Урок географии по теме «Рельеф Евразии» 7 класс
план-конспект урока по географии (7 класс) на тему
Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии; продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок географии по теме «Рельеф Евразии» 7 класс | 28.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок географии по теме «Рельеф Евразии»
Пластинина Юлия Львовна, учитель географии МАОУ «Лицей № 11
г. Благовещенска», заместитель директора по воспитательной работе,
г. Благовещенск, Амурская область.
Цели:
- образовательные: сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии;
- воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения при раскрытии вопроса о природе рельефа и полезных ископаемых Евразии;
- развивающие: развивать умение работать с учебником, дополнительным материалом, интерактивной доской, контурными картами, компьютерами.
Уметь:
- сопоставлять и анализировать карты, с целью получения новых знаний,
- по типовому плану характеризовать основные формы рельефа,
- составлять листы опорных сигналов (ЛОС), делать выводы.
Оборудование: Интерактивная доска, мультимедийная установка, физическая карта полушарий и Евразии, компьютер, тетради, дидактические карточки, раздаточный материал со списком номенклатуры.
Ход урока (40 мин.)
1. Орг. момент (1 мин.)
2. Проверка знаний и умений (5 мин.)
А) индивидуальные карточки -3 чел.
Б) Игра "Крестики – нолики"
Сегодня я предлагаю вам вспомнить игру, в которую, наверное, играли еще много лет назад ваши бабушки и дедушки. Да и некоторые из вас иногда, на переменах увлекаются этой игрой. Она называется "крестики - нолики", и условия ее известны каждому.
На интерактивной доске нарисована решетка для этой игры – девять ячеек.
3 | 6 | 8 |
5 | 9 | 1 |
2 | 4 | 7 |
Класс делится на 2 команды (команда – «крестики», команда – «нолики»). Для того, чтобы игроки имели возможность вписать свой значок в клеточку, нужно правильно ответить на географические вопросы. Ряд может быть любым – по горизонтали, вертикали и диагонали.
Вопросы:
- Что такое литосфера? (Каменная оболочка земли.)
- Что такое рифт? (Разлом в земной коре.)
- Частью какой плиты является Африкано-Аравийская платформа? (Африканская)
- Почему материк Австралию называют самым спокойным материком в геологическом отношении? (Нет действующих вулканов и областей землетрясений)
- Что обозначают эти цифры 1960, 1970, 1985г.? (Землетрясения в Южной Америке, в Андах)
- Почему говорят, что в Антарктиде продолжается ледниковый период?
- Высочайшая вершина Африки? (Килиманджаро.)
- Высочайшая точка Анд и всего западного полушария? (г. Аконкагуа – до 6960 м.)
- Какие крупные формы рельефа характерны для Северной Америки? (Кордильеры, Аппалачи, Центральные равнины, Великие равнины, Примексиканская низменность, Миссисипская низменность, Приатлантическая низменность, Скалистые горы).
3. Актуализация знаний и умений (3 мин.)
СЛАЙД 1 – эпиграф
Эпиграфом нашего сегодняшнего урока будут слова К. Паустовского: "Познания и странствия неотделимы друг от друга. Это непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний".
Сегодня необычный урок: урок-путешествие.
СЛАЙД 2 – урок-путешествие, картинки
Класс разделен на 3 группы
Ребята, я предлагаю вам побывать в роли путешественников.
(Раздаются галстуки одного цвета, предлагается повязать их, так чтобы каждая группа отличалась от другой, не снимая галстуки).
Нам предстоит, исследовать особенности и основные этапы формирования рельефа Евразии.
Евразия – значительно выше других материков. На ее территории расположены высочайшие горные системы земного шара. Самая высокая из них – Гималаи с вершиной Джомолунгма (Эверест, 8848м). Равнины Евразии отличаются огромными размерами и тянутся на тысячи км. В Евразии особенно велики колебания высот. Разница между впадиной Мертвого моря и самыми высокими вершинами Гималаев превышает 9 км.
Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? Почему говорят, что Евразия исключительно богата ПИ?
На эти вопросы мы будем искать ответы в течение урока, используя знания, полученные на уроках географии, истории.
Открываем тетради, записываем число, тема: Рельеф Евразии.
СЛАЙД 3 – тема
4. Изучение нового материала
На столах лежат маршрутные листы, используя которые вы сможете без труда совершить путешествие по Евразии.
СЛАЙД 4 – маршрутный лист
Начало пути – Станция №1В прошлое – Станция №2 Равнины – Станция №3 Восхождение – Привал – Станция №4 Взрыв – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
СЛАЙД 5 – Станция №1В прошлое
Музыка №1 - А. Пугачевой «Старинные часы»
СЛАЙД 6 – Дрейф континентов
Ребята, вспомните, как появился материк Евразия? (200 млн. л.н. – Пангея,
135 млн.л.н – Гондвана, Лавразия – настоящее время (6 материков).
Работа с атласом стр. 4–5.
Предлагается дать анализ строения земной коры Евразии?
В основе материка лежит Евроазиатская ЛП; есть столкновение с Африканской, Тихоокеанской плитами; в местах столкновения плит расположены сейсмические пояса: Альпийско-Гималайский и Тихоокеанский. В центральных районах Евразии преобладают платформы, а в южных и восточных – горные области, следовательно, на севере и западе преимущественно расположены равнины, а на юге и востоке – горы.
Обратите внимание, что горные области Евразии отмечаются разными цветами. Путешественники, как вы считаете, с чем это может быть связано? (разный возраст горообразования). Сопоставляя карты атласа заполнить таблицу (стр. 4-5, стр. 26-27).
СЛАЙД 7 – таблица
Задание №1
Рельеф Евразии, внутреннее строение земной коры
Строение земной коры | Соответствующие формы рельефа (заполнить) | |
Древние платформы | Восточно-Европейская | Восточно-Европейская (Русская) равнина |
Сибирская | Среднесибирское плоскогорье | |
Индийская | Декан плоскогорье | |
Китайско-Корейская | Великая китайская равнина | |
Области складчатости | Древняя | Уральские, Алтай, Саяны, Тянь-Шань, Западно-Сибирская равнина |
Средняя | Верхоянский хр., хр. Черского, хр. Сихоте – Алинь, Чукотское нагорье, Колымское нагорье, Кунь-Лунь. | |
Новая | Памир, Кавказ, Срединный хр., Гималаи. |
Вывод: Происхождение позднее горообразовательные процессы соединили эти платформы, расширив площадь материка. В дальнейшем к Евразии присоединились платформы – осколки древней Гондваны, лежащие в основании полуостровов Аравийский и Индостан. На южных границах Евразийской плиты, на ее стыке с соседними плитами, происходили и происходят мощные горообразовательные процессы, которые привели к образованию высочайших горных систем.
Какие закономерности вы заметили? Что соответствует складчатым областям, а что платформам? (Складчатым областям соответствуют горы, а платформам – равнины и плоскогорья).
СЛАЙД 8 – Станция №2 Равнины
Музыка №2 – классика
Как и на других материках, основная часть населения Евразии живет на равнинах. Одна из самых больших на земном шаре – это Западно-Сибирская равнина.
СЛАЙД 9 – фото – Западно-Сибирская равнина
До последнего поднятия земной коры на месте нынешней равнины плескались волны древнего моря. Поэтому ее поверхность, сложенная морскими и континентальными породами осадочного происхождения, довольно ровная. Древние ледники оставили на поверхности равнин в северной части Евразии моренные гряды.
СЛАЙД 10 – Станция №3 Восхождение-фото горы
Музыка №3 – В. Высоцкий «Песня альпинистов»
СЛАЙД 11 – Стихотворение
Я знаю – где-то есть заветная гора.
