Программа по географии 6 класс
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа с календарно-тематическим планированием
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа на курс 6 класса | 280.14 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по делам образования г. Челябинска
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 104 г.Челябинска»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (КТП) | ||
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ___география 6 класс______ | ||
ПРЕДМЕТ, КЛАСС | ||
Базовый | ||
КУРС: БАЗОВЫЙ, УГЛУБЛЕННЫЙ, ПРОФИЛЬНЫЙ, ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ | ||
УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||
РАЗРАБОТЧИК Абдулина Елена Леонидовна___высшая | ||
ФИО, КАТЕГОРИЯ | ||
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД | ||
Челябинск, 2021 |
Пояснительная записка
Программа по географии для 6 класса разработана педагогом только в этом году, составлена на основе авторской программе по географии предметной линии «Сферы» В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – М.: Просвещение, 2019. Данная программа продолжает курс «Планета Земля» 5 класса и заканчивает его в этом году. Количество 35 часов в год, 1 час в неделю. Также при разработке данной программы, использовалась Программа Согласования действий образовательных отношений по формированию, развитию и мониторингу ЛУУД, УУД в МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на 2021-2022 учебный год для планирования УУД и их диагностики.
В программе сделан акцент на отработку заданий по формированию естественнонаучной грамотности, аналогичным исследованиям PISA, глобальной компетенции и читательской грамотности, формирующегося и критериального оценивания. Данная программа является началом географического образования в основной школе.
Отличительные особенности предлагаемой рабочей программы, описание изменений, дополнений, внесенных в примерную программу.
При разработке данной программы использовались материалы, представленные в рабочей программе Абдулиной Е.Л. 6 класс за 2017-2018 учебный год. В данной рабочей программе по предмету учтена Программа воспитания МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска», что зафиксировано в личностных результатах и в КТП, с учетом Календаря образовательных событий 2021-2022 учебного года. Особое внимание будет уделяться патриотическому и экологическому воспитанию.
Будут апробированы занятия в дистантной форме обучения. Большой внимание будет уделяться формированию естественнонаучной грамотности и глобальной компетенции на заданиях(ПОЗы), аналогичных исследованиям PISA и ВПР, глобальной компетенции и читательской грамотности, формирующегося и критериального оценивания.
В рабочей программе спланирована работа по профориентации и представлена в графе темы уроков, сформулированы темы уроков, количество времени отведенного на профориентацию 10% от общего количества часов. Будут апробированы занятия в дистантной форме обучения. Большой внимание будет уделяться формированию естественнонаучной грамотности на заданиях, аналогичных исследованиям PISA и ВПР.
При разработке данной программы использовались материалы, представленные в рабочей программе Абдулиной Е.Л. 6 класса за 2017-2018 учебный год, но большинство разделов дополнены, изменены, а именно:
- в пояснительной записке описаны некоторые планируемые и использованные технологии, приемы с учетом рекомендаций из Программы Согласования и исходя из личностного предыдущего опыта работы;
- в разделе 1 дополнены планируемые личностные результаты на основе модельной программы ООП СОО, ООП СОО МАОУ СОШ 104, а также учтены приоритетные задачи на 2020-2021 учебный год по достижению личностных результатов, так как планируется сделать акцент на смыслообразование;
- раздел 1 Достижение обучающимися метапредметных результатов также переработан, дополнен новыми метапредметными результатами с учетом ООП СОО, рекомендаций модельной ООП СОО и исходя из результатов сформированности УУД за 5 класс;
- раздел 1 Данный раздел изменен: описаны цели рассмотрения вопросов о смыслообразовании в аспекте формирования и диагностики ЛУУД: представлен график контроля сформированности РУУД, ПУУД в виде тестов и контроля КУУД на основе метода наблюдений; описаны системы оценивания с учетом технологий формирующего и критериального оценивания;
- раздел 2 дополнен темами по НРЭО.
* Характеристика учебного занятия
В программе 6 класса все содержательные компоненты (природные, демографические, экономические, и т. д.) раскрываются только на базовом уровне, происходит знакомство с предметом. Изучение географии вводит ученика в круг проблем планеты в целом. Здесь важно перейти в творческой деятельности на первую ступень – проектная работа. Данный курс преподается с учетом дифференцированного подхода, групповой работы и проблемного обучения. Проблемное обучение стало привычным для каждого урока, на начало всегда ставится проблема (частично указана в учебнике, рубрика «Вы узнаете»). При изучении курса используются разноуровневые карточки для индивидуального изучения. Групповая форма организации познавательной деятельности приоритетная для большинства уроков. Данная форма часто применяется при закреплении материала и рефлексии (тетрадь-тренажер). Проводятся нетрадиционные уроки - устный групповой зачет «Природные зоны». Отрабатываются общеучебных умения и навыки, особое внимание уделяется работе с текстом и понятиями. В данном курсе используются видеофильмы при изучении тем: Гидросфера, Атмосфера, Биосфера, Географическая оболочка. Отрабатываются навыки типовых характеристик компонентов природы: описание географического положения рек и озер, морей и природных зон. Освоение приемов самостоятельного планирования и рефлексии на разных этапах урока. Особое внимание будет уделяться отработке умений:
- составлять картосхему природной зоны;
- выполнять практические задания на смысловое чтение;
- составлять проекты по описанию рек и озер;
- выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы планеты.
