Статья Проблемы картографической подготовки школьников к ОГЭ по географии
статья по географии (9 класс)
География – важный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующийся у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. Но мотивация школьников к изучению географии, эффективность их подготовки к ОГЭ и ЕГЭ остаются актуальными вопросами педагогической практики учителей географии в настоящее время. Изучение географической номенклатуры – необходимая и важная составляющая географического образования. Она одинаково значима на всех уровнях изучения материала, необходимо для умения работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Географическая номенклатура - одна из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии. Выпускник школы должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы. Выдающийся советский географ Н.Н.Баранский называл карту языком географии, и считал, что «без карты нет географии». Поэтому в педагогической практике значительное внимание учителя географии уделяют формированию картографических навыков современного школьника. В статье обобщен опыт работы с картой при обучении школьников географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Статья Проблемы картографической подготовки школьников к ОГЭ по географии | 22.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Проблемы картографической подготовки школьников к ОГЭ по географии
География – важный школьный предмет мировоззренческого характера, формирующийся у обучающихся целостное, комплексное, системное представление о Земле как планете людей. Но мотивация школьников к изучению географии, эффективность их подготовки к ОГЭ и ЕГЭ остаются актуальными вопросами педагогической практики учителей географии в настоящее время. Изучение географической номенклатуры – необходимая и важная составляющая географического образования. Она одинаково значима на всех уровнях изучения материала, необходимо для умения работать с географической информацией, применять знания для решения познавательных, проблемных задач. Географическая номенклатура - одна из частей структуры обязательного минимума содержания курса географии. Выпускник школы должен ориентироваться в географической номенклатуре в объеме школьной программы.
Выдающийся советский географ Н.Н.Баранский называл карту языком географии, и считал, что «без карты нет географии». Поэтому в педагогической практике значительное внимание учителя географии уделяют формированию картографических навыков современного школьника. В зависимости от целей учебного процесса карта может выступать в разных ролях: быть объектом изучения, средством наглядности, источником знаний, результатом исследования. Процесс научного знакомства с картой имеет свою этапность: формирование картографических знаний, овладение практическими приемами работы с картой, осмысление содержания карты, пространственное представление. Этапы восприятия картографической информации в каждом курсе географии становятся более сложными, т.е. изучение и приобретение практических навыков работы с картой строится по принципу: «от простого к сложному». Если в 5-6 классах у школьников происходит первое знакомство с картой, они учатся работать с ней, читать её, то начиная с 7 класса карта становится на уроке главным объектом изучения и источником знаний, учебник служит дополнительным источником информации. Для 5-6 класса базовой является карта полушарий;благодаря которой происходит изучение общих географических закономерностей и формирование навыков работы с тематическими картами. Для 7 класса базовой является карта материков и океанов. В работе с картой школьники уже сопоставляют карты, выполняя различные творческие задания, которые дают возможность как можно больше узнать о методах работы с картой. Для 8 класса базовая – физическая карта России. Работа на этом этапе осуществляется с различными тематическими картами. Большая часть практических работ требует анализа карты и школьники вполне способны с этим справится т.к. они уже хорошо усвоили приемы и методы работы с картой. Постепенно в учебном процессе используются комплексные карты, которые требуют более четкого анализа. При комплексном описании географических объектов учащиеся используют карты различной тематики и выясняют причинно-следственную связь между географическими особенностями, что дает им возможность разобраться во взаимосвязях между компонентами природы. Широко используется на уроках географии метод наложения карт. Для учащихся 9 класса базовой становится экономическая карта России. При комплексном изучении экономических районов затрагиваются физико-географические стороны: задача школьников усложняется методом наложения: выявляются природные особенности и в тоже время хозяйственное оснащение объекта. Такой принцип практической деятельности дает возможность вспомнить пройденный материал.
Обычно в практике изучения географии используют разные формы и приемы работы с картографической информацией. Они могут быть направлены на индивидуальную, парную или групповую работу учащихся в зависимости от задач, поставленных преподавателем. Типы заданий с использованием географической карты могут быть разнообразны по своей функциональной задаче. Любому виду использования карты должно предшествовать знакомство с ней, сначала общее, а затем подробное.
Один из приемов чтения карты предполагает знакомство учащихся с общими правилами её чтения и использования как источника информации. Для этого школьники должны освоить алгоритм: прочитай название карты; ознакомься с легендой карты; найди, обозначенные в легенде объекты и явления на карте; ознакомься с масштабом карты; выясни, есть ли дополнительные материалы, включенные в содержание карты (графики, диаграммы); читай текст учебника, карты атласа, находи выделенные в тексте учебников названия географических объектов на карте, сопоставляй с изображением этих объектов на схемах, рисунках, данными справочного материала.
