Программа по географии 5 класс
рабочая программа по географии (5 класс)
Рабочая программа педагога. Пояснительная записка, планируемые результаты, Содержание, Календано-тематическое планирование с каждым уроком с УУД.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа на курс 5 класса | 316.66 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА (КТП) | ||
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ___география 5 класс______ | ||
ПРЕДМЕТ, КЛАСС | ||
Базовый | ||
КУРС: БАЗОВЫЙ, УГЛУБЛЕННЫЙ, ПРОФИЛЬНЫЙ, ПРЕДПРОФИЛЬНЫЙ | ||
УРОВЕНЬ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ | ||
РАЗРАБОТЧИК Абдулина Елена Леонидовна___высшая | ||
ФИО, КАТЕГОРИЯ | ||
2021-2022 УЧЕБНЫЙ ГОД | ||
Челябинск, 2021 |
Пояснительная записка
Программа по географии для 5 класса разработана педагогом только в прошлом году, составлена на основе авторской программе по географии предметной линии «Сферы» В.П.Дронов, Л.Е.Савельева – М.: Просвещение, 2019. Количество 35 часов в год, 1 час в неделю. Также при разработке данной программы, использовалась Программа Согласования действий образовательных отношений по формированию, развитию и мониторингу ЛУУД, УУД в МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска» на 2020-2021 учебный год для планирования УУД и их диагностики.
В программе сделан акцент на отработку заданий по формированию естественнонаучной грамотности, аналогичным исследованиям PISA. Данная программа является началом географического образования в основной школе.
Отличительные особенности предлагаемой рабочей программы, описание изменений, дополнений, внесенных в примерную программу.
При разработке данной программы использовались материалы, представленные в рабочей программе Абдулиной Е.Л. 5 класс за 2020-2021 учебный год. В данной рабочей программе по предмету учтена Программа воспитания МАОУ «СОШ № 104 г. Челябинска», что зафиксировано в личностных результатах и в КТП, с учетом Календаря образовательных событий 2021-2022 учебного года.
В рабочей программе спланирована работа по профориентации и представлена в графе темы уроков, сформулированы темы уроков, количество времени отведенного на профориентацию 10% от общего количества часов. Будут апробированы занятия в дистантной форме обучения. Большой внимание будет уделяться формированию естественнонаучной грамотности на заданиях, аналогичных исследованиям PISA и ВПР.
При разработке данной программы использовались материалы, представленные в рабочей программе Абдулиной Е.Л. 5 класса за 2020-2021 учебный год, но большинство разделов дополнены, изменены, а именно:
- в пояснительной записке описаны некоторые планируемые и использованные технологии, приемы с учетом рекомендаций из Программы Согласования и исходя из личностного предыдущего опыта работы;
- в разделе 1 дополнены планируемые личностные результаты на основе модельной программы ООП СОО, ООП СОО МАОУ СОШ 104, а также учтены приоритетные задачи на 2020-2021 учебный год по достижению личностных результатов, так как планируется сделать акцент на смыслообразование;
- раздел 1 Достижение обучающимися метапредметных результатов также переработан, дополнен новыми метапредметными результатами с учетом ООП СОО, рекомендаций модельной ООП СОО и исходя из результатов сформированности УУД за 5 класс;
- раздел 1 Данный раздел изменен: описаны цели рассмотрения вопросов о смыслообразовании в аспекте формирования и диагностики ЛУУД: представлен график контроля сформированности РУУД, ПУУД в виде тестов и контроля КУУД на основе метода наблюдений; описаны системы оценивания с учетом технологий формирующего и критериального оценивания;
- раздел 2 дополнен темами по НРЭО.
* Характеристика учебного занятия
В программе 5 класса все содержательные компоненты (природные, демографические, экономические, и т. д.) раскрываются только на базовом уровне, происходит знакомство с предметом. Изучение географии вводит ученика в круг проблем планеты в целом. Здесь важно перейти в творческой деятельности на первую ступень – проектная работа. Данный курс преподается с учетом дифференцированного подхода, групповой работы и проблемного обучения. Проблемное обучение стало привычным для каждого урока, на начало всегда ставится проблема (частично указана в учебнике, рубрика «Вы узнаете»). При изучении курса используются разноуровневые карточки для индивидуального изучения. Групповая форма организации познавательной деятельности приоритетная для большинства уроков. Данная форма часто применяется при закреплении материала и рефлексии (тетрадь-тренажер). Проводятся нетрадиционные уроки - устный групповой зачет «Развитие географических знаний о Земле». Отрабатываются общеучебных умения и навыки, особое внимание уделяется работе с текстом и понятиями. В данном курсе используются видеофильмы при изучении тем: развитие географических знаний о Земле, план и карта, планета Солнечной системы, Литосфера. Отрабатываются навыки типовых характеристик компонентов природы: описание географического положения гор и равнин. Освоение приемов самостоятельного планирования и рефлексии на разных этапах урока. Особое внимание будет уделяться отработке умений:
- составлять картосхему путешествий;
- выполнять практические задания на смысловое чтение;
- составлять проекты по описанию космических тел;
- выявлять причинно-следственные связи между компонентами природы планеты.
Система обучения строится на применении логических опорных конспектов (ЛОКов), основана на системе Шаталова В.Ф.. При изучении нового материала, составляется краткий конспект в тетради ученика, содержащий основные компоненты темы. В ходе урока данный материал закрепляется. В конце урока ученики устно воспроизводят ЛОК в парах, самостоятельно выясняя, какие вопросы требуют повторного закрепления.
При оценке предметных, метапредметных результатов планируется активное использование приемов, инструментов технологий формирующего и критериального оценивания и в первую очередь:
- маршрутные листы;
- карты самооценки;
- интеллект-карты.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета на конец текущего учебного года.
- Достижение обучающимися личностных результатов на конец планируемого года.
У обучающегося будут сформированы: |
1) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей; 3) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах; 4) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде; 5) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; 7) формирование уважительного отношения к культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать взаимопонимания; 8) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; 9) уважать историю и местные традиции Южного Урала, любить родной край; развивать познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности в процессе наблюдения за состоянием окружающей среды, самостоятельно приобретать новые знания; формировать и использовать краеведческие знания и умения в повседневной жизни, бережному отношению к природе родного края и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к местным условиям; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности; знаниям об особенностях природы, населения Челябинской области во всем его разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования, об истории и современной жизни своего населенного пункта и Южного Урала как опорного края России.(НРЭО) |
- Достижение обучающимися метапредметных результатов на конец планируемого года обучения, в том числе с учетом НРЭО.
