Урок по теме «Рельеф Евразии»
план-конспект урока по географии (7 класс)

Урок по теме «Рельеф Евразии» для обучающихся 7 класса разработан в соответствии с государственной программой Курчиной С.В. «География 5-9 кл.» (2015 год, издательство «Дрофа») с использованием учебника Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. «География материков и океанов» (2015 год, издательство «Дрофа») в рамках раздела рабочей программы «Евразия».  На уроке используется мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, физическая карта Евразии, контурная карта Евразии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_na_konkurs.docx48.63 КБ

Предварительный просмотр:

Конкурсная работа для участия

в III районном заочном конкурсе методических разработок современных уроков среди педагогов начального общего, основного общего, среднего общего образования «Проектирование урока в соответствии с требованиями к личностным, метапредметным, предметным результатам»

Участник: Меновщикова Оксана Александровна

Место работы: МБОУШР «Шелеховский лицей»

Должность: учитель географии

Предметная область: география

г. Шелехов, 2016

Пояснительная записка

Урок по теме «Рельеф Евразии» для обучающихся 7 класса разработан в соответствии с государственной программой Курчиной С.В. «География 5-9 кл.» (2015 год, издательство «Дрофа») с использованием учебника Коринской В.А., Душиной И.В., Щенева В.А. «География материков и океанов» (2015 год, издательство «Дрофа») в рамках раздела рабочей программы «Евразия».  На уроке используется мультимедийное оборудование для демонстрации презентации, физическая карта Евразии, контурная карта Евразии.

Цели урока: предметные – приобретение новых знаний по особенностям тектонического строения Евразии, расположения основных форм рельефа и формирование практических навыков по выявлению закономерностей размещения тектонических и орографических форм, умения работать с контурной картой;

метапредметные – формирование потребности в новых знаниях, освоение способов деятельности: способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно; способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий; способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент; способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки; поиск и отбор необходимой информации, ее структурирования;  

личностные – принятие моральных норм и умение им следовать - взаимопомощь при работе в парах, ответственность при выполнении самостоятельных практических заданий на этапах урока; желание и умение ответить на вопрос.

Задачи урока:

  1. Обеспечить мотивацию учения, принятие учениками целей урока.
  2. Актуализировать субъектный опыт учащихся (личностных смыслов, опорных знаний по данной теме).
  3. Обеспечить восприятие, осмысление и закрепление учащимися изучаемого материала.
  4. Создать содержательные и организационные условия усвоения учащимися изучаемого материала.  
  5. Обеспечить в ходе закрепления осмысление изученного материала, глубины его понимания.
  6. Обеспечить формирование у учащихся умений самостоятельно применять знания в практической деятельности.
  7. Обеспечить развитие у учащихся способности к оценочным действиям.

Тип урока – урок усвоения новых знаний. Вид урока – урок-практикум.

Данный урок разработан в контексте технологии проблемного обучения, которая предполагает создание под руководством учителя проблемных ситуаций и активную самостоятельную деятельность учащихся по их разрешению, в результате чего происходит творческое овладение знаниями по данной теме, практическими навыками, развитие мыслительных способностей. На уроке организована поисковая деятельности по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся развивается познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества. Поскольку урок разработан для класса интегрированного обучения (в классе обучаются дети как по общеобразовательной, так и по адаптированной программе), то проблемные задания соответствует интеллектуальным возможностям учащихся. В качестве проблемных заданий выступают учебные вопросы, практические задания, задания поискового характера.
По степени познавательной самостоятельности учащихся урок осуществляется в форме частично-поисковой деятельности, когда работа в основном направляется учителем с помощью специальных вопросов, побуждающих обучаемого к самостоятельному рассуждению, активному поиску ответа на отдельные части проблемы.
Описание приемов, методов данной технологии будет прослежено при характеристике каждого этапа урока.

На протяжении всего урока учащиеся работают в индивидуальной структурно-логической схеме (Приложение 1).

Мотивационно-целевой этап урока.

  1. Создание проблемной ситуации. Данный этап урока предполагает осознанное вхождение учащихся в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется их мотивирование к учебной деятельности при помощи создания проблемной ситуации для определения темы урока. На данном этапе используется методический прием технологии критическое мышление «Перепутанные логические цепочки»:

Постройте верную логическую цепочку, заменив неверные утверждения на истинные (дополнительная информация на слайде 1 презентации, Приложение2):

Евразия расположена к северу от экватора          Евразия – самый маленький материк      Евразия – часть древнейшего материка Пангеи        материк Пангея раскололся на 2 части: Лавразию и Гондвану          Гондвана разделилась на Северную Америку и Евразию        в основании Евразии лежит Тихоокеанская литосферная плита        литосферная плита – это небольшой участок литосферы         литосферная плита – неподвижный участок литосферы         движутся литосферные плиты по пластичному слою…………..          движение литосферных плит приводит к их ………………              таким образом образовались Гималаи – самые……………………       ……...................... на Земле.