Система обучения строится на применении логических опорных конспектов (ЛОКов), основана на системе Шаталова В.Ф.. При изучении нового материала, составляется краткий конспект в тетради ученика, содержащий основные компоненты темы. В ходе урока данный материал закрепляется. В конце урока ученики устно воспроизводят ЛОК в парах, самостоятельно выясняя, какие вопросы требуют повторного закрепления.
При оценке предметных, метапредметных результатов планируется активное использование приемов, инструментов технологий формирующего и критериального оценивания и в первую очередь:
- маршрутные листы;
- листы самооценки;
- интеллект-карты.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на конец текущего учебного года.
- Достижение обучающимися личностных результатов на конец планируемого года.
У обучающегося будут сформированы: |
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 5) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 7) формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; 8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9) уважать историю и местные традиции Южного Урала, любить родной край; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, самостоятельно приобретать новые знания; формировать и использовать краеведческие знания и умения в повседневной жизни, бережному отношению к природе родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; знаниям об особенностях природы, населения Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России.(НРЭО) |
- Достижение обучающимися метапредметных результатов на конец планируемого года обучения, в том числе с учетом НРЭО.
Обучающийся научится: |
1.2.1 Регулятивные универсальные учебные действия 1) умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 1.2.2 Планируемые результаты сформированности ПУУД 1) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 2) смысловое чтение; 3) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 4) компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). 5)умениями сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия.(НРЭО)
|
- Достижение обучающимися предметных результатов на конец планируемого года обучения.
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; 2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы; 3) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации; 7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов 8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде. | 1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; , 2) оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; |
- * Описание системы диагностики УУД.
Материалы по смыслообразованию, постановке цели и планирование своей деятельности будут способствовать разработке РУУД. Цель последующей диагностики не просто зафиксировать полученные результаты, а на их основе с помощью индивидуального консультирования помочь учащимся в самоопределении и смыслообразовании.
Планируется проведение краткосрочных диагностик (8-10 минут) на проверку 1-2 конкретных умений в течении года 4 раза.
№ урока | УУД | Источник информации |
3 | Умение ставить цели урока. | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
8 | Умения определять план урока | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
20 | Умение самостоятельно решать проблемную ситуацию на уроке | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
33 | Умение делать выводы по уроку | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
- Описание системы контроля предметных умений.
В этом учебном году система оценивания в 15 баллов.
Перевод отметок в 15-ти бальную систему оценивания
6-ти бальная отметка | Отметка | Баллы | 5-ти бальная отметка |
6 | 6+ | 15 | 5 |
6 | 14 | 5 | |
6- | 13 | 5 | |
5 | 5+ | 12 | 5 |
5 | 11 | 5 | |
5- | 10 | 5 | |
4 | 4+ | 9 | 4 |
4 | 8 | 4 | |
4- | 7 | 4 | |
3 | 3+ | 6 | 3 |
3 | 5 | 3 | |
3- | 4 | 3 | |
2 | 2+ | 3 | 2 |
2 | 2 | 2 | |
2- | 1 | 2 | |
1 | 0 | 1 |
В этом году будут разрабатываться формы критериального и формирующего оценивания.
- Информация о планируемых формах контроля: контрольные работы, комплексные контрольные работы (в сочетании с диагностикой УУД), тесты, зачеты и способы их проведения.
Формы контроля:
1.поурочный тестовый контроль (тетрадь-тренажер),
2. тематический – письменный зачет и практические работы(тетрадь-экзаменатор),
3. устно проверяются определения и номенклатура.
4. годовая контрольная работа.
5. творческий групповой зачет – проект «Природные зоны».
