разработана на основе авторской программы курса «География. Программы для общеобразовательных учреждений. 5—9 классов» - Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, География. – М., Русское слово, 2012 год
Пояснительная записка
Рабочая программа для 9 класса составлена в соответствии со следующими нормативно - правовыми документами:
- Федеральный Закон от 29 декабря 2012 года № 273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Областной закон от 14.11.2013 № 26-ЗС «Об образовании в Ростовской области».
- Постановление Правительства Ростовской области от 15.11.2021 № 1018 «Об утверждении концепции духовно-нравственного и патриотического воспитания обучающихся в образовательных учреждениях с кадетским и казачьим компонентом»
Письмо Рособрнадзора 03.11.2015. № 02-501
- Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ № 1897 от 17.12.2010г.,
- Авторская программа для общеобразовательных школ: География. Программы для общеобразовательных учреждений. 5-9 классов. - Е.М. Домогацких. Н.И. Алексеевский. География. – М., Русское слово, 2012.
- Устав школы;
- Основная образовательная программа МБОУ Багаевской СОШ № 3;
- Учебный план МБОУ Багаевской СОШ № 3 на 2022-2023 учебный год;
- Календарный учебный график на 2022-2023 учебный год.
- Положение МБОУ Багаевской СОШ № 3 о рабочей программе учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей)
Цели:
- выявление закономерностей развития природы, размещение населения и хозяйства и особенности динамики и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве.
- выделение проблем взаимодействия общества и природы, адаптации человека к географическим условиям проживания, географических подходов к устойчивому развитию территорий.
Основными целями регионального компонента являются:
- обновление содержания общего образования;
- создание педагогических условий для успешной социализации личности в условиях региона;
- овладение учащимися знаниями в области истории и культуры своего региона;
- воспитание патриотизма и чувства гражданственности у подрастающего поколения
Задачи:
- сформировать целостный географический образ своей Родины;
- дать представление об особенностях природы, населения и хозяйства нашей Родины;
- сформировать образ нашего государства как объекта мирового сообщества, дать представление о роли России в мире;
- сформировать необходимые географические умения и навыки;
- воспитывать патриотическое отношение на основе познания своего родного края, его истории, культуры; понимания его роли и места в жизни страны и мира в целом;
- воспитывать грамотное экологическое поведение и отношение к окружающему миру.
Приобщение учащихся к традициям, духовной культуре родного Донского края позволяет решить следующие задачи:
- более глубокое развитие интереса к предметам,
- становление интереса к духовной культуре малой родины,
- оптимизации процесса социализации личности,
- адаптации учащихся к местным социокультурным условиям.
Общая характеристика предмета:
Курс «Географии России. Население и хозяйство» – это четвертый по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем краеведческих знаний. Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы обучающихся. Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 9 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном. География в 9 классе формирует в основном региональные представления обучающихся о целостности дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами, хозяйством и населением на территории России. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала девятиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека. Содержание основного общего образования по географии отражает комплексный подход к изучению географической среды в целом и ее пространственной дифференциации в условиях разных территорий и акваторий Земли. Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений обучающихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне. Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества. Содержание географического образования в основной школе формирует у школьников знания основ географического пространства на местном, региональном и глобальном уровнях, а также умения правильно ориентироваться в пространстве. В этой связи программа содержит рекомендации к структуре национально-регионального компонента по географии своего края, области, района, региона. Включение этих рекомендаций в примерную программу федерального компонента связано с тем, что изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность обучающихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом. Педагогический синтез общеземлеведческих и страноведческих основ учебного предмета, позволяет организовать деятельность обучающихся, по освоению, изменению и преобразованию окружающей среды, на основе идеи разумного, гармонического взаимодействия природы и общества, социальной ответственности каждого человека за сохранение жизни на Земле, в то же время, формирует бережное отношение к природным богатствам, истории и культуре своего Отечества.
