Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы "Климат Африки"
методическая разработка по географии (7 класс) по теме

Осипова Оксана Александровна

 

 Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями,  предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями.  В совокупности они и формируют у учеников умение учиться.

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе  изучения новой темы.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом групповой работы учеников является "готовый продукт" – алгоритм описания климата, который будет использоваться на дельнейших уроках географии при изучении климата других материков и стран.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klimat_afriki_-_urok_v_7_kl.docx327.91 КБ

Предварительный просмотр:


Методическая разработка урока по теме «Формирование УУД на уроках географии в 7 классе при изучении темы «Климат Африки».

Учитель: Осипова Оксана Александровна

Предмет: география

Школа: МОУ «Краснопресненская СОШ им. В. П. Дмитриева» Калининский р-он. Тверская обл.

Класс: 7

Цель:

Выявить главные особенности климата Африки.

Задачи:

Образовательные

- углубление знаний по теме “Климат”;

- формирование представлений о климатических факторах и климатических поясах Африки;

Воспитательные:

- продолжить формирование умений индивидуальной и групповой работы;

- воспитание толерантности.

Развивающие:

- углубление умений:

  1. делать сравнительную характеристику карт;
  2. устанавливать причинно-следственные связи;
  3. читать климатограммы;

- продолжить формирование научного мировоззрения.

Метод обучения:

- по традиционной классификации - словесный и видеометод и сопутствующие им практический и работа с атласом;

- по характеру познавательной деятельности - эвристический (частично-поисковый).

Тип урока - комбинированный.

Оборудование

- ТСО (компьютер, экран, проектор, колонки);

- Презентация Power Point «Климат Африки»; видеоролик Movie Maker «Африка – это вечная тайна»

- учебные атласы и контурные карты, раздаточный материал

Аннотация

Педагогическая идея урока актуальна в рамках введения ФГОС второго поколения Согласно новым стандартам, на уроке необходимо формировать не только предметные знания и умения, но и обеспечивать метапредметные результаты обучения. Согласно фундаментальному ядру содержания общего образования, эти результаты можно обеспечить через формирование УУД, что является одной из самых важных задач современной географии. Географическое образование призвано в первую очередь формировать географические умения (специальные предметные). Но работа со специальными предметными (географическими) умениями,  предполагает овладение учащимися и общеучебными (универсальными) умениями.  В совокупности они и формируют у учеников умение учиться. 

Данный урок составлен таким образом, что в каждом его фрагменте прослеживается работа по формированию того или иного УУД в процессе  изучения новой темы.

Одна из важнейших особенностей урока состоит в том, что результатом групповой работы учеников является "готовый продукт" – алгоритм описания климата, который будет использоваться на дельнейших уроках географии при изучении климата других материков и стран.

Этап урока

Слайды

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

I. Мотивация орг. момент

Ролик «Африка – это вечная тайна»

Создание ситуации внутренней и внешней готовности к уроку.

Создание эмоциональной готовности к уроку. Видеоролик «Африка – это вечная тайна».

Личностные

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Коммуникативные

объединение в рабочие группы

II. Целевая актуализация материала

Слайд 1

Слайд 2

- Сегодня мы продолжим исследование природы Африки. Тему урока: «Климат Африки».

- Как выдумаете, какова наша главная цель  на уроке?

А  зачем нужно знать климатические особенности территории? Где нам могут пригодиться полученные знания?

В тетради записывается тема: “Климат Африки”


Формулировка цели урока:
Выявление климатических особенностей  Африки.

Рассуждения учеников о необходимости и применении знаний о климате Земли.

Познавательные

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

Коммуникативные

умение  участвовать в коллективном обсуждении проблем

III. Постановка проблемы

Слайд 3

Но прежде чем начать исследование, давайте выясним, какие карты сегодня станут нашими основными источниками добычи информации?  