6. творческий проект «Человек и Гидросфера»
Виды контроля | Форма контроля | Количество |
Промежуточная аттестация | Стартовая контрольная работа | 1 |
Зачет за I полугодие | 1 | |
Зачет за год | 1 | |
Текущий контроль | Тематические контрольные работы: Зачет №1 по теме: «Гидросфера» Зачет №2 «Атмосфера» Зачет №3 «Биосфера» Зачет №4 «Географическая оболочка» | 4 |
РИКО, МИКО, ВПР или административные контрольные работы или пробные ГИА | 1 | |
Творческие работы: Природные зоны (по выбору) Гидросфера ( по желанию) | 2 | |
Проекты на уроке: Загадки океана Уникальная планета | 2 | |
Практические работы: Практическая работа №1 «Описание по картам вод мирового океана» Практическая работа №2 «Комплексное описание реки» Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды» Практическая работа № 4 «Создание информационного буклета». | 7 ( оценочных 3) | |
Контурные карты: «Гидросфера» «Биосфера» «Человек на земле» | 3 |
График зачетных работ
№ | Тема и форма зачета | Дата | КИМ |
1 | Стартовая диагностика | 20.09-24.09 | Ким №1, разработанный в МАОУ СОШ №104 |
2 | Контурная карта «Гидросфера» | 04.10-08.10 | Контурные карты по географии 5-6 класс |
3 | Практическая работа №1 (оценочная) «Описание по картам вод мирового океана» | 13.10-17.10 | Тетрадь-практикум по географии 5-6 класс |
4 | Практическая работа №2 «Комплексное описание реки» | 27.09-30.09 | Тетрадь-практикум по географии 5-6 класс |
5 | Зачет №1 по теме: «Гидросфера» | 25.10-29.10 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
6 | Полугодовая контрольная работа | 27.12-30.12 | Ким №2, разработанный в МАОУ СОШ №104 |
7 | Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды» | 17.01-21.01 | Тетрадь-практикум по географии 5-6 класс |
8 | Зачет №2 «Атмосфера» | 14.02-19.02 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
9 | Контурные карты «Биосфера» | 14.03-18.03 | Контурные карты по географии 5-6 класс |
10 | Зачет №3 «Биосфера» | 21.03-25.03 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
11 | Практическая работа № 4 «Создание информационного буклета». | 09.05-12.05 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
12 | Контурные карты «Человек на Земле» | 25.04-29.04 | Контурные карты по географии 5-6 класс |
13 | Зачет №4 «Географическая оболочка» | 24.05-29.05 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
14 | Итоговый зачет | 23.05-27.05 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
- Информация о дидактическом материале, на основе которого проверяются предметные умения.
Предметные умения проверяются на о помощью тетрадей-экзаменаторов и практикумов. ТЕТРАДЬ–ЭКЗАМЕНАТОР используется для организации тематического и итогового контроля и, являясь одной из форм отчётной документации, хранится в классе. В ней приведено по два варианта проверочных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме и такие же варианты проверочной работы по итогам года. По содержанию, форме заданий и форме оформления результатов проверочные работы построены на основе принципов проверки знаний в рамках Единого государственного экзамена. С помощью тетради-экзаменатора учитель сможет оперативно провести контроль, выбрав типы и варианты проверочных работ. Тематические проверочные работы содержат такой объём материала, что время их проведения должно составлять в среднем не более 20 минут, итоговая работа рассчитана на 40 минут. Кроме
того, данная тетрадь содержит перечень тем для рефератов и творческих работ с кратким перечнем рекомендуемой литературы и ссылок в Интернете.
ТЕТРАДЬ-ПРАКТИКУМ и рубрика учебника «Мои географические исследования» ориентируют на применение теоретических знаний на практике. Значение тетради-практикума для организации учебного процесса определяют два главных фактора. Во-первых, для выполнения каждой практической работы в тетради-практикуме задан алгоритм, который требует, в свою очередь, жёсткой связки с другими компонентами УМК. Это достигается благодаря системе ссылок, которые позволяют в ходе работы обратиться к теоретическому текстовому или иллюстративному материалу учебника, электронного приложения или заданию в тетради-тренажёре в строгом соответствии с алгоритмом выполнения работы, обеспечивая, таким образом, взаимодействие с другими компонентами информационно-образовательной среды УМК. Во-вторых, в традиционной практике подготовка форм для оформления результатов работы (форм таблиц, мест для рисунков и т.д.) требовала немалых временных затрат учителя и ученика. Данная тетрадь содержит все необходимые формы.
- Содержание учебного предмета на планируемый год обучения.
- Содержание учебного материала, изучаемого в данном учебном году
(в том числе с учетом НРЭО),
Курс «География. Планета Земля» рассчитан на 35 часов, 1 час в неделю в соответствии с примерными программами и авторской программой линии «Сферы». Основное содержание систематизировано по следующим темам:
ВВЕДЕНИЕ — 1 ч
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.
Тема 1. Гидросфера — водная оболочка Земли.— 8 ч
Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды. Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.
Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды. Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.
Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле, и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасныхявлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.
Тема 2. Атмосфера — воздушная оболочка Земли – 11ч
Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой. Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека. Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс; условия их формирования и свойства.
Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.
Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.
Тема 3. Биосфера – оболочка жизни – 5ч
Биосфера Земли. Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животным миром как способ определения качества окружающей среды.
Почва как особое природное образование. Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.
Тема 4. Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс – 10ч
Географическая оболочка Земли. Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.
- * Обоснование дополнений, изменений.
Программа стандартная по географии рассчитана на 35 часов, 1 час в неделю. Авторская программа В.П.Дронова, Л.Е.Савельева предметной линии «Сферы» по географии составлена на 35 часов, но имеет резерв 2 часа. Данные часы распределены следующим образом 1 час добавлен в тему «Гидросфера», для проведения зачетной работы; и ещё 1 час добавлен в тему «Атмосфера» для проведения контрольной работы, что соответствует рекомендациям авторов программы.
