«Мировой океан»(1)
методическая разработка по географии (6 класс)

Пименова Юлия Васильевна

Методическая разработка урока по УМК 

  1. Алексеев А.И. и др. География 5-6 класс. Москва «Просвещение. Полярная звезда»2020 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_na_u.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пименова Юлия Васильевна
  2. МОУ ИРМО «Бутырская СОШ»
  3. Учитель географии
  4. География
  5. 6 класс
  6. Тема: «Мировой океан»
  7. Алексеев А.И. и др. География 5-6 класс. Москва «Просвещение. Полярная звезда»2020 год
  8. Цель урока: организовать деятельность учащихся по восприятию, осмыслению, первичному закреплению новых знаний и способов деятельности.
  9. Задачи:

-Обучающие: Изучить особенности отдельных океанов.

-Развивающие: Развитие умений работать с различными источниками знаний (картами, атласами, дополнительной литературой)

-Воспитательные: способствовать формированию интереса к предмету, самостоятельности, чувства коллективизма.

  1. Тип урока: Обобщение ранее полученных  и  закрепление новых знаний и способов деятельности
  2. Формы работы учащихся Групповая и индивидуальная самостоятельная работа.
  3. Необходимое техническое оборудование: Компьютер, проектор, экран, ЛИО.
  4. Технология : сотрудничества, здоровьесберегающие, ИКТ, проблемное обучение, организации исследовательской деятельности
  5. Методы: практический, наглядный, ИКТ.

Этап урока

презентация

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный этап.

Слайд1

Слайд 2

+музыка «Шум волн»

Приветствие, фиксация отсутствующих;

2. проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию;

3. организация внимания школьников;

4. Психологически подготавливает учащихся к общению на уроке.

Проверяют свою подготовленность к уроку.

(слушают музыку)

Этап актуализации субъективного опыта учащихся

«Приём до и после»

Слайд 2

+музыка «Шум волн»

Вспомните что вы знаете о том, что слышите?

Подумайте, что хотели узнать?

О. – мировой океан, состоит из океанов

О. какие особенности

ЛИО

Слайд3

Слайд4

Как вы думаете все ли океаны одинаковы?

Сформулируйте гипотезу урока.

Поставим цели на урок

О. - нет

Слайд5-8

Слайд9

ЛИО Задание2

Слайд10

Что это за географический объект?

Что означает слово «Океан»

Океан —
в древнегреческой мифологии божество величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало рекам, источникам, морским течениям

Тихий

Атлантический

Индийский

СЛО

Океан —
в древнегреческой мифологии божество величайшей мировой реки, омывающей землю и море, дающей начало рекам, источникам, морским течениям

Слайд 11

Дайте анализ диаграмме

Почему планета названа по другому?

Суши меньше, чем воды

Изучение происходило долго

Слайд 12

Задание 3 ЛИО

Дайте определение что такое Океан

Океан — наибольшая
часть Мирового океана,
ограниченная материками

Работа с картой

Слайд 13

Самый маленький океан

Океан, который назван в честь страны, берега которой он омывает

Океан, который назван в честь античного героя

Океан который во время путешествия Ф. Магеллана был спокоен

СЛО

Индийский

Атлантический

Тихий

Постановка проблемы на урок

Слайд 14

Задание 4 ЛИО

Сколько Океанов на Земле? Можно ли это число увеличить на 1?

4

Да - Нет

Этап групповой работы

Слайд 15

Работа в группах

Делятся на группы

Работа с текстом учебника

Слайд 16

Даю таблицу

Заполняют на доске, по мере выполнения

Работа с проблемой

Слайд17

Можно ли увеличить число Океанов на 1?

Да, - Южный Океан

Слайд 18

Задание 6 ЛИО

Какая на вкус вода в Океане?

Назовите причину

солёная

Слайд 19

Сравните по солёности Океаны.

В какую графу можно занести данные?