Обучающийся научится: |
1.2.1 Регулятивные универсальные учебные действия 1) умение определять цели обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; 2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; 3) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; 4) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; 5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности. 1.2.2 Планируемые результаты сформированности ПУУД 1) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; 2) смысловое чтение; 3) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 4) компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции). 5)умениями сочетать панорамный взгляд на регион с вычленением отдельных деталей повседневного бытия.(НРЭО)
|
- Достижение обучающимися предметных результатов на конец планируемого года обучения.
Обучающийся научится: | Обучающийся получит возможность научиться: |
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды; 2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы; 3) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров; 5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения; 6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации; 7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов 8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки экологически целесообразного поведения в окружающей среде. | 1) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире; , 2) оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф; |
- * Описание системы диагностики УУД.
Материалы по смыслообразованию, постановке цели и планирование своей деятельности будут способствовать разработке РУУД. Цель последующей диагностики не просто зафиксировать полученные результаты, а на их основе с помощью индивидуального консультирования помочь учащимся в самоопределении и смыслообразовании.
Планируется проведение краткосрочных диагностик (8-10 минут) на проверку 1-2 конкретных умений втечении года 4 раза.
№ урока | УУД | Источник информации |
3 | Умение ставить цели урока. | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
8 | Умения определять план урока | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
20 | Умение самостоятельно решать проблемную ситуацию на уроке | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
33 | Умение делать выводы по уроку | Диагностика разработана в МАОУ СОШ № 104 (анкета) |
- Описание системы контроля предметных умений.
В этом учебном году система оценивания в 15 баллов.
Перевод отметок в 15-ти бальную систему оценивания
6-ти бальная отметка | Отметка | Баллы | 5-ти бальная отметка |
6 | 6+ | 15 | 5 |
6 | 14 | 5 | |
6- | 13 | 5 | |
5 | 5+ | 12 | 5 |
5 | 11 | 5 | |
5- | 10 | 5 | |
4 | 4+ | 9 | 4 |
4 | 8 | 4 | |
4- | 7 | 4 | |
3 | 3+ | 6 | 3 |
3 | 5 | 3 | |
3- | 4 | 3 | |
2 | 2+ | 3 | 2 |
2 | 2 | 2 | |
2- | 1 | 2 | |
1 | 0 | 1 |
В этом году будут разрабатываться формы критериального и формирующего оценивания.
- Информация о планируемых формах контроля: контрольные работы, комплексные контрольные работы (в сочетании с диагностикой УУД), тесты, зачеты и способы их проведения.
Формы контроля:
1.поурочный тестовый контроль (тетрадь-тренажер),
2. тематический – письменный зачет и практические работы(тетрадь-экзаменатор),
3. устно проверяются определения и номенклатура.
4. годовая контрольная работа.
5. творческий групповой зачет – проект «Развитие географических знаний о Земле».
6. творческий проект «Человек и мир камня»
Виды контроля | Форма контроля | Количество |
Промежуточная аттестация | Стартовая контрольная работа | 1 |
Зачет за I полугодие | 1 | |
Зачет за год | 1 | |
Текущий контроль | Тематические контрольные работы: Зачет №1 по теме: «Развитие знаний о Земле» Зачет №2 «ПЛАН И КАРТА» в форме контрольной работы, Зачет №3 «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ Зачет №4 «Земля - планета СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» Зачет №5 «Литосфера | 4 |
РИКО, МИКО, ВПР или административные контрольные работы или пробные ГИА | 1 | |
Творческие работы: Великие путешественники (по выбору) Мир камня ( по желанию) | 2 | |
Проекты на уроке: Они открывали миры Географические Информационные Системы | 2 | |
Практические работы: «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» «Определение на местности направлений и расстояний», «Определение горных пород по их свойствам», | 7 ( оценочных 3) | |
Контурные карты: «Маршруты первооткрывателей» «Земля – планета Солнечной системы» «Литосфера» | 3 |
График зачетных работ
№ | Тема и форма зачета | Дата | КИМ |
1 | Стартовая диагностика | 07.09-12.09 | Ким №1, разработанный в МАОУ СОШ №104 |
2 | Контурная карта «Маршруты первооткрывателей» | 05.10-09.10 | Контурные карты по географии 5 класс |
3 | Практическая работа №1 (оценочная) «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники» | 12.10-16.10 | Тетрадь-практикум по географии 5-6 класс |
4 | Зачет №1 по теме: «Развитие знаний о Земле» | 9.11-13.11 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
5 | Зачет №2 «ПЛАН И КАРТА» в форме практической работы №2 | 14.12-19.12 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
6 | Практическая работа№3 (оценочная) «Определение на местности направлений и расстояний», | 28.12- 15.01 | Тетрадь-практикум по географии 5-6 класс |
7 | Полугодовая контрольная работа | 21.12-25.12 | Ким №2, разработанный в МАОУ СОШ №104 |
8 | Зачет №3 «ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ КООРДИНАТЫ | 15.02-20.02 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
9 | Зачет №4 «Земля - планета СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ» | 22.03-03.04 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
10 | Практическая работа№4 (оценочная) «Определение горных пород по их свойствам», | 04.04-09.04 | Тетрадь-практикум по географии 5-6 класс |
11 | Зачет №5 «Литосфера | 24.05-29.05 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
12 | Контурная карта «Земля – планета Солнечной системы» и «Литосфера» | 10.05-14.05 | Контурные карты по географии 5 класс |
13 | Итоговый зачет | 24.05-29.05 | Тетрадь-экзаменатор по географии 5-6 класс |
1.5.3 Информация о дидактическом материале, на основе которого проверяются предметные умения.
