Рабочая программа курса "География 6 класс"
рабочая программа по географии (6 класс)

Шалабанова Галина Семеновна

Рабочая программа по географии 6 класса  по новым стантартам ФГОС на 2 часа в неделю.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_geografiya_5_klass_na_2022-2023g_2.docx46.62 КБ

Предварительный просмотр:

                ПРОЕКТ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Новобрянская средняя общеобразовательная школа».

671325 Россия, Республика Бурятия, Заиграевский район,

 с. Новая Брянь,  ул. Пирогова 20,  83013653597.

Программа рассмотрена

и одобрена на заседании  МО учителей

Протокол № _____

от «___» _________ 2022г.

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

МБОУ «Новобрянская сош»

________  

«_____»_________2022 г.

УТВЕРЖДАЮ                                                                                      

Директор МБОУ «Новобрянская сош»

Приказ № ______

от «___» _________ 2022г.

Рабочая программа

по учебному предмету

«География»

для учащихся 5 класса.

Учителя: Чернышовой А.А.

2022- 2023 уч.год.

Рабочая программа по географии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего

образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования, а также на основе характеристики планируемых результатов духовно- нравственного развития, воспитания и социализации обучающихся, представленной в Примерной программе воспитания (одобрено решением ФУМО от 02.06.202 г.).

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа по географии отражает основные требования Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения образовательных программ и составлена с учётом Концепции географического образования, принятой на Всероссийском съезде учителей географии

и утверждённой Решением Коллегии Министерства просвещения и науки Российской Федерации от 24.12.2018 года.

Рабочая программа по географии для 5 класса составлена на основании следующих нормативных документов:

  •         Закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273 –ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»,
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования и науки РФ 17 декабря 2010 г. N 1897, с изменениями и дополнениями от: 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г.
  • Примерной основной образовательной программы основного общего образования, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
  • ФГОС ООО,  утвержденный  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17  декабря  2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования,  зарегистрирован Минюст № 19644 от 01 .02. 2011 (в ред. Приказов Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1644, от 31.12.2015 № 1577,  Приказа Минпросвещения России от 11.12.2020 № 712);
  • Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «Новобрянская сош»;
  • Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2021-2022 уч.год;

 - Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на текущий учебный год (утвержден приказом Министерством просвещения РФ от 28 декабря 2018 г. N 345", с изменениями от 18.05.2020 (приказ N 249)

Рабочая программа даёт представление о целях обучения, воспитания и развития обучающихся средствами учебного предмета «География»; определяет возможности предмета для реализации требований к результатам освоения программ основного общего образования, требований к результатам обучения географии, а также основных видов деятельности обучающихся.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

География в основной школе — предмет, формирующий у обучающихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как планете людей, об основных закономерностях развития природы, о размещении населения и хозяйства, об особенностях и о динамике основных природных, экологических и социально-экономических процессов, о проблемах взаимодействия природы и общества, географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Содержание курса географии в основной школе является базой для реализации краеведческого подхода в обучении, изучения географических закономерностей, теорий, законов и гипотез в старшей школе, базовым звеном в системе непрерывного географического образования, основой для последующей уровневой дифференциации.

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ»

Изучение географии в общем образовании направлено на достижение следующих целей: 1) воспитание чувства патриотизма, любви к своей стране, малой родине, взаимопонимания с

другими народами на основе формирования целостного географического образа России, ценностных ориентаций личности;

  1.  развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, проблем

повседневной жизни с использованием географических знаний, самостоятельного приобретения новых знаний;

  1.  воспитание экологической культуры, соответствующей современному уровню геоэкологического мышления на основе освоения знаний о взаимосвязях в ПК, об основных географических особенностях природы, населения и хозяйства России и мира, своей местности, о способах сохранения окружающей среды и рационального использования природных ресурсов;
  2.  формирование способности поиска и применения раз- личных источников географической информации, в том числе ресурсов Интернета, для описания, характеристики, объяснения и оценки разнообразных географических явлений и процессов, жизненных ситуаций;
  3.  формирование комплекса практико-ориентированных гео- графических знаний и умений, необходимых для развития навыков их использования при решении проблем различной сложности в повседневной жизни на основе краеведческого материала, осмысления сущности происходящих в

жизни процессов и явлений в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном мире;

  1. формирование географических знаний и умений, необходимых для продолжения образования по направлениям подготовки (специальностям), требующим наличия серьёзной базы географических знаний.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ГЕОГРАФИЯ» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В системе общего образования «География» признана обязательным учебным предметом, который входит в состав предметной области «Общественно-научные предметы».

