Рабочая программа 9 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
«Рабочая программа к линии УМК под редакцией О.А.Климановой и А.И. Алексеева / Э.В. Ким.- М.: Дрофа,2017.-90, [2]с . Хозяйство России, а также УМК по предмету:
1. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, География России.Хозяйство и географические районы.Изд. «Просвящение»- М.-2022.- 336 с.
2. Атлас. Социально-экономическая география России,9 класс, 2021-2022 г.
3. Методические рекомендации. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, География России.Хозяйство и географические районы.Изд. « Дрофа».- 2017 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
r._p._9kl_geografiya.doc | 95 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по географии для 9 класса составлена на основе следующих документов:
- Федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования (приказ Минобразования и науки РФ от 05.03.2004 №1089 с учетом изменений, внесенных приказами Минобразования и науки РФ от 03.06.2008№ 164, от 31.08.2009№ 320, от 19.10.2009 № 427, от 10.11.2011 № 2643, от 24.01.2012 N 39, от 31.01.2012 № 69; от 23.06.2015 №609; от 07.06.2017 №506);
- Примерной программы по географии для основного общегообразования ;
- Положения «О рабочей программе учебных предметов, курсов» МБОУ «СОШ №59», принятого на заседании педагогического совета 29.03.2016, протокол №3;утвержденного приказом директора № 57 от 30.03.2016;
- Основной образовательной программы основного общего образования МБОУ «СОШ №59»;
- Учебного плана для 9-х классов МБОУ «СОШ №59» на 2018-2019 учебный год, утвержденного приказом директора № 198-р от 30.08.2018;
- Федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (утвержден приказом Минобразования и науки РФ от 31.03.2014 № 253 с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 08.06.2015 № 576, от 28.12.2015 №1529, от 26.01.2016 №26 , от 08.06.2017 №535, 20.06.2017 №581, 05.07.2017 №629)
При составлении планирования уроков географии в 9 классе использованы варианты примерного тематического планирования уроков географии 5-9 классов (базовый уровень) «Рабочая программа к линии УМК под редакцией О.А.Климановой и А.И. Алексеева / Э.В. Ким.- М.: Дрофа,2017.-90, [2]с . Хозяйство России, а также УМК по предмету:
1. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, География России.Хозяйство и географические районы.Изд. «Просвящение»- М.-2022.- 336 с.
2. Атлас. Социально-экономическая география России,9 класс, 2021-2022 г.
3. Методические рекомендации. А.И. Алексеев, В.А. Низовцев, Э.В. Ким, География России.Хозяйство и географические районы.Изд. « Дрофа».- 2017 г.
В учебном курсе рассматривается тема «Население РФ». Часы добавлены за счет часов обобщения по 4 темам.
Количество уроков по разделам за год
Раздел, тема | Количество учебных часов | практические работы |
Введение | 1 | - |
Тема 1. Население РФ | 4 | - |
Раздел I. Хозяйство России | 19 | 8 |
Раздел II. Районы России | 41 | 13 |
Тема 5. Россия в мире | 5 | 3 |
ИТОГО | 68 | 24 |
Практические работы № 2,5,8,9,10,11,14,16,19,21,22,24 в рамках курса носят обучающий характер.
Практические работы № 1,3,4,6,7,12,13,15,17,18,20,23, предполагают оценку знаний, умений учащихся.
