Совершенствование методов обучения
статья по географии

Васенина Галина Васильевна

В материале дана характеристика методов обучения на основных этапах компетентностного урока географии

Скачать:


Предварительный просмотр:

Совершенствование методов обучения, воспитания и

диагностики развития обучающихся

  В своей практике имею опыт работы с детьми разного возраста, в данный момент преподаю с 5 по 10 классы (в этом году в школе отсутствует 11 класс). Дети самые разные по своим образовательным возможностям, в каждом классе, кроме десятого, есть дети, обучающиеся по адаптированным программам.

   Современное образование ориентировано на социальный заказ - подготовить мобильную творческую личность, осознающую и принимающую ценности человеческой жизни, активно познающую мир, осознающую ценность труда, социально активную, умеющую вести конструктивный диалог, способную реализовать себя в условиях современного дня.

В связи с этим в центре моей методологической системы – коммуникативно-деятельностный подход, т.е. вовлечение детей в активную коммуникативно - творческую деятельность, создание комфортных условий для проявления желания участвовать в общей деятельности, при этом приходя к своему результату. Этот подход основан на известном положении П.Я. Гальперина о том, что в самостоятельной творческой деятельности каждого ученика надо идти от внешних практических действий к присвоению учеником полученного опыта (от действия к мысли, порождающей новое действие, уже более высокого уровня осмысления), т.е. самостоятельно творческого.

 Основу содержания деятельности на уроке составляют три взаимосвязанных этапа: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия. Ведущее место в структуре урока принадлежит этапу целеполагания.

 В компетентностном уроке, направленном на личностно- и практико-ориентированное обучение, способствующем саморазвитию, самореализации личности ученика, именно на этапе целеполагания возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают потребности узнать, найти, доказать. Поэтому задачей педагога является не озвучивание цели, а включение каждого ученика в процесс целеполагания, надо сделать этот процесс коллективным действием. «Удовлетворите все желания человека, но отнимите у него цель в жизни и посмотрите, каким несчастным и ничтожным существом явится он», - так сказал К.Д. Ушинский.  Организация данного этапа не является простой, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих обучающихся на предстоящую деятельность. Наиболее часто на своих уроках я использую приемы проблемной ситуации (На побережье океанов формируются морские воздушные массы, а почему в Ю. Америке и в Африке на побережьях Тихого и Атлантического океанов сформировались пустыни Атакама и Намиб?  Как известно, реки впадают в океан, вода в реках пресная, а почему же в океане вода соленая?), подводящего диалога,  прием яркого пятна, облако тегов, афоризмы ( «Карта - второй язык географии» при изучении в 5 и 6 классах темы «Географическая карта», «Микроскоп и телескоп увеличивают, а карта уменьшает» при изучении в 5 и 6 классах темы «Масштаб», «Гольфстрим-водяное отопление Европы. Куросио-японский Гольфстрим» при изучении в 7 классе темы «Взаимодействие океана с атмосферой и сушей», «В тундре не грибы под березами, а березы под грибами» при изучении в 8 классе ПЗ «Тундра» и др.). Все эти приемы служат своеобразным эмоциональным импульсом  мыслительной деятельности.

   Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап продуктивной деятельности. На этом этапе использую элементы занимательности, нестандартности при изучении материала (слушаем песни о географических объектах, с дальнейшим их обсуждением, ищем ошибки географического содержания в новостных лентах, пишем сочинения - письмо учителю, путешествие с другом, прокладываем на карте маршруты путешествий по материкам, с описанием значимых объектов, используя Интернет-ресурсы , составляем кроссворды, иллюстрированные схемы и т.д.).Активно присутствуют на моих уроках частично-поисковый метод, метод диалоговых технологий, метод коллективно-творческого дела,  метод проектной деятельности, мультимедийные презентации с групповым обсуждением, методы контроля и самоконтроля, метод «мозгового штурма». При групповой работе детям с особыми возможностями, занимающимся по адаптированным программам, даю посильные задания (в зависимости от индивидуальных особенностей) – красиво оформить список группы, создать цветную «фотографию», т.е. нарисовать обьекты по маршруту виртуального путешествия, начертить таблицу и т.д.

