Рабочая программа по географии 8 класс
рабочая программа по географии (8 класс)

Рабочая программа по географии. В.П. Дронов, И.В. Баринова, В.Я.Ром «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ktp_geografiya_8_klass.docx28.15 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа учебного предмета «География России. Природа, население, хозяйство» 8 класс разработана на основе:

-основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «Излучинская ОСШУИОП №1»;

- примерной программы по географии, в соответствии с учебником, допущенным Министерством образования Российской Федерации в 2020-2021 уч.г.: В.П. Дронов, И.В. Баринова, В.Я.Ром «География России. Природа. Население. Хозяйство» 8 класс. Учебник / М.: Дрофа, 2018г.

- рабочей  программы к линии УМК под редакцией  В.П. Дронов «География 5-9 классы»,М.: Дрофа – 2018г..

-локального акта школы «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Излучинская общеобразовательная средняя школа № 1  с углубленным изучением отдельных предметов».

1. Планируемые результаты освоения учебного предмета:

При изучении географии в основной школе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;
  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных,
  • социальных и экономических особенностей;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
  • Метапредметные результаты:
  •  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
  • смысловое чтение;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
  • работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;
  • формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
  • умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей;
  • планирования и регуляции своей деятельности;
  • владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции);
  • формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Предметные результаты:

  •  формирование представлений о географии, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
  • формирование первичных компетенций использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах
  • ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
  • овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из языков международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
  • формирование представлений об особенностях деятельности людей, ведущей к возникновению и развитию или решению экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Содержание учебного предмета

8  класс

Что изучает география России. Географический   взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальностьгеографических объектов.

Часть I. Россия на карте мира

Границы России. Что такое государственная граница  и что она ограничивает. Каковы особенности российских  границ. Сухопутные границы России. Морские границы  России. С кем соседствует Россия.

Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.

Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.

Физико-географическое, экономико-географическое  и транспортно-географическое положение России. Где  расположены крайние точки России. Как на разных уровнях  оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.

Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого

географическое положение   России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.

Как формировалась государственная территория России.

Где началось формирование государственной территории  России. Как и почему изменялись

направления русской  и российской колонизации.

Этапы и методы географического изучения территории.

Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась  территория России в XVIII в. Что отличало географические исследования в XIX в. Что исследовали в XX в. Какие методы  использовались для географического изучения России.

Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как  различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.

Часть II. Природа России

Геологическая история и геологическое строение  территории России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.

Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как  размещены основные формы рельефа на территории нашей  страны.

Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние  и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры. Как влияет на рельеф деятельность ледников.

Стихийные природные явления в литосфере. Что такое  стихийные явления природы. Какие стихийные явления  происходят в литосфере.

Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь  и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.

Факторы, определяющие климат России. Что влияет  на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности. Циркуляция воздушных масс.

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России.  Распределение осадков на территории нашей страны. Что

показывает коэффициент увлажнения.

Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.

Типы климатов России. Арктический и субарктический  климат. Климат умеренного пояса.

Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.

Разнообразие внутренних вод России. Реки. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека. Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки  России медленно текут. Как климат влияет на реки.

Озера. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя  мерзлота. Озера. Болота. Подземные воды. Многолетняя  мерзлота. Ледники.

Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения   воды.

Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.

Закономерности распространения почв. Главные типы   почв России. Закономерности распространения почв на территории России.

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни  человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации   в повышении плодородия почв. Охрана почв.

Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности  России. Разнообразие животного мира России.

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.

Разнообразие природных комплексов. Что такое  природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое  районирование. Моря как крупные природные  комплексы. ПТК природные и антропогенные.

Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.

Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные   особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.

Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.

Лесостепи, степи и полупустыни. Влияние хозяйственной деятельности человека на природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь  в России.

Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.

Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько  нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.

Часть III. Население России

Численность населения России. Как изменялась численность населения России. Что влияет на изменение численности населения.

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в  России больше — мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.

Народы, языки и религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.

Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.

Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население

неравномерно размещено   по территории страны. Что такое зоны расселения.

Миграции населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как   миграции влияют на жизнь страны.