Задания для работы с физическими и тематическими картами могут быть направлены на установление местонахождения географических объектов, характеристики их географического положения; выяснение свойств географических объектов; сопоставление и сравнение исследуемых объектов; формирование пространственных представлений о размещении и взаимное расположение объектов; формирование представления об особенностях изображенной на карте территории; выяснение причин и закономерностей в размещении исследуемых объектов; выявление взаимосвязи между исследуемыми объектами; выяснение возможного развития исследуемых объектов в будущем. В 6 классе отрабатываются умения определять по физическим картам географические координаты, направления, расстояния, правильно показывать физико-географические объекты, отмечать их на контурной карте, составлять описания. В 7 классе познавательная деятельность школьников усложняется, они учатся пользоваться картами различного содержания, читать, анализировать и сопоставлять общегеографические и тематические карты, применять наложение карт, устанавливать географической связи и закономерности, объяснять особенности природных условий территорий. Составлять характеристики компонентов природы, а также описания и характеристики природных комплексов, пользуясь типовыми планами. В курсе 8-9 классов ученики уже предполагается самостоятельно (без типового плана) работают с картами разного содержания и масштаба. Выбор нужной карты для ответа, на уровне навыка, использование легенды к карте, сопоставление карты, объяснение географических связей между компонентами природы, характеристиками отдельных компонентов природы и природных комплексов, оценка природных условий и природных ресурсов территорий.
Для преодоления трудностей при работе с картой используются различные приемы и методы. Например, географические диктанты являются широко распространенной формой контроля знаний учащихся. Наиболее распространенной формой диктанта, является диктант по контурной карте, когда я зачитываю список географических объектов под номерами, а ученик должен поставить в соответствующем месте контурной карты соответствующий номер. Для того чтобы лучше усвоить местоположение географических объектов на карте и быстрее сориентироваться, надо постоянно иметь карту перед глазами и время от времени упражняться в определении местонахождения географических объектов. Полезна тренировочная работа с контурными картами. Хороша игра «Четвертый лишний», когда из четырех географических объектов найти лишний, показать его на карте и объяснить, почему лишний. Игра «Географическая мозаика» предлагает задание на сопоставление политической и физической карт. Учитель называет объекты (вулканы, озера, горы, реки) и просит определить страны, на территории которых эти объекты находятся, или называет страны и просит найти, в пределах каких гор и равнин находятся эти страны. Или по картам атласа установить соответствие между различными компонентами, например, соответствие между названиями стран и их столиц. На доске пишутся названия стран, а дети ищут их на карте и называют их столицы. Или наоборот, задание усложняется, пишутся названия столиц, нужно определить страны. Очень эффективно на уроках 6-7 классов. Все виды и формы работы с картой можно применять на любом этапе урока.
Экзамен по географии требует глубоких географических знаний. Знание географической номенклатуры - залог его успешной сдачи. Для этого необходимо знать не только расположение тех или иных географических объектов, но и их правильное правописание. Грамматические ошибки приводят к снижению результата на экзамене.
Список информационных источников
1. Кузнецов А.П. Экономическая и социальная география мира.- М.: Дрофа, 2000 – 456 с.
2. Чернова В.Г., Якубовская Н.А. География в таблицах и схемах.ФГОС. – СПб.: Изд-во «Виктория Плюс», 2019 - 144 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Проблема социализации личности школьников"
Анализ проблемы успешного вхождения в социум, пути решения....
Актуальные проблемы подготовки школьников к ЕГЭ по физике
В условиях современной школы невозможно предоставить качественное образование школьникам без учета межпредметных связей. Это связано с увеличением объема информации в школьном курсе и необходимостью п...
Статья "Проблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников"
Статья-рашмышление "Прблемы духовно-нравственного воспитания современных школьников" Без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности», - п...
Статья "Проблемы социализации старших школьников в условиях современного образования"
АннотацияВ статье раскрывается актуальность проблемы изучения психологических особенностей социализации старшеклассников в современном обществе. Особое внимание уделено описанию особенностей процесса ...
Статья "Проблемы современного музыкального образования школьников"
В данном материале показаны методические рекомендации в помощь учителю музыки по формированию МЭК школьников....
Статья "ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ В СОВРЕМЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЕ"
В статье проанализирована и систематизирована современная психолого-педагогическая литература по проблеме социальной компетентности младших школьников с умственной отсталостью. Освещены взгляды извест...
Статья "Проблемы критического мышления у школьников среднего звена на уроках литературы как результат дистанционного обучения"
В наше время стало модно обучаться на онлайн - платформах. Пандемия существенно ускорила процесс цифровизации. Контроль со стороны родителей и учителей кажется качественным, однако статистически...