Преобладающей формой учебного процесса является комбинированный урок, кроме того, это обобщающий урок и изучение нового материала (в начале каждого раздела). Особое место в преподавании географии в 9 классе уделяется формированию новых знаний, обобщению и систематизации имеющихся знаний обучающихся, подготовке обучающихся к сдаче экзаменов в новой форме по географии. Использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Владение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Одним из основных принципов государственной политики в сфере образования является принцип защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации в условиях многонационального государства». Реализацией этого принципа стало введение казачьего компонента содержания образования в МБОУ Багаевской СОШ №3 со статусом «казачье». Реализация казачьего компонента реализуется путём введения регионального содержания в базовое путём распределения по темам, разделам, где обобщённые идеи, понятия , закономерности обосновываются на основе местного материала . На уроках географии изучается географическая спецификация Дона, вхождение в культуру донского казачества и тесно связанные с ней историю и культуру родного края. Это даёт возможность помочь обучающимся войти в социокультурное пространство Донского края на основе знакомства с историей заселения и географией Донского края.
В программу включен модуль «Школьный урок» в рамках Программы воспитания школы который направлен на реализацию воспитательного потенциала урока и на:
• установление доверительных отношений между учителем и его учениками, способствующих позитивному восприятию учащимися требований и просьб учителя, привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации их познавательной деятельности;
• побуждение школьников соблюдать на уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими (учителями) и сверстниками (обучающимися), принципы учебной дисциплины и самоорганизации;
• привлечение внимания школьников к ценностному аспекту изучаемых на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания учащимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней отношения;
• включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать мотивацию детей к получению знаний, налаживанию позитивных межличностных отношений в классе, помогают установлению доброжелательной атмосферы во время урока;
• инициирование и поддержка исследовательской деятельности школьников в рамках реализации ими индивидуальных и групповых исследовательских проектов, что даст школьникам возможность приобрести навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей, навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и отстаивания своей точки зрения.
Место учебного предмета в учебном плане:
Учебный план МБОУ Багаевской СОШ №3 предусматривает обязательное изучение географии на уровне основного общего образования в 9 классе — 68 часов (2 часа в неделю). Но в связи с тем, что 23.02 и 24.02 являются праздничными днями (основание календарный учебный график) программный материал будет пройден за 66 учебных часов.
РАЗДЕЛ № 1
Содержание учебного предмета
В соответствии с Концепцией развития географического образования в Российской Федерации, основным направлением является использование потенциала географии как яркого, увлекательного, образного учебного предмета, позволяющего представлять информацию максимально доступной для восприятия современными средствами (в первую очередь, картографическими), позволяющими предоставить каждому обучающемуся, независимо от места и условий его проживания, возможность достижения высокого уровня географической подготовки посредством создания, развития и внедрения в образовательную практику дистанционных образовательных технологий.
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (37 часов)
Введение (1)
Экономическая и социальная география. Предмет изучения. Природный и хозяйственный комплекс.
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов)
Формирование территории России. Исторические города России. Время образования городов как отражение территориальных изменений. Направления роста территории России в XIV—XIX вв. Изменения территории России в ХХ в. СССР и его распад. Содружество Независимых Государств. Экономико-географическое положение. Факторы ЭГП России: огромная территория, ограниченность выхода к морям Мирового океана, большое число стран-соседей. Плюсы и минусы географического положения страны. Политико-географическое положение России. Распад СССР как фактор изменения экономико- и политико-географического положения страны. Административно-территориальное деление России и его эволюция. Россия — федеративное государство. Субъекты РФ. Территориальные и национальные образования в составе РФ. Федеральные округа. Экономико-географическое районирование. Принципы районирования: однородность и многоуровневость. Специализация хозяйства — основа экономического районирования. Отрасли специализации. Вспомогательные и обслуживающие отрасли. Экономические районы, регионы и зоны. Сетка экономических районов России. Природные условия. Их прямое и косвенное влияние. Адаптация человека к природным условиям — биологическая и небиологическая. Связь небиологической адаптации с уровнем развития цивилизации. Хозяйственный потенциал природных условий России. Комфортность природных условий России. Зона Крайнего Севера. Природные ресурсы. Влияние природных ресурсов на хозяйственную специализацию территорий. Минеральные ресурсы России и основные черты их размещения. Водные ресурсы и их значение в хозяйственной жизни. Почва и почвенные ресурсы. Агроклиматические условия. Нечерноземье. Лесные ресурсы. Лесоизбыточные и лесодефицитные районы. Рекреационные ресурсы и перспективы их освоения. Объекты Всемирного наследия на территории России. Взаимодействие природы и населения. Влияние промышленности, сельского хозяйства и транспорта на природные комплексы. «Чистые» и «грязные» отрасли. Экологические проблемы. Зоны экологического бедствия. Экологические катастрофы.