Содержание программы
Разделы, темы | Кол-во учебных часов | Содержание |
Введение | 1 |
|
Тема 1. Население РФ | 4 | Исторические особенности заселения и освоения территории России. Численность населения России и причины, ее определяющие. Переписи населения. Естественное движение населения. Современная демографическая ситуация в России. Национальный состав населения России. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Межнациональные проблемы. География религий. Особенности и причины внешних и внутренних миграций населения. Современные проблемы вынужденных переселенцев и беженцев. Географические особенности размещения населения: их связь с природными зонами, историей заселения и современными миграциями. Зоны расселения. Городское и сельское население. Особенности урбанизации в России. Концентрация населения в крупнейших городах и обострение в них социально- экономических и экологических проблем. Городские агломерации. Малые города и проблемы их возрождения. Сельская местность. Географические особенности расселения сельского населения. Трудовые ресурсы. |
Раздел I. Хозяйство России | 19 | Что понимают под словами «экономика», «хозяйство»? Какова структура хозяйства? Что такое межотраслевые комплексы? Какие этапы проходят страны мира в своем экономическом развитии? Как меняется структура промышленности? Какие этапы развития прошла экономика России? Как можно проверить районирование территории? Каковы особенности административно-территориального устройства России? |
Тема 3. Главные отрасли и межотраслевые комплексы | 15 | В чем заключаются особенности сельского хозяйства? Какие культуры относят к техническим? В чем заключаются главные особенности животноводства? Каков отраслевой состав животноводства? Практическая работа 1. «Объяснение зональной специализации сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт». Что такое агропромышленный комплекс? Почему возникли проблемы 3-го звена АПК? Каковы основные особенности пищевой промышленности? Какова география легкой промышленности? Какие отрасли входят в состав лесного комплекса? Кто является основным потребителем древесины? Каковы задачи лесного комплекса? Как изменяется роль отдельных видов топлива? Каково значение угля в хозяйстве страны? Где расположены главные угольные месторождения? Почему в угольных районах обострились социальные проблемы? Каковы особенности размещения нефтяной промышленности? Почему газовая промышленность стала самой перспективной отраслью промышленности? Какова роль нефти и газа во внешней торговле? Практическая работа 2. «Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов)». Зачем создают энергосистемы? Каковы особенности различных типов электростанций и их размещения? Почему металл называют «хлебом» экономики? В чем особенности металлургического производства? Какие факторы влияют на размещение предприятий черной металлургии? Где размещены металлургические заводы? Каковы особенности размещения предприятий цветной металлургии? Практическая работа 3. «Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства». Каковы роль и место машиностроения в жизни страны? От чего зависит размещение машиностроительных предприятий? Какое значение имеют машиностроительные заводы в хозяйстве страны? Практическая работа 4. «Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроительного комплекса». Почему химическая промышленность является уникальной отраслью народного хозяйства? Из каких отраслей состоит химическая промышленность? Где производят минеральные удобрения? Какие производства составляют химию полимеров? Практическая работа 5. «Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности» Каково значение транспорта в хозяйстве России? Каковы отличительные черты транспортной сети страны? Каковы особенности развития различных видов транспорта в России? Какие проблемы необходимо решать транспортному комплексу страны? Практическая работа 6. «Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карты)». В чем состоит значение информации для современного общества? Как средства телекоммуникации влияют на территориальную организацию общества? Влияет ли информационная структура на образ жизни людей? Каков состав сферы услуг и особенности размещения ее предприятий? Какие особенности отличают рекреационное хозяйство от других отраслей? Как возникает территориальное разделение труда? Какие условия позволяют успешно развиваться территориальному разделению труда? Как меняется территориальное разделение труда? Практическая работа 7. «Обозначение на контурной карте главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны. Сравнение их размещения с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям жизни населения положением территории». Обобщение и систематизация знаний. Практическая работа 8. «Объяснение возникновения экологических проблем, связанных с промышленным производством, сельским хозяйством и транспортом. Выделение группы отраслей, оказавших наибольшее воздействие на состояние окружающей среды, ее качество». |