- Действительно, наша планета полна загадок. А Африка, как поётся в песне, это вечная тайна между двух океанов.  Но многие тайны перестают быть таковыми, если для их разгадки применить свои знания. Для начала я загадаю вам несколько географических загадок, а вы попробуйте ответить:

  1. Где в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?
  2. Где в Африке растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?
  3. Почему в ЮАР январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный
  4. Почему  пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

- Перед какой проблемой мы оказались? Почему мы не смогли грамотно сформулировать ответы на эти несложные вопросы?

- Для эффективности работы, мы создали 2 настоящие исследовательские группы, которые, прежде чем дать ответ, должны будут все вместе обсудить его внутри своей команды. Особенно обратите внимание на большие знаки вопроса. Именно они потребуют от вас максимальных усилий.

Ориентирование в атласе, выделение необходимых для урока тематических карт

Попытки учеников решить загадки, но из-за нехватки знаний ответы неполные, обтекаемые или неправильные больше основанные на интуиции

Осмысление проблемной ситуации, осознание необходимости в пополнении своего запаса знаний

Дети заранее выбрали себе команды

Личностные

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде

Познавательные

постановка и формулирование проблемы

Личностные

адекватное реагирование на трудности

Личностные

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

IV. Актуализация изученного ранее материала

Слайд 4

- А теперь прошу продолжить фразу, которая была произнесена при первом знакомстве с Африкой.

- Сегодня мы попробуем доказать, что это утверждение верно.

Фронтальный опрос

- А что такое климат? (многолетний режим погоды в данной местности)

- По каким показателям мы можем определить тип климата? (температура, влажность, осадки, атм. давление и т.д.)

- Так почему Африка – самый жаркий материк?

- Что оказывает влияние на формирование климата? Почему в одном месте жарко, а в другом не очень, где-то влажно, а где-то сухо?

- Какие факторы влияют на климат (географическая широта, рельеф, влияние ветров, течений, близость к океану)

Наша задача на уроке доказать, что все эти факторы действительно важны для определения климата. А также выстроить алгоритм характеристики климата для любого материка, региона, страны.

Внимание!

Африка – самый жаркий материк.

Работа в группах, воспроизведение ранее изученного материала во время фронтального опроса

Коммуникативные

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

Познавательные

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

V. Изучение нового материала (решение проблемы)

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9, 10

Слайд 11



Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

Слайд 19

Слайд 20

Слайд 21



Слайд 22

- Какой из факторов самый важный? (географическая широта)

1. Главный фактор – географическая широта.

- Среди других материков Африка занимает особое положение. Какие  элементы географического положения могут оказать влияние на климат Африки?

А это значит, что большая часть Африки расположена  …    (в жарком тепловом поясе)

Африка – самый жаркий материк, потому что…

Большая часть материка расположена в ___________ поясе, где солнце бывает в _____________.

Среднемесячная температура не ниже ____________.

Отмечена самая высокая температура ____________.

2.  Влияние постоянных ветров

- Кто догадается, почему два выделенных района, находящихся на одинаковом расстоянии от экватора, в одинаковых климатических поясах, так различаются по количеству осадков. 

- Какие постоянные ветры характерны для экваториальных и тропических широт?

- Кто сможет на интерактивной доске нарисовать направление северного пассата? Южного пассата?


Наводящие вопросы учителя

1) С какой поверхности дуют с-в пассаты?

2) Какие вм проникают на материк?

3) К чему это приводит?

4) С какой поверхности дуют ю-в пассаты?  

5) Какие вм проникают на материк?

6) К чему это приводит?

В Северной Африке может возникать ещё одно явление – самум.