Освоение содержания курса «География» в основной школе происходит с опорой на географические знания и умения, сформированные ранее в курсе «Окружающий мир».

Учебным планом на изучение географии отводится один час в неделю в 5 классе, всего - 35  часов.

Содержание тем учебного курса 5 класса.

Раздел 1. На какой Земле  мы живем. (5 часов).

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

Как люди открывали Землю. География сегодня.

Раздел 2. Планета Земля.  ( 4 часа ).

Мы во Вселенной. Движение Земли. Солнечный свет на Земле.

Раздел 3. План и карта. ( 10 часов ).

Ориентирование на местности. Земная поверхность на плане и карте. Географическая карта. Градусная сетка. Географические координаты.

Раздел 4. Человек на Земле.  ( 4  часа). 

Как люди заселяли Землю. Расы и народы.

Раздел  5. Литосфера- твердая оболочка Земли. ( 9  часов).

Земная кора- верхняя часть литосферы, Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф Земли: равнины и горы. Литосфера и человек.

Заключение: обобщающее повторение.( 3 часа.).

- Учебный план МБОУ «Новобрянская средняя общеобразовательная школа» на 2022-2023 уч.год;

Календарно- тематическое планирование.

Тема урока

Кол-во часов

Дата

План                               Факт    

Примечания

Раздел 1. На какой Земле мы живем.  (5 часов).

1.

Зачем нам география и как мы будем ее изучать.

1

2-3.

Как люди открывали Землю.

2

4.

География сегодня.

1

5.

К/ р. «Развитие географических знаний о Земле».

1

Планета Земля.  ( 4 часа).

6.

Мы во Вселенной.

1

7.

Движения Земли.

1

8.

Солнечный свет на Земле.

1

9.

К/ р. «Земля – планета Солнечной системы».

1

План и карта. (10 часов).

10.

Ориентирование на местности.

11-12.

Земная поверхность на плане и карте.

2

13.

Учимся с Полярной звездой.

П/ р.«Определение масштаба».

1

14.

Географическая карта.

1

15.

Градусная сетка.

1

16.

Географическая широта.

1

17.

Географическая долгота.

18.

Учимся с Полярной звездой.

Решение практических задач по плану и карте.

1

19.

К/ р. «План и карта».

1

Человек на Земле. ( 4  часа).

20.

Как люди заселяли Землю.

21-22.

Расы и народы.

2

23.

Учимся с Полярной звездой.

П/р.«Многообразие стран мира».

1

Литосфера- твердая оболочка Земли. ( 9 часов).

24.

Земная кора- верхняя часть литосферы.

1

25.

Горные породы, минералы и полезные ископаемые.

1

26-27.

Движения земной коры.

2

28.

Рельеф Земли. Равнины.

1

29.

Рельеф Земли. Горы.

1

30.

Учимся с Полярной звездой. Проект «Скульптурный портрет планеты».

1

31.

Человек и литосфера.

1

32

К/р. по разделу «Литосфера».

1

33-35.

Заключение. Обобщающее повторение курса географии 5кл класса.

3

Контрольно- измерительные материалы и темы проектов. 

1. Контрольная работа « Развитие географических знаний о Земле».

2. Контрольная работа «Земля – планета Солнечной системы».

3. Практическая работа «Определение масштаба».

4. Контрольная работа « План и карта».

5. Практическая работа «Многообразие стран мира».

6. Проект « Скульптурный портрет планеты».

7. Контрольная работа по разделу «Литосфера - твердая оболочка Земли».

ПЛАНИРУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты освоения программы основного общего образования по географии должны отражать готовность обучающихся руководствоваться системой позитивных ценностных ориентаций и расширения опыта деятельности на её основе и в процессе реализации основных направлений воспитательной деятельности, в том числе в части:

Патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе; проявление интереса к познанию природы, населения, хозяйства России, регионов и своего края, народов России; ценностное отношение к

достижениям своей Родины — цивилизационному вкладу России; ценностное отношение к историческому и природному наследию и объектам природного и культурного наследия человечества, традициям разных народов, проживающих в родной стране; уважение к символам России, своего края.

