«Мировой океан»(1)
методическая разработка по географии (6 класс)
Методическая разработка урока по УМК
- Алексеев А.И. и др. География 5-6 класс. Москва «Просвещение. Полярная звезда»2020 год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_na_u.doc | 86 КБ |
Предварительный просмотр:
- Пименова Юлия Васильевна
- МОУ ИРМО «Бутырская СОШ»
- Учитель географии
- География
- 6 класс
- Тема: «Мировой океан»
- Алексеев А.И. и др. География 5-6 класс. Москва «Просвещение. Полярная звезда»2020 год
- Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
- Задачи:
-Обучающие: Изучить особенности отдельных океанов.
-Развивающие: Развитие умений работать с различными источниками знаний (картами, атласами, дополнительной литературой)
-Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, самостоятельности, чувства коллективизма.
- Тип урока: Обобщение ранее полученных и закрепление новых знаний и способов деятельности
- Формы работы учащихся Групповая и индивидуальная самостоятельная работа.
- Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, ЛИО.
- Технология : сотрудничества, здоровьесберегающие, ИКТ, проблемное обучение, организации исследовательской деятельности
- Методы: практический, наглядный, ИКТ.
Этап урока | презентация | Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Организационный этап. | Слайд1 Слайд 2 +музыка «Шум волн» | Приветствие, фиксация отсутствующих; 2. проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; 3. организация внимания школьников; 4. Психологически подготавливает учащихся к общению на уроке. | Проверяют свою подготовленность к уроку. (слушают музыку) |
Этап актуализации субъективного опыта учащихся «Приём до и после» | Слайд 2 +музыка «Шум волн» | Вспомните что вы знаете о том, что слышите? Подумайте, что хотели узнать? | О. – мировой океан, состоит из океанов О. какие особенности |
ЛИО Слайд3 Слайд4 | Как вы думаете все ли океаны одинаковы? Сформулируйте гипотезу урока. Поставим цели на урок | О. - нет | |
Слайд5-8 Слайд9 ЛИО Задание2 Слайд10 | Что это за географический объект? Что означает слово «Океан» Океан — | Тихий Атлантический Индийский СЛО Океан — | |
Слайд 11 | Дайте анализ диаграмме Почему планета названа по другому? | Суши меньше, чем воды Изучение происходило долго | |
Слайд 12 Задание 3 ЛИО | Дайте определение что такое Океан | Океан — наибольшая | |
Работа с картой | Слайд 13 | Самый маленький океан Океан, который назван в честь страны, берега которой он омывает Океан, который назван в честь античного героя Океан который во время путешествия Ф. Магеллана был спокоен | СЛО Индийский Атлантический Тихий |
Постановка проблемы на урок | Слайд 14 Задание 4 ЛИО | Сколько Океанов на Земле? Можно ли это число увеличить на 1? | 4 Да - Нет |
Этап групповой работы | Слайд 15 | Работа в группах | Делятся на группы |
Работа с текстом учебника | Слайд 16 | Даю таблицу | Заполняют на доске, по мере выполнения |
Работа с проблемой | Слайд17 | Можно ли увеличить число Океанов на 1? | Да, - Южный Океан |
Слайд 18 Задание 6 ЛИО | Какая на вкус вода в Океане? Назовите причину | солёная | |
Слайд 19 | Сравните по солёности Океаны. В какую графу можно занести данные? | заносят данные в таблицу | |
Слайд 21-22 Задание 7 ЛИО | Объясните почему важна Экология Океана? | Просматривают слайды и высказываются | |
Слайд 23 | Предложите пути выхода | ||
Слайд24 | Берегите природу | ||
Слайд 25 | Дом задание | Записывают в дневник | |
Этап Рефлексии «Приём до и после» | Слайд 26 | Учитель координатор процесса. | Оценивают работу на уроке и анализируют свою гипотезу, поставленную в начале урока |
Приложение1.
Использование приёма «До и После»
До | утверждение | После |
1. Мировой океан – вода всей планеты | ||
2. Можно выделить только 4 океана | ||
3. Моря и заливы это части Земли | ||
4. В Проливах вода не движется | ||
5. Через заливы океаны обмениваются водами |
Приложение 2.