Практическая работа:
№1: «Характеристика ЭГП России».
Тема 2. Население России (9 часов)
Содержание темы: Демография. Численность населения России. Естественный прирост и воспроизводство населения. Демографические кризисы. Демографическая ситуация в России. Размещение населения России. Главная полоса расселения и зона Севера. Миграции населения. Виды миграций. Направления внутренних миграций в России. Внешние миграции. Формы расселения. Сельское расселение. Формы сельского расселения. Зональные типы сельского расселения. Городская форма расселения. Город и урбанизация. Функции города. Виды городов. Городские агломерации. Этнический состав населения. Языковые семьи и группы. Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. Половозрастной состав населения. Трудовые ресурсы и рынок труда.
Учебные понятия: Демография, рождаемость, смертность, численность населения, перепись населения, естественный прирост, воспроизводство населения, демографический кризис, плотность населения, Основная зона расселения (или Главная полоса расселения), зона Севера, миграции, внутренние и внешние миграции, эмиграция, иммиграция, формы расселения, расселение, городское и сельское расселение, формы сельского расселения, групповая (деревенская) форма расселения, рассеянная (фермерская) форма расселения, кочевая форма расселения, город, урбанизация, уровень урбанизации, градообразующие функции, моногорода, города-миллионеры городская агломерация, этнический состав, языковые группы, языковые семьи, религиозный состав, этнорелигиозные конфликты, половозрастной состав, трудовые ресурсы, рынок труда, безработица.
Практическая работа:
№2: «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ».
Тема 3. Хозяйство России (19 часов)
Национальная экономика. Понятие о предприятиях материальной и нематериальной сферы. Отрасли хозяйства. Три сектора национальной экономики. Отраслевая структура экономики. Межотраслевые комплексы. Факторы размещения производства. Сырьевой, топливный, водный, трудовой, потребительский, транспортный и экологический факторы.
Топливно-энергетический комплекс. Нефтяная, газовая и угольная промышленность. Нефтегазовые базы и угольные бассейны России. Их хозяйственная оценка. Электроэнергетика. Гидравлические, тепловые и атомные электростанции и их виды. Крупнейшие каскады ГЭС. Альтернативная энергетика. Единая энергосистема России.
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Особенности организации производства: концентрация и комбинирование. Комбинат полного цикла. Факторы размещения отрасли. Металлургические базы России. Цветная металлургия. Размещение основных отраслей цветной металлургии.
Машиностроение. Отрасли машиностроения и факторы их размещения. Тяжелое, транспортное, сельскохозяйственное, энергетическое машиностроение, тракторостроение и станкостроение. Военно-промышленный комплекс.
Химическая промышленность. Сырьевая база и отрасли химической промышленности. Горная химия, основная химия, химия органического синтеза и факторы их размещения.
Лесная промышленность. Отрасли лесной промышленности: лесозаготовка, деревообработка, целлюлозно-бумажная промышленность и лесная химия. Лесопромышленные комплексы.