Учащиеся по очереди работают с каждой составной частью логической цепочки, в случае затруднений обсуждают вопрос и вместе находят верное решение, вписывают недостающие слова, вместо неверных утверждений прописывают правильные. Исходя из предложенной тематики логической цепочки по окончании работы самостоятельно формулируют тему урока «Рельеф Евразии» и заносят название темы в структурно-логическую схему.

  1. Этап актуализации знаний и фиксирования индивидуального затруднения.

      На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения. При работе с логической цепочкой происходит актуализация изученного в 1 четверти материала о тектоническом строении Земли, который необходим для построения нового знания по теме урока, обобщаются и фиксируются индивидуальные затруднении, выявляются их причины. Знаковая модель структурно-логической схемы позволяет оформить верный вариант для каждого затруднения.

  1.  Постановка целей урока обучающимися, планирования будущих учебных действий.

На данном этапе урока учащиеся индивидуально записывают в структурно – логической схеме 3 позиции, которые необходимо изучить в рамках данной темы.  Затем по цепочке ученики объявляют свои признаки (при этом один ученик фиксирует эти признаки на доске), каждый отвечающий не должен повторять ответ предыдущего ученика. Таким образом на доске формируется перечень задач (последовательных учебных действий), которые будут рассмотрены на уроке. Например: найти соответствие тектонических структур и форм рельефа Евразии, определить причины формирования форм рельефа, определить амплитуды высот на материке. Далее каждый ученик самостоятельно в структурно-логической схеме дает ответ на вопрос, для чего лично он будет изучать данную тему.  

Процессуальный этап.

Данный этап урока построен на решении обучающимися проблемных задач и вопросов, что является инновационным инструментарием, формирующим как традиционные предметные образовательные результаты, так и новые – личностные и метапредметные результаты образования. Проблемные практические задачи – это задачи, позволяющие учащемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работы с информацией: ознакомление – понимание – применение – оценка. Специфика проблемной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который сформулирован в рамках обозначенных ранее учащимися последовательных учебных действий.

  1. Ученикам предложена работа с контурной картой Евразии, на которой расположены цифры и буквы (Приложение 3).  В структурно-логической схеме сформулированы вопросы: что обозначают буквы на контурной карте? Ученики при помощи сопоставления физической карты Евразии и предложенной контурной карты делают вывод о том, что буквами обозначены равнины, приводят их примеры. Самостоятельно делают вывод о диапазоне высот данных форм рельефа, породах, которыми они сложены (фиксируют данную информацию в структурно-логической схеме). Аналогичным образом учащиеся работают над вопросом, что обозначено цифрами на контурной карте.
  2. Индивидуальное затруднение у учащихся вызовет ответ на вопрос, что обозначено штриховкой на контурной карте. Решить данную проблемную задачу учащимся предложено с использованием учебника. Конкретного ответа в учебнике на данный вопрос нет, но при внимательном смысловом чтении можно сформулировать ответ на поставленный проблемный вопрос и зафиксировать его в структурно-логической схеме (штриховкой обозначены сейсмические пояса Земли). Далее ученики определяют названия сейсмических поясов, фиксируют их в схемах. При работе в парах ученики обсуждают и предлагают не менее 4-х причин образования данных сейсмических поясов.
  3. На следующим этапе урока ученикам предлагается проблемный фотовопрос, где на слайде показаны фотографии различных горных систем, а учащимся необходимо определить, какими буквами обозначены Гималаи, а какими – Уральские горы. Учащиеся выдвигают различные гипотезы, доказывая правильность своих предположений, с уважением принимая различные точки зрения. Когда учащиеся придут к верным выводам, в структурно-логической схеме при совместном обсуждении работают над признаками горных систем с использованием карт атласа и заполняют приведенную ниже таблицу:  

Признаки

…………………………………………

………………………

Тип складчатости

Максимальная высота

Причины различий

  1. Далее ученикам предлагается работа в парах. На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Организуя этот этап, подобрано задание, в котором используется изученный ранее материал, имеющий методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

Первоначально перед учениками ставится проблемная задача: как соотносятся строение земной коры и формы рельефа? У учеников возникает индивидуальное затруднение, после обсуждения каждая пара предлагает варианты, при помощи которых можно решить данную задачу и ученики приходят к выводу, что необходимо сопоставление картографического материала. В итоге на слайде демонстрируются карты: физическая и тектоническая, каждая пара учеников при помощи данных карт в атласе находит на картах предложенные формы рельефа и распределяет в соответствующую ячейку таблицы.

Строение земной коры

Формы …………………………….

Древняя платформа

Восточно-Европейская

Сибирская

Индийская

Области складчатости

Древняя

Средняя

Новая

      Распределите номера в последнюю колонку таблицы:

1. Среднесибирское плоскогорье (Станислав и Егор) 2. Плато Декан (Сергей Б. и Галина) 3. Иранское нагорье (Ксения и Дима) 4. Горы Памир (Юлия и Марина) 5. Горы Алтай (Сергей Г и Виктор.) 6. Горы Гималаи (Елена и Мария) 7. Верхоянский хребет (Альбина и Алена) 8. Горы Альпы (Артём и Василий) 9. Восточно-Европейская равнина (Максим и Иван) 10. Скандинавские горы (Константин и Валерий)  11. Горы Кавказ (Данил и Евгений) 12. Уральские горы (Андрей и Ирина).