Раздел II. Районы России | 26 | Какие формы рельефа наиболее характерны для Восточно-Европейской равнины? Чем отличается климат европейской части России? Каковы главные особенности речной системы Европейской России? Каковы наиболее характерные черты современных ландшафтов Русской равнины? Какие ландшафты можно наблюдать, путешествуя по Волге? Как Волга стала стержнем единого водного пути? Как деятельность человека по преобразованию великой реки отразилась на природе Поволжья, на жизни самого человека? Практическая работа 9. «Обозначение на контурной карте основных объектов природы Восточно-Европейской равнины». Что такое Центральная Россия? Почему территория, находящаяся на западной границе страны, называется Центральной Россией? Практическая работа 10. «Определение по картам и оценка ЭГП Центральной России». Почему Центральный район считается ядром формирования русского народа? Почему для Центрального района характерна наибольшая контрастность в жизни населения? Почему так важен человеческий потенциал? Какие этапы в своем развитии прошло хозяйство района? Какие изменения в хозяйстве района произошли в последние годы? Какова роль Москвы как инновационного центра? В чем заключаются столичные функции Москвы? Что такое Московская агломерация? Типы городов. Памятники истории и культуры. Современные функции городов. Практическая работа 11.«Описание одного из центров народных художественных промыслов Центральной России». Какие этапы можно выделить в развитии района? В чем особенности территориальной структуры и городов России? В чем заключается специфика района? Чем интересен Нижний Новгород? Каковы природные особенности Балтийского моря? Почему Ладожское озеро издавна привлекало к себе людей? Какие города возникли на водных путях Северо-Запада? Каковы современные проблемы старых городов Северо- Запада? Практическая работа 12. «Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем». Как шло формирование нового крупнейшего промышленного центра России? Как изменилась роль Санкт-Петербурга в советское время? Какие новые хозяйственные задачи приходится решать Санкт-Петербургу после распада СССР? Санкт-Петербург — «вторая столица России». Почему Санкт-Петербург называют городом-музеем? Калининградская область стала субъектом Российской Федерации? Какое значение имеет Калининградская область для хозяйства России? Как влияет северное положение на хозяйственную деятельность людей? Каково влияние морей на жизнь района? Почему XVII в. стал периодом расцвета хозяйства Севера? Как Санкт-Петербург повлиял на хозяйственную деятельность Севера? Какую новую роль стал играть Север в советский период? Какие изменения происходят в хозяйстве Севера в новых хозяйственных условиях? Практическая работа 13. «Сравнение двух районов Европейского Севера — Кольско-Карельского и Двино-Печорского — по плану: особенности географического положения, типичные природные ландшафты; природные ресурсы; хозяйственное развитие; межрайонные связи». Какую роль играли монастыри в развитии русской культуры? Какие художественные промыслы прославили Север? Может ли «топорная работа» вызывать восхищение у людей? Чем отличались северные сельские избы и городской дом? Каковы особенности экономико-географического положения? В чем проявляется своеобразие природных условий? Что из себя представляют современные ландшафты Поволжья? Какими природными ресурсами богато Поволжье? Каковы основные этапы хозяйственного освоения территории? Каковы особенности состава населения? Что представляет собой современное хозяйство района? Какие основные факторы способствовали становлению крупнейших городов Поволжья? Чем может быть известен небольшой город? Практическая работа 15. «Обозначение на контурной карте крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов (по выбору) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и художественной роли в жизни страны». Каковы исторические судьбы крымского полуострова? Каковы отличительные природные особенности крымского полуострова? Как влияет южное положение на хозяйственную деятельность людей? Каковы особенности рельефа Северного Кавказа? Чем объясняется разнообразие климатических ресурсов? Каковы особенности водных и почвенных ресурсов? На развитие каких отраслей хозяйства влияют агроклиматические ресурсы? Как используются рекреационные ресурсы? Развитию каких отраслей способствовало богатство полезными ископаемыми? Какие отрасли промышленности являются ведущими в районе? Практическая работа 16. «Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства». Как складывалась этническая карта района? Каковы особенности культуры народов Кавказа? В чем заключается своеобразие Черного моря? Каковы проблемы Азовского моря? Когда Каспийское море стали осваивать русские купцы? Исчезнет ли когда-нибудь Каспийское море? Чем богато Каспийское море? В чем заключается специфика географического положения Урала? Как образовались Уральские горы и их минеральные богатства? С чем связано необычное природное разнообразие Урала? Практическая работа 17. «Составление географического описания Среднего Урала по картам». Как шло развитие горно-заводской промышленности Урала? Какова была роль Урала в Великой Отечественной войне? Каковы особенности современного этапа развития Уральского региона? Какие народы живут на Урале? Какова особенность рисунка размещения городов Урала? Как рождались города Урала? Какие проблемы отягощают Урал как старопромышленный район России? Где наиболее «болевые точки» в цепи экономических проблем района? |