Предметные умения проверяются на о помощью тетрадей-экзаменаторов и практикумов. ТЕТРАДЬ–ЭКЗАМЕНАТОР используется для организации тематического и итогового контроля и, являясь одной из форм отчётной документации, хранится в классе. В ней приведено по два варианта проверочных работ в тестовой и традиционной форме по каждой теме и такие же варианты проверочной работы по итогам года. По содержанию, форме заданий и форме оформления результатов проверочные работы построены на основе принципов проверки знаний в рамках Единого государственного экзамена. С помощью тетради-экзаменатора учитель сможет оперативно провести контроль, выбрав типы и варианты проверочных работ. Тематические проверочные работы содержат такой объём материала, что время их проведения должно составлять в среднем не более 20 минут, итоговая работа рассчитана на 40 минут. Кроме
того, данная тетрадь содержит перечень тем для рефератов и творческих работ с кратким перечнем рекомендуемой литературы и ссылок в Интернете.
ТЕТРАДЬ-ПРАКТИКУМ и рубрика учебника «Мои географические исследования» ориентируют на применение теоретических знаний на практике. Значение тетради-практикума для организации учебного процесса определяют два главных фактора. Во-первых, для выполнения каждой практической работы в тетради-практикуме задан алгоритм, который требует, в свою очередь, жёсткой связки с другими компонентами УМК. Это достигается благодаря системе ссылок, которые позволяют в ходе работы обратиться к теоретическому текстовому или иллюстративному материалу учебника, электронного приложения или заданию в тетради-тренажёре в строгом соответствии с алгоритмом выполнения работы, обеспечивая, таким образом, взаимодействие с другими компонентами информационно-образовательной среды УМК. Во-вторых, в традиционной практике подготовка форм для оформления результатов работы (форм таблиц, мест для рисунков и т.д.) требовала немалых временных затрат учителя и ученика. Данная тетрадь содержит все необходимые формы.
1.6* Перечень проектов, исследовательских работ, рефератов на данный учебный год.
- Современная профессия географов.
- Карта – «Язык» географии.
- Развитие географии в древности.
- Развитие географии в Средневековье.
- Предпосылки эпохи географических открытий.
- Эпоха географических открытий.
- Ф.Магеллан: великое путешествие и трагическая судьба
- Арктика- вчера, сегодня, завтра.
- Открытие Антарктиды.
- Русская Америка.
- Русские имена на карте Тихого океана.
- GPS-НАВИГАЦИЯ - современный способ ориентирования на местности.
- Устройство Солнечной системы.
- Вращения Земли и их следствия.
- Влияние космоса на жизнь людей.
- Виды горных пород.
- Самые высокие горные системы.
- География вулканов мира.
- Хронология катастроф вызванных землетрясениями.
- Пещеры: нерукотворные подземные дворцы.
- Человек и мир камня.
- Горные породы в зданиях города Челябинска.
- Городские карьеры Челябинска – результат антропогенной деятельности человека
- Содержание учебного предмета на планируемый год обучения.
- Содержание учебного материала, изучаемого в данном учебном году
(в том числе с учетом НРЭО),
Курс «География. Планета Земля» двух годичный, рассчитан на 70 часов: 35 часов, 1 час в неделю в 5 классе Раздел №1 «Развитие географических знаний о Земле», раздел №2 «Изображения Земной поверхности», раздел №3 «Земля – планета Солнечной системы» и раздел №4 «Литосфера»« в соответствии с авторской программой линии «Сферы». В 6 классе курс продолжают разделы : « Гидросфера», «Атмосфера», «Биосфера» и «Географическая оболочка», тоже 35 часов, по 1 часу в неделю. В программу добавлено 8 уроков с учетом НРЭО.
Данный курс 5 класса является начальным в географическом образовании. У обучающихся должны сложиться четкие представления о развитии географических знаний, об умении читать и решать географические задачи по картам, об устройстве Солнечной системы и каменной оболочки Земли – Литосфере.
Именно в этом году будут сформированы умения читать топографическую карту, определять направления, расстояния, масштаб и азимут по карте, необходимые для прохождения ОГЭ и ЕГЭ.
Основное содержание систематизировано по следующим темам:
ВВЕДЕНИЕ — 2 ч
Что такое география. Почему необходимо изучать географию. Объекты изучения географии.
Тема 1. РАЗВИТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ О ЗЕМЛЕ— 8 ч
Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт. География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло. Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков. Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба. А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий. Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга. Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев. Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы. Практическая работа по составлению презентации о великих путешественниках.
Тема 2. ИЗОБРАЖЕНИЯ ЗЕМНОЙ ПОВЕРХНОСТИ И ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ — 12 ч
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта. Географическая карта — особый источник информации. Основные виды карт, различия карт по масштабу, охвату территории и содержанию. Атласы, геоинформационные системы. Масштаб. Условные знаки плана и карты, их сходство и различия. Градусная сетка и географические координаты. Параллели и меридианы. Определение направлений и измерение расстояний на глобусе и географической карте. Ориентирование. Азимут. Различные способы съемки местности. Определение направлений и измерение расстояний на местности. Построение простейших планов. История создания карт: от древности до наших дней. Многообразие современных географических карт и их классификация. Значение картографического метода исследования. Другие методы и источники получения географической информации. Практические работы по ориентированию и определению азимутов на местности и плане; по проведению полярной съемке местности.
Тема 3. ЗЕМЛЯ — ПЛАНЕТА СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМЫ — 5 ч
Солнечная система. Земля — часть Солнечной системы. Земля и Луна. Форма и размеры нашей планеты. Виды движения Земли и их следствия. Сутки, часовые пояса. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей: солнечная активность, метеоры, метеориты, кометы.
Тема 4. ЛИТОСФЕРА — КАМЕННАЯ ОБОЛОЧКА ЗЕМЛИ — 9 ч
Минералы и горные породы. Происхождение и превращения горных пород: магматические, осадочные, метаморфические породы. Внутреннее строение Земли. Литосфера — каменная оболочка Земли, ее строение и состав. Земная кора. Рельеф Земли. Абсолютная и относительная высота. Рельеф суши и дна Мирового океана. Крупные формы рельефа суши. Изображение рельефа на планах и картах. Внутренние силы, создающие рельеф Земли. Вулканы и землетрясения. Внешние факторы формирования рельефа: выветривание, действие силы тяжести, деятельность текучих вод, ветра, ледников, человека. Человек и мир камня: строительный материал, полезные ископаемые, драгоценные и поделочные камни. Деятельность людей по преобразованию рельефа Земли. Охрана литосферы. Практическая работа по определению горных пород и описанию их свойств
- * Обоснование дополнений, изменений.