заносят данные в таблицу

Слайд 21-22

Задание 7 ЛИО

Объясните почему важна Экология Океана?

Просматривают слайды и высказываются

Слайд 23

Предложите пути выхода

Слайд24

Берегите природу

Слайд 25

Дом задание

Записывают в дневник

Этап Рефлексии

«Приём до и после»

Слайд 26

Учитель координатор процесса.

Оценивают работу на уроке и анализируют свою гипотезу, поставленную в начале урока

Приложение1.

Использование приёма «До и После»

До

утверждение

После

1. Мировой океан – вода всей планеты

2. Можно выделить только 4 океана

3. Моря и заливы это части Земли

4. В Проливах вода не движется

5. Через заливы океаны обмениваются водами

Приложение 2.

Характеристика океанов

Тихий океан

Площадь – 178,7 млн. км 2

Максимальная глубина – 11022 м

Средняя глубина – 4000 м

Географическое положение

Тихий океан – самый большой и глубокий океан Земли.

1.Омывает берега 5 материков.

2.Экватор делит океан пополам, также пересекается 180* меридианом.

3.Береговая линия расчленена слабо с востока, а с запада сильно.

4.Располагается во всех полушариях, во всех климатических поясах, кроме арктического.

5.Большая часть океана находится в экваториальном и тропических поясах, поэтому он

самый тёплый.

6.Большое количество островов ( около 10 твс).

История исследования

В 1513г испанец ВаскоНуньеса де Бальбоа пересёк Панамский перешеек.

1519 – 1521гг португалец Фернан Магеллан первым пересёк Тихий океан во время

кругосветного плавания.

В 19в англичанин Джеймс Кук нанёс на карту многочисленные тихоокеанские острова.

В 1873 – 1876гг английская экспедиция на судне «Челленджер» собрала разнообразную информацию об особенностях вод Тихого океана. Тогда же впервые была составлена карта глубин океана и обнаружены глубоководные желоба.

В 1886 – 1889гг – Степан Макаров исследовал Тихий океан.

В 19 – 20вв исследованием океана занимались Тур Хейердал и Жак Ив Кусто.

Геологическое строение

Самый древний океан. Океан расположен почти полностью на Тихоокеанской литосферной плите.

В местах стыка с другими литосферными плитами образовался Тихоокеанский сейсмический пояс – «огненное кольцо» (большое количество вулканов, часты землетрясения).

Рельеф дна

Рельеф очень сложный и разнообразный.

- ложе океана

- островные дуги

- срединно-океанические хребты

- глубоководные желоба

Шельф хорошо прослеживается у берегов Азии и Австралии.

Климат

Климатические условия обусловлены расположением океана во всех климатических поясах, кроме арктического. Океан является самым тёплым .

Название океана не соответствует ему, он является самым неспокойным.

В центральной части океана господствуют – пассаты.

В западной части океана господствует - муссонная циркуляция.

Она известна своими ураганами – тайфунами.

В умеренных широтах океана господствует – западный перенос.

На севере и юге часто бывают штормы.

Цунами – гигантские волны, причиной являются землетрясения и извержения вулканов.

Водные массы

Водные массы – это большие объёмы воды, которые формируются в определённых районах океана и имеют определённые свойства.

С протяженностью Тихого океана связано изменение среднегодовых температур воды

От + 28С + 30С на экваторе, до – 1 на севере или юге.

Соленость поверхностных вод также изменяется от экватора к полюсам.

Средняя соленость вод Мирового океана = 35 %о.

Солёность вод Тихого океана = 30 – 36%о.

Течения обусловлены постоянными ветрами. Течения в Тихом океане образуют два круговорота.

Основные поверхностные течения: в северной части океана – тёплые Куросио, Северо-Тихоокеанское и Аляскинское и холодные – Калифорнийское и Курильское;

В южной части – тёплые Южно – Пассатное и Восточно – Австралийское и холодные Западных Ветров и Перуанское .

Органический мир

Очень разнообразен. Больше 1000 видов микроорганизмов.