Гражданского воспитания: осознание российской гражданской идентичности (патриотизма, уважения к Отечеству, к прошлому и настоящему многонационального народа России, чувства ответственности и долга перед Родиной); готовность к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, уважение прав, свобод и законных интересов других людей; активное участие в жизни семьи, образовательной организации, местного сообщества, родного края, страны для реализации целей устойчивого развития; представление о социальных нормах и правилах

межличностных отношений в поликультурном и многоконфессиональном обществе; готовность к разно-образной совместной деятельности, стремление к взаимопониманию и взаимопомощи, готовность к участию в гуманитарной деятельности («экологический патруль», волонтёрство).

Духовно-нравственного воспитания: ориентация на моральные ценности и нормы в ситуациях нравственного выбора; готовность оценивать своё поведение и поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий для окружающей среды; развивать способности решать моральные проблемы на основе личностного выбора с опорой на нравственные ценности и принятые в российском обществе правила и нормы поведения с учётом осознания последствий для окружающей среды.

Эстетического воспитания: восприимчивость к разным традициям своего и других народов, понимание роли этнических культурных традиций; ценностного отношения к природе и культуре своей страны, своей малой родины; природе и культуре других регионов и стран мира, объектам Всемирного культурного наследия человечества.

Ценности научного познания: ориентация в деятельности на современную систему научных представлений географических наук об основных закономерностях развития природы и общества, о взаимосвязях человека с природной и социальной средой; овладение читательской культурой как средством познания мира для применения различных источников географической информации при решении познавательных и практико-ориентированных задач; овладение основными навыками исследовательской деятельности в географических науках, установка на осмысление опыта,

наблюдений и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему здоровью и установка на здоровый образ жизни (здоровое питание, соблюдение гигиенических правил, сбалансированный режим

занятий и отдыха, регулярная физическая активность); соблюдение правил безопасности в природе; навыков безопасного поведения в интернет-среде; способность адаптироваться к стрессовым ситуациям и меняющимся социальным, информационным и природным условиям, в том числе осмысляя собственный опыт и выстраивая дальнейшие цели; сформированность навыка рефлексии, признание своего права на ошибку и такого же права другого человека; готовность и способность осознанно выполнять и пропагандировать правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; бережно относиться к природе и окружающей среде.

Трудового воспитания: установка на активное участие в решении практических задач (в рамках семьи, школы, города, края) технологической и социальной направленности, способность инициировать, планировать и самостоятельно выполнять такого рода деятельность; интерес к практическому изучению профессий и труда различного рода, в том числе на основе применения географических знаний; осознание важности обучения на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитие необходимых умений для этого; осознанный выбор и построение индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных и общественных интересов и потребностей.

Экологического воспитания: ориентация на применение географических знаний для решения задач в области окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознание глобального характера экологических проблем и путей их решения; активное неприятие действий, приносящих вред окружающей среде; осознание своей роли как гражданина и потребителя в условиях взаимосвязи природной, технологической и социальной сред; готовность к участию в практической деятельности экологической направленности.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Изучение географии в основной школе способствует достижению метапредметных результатов, в том числе:

Овладению универсальными познавательными действиями:

Базовые логические действия

  • Выявлять и характеризовать существенные признаки географических объектов, процессов и явлений;
  • устанавливать существенный признак классификации географических объектов, процессов и явлений, основания для их сравнения;
  • выявлять закономерности и противоречия в рассматриваемых фактах и данных наблюдений с учётом предложенной географической задачи;
  • выявлять дефициты географической информации, данных, необходимых для решения поставленной задачи;
  • выявлять причинно-следственные связи при изучении географических объектов, процессов и явлений; делать выводы с использованием дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии, формулировать гипотезы о взаимосвязях географических объектов, процессов и явлений;
  • самостоятельно выбирать способ решения учебной географической задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).

Базовые исследовательские действия

  • Использовать географические вопросы как исследовательский инструмент познания;
  • формулировать географические вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и

желательным состоянием ситуации, объекта, и самостоятельно устанавливать искомое и данное;

  • формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других, аргументировать свою позицию, мнение по географическим аспектам различных вопросов и проблем;
  • проводить по плану несложное географическое исследование, в том числе на краеведческом материале, по установлению особенностей изучаемых географических объектов, причинно- следственных связей и зависимостей между географическими объектами, процессами и

явлениями;

  • оценивать достоверность информации, полученной в ходе географического исследования;
  • самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого

наблюдения или исследования, оценивать достоверность полученных результатов и выводов;

  • прогнозировать возможное дальнейшее развитие географических объектов, процессов и

явлений, событий и их последствия в аналогичных или сходных ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в изменяющихся условиях окружающей среды.