- *Характеристика полноты учебного материала в соответствии с требованиями ГИА (кодификатор)
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ |
2 | Природа Земли и человек | |
2.3 | Гидросфера, ее состав и строение. Мировой океан и его части, взаимодействие с атмосферой и сушей. Поверхностные и подземные воды суши. Водные ресурсы земли | |
2.4 | Атмосфера. Состав, строение, циркуляция. Распределение тепла и влаги на Земле. Погода и климат. Изучение элементов погоды. | |
2.5 | Биосфера, ее взаимосвязи с другими геосферами. Разнообразие растений и животных, особенности их распространения. Почвенный покров. Почва как особое природное образование. | |
2.6 | Географическая оболочка Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные комплексы. |
- Содержание материала по реализации НРЭО
№ | Раздел, учебный модуль | Тематика НРЭО | Основные виды учебной деятельности | Источник информации |
1 | Введение | Карта Челябинской области | Показывать по карте местоположение Челябинска и называть соседние регионы | Челябинская область. Атлас / под. ред. проф.В.В.Лвтюшина. – Челябинск: АБРИС, 2014. С.5 |
2 | Гидросфера – водная оболочка Земли | Реки Челябинской области | Составлять описание реки Миасс | Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс: учебник для основной школы/ В.В. Дерягин, М.С. Гитис .- Челябинск: АБРИС, 2011. С.94-98 |
3 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | Климат Челябинской области | Составлять описание климата Челябинска | Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс: учебник для основной школы/ В.В. Дерягин, М.С. Гитис .- Челябинск: АБРИС, 2011. С. 86-88 |
4 | Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс | Аркаим | Находить информацию (в Интернете и других источниках) и представлять презентацию «Тайны Аркаима» | Краеведение. Челябинская область. 7 класс: учебник для основной школы/ под ред.Г.С.Шкребня. - Челябинск: АБРИС, 2011. С30-35 |
- Календарно-тематическое планирование курса «География. Планета Земля» 5 класс (35 ч)
№ уро ка | Дата проведения | Тема учебного занятия | Планируемые результаты | Контроль сформированности УУД (ключевых компетенций) | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||
Введение (1 ч) | |||||||
1. | 01.09-10.09 | Введение | Знать: Содержание курса географии «Планета Земля» Уметь: Определить географические оболочки Земли | Познавательные: отработать навыки выделения из текста главного, систематизация информации Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: Расширение представлений по вопросу: Что значит уметь учиться? | Формирование гражданского патриотизма, любви к Родине, чувства гордости за свою страну | Фронтальный опрос по поиску информации из текста учебника | |
Тема №1 Гидросфера – водная оболочка Земли (10 ч) | |||||||
2. | 13.09-17.09 | Гидросфера | Знать: части гидросферы, понятие «Мировой круговорот воды» Уметь: Сравнивать соотношения частей Гидросферы. Выявлять взаимосвязи между частями Гидросферы | Познавательные:отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве Регулятивные: работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, используя текст учебника | Осознание ценности сохранения и защиты границ России | Тетрадь-тренажёр с.6 (№6) Диагностика умения составлять схему по тексту | |
3. | 20.09-24.09 | Мировой океан Океанолог. | Знать: Части океана Уметь: Выявлять с помощью карт географические закономерности изменение температуры и солености вод океана Определять и описывать географическое положение морей | Познавательные: отработать навыки систематизации информации для составления схемы «Части океана», выделения из текста главного Коммуникативные: Участвовать в обсуждении проблем о влиянии Мирового океана на Землю Регулятивные: самостоятельно планировать свою деятельность на уроке | Осознание необходимости сохранения океанских вод | Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.14-15 Задание 1,2,5 систематизация информации для нанесения на контурную карту | |
4. | 27.09- 30.09 | Движения вод океана. | Знать: Виды вод океана Уметь: Определять по картам крупнейшие течения океанов Сравнивать карты и выявлять зависимость направления течений от направления господствующих ветров | Познавательные: уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность; Коммуникативные: сотрудничать в процессе работы в паре Регулятивные: планировать пути достижения целей | Потребность реализации личностного потенциала в определении течений на картах | Практическая работа №1 «Описание по картам вод мирового океана» Тетрадь-практикум с.22 диагностика умения анализировать статистические данные и тематические карты | |
5. | 4.10- 8.10 | Реки. Профессия Гидролог. | Знать: Понятие «Река», части реки. Речная система, бассейн, реки, водораздел. Уметь: Определять и показывать по карте истоки рек, водосборные бассейны, водоразделы. Обозначать и подписывать на контурной карте крупнейшие реки мира и их части, водосборные бассейны и водоразделы. | Познавательные: выделения из текста главного, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, осуществлять поиск дополнительных сведений в СМИ Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, составлять письменную характеристику реки.. Регулятивные: Формулировать ближайшие цели изучения темы | Устойчивая мотивация к изучению рек мира . | Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.14-15 Задание 3 «Россия. Физическая карта» стр.24 Задание 1,2 систематизация информации для нанесения на контурную карту | |
6. | 11.10-15.10 | Реки Челябинской области - НРЭО | Знать: Понятие «Водопад», режим и питание реки. Равнинные и горные реки. Источники питания и режим рек. Уметь: Составлять характеристику равнинной (горной) реки по плану на основе анализа карт | Познавательные: выделения из текста главного анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника, Коммуникативные: Размышлять о роли рек в России и Челябинской области Регулятивные: оценивать эмоциональное состояние и активность на уроке | Осознание необходимости охраны речных ресурсов | Практическая работа №2 «Комплексное описание реки» Тетрадь-практикум стр.24 диагностика умения анализировать материалы учебника и карт атласа | |