Программа стандартная, резерв использован для проверке знаний в зачетной системе по темам: «Развитие географических знаний о Земле» - 1 час, «Изображения земной поверхности и их использование» 1 час, «Земля – планета Солнечной системы» - 1 час, «Литосфера – каменная оболочка Земли» 2 часа. На 8 уроках будет представлен материал по Челябинской области в соответствии с рекомендациями методического письма «Об преподавании учебного предмета «География» в 2016/2017 учебном году – Челябинск, ЧИППКРО, 2016, где рекомендовано реализация тем НРЭО в программе. При составлении программы использована Рабочая программа по учебному предмету «География» с учетом НРЭО ( География. Челябинская область. 5-7 классы: методическое пособие для учителей общеобразовательных организаций по проектированию учебного предмета с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей территории/ под ред. В.М.Кузнецова. – 2-е изд. Испр. и доп. – Челябинск: ЧИППКРО, 2019. – 116с.
- * Характеристика полноты учебного материала в соответствии с требованиями ГИА (кодификатор)
Код раздела | Код элемента | Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ |
1 | География как наука. Современные методы географических исследований. Источники географической информации | |
1.1 | Географические модели: глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть) | |
2 | Природа Земли и человек | |
2.1 | Земля как планета. Форма, размеры, движение Земли. Соотношение суши и океанов | |
2.2 | Земная кора и литосфера. Состав, строение и развитие. Земная поверхность: формы рельефа суши, дна Мирового океана; Полезные ископаемые, зависимость их размещения от строения земной коры и рельефа. Минеральные ресурсы Земли, их виды и оценка |
- Содержание материала по реализации НРЭО
№ | Раздел, учебный модуль | Тематика НРЭО | Основные виды учебной деятельности | Источник информации |
1 | Введение | Карта Челябинской области | Показывать по карте местоположение Челябинска и называть соседние регионы | Челябинская область. Атлас / под. ред. проф.В.В.Лвтюшина. – Челябинск: АБРИС, 2014. С.5 |
2 | Изображения земной поверхности и их использование | План Челябинска | Определять условные знаки на плане Челябинска | Атлас Планета Земля. Серия «Сферы» 5-6 класс. – Москва: Просвещение, 2016. С.2 |
3 | Изображения земной поверхности и их использование | План пришкольного участка | Составлять план местности | Атлас Планета Земля. Серия «Сферы» 5-6 класс. – Москва: Просвещение, 2016. С.2 |
4 | Изображения земной поверхности и их использование | Адрес Челябинска | Определять географические координаты Челябинска | Атлас Планета Земля. Серия «Сферы» 5-6 класс. – Москва: Просвещение, 2016. С.10 |
5 | Земля – планета Солнечной системы | Часовой пояс Челябинска | Определять часовой пояс Челябинска и разницу во времени между ним и Москвой | Атлас Планета Земля. Серия «Сферы» 5-6 класс. – Москва: Просвещение, 2016. С.17 |
6 | Литосфера – каменная оболочка Земли | Ильменский заповедник | Находить информацию по описанию заповедника в Интернете | М.А.Андреева, А.С.Маркова География Челябинской области; учеб. пособие для учащихся 7-9 классов основной школы.- Челябинск: Юж.-Урал. КН. Изд-во, 2002. С.122-125 |
7 | Литосфера – каменная оболочка Земли | Горные хребты области | Наносить на контурную карту горы области | Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс: учебник для основной школы/ В.В. Дерягин, М.С. Гитис .- Челябинск: АБРИС, 2011. С.48-58 |
8 | Литосфера – каменная оболочка Земли | Полезные ископаемые Челябинской области | Знать применение горных пород и минералов в Челябинской области | Дерягин В.В., Гитис М.С. Краеведение. Челябинская область. 6 класс: учебник для основной школы/ В.В. Дерягин, М.С. Гитис .- Челябинск: АБРИС, 2011. С.62-70 |
- Календарно-тематическое планирование курса «География. Планета Земля» 5 класс (35 ч)
№ уро ка | Дата проведения | Тема учебного занятия | Планируемые результаты | Контроль сформированности УУД (ключевых компетенций) | |||
план | факт | Предметные | Метапредметные УУД | Личностные УУД | |||
Введение (2 ч) | |||||||
1. | 01.09-03.09 | География. Карта Челябинской области - НРЭО | Знать: Многообразие географических объектов. Особенности УМК, структуры учебника Уметь: Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций. Определять понятие «география* | Познавательные: - отработать навыки выделения из текста главного – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; Регулятивные: -ставить цели урока. Коммуникативные: - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Фронтальный опрос; Выполнение заданий в контурной карте, тетради-тренажёре, с. 3;тетради-практикуме, с. 3;тетради-экзаменаторе, с. 3. | |
2. | 06.09-10.09 | География в современном мире. Путешественник – профессия. | Знать: Значение географии в жизни человека Уметь: Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками. Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты. Различать природные и антропогенные объекты. | Познавательные: - Отработать навыки выделения из текста главного, систематизация информации; - строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Регулятивные: –определять цели и урока, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, Коммуникативные: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). - уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Формирование -осознания себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; | Анализ карт атлас, с. 2, 22, 28, 32. Диагностика умения поиска информации по картам атласа Стартовая диагностика | |
Развитие географических знаний о Земле (8 ч) | |||||||
3. | 13.09-17.09 | География в древности | Знать: Географические знания на Древних Востоке, Египте, Китае, Индии. Уметь: Исследовать и описывать по картам маршруты известных путешественников. Находить информацию (в интернете, энциклопедиях, справочниках) о географах и путешественниках. Наносить на контурную карту маршруты путешествий Готовить и делать сообщение (презентацию) об основных этапах изучения человеком земной поверхности Показывать по картам территории древних государств Востока. Находить информацию (в интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в древних государствах Востока. | Познавательные: - отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту; - проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя; - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета. Регулятивные: - работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными, и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер); - ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные. Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; | Анализ карт атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 1),с.22 (№ 6). Диагностика умения ставить цели урока | |