В тропической и субтропической зонах между побережьями Азии и Австралии огромные территории заняты коралловыми рифами и мангровыми зарослями.

Из 100 тыс. видов животных 3 тыс. представлены рыбами, из них около 75% эндемики.

Ресурсы океана

Рыбный промысел.

Северная часть Тихого океана изобилует промысловой рыбой(лососем, сардиной, сельдью, тунцом, треской, морским окунем). На акваторию Тихого океана приходится около 60% мирового улова рыбы(Япония, Китай, Россия, Перу, США, Таиланд). Также ведётся добыча крабов, креветок, устриц.

Транспортные пути.

Через Тихий океан пролегают важные морские и воздушные коммуникации между странами тихоокеанского бассейна и транзитные пути между странами Атлантического и Индийского океанов.

Полезные ископаемые.

Дно Тихого океана скрывает богатые месторождения различных минералов. Пески побережий Австралии, Новой Зеландии, Японии и России богаты драгоценными камнями. На шельфах Китая, Индонезии, Японии, Малайзии, США, Австралии и Новой Зеландии добывают нефть и газ.

Северный Ледовитый океан

S океана = 14,1млн.кв.2

Максимальная глубина = 5527м

( Гренландское море )

Географическое положение

Северный Ледовитый океан – наименьший океан Земли. Самый труднодоступный.

1.Омывает берега Евразии и Северной Америки.

2.Океан расположен во всех полушариях, кроме южного.(пересекается 0* и 180*меридианами)

3.По количеству островов, второе место после Тихого океана (Самый большой – Гренландия)

4.Моря 1 внутренние – Белое, 10 окраинных.

5.Самый большой залив – Гудзонов.

Арктика – полярная область Земли вокруг Северного полюса, которая включает воды океана, острова и побережье материков.

История исследования

16в – голландец Виллем Баренц. Он был 1 европейцем, предпринявшем зимовку в Арктику. В честь него названо Баренцево море.

18в – русский офицер (датчанин) Витус Беринг.

Прошёл по проливу между Чукоткой и Аляской(впоследствии Берингов пролив), достиг Северной Америки и открыл ряд островов Алеутской гряды.

19в – норвежец Фритьоф Нансен. Основатель Гренландской экспедиции.

1932г – советский исследователь Арктики, руководитель арктических экспедиций на ледоколах «Седов», «Сибиряков», «Челюскин».

Строение и рельеф дна

Строение дна океана очень сложноеокеанические хребты чередуются с глубоководными разломами.

Срединно-океанические хребты Геккеля, Ломоносова, Менделеева – похожи на горы.

Климат

Северный Ледовитый океан – самый холодный среди океанов Земли.

Арктический климат очень суров. Это связано с его географическим положением.

Океан расположен в арктическом и субарктическом поясах.

На северном полюсе полгода продолжается полярная ночь, поэтому поверхность получает мало солнечного тепла.

Снег и лёд отражают солнечный свет.

Трескучие морозы, пронизывающий ветер, сильные вьюги – такую погоду формируют А В М.

Средняя температура воздуха зимой – 40С*, летом -0С*.

Водные массы и течения

Вследствие сурового климата водные массы имеют очень низкую температуру (- 1,5С* ).

Небольшая солёность у вод океана до 32%о , это связано со значительным стоком пресных материковых вод.

Течения: теплые – Североатлантическое, холодное – Трансарктическое.

Торос – скопление ледовых глыб в местах их столкновения.

Органический мир

Растительный и животный мир беден, это связано с суровыми климатическими условиями.

Богатства океана

Есть месторождения нефти, газа, каменного угля.

Добывают водоросли, ловят рыбу, охотятся на моржей и тюленей.

Экологические проблемы

Особенно опасно для океана загрязнение его вод нефтью, т.к. в этих условиях она не разлагается и долгое время (до 10 лет) может находится на поверхности воды.