 В переводе с арабского «самум» означает «ядовитый, отравленный». Местные жители иногда называют его еще «огненным ветром» или «дыханием смерти». Этот ветер продолжается обычно 2—3 ч, однако свирепствует лишь в течение 10-20 мин, после чего значительно ослабевает. Обычно перед налетающим шквалом самума пески начинают «петь» — слышен звук трущихся друг о друга песчинок. Поднятые «тучи» песка затмевают Солнце. Возникает самум при сильном прогреве земли и воздуха в циклонах и преимущественно при западных и юго-западных ветрах. Ветер несёт раскалённый песок и пыль и иногда сопровождается грозой. Температура воздуха при этом может подняться до +50 °C, а относительная влажность подходит к 0%. Шквал длится от 20 минут до 2-3 часов иногда с грозой. При такой высокой температуре и низкой влажности воздуха происходит усиленное испарение влаги из организма; это вызывает головную боль, рвоту, а иногда даже смерть. Во время самума наблюдается красновато-жёлтая мгла, все предметы в океане и на берегу приобретают красные оттенки. Солнце, просвечивающее сквозь тучи пыли, кажется багрово-красным шаром. При самуме следует ложиться и плотно закрываться одеждой. В Алжирской Сахаре бывает до 40 раз в год.

3. Влияние течений.

    - Почему на ю-в и с-в побережьях Африки выпадает разное количество осадков?

- Течения теплые (мыс Игольный – воздух насыщен влагой, теплый. Отсюда –на побережье влажный климат.)

- Течения холодные (например, Бенгальское – воздух холодный, тяжелый, нисходящие токи воздуха, в итоге – осадков нет.)

- А для следующего задания я попрошу вас закрыть атласы.

- Можно ли не глядя на карту течений только по климатической карте предположить, где должны быть тёплые течения, а где холодные.

- Приведите доказательства влияния тёплых и холодных течений на количество осадков на побережье?

4. Влияние рельефа.

  - Почему в экваториальной Африке средняя температура западной части выше, чем температура восточной части?

 

- Почему ю-в побережье имеет столь узкую полосу увлажнения вдоль побережья. Хотя влажные вм проникают свободно под влиянием пассатов и тёплого Мозамбикского течения?

5. Удалённость от океана

А сейчас попробуем разгадать одну из  загадок Африки.

Почему  пустыня Сахара такая огромная и находится именно в северном полушарии, а не в южном?

Большая протяженность Африки с запада на восток в тропическом поясе северного полушария , стала главной причиной образования самой большой пустыни мира – Сахары

6. Климатические пояса

Климатообразующие факторы, как правило, влияют на климат в совокупности. Посмотрите на карту климатических поясов и определите, сколько их существует в Африке

Географическая широта оказывает непосредственное влияние на формирование климатических поясов.

- В каких климатических поясах расположена Африка? Как эти пояса расположены относительно экватора? (симметрично)

- Давайте вместе вспомним общую характеристику основных климатических поясов Африки. Зафиксируйте данные в таблицы.( Приложения 1 и 2) 

а) Экваториальный пояс.

  1. В центральной части расположен …. (экваториальный пояс).
  2. Какова его климатическая характеристика? (жарко, влажно круглый год, н.д).
  3. Какая природная зона возникает при таком климате?

- Так где же в Африке (и почему именно на там) растут самые густые и непроходимые леса?

б) Тропический пояс.

  1. Каковы особенности климата в тропическом поясе? (жарко, сухо круглый год, в.д.)
  2. Какая природная зона возникает при таком климате? (пустыни)

в) Субэкваториальный пояс

  1. Какой климатический пояс возникает между экваториальным и тропическим поясами?
  2. В чём его особенность? (сезон дождей – лето, сезон засухи – зима)
  3. Какая природная зона возникает при таком климате? (саванны)

- Именно в саваннах встречается удивительное дерево – баобаб.

- Теперь мы можем разгадать ещё одну загадку Африки: «Где  растут баобабы и почему их стволы имеют необычную форму?»

г) Субтропический пояс

  1. В чём особенность субтропического пояса? (сезон дождей – зима, сезон засухи – лето)
  2. Почему зима и лето в субтропическом поясе не такие жаркие как в субэкваториальном поясе? (близость Средиземного моря и умеренного пояса)

 

Работа в группах, осмысление и обсуждение вариантов  ответов на вопросы

Озвучивание результатов обсуждения:

  1. Африка почти посередине пересекается экватором.  
  2. Крайние точки Африки на севере и юге примерно одинаково удалены от экватора.
  3. Африка пересекается на севере и юге южным и северным тропиками.