7. | 18.10-22.10 | Озера и болота | Знать: понятия «Озеро», «Болото», «Водохранилище» Сточные и бессточные, пресные и соленые озёра. Уметь: Определять по карте географическое положение и размеры крупнейших озёр, водохранилищ и заболоченных территорий мира. Подписывать на контурной карте крупнейшие озёра и водохранилища мира. Составлять и анализировать схему различия озёр по происхождению котловин | Познавательные: - выделения из текста главного, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника. Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Регулятивные: оценивать качество работы в группе | Формирование нравственных качеств: патриотизм и гражданственность на примере использования вод Байкала и Увильдов | Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.14-15 Задание 4 систематизации информации для нанесения на контурную карту | |
8. | 25.10-29.10 | Подземные воды | Знать: понятие «Подземные воды», Образование подземных вод. Грунтовые и межпластовые воды. Источники. Термальные и минеральные воды. Значение и охрана подземных вод. Уметь: Анализировать модели (иллюстрации) « Подземные воды», «Артезианские воды». Находить дополнительную информацию ( в Интернете, других источниках) о значении разных видов подземных вод | Познавательные: Выделять главное при работе с текстом учебника. Коммуникативные: стремиться к сотрудничеству в рамках учебного диалога. Регулятивные: оценивать качество работы в группе самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; | Осознание необходимости охраны подземных вод и бережного отношения к родникам | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
9. | 8.11-12.11 | Ледники. Профессия Гляциолог. | Знать: понятия «Ледник», «Многолетняя мерзлота» Виды ледников. Многолетняя мерзлота: распространение, воздействие на хозяйство. Оледенения Уметь: Решать познавательные задачи по выявлению закономерностей распространения ледников и мерзлоты. Описывать географическое положение областей оледенения. Находить информацию и готовить сообщение ( презентацию) об особенностях хозяйственной деятельности в условиях многолетней мерзлоты | Познавательные: анализировать схемы, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника. Коммуникативные: выражать свое отношение к разным видам ледников Регулятивные: Делать выводы оценки качества работы в паре. | Формирование ценностного отношения к использованию и сохранению ледников и многолетней мерзлоты | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
10. | 13.11-19.11 | Человек и гидросфера | Знать: Объемы потребления пресной воды. Пути решения водных проблем. Источники загрязнения гидросферы, меры по сохранению качества вод. Уметь: Находить информацию и готовить сообщение (презентацию) о редких и исчезающих обитателях Мирового океана; об особо охраняемых акваториях и других объектах гидросферы; о наводнениях и способах борьбы с ними | Познавательные: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, работать с текстом учебника. Коммуникативные: Взаимодействовать в паре при выполнении задания Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Формирование устойчивой мотивации к познанию водных ресурсов мира | Проект «Загадки океана» - подготовка индивидуальной карточки о редких и исчезающих обитателях Мирового океана Диагностика умения поиска и презентации информации по заданной теме | |
11. | 22.11-26.11 | Зачет «Гидросфера» | Знать: Лист контроля №1 Уметь: Выявлять особенности географического положения морей, уметь выявлять причинно-следственные связи в формировании вод Гидросферы, работать с тематическими картами | Познавательные: читать и анализировать тематические карты, делать выводы. определять причинно-следственные связи Решать тесты Коммуникативные: Научиться аргументировать свою точку зрения, Регулятивные: подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель | Формирование экологического сознания на основе бережного отношения и рационального природопользования водных ресурсов Формирование устойчивой мотивации к познанию Гидросферы | Тетрадь-экзаменатор с.56-62 Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | |
Тема №2 Атмосфера – воздушная оболочка Земли (11 ч) | |||||||
12. | 29.11-3.12 | Атмосфера | Знать: Состав воздуха атмосферы. Строение атмосферы (тропосфера, стратосфера, верхние слови атмосферы, ионосфера).Значение атмосферы. Уметь: Объяснить значение атмосферы для природы Земли. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о роли газов атмосферы для природных процессов. Высказывать мнение об утверждении: «Тропосфера – «кухня погоды» | Познавательные: Составлять и анализировать схему «Значение атмосферы для Земли». определять причинно-следственные связи Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни знакомясь со значением Атмосферы для человека | Круговая диаграмма «Состав Атмосферы». Диагностика умения составлять круговые диаграмма , анализировать информацию при составлении диаграммы | |
13. | 6.12-10.12 | Температура воздуха | Знать: Нагревание воздуха, зависимость температуры от высоты, угла падения солнечных лучей, характера поверхности. Годовые и суточные изменения температуры воздуха. Амплитуда температур. Изотермы. Парниковый эффект. Уметь: Вычислять средние суточные температуры и амплитуду температур. Выставлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей на основе анализа иллюстраций или наблюдения действующих моделей. Выявлять закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам на основе анализа карт | Познавательные: анализировать тематические карты, делать выводы, решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. Анализировать графики годового хода температур. определять причинно-следственные связи Коммуникативные: формулировать мнение об изменении суточных температур Регулятивные: самостоятельно осуществлять текущий контроль своей деятельности | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к определению показателей температуры и вычерчиванию графиков температур | Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды». Тетрадь-практикум с.28 Диагностика умения составлять график суточной температуры и рассчитывать амплитуду и среднюю температуру. | |