4. | 20.09-24.09 | География в Древней Европе | Знать: Географические знания и открытия в Древних Греции и Индии. Уметь: Исследовать и описывать по картам маршруты путешествий в разных районах Мирового океана и на континентах. Находить информацию (в интернете и других источниках) о накопленных географических знаниях в Древней Греции и Древнем Риме. Показывать по картам территории древних государств Европы. | Познавательные: - Отработать навыки систематизации информации для занесения в таблицу Регулятивные: - ставить цели урока Коммуникативные: - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Формирование -осознания единства географического пространства Мира, как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; - уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; | Анализ карт атлас, с. 12-13; Тетрадь-тренажёр, с.14 (№ 1),с.22 (№ 6). Диагностика умения использования речи для регуляции своей деятельности | |
5. | 27.09- 1.10 | Средневековье | Знать: Арабский Восток. А.Никитин, Марко Поло, викинги, португальские мореплаватели Уметь: Прослеживать по картам маршруты путешествий арабских мореходов, А. Никитина, викингов, Марко Поло. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в интернете и других источниках) и обсуждать (значение открытий А. Никд тина, путешествий Марко Поло. | Познавательные: - осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; - давать определение понятиям. Регулятивные: - ставить цели урока . Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; | Групповая работа, анализ карт Атласа, с.12-13; Тетрадь-тренажёр» с. 14 (№2), с.18(№2), с.22. Диагностика умения работать в группе | |
6. | 4.10-8.10 | Открытие Нового Света | Знать: Х.Колумб, А.Веспуччи Уметь: Исследовать по картам и описывать маршруты путешествий X. Колумба, Ф. Магеллана и др. Обсуждать значение открытия Нового Света и всей эпохи Великих географических открытий. | Познавательные: - приобретать навыки подбора, интерпретации и представления информации по заданной теме; - уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, Регулятивные: – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, -определять план урока; Коммуникативные: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; - планировать общие способы работы. | Формирование -осознания единства географического пространства Мира, как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; | Фронтальный опрос Анализ карт атласа, с. 12—13; Тетрадь-тренажёр, с. 14-16 (№ 4-6), с. 16 (№ 1), с. 18 (№ 4), с. 20 (№ 1), с. 21 (№ 4), с. 23 (№ 2). Контурная карта «Маршруты первооткрывателей» С.6-7 Диагностика умения составлять маршруты путешественников на контурной карте | |
7. | 11.10-15.10 | Великие Географические Открытия | Знать: Васко да Гама, Ф.Магеллан, Ф.Дрейк. Уметь: Выявлять причины наступления эпохи ВГО и значение открытия Южный морской путь в Индию, экспедиций Васко да Гамы, кругосветного путешествия Ф.Магеллана, Ф. Дрейка. | Познавательные: - отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту; - давать определение понятиям; - устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: -определять план урока; Коммуникативные: - -отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. | Формирование - устойчивого познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; -осознания единства географического пространства Мира, как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; | Анализ карт атласа, с. 12—13; Тетрадь-тренажёр, с. 14-16 (№ 4-6), с. 16 (№ 1), с. 18 (№ 4), с. 20 (№ 1), с. 21 (№ 4), с. 23 (№ 2). Практическая работа №1 «Составление презентации по теме путешественники» тетрадь-практикум , с.4 Диагностика умения составлять презентацию | |
8. | 18.10-22.10 | Открытие Австралии и Антарктиды | Знать: А.Тасман, Д.Кук, Ф.Ф.Беллинсгаузен, М.П.Лазарев Уметь: Прослеживать по картам маршруты путешествий Дж. Кука, Ф.Ф. Беллинсгаузена и М.П. Лазарева, И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф Лисянского. Наносить маршруты путешествий на контурную карту. Находить информацию (в интернете и других источниках) и обсуждать значение первого российского кругосветного плавания | Познавательные: – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Регулятивные: -определять план урока; Коммуникативные: - понимая позицию другого, различать в его речи: мнение (точку зрения), доказательство (аргументы), факты; гипотезы, аксиомы, теории. | Формирование - нравственных качеств: патриотизм и гражданственность; -представления о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; - уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность. | Анализ карт атласа с. 12-13, 2-3, 22-23, 28-29, 32-35; Тетрадь-тренажёр, с. 16 (№ 11, 12), с. 20 (№ 4), с. 21 (№ 3), с. 23 (№ 4); Тетрадь-экзаменатор, с. 12-17 Диагностика умения определять план урока | |
9. | 25.10- 29.10 | Современные Исследования. Географ. | Знать: Полярные области Земли. Покорение Южного полюса. Исследование океанов и труднодоступных мест Уметь: Находить на иллюстрациях (среди электронных моделей) и описывать способы современных географических исследований и применяемые приборы и инструменты. | Познавательные: - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. - составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.); - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Регулятивные: - в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки. Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | Формирование -представления о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; - уважения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность; | Работа с электронным приложением к учебнику; Подготовка группового проекта «Они открывали миры» Диагностика умения работать в группе | |
10. | 8.11- 12.11 | Зачет по теме «Развитие географических знаний о Земле» | Знать: Путешественников и исследователей Уметь: Находить информацию о накоплении географических знаний. Наносить маршруты путешественников на контурные карты. Обсуждать значение открытий. Описывать способы современных исследований. | Познавательные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: -определять план урока; Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; | Формирование - умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 4-10. Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | |
Изображения земной поверхности и их использование (12 ч) | |||||||
11. | 15.11-19.11 | Изображение земной поверхности | Знать: Наука о создании карт. Глобус. Атласы. Космические снимки. Уметь: Выявлять особенности глобуса как объемной модели Земли. Распознавать различные виды изображения земной поверхности: карта, план, глобус, атлас, аэрофотоснимок. Сравнивать планы и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Находить на аэрофотоснимках легко распознаваемые и нераспознаваемые географические объекты. | Познавательные: – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий; - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Регулятивные: -определять план урока; Коммуникативные: - работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.
