Рабочая программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа разработана к УМК Т.П. Герасимова, Н.П.Неклюкова География. Начальный курс 6 класс. Расчитана на 1 ч. в неделю, 34 ч. в год.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_6_kl._fgos_pastuhova_i.v._-_kopiya.docx | 82.18 КБ |
Предварительный просмотр:
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Департамент Смоленской области по образованию и науке
Муниципальное образование Велижский район
МБОУ "Средняя школа № 1" города Велижа
РАССМОТРЕНО | СОГЛАСОВАНО | УТВЕРЖДЕНО |
на заседании ШМО учителей | Заместитель директора по УР | Директор школы |
естественно-математического цикла | Галактионова О.С.______________ | Алексеева Н.В.______________ |
Руководитель ШМО | Протокол № | Приказ № |
Маркова С.Л.______________ | от "" г. | от "" г. |
Протокол №
от "" г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«География»
для 6 класса основного общего образования
на 2021-2022 учебный год
Составитель: Пастухова Ирина Васильевна
Велиж 2022
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 245 часов для обязательного изучения учебного предмета «География» на этапе основного общего образования. В VI классе - 34 часа, то есть один час в неделю.
- Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения географии:
– ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- гуманистические и демократические ценностные ориентации, готовность следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
– гармонично развитые социальные чувства и качества:
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
- готовность к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями;
– образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;
– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;
– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «География» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
– умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты:
- самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;
- выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели;
- составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);
- работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;
- в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий:
- анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;
- осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);
- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
- создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;
- составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.);
- вычитывать все уровни текстовой информации;
- уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:
- осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
- использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
- использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.
Коммуникативные УУД:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные УУД
- осознание роли географии в познании окружающего мира:
- объяснять роль различных источников географической информации.
- освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- объяснять воздействие Солнца и Луны на мир живой и неживой природы;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах.
- использование географических умений:
- находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
-составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- использование карт как моделей:
- определять на карте местоположение географических объектов.
- понимание смысла собственной действительности:
- формулировать своё отношение к природным и антропогенным причинам изменения окружающей среды;
- использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Предметные:
учащийся научится:
- называть методы изучения Земли;
- называть основные результаты выдающихся географических открытий и путешествий;
- объяснять значение понятий: «Солнечная система», «планета», «тропики», «полярные круги», «параллели», «меридианы»;
- приводить примеры географических следствий движения Земли.
- объяснять значение понятий «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»;
- называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте;
- читать план местности и карту;
- определять(измерять) направления, расстояния на плане, карте и местности;
- производить простейшую съемку местности;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- ориентироваться на местности при помощи компаса, карты и местных предметов;
-определять(измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть(показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
- объяснять значение понятий: «литосфера», «рельеф», «горные породы», «земная кора», «полезные ископаемые», «горы», «равнины», «гидросфера», «Мировой океан», «море», «атмосфера», «погода», «климат», «воздушная масса», «ветер», «климатический пояс», «биосфера», «географическая оболочка», «природный комплекс», «природная зона»;
- называть и показывать основные географические объекты;
- работать с контурной картой;
- называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
- приводить примеры основных форм рельефа дна Мирового океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
- определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
- классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
- объяснять особенности движения вод в Мировом океане, особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана, особенности циркуляции атмосферы;
- измерять(определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
- составлять краткую характеристику климатического пояса гор, равнин, моря, реки, озера по плану;
- описывать погоду и климат своей местности;
- называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
- называть меры по охране природы;
- рассказывать о способах предсказания стихийных бедствий;
- приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
- составлять описание природного комплекса;
- приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Ученик получит возможность научиться:
- называть основные объекты природы, населения и хозяйственной деятельности;
- выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- определять географические процессы и явления в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменения в результате деятельности человека;
- различать типы земной коры; выявлять зависимость рельефа от воздействия внутренних и внешних сил;
- выявлять главные причины различий в нагревании земной поверхности;
- выделять причины стихийных явлений в геосферах;
- объяснять значение понятий: «градусная сеть», «план местности», «масштаб», «азимут», «географическая карта»; называть масштаб глобуса и показывать изображения разных видов масштаба на глобусе;
- приводить примеры перевода одного вида масштаба в другой;
- находить и называть сходство и различия в изображении элементов градусной сети на глобусе и карте; читать план местности и карту;
определять (измерять) направления, расстояния на плане, карте и на местности;
- производить простейшую съемку местности;
- классифицировать карты по назначению, масштабу и охвату территории;
- определять (измерять) географические координаты точки, расстояния, направления, местоположение географических объектов на глобусе;
- называть (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности.