Я верю, что придет прекрасная пора.
И, может быть, не раз придется отступать –
Я должен там когда-то побывать.
Как и равнины, горы Евразии различны по происхождению и возрасту. Горы новой складчатости образуют 2 гигантских пояса, расположенных на восточной и южной окраинах материка. Альпийско-Гималайский пояс протянулся в южной части Евразии от Атлантического и почти до тихого океана. В него входят Пиренеи, Альпы, Карпаты. Кавказ, Памир, Гималаи.
Тихоокеанский пояс складчатых гор начинается на Камчатке и заканчивается на больших Зондских островах. В Евразии он совпадает с Тихоокеанским вулканическим кольцом и поясом землетрясений. Поэтому иногда вершины горных хребтов – это действующие и потухшие вулканы.
Значительно старше Скандинавские горы, Урал, Тянь-Шань, Алтай. Они появились в эпоху древней складчатости. Под влиянием внешних процессов в течение многих млн. лет горы были сильно разрушены. В некоторых из них в дальнейшем произошли новые поднятия, например на Урале, Тянь-Шане, Алтае. На рельеф Евразии большое влияние оказало и древнее оледенение, которое захватило северную часть материка. Древний ледник покрывал также многие горные хребты. Земная кора материка формировалась во все геологические эры.
СЛАЙД 12 – геологические часы
Равнины и горы Евразии имеют самую разную высоту.
Задание №2. Установите правильную последовательность, пронумеровав данные территории по мере возрастания высот:
Форма рельефа | Высота, м | № |
Западно-Сибирская равнина | 0-200 м | 6 |
Среднесибирское плоскогорье | свыше 1000 м | 4 |
Восточно-Европейская равнина | 200-1000 м | 5 |
Прикаспийская низменность | ниже 0 м (-28 м ниже уровня моря) | 7 |
Уральские горы | г. Народная1895 м | 3 |
Нагорье Тибет | Свыше 5000 м | 1 |
Иранское нагорье | 4547 м | 2 |
СЛАЙД 13 – Альпы, Тибет, Гималаи
Гималаи – это климатический рубеж между Центральной и Южной Азией
Вывод: Азия выше Европы (3/4 Азии занимают горы), самая высокая точка материка – г. Джомолунгма (8848м), самое низкое место – впадина Мертвое море (-400м).
СЛАЙД 14 – Привал
Музыка №4 – Аквариум «Перекресток»
Физминута (упражнение «Возьмитесь за руки»).
Возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук. На счет 3 вам необходимо дружно крикнуть
«Мы команда!»
СЛАЙД 15 – Станция №4 Взрыв
Музыка №5 – из передачи «Что? Где? Когда?»
На территории Евразии, по которой проходят гигантские сейсмические пояса земного шара, происходит большая часть землетрясений на Земле. Самый активный – Тихоокеанский сейсмический пояс, с ними связаны многие землетрясения. Европейско-Азиатский сейсмический пояс проходит по южной окраине Евразии. К сейсмическим поясам приурочены и области вулканизма. Особенно много вулканов в Тихоокеанском огненном кольце».
Работа с учебником стр. 234-235 – используя учебник, атлас, знания полученные ранее отвечают на вопросы задания №4
Задание № 3. В складчатых областях широко развит вулканизм. Используя карты атласа, установите соответствие:
1. Везувий | А. Пол – в Камчатка |
2. Этна | Б. Зондские о-ва |
3. Кракатау | В. Остров Сицилия |
4. Ключевская Сопка | Г. Японские о-ва |
5. Фудзияма | Д. Аппенинский пол-в |
Ответ: 1.Д, 2.В, 3.Б, 4.А, 5.Г.
Итак, мы рассмотрели рельеф, внутренне строение земной коры. Какого компонента не хватает в этой логической цепочке? (Полезные ископаемые.)
Что уже сейчас можно сказать о П/И Евразии? (Р – разнообразен, п/и – разнообразны.)
Работа с атласом стр. 6.
СЛАЙД 17 – Станция №5 Волшебная кладовая (конец пути)
Музыка № 6 – Пикник «Фиолетово – черный»
СЛАЙД 18 – ПИ
Задание № 4. Евразия богата полезными ископаемыми. Установите соответствие:
1. Район Персидского залива | А. Драгоценные камни |
2. Пол-в Малакка | Б. Железная руда |
3. О-в Шри-Ланка | В. Нефть, газ |
4. Горы Скандинавские | Г. Оловянные р., Д. Медные р. |
5. Север Великой Китайской равнины | Е. Кам. уголь |
Ответ: 1.В., 2.Г, 3.А. 4.Б,Д, 5.Е.,В.
Сделайте вывод о закономерностях размещения полезных ископаемых по территории Евразии.
(Закономерность есть между распределением полезных ископаемых и тектоническими структурами: на равнинах залегают преимущественно осадочные полезные ископаемые, а в складчатых областях преобладают магматические и метаморфические.)
5. Закрепление (5 мин.)
Тестовый контроль
- Территорию Евразии в отличие от других материков формирует:
1. одна крупная древняя платформа,
2. несколько относительно мелких древних платформ. - К древним платформам на территории Евразии относятся:
1. Южно-Американская и Сибирская
2. Сибирская и Восточно-Европейская
3. Восточно-Европейская и Австралийская - Установите соответствие:
Платформа | Равнина |
1.Сибирская | А) Западно-Сибирская |
2. Индийская | Б) Великая Китайская |
3.Китайско-Корейская | В) Декан (плоског.) |
- Установите соответствие:
Горы | Возраст складчатости |
1. Карпаты | А) Древний (Pz) |
2.Скандинавские | Б) Средний (Mz) |
3. Верхоянский хребет | В) Новый (Kz) |
Нормы оценок:
- Без ошибок – оценка –«5»
- 1 ошибка – оценка –«4»
- 2 ошибки – оценка –«3»
- Более 2 ошибок – оценка –«2»
Возвращаясь к вопросу, поставленному в начале урока, что можно сказать: Чем же объяснить это разнообразие поверхности Евразии? (причина: история развития материка, разнообразие форм рельефа). Оценивание.
6. Домашнее задание
§60, §61
Отметить на контурных картах изученные географические объекты; инструктаж Д/З.
«3» – 60,61; к/к – подписать основные формы рельефа, уметь показывать на настенной карте.
«4» – Чем рельеф Евразии отличается от рельефа других ранее изученных материков?
С каким материком Евразия имеет большое сходство в рельефе?
«5»- Высочайшие горы Евразии Гималаи и другие крупные горные системы располагаются в глубине материка, на некотором удалении от океанов, в то время как на других материках горы находятся на побережьях океанов. Чем это объяснить? Почему Гималаи – наиболее высокие горы на Земле?
СЛАЙД 24 – Спасибо за урок!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...
Урок географии на тему "Рельеф и полезные ископаемые Африки"
Материал к уроку «Рельеф и полезные ископаемые Африки» используется на уроках географии в 7 классе. В нем показана возможность использования информационно-коммуникационных технологий при препода...
Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Горы»
Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Горы»Класс: 5Урок № 5 в составе темы "Литосфера Земли"Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе...
Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины»
Урок географии по теме «Рельеф земной поверхности. Равнины» Цель: создать условия для формирования у учащихся представления о рельефе Земли, об основных видах рельефа Земли; создать у...
Урок географии по теме: "Рельеф Евразии"
Сформировать знания об общих чертах и особенностях рельефа, основных этапах его формирования и полезных ископаемых Евразии...
Урок географии по теме "Рельеф и полезные ископаемые Северной Америки"
В помощь учителю...
Технологическая карта урока географии по теме "Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России."
Технологическая карта урока географии по теме "Рельеф. Геологическое строение и полезные ископаемые территории России."...