14. | 13.12-17.12 | Влажность воздуха. | Знать: Облака Водяной пар в атмосфере. Абсолютная и относительная влажность. Туман. Облака, облачность. Виды облаков. Уметь: Измерять относительную влажность воздуха с помощью гигрометра. Решать задачи по расчёту абсолютной и относительной влажности на основе имеющихся данных. Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику, определять облачность | Познавательные: делать выводы Находить решение по формуле Коммуникативные: взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности Регулятивные: Оценивать качество работы в паре | Формирование выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к определению облачности | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
15. | 20.12-24.12 | Атмосферные осадки | Образование осадков, неравномерность распределения на Земле. Диаграммы годового распределения осадков. Способы отображения осадков на картах. Уметь: Анализировать и строить по имеющимся данным диаграммы распределения годовых осадков по месяцам. Определять способы отображения видов осадков и их количества на картах погоды и климатических картах | Познавательные: делать выводы Решать задачи по расчёту годового количества осадков на основе имеющихся данных. Строить графики выпадения осадков Коммуникативные: взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности Регулятивные: Оценивать качество работы в паре | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – выпадения осадков, вызвавших наводнения, штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
16. | 27.12-30.12 | Атмосферное давление | Знать:. Понятие «атмосферное давление».Измерение атмосферного давления: барометр ,единицы измерения. Причины изменения давления. Географические особенности распределения давления. Уметь: Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Объяснять причину различий в величине атмосферного давления в разных широтных поясах Земли. Определять способы отображения величины атмосферного давления на картах | Познавательные: делать выводы Находить решение по формуле Решать задачи по расчёту величины давления на разной высоте. определять причинно-следственные связи Коммуникативные: взаимодействовать в паре при расчете задач по давлению Регулятивные: Оценивать качество работы в паре | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – резкие перепады давления, штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
17. | 17.01-21.01 | Ветер | Знать: Ветры: образование, характеристики (направление, скорость, сила). Роза ветров. Постоянные, сезонные, суточные ветры. Значение ветров. Ветряной двигатель Уметь: Определять направление и скорость верта с помощью флюгера (анемометра). Определять направление ветров по картам. Объяснять различия в скорости и силе ветра, причины изменения направление ветров | Познавательные: Строить розу ветров на основе имеющихся данных (в том числе дневника наблюдений погоды). делать выводы, обобщать, проводить аналогии Коммуникативные: взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности Регулятивные: Оценивать качество работы в паре | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – ураганы, смерчи, штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра | Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды». Тетрадь-практикум с.29 Диагностика умения составлять розу ветров | |
18. | 24.01-28.01 | Погода. Профессия метеоролог. | Знать: Погода и её элементы. Причины измерения погоды. Прогнозы погоды, синоптические карты. Получение информации для прогноза погоды . Уметь: Определять с помощью метеорических приборов показатели элементов погоды. Характеризовать текущую погоду. описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы (метеоэлементы). Описывать погоды разных сезонов года | Познавательные: Устанавливать взаимосвязи между элементами погоды на конкретных примерах, Овладевать чтением карты погоды, обобщать, проводить аналогии Коммуникативные: взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности Регулятивные: Оценивать качество работы в паре | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях – штормовое предупреждение на сайте Челябинского Гидрометеоцентра | Практическая работа № 3 «Обобщение данных о температуре воздуха в дневнике погоды». Тетрадь-практикум с.29 Диагностика умения составлять описание погоды и делать вывод о состоянии погоды в Челябинске | |
19. | 31.01-4.02 | Климат. Климатолог. | Знать: Понятия о климате его показателях. Изображение климатических показателей на картах и климатограммах. Климатические пояса Земли. Климатообразующие факторы. Уметь: Получать информацию о климатических показателях на основе анализа климатограмм. Овладевать чтением климатических карт, характеризуя климатические показатели (средние температуры, среднее количество осадков, направление ветров) по климатической карте. Сопоставлять карты поясов освещённости и климатических поясов , делать выводы | Познавательные: сравнивать погодные характеристики и делать выводы. обобщать, проводить аналогии Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, оставлять письменную характеристику типа климата. Регулятивные: планировать свою деятельность при работе в паре | Умение вести диалог на основе взаимного уважения учащихся при характеристике типов климатов | Контурная карта «Мир. Физическая карта» стр.6-7 Задание: штриховкой показать пояса освещенности, нанести город Челябинск систематизация информации для нанесения на контурную карту и сделать вывод: В каком поясе освещенности находиться Челябинск? | |