| Анализ карт атласа с. 32-33;Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 1—3), с.9 (№ 1), с. 10(№ 3); Работа с электронным приложением к учебнику. Диагностика умения определять источники необходимой информации | |
12. | 22.11-26.11 | Масштаб | Знать: Виды масштаба. Уметь: Определять расстояния с помощью масштаба. Решать практические задачи по переводу одного вида масштаба в другой. Определять направления и расстояния между географическими объектами по картам с помощью линейного, именованного и численного масштаба. | Познавательные: - читать и анализировать тематические карты, делать выводы; Регулятивные: – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Анализ карт атласа с. 2-3; Контурные карты, с. 3 (№ 1); Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 5), с. 5 (№ 1), с 11-13 (№ 1-10); Работа с электронное приложением к учебнику Диагностика умения оценивать достигнутые результаты | |
13. | 29.11-3.12 | Условные знаки | Знать: Виды условных знаков Уметь: Распознавать условные знаки на планах местности и картах. Находить на плане местности и топографической карте условные знаки разных видов, пояснительные подписи. Наносить условные знаки на контурную карту и подписывать объекты. Описывать маршрут по топографической карте (плану местности) с помощью чтения условных знаков | Познавательные: - уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Регулятивные: - ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные. Коммуникативные: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.
| Анализ карт атласа с. 2-3; Контурные карты; Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 7) Диагностика умения ставить цели урока | |
14. | 6.12-10.12 | Способы изображения. Топограф. | Знать: Высота на картах и плане. Шкала высот и глубин Уметь: Определять абсолютные и относительные высоты точек земной поверхности на планах местности. Показывать на картах и планах местности выпуклые и вогнутые формы рельефа. Распознавать высоты (глубины) на физических картах с помощью шкалы высот и глубин. Показывать на физических картах глубокие морские впадины, равнины суши, горы и их вершины. Подписывать на контурной карте самые высокие точки материков с обозначением их высоты и самую глубокую впадину Мирового океана с обозначением её глубины. Решать практические задачи по определению абсолютной и относительной высоты, превышения точек относительно друг друга. | Познавательные: - отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; - давать определение понятиям. Регулятивные: - решать самостоятельно проблемную ситуацию на уроке. - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные: - -отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами. - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Анализ карт атласа с. 2-3, 6-7, 10-11; Контурные карты, с. 3 (№2), с. 10-11 (№ 1-2); Тетрадь-тренажер, с. 34 (№ 4), с. 38 (№ 4), с. 41 (№ 2), с. 44 (№ 1); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения систематизации информации для нанесения на контурную карту | |
15. | 13.12-17.12 | Ориентирование | Знать: Стороны горизонта. Компас. Азимут. Уметь: Определять направления по компасу, азимут на объекты, расстояния с помощью шагов и дальномера. Определять основные и промежуточные стороны горизонта. Определять углы с помощью транспортира. | Познавательные: -Уметь: анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы; - Выявлять причинно-следственные связи; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объект; Регулятивные: - самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале; Коммуникативные: -- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; -осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; -патриотизма: любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 9); Практическая работа №2 «Определение азимутов на местности и на плане» Тетрадь-практикум, с. 8 Диагностика систематизации информации для нанесения в таблицу | |
16. | 20.12-24 -12 | План местности. План Челябинска - НРЭО | Знать: Ориентирование на плане Уметь: Чтение плана местности. Сравнивать планы с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности. Составлять описание маршрута по плану местности. | Познавательные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Анализ карт атласа с. 2-3; Тетрадь-тренажёр, с. 5 (№ 10), с. 6 (№ 2), с. 7 (№ 1); | |
17. | 27.12-30.12 | Съёмка местности. План пришкольного участка - НРЭО | Знать: Глазомерная съемка. Уметь: Использовать оборудование для глазомерной съемки. Составлять простейший план небольшого участка местности способом глазомерной съемки. Ориентироваться на местности по сторонам горизонта и относительно предметов и объектов. Ориентироваться по плану местности. Определять азимуты по компасу на местности и на плане (топографической карте). Определять стороны горизонта на плане. | Познавательные: - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; - преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). Регулятивные: - самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. | Практическая работа № 3 «Построение плана местности» Тетрадь-практикум, с.10 Диагностика систематизации информации для создания плана местности по описанию | |
18. | 10.01- 14.01 | Географические карты. Картограф. | Знать: Отличие карты от плана. Виды карт. Уметь: Сравнивать планы местности и географические карты. Систематизировать карты атласа по содержанию и масштабу. Выявлять различия карт в зависимости от их содержания и площади изображаемой территории Определять на глобусе и карте полушарий направления на стороны горизонта. Читать карты различных видов на основе анализа легенды. Определять зависимость подробности карты от её масштаба. Сопоставлять карты разного содержания, находить на них географические объекты, определять абсолютную высоту территорий. Сравнивать глобус и карту полушарий для выявления искажений в изображении объектов. | Познавательные: - отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; Регулятивные: - подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель; –развивать способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Анализ карт атласа с. 6-9, 12-13, 26-27, 29, 33, 44-45; Тетрадь-тренажёр, с. 38-39 (М 5-6), с. 44 (№ 2); Электронное приложение к учебнику Диагностика навыка систематизации информации для нанесения на карту | |
19. | 17.01- 21.01 | Градусная сеть | Знать: Использование параллелей и меридианов для определение координат точек. Уметь: Выявлять на глобусе и карте полушарий элементы градусной сетки, показывать полушария Земли. Сравнивать глобус и карты для выявления особенностей изображения параллелей и меридианов. Показывать на глобусе и картах экватор, параллели, меридианы, начальный меридиан, географические полюсы. Определять по картам стороны горизонта и направления движения, | Познавательные: - выявлять причинно-следственные связи; – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение. Регулятивные: - решать самостоятельно проблемную ситуацию на уроке. Коммуникативные: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; | Формирование -осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; -представления о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; -патриотизма: любовь к своей местности, своему региону, своей стране. | Анализ карт атласа с. 6-7, 10-11; Контурные карты, с. 4-5 (№ 1-3); Тетрадь-тренажёр, с. 4 (№ 6), с. 7 (№ 3), с. 8 (№ 5), с. 9 (№ 2), с. 10 (№ 4), с. 11 (№ 5); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения вести самостоятельный поиск | |
20. | 24.01- 28.01 | Географические координаты. Адрес Челябинска - НРЭО | Знать: Способы определения координат Уметь: Определять географические координаты объектов на карте и находить объекты по их координатам. Обозначать местоположение объектов на контурной карте по их географическим координатам Определять направления и географические координаты с помощью параллелей и меридианов. Сравнивать местоположение объектов с разными географическими координатами. Определять расстояния с помощью градусной сетки. | Познавательные: - отработать навыки систематизации информации для нанесения в контурную карту; - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; Регулятивные: - решать самостоятельно проблемную ситуацию на уроке. Коммуникативные: - - отстаивая свою точку зрения, приводить аргументы, подтверждая их фактами.
| Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Анализ карт атласа с. 6—7, 10-11; Контурные карты, с. 4—5 (№1, 4-5); Тетрадь-тренажер, с. 6 (№7-9), с. 8-9 (№ 4, 6-8), с. 11 (№ 6), с. 13 (№ 11-12); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения самостоятельного решения проблемной ситуации на уроке | |
21. | 31.01-4.02 | ГИС. Компьютерные технологии. | Знать: Возможности ГИС и их применение Уметь: Выявлять возможности современных ГИС и их практического применения | Познавательные: – умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий. Регулятивные: - решать самостоятельно проблемную ситуацию на уроке. Коммуникативные: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Формирование - устойчивого Познавательного интереса и становление смыслообразующей функции познавательного мотива; -осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - представления о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире. | Работа с электронным приложением к учебнику; Подготовка групповых сообщений «Географические информационные системы» Диагностика умения вести самостоятельный поиск | |
22. | 7.02- 11.02 | Зачет по теме «Изображения земной поверхности и их использование» | Знать: Лист контроля № 1 Способы изображения Уметь: Распознавать виды изображений Земли, условные знаки. Определять расстояния, азимуты, координаты точек. Ориентироваться по плану и карте. Решать задачи по переводу масштабов. | Познавательные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные: - осуществлять индивидуальный контроль | Формирование - умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 14-28; Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | |
Земля – планета Солнечной системы (5 ч) | |||||||
23. | 14.02- 18.02 | Земля в Солнечной системе. Астроном. | Знать: Состав Солнечной системы. Уметь: Сравнивать планеты Солнечной системы по разным параметрам. Приводить доказательства шарообразности Земли. Вычислять разницу между полярным и экваториальным радиусом, длиной меридианов и экватора. Составлять и анализировать схему «Географические следствия размеров и формы Земли».Составлять «космический адрес» планеты Земля. Анализировать иллюстративно-справочный материал. Находить информацию (в интернете и других источниках) и подготавливать сообщение на тему «Представления о форме и размерах Земли в древности». | Познавательные: - Отработать навыки выделения из текста главного, систематизация информации; – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся. Регулятивные: - выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели.
Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; - адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - умения вести диалог на основе взаимного уважения. | Анализ карт атласа с.14—15; Тетрадь-тренажёр, с. 24 (№ 1-2, 4), с. 25 (№ 1, 2), с. 29 (№ 1-3), с.30-31 (№ 4-6, 8), с.32 (№ 2); Электронное приложение к учебнику. Диагностика умения мотивации к учению | |
24. | 21.02- 25.02 | Осевое вращение Земли. Часовой пояс Челябинска - НРЭО | Знать: Суточное вращение Земли. Часовые пояса Уметь: Наблюдать действующую модель (теллурий, электронная модель) движений Земли и описывать особенности вращения Земли вокруг своей оси. Выявлять зависимость продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Составлять и анализировать схему «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси». Решать познавательные и практические задачи на определение разницы во времени часовых поясов. | Познавательные: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Регулятивные: - уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им. Коммуникативные: - владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран.
| Анализ карт атласа с.14—17; Контурные карты, с.8—9; Тетрадь-тренажёр,с.24—25 (№ 7-9), е. 27 (№ 1-3), с.28 (№ 7-8), с.32 (№ 1), с. 33 (№ 3); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения поиска информации в тексте учебника | |
25. | 29.02 4.03 | Орбитальное движение Земли. Климатолог. | Знать: Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности Уметь: Наблюдать действующую модель движения Земли вокруг Солнца (схему «Орбитальное движение Земли») и фиксировать особенности положения планеты в дни солнцестояний и равноденствий. Определять высоту Солнца и продолжительность дня и ночи на разных широтах в разное время года в процессе решения практических и познавательных задач Объяснять смену времен года на основе анализа схемы орбитального движения Земли. | Познавательные: – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; – давать определение; –устанавливать причинно-следственные связи. Регулятивные: - работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно; Коммуникативные: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; - планировать общие способы работы. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Анализ карт атласа с.14-16;Тетрадь-тренажёрс.24-26 (№6-9, 10), с. 26 (№3-4),с. 27 (№4-6), с. 28(№6), Электронное приложение к учебнику Диагностика умения работать по плану | |
26. | 7.03- 11.03 | Влияние космоса на Землю и жизнь людей | Знать: Солнечная активность. Метеориты и метеоры, астероиды и кометы. Уметь: Находить дополнительную информацию о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю. Составлять описания происшествий на Земле, обусловленных космическими процессами и явлениями. | Познавательные: – составлять схему, сравнивать объекты; - анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Регулятивные: - уметь делать выводы по уроку Коммуникативные: - - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; -осознания себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона); - осознания значимости и общности глобальных проблем человечества. | Фронтальный опрос. Анализ карт атласа с.14-16, Тетрадь-тренажёрс.26 (№ 12), с.26 (№ 8)| Электронное приложение и учебнику Диагностика умения делать выводы по уроку | |
27. | 14.03- 18.03 | Зачет по теме «Земля – планета Солнечной системы» | Знать: Особенности устройства Солнечной системы Уметь: Анализировать иллюстрации Составлять схемы Движений Земли Наблюдать теллурий и описывать движения Земли. Решать задачи на поясное время | Познавательные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: – умения организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты; Коммуникативные: - самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). | Формирование - умения вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран. | Выполнение вариантов контрольной работы предлагаемой в Тетради-тренажёре, с.30-34 Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи | |
Литосфера – каменная оболочка Земли (8ч) | |||||||
28. | 21.03- 25.03 | Строение Земли. Геолог. | Знать: Внутреннее строение Земли. Сверхскважина . Уметь: Описывать модель строения Земли Выявлять особенности внутренних оболочек Земли на основе анализа иллюстраций Описывать модель строения Земли. Выявлять особенности внутренних оболочек Земли, сравнивать их между собой | Познавательные: – анализировать тематические карты, делать выводы; – создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Регулятивные: - ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные. Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; | Анализ карт атласа с.20—21, 24—25; Тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 1-2). Диагностика умения создавать схемы | |