Характеристика океанов
Тихий океан
Площадь – 178,7 млн. км 2
Максимальная глубина – 11022 м
Средняя глубина – 4000 м
Географическое положение
Тихий океан – самый большой и глубокий океан Земли.
1.Омывает берега 5 материков.
2.Экватор делит океан пополам, также пересекается 180* меридианом.
3.Береговая линия расчленена слабо с востока, а с запада сильно.
4.Располагается во всех полушариях, во всех климатических поясах, кроме арктического.
5.Большая часть океана находится в экваториальном и тропических поясах, поэтому он
самый тёплый.
6.Большое количество островов ( около 10 твс).
История исследования
В 1513г испанец ВаскоНуньеса де Бальбоа пересёк Панамский перешеек.
1519 – 1521гг португалец Фернан Магеллан первым пересёк Тихий океан во время
кругосветного плавания.
В 19в англичанин Джеймс Кук нанёс на карту многочисленные тихоокеанские острова.
В 1873 – 1876гг английская экспедиция на судне «Челленджер» собрала разнообразную информацию об особенностях вод Тихого океана. Тогда же впервые была составлена карта глубин океана и обнаружены глубоководные желоба.
В 1886 – 1889гг – Степан Макаров исследовал Тихий океан.
В 19 – 20вв исследованием океана занимались Тур Хейердал и Жак Ив Кусто.
Геологическое строение
Самый древний океан. Океан расположен почти полностью на Тихоокеанской литосферной плите.
В местах стыка с другими литосферными плитами образовался Тихоокеанский сейсмический пояс – «огненное кольцо» (большое количество вулканов, часты землетрясения).
Рельеф дна
Рельеф очень сложный и разнообразный.
- ложе океана
- островные дуги
- срединно-океанические хребты
- глубоководные желоба
Шельф хорошо прослеживается у берегов Азии и Австралии.
Климат
Климатические условия обусловлены расположением океана во всех климатических поясах, кроме арктического. Океан является самым тёплым .
Название океана не соответствует ему, он является самым неспокойным.
В центральной части океана господствуют – пассаты.
В западной части океана господствует - муссонная циркуляция.
Она известна своими ураганами – тайфунами.
В умеренных широтах океана господствует – западный перенос.
На севере и юге часто бывают штормы.
Цунами – гигантские волны, причиной являются землетрясения и извержения вулканов.
Водные массы
Водные массы – это большие объёмы воды, которые формируются в определённых районах океана и имеют определённые свойства.
С протяженностью Тихого океана связано изменение среднегодовых температур воды
От + 28С + 30С на экваторе, до – 1 на севере или юге.
Соленость поверхностных вод также изменяется от экватора к полюсам.
Средняя соленость вод Мирового океана = 35 %о.
Солёность вод Тихого океана = 30 – 36%о.
Течения обусловлены постоянными ветрами. Течения в Тихом океане образуют два круговорота.
Основные поверхностные течения: в северной части океана – тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные – Калифорнийское и Курильское;
В южной части – тёплые Южно – Пассатное и Восточно – Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское .
Органический мир
Очень разнообразен. Больше 1000 видов микроорганизмов.
В тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями.
Из 100 тыс. видов животных 3 тыс. представлены рыбами, из них около 75% эндемики.
Ресурсы океана
Рыбный промысел.
Северная часть Тихого океана изобилует промысловой рыбой(лососем, сардиной, сельдью, тунцом, треской, морским окунем). На акваторию Тихого океана приходится около 60% мирового улова рыбы(Япония, Китай, Россия, Перу, США, Таиланд). Также ведётся добыча крабов, креветок, устриц.
Транспортные пути.
Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.
Полезные ископаемые.
Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. Пески побережий Австралии, Новой Зеландии, Японии и России богаты драгоценными камнями. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, США, Австралии и Новой Зеландии добывают нефть и газ.
Северный Ледовитый океан
S океана = 14,1млн.кв.2
Максимальная глубина = 5527м
( Гренландское море )
Географическое положение
Северный Ледовитый океан – наименьший океан Земли. Самый труднодоступный.
1.Омывает берега Евразии и Северной Америки.
2.Океан расположен во всех полушариях, кроме южного.(пересекается 0* и 180*меридианами)
3.По количеству островов, второе место после Тихого океана (Самый большой – Гренландия)
4.Моря 1 внутренние – Белое, 10 окраинных.