Работа с информацией

  • применять различные методы, инструменты и запросы при поиске и отборе информации или данных из источников географической информации с учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;
  • выбирать, анализировать и интерпретировать географическую информацию различных видов и форм представления;
  • находить сходные аргументы, подтверждающие или опровергающие одну и ту же идею, в различных источниках географической информации;
  • самостоятельно выбирать оптимальную форму представления географической информации;
  • оценивать надёжность географической информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
  • систематизировать географическую информацию в разных формах.

Овладению универсальными коммуникативными действиями:

Общение

  • формулировать суждения, выражать свою точку зрения по географическим аспектам различных вопросов в устных и письменных текстах;
  • в ходе диалога и/или дискуссии задавать вопросы по существу обсуждаемой темы и

высказывать идеи, нацеленные на решение задачи и поддержание благожелательности общения;

  • сопоставлять свои суждения по географическим вопросам с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций;
  • публично представлять результаты выполненного исследования или проекта.

Совместная деятельность (сотрудничество)

  • принимать цель совместной деятельности при выполнении учебных географических

проектов, коллективно строить действия по её достижению: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и результат совместной работы;

  • планировать организацию совместной работы, при выполнении учебных

географических проектов определять свою роль (с учётом предпочтений и возможностей всех участников взаимодействия), участвовать в групповых формах работы, выполнять свою часть работы, достигать качественного результата по своему направлению и координировать свои действия с другими членами команды;

  • сравнивать результаты выполнения учебного географического проекта с исходной задачей и оценивать вклад каждого члена команды в достижение результатов, разделять сферу

ответственности.

Овладению универсальными учебными регулятивными действиями: Самоорганизация

  • самостоятельно составлять алгоритм решения географических задач и выбирать способ их решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
  • составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых знаний об изучаемом объекте.

Самоконтроль (рефлексия)

  • владеть способами самоконтроля и рефлексии;
  • объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту;
  • вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
  • оценивать соответствие результата цели и условиям

Принятие себя и других

  • осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
  • признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • выбор источников географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных), адекватные решаемым задачам;
  • ориентирование в источниках географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных): находить и извлекать необходимую информацию; определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в

пространстве по географическим картам разного содержания и другим источникам; выявлять недостающую, взаимодополняющую и/или противоречивую географическую информацию, представленную в одном или нескольких источниках;

  • формирование представлений о географической науке и ее роли в освоении планеты человеком;
  • формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени;
  • овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
  • овладение основами картографической грамотности и использование географической карты как одного из «языков» международного общения;
  • овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
  • уметь составлять схему наук о природе;
  • уметь составлять описание учебного кабинета географии;
  • уметь составлять перечень источников географической информации, используемых на уроках;
  • уметь организовывать наблюдение за погодой;
  • уметь составлять сравнительную характеристику разных способов изображения земной поверхности;
  • уметь составлять план кабинета географии;
  • уметь определять с помощью компаса стороны горизонт;
  • уметь обозначать на контурной карте маршруты путешествий, обозначать географические объекты;
  • уметь составлять сводную таблицу «Имена русских первопроходцев и мореплавателей на карте мира»;
  • уметь организовывать фенологические наблюдения в природе;
  • уметь обозначать на контурной карте материки и океаны Земли;
  • уметь обозначать на контурной карте крупнейшие государства материка.
  • наносить на контурные карты основные формы рельефа;
  • создавать простейшие географические карты различного содержания;
  • моделировать географические объекты и явления;
  • работать с записками, отчетами, дневниками путешественников как источниками географической информации;
  • подготавливать сообщения (презентации) о выдающихся путешественниках, о современных исследованиях Земли;
  • ориентироваться на местности: в мегаполисе и в природе;
  • использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Карты, глобус, компьютер, проектор

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

  • учебник География для 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.
  • атлас 5 класс,

  • контурные карты 5 класс

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

  • Рабочая программа адресована учащимся 5 классов и реализуется в учебнике по географии для 5-6 класса линии «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

-Российская электронная школа

-образовательная платформа Учи.ру


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс

Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...

Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская

рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...

Рабочие программы класс(география)

рабочие программы 5-9 класс(2019)...

Рабочие программы класс(обществознание )

рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...

рабочая программа класса предшкольной подготовки

рабочая программа класса предшкольной подготовки...

Рабочая программа7 класс Starlight

к учебникуЗзвездный английский, 7 класс 2019...