20. | 7.02-11.02 | Человек и атмосфера | Знать: Явления в атмосфере, связанные с отражением солнечного света и с электричеством (полярное сияние, молния). Опасные явления в атмосфере, связанные с осадками, ветрами. Антропогенные воздействия на атмосферу. Уметь: Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об оптических неблагоприятных атмосферных явлениях, а также о правилах поведения, обеспечивающих личную безопасность человека. | Познавательные: Составлять таблицу (схему) «Положительные и отрицательные примеры воздействия человека на атмосферу», делать выводы, обобщать, проводить аналогии Коммуникативные: взаимодействовать в паре при расчете задач по влажности Регулятивные: Оценивать качество работы в паре | Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину на примере оптических явлений в атмосфере | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
21. | 14.02-18.02 | Климат Челябинской области - НРЭО | Знать: особенности климата Челябинской области Уметь: -составлять климатограмму Челябинска, описывать климат Челябинской области по климатической карте Челябинской области | Познавательные: сравнивать погодные характеристики и делать выводы, обобщать, проводить аналогии Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению при работе в паре, оставлять письменную характеристику типа климата. Регулятивные: планировать свою деятельность при работе в паре | Умение вести диалог на основе взаимного уважения учащихся при характеристике типа климата Челябинской области | Климатограмма Челябинска Диагностика умения составлять климатограммы и делать выводы об особенностях климата | |
22. | 21.02-25.02 | Зачет по теме «Атмосфера – воздушная оболочка Земли» | Знать: Лист контроля №2 климатообразующие факторы Уметь: Выявлять особенности Погодных характеристик уметь решать задачи по определению характеристик погоды | Познавательные: делать выводы. обобщать, проводить аналогии Решать тесты Коммуникативные: Научиться аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы репродуктивные и проблемные, содержащие противоречия Регулятивные: подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель | Сформированность нравственных качеств: патриотизм и гражданственность Формирование устойчивой мотивации к познанию Атмосферы | Тетрадь-экзаменатор с.64-71 Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | |
Тема №3 Биосфера – оболочка жизни (5 ч) | |||||||
23. | 28.02-4.03 | Биосфера | Знать: Понятия «биосфера». В.И. Вернадский – создатель учения о биосфере. Границы современной биосферы. Разнообразие органического мира Земли. Понятие о древних видах – реликтах. Распространение живых организмов в биосфере. Соотношение растений и животных на суши и в мировом океане. Уметь: Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Обосновывать проведения границ биосферы. Описывать сферу распространения живых организмов. | Познавательные: Объяснять причину неравномерного распространения живых организмов в биосфере; Выявлять причинно-следственные связи в схеме «Круговорот живого вещества в природе» Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности; Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; | Формировать уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
24. | 7.03-11.03 | Жизнь в Океане и на суше . | Знать: Факторы воздействия на распространения живых организмов в океана и на суше. Группы морских организмов по условиям обитания (нектон, планктон, бентос). Географические закономерности изменения растительного и животного мира суши. Воздействие температурного режима, количество осадков, рельефа Уметь: Выявлять причины изменения растительного и животного мира от экватора к полюсам и от подножий гор к вершинам на основе анализа и сравнения карт, иллюстраций, моделей | Познавательные: Сравнивать приспособительные особенности отдельных групп организмов к среде обитания. обобщать, проводить аналогии Коммуникативные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; Регулятивные: составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта); | Формирование готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика. | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
25. | 14.03-18.03 | Значение биосферы | Знать: Роль отдельных групп организмов в биосфере. Биологический круговорот, его значение. Взаимодействие биосферы с другими оболочками Земли. Влияние живых организмов на земную кору, атмосферу, гидросферу, человека. Уметь: Обосновывать конкретными примерами участия живых организмов в преобразовании земных оболочек. | Познавательные: Анализировать схему биологического круговорота выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ. Составлять (дополнять) схему биологического круговорота веществ. Коммуникативные: использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; | Формирование бережного отношения к природе на примере Биосферы | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
26. | 21.03-25.03 | Человек- часть биосферы. Профессия эколог. | Знать: Распространение людей на Земле. Географические факторы расселения человека. Расовый состав населения. Внешние признаки людей различных рас. Роль биосферы в жизни человека. Уметь: Устанавливать соответствие на основе анализа карт между народами и их расовой принадлежности, распространением рас и размещением населения на планете. Объяснять роль биосферы в жизни человека | Познавательные: Различать по иллюстрациям и описаниям представителей различных рас Анализировать диаграммы с целью получения мира (региона,страны). Коммуникативные: в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия; Регулятивные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта; | Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве | Схема «Человеческие расы». Диагностика умения выявлять причинно-следственные связи, анализировать информацию при составлении схемы | |
27. | 4.04-8.04 | Обобщение знаний по теме «Биосфера» | Знать: Экологические кризисы в истории развития человечества. Современные экологические проблемы и охрана биосферы. Охраняемые природные территории. Всемирное природное наследие. Уметь: Проводить наблюдения за растительностью и животным миром своей местности для определения качества окружающей среды. | Познавательные: Описывать меры, направленные на охрану биосферы. Решать тесты Коммуникативные: Научиться аргументировать свою точку зрения, отвечать на вопросы репродуктивные и проблемные, содержащие; культура речи Регулятивные: подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель | Формирование устойчивой мотивации к познанию Биосферы | Тетрадь-экзаменатор с.72-77 Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | |
Тема № 4 Географическая оболочка – самый крупный природный комплекс (8 ч) | |||||||
28. | 11.04-15.04 | Географическая оболочка | Знать: Понятие «географическая оболочка». Строение, границы, этапы формирования оболочки. Свойства географической оболочки: целостность, широтная зональность, высотная поясность, ритмичность. Уметь: Приводить примеры взаимодействия внешних оболочек Земли в пределах географической оболочки и проявлений широтной зональности. Анализировать тематические карты для доказательства существования широтной зональности в географической оболочке | Познавательные: Выявлять на конкретных примерах причинно- следственные связи процессов, протекающих в географической оболочке Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели; | Формирование бережного отношения к географической оболочке | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
29. | 18.04-22.04 | Природные комплексы | Знать: Компоненты природного комплекса, их взаимодействия. Размеры природных комплексов. Высотные пояса Уметь: Наносить на контурную карту границы природных зон и их качественные характеристики | Познавательные: Анализировать схемы для выявление причинно-следственных связей между компонентами природных комплексов Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Формирование бережного отношения к природным комплексам | Проект «Уникальная планета» - подготовка групповых презентаций о природных зонах Диагностика умения поиска и презентации информации по заданной теме | |
30. | 25.04-29.04 | Почва. Профессия почвовед. | Знать: Почва как особое природное образование. Состав и строение почв. Плодородие почв. Распространенные зональные типы почв. Охрана почв, мелиорация. Уметь: Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. устанавливать соответствие между основными типами почв и природными зонами. Наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства. | Познавательные: Сравнивать по иллюстрациям (моделям) строение профиля подзолистой почвы и чернозёма. Сопоставлять карты почв и природных зон, Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: Работать по плану, самостоятельно поставить цель для решения проблемы | Формирование бережного отношения к почве | Тест к уроку на диске «Электронное приложение к учебнику А.А.Лобжанидзе География. Планета Земля. 5-6 классы Диагностика умения работать с текстом учебника и оформлять тесты | |
31. | 2.05-6.05 | Ледяные пустыни и тундры. | Знать: Арктические и антарктические пустыни, тундры: географическое положение, климат, растительный и животный мир. Уметь: Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их внешний облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и основными представителями её растительного и животного мира. | Познавательные: Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации органического мира и человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в ледяных пустынях и тундрах | Контурная карта «Мир. Природные зоны» стр.18-19 Задание:1-4 систематизация информации для нанесения на контурную карту | |
32. | 10.05-13.05 | Леса | Знать: Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов, муссонных лесов и влажных экваториальных лесов: географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира. Уметь: Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. | Познавательные: Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в лесах | Проект «Уникальная планета» - подготовка групповых презентаций о природных зонах Диагностика умения поиска и презентации информации по заданной теме | |
33. | 16.05-20.05 | Степи и пустыни | Знать: Географическое положение, особенности климата, растительного и животного мира степей, саванн, пустынь Уметь: Определять по картам географическое положение природных зон, показывать их. Узнавать природные зоны на иллюстрациях, описывать их облик. Устанавливать соответствие между природной зоной и представителями её растительного и животного мира. | Познавательные: Находить информацию (в Интернете и других источниках), подготавливать и обсуждать сообщения об адаптации человека к условиям природной зоны, о хозяйственной деятельности людей в природной зоне. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в степях и пустынях | Контурная карта «Мир. Российская Федерация» стр.28-29 Задание:1-5 систематизация информации для нанесения на контурную карту | |
34. | 23.05-25.05 | Мировой океан. Профессия океанолог. | Знать: Широтные зоны Мирового океана. Вертикальные зоны океанов Уметь: Определять по картам районы распространения представителей океанов. Анализировать тематические карты и находить доказательства существования в океане широтной зональности | Познавательные: Находить информацию (в Интернете и других источниках), о значении органического мира Мирового океана для человека. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, культура речи Регулятивные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях в Мировом океане | Контурная карта «Мир. Природные зоны» стр.18-19 Задание:5 систематизация информации для нанесения на контурную карту | |
35. | 27.05-31.05 | Всемирное наследие человечества. Аркаим. Профессия организатор туристических поездок. | Знать: Угрозы сохранения объектов наследия. География объектов наследия. Уметь: Анализировать тематические карты, отражающие размещение объектов наследия | Познавательные: Находить информацию (в Интернете и других источниках) и готовить презентацию об объектах Всемирного наследия Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, культура речи Регулятивные: в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. | Формирование бережного отношения к Всемирному наследию человечества | Практическая работа № 4 «Создание информационного буклета». Тетрадь-практикум с.30 Диагностика умения представления информации в виде буклета, систематизации знаний по теме |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...