Обобщение и формулирование выводов,  запись в тетрадь:

Африка – самый жаркий материк, потому что, большая часть материка расположена в жарком поясе.

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа

На данные регионы оказывают влияние пассаты, которые дуют с ю-в и с-в от тропиков к экватору

Работа с интерактивной доской, проверка правильности сделанного рисунка

Ответы учеников:

1) Аравийский п-ов, пустыня Руб-Эль-Хали

2) Сухие и жаркие

3) Образование одной из самых сухих пустынь мира – Ливийской пустыни

4) С океана

5) Влажные

6) Выпадение осадков, увлажнение ю-в территории Африки

Формулировка вывода, запись в тетрадь:

Влияние пассатов на Африку различно, т.к. южный пассат приносит вм с океана, а северный – из пустыни.

Терминологическая работа

Запись в тетрадь

Самум - знойный сухой ветер в пустынях Северной Африки и Аравийского полуострова

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа

Запись в тетради:

На увлажнение прибрежных территорий Африки оказывают влияние тёплые и холодные течения

Обсуждение в группах, нанесение на интерактивную карту тёплых и холодных течений

Проверка правильности сделанного рисунка

Работа с атласом. Обсуждение в группах.

Территории находятся на разной высоте относительно уровня мирового океана

Обсуждение в группах

Драконовы горы не пропускают глубоко влажные вм

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Высказывание разных предположений, возможен вариант правильного ответа

Запись в тетради

Чем дальше вглубь материка, тем суше климат.

Работа с атласом

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Заполнение таблицы

Фронтальная работа: «вопрос-ответ»

Опережающее задание. Краткое сообщение  ученика о баобабах

Ответы учеников с порой на прослушанное сообщение.

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Личностные

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом

Коммуникативные

 умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

Коммуникативные

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы

Регулятивные

поиск информации в картах атласа;

Познавательные

анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

доказательство;

Регулятивные

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

.

   

   

Коммуникативные

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

Регулятивные

поиск информации в картах атласа;

Познавательные

анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

доказательство;

Регулятивные

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

Коммуникативные

участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.

выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

Познавательные

анализ, сравнение, группировка различных объектов, явлений, фактов

установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

доказательство

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме,

Познавательные

рефлексия способов  и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности, фиксация своих действий в информационной среде, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме

VI. Рефлексия

Слайды 23

Слайды 25

Слайд 26

На основе  карты ответьте на следующие вопросы:

- Почему в ЮАР январь самый жаркий месяц, июль – самый холодный

- Почему на побережье Атлантического океана возникла одна из самых суровых пустынь мира, где единственный вид увлажнения – это роса? (тропический климат и холодное течение)

- Почему на вулкане Камерун преобладает рекордное для Африки количество осадков
9000 мм? (экваториальный климат и теплое течение)


1) - Определите по климатограмме климатический пояс
2) - Дайте описание климата по климатограмме.  

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам: 

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Климатический пояс и область:
  1. экваториальный;
  2. субэкваториальный;
  3. тропический
  4. субтропический

- Сравните климатические показатели двух городов Африки: Хартум и Адисс-Абеба. Почему два города, расположенные в одном климатическом поясе и недалеко друг от друга, имеют такие различия в климатических показателях?

V. ИТОГ УРОКА

Самооценка
Чему мы научились на уроке? Кому изученная тема показалась сложной? Какие трудности возникали в ходе самостоятельной работы?

Работа в группах с атласом, осмысление и обсуждение вариантов  ответа  на данный вопрос

Практическая работа №1. Работа в группах с климатограммами по алгоритму (по вариантам).


