Технологическая карта урока географии "Современные географические исследования"
учебно-методический материал по географии (6 класс)

Шугарова Елена Ивановна

Технологическая карта урока географии "Современные географические исследования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx32.48 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока географии «Современные географические исследования»

1.Ф.И.О. учителя: Шугарова Елена Ивановна

2. Класс - 6

3. Тип учебного занятия – урок-исследование

4. Тема урока: Современные географические исследования

5. Оборудование: учебник (§ 6, с.34-40), рабочая тетрадь, тетрадь для записей, атлас, контурные карты, презентация, слайд (плакат и т.п.) с афоризмами и поговорками для рефлексии, Приложение 1 (сравнительная таблица «Исследование полярных районов Земли»)

6. Цель урока: ознакомить учащихся с географическими исследованиями в 20 веке, формировать представление о современных исследованиях Арктики, Антарктики и Мирового океана; развитие навыков работы с географическими источниками, картой, терминами.

7. Задачи урока:

Образовательные: приводить примеры географических исследований полярных областей Земли, Мирового океана и изучения Земли из космоса. Учить узнавать по изображениям Земли из космоса географические объекты.

Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.

Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.

8. УУД:

Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.

Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.

Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.

9.Планируемые результаты:

Личностные:

воспитание чувства патриотизма на основе оценки вклада русских исследователей в изучение Мирового океана и полярных областей Земли;

развитие представления о качествах личности полярного исследователя;

формирование элементов экологической культуры.

Предметные:

обучающийся научится использовать ключевое выражение «космическая съемка» для характеристики современного этапа развития географии;

определять важнейшие направления географических исследований во второй половине XX в.;

работать с изображениями Земли из космоса;

обучающийся получит возможность научиться «читать» космический снимок;

оценивать угрозу космического мусора.

Метапредметные:

умение использовать информацию (текстовую, графическую и звуковую, в том числе иллюстрации и видео) для решения познавательных задач;

умение выдвигать гипотезы о возможных путях борьбы с «космическим мусором;

осуществлять информационный поиск;

систематизировать и представлять информацию в виде письменных сообщений.

10. Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:

Словесные (беседа, работа с текстом учебника), наглядные (просмотр видеофрагмента и презентации), практические (заполнение сравнительной таблицы; составление летописи освоения космоса), исследовательские («чтение» космоснимков и определение последствий ураганов; выдвижение гипотез о вариантах защиты от «космического мусора»)

11. Формы и виды диагностики и контроля: фронтальный опрос, географический диктант, выполнений заданий Школы географа-следопыта

12. Основные понятия: полярные районы земли, Арктика, Антарктика, Мировой океан, дрейф, «Полюс холода», космические снимки.

 

13.Используемый УМК: А.А.Летягин, «География. Начальный курс. 6 класс» – учебник. М «Вентана-Граф».2015г, рабочая тетрадь по географии 6 класс «Дневник географа-следопыта»; физическая карта полушарий и атласы по географии 6 класс.

Базовое содержание урока

Деятельностный  компонент урока (на уровне учебных действий)

Смысловые блоки содержания

Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания

1

2

3

1.Организационно-мотивационный  этап урока

  1. Создание мотивационной установки и определение цели урока

На предыдущих уроках мы познакомились с достижениями географии вплоть до XIX в. Какие вопросы у нас остались относительно истории географических открытий? Что нам необходимо узнать, для создания более полной картины

Определяют цель урока на основе соотнесения известного и неизвестного знания. Предполагают, что необходимо изучить современную географию XX –  начала XXI в.

  1. Актуализация опорных знаний учащихся и определение задач урока

1.Какие материки и океаны оставались до XX в. малоизученными?

2. Были ли морские суда эпохи Великих географических открытий и времен кругосветных плаваний Джеймса Кука специально оборудованы научными приборами и инструментами?

3. Каким способом можно получить фотографическое изображение крупных участков земной поверхности?

4. На какие вопросы нам необходимо будет ответить, чтобы познакомиться с современными географическими исследованиями?

1. Называют Антарктиду и Северный Ледовитый океан.

2. Предполагают, что нет, так как целью экспедиций той эпохи не было научное исследование.

3. Предполагают, что такое изображение можно получить с помощью космического фотографирования.

4. определяют задачи урока с помощью вопросов на стр. 10-11 рабочей тетради

2.Процессуально-содержательный этап урока

1.Исследования полярных районов Земли

1. Индивидуальная работа с текстом учебника. Ознакомьтесь с текстом учебника «Исследование Арктики» и «Антарктида- научный континент» (§6, с.34-35 учебника). Заполните сравнительную таблицу «Исследования полярных районов Земли» (Приложение 1). Оставьте незаполненной последнюю строку.

2. Просмотрите видеофрагменты «Из жизни на Северном полюсе» и «Десант в Антарктиде». Прослушайте сообщение биографических фактов из жизни полярников-исследователей, характеризующих их личностные качества и заполните последнюю строку таблицы (Приложение 1).

1. Читают текст учебника, заполняют таблицу в Приложении 1. Обсуждают итоги.

2. Просматривают первый фрагмент и заполняют последнюю строку в таблице в колонке «Северная полярная область» и потом второй фрагмент и делают вывод о том, что эти же сведения можно поместить и в колонку «Южная полярная область». Переживают патриотические чувства в связи с осознанием значения вклада России в исследования полярных районов.

Добавляют варианты характеристик необходимых качеств личности исследователя-полярника.

2.Начало изучения Мирового океана

Просмотрите подготовленную учителем презентацию «Начало изучения Мирового океана». Обозначьте на контурной карте полушарий наибольшую глубину Марианского желоба, которую промерили ученые научно-исследовательского судна «Витязь»

Просматривают презентацию и обозначают на контурной карте полушарий наибольшую глубину Марианского желоба.

Оценивают вклад русских ученых в изучение Мирового океана

3.Космическое землеведение

Индивидуальная работа с текстом учебника. Ознакомьтесь с текстом учебника «Космическое землеведение» (§6, с.36 учебника). Составьте летопись освоения людьми космоса на основе выполнения задания 3 в рабочей тетради (с.11)

Читают текст учебника и составляют летопись освоения людьми космического пространства.

Восхищаются красотой планеты Земля при чтении цитаты из книги Ю.А. Гагарина

4.Школа географа-следопыта

Групповая работа по выполнению заданий Школы географа-следопыта на с.11-12 рабочей тетради. Состав групп – 3-4 человека. Два варианта заданий. Несколько групп могут выполнять одинаковые задания. Группы сами определяют вариант своей работы.

Ответьте на вопросы на основе анализа текста и фотографий учебника (с. 37-38).

Вариант 1

  • Почему в настоящее время говорят об опасности космического мусора? Кому он угрожает?
  • Предложите способы устранения опасностей, которые исходят от космического мусора.

Вариант 2

  • Найдите на карте мира (карте полушарий) районы, которые затронули ураганы «Вилма» и «Яси». Перечислите их.
  • Определите, к каким последствиям приводит воздействие ураганов.
  • Выделите признаки, по которым вы ориентировались при анализе космического снимка.

В процессе обсуждения результатов работы, пока одна группа выстраивает полный ответ, другие могут дополнить  мнение одноклассников.

Читают текст учебника и отвечают на вопросы о космическом мусоре и последствиях ураганов, изображенных на космических снимках и фото в учебнике на с.37. Выдвигают гипотезы о способах защиты от космического мусора, самостоятельно ориентируются по космическим снимкам.

Участники групп, выполняющие задание варианта 1, делают вывод об опасности космического мусора для работающих в космосе научных станций, а также жителей Земли; формулируют предложения о способах защиты от космического мусора, используя прием «мозгового штурма».

Участники групп, выполняющие задания 2 варианта, определяют положение объектов, изображенных на снимках (северо-восточное побережье Австралии и район Мексиканского залива между о. Куба и восточным побережьем Северной Америки).

Определяют последствия ураганов: наводнения, разрушения, снижения плодородия земель, гибель людей.  Определяют основной признак, позволивший сориентироваться на космическом снимке – береговая линия.

Осознают ценность космической информации для прогнозирования опасных природных явлений. Осознают необходимость экологически правильного поведения не только в приземном, но и в космическом пространстве.

3.Рефлексивный этап урока

Рефлексия содержательная

Прием «Выбор афоризма».

Выберите любую фразу из представленных на плакате, доске и т.п., которая, по вашему мнению, соответствует теме урока.

Обоснуйте свой выбор.

Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

Где смелость, там  и победа.

Мужественные – в поход, трусливые – на базар (аварск.)

Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил (армянск.).

Исследование создает новое знание.

Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука (Жак-Ив Кусто).

Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии (С.Есенин)

Закрепляют выработанные во время урока оценочные суждения.

Делают выводы на основе ассоциативного мышления.

Выбирают соответствующую содержательную урока фразу и обосновывают свой выбор.

4.Этап закрепления и первичной проверки

1.Первичная проверка знаний

Географический диктант.

1.Руководитель первой станции «Северный полюс» («СП-1»).

2.Хребет на дне Северного Ледовитого океана, открытый благодаря деятельности российских дрейфующих станций.

3.Год начала работы первой отечественной научной экспедиции по изучению Антарктиды.

4.Российская исследовательская внутриконтинентальная станция – полюс холода на Земле.

5. Научно-исследовательское судно, с которого было зафиксирована самая глубокая точка Земли.

6. Способ наблюдения за процессами, происходящими на обширных территориях (Земли и других небесных тел) в режиме реального времени с помощью приборов, находящихся за пределами земной атмосферы.

Записывают ответы.

1. И.Д.Папанин

2. Хребет М.В. Ломоносова

3. 1956

4. «Восток»

5. «Витязь»

6. Космическая съемка

Форма оценивания: Осуществляют взаимопроверку и оценку.

Оценивают уровень своих знаний и эффективность работы на уроке.

5.Объяснение домашнего задания

2.Обязательное задание

1.Ответьте на вопросы и выполните задания 1-4 после §6 (с.38 учебника).

2.Подготовьтесь к подведению итогов изучения раздела «История географических открытий»

Формулируют уточняющие вопросы учителю.

  1. Дополнительное задание (по желанию)

1.Подготовьте письменное сообщение об истории НИС «Витязь» (по материалам сайта Музея Мирового океана).

2. Подготовьте письменное сообщение о первой полярной экспедиции «Северный полюс», используя вопросы на с. 39 учебника

Записывают задание.

Формулируют уточняющие вопросы учителю.

Осуществляют поиск, анализ и систематизацию информации.

Оценивают вклад российских исследований в изучение Мирового океана и полярных районов Земли.

Приложение 1

Сравнительная таблица «Исследования полярных районов Земли»

п/п

Вопросы для сравнения

Северный Ледовитый океан (Северная полярная область)

Антарктида (Южная полярная область)

1

Начало регулярного изучения полярного района

С 1957 г.

С 1956 г.

2

Тип научных станций

Дрейфущие

Стационарные

3

Вклад России в изучении полярной области

Первая научная станция «Северный полюс – 1» начала научное исследование Северного Ледовитого океана.

Сейчас эти исследования продолжаются. Изучается рельеф дна океана и свойств вод

Созданы антарктические обсерватория и базы исследователей – станции «Мирный», «Восток» и др. Начато бурение ледяного покрова. Обнаружено подледниковое озеро

4

Черты характера исследователя, изучающего полярную область

Физическая выносливость, моральная стойкость, сила воли, умения оказывать медицинскую помощь, находчивость, коммуникабельность, собранность и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».

Разработка урока  по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....

технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"

Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС.  На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Знакомство учащихся с методами географического исследования...

Технологическая карта урока История географических открытий контрольно-учетный

Технологическая карта урока для 7 класса на тему: "Климатические пояса"...

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Изучение методов географических исследований....

Технологическая карта урока «Методы географических исследований»

Познакомить учащихся с методами географического исследования....