Атлантический океан

S океана = 91,7млн.км2

Средняя глубина = 3600м

Максимальная глубина = 8742м( Желоб Пуэрто-Рико)

Географическое положение

Атлантический океан – второй по площади и по глубине океан Земли.

1.Омывает берега 5 материков.

2.Экватор делит океан пополам, а также его пересекает 0*меридиан.

3.Береговая линия материков, омываемых океаном, сильно расчленена только в

Северном полушарии.

4.Здесь есть много внутренних морей, особенно на востоке.

5.Большая часть островов расположена вблизи суши и имеет материковое происхождение.

6.Океан расположен во всех полушариях, во всех климатических поясах.

7.Большая часть океана расположена в тропических и умеренных широтах.

История исследования материка

Океан наиболее изучен и освоен человеком.

Начало более активного освоения океана было положено Христофором Колумбом.

Вначале 19в русская экспедиция И. Крузенштерна и Ю. Лисянского исследовала пробы воды из глубин океана.

Комплексное исследование природы Атлантического океана началось с конца 19в.

Строение и рельеф дна

Согласно теории литосферных плит Атлантический океан относительно молод.

Поэтому рельеф дна не такой сложный как у Тихого океана.

Почти меридионально по середине океана простирается гигантский Срединно-Атлантический хребет, разделяющий ложе океана на 2 приблизительно равные части.Северо-Атлантический горная цепь протяженностьюЮжно-Атлантический около 170000км. Шельфовая зона обширнее, чем у Тихого океана, особенно у берегов Европы иСеверной Америки

Климат

Атлантический океан простирается от субарктических широт до Антарктиды.

Северные и Южные районы океана отличаются очень суровым климатом с – t воздуха.

В умеренных широтах на климат влияют западные ветры.

В тропиках преобладают пассаты.

В южном полушарии в умеренных широтах дуют ветры большой силы, ревущие 40-50-60

У берегов Африки возникают тропические циклоны.

В районе Исландии находится центр зарождения циклонов.

Водные массы

Температура воды ниже чем в Тихом океане, из-за поступления холодных вод и льда из Северного Ледовитого океана и Антарктиды.Температура вод на экваторе и тропиках  +26С*

Наибольшая солёность воды в тропиках около 37,5%о. Возле берегов Антарктиды солёность снижается из-за таяния льда и опреснения морских вод.

Течения

В отличии Тихоокеанских течений они перемещаются не в широтном направлении, а в меридиональном.

Тёплое течение Гольфстрим переносит тропические воды далеко на север.

На 40*с.ш поворачивает на северо-восток и получает название Северо-Атлантическое.

Из Северного Ледовитого океана приходит холодное Лабрадорское течение.

Органический мир

Беднее чем в Тихом океане. Вследствие геологической молодости океана и более прохладности вод.

Ресурсы океана

На побережье расположены крупные порты мира.Рыбные богатства представлены – сельдью, тунцом, анчоусом, мойвой, хеком, сардинами.Полезные ископаемые представлены залежами:

- нефть, газ( Северное море, Мексиканский залив, Гвианский залив )

-каменный уголь, алмазы, строй материалы, поваренная соль.

Экологические проблемы

Проблемой номер 1 является – проблема загрязнения вод океана:

- загрязнение разными бытовыми, промышленными стоками прибрежных городов.

- загрязнение нефтью вследствие её перевозки и аварий танкеров с нефтью.

Загрязнение приводит к сокращению рыбных запасов, многие пляжи становятся не пригодными для отдыха.Во многих странах запрещён сброс неочищенных вод промышленных предприятий.

Индийский океан

S океана = 76,2млн.км2

Средняя глубина = 3 700м

Максимальная глубина = 7 729м

(Зондский желоб)

Географическое положение

Индийский океан - третий по площади океан Земли.

1.Омывает берега 4 материков.

2.Океан расположен в северном, южном, восточном полушариях.

3.Пересекается экватором.

4.Береговая линия расчленена слабо.