Практическая работа №2. Работа в группах

Самооценка успешности овладения новыми знаниями

Домашнее задание на оценку
«3» -  § 26
«4» -  § 26, анализ климатограмм из параграфа
«5» - § 26, построить климатограммы городов Африки Найроби и Триполи и сравнить их (
Приложение 3)

Познавательные установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений

Регулятивные

умение высказывать своё предположение

Коммуникативные

умение  участвовать в коллективном обсуждении проблем

Личностные

способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

Климат Африки (1 вариант)

1. Характеристика климатических поясов:

Атмосферное давление

ср. t июля

ср. t ян.

осадки

1).                                                  

2).

3).

4).

2. Рекорды материка

максим.

t  воздуха

миним.

t  воздуха

самая сухая часть материка

самая влажная часть материка

а). показатели

б). Причины рекордов

Практическая работа №1.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Климатический пояс и область:
  1. экваториальный;
  2. субэкваториальный;
  3. тропический
  4. субтропический

Практическая работа №2.

Параметры сравнивания

Аддис-Абеба

Хартум

Климатический пояс

Температура января

Температура июля

Среднегодовое количество осадков

Факторы, влияющие на климат

Приложение 2

Климат Африки (2 вариант)

1. Характеристика климатических поясов:

Атмосферное давление

ср. t июля

ср. t ян.

осадки

1).                                                  

2).

3).

4).

2. Рекорды материка

максим.

t  воздуха

миним.

t  воздуха

самая сухая часть материка

самая влажная часть материка

а). показатели

б). Причины рекордов

Практическая работа №1.

Алгоритм описания климата по климатическим диаграммам:

  1. Средняя температура января.
  2. Средняя температура июля.
  3. Годовое количество осадков.
  4. Режим выпадения осадков.
  5. Климатический пояс и область:
  1. экваториальный;
  2. субэкваториальный;
  3. тропический
  4. субтропический

Практическая работа №2.

Параметры сравнивания

Аддис-Абеба

Хартум

Климатический пояс

Температура января

Температура июля

Среднегодовое количество осадков

Факторы, влияющие на климат

Приложение 3

Климат города Найроби

1). Годовой ход температуры

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

25

26

25

24

22

21

21

21

24

24

23

23

2)Годовое количество осадков

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

38

64

125

211

158

46

15

23

31

53

109

86

Климат города Триполи

1). Годовой ход температуры

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

16

16

17

20

23

26

28

30

27

26

24

18

2)Годовое количество осадков

я

ф

м

а

м

и

и

а

с

о

н

д

230

160

200

90

30

10

0

0

0

30

60

200

Список используемой литературы

  1. http://college.ru/pedagogam/450/451/454/466/
  2. http://knowledge.allbest.ru
  3. http://yandex.ru/clck/redir/AiuY0DBWFJ4ePaEse6rgeAjgs
  4. А.И. Крылов, Информационно-коммуникационная компетентность учителя географии как необходимое условие эффективной работы в современной школе
  5. Ким Э.В.,  Крылов А.И., Панасенкова О.А., Королева Н.Ю. О формировании универсальных общеучебных умений и навыков у школьников в процессе обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии 7 класс по теме "ФГП Африки . История исследования материка. Практическая работа"

Урок разработан для изучения темы "ФГП Африки. История исследования материка " на основе УМКДомогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География. Материки и океаны :в 2 ч. Ч1 Планета , на котороймы живем. Аф...

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »

Создание рекламных проектов как средство формирования компетенций на уроках географии на примере урока в 7 классе «Воды Африки »ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ...

Конспект урока географии 6 класс для изучения темы "Горные породы"

Урок позволяет изучить тему "Горные породы" в курсе географии 6 класса. Необычность этой разработки состоит в том, что в ней на протяжении почти всех этапов звучит имя великого дея...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...

конспект урока географии 7 класс по теме "Население Африки"

Учебное занятие по теме «Население Африки» построено с использованием информационно-коммуникативных технологий, которые  позволяют разнообразить учебное занятие, насытить...


 

Комментарии

Чернолихова Светлана Николаевна

Большое спасибо за урок. В данный момент он меня очень выручил!!!