Формировании УУД на уроках географии
статья по географии
Формировании УУД на уроках географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanii_uud_na_urokah_geografii.docx | 33.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование универсальных учебных действий на уроках географии
Отличительной особенностью нового федерального государственного стандарта образования является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к обучающемуся, становится развитие способности учащегося самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию (путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а это открывает обучающимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой образовательной деятельности). Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности.
Универсальные учебные действия (УУД) – это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. УУД сгруппированы в четыре блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов.
На уроках географии формирую следующие УУД:
Личностные | Регулятивные | Познавательные | Коммуникативные |
1. Самоопределение 2. Смыслообразование | 1. Соотнесение известного и неизвестного 2. Планирование 3. Оценка 4. Способность к волевому усилию | 1. Формулирование цели 2. Выделение необходимой информации 3. Структурирование 4. Выбор эффективных способов решения учебной задачи 5. Рефлексия 6. Анализ и синтез 7. Сравнение 8. Классификации 9. Действия постановки и решения проблемы | 1. Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами 2. Постановка вопросов 3. Разрешение конфликтов |
Для формирования УУД на уроках географии – развиваю у обучающихся: умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения цели; умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей; умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми. Тем самым формирую:
- Личностные УУД: умения активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания; проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных ситуациях и условиях; проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей; оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
- Регулятивные УУД, которые обеспечивают возможность управления деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
- Познавательные УУД включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.
- Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.
Сложность формирования УУД на уроках географии заключается в том, что урок должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования известных материалов по определению уровня сформированности УУД необходимо осуществлять вынужденные простои. Для достижения результатов образования определила методы и приемы, при помощи которых формировала одновременно УУД и обеспечивала предметные результаты освоения обучающимися содержания образования по географии. Основой достижения результатов образования в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом стали следующие принципы:
- Задания соответствуют возрастным особенностям и возможностям обучающихся. Задания стараюсь выбирать соответствующие возрасту обучающихся и программе. Если в 11-12 лет обучающиеся могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Предлагаю обучающимся самим создавать образцы для выполнения заданий на уроках географии (фотографии, рисунки, схемы).
- Приоритет самостоятельности обучающихся. Урок стараюсь организовать, отдавая приоритет самостоятельности обучающихся так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.
- Использование проблемного диалога, проблемной ситуации. Для создания проблемной ситуации пользуюсь материалом учебника, образовательными интернет ресурсами. Урок в 5-7 классах начинаю с проблемной ситуации, которая стимулирует обучающихся к постановке цели урока. Деление текста на рубрики позволяет научить обучающихся составлению плана. Наконец, при подаче материала в соответствии с этой технологией само изложение учебного материала носит проблемный характер. В соответствии с этой технологией обучающиеся на уроке участвуют в совместном открытии знаний на основе сформулированной самими обучающимися цели урока. У обучающихся развиваются умения определять цель своей деятельности, планировать работу по её осуществлению и оценивать итоги достижения в соответствии с планом.
- Принцип управляемого перехода от деятельности в учебной ситуации к деятельности в жизненной ситуации и от совместной учебно-познавательной деятельности к самостоятельной деятельности. На первых порах совместно со мной обучающиеся выполняют репродуктивные задания, позволяющие им понять тему, затем наступает очередь продуктивных заданий, в рамках которых обучающиеся пробуют применить полученные знания в новой ситуации. Наконец, в конце изучения тем обучающиеся решают жизненные задачи (имитирующие ситуации из жизни). Таким образом, осуществляется переход от чисто предметных заданий к заданиям, нацеленным прежде всего на формирование универсальных учебных действий.
Дети активны в проведении мероприятий на уровне школы и внутри класса, проявляют инициативу и творчество. Постоянное сотрудничество с родителями обучающихся дает возможность сделать процесс образования и воспитания ребенка эффективным, продуктивным, удовлетворяющим потребности всех субъектов образовательного процесса. Взаимодействую с родителями обучающихся в том числе и во внеурочной деятельности: встречи на классных праздниках, в поездках, походах, на родительских собраниях и индивидуальных беседах. Все совместно проведенные мероприятия получили высокую оценку родителей, обучающихся и просто принесли огромное удовлетворение всем участникам.
В классе каждый ребенок выполняет определенные функции. Ежедневное дежурство, уборка класса, подготовка и проведение классных мероприятий, участие в школьной жизни формирует у детей навыки самообслуживания, организационные способности, ответственность, взаимопомощь и взаимовыручку, готовят ребенка к жизни за стенами школы.
Обучающиеся класса активно и успешно участвуют в жизни школы. Дети способны под руководством учителя организовать и провести мероприятия в своем классе, подготовить поздравление для родителей, одноклассников, предварительно составить план, алгоритм действий для достижения поставленной цели.
Дети быстро адаптируются к школьной жизни, у них формируются коммуникативные навыки, прививаются нормы поведения в общественных местах, расширяется кругозор, в том числе в области здорового образа жизни. Обучающиеся посещают музыкальную, художественную школы, детскую спортивную школу. Вовлекаю учеников своего класса в участие в конкурсах различного уровня.
Заключение
Работая по новым образовательным стандартам нужно пересматривать подходы к обучению, менять тактику преподавания. ФГОС имеют в своей основе системно-деятельностный подход и ориентированы на развитие личности обучающегося, на достижение им ожидаемых образовательных результатов. Этот подход напрямую связан с формированием универсальных учебных действий – общеучебных умений и навыков, овладение которыми дает возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию собственной учебной деятельности. С помощью развития УУД расширяются возможности ориентации в различных предметных областях, самостоятельного пополнения и интеграции знаний, проявления творческих способностей, практического решения личностных и социально-значимых проблем.
Анализ педагогической деятельности позволил понять необходимость дальнейшего повышения профессионального мастерства, планирования своей деятельности, овладения новыми формами и методами обучения, повышения уровня профессиональной компетентности; спланировать программу самообразования, выявить проблемы, сформулировать задачи, определить пути решения.
В заключении хотелось бы сказать, что формирование универсальных учебных действий возможно на уроках географии при использовании различных современных педагогических технологий, при условии готовности учителя к сотрудничеству с учащимися и другими учителями предметниками.
Результаты педагогической деятельности и деятельности моих учеников дают стимул для дальнейшей совместной творческой и познавательной деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »
Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...
Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Африки"
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечив...
Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Евразии"
Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать ме...
Формирование УУД на уроках географии.
Презентация на тему: "Формирование УУД на уроках географии"....
Курсовой проект Тема: "Использование мини-проектов для формирования УУД на уроках географии России".
Курсовая работа написана в процессе прохождения курсов повышения квалификации. В ней содержится информация об использовании мини-проектов в формировании УУД на уроках географии. Представлена разработк...
Статья по географии на тему: "Формирование УУД на уроках географии с использованием различных источников информации"
В своей статье я хочу сделать акцент на уроках обобщения и систематизации знаний на примере практической работы по теме «Влияние природных условий и ресурсов России на хозяйственную деятельность челов...
Учебное моделирование на уроках географии" место и значение в формировании УУД на уроках географии
Презентация содержит информацию о учебном моделировании в системе формирования УУД на уроках географии...