Агропромышленный комплекс и его звенья. Сельское хозяйство. Отрасли растениеводства и животноводства и их размещение по территории России. Зональная организация сельского хозяйства. Пригородный тип сельского хозяйства. Отрасли легкой и пищевой промышленности и факторы их размещения.
Транспорт и его роль в национальной экономике. Виды транспорта: железнодорожный, автомобильный, трубопроводный, водный и воздушный. Достоинства и недостатки различных видов транспорта. Транспортная сеть и ее элементы.
Отрасли нематериальной сферы. Сфера услуг и ее география.
Практические работы:
№3: «Характеристика одного из районов добычи угля, газа, нефти по картам и статистическим материалам».
№4: «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам».
№5:«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия»
№6:«Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам».
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ
Тема 4. Экономические районы России (23 часа)
Европейский Север, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Единственный сырьевой район Западной зоны. Русский Север — самый большой по площади район ЕТР. Топливные и энергетические ресурсы — основа хозяйства района. Мурманск — морские ворота страны.
Европейский Северо-Запад, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Северо-Запад — транзитный район между Россией и Европой. Бедность природными ресурсами. Выгодное географическое положение — главный фактор развития промышленности района. Опора на привозное сырье. Машиностроение — ведущая отрасль промышленности района. Санкт-Петербург — многофункциональный центр района.
Калининградская область — самая западная территория России.
Регион Центральная Россия, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Исторический, экономический, культурный и административный центр страны. Выгодность экономико-географического положения. Ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Ведущая роль природных ресурсов в развитии хозяйства региона. Высококвалифицированные трудовые ресурсы региона. Крупнейший центр автомобилестроения страны.
Европейский Юг, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Один из крупнейших по числу жителей и в то же время наименее урбанизированный район страны. Агроклиматические и рекреационные ресурсы. Выдающаяся роль сельского хозяйства и рекреационного хозяйства.
Поволжье, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Крупный нефтегазоносный район. Благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Высокая обеспеченность трудовыми ресурсами. «Автомобильный цех» страны. Нефтяная, газовая и химическая промышленность. Волго-Камский каскад ГЭС. Энергоемкие отрасли.
Урал, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Выгодное транзитное положение и богатые минеральные ресурсы. Старый промышленный район. Уральская металлургическая база; центр тяжелого машиностроения.
Западная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Главное богатство — огромные запасы нефти, газа и каменного угля. Ведущая роль топливно-энергетической промышленности. Черная металлургия Кузбасса.
Восточная Сибирь, ее географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Суровые природные условия и богатые природные ресурсы района. Огромные водные ресурсы Байкала и крупных рек. Ангаро-Енисейский каскад ГЭС — крупнейший производитель электроэнергии в стране. Перспективы развития энергоемких отраслей.
Дальний Восток, его географическое положение, ресурсы, население и специфика хозяйственной специализации. Самый большой по площади экономический район страны. Благоприятное приморское положение, крайне слабая освоенность, удаленность от развитой части страны. Специализация — вывоз леса, рыбы, руд цветных металлов, золота, алмазов.
Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (6 часов)
Тема 5 Ростовская область(6 часов)
Природные ресурсы области. Классификация природных ресурсов, оценка природно-ресурсного потенциала. Климат и типичные ландшафты. Реки, их режим и гидроресурсы, транспортное значение. Земельные ресурсы. Население Ростовской области. Численность населения. Естественный прирост и его составляющие. Освоение и заселение территории. Естественное движение и его территориальные различия. Размещение населения, история освоения и заселения. Медико-географические условия для жизни человека. Городское и сельское население. Рост городского населения и городов. Трудовые ресурсы и их роль. Обеспеченность трудовыми ресурсами. Распространение профессий в области. Топливно-энергетический комплекс области. Его значение в промышленности области. Отраслевой состав комплекса. Добывающие отрасли. Топливные ресурсы и их размещение. Открытая добыча угля, ее экономическая эффективность и экологический ущерб. Электроэнергетика, ее значение, особенности развития. Типы электростанций и принципы их размещения. Себестоимость электроэнергии на станциях разных типов как основной показатель их экономической эффективности. Тепловые электростанции области. Загрязнение окружающей среды, необходимость совершенствования технологий. Металлургическая промышленность. Цветная металлургия, ее значение в хозяйстве области. Стадии производства цветных металлов. Состав цветной металлургии. Производство черных металлов. Развитие строительной индустрии. Лесная промышленность. Значение и состав отрасли. Лесные ресурсы. Сырьевая база. Степень переработки древесины, потери древесины на всех стадиях заготовки и переработки. Лесопромышленные комплексы. Экономические, экологические, технические и технологические проблемы развития лесной промышленности в области. Химическая промышленность. Состав отраслей. Принципы размещения химического производства, их влияние на окружающую среду и здоровье населения. Машиностроительный комплекс. Роль машиностроения, отраслевой состав. Специализация и кооперирование производства. Ведущие факторы размещения. Центры машиностроения, тяжелое машиностроение, транспортное и сельскохозяйственное машиностроение. Агропромышленный комплекс области. Состав комплекса, взаимосвязи отраслей. Растениеводство и животноводство, их взаимосвязь. Зональная специализация сельского хозяйства. Районы размещения зерновых культур в области. Технические культуры. Животноводство и его основные отрасли и районы. Отрасли, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. Пищевая промышленность области – отрасли по производству конечной продукции агропромышленного комплекса. Отрасли по производству товаров народного потребления. Сфера услуг. Легкая промышленность области, ее состав. Кожевенно-обувная, трикотажная, швейная промышленность. Социальные проблемы отрасли: преобладание женского труда. Жилищно-коммунальное хозяйство. Приватизация жилья в области. Отрасли непроизводственной сферы области. Здравоохранение, образование, типы общеобразовательных школ, система профтехобразования, средние специальные, технические и высшие учебные заведения. Научные центры области. Санитарно-курортные учреждения и рекреационные районы области. Транспорт области. Значение транспорта. Виды транспорта. Железнодорожный и водный транспорт, его значение. Основные магистрали. Экономические связи Ростовской области с экономическими районами России, со странами ближнего и дальнего зарубежья. Место России в мировой экономике. Хозяйство России до ХХ в. Россия в ХХ—XXI вв. Перспективы развития.
Географическая номенклатура
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса, мыс Дежнёва.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гыданский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Франца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, Курская магнитная аномалия, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбасс, Горная Шория (железные руды), Донбасс, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
Формы организации учебных занятий:
- Собеседование (индивидуальная беседа)
- Самостоятельная работа с книгой
- Самостоятельная работа
- Домашнее задание
- Групповая работа
- Фронтальная работа
- Индивидуальная работа
Основные виды учебной деятельности;
- Игровая деятельность
- Групповая деятельность
- Коллективная деятельность
- Индивидуальная деятельность
- Проблемно-поисковая деятельность
РАЗДЕЛ № 2
Календарно-тематическое планирование 9А класс