Ученик получит возможность научиться описывать: географические объекты и явления на местности (погода, рельеф, воды, почвы, растительность и животный мир), их использование и изменение человеком; давать оценку экологического состояния, приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами; определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
классифицировать горы и равнины по высоте, происхождению, строению;
объяснять распределение солнечного света и тепла по земной поверхности, смену времен года, дня и ночи, причины образования ветра, атмосферных осадков; определять температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, основные виды облаков, средние температуры воздуха за сутки и за месяц, годовые амплитуды температур; описывать погоду и климат своей местности;
ставить учебную задачу под руководством учителя.
Планировать свою деятельность под руководством учителя. Выявлять причинно- следственные связи.
Ученик получит возможность научиться измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуды температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц; составлять краткую характеристику климатического пояса, гор, равнин, моря, реки, озера по плану; описывать погоду и климат своей местности; называть меры по охране природы; составлять описание природного комплекса; приводить примеры мер безопасности при стихийных бедствиях.
Ученик получит возможность научиться проведению наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
- Содержание курса
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Открытие, изучение и преобразование Земли. Как человек открывал Землю. Изучение Земли человеком. Современная география. Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Вращение Земли. Луна.
Виды изображений поверхности Земли (9 ч)
ПЛАН МЕСТНОСТИ (4 ч)
Понятие о плане местности. Что такое план местности? Условные знаки. Масштаб. Зачем нужен масштаб? Численный и именованный масштабы. Линейный масштаб. Выбор масштаба.
Стороны горизонта. Ориентирование. Стороны горизонта. Способы ориентирования на местности. Азимут. Определение направлений по плану.
Изображение на плане неровностей земной поверхности. Рельеф. Относительная высота. Абсолютная высота. Горизонтали (изогипсы). Профиль местности.
Составление простейших планов местности. Глазомерная съемка. Полярная съемка. Маршрутная съемка. Практикумы. 1. Изображение здания школы в масштабе. 2. Определение направлений и азимутов по плану местности. 3. Составление плана местности методом маршрутной съемки.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА (5 ч)
Форма и размеры Земли. Форма Земли. Размеры Земли. Глобус — модель земного шара. Географическая карта. Географическая карта — изображение Земли на плоскости. Виды географических карт. Значение географических карт. Современные географические карты.
Градусная сеть на глобусе и картах. Меридианы и параллели. Градусная сеть на глобусе и картах.
Географическая широта. Определение географической широты. Географическая долгота. Географические координаты. Географическая долгота. Определение географической долготы. Географические координаты. Изображение на физических картах высот и глубин.
Изображение на физических картах высот и глубин отдельных точек. Шкала высот и глубин. Практикумы. 4. Определение географических координат объектов и объектов по их географическим координатам.
Строение Земли. Земные оболочки (22 ч)
ЛИТОСФЕРА (5 ч)
Земля и ее внутреннее строение. Внутреннее строение Земли. Земная кора. Изучение земной коры человеком. Из чего состоит земная кора? Магматические горные порода. Осадочные горные породы. Метаморфические горные породы.
Движения земной коры. Вулканизм. Землетрясения. Что такое вулканы? Горячие источники и гейзеры. Медленные вертикальные движения земной коры. Виды залегания горных пород.
Рельеф суши. Горы. Рельеф гор. Различие гор по высоте. Изменение гор во времени. Человек в горах.
Равнины суши. Рельеф равнин. Различие равнин по высоте. Изменение равнин по времени. Человек на равнинах.
Рельеф дна Мирового океана. Изменение представлений о рельефе дна Мирового океана. Подводная окраина материков. Переходная зона. Ложе океана. Процессы, образующие рельеф дна Мирового океана.
Практикумы. 5.Составление описания форм рельефа.
ГИДРОСФЕРА (6 ч)
Вода на Земле. Что такое гидросфера? Мировой круговорот воды.