По окончании работы с таблицей ученики возвращаются к проблемному заданию, делают вывод о том, что платформам соответствуют равнины, плато и плоскогорья, складчатым областям – горы, хребты и нагорья.

  1. Дале на уроке учащимся предлагается найти на физической карте максимальную и минимальную высоту на материке, после чего формулируется задача географического содержания из раздела «реальная математика»: «Какова амплитуда высот на материке, если максимальная высота – г. Джомолунгма (8848 м), а минимальная – впадина Мёртвого моря (-405 м)». Один учащийся решает задачу у доски, остальные самостоятельно. Таким образом, прослеживается актуальность изучаемого материала и связь обучения с практикой и использования на уроке межпредметных связей. При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задание нового типа и осуществляют его самопроверку, сравнивая с решением на доске. Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
  2. По окончании основного этапа урока у каждого ученика сформирован образовательный продукт – самостоятельно заполненная индивидуальная структурно-логическая схема, которая содержит основные понятия по данной теме, необходимые для экзамена по географии в формате ОГЭ.

На протяжении всего процессуального этапа урока выбраны оптимальные формы практических работ, фронтальная, парная и индивидуальная формы работы, которые позволили включить в работу всех обучающихся, создать ситуацию успеха каждому ученику. Объем предложенного материала оптимален, заниевый компонент урока позволил решить поставленную проблему.

Рефлексивно-оценочная деятельность

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Контроль за процессом и результатом учебной деятельности на уроке представлен в виде приема «три предложения». По цепочке учащиеся передают содержание темы урока тремя предложениями, не повторяя высказывания друг друга. В завершении каждым учеником индивидуально соотносятся цель урока и результаты, фиксируется вывод в структурно-логической схеме.

На каждом этапе урока используется балльное оценивание: при выполнении каждого практического задания, наличии верного ответа у учащихся есть возможность получить один балл, который выставляется в последнюю колонку структурно-логической схемы. Таким образом, по окончании урока каждый ученик суммирует полученные баллы и выставляет оценку, исходя из шкалы, которая заранее известна ученикам:

10 - 8 баллов – оценка «5»

7-5 баллов – оценка «4»

4-2 балла – оценка «3».

На завершающем этапе урока учащимся предлагается схема:

Атлантический

океан                          

                                                                                          ????

Каждый ученик самостоятельно размышляет над содержанием данной схемы, объясняет, какие процессы графически на ней изображены, после чего на основе изученного материала учениками самостоятельно формулируется тема следующего урока «Климат Евразии».

Затем намечаются цели дальнейшей деятельности и предлагается разноуровневое домашнее задание, которое содержит обязательную часть и одно из заданий        на выбор:

обязательно: подписать формы рельефа в задании 8 на контурной карте (для работы используется контурная карта, с которой ученики работали в 8 задании).  

На оценку «4» - на контурной карте отметить не менее 10 месторождений полезных ископаемых Евразии

На оценку «5» - в тетради: объяснить различия в расположении на территории Евразии полезных ископаемых магматического и осадочного происхождения.

Домашнее задание посильно для всех обучающихся, практико-ориентированное, направлено на создание образовательного продукта.

Список литературы

  1. Коринская В.А., Душина И.В., Щенева В.А. География материков и океанов: учебник для обучающихся 7-х классов/ Коринская В.А., Душина И.В., Щенева В.А. – М.: Дрофа, 2015. - 211 с.
  2. Поташник М.М., Левит М.В. Как помочь учителю в освоении ФГОС: пособие для учителей, руководителей школ и органов образования/ Поташник М.М., Левит М.В. – М.: Педагогическое общество России, 2014.- 317 с.
  3. Колченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий: пособие для специалиста образовательного учреждения/ Колченко А.К. – С-Пб, Каро, 2015. – 366 с.
  4. Гречкина Ю.А. Практические работы по географии: методическое пособие для учителей/ Гречкина Ю.А. – Волгоград: Учитель, 2016.- 110 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщающий урок по теме: "Природа Евразии"

Этот урок помогает развивать у учащихся познавательный интерес к географии, научить школьников мыслить логически, принимать правильные решения....

Урок географии по теме «Рельеф Евразии» 7 класс

Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии; продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о приро...

Урок географии по теме: "Рельеф Евразии"

Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии...

Соберите пазл по теме "Рельеф Евразии"

Соберите пазл по теме "Рельеф Евразии". Если пазл собран правильно, появится фильм "Рельеф Евразии"...

Методическая разработка плана урока географии в 7 классе по теме "Рельеф Евразии"

Методическая разработка плана урока географии в 7 классе по теме "Рельеф Евразии"...

Урок на тему "Рельеф и полезные ископаемые Евразии"

Класс: 7 Предмет: географияТема " Рельеф и полезные ископаемые Евразии"...

Тест по теме " Рельеф Евразии", 7 класс

Проверочная тестовая работа " Рельеф Евразии" , 7 класс, 2 варианта...