№ п/п | Тема урока, контрольных, практических, лабораторных работ | Количество часов, отведенных на освоение программного материала | Дата проведения урока | |
По плану | По факту | |||
Раздел 1. ОБЩИЙ ОБЗОР РОССИИ (37 часов) | ||||
Введение. Экономическая и социальная география. | 1 | 01.09 | ||
Тема 1. Россия на карте мира. Природные условия и ресурсы России (8 часов) | ||||
Экономико – и политико- географическое положение России. | 1 | 02.09 | ||
Практическая работа №1: «Характеристика ЭГП России». | 1 | 08.09 | ||
Входной диагностический контроль. | 1 | 09.09 | ||
Административно-территориальное устройство России. | 1 | 15.09 | ||
Районирование территории России. | 1 | 16.09 | ||
Природные условия России. | 1 | 22.09 | ||
Природные ресурсы России. | 1 | 23.09 | ||
Влияние хозяйственной деятельности человека на природу. | 1 | 29.09 | ||
Тема 2. Население России (9 часов) | ||||
Численность население России. | 1 | 30.09 | ||
Размещение населения России. | 1 | 06.10 | ||
Миграции населения. | 1 | 07.10 | ||
Сельская форма расселения. | 1 | 13.10 | ||
Городская форма расселения. | 1 | 14.10 | ||
Контрольная работа 1 четверть по теме: «Население». | 1 | 20.10 | ||
Практическая работа №2 Этнический и религиозный состав населения. «Определение по картам и статистическим материалам крупных народов и особенностей их размещения, сопоставление с административно-территориальным делением РФ». | 1 | 21.10 | ||
Анализ контрольной работы «Население России». | 1 | 27.10 | ||
Трудовые ресурсы и рынок труда. | 1 | 28.10 | ||
Тема 3. Хозяйство России (19 часов) | ||||
Национальная экономика. | 1 | 10.11 | ||
Факторы размещения производства. | 1 | 11.11 | ||
ТЭК. Нефтяная и газовая промышленность. | 1 | 17.11 | ||
ТЭК. Угольная промышленность. | 1 | 18.11 | ||
Электроэнергетика. Практическая работа №3 «Характеристика одного из районов добычи угля, газа, нефти по картам и статистическим материалам». | 1 | 24.11 | ||
Металлургический комплекс. Черная металлургия. Практическая работа№4 «Составление характеристики одной из металлургических баз по картам и статистическим материалам». | 1 | 25.11 | ||
Цветная металлургия. Практическая работа №5:«Определение по картам главных факторов размещения металлургических предприятий по производству меди и алюминия» | 1 | 01.12 | ||
Машиностроительный комплекс. | 1 | 02.12 | ||
География машин. | 1 | 08.12 | ||
Военно-промышленный комплекс. | 1 | 09.12 | ||
География химической промышленности. Практическая работа №6 «Составление характеристики одной из баз химической промышленности по картам и статистическим материалам». | 1 | 15.12 | ||
Контрольная работа за 2 четверть по теме: « Хозяйство России». | 1 | 16.12 | ||
Лесная промышленность. | 1 | 22.12 | ||
АПК: растениеводство. | 1 | 23.12 | ||
АПК: животноводство. | 1 | 12.01 | ||
Зональная специализация хозяйства. | 1 | 13.01 | ||
Пищевая и легкая промышленность. | 1 | 19.01 | ||
Транспорт России. | 1 | 20.01 | ||
Нематериальная сфера хозяйства. | 1 | 26.01 | ||
Раздел 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РАЙОНЫ РОССИИ Тема 4. Экономические районы России (23 часа) | ||||
Европейский Север. Общие сведения. | 1 | 27.01 | ||
Европейский Север. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 02.02 | ||
Европейский Северо-Запад. Общие сведения. | 1 | 03.02 | ||
Европейский Северо-Запад. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 09.02 | ||
Центральная Россия. Общие сведения. | 1 | 10.02 | ||
Центральная Россия. Население, природные ресурсы. | 1 | 16.02 | ||
Центральная Россия. Хозяйство. | 1 | 17.02 | ||
Европейский Юг. Общие сведения. | 1 | 02.03 | ||
Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 03.03 | ||
Европейский Юг. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 09.03 | ||
Поволжье. Общие сведения. | 1 | 10.03 | ||
Поволжье. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 16.03 | ||
Контрольная работа 3 четверть по теме: «Экономические районы России». | 1 | 17.03 | ||
Анализ контрольной работы: «Экономические районы России». | 1 | 23.03 | ||
Урал. Общие сведения. | 1 | 24.03 | ||
Урал. Население, природные ресурсы. | 1 | 06.04 | ||
Урал. Хозяйство. | 1 | 07.04 | ||
Западная-Сибирь. Общие сведения. | 1 | 13.04 | ||
Западная-Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 14.04 | ||
Восточная-Сибирь. Общие сведения. | 1 | 20.04 | ||
Восточная-Сибирь. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 21.04 | ||
Дальний Восток. Общие сведения. | 1 | 27.04 | ||
Дальний Восток. Население, природные ресурсы и хозяйство. | 1 | 28.04 | ||