5.Не имеет связи с Северным Ледовитым океаном.

История исследования

Исследование океана началось ещё 3тыс. лет до/эры

В 15в. китаец Жен Хо плавал Индийским океаном к берегам Индии и дальше – в Африку.

В 1498г. Португалец Васко да Гама – пересёк Индийский океан и достиг берегов Индии.

В 18в. английский мореплаватель Дж. Кук сделал первые замеры глубин океана.

Всестороннее изучение Индийского океана началось в 19в.

Строение и рельеф дна

Океан расположен в пределах 3хлитосферных плит:

- Африканской, Индо-Австралийской, Антарктической.

На стыках литосферных плит возникли срединно-океанические хребты:

- Аравийско-Индийский

- Западно-Индийский

- Центрально-Индийский

Часто бывают землетрясения и извержения вулканов.

Много глубоководных желобов – самый глубокий Зондский желоб – 7729м.

Климат и водные массы

Воды Индийского океана большей частью находятся в жарких тепловых поясах.

Воды хорошо прогреваются.

Средняя температура воды на севере +29С*

Максимальная температура воды в Красном море - +35С*( максимальная солёность 42%о)

Соленость на экваторе – 34%о, в тропиках – 37%о.

Океан на севере надёжно защищён горами от проникновения холодных В М.

Под влиянием суши климат формирует муссоны – сезонные ветры, меняющие своё направление два раза в год.

В районе о-ва Мадагаскар часто бывают ураганы, до 8 раз в год.

Течения

Течения в северной части океана связаны с муссонами. Зимой под влиянием северо-восточного муссона возникает мощное теплое течение – муссонное течение.

Летом под влиянием юго-западного муссона оно ослабевает, а Сомалийское течение резко усиливается. Муссоны влияют на систему течений в Индийском океане.

Органический мир

Очень богат, имеет общие черты с Тихим океаном.

Природные ресурсы океана

Рыбный промысел.

Значение океана для мирового рыболовства невелико, на него приходится лишь 5% от общего объёма.(тунец, сардина, хамса, креветки, омары, лангусты).

Транспортные пути

Важнейшими транспортными путями Индийского океана являются маршруты из Персидского залива в Европу и Северную Америку( Суэцкий канал), а также из Аденского залива в Индию, Индонезию, Австралии, Японию и Китай.

Полезные ископаемые

Важнейшими полезными ископаемыми Индийского океана являются нефть и газ.

По их запасам океан занимает первое место. Их месторождения имеются на шельфах Персидского и Суэцкого заливов, в проливе Баса, на шельфе полуострова Индостан.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мировой океан. Свойства вод Мирового океана.

Урок географии в 6 классе. Цели: Развивать творческие навыки, познавательный интерес и географическое мышление учащихся....

Методическая разработка по теме "Мировой океан. Части Мирового океана"+ презентация

Тема урока: Мировой океан. Части Мирового океана. Тип урока:урок формирования новых знаний. ЦелиУчебные: способствовать формированию у обучающихся понятий: «Мировой океан», «океан», «море...

ИКТ - урок по географии "Мировой океан. Части Мирового океана"

План-конспект урока "Мировой океан. Части мирового океана", 6 класс. На данном уроке используются различные виды и формы работы с ЭОР....

Конспект урока по географии" Мировой океан.Части мирового океана".

сформирование представления о частях Мирового океана, о единстве Мирового океана, продолжать формировать умение работать с картой....

Методическая разработка урока географии для 6 класса "Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане"

Разработка урока географии для 6 класса по теме «Мировой океан – основная часть гидросферы. Движение воды в океане» может быть использована учителями, работающими по программе В.П. Дронова, Л.Е....

" Мировой океан и его части.Суша в океане"

Разработка открытого урока с исполлзованием нетрадиционных форм работы....

Технологическая карта урока географии по теме "Мировой океан.Части Мирового океана"

Технологическая карта данного урока  составлена в соответствии с требованиями ФГОС....