Люди и труд. Что такое трудовые ресурсы и экономически   активное население. От чего зависит занятость людей и безработица.

Часть IV. Хозяйство России

Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство   страны и как оценить уровень его развития. Как устроено   хозяйство России.

Как география изучает хозяйство. Что такое условия  и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.

Состав первичного сектора экономики. Природные   ресурсы

 Что относят к первичному сектору экономики. Что  такое природные ресурсы и как их подразделяют.

Природно-ресурсный капитал России.

 Что такое природно-  ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны.

Сельское хозяйство. Чем сельское хозяйство отличается  от других отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Что  такое агропромышленный комплекс.

Растениеводство. Какие отрасли растениеводства наиболее развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.

Животноводство. Какие отрасли животноводства наиболее развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.

Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить  лес. Какова роль леса в российской истории и экономике.

Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной   жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство

Календарно-тематическое планирование по географии для 8а класса                                                                                                                                          «География России. Природа. Население. Хозяйство»

Учебник: В.П.Дронов, И.И.Баринова, В.Я.Ром «География России» 8 класс

№ п/п

Тема   урока

                      Дата

Примечание

планируемая

фактическая

       Введение (1 час)

 1.

Что изучает география России.

     Часть 1. Россия на карте мира (11)

2.

Границы России

3

Россия на карте часовых поясов

4

Россия на карте часовых поясов

5

Географическое положение России

6

Физико-географическое, экономическо-географическое и транспортно-географическое положение России

7

Геополитическое, геоэкономическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России

8

Как формировалась государственная территория России

9

Этапы и методы географического изучения территории

10

Этапы и методы географического изучения территории

11

Особенности административно –территориального  устройства страны

12

Итоговый урок. Обобщение.

      Часть 2. Природа России (34 )

    Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые (6)

13

Геологическая история и геологическое строение территории России

14

Рельеф России

15

Как и почему изменяется рельеф России

16

Стихийные природные явления в литосфере

17

Человек и литосфера

18

Обобщение по теме

   Климат и климатические ресурсы (9)

19

Факторы, определяющие климат России

20

Факторы, определяющие климат России. Циркуляция воздушных масс.

21

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

22

Закономерности распределения тепла и влаги на территории России

23

Сезонность климата

24

Типы климатов России

25

Типы климатов России

26

Климат и человек

27

Обобщение по теме

   Внутренние воды и водные ресурсы (4)

28

Разнообразие внутренних вод России Реки

29

Озера Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.

30

Водные ресурсы и человек.

31

Обобщение по теме

    Почва и почвенные ресурсы (4 ч)

32

Образование почв и их разнообразие.

33

Закономерности распространения почв

34

Почвенные ресурсы России

35

Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека.

       Растительный и животный мир.(3)  

36

Растительный и животный мир России

37

Растительный и животный мир России

38

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира

    Природное районирование (8)

39

Разнообразие природных комплексов

40

Природно-хозяйственные зоны России

41

Арктические пустыни, тундра и лесотундра

42

Леса

43

Лесостепи, степи и полупустыни

44

Высотная поясность

45

Особо охраняемые природные территории

46

Обобщение

     Часть 3. Население Росси (10 ч)

47

Численность населения России

48

Численность населения России

49

Мужчины и женщины. Продолжительность жизни

50

Народы, языки и религии

51

Городское и сельское население

52

Городское и сельское население

53

Размещение населения России

54

Миграции населения в России

55

Люди и труд

56

Обобщение

    Часть 4. Хозяйство России (10 ч)

57

Что такое хозяйство страны?

58

Как география изучает хозяйство

59

Состав первичного сектора экономики. Природные ресурсы

60

Природно-ресурсный капитал России

61

Сельское хозяйство

62

Растениеводство

63

Животноводство

64

Лесное хозяйство

65

Охота и рыбное хозяйство

66

Обобщение  

      Природа  ХМАО-Югры(3)

67

Рельеф и полезные ископаемые

68

Климат и внутренние воды.

69

 Почвы, растительность и животный мир.

Население.

70

(Резерв) Обобщение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П

Рабочая программа  рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет  70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и

Рабочая программа рассчитана на  70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6

В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6  классов входит в первый блок базового содержания дисципл...

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".

Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7

Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...