29. | 4.04- 8.04 | Горные породы. Ильменский заповедник - НРЭО | Знать: Классификация горных пород Уметь: Сравнивать свойства горных пород различного происхождения. Овладевать простейшими навыками определения горных пород (в том числе полезных ископаемых) по их свойствам. Анализировать схему преобразования горных пород. | Познавательные: – анализировать тематические карты, делать выводы; – создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Регулятивные: - ставить новые цели, преобразовывать практические задачи в познавательные. Коммуникативные: - задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром; | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Практическая работа №4 «Определение горных пород и их свойств»; Тетрадь-практикум, с.16 Диагностика умения создавать схемы | |
30 | 11.04- 15.04 | Литосфера | Знать: Виды земной коры. Литосферные плиты Уметь: Анализировать схемы (модели) строения земной коры и литосферы. Сравнивать типы земной коры. Устанавливать по карте границы столкновения и расхождения литосферных плит. | Познавательные: –сравнивать характеристики и делать выводы; – осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; – создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; Регулятивные: – способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной. Коммуникативные: - аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом; | Формирование - умения вести диалог на основе взаимного уважения; -осознания целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; - осознания единства географического пространства Мира. | Анализ карт атласа с.20-21; Тетрадь-тренажёр, с. 34 (№ 3), с. 36 (№ 1); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения создавать схемы | |
31. | 18.04- 22.04 | Рельеф Земли. Геоморфолог. Горные хребты области - НРЭО | Знать: Планетарные формы рельефа. Горы и равнины. Уметь: Распознавать на физических и топографических картах разные формы рельефа и составлять их характеристику. Определять по географическим картам количественные и качественные характеристики крупнейших гор и равнин, особенности их географического положения. Выявлять черты сходства и различия крупных равнин мира, горных систем мира Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит | Познавательные: – формирование и развитие посредством географического знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Регулятивные: - планировать пути достижения целей, устанавливать целевые приоритеты; - принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров. Коммуникативные: - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; - владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; -экологического сознания на основе бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; - нравственных качеств: патриотизм и гражданственность. | Анализ карт атласа с. 6-9, 18-21, 26-27; Контурные карты, с. 10-11 (№ 1-3, 6); Тетрадь-тренажёр, с. 35 (№ 5-8), с. 37 (№ 1, 4-5), с. 38 (№ 2-3), с. 40 (№ 1), с. 41 (№ 3), с. 44 (№ 3); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения - создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта | |
32. | 25.04- 29.04 | Внутренние силы Земли. Вулканолог. | Знать: Образование гор. Вулканы и землетрясения Уметь: Выявлять закономерности географического распространения землетрясений и вулканизма. Устанавливать с помощью географических карт главные пояса землетрясений и вулканизма Земли. | Познавательные: - отработать навыки выделения из текста главного, систематизация информации; – анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений; Регулятивные: - уметь делать выводы по уроку Коммуникативные: - организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; | Формирование -осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран; -осознание единства географического пространства Мира. | Анализ карт атласа с. 8-9, 20-23; Контурные карты, с. 10-11 (№ 4), с. 24-25 (№ 8); Тетрадь-тренажёр, с. 35 (№ 9-10), с. 36 (№ 2), с. 39 (№ 7-8), с. 40 (№ 9-10). Диагностика умения сравнивать факты | |
33. | 30.04- 6.05 | Внешние силы Земли | Знать: Выветривание. Деятельность воды, ледников, ветра. Уметь: Составлять и анализировать схему, демонстрирующую соотношение внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа. Находить дополнительную информацию (в интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, следствиях этого процесса, влиянии на хозяйственную деятельность людей, способах борьбы с оврагообразованием. Описывать облик создаваемых внешними силами форм рельефа. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. | Познавательные: – строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей; – создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта; Регулятивные: - уметь делать выводы по уроку Коммуникативные: - - учиться критично относиться к своему мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его. | Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе; Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - готовности к самообразованию и самовоспитанию; - экологического сознания на основе бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования. | Анализ карт атласа с. 8-9; Тетрадь-тренажёр, с. 36 (№ 11), с. 37 (№ 3); Электронное приложение к учебнику Диагностика умения делать выводы по уроку | |
34. | 13.05- 16.05 | Человек и мир камня. Полезные ископаемые Челябинской области - НРЭО | Знать: Строительные материалы. Полезные ископаемые Уметь: Сравнивать физическую карту и карту плотности населения с целью установления воздействия рельефа на расселение. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) об особенностях жизни людей и ведения хозяйства в горах и на равнинах. Сравнивать антропогенные и природные формы рельефа по размерам и внешнему виду. Описывать опасные явления и правила поведения, обеспечивающие личную безопасность | Познавательные: – обобщать понятия — осуществлять логическую операцию перехода от видовых признаков к родовому понятию, от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом. Регулятивные: - уметь делать выводы по уроку Коммуникативные: -- уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. | Формирование -эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования; -готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями. | Анализ карт атласа с. 6-11, 18-26; Контурные карты, с. 24—24(№ 4); Тетрадь-тренажёр, с. 36 (№ 12), с. 43 (№ 7-8); Тетрадь-практикум, практическая работа «Построение профиля рельефа»; Тетрадь-экзаменатор, с. 24-31; Электронное приложение к учебнику Диагностика умения делать выводы по уроку | |
35. | 23.05- 27.05 | Зачет по теме «Литосфера – каменная оболочка Земли» | Знать: Лист контроля № 2 Особенности Литосферы Уметь: Анализировать схемы земной коры и литосферы. Сравнивать свойства горных пород, типы Земли, формы рельефа. Выявлять процессы взаимодействия внутренних и внешних сил. Распознавать на карте формы рельефа. | Познавательные: - создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач; - осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Регулятивные: - уметь делать выводы по уроку Коммуникативные: - развивать монологическую письменную речь | Формирование - выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению; - экологического сознания на основе бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования; - готовности к самообразованию и самовоспитанию. | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, с. 38—45; Диагностика знаний, умений ориентирования по картам, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...