Раздел 3. ГЕОГРАФИЯ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ (6 часов) | ||||
Природные ресурсы области. Население Ростовской области. | 1 | 04.05 | ||
Промышленность и отрасли непроизводственной сферы Ростовской области. | 1 | 05.05 | ||
Транспорт области Ростовской области. Агропромышленный комплекс области. | 1 | 11.05 | ||
Контрольная работа 4 четверть по теме: «Природно-хозяйственные регионы России». | 1 | 12.05 | ||
Итоговая контрольная работа за курс 9 класса. | 1 | 18.05 | ||
Место России в мировой экономике. | 19.05 | |||
Итого: | 66 |
РАЗДЕЛ № 3
Требования к уровню подготовки выпускников
Личностными результатами освоения программы 9 класса по географии являются:
1) знание основных принципов и правил поведения в природе и обществе, основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий;
2) реализация установок здорового образа жизни;
3) сформированность познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, населения и хозяйства; интеллектуальных умений (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы и др.); эстетического отношения к географическим объектам и явлениям. Воспитание чувства долга, ответственности, готовности к защите Отечества, чувства любви и привязанности к семье, родному дому, своей Родине, традициям, обычаям казачества.
Формирование умений и потребности сохранять и приумножать богатства родной природы.
Воспитание учащихся на духовных и нравственных основах казачества, обеспечивающих действенное служение Отечеству.
Метапредметными результатами освоения программы 9 класса по географии являются:
- ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- выделение существенных признаков новых понятий; работа с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами; поиск дополнительные источники информации, формулирование своих мыслей и выводов в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
- установление причинно-следственных связей, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального); анализ различных источников информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства; выделения существенных признаков, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства.
Планируемые предметные результаты освоения программы 9 класса:
Выпускник научится:
- ставить учебную задачу под руководством учителя, планировать свою деятельность под руководством учителя, выявлять причинно-следственные связи, определять критерии для сравнения фактов, явлений, анализировать связи, соподчинения и зависимости компонентов, выслушивать и объективно оценивать другого, уметь вести диалог, вырабатывая общее решение.
- выделять существенные признаки новых понятий; работать с учебными текстами, схемами, картосхемами, статистикой, географическими картами; заниматься поиском дополнительных источников информации, формулировать свои мысли и выводы в устной и письменной форме, представлять в форме презентаций.
- устанавливать причинно-следственных связи, например, для объяснения развития этапов хозяйства (аграрного, индустриального и постиндустриального); анализировать различные источники информации с целью определения тенденций развития отраслей, сфер и секторов хозяйства; выделять существенные признаки, например, для выявления отраслевой структуры хозяйства.
Выпускник получит возможность научиться:
- объяснять основные географические закономерности взаимодействия общества и природы;
- объяснять роль географической науки в решении проблем гармоничного социоприродного развития.
- выявлять зависимость размещения населения и его хозяйственной деятельности от природных условий территории;
- определять причины и следствия геоэкологических проблем;
- приводить примеры закономерностей размещения населения, городов;
- оценивать особенности географического положения, природно-ресурсного потенциала, демографической ситуации, степени урбанизации;
- анализировать и объяснять сущность географических процессов и явлений;
- прогнозировать изменения: в природе, в численности и составе населения;
- составлять рекомендации по решению географических проблем;
- пользоваться различными источниками географической информации: картографическими, статистическими и др.;
- определять по картам местоположение географических объектов;
- формулировать своё отношение к культурному и природному наследию;
- выражать своё отношение к идее устойчивого развития России, рациональному природопользованию, качеству жизни населения, деятельности экономических структур, национальным проектам и государственной региональной политике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...