5.Самый большой залив – Гудзонов.
Арктика – полярная область Земли вокруг Северного полюса, которая включает воды океана, острова и побережье материков.
История исследования
16в – голландец Виллем Баренц. Он был 1 европейцем, предпринявшем зимовку в Арктику. В честь него названо Баренцево море.
18в – русский офицер (датчанин) Витус Беринг.
Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской(впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.
19в – норвежец Фритьоф Нансен. Основатель Гренландской экспедиции.
1932г – советский исследователь Арктики, руководитель арктических экспедиций на ледоколах «Седов», «Сибиряков», «Челюскин».
Строение и рельеф дна
Строение дна океана очень сложное: океанические хребты чередуются с глубоководными разломами.
Срединно-океанические хребты Геккеля, Ломоносова, Менделеева – похожи на горы.
Климат
Северный Ледовитый океан – самый холодный среди океанов Земли.
Арктический климат очень суров. Это связано с его географическим положением.
Океан расположен в арктическом и субарктическом поясах.
На северном полюсе полгода продолжается полярная ночь, поэтому поверхность получает мало солнечного тепла.
Снег и лёд отражают солнечный свет.
Трескучие морозы, пронизывающий ветер, сильные вьюги – такую погоду формируют А В М.
Средняя температура воздуха зимой – 40С*, летом -0С*.
Водные массы и течения
Вследствие сурового климата водные массы имеют очень низкую температуру (- 1,5С* ).
Небольшая солёность у вод океана до 32%о , это связано со значительным стоком пресных материковых вод.
Течения: теплые – Североатлантическое, холодное – Трансарктическое.
Торос – скопление ледовых глыб в местах их столкновения.
Органический мир
Растительный и животный мир беден, это связано с суровыми климатическими условиями.
Богатства океана
Есть месторождения нефти, газа, каменного угля.
Добывают водоросли, ловят рыбу, охотятся на моржей и тюленей.
Экологические проблемы
Особенно опасно для океана загрязнение его вод нефтью, т.к. в этих условиях она не разлагается и долгое время (до 10 лет) может находится на поверхности воды.
Атлантический океан
S океана = 91,7млн.км2
Средняя глубина = 3600м
Максимальная глубина = 8742м( Желоб Пуэрто-Рико)
Географическое положение
Атлантический океан – второй по площади и по глубине океан Земли.
1.Омывает берега 5 материков.
2.Экватор делит океан пополам, а также его пересекает 0*меридиан.
3.Береговая линия материков, омываемых океаном, сильно расчленена только в
Северном полушарии.
4.Здесь есть много внутренних морей, особенно на востоке.
5.Большая часть островов расположена вблизи суши и имеет материковое происхождение.
6.Океан расположен во всех полушариях, во всех климатических поясах.
7.Большая часть океана расположена в тропических и умеренных широтах.
История исследования материка
Океан наиболее изучен и освоен человеком.
Начало более активного освоения океана было положено Христофором Колумбом.
Вначале 19в русская экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского исследовала пробы воды из глубин океана.
Комплексное исследование природы Атлантического океана началось с конца 19в.
Строение и рельеф дна
Согласно теории литосферных плит Атлантический океан относительно молод.
Поэтому рельеф дна не такой сложный как у Тихого океана.
Почти меридионально по середине океана простирается гигантский Срединно-Атлантический хребет, разделяющий ложе океана на 2 приблизительно равные части.Северо-Атлантический горная цепь протяженностьюЮжно-Атлантический около 170000км. Шельфовая зона обширнее, чем у Тихого океана, особенно у берегов Европы иСеверной Америки
Климат
Атлантический океан простирается от субарктических широт до Антарктиды.
Северные и Южные районы океана отличаются очень суровым климатом с – t воздуха.
В умеренных широтах на климат влияют западные ветры.
В тропиках преобладают пассаты.
В южном полушарии в умеренных широтах дуют ветры большой силы, ревущие 40-50-60
У берегов Африки возникают тропические циклоны.
В районе Исландии находится центр зарождения циклонов.
Водные массы
Температура воды ниже чем в Тихом океане, из-за поступления холодных вод и льда из Северного Ледовитого океана и Антарктиды.Температура вод на экваторе и тропиках +26С*
Наибольшая солёность воды в тропиках около 37,5%о. Возле берегов Антарктиды солёность снижается из-за таяния льда и опреснения морских вод.