Части Мирового океана. Свойства вод океана. Что такое Мировой океан? Океаны. Моря, заливы и проливы. Свойства океанической воды. Соленость. Температура.
Движение воды в океане. Ветровые волны. Цунами. Приливы и отливы. Океанические течения.
Подземные воды. Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Использование и охрана подземных вод.
Реки. Что такое река? Бассейн реки и водораздел. Питание и режим реки. Реки равнинные и горные. Пороги и водопады. Каналы. Использование и охрана рек.
Озера. Что такое озеро? Озерные котловины. Вода в озере. Водохранилища.
Ледники. Как образуются ледники? Горные ледники. Покровные ледники. Многолетняя мерзлота.
Практикумы. 6. Составление описания внутренних вод.
АТМОСФЕРА (7 ч)
Атмосфера: строение, значение, изучение. Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Строение атмосферы. Значение атмосферы. Изучение атмосферы.
Температура воздуха. Как нагревается воздух? Измерение температуры воздуха. Суточный ход температуры воздуха. Средние суточные температуры воздуха. Средняя месячная температура. Средние многолетние температуры воздуха. Годовой ход температуры воздуха. Причина изменения температуры воздуха в течение года.
Атмосферное давление. Ветер. Понятие об атмосферном давлении. Измерение атмосферного давления. Изменение атмосферного давления. Как возникает ветер? Виды ветров. Как определить направление и силу ветра? Значение ветра.
Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Водяной пар в атмосфере. Воздух, насыщенный и не насыщенный водяным паром. Относительная влажность. Туман и облака. Виды атмосферных осадков. Измерение количества атмосферных осадков. Причины, влияющие на количество осадков.
Погода и климат. Что такое погода? Причины изменения погоды. Прогноз погоды. Что такое климат? Характеристика климата. Влияние климата на природу и жизнь человека.
Причины, влияющие на климат. Изменение освещения и нагрева поверхности Земли в течение года. Зависимость климата от близости морей и океанов и направления господствующих ветров. Зависимость климата от океанических течений. Зависимость климата от высоты местности над уровнем моря и рельефа. Практикумы. 7.Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры. 8. Построение розы ветров. 9. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным.
БИОСФЕРА. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА (4 ч)
Разнообразие и распространение организмов на Земле. Распространение организмов на Земле. Широтная зональность. Высотная поясность. Распространение организмов в Мировом океане. Многообразие организмов в морях и океанах. Изменение состава организмов с глубиной. Влияние морских организмов на атмосферу.
Природный комплекс. Воздействие организмов на земные оболочки. Почва. Взаимосвязь организмов. Природный комплекс. Географическая оболочка и биосфера. Практикумы. 10. Составление характеристики природного комплекса (ПК).
НАСЕЛЕНИЕ ЗЕМЛИ (2 ч)
Население Земли. Человечество — единый биологический вид. Численность населения Земли. Основные типы населенных пунктов. Человек и природа. Влияние природы на жизнь и здоровье человека. Стихийные природные явления.
- Учебно-тематический план
Название темы | Количество часов |
Раздел 1. Введение | 1 |
Раздел 2. Виды изображений поверхности Земли. Тема 2.1. План местности Тема 2.2. Географическая карта | 9 4 5 |
Раздел 3. Строение Земли. Земные оболочки Тема 3.1. Литосфера Тема 3.2. Гидросфера Тема 3.3. Атмосфера Тема 3.4. Биосфера. Географическая оболочка. | 23 5 6 8 4 |
Раздел 4. Население Земли | 1 |
Календарно – тематическое планирование
Количество часов в неделю - 1 час.
Количество часов за год - 34 часа.
Количество практических работ - 10
Количество обобщений за год – 3
№ раздела | № темы | Раздел, тема | Количество часов | Планируемая дата | Примечание |
По программе | |||||
1 | Раздел. Введение. | 1 | |||
1 | Открытие, изучение и преобразование Земли. Земля – планета Солнечной системы. | 1 | 02.09 | ||
2. | Раздел. Виды изображений поверхности Земли. | 9 | |||
План местности | 4 | ||||
2. | Понятие о плане местности. Масштаб.
| 1 | 09.09 | ||
3. | Стороны горизонта. Ориентирование. Практическая работа № 1. Определение направлений и азимутов по плану местности. | 1 | 16.09 | ||
4. | Изображение на плане неровностей земной поверхности. | 1 | 23.09 | ||
5. | Составление простейших планов местности. Практическая работа № 2 Составление плана местности методом маршрутной съемки. | 1 | 30.09 | ||
Географическая карта. | 5 | ||||
6. | Форма и размеры Земли. Географическая карта. | 1 | 07.10 | ||
7. | Градусная сеть на глобусе и картах. | 1 | 14.10 | ||
8. | Географическая широта. Географическая долгота. Географические координаты. | 1 | 21.10 | ||
9. | Изображение на физических картах высот и глубин | 1 | 28.10 | 11.11 (карантин) | |
10. | Обобщение и контроль знаний по разделу «Виды изображений поверхности Земли» | 1 | 11.11 | 18.11 | |
3. | Раздел.Строение Земли. Земные оболочки | 23 | |||
Литосфера | 5 | ||||
11. | Земля и ее внутреннее строение. Движение земной коры. Вулканизм. | 1 | 18.11 | 25.11 | |
12. | Рельеф суши. Горы. | 1 | 25.11 | 02.12 | |
13. | Равнины суши. Практическая работа № 3. Составление описания форм рельефа. | 1 | 02.12 | 09.12 | |
14. | Рельеф дна Мирового океана. | 1 | 09.12 | 16.12 | |
15. | Обобщающий урок по теме «Литосфера» | 1 | 16.12 | 23.12 | |
Гидросфера | 6 | ||||
16. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Свойства вод океана. | 1 | 23.12 | 30.12 | |
17. | Вода на Земле. Части Мирового океана. Движение воды в океане. | 1 | 13.01 | 13.01 | |
18. | Подземные воды. Ледники. | 1 | 20.01 | ||
19. | Реки. | 1 | 27.01 | ||
20. | Озера. Практическая работа № 4 Составление описания внутренних вод. | 1 | 03.02 | ||
21. | Обобщающий урок по теме «Гидросфера» | 1 | 10.02 | ||
Атмосфера | 8 | ||||
22. | Атмосфера: строение, значение, изучение | 1 | 24.02 | 17.02 | |
23. | Температура воздуха Практическая работа № 5 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры | 1 | 03.03 | 24.02 | |
24. | Атмосферное давление. Ветер. | 1 | 10.03 | 03.03 | |
25. | Водяной пар в атмосфере. Облака и атмосферные осадки. Практическая работа № 6. Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | 1 | 17.03 | 10.03 | |
26. | Погода. | 1 | 31.03 | 17.03 | |
27. | Климат. | 1 | 07.04 | 31.03 | |
28. | Причины, влияющие на климат | 1 | 14.04 | 07.04 | |
Биосфера. Географическая оболочка(4 ч) | |||||
29. | Разнообразие и распространение организмов на Земле. | 1 | 21.04 | 14.04 | |
30. | Промежуточная аттестация. Итоговое тестирование. | 1 | 21.04 | ||
31. | Разнообразие и распространение организмов в Мировом океане. | 1 | 28.04 | ||
32. | Природный комплекс. Практическая работа № 7. Составление характеристики природного комплекса(ПК) | 1 | 05.05 | ||
4. | Раздел. Население Земли | 1 | |||
33-34. | Население Земли | 2 | 12.05-19.05 | ||
35 | Резерв времени | 1 | 26.05 | ||
Всего часов | 33-34 |
Практические работы
№ | Название работы | Вид работы |
1. | Практическая работа. Изображение здания школы в масштабе | тренировочная |
2. | Практическая работа №1 Определение направлений и азимутов по плану местности. | итоговая |
3. | Практическая работа №2 Составление плана местности методом маршрутной съемки. | итоговая |
4. | Практическая работа Определение географических координат объектов и объектов по географическим координатам. | обучающая |
5. | Практическая работа № 3 Составление описания форм рельефа. | итоговая |
6. | Практическая работа№4 Составление описания внутренних вод. | итоговая |
7. | Практическая работа №5 Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры | итоговая |
8. | Практическая работа Построение розы ветров. | обучающая |
9. | Практическая работа № 6 Построение диаграммы количества осадков по многолетним данным. | итоговая |
10. | Практическая работа №7 Составление характеристики природного комплекса(ПК) | итоговая |
Перечень обязательной географической номенклатуры для 6 – го класса:
Материки: Австралия, Антарктида, Африка, Евразия, Северная Америка, Южная Америка.
Континенты: Австралия, Азия, Америка, Антарктида, Африка, Европа.
Океаны: Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый, Тихий.
Равнины: Амазонская низменность, Аравийское плоскогорье, Бразильское плоскогорье, Восточно-Европейская Русская ), Великая Китайская, Великие равнины, Декан, Западно-Сибирская, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье, Прикаспийская низменность.
Горы: Анды, Алтай, Альпы, Гималаи, Кавказ, Кордильеры, Скандинавские, Тянь-Шань, Уральские.
Вершины и вулканы: Аконкагуа, Везувий, Гекла, Джомолунгма (Эверест ), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Косцюшко, Котопахи, Кракатау, Мак-Кинли, Мауна-Лоа, Орисаба, Эльбрус, Этна.
Острова: Большие Антильские, Великобритания, Гавайские, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания, Японские
Полуострова: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида.
Моря: Азовское, Аравийское, Балтийское, Баренцево, Восточно-Сибирское, Карибское, Красное, Мраморное, Охотское, Средиземное, Филиппинское, Чёрное, Японское.
Заливы: Бенгальский, Гвинейский, Гудзонов, Мексиканский, Персидский, Финский.
Проливы: Берингов, Гибралтарский, Дрейка, Магелланов, Малаккский, Мозамбикский.
Рифы: Большой Барьерный риф.
Течения: Гольфстрим, Западных Ветров, Куросио, Лабрадорское, Перуанское, Северо-Тихоокеанское.
Реки: Амазонка, Амур, Волга, Ганг, Евфрат, Енисей, Инд, Конго, Лена, Миссисипи, Миссури, Нил, Обь, Тигр, Хуанхэ, Янцзы.
Озёра: Аральское море, Байкал, Верхнее, Виктория, Каспийское море, Ладожское, Танганьика, Чад, Эйр.
Водопады: Анхель, Виктория, Ниагарский.
Области современного оледенения: Антарктида, Гренландия, Новая Земля, ледники Аляски, Гималаев и Кордильер.
Города: Дели, Мехико, Москва, Каир, Нью-Йорк, Пекин, Рио-де-Жанейро, Санкт-Петербург, Токио.
Страны: Австралия, Бразилия, Германия, Египет, Индия, Казахстан, Канада, Китай, Нигерия, Россия, США, Франция, Япония
- Критерии оценки учебной деятельности по географии
- Критерии оценки устного ответа:
- Оценку «5» заслуживает ответ, в котором отмечается знание фактического материала, и ученик может им оперировать.
- «4» - есть небольшие недочеты по содержанию ответа.
- «3» - есть неточности по сути раскрываемых вопросов.
- «2» - есть серьезные ошибки по содержанию или полное отсутствие знаний и умений.
- Критерии оценки качества выполнения практических и самостоятельных работ
- Отметка «5». Работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работают полностью самостоятельно: подбирают необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показывают необходимые для проведения практической работы теоретические знания, практические умения и навыки.
- Работа оформляется аккуратно, в наиболее оптимальной для фиксации результатов форме.
- Отметка «4». Практическая или самостоятельная работа выполняется учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускаются отклонения от необходимой последовательности выполнения, не влияющие на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т. д.).
- Учащиеся используют указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показывает знание учащихся основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
- Могут быть неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
- Отметка «3». Практическая работа выполняется и оформляется учащимися при помощи учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на «отлично» данную работу учащихся. На выполнение работы затрачивается много времени. Учащиеся показывают знания теоретического материала, но испытывают затруднение при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими приборами.
- Отметка «2» выставляется в том случае, когда учащиеся не подготовлены к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Показывается, плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны по причине плохой подготовки учащегося.
- Оценка письменных самостоятельных и контрольных работ
- Оценка «5» ставится за работу, выполненную без ошибок и недочетов или имеющую не более одного недочета.
- Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней:
- а) не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
- б) или не более двух недочетов.