Тема 5. Азиатская часть России | 15 | Каков рельеф Сибири? Чем отличается климат Сибири? Каковы условия хозяйственной деятельности в сибирских ландшафтах? Какими природными особенностями характеризуются сибирские реки? Какими полезными ископаемыми богаты горы Южной Сибири? Каковы особенности климата и горных рек? Чем характеризуется растительный мир горных районов? В чем проявляется суровость климата северных морей? Какое значение имело освоение Северного морского пути? Чем отличаются друг от друга арктические моря? Как формировалась этническая карта Сибири? Как начиналось русское заселение Сибири? Кто такие семейские? Чем старожилы Сибири отличаются от новоселов? Как осваивалась Сибирь? Как осваивалась Сибирь в советское время? Каковы различия в освоенности территории Сибири? Практическая работа 18. «Описание путешествия из Владивостока до Екатеринбурга по Транссибирской магистрали (города и реки, встречающиеся на пути, изменение ландшафта, впечатление)». Чем отличается природа Западной Сибири? Какие природно-хозяйственные зоны представлены в районе? Почему в Западной Сибири сосредоточены крупнейшие месторождения нефти и газа? Какое значение имеет топливная промышленность района? Как изменилось экономико-географическое положение сибирской металлургии? Какие другие отрасли развиты в Западной Сибири? Почему Восточная Сибирь, расположенная на древней платформе, имеет возвышенный характер рельефа? Какими полезными ископаемыми богата Восточная Сибирь? Почему разрабатываются не все угольные месторождения района? Почему реки Восточной Сибири благоприятны для строительства ГЭС? В какой природной зоне располагается большая часть Восточной Сибири? Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района? Какие условия способствовали развитию цветной металлургии Восточной Сибири? Какова роль ВПК в хозяйстве Восточной Сибири? Каковы особенности развития лесопромышленного комплекса? Как развивается топливная промышленность Восточной Сибири? Какое значение имеет сельское хозяйство района? Практическая работа 19. «Обозначение на контурной карте и комплексное физико-географическое и экономико- географическое описание района Крайнего Севера Сибири с использованием различных источников географической информации». Когда русские появились на Дальнем Востоке? Как возникла Русская Америка? Как добирались до Русской Америки? Как завершилась история Русской Америки? Какова предыстория современной российско-китайской границы? Как русские снова появились на Амуре? Как формировалась русско-японская граница? Какие задачи решались Россией на Дальнем Востоке? Каковы современные границы района? В чем заключается своеобразие природы Дальнего Востока? Каковы природные различия на Дальнем Востоке? Каковы минеральные ресурсы Дальнего Востока? Как проявляются опасные природные явления? Каковы отличительные особенности Берингова моря? Каковы особенности природы и природных ресурсов Охотского моря? Каковы характерные черты Японского моря? Практическая работа 20. «Сравнительная характеристика природных условий и ресурсов морей Дальнего Востока». Где расселялись люди на Дальнем Востоке? Чем отличается национальный состав населения? Каковы отличительные особенности современного населения? Какие отрасли определяют «лицо» Дальневосточного региона? Какие виды транспорта играют основную роль в районе? Практическая работа 21. «Комплексная характеристика Приморского края как географического района с пользованием различных источников географической информации». |
Тема 6. Россия в мире | 4 | Как изменилась роль России в мировом хозяйстве? Какую роль играла Россия в мировой политике? Роль России в современном мире. Практическая работа 22 «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира». Практическая работа 23 «Работа со статистическими материалами с целью выявления уровня экономического и социального развития России в сравнении с показателями других стран мира». Обобщение и систематизация знаний. Практическая работа 24. «Составление сравнительной таблицы, отражающей различие регионов России (на основе работы с текстом, картами учебника и статистическими материалами)». |
Требования к уровню подготовки выпускников, обучающихся по данной программе
1. Знать содержание основных понятий и терминов.
2.Называть / показывать:
основные географические объекты литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы; виды природных ресурсов и антропогенные изменения в природе; основные расы, народы, языки, религии мира и России, численность населения мира, особенности состава населения России; крупнейшие городские агломерации мира и России; основные страны мира, страны СНГ и граничащие с Россией государства, субъекты РФ; отрасли хозяйства России, факторы их размещения; основных внешнеэкономических партнеров России; пространственное размещение основных географических объектов, процессов и явлений.
3. Определять: свое местоположение на местности с помощью приборов и правил ориентирования; характеристику территорий из разных источников (карт, статистических таблиц, диаграмм), по показаниям метео – и других приборов; источники географической информации для решения конкретных задач. 4.Описывать: географические объекты, явления, процессы
5. Объяснять: процессы и явления, происходящие в географической оболочке, их пространственное распространение, ритмику; зональную и азональную дифференциацию природы Земли; общие и региональные особенности населения России и их пространственные различия; особенности специализации хозяйства и экономические связи отдельных регионов России, России в целом и отдельных стран мира; особенности экологических ситуаций отдельных регионов России.
6. Прогнозировать: тенденции изменения природных и социально – экономических объектов и природного комплекса в целом в результате хозяйственной деятельности человека.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для
- чтения карт различного содержания; решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, информационных.
При оценке знаний учащихся по курсу учитывается правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа.
Критерии оценки разных видов опросов по курсу соответствуют Положению «О формах, периодичности и порядке текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся МБОУ «СОШ № 59».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...