   Бич современного общества-повальное увлечение людей всех возрастных категорий (от младенцев до людей в возрасте) гаджетами. Если для старшего поколения это развитие, т.к. осваивают необычные источники информации, то для детей и подростков это большая проблема, т.к. ведет к задержке речевого развития на раннем этапе (в последние годы в нашей школе наблюдается рост детей, плохо разговаривающих ), отучает от умственного труда (зачем анализировать текст, выбирать нужную информацию, если ее можно мгновенно добыть из Интернет-ресурсов), приводит к тому, что дети очень плохо читают даже на выходе из основной школы. Поэтому на своих уроках я обязательно использую работу с текстом учебника. Использую разные приемы, такие, как «чтение с остановками», «выделение ключевых слов», «выделение смысловых частей текста», «формулирование понятий на основе текста», «анализ текста для выделения главной мысли». Также работа с учебником учит школьников понимать информацию в виде графиков, таблиц, иллюстраций (проанализируйте климатограмму, выберите из таблицы регионы с наименьшим миграционным приростом, по рисунку определите особенности природной зоны и т.д.). Обязательным элементом моих уроков являются разные формы работы с географическими картами (как настенными, так и картами атласов), обязательна работа с контурными картами.

  Третьим элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия.    В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока. На каждом уроке использую устную форму рефлексии, т.к. она учит детей связно высказывать свои мысли, описывать свои эмоции. Чаще в конце урока прошу учащихся ответить на вопросы: где тебе пригодятся эти знания в жизни, что нового для себя ты открыл (узнал)на уроке, что было особенно интересным, что тебя поразило, что так и осталось непонятным? В конце изучения разделов, тем использую письменный вид рефлексии: что мне особенно запомнилось при изучении этой темы, я поехал бы в Африку (любой другой материк, страну) потому, что; меня поразило то, что…Получаются мини-сочинения, а у творческих ребят полноценные, значительные по объему, эмоционально окрашенные сочинения.

         В своей практической деятельности я применяю различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, парную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. В нашей школе невысокая наполняемость классов, поэтому я знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача- обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий. В связи с этим планирую различные задания дифференцированного характера по уровню сложности и по особенностям восприятия.

     Работа обучающихся в парах, группах учит коммуникации, деловому общению. Общение начинается с восприятия других людей, далее происходит оценка и анализ того, что воспринято, а это приводит к пониманию целей и мотивов действий других людей, а затем и собственных действий. Обучающиеся на определенных этапах урока общаются друг с другом, обмениваются мыслями, вступают в спор (не только с одноклассниками, но и учителем), дополняют, исправляют, оценивают друг друга. У   детей, слабо успевающих по предмету,  появляется интерес к учебе, так как в результате взаимопомощи восполняются пробелы в знаниях. А главное, - формируется коммуникативная компетентность, то есть способность осознанно уважительно и доброжелательно относиться к другим людям, учитывать нормы культурного общения, быть интересным собеседником и внимательным слушателем.

   При обратной связи с обучающимися стараюсь сохранять положительные и отрицательные реакции в пропорции 1 к 4 («молодец, быстро назвал объект, но не нашел его на карте»; «очень хорошо дал характеристику, но перепутал основные и переходные климатические пояса»; «замечательная схема, но не указаны теплые и холодные течения» и др.)

 Таким образом, в своей педагогической деятельности стараюсь сохранить благоприятную психологическую атмосферу на уроках, следовать завету древних: «В каждом человеке -Солнце. Только дайте ему светить». Сократ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышения эффективности профессиональной подготовки учащихся через совершенствование методов обучения

Современное состояние профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции кадров, способности успешно строить ...

Сведения к аттестации 9 Личный вклад в повышение качества образования на основе совершенствования методов обучения и воспитания, инновационной деятельности, в освоение новых образовательных технологий.

методические разработки по методической темесистема работы по методической темеметоды фиксации  и оценивания учебных достижений, контрольно-измерительных материаловновые  цифровые образовате...

Презентация "Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования современных технологий и техник в школе для детей с ТНР."

Совершенствование методов обучения и воспитания на основе использования  современных технологий и техник в школе для детей с ТНР....

Совершенствование методов обучения на уроках географии в школе VIII вида

Целью современного образования, будь это общеобразовательная или коррекционная школа,  является развитие личностных качеств ученика, его способностей, формирование у обучающихся  активной, т...

План работы по совершенствованию методов обучения и воспитания по биологии

План работы по совершенствованию методов обучения и воспитания биологии МБОУ «Серго-Ивановская основная школа» на 2015-2016 учебный год...