- Оценка «3» ставится в том случае, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
- а) не более двух грубых ошибок,
- б) или не более одной грубой ошибки и одного недочета,
- в) или не более двух-трех негрубых ошибок,
- г) или одной негрубой ошибки и трех недочетов,
- д) или при отсутствии ошибок, но при наличии 4-5 недочетов.
- Оценка «2» ставится, когда число ошибок и недочетов превосходит норму, при которой может быть выставлена оценка «3», или если правильно выполнено менее половины работы.
- Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не приступал к выполнению работы или правильно выполнил не более 10 % всех заданий, т.е. записал условие одной задачи в общепринятых символических обозначениях.Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена «нормами», если учеником оригинально выполнена работа.
- Оценка устных ответов
- Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- а) обнаруживает полное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, знание законов и теорий, умеет подтвердить их конкретными примерами, применить в новой ситуации и при выполнении практических заданий;
- б) дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, а также правильное определение физических величин, их единиц и способов измерения;
- в) технически грамотно выполняет физические опыты, чертежи, схемы, графики, сопутствующие ответу, правильно записывает формулы, пользуясь принятой системой условных обозначений;
- г) при ответе не повторяет дословно текст учебника, а умеет отобрать главное, обнаруживает самостоятельность и аргументированность суждений, умеет установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу физики, а также с материалом, усвоенным при изучении других смежных предметов;
- д) умеет подкрепить ответ несложными демонстрационными опытами;
- е) умеет делать анализ, обобщения и собственные выводы по данному вопросу;
- ж) умеет самостоятельно и рационально работать с учебником, дополнительной литературой и справочниками.
- Оценка «4» ставится в том случае, если ответ удовлетворяет названным выше требованиям, но учащийся:
- а) допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно, или при небольшой помощи учителя;
- б) не обладает достаточными навыками работы со справочной литературой ( например, ученик умеет все найти, правильно ориентируется в справочниках, но работает медленно).
- Оценка «3» ставится в том случае, если учащийся правильно понимает физическую сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но при ответе:
- а) обнаруживает отдельные пробелы в усвоении существенных вопросов курса физики, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
- б) испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных физических явлений на основе теории и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теории,
- в) отвечает неполно на вопросы учителя ( упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте,
- г) обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника, или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
- Оценка «2» ставится в том случае, если ученик:
- а) не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов,
- б) или имеет слабо сформулированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу и к проведению опытов,
- в) или при ответе допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
- Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.
- Оценка практических работ
- Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся:
- а) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
- б) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта все необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
- в) в представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы;
- г) правильно выполнил анализ погрешностей;
- д) соблюдал требования безопасности труда.
- Оценка «4» ставится в том случае, если выполнены требования к оценке 5, но:
- а) опыт проводился в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
- б) или было допущено два-три недочета, или не более одной негрубой ошибки и одного недочета.
- Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что можно сделать выводы, или если в ходе проведения опыта и измерений были допущены следующие ошибки:
- а) опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью,
- б) или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.), не принципиального для данной работы характера, не повлиявших на результат выполнения,
- в) или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей,
- г) или работа выполнена не полностью, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.
- Оценка «2» ставится в том случае, если:
- а) работа выполнена не полностью, и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильные выводы,
- б) или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно,
- в) или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».
- Оценка «1» ставится в тех случаях, когда учащийся совсем не выполнил работу или не соблюдал требований безопасности труда.
- В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.
- Требования к работе в контурных картах:
- - Каждую контурную карту подписывают. В правом верхнем углу ученик ставит свою фамилию и класс.
- - При выполнении практической работы в контурных картах, в левом верхнем углу карты подписывают номер и название практической работы.
- - Все надписи на контурной карте делают мелко, четко, красиво, желательно печатными буквами. Название рек и гор располагают соответственно вдоль хребтов и рек, названия равнин - по параллелям. Объекты гидросферы желательно подписывать синей пастой.
- - Если название объекта не помещается на карте, то около него ставят цифру, а внизу карты пишут, что означает данная цифра.
- - Если того требует задание, карту раскрашивают цветными карандашами, а затем уже подписывают географические названия.
- - В начале учебного года все работы в контурных картах выполняются простыми карандашами, потому что навыки работы с контурными картами слабы, и ученики делают ошибки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...