Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии | 33.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
городского округа Ступино
Московской области
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУ «СОШ№2»
__________________/Л.Н Макаренко/
«___» _______________2020 год
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии в 9-х классах
на 2020-2021 учебный год
Составитель:
учитель географии
Карлова Елена Сергеевна
2020-2021 уч. год
Пояснительная записка.
Программа составлена для обучающихся 9-х классов, которые выбрали географию для сдачи экзамена в новой форме.
Целью курса является повышение уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими навыков заполнения аттестационных документов и бланков ответов).
Программа рассчитана на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Программа курса выстроена в логике постепенного освоения учащимися основного содержания географических знаний и состоит из двух разделов: введение и освоение основных разделов курса.
Каждый раздел состоит из обзорных лекций, тренировочных заданий тестовой формы с выбором ответа, заданий тестовой формы с кратким ответом, анализа трудных заданий.
Курс реализует компетентностный, деятельностный и индивидуальный подход к обучению. Деятельностный подход реализуется в процессе проведения самостоятельных и практических работ с учащимися, составляет основу курса.
Деятельность учителя сводится в основном к консультированию учащихся, анализу и разбору наиболее проблемных вопросов и тем.
Индивидуализация обучения достигается за счет использования в процессе обучения электронных и Интернет-ресурсов.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личности своих учеников, развитие их умения и способности преодолевать границы известного, традиционного. Благодаря этому становится возможным выйти за пределы образовательного стандарта, для успешной реализации творческого потенциала учащихся, повышения их познавательного интереса к географии и формированию более устойчивой мотивации к изучению предмета.
В процессе освоения программы, обучающиеся смогут проверить уровень своих знаний по различным разделам школьного курса географии, а также пройдут необходимый этап подготовки к единому государственному экзамену.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА.
Введение.
Особенности процедуры проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии. Нормативно-правовые и другие документы, определяющие порядок проведения государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии, бланки государственной итоговой аттестации выпускников 9 классов в новой форме по географии и иные сведения, связанные с данной процедурой. Правила заполнения бланков. Особенности экзаменационной работы по географии, структура КИМов, демонстрационные версии контрольных измерительных материалов (КИМ).
Освоение основных разделов курса
1. Источники географической информации:
Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).
2. Природа Земли и человек:
Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана. Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка.
Гидросфера, её состав и строение. Мировой океан, его части; взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли.
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды.
Биосфера, её взаимосвязи с другими геосферами. Почвенный покров. Условия образования почв разных типов.
Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные.
3. Материки, океаны, народы и страны:
Современный облик планеты Земля. Происхождение материков и впадин океанов. Соотношение суши и океана на Земле. Население Земли. Численность населения Земли. Человеческие расы, этносы. Материки и страны. Основные черты природы Африки, Австралии, Антарктиды, Южной Америки, Северной Америки, Евразии
4. Природопользование и геоэкология:
Влияние хозяйственной деятельности на людей и природу. Основные типы природопользования. Стихийные явления в атмосфере, гидросфере, литосфере
5. География России:
Особенности ГП России.
Территория и акватория, морские и сухопутные границы. Часовые пояса. Административно-территориальное устройство России.
Природа России.
Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа. Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. Растительный и животный мир России. Природные зоны. Высотная поясность
Население России.
Численность, естественное движение населения. Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. Городское и сельское население. Крупнейшие города.
Хозяйство России.
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. Природно-ресурсный потенциал и важнейшие территориальные сочетания природных ресурсов. География отраслей промышленности. География сельского хозяйства. География важнейших видов транспорт.
Рефлексивная часть курса. Проведение репетиционного тестирования (в традиционной или компьютерной формах) и анализ его результативности.
Требования к уровню подготовки, освоение которых проверяется
на государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов
общеобразовательных учреждений по географии
Перечень требований к уровню подготовки выпускников основной школы, достижение которых проверяется на экзамене по географии, составлен на основе раздела «Требования к уровню подготовки выпускников» Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования.
Знать/понимать:
- основные географические понятия и термины;
- различия плана, глобуса и географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения;
- результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- географические следствия движений Земли, географические
явления и процессы в геосферах, взаимосвязь между ними, их
изменение в результате деятельности человека;
- географическую зональность и поясность;
- географические особенности природы материков и океанов, а также географию народов Земли; различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между
географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- специфику географического положения и административно- территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
- природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите
людей от стихийных природных и техногенных явлений
Уметь:
- определять на местности, плане и карте расстояния, направления, высоты точек; географические координаты и местоположение географических объектов;
- выделять (узнавать) существенные признаки географических объектов и явлений;
- описывать существенные признаки географических объектов и явлений;
- объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- составлять краткую географическую характеристику разных территорий;
- приводить примеры: природных ресурсов, их использования и охраны, формирования культурно-бытовых особенностей народов под влиянием среды их обитания; крупнейших сырьевых и топливно-энергетических баз, районов и центров
производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
- находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими
ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
- представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости.
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- определения поясного времени;
- чтения карт различного содержания;
- решения практических задач по определению качества окружающей среды, ее использованию.
План работы по подготовке к ОГЭ по географии
Месяц | Организационно-методическая работа | Работа с нормативными документами | Работа с учащимися | Работа с родителями |
октябрь | Утверждение плана работы по подготовке к ОГЭ по географии. Организация консультаций. Подготовка справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов | Знакомство с нормативно-правовыми документами по ОГЭ в 2020-2021году Изучение нормативно-правовых документов | Консультации еженедельно. Информирование учащихся по вопросам подготовки к ОГЭ. Знакомство с демоверсиями. Знакомство с регламентом. Индивидуальные консультации еженедельно. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ. Нацеливание родителей на приобретение КИМов по географии. |
ноябрь | Оформление информационного стенда. | Отслеживание изменений в демоверсиях. Анализ результатов ОГЭ по географии за 2019-2020г. | Знакомство с изменениями в демоверсиях. Консультации еженедельно. | Выступление на родительском собрании «Важные моменты при подготовке ОГЭ по географии» |
декабрь | Пополнение материалов для подготовки к ОГЭ (демоверсии, задания). | Работа по заполнению бланков. Индивидуальные консультации. | Ознакомление родителей с результатами пробного ОГЭ. | |
январь | Подготовка, обновление, пополнение справочных, информационных и учебно-тренировочных материалов. | Тренировочные занятия по заполнению бланков. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ОГЭ по географии. | |
февраль | Размещение на информационном стенде расписания экзамена по географии 2017 года. | Изучение нормативно-правовых документов | Консультации. Подготовка к пробному экзамену. | Информирование и консультирование родителей по вопросам ГИА. |
март | Подбор заданий различной сложности. | Изучение нормативно-правовых документов | Участие в пробном экзамене. Итоги проведения пробного экзамена. Работа по КИМам. Консультации. | Информирование родителей о результатах пробного экзамена. |
Апрель - май | Подбор заданий различной сложности для устранения пробелов у слабоуспевающих учащихся. | Изучение нормативно-правовых документов | Тренировочные занятия по заполнению бланков и исправлению ошибок. | Консультации для родителей по режиму дня выпускника для успешной сдачи ОГЭ. |
План
проведений консультаций по подготовке учащихся 9-х классов к ОГЭ по географии
Цели: повторить изученный материал за курсы географии 6-9 классы, закрепить умения работать с географическими картами, статистическими сведениями, таблицами, научить заполнению бланков, подготовить учащихся к сдаче ОГЭ.
|
|
|
I | Физическая география | 8 |
1 | Географические открытия путешественников | 2 |
2 | Географическая карта. Градусная сеть на глобусе и картах | 2 |
3 | Географическая ширина и долгота. Изображение высот и глубин | 2 |
4 | Природные зоны земли | 2 |
II | География материков и океанов | 16 |
5 | Карты материков и океанов | 2 |
6 | Мировой океан-главная часть гидросферы | 2 |
7 | Географическая оболочка | 2 |
8 | Страны мира | 2 |
9 | Южные материки | 2 |
10 | Северные материки | 2 |
11 | Климат и климатические ресурсы России | 2 |
12 | Внутренние воды и водные ресурсы | 2 |
III | География России. Хозяйство и население | 6 |
13 | Особенности расселения населения России | 1 |
14 | Главные отрасли и межотраслевые комплексы России | 2 |
15 | Европейская часть России | 1 |
16 | Азиатская часть России | 1 |
17 | Россия в современном мире | 1 |
Итого 30 часов
График консультаций
День недели | Время | Место проведения | Класс |
Календарное планирование
№ | Дата по плану | По факту | Тема | Вид работы |
Вводное занятие. Особенности ОГЭ 9 классов по географии. | ||||
Источники географической информации: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с топографической картой. | |||
Работа по построению профилей рельефа местности | Выполнение заданий из сборника КИМов | |||
Географические координаты. | Определение географической широты и долготы. | |||
Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с физическими картой мира и России. Работа с тектонической картой. Выполнение заданий из сборника КИМов. | |||
Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков | |||
Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Ледники и многолетняя мерзлота. Водные ресурсы Земли. | Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. Выполнение заданий из сборника КИМов. | |||
Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. Климаты Земли. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Работа с климатограммами. | |||
Распределение солнечного света и тепла на Земле | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. | |||
Движение литосферных плит. Стихийные природные явления. Природные зоны Земли | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. Характеристика природных зон Земли. Работа с картой природных зон. | |||
Имена на карте мира. Выдающиеся географические исследования, открытия и путешествия | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами | |||
Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков | |||
Основные черты природы Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека. Многообразие стран, их основные типы | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами материков. | |||
Влияние хозяйственной деятельности людей на природу. Основные типы природопользования | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. | |||
Географическое положение России. Территория и акватория, морские и сухопутные границы | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. | |||
Часовые пояса | Решение задач. Работа с картой часовых поясов. | |||
Природа России. Особенности геологического строения и распространения крупных форм рельефа | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. | |||
Типы климатов, факторы их формирования, климатические пояса. Климат и хозяйственная деятельность людей. Многолетняя мерзлота. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с климатическими картами. Климатограмма. | |||
Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. Природно-хозяйственные различия морей России. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами. | |||
Почвы и почвенные ресурсы. Меры по сохранению плодородия почв. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с почвенной картой. | |||
Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков | |||
Население России. Численность, естественное движение населения | Работа с картой населения России. | |||
Половой и возрастной состав населения. Размещение населения. Основная полоса расселения. Направления и типы миграции. Народы и основные религии России. | Работа с картой плотности населения России. Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картой народов России. | |||
Городское и сельское население. Крупнейшие города. | Выполнение заданий из сборника КИМов. | |||
Особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с географическими картами | |||
Природно-хозяйственное районирование России. Географические особенности отдельных районов и регионов: Север и Северо-Запад, Центральная Россия, Поволжье, Юг Европейской части страны, Урал, Сибирь и Дальний Восток. Географическое положение регионов, их природный, человеческий и хозяйственный потенциал. | Выполнение заданий из сборника КИМов. Работа с картами регионов России. | |||
Пробное ОГЭ | Тренировочное заполнение бланков | |||
Работа над ошибками. Индивидуальные консультации. | Заполнение бланков и выполнение тренировочного варианта экзаменационных работ. |
Согласовано Зам. директора по УВР __________________/Н.К. Гришина/ «___»_______________2020г | Рассмотрено на заседании ШМО учителей естествознания ___________________/Е.С. Карлова/ Протокол №_________ «___»________________2020г |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа факультатива. «Подготовка к ЕГЭ по географии» 11класс(35час)
Данная программа составлена с целью повышения уровня предметной и психологической подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ (знакомства школьников с особенностями данной формы аттестации, отработки ими на...
Рабочая программа для подготовки к ОГЭ по географии
Рабочая программа факультатива для подготовки к Огэ 9 класс...
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии (9 класс).
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии учащихся 9 класса....
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии
Данная программа подойдет для подготовки ребят к итоговой аттестации за 9 класс с 3 четверти учебного года...
Рабочая программа по подготовке ОГЭ по географии
Рабочая программа по подготовке ОГЭ по географии...
Рабочая программа по подготовке к ОГЭ по географии учащихся 9 класса на 2019-2020 уч.год , количество часов 34.
Программа предполагает, что основной задачей педагога, реализующего данный курс, является не просто передача, трансляция имеющего опыта, накопленных знаний, но и развитие творческого потенциала личнос...
Рабочий план по подготовке к ОГЭ по географии 9 класс 2019=-20 учебный год
Планируемые занятия позволят учащимся более качественно подготовиться к сдаче экзамена...