Течения
В отличии Тихоокеанских течений они перемещаются не в широтном направлении, а в меридиональном.
Тёплое течение Гольфстрим переносит тропические воды далеко на север.
На 40*с.ш поворачивает на северо-восток и получает название Северо-Атлантическое.
Из Северного Ледовитого океана приходит холодное Лабрадорское течение.
Органический мир
Беднее чем в Тихом океане. Вследствие геологической молодости океана и более прохладности вод.
Ресурсы океана
На побережье расположены крупные порты мира.Рыбные богатства представлены – сельдью, тунцом, анчоусом, мойвой, хеком, сардинами.Полезные ископаемые представлены залежами:
- нефть, газ( Северное море, Мексиканский залив, Гвианский залив )
-каменный уголь, алмазы, строй материалы, поваренная соль.
Экологические проблемы
Проблемой номер 1 является – проблема загрязнения вод океана:
- загрязнение разными бытовыми, промышленными стоками прибрежных городов.
- загрязнение нефтью вследствие её перевозки и аварий танкеров с нефтью.
Загрязнение приводит к сокращению рыбных запасов, многие пляжи становятся не пригодными для отдыха.Во многих странах запрещён сброс неочищенных вод промышленных предприятий.
Индийский океан
S океана = 76,2млн.км2
Средняя глубина = 3 700м
Максимальная глубина = 7 729м
(Зондский желоб)
Географическое положение
Индийский океан - третий по площади океан Земли.
1.Омывает берега 4 материков.
2.Океан расположен в северном, южном, восточном полушариях.
3.Пересекается экватором.
4.Береговая линия расчленена слабо.
5.Не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.
История исследования
Исследование океана началось ещё 3тыс. лет до/эры
В 15в. китаец Жен Хо плавал Индийским океаном к берегам Индии и дальше – в Африку.
В 1498г. Португалец Васко да Гама – пересёк Индийский океан и достиг берегов Индии.
В 18в. английский мореплаватель Дж. Кук сделал первые замеры глубин океана.
Всестороннее изучение Индийского океана началось в 19в.
Строение и рельеф дна
Океан расположен в пределах 3хлитосферных плит:
- Африканской, Индо-Австралийской, Антарктической.
На стыках литосферных плит возникли срединно-океанические хребты:
- Аравийско-Индийский
- Западно-Индийский
- Центрально-Индийский
Часто бывают землетрясения и извержения вулканов.
Много глубоководных желобов – самый глубокий Зондский желоб – 7729м.
Климат и водные массы
Воды Индийского океана большей частью находятся в жарких тепловых поясах.
Воды хорошо прогреваются.
Средняя температура воды на севере +29С*
Максимальная температура воды в Красном море - +35С*( максимальная солёность 42%о)
Соленость на экваторе – 34%о, в тропиках – 37%о.
Океан на севере надёжно защищён горами от проникновения холодных В М.
Под влиянием суши климат формирует муссоны – сезонные ветры, меняющие своё направление два раза в год.
В районе о-ва Мадагаскар часто бывают ураганы, до 8 раз в год.
Течения
Течения в северной части океана связаны с муссонами. Зимой под влиянием северо-восточного муссона возникает мощное теплое течение – муссонное течение.
Летом под влиянием юго-западного муссона оно ослабевает, а Сомалийское течение резко усиливается. Муссоны влияют на систему течений в Индийском океане.
Органический мир
Очень богат, имеет общие черты с Тихим океаном.
Природные ресурсы океана
Рыбный промысел.
Значение океана для мирового рыболовства невелико, на него приходится лишь 5% от общего объёма.(тунец, сардина, хамса, креветки, омары, лангусты).
Транспортные пути
Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку( Суэцкий канал), а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралии, Японию и Китай.
Полезные ископаемые
Важнейшими полезными ископаемыми Индийского океана являются нефть и газ.
По их запасам океан занимает первое место. Их месторождения имеются на шельфах Персидского и Суэцкого заливов, в проливе Баса, на шельфе полуострова Индостан.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.
Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....
Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация
Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...
ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"
План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....
Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".
сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....
Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"
Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....
" Мировой океан и его части.Суша в океане"
Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....
Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"
Технологическая карта данного урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС....