Технологическая карта урока географии "Современные географические исследования"
учебно-методический материал по географии (6 класс)
Технологическая карта урока географии "Современные географические исследования"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx | 32.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии «Современные географические исследования»
1.Ф.И.О. учителя: Шугарова Елена Ивановна
2. Класс - 6
3. Тип учебного занятия – урок-исследование
4. Тема урока: Современные географические исследования
5. Оборудование: учебник (§ 6, с.34-40), рабочая тетрадь, тетрадь для записей, атлас, контурные карты, презентация, слайд (плакат и т.п.) с афоризмами и поговорками для рефлексии, Приложение 1 (сравнительная таблица «Исследование полярных районов Земли»)
6. Цель урока: ознакомить учащихся с географическими исследованиями в 20 веке, формировать представление о современных исследованиях Арктики, Антарктики и Мирового океана; развитие навыков работы с географическими источниками, картой, терминами.
7. Задачи урока:
Образовательные: приводить примеры географических исследований полярных областей Земли, Мирового океана и изучения Земли из космоса. Учить узнавать по изображениям Земли из космоса географические объекты.
Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительным материалом, анализировать, делать выводы, развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся.
Воспитательные: воспитание любви и бережного отношения к планете Земля, воспитание культуры общения.
8. УУД:
Личностные УУД: развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к изучаемой теме, формирование способности к самоопределению, развитие сопереживания, уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД: умение учащихся ставить учебные цели и задачи урока; планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми.
Познавательные УУД: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям; структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ и отбор информации, перерабатывать информацию для получения необходимого результата.
Коммуникативные УУД: сотрудничество с учителем и одноклассниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли.
9.Планируемые результаты:
Личностные:
воспитание чувства патриотизма на основе оценки вклада русских исследователей в изучение Мирового океана и полярных областей Земли;
развитие представления о качествах личности полярного исследователя;
формирование элементов экологической культуры.
Предметные:
обучающийся научится использовать ключевое выражение «космическая съемка» для характеристики современного этапа развития географии;
определять важнейшие направления географических исследований во второй половине XX в.;
работать с изображениями Земли из космоса;
обучающийся получит возможность научиться «читать» космический снимок;
оценивать угрозу космического мусора.
Метапредметные:
умение использовать информацию (текстовую, графическую и звуковую, в том числе иллюстрации и видео) для решения познавательных задач;
умение выдвигать гипотезы о возможных путях борьбы с «космическим мусором;
осуществлять информационный поиск;
систематизировать и представлять информацию в виде письменных сообщений.
10. Методы и приемы, способствующие достижению планируемых результатов:
Словесные (беседа, работа с текстом учебника), наглядные (просмотр видеофрагмента и презентации), практические (заполнение сравнительной таблицы; составление летописи освоения космоса), исследовательские («чтение» космоснимков и определение последствий ураганов; выдвижение гипотез о вариантах защиты от «космического мусора»)
11. Формы и виды диагностики и контроля: фронтальный опрос, географический диктант, выполнений заданий Школы географа-следопыта
12. Основные понятия: полярные районы земли, Арктика, Антарктика, Мировой океан, дрейф, «Полюс холода», космические снимки.
13.Используемый УМК: А.А.Летягин, «География. Начальный курс. 6 класс» – учебник. М «Вентана-Граф».2015г, рабочая тетрадь по географии 6 класс «Дневник географа-следопыта»; физическая карта полушарий и атласы по географии 6 класс.
Базовое содержание урока | Деятельностный компонент урока (на уровне учебных действий) | |
Смысловые блоки содержания | Учебно-познавательные и учебно-практические вопросы и задания | |
1 | 2 | 3 |
1.Организационно-мотивационный этап урока | ||
| На предыдущих уроках мы познакомились с достижениями географии вплоть до XIX в. Какие вопросы у нас остались относительно истории географических открытий? Что нам необходимо узнать, для создания более полной картины | Определяют цель урока на основе соотнесения известного и неизвестного знания. Предполагают, что необходимо изучить современную географию XX – начала XXI в. |
| 1.Какие материки и океаны оставались до XX в. малоизученными? 2. Были ли морские суда эпохи Великих географических открытий и времен кругосветных плаваний Джеймса Кука специально оборудованы научными приборами и инструментами? 3. Каким способом можно получить фотографическое изображение крупных участков земной поверхности? 4. На какие вопросы нам необходимо будет ответить, чтобы познакомиться с современными географическими исследованиями? | 1. Называют Антарктиду и Северный Ледовитый океан. 2. Предполагают, что нет, так как целью экспедиций той эпохи не было научное исследование. 3. Предполагают, что такое изображение можно получить с помощью космического фотографирования. 4. определяют задачи урока с помощью вопросов на стр. 10-11 рабочей тетради |
2.Процессуально-содержательный этап урока | ||
1.Исследования полярных районов Земли | 1. Индивидуальная работа с текстом учебника. Ознакомьтесь с текстом учебника «Исследование Арктики» и «Антарктида- научный континент» (§6, с.34-35 учебника). Заполните сравнительную таблицу «Исследования полярных районов Земли» (Приложение 1). Оставьте незаполненной последнюю строку. 2. Просмотрите видеофрагменты «Из жизни на Северном полюсе» и «Десант в Антарктиде». Прослушайте сообщение биографических фактов из жизни полярников-исследователей, характеризующих их личностные качества и заполните последнюю строку таблицы (Приложение 1). | 1. Читают текст учебника, заполняют таблицу в Приложении 1. Обсуждают итоги. 2. Просматривают первый фрагмент и заполняют последнюю строку в таблице в колонке «Северная полярная область» и потом второй фрагмент и делают вывод о том, что эти же сведения можно поместить и в колонку «Южная полярная область». Переживают патриотические чувства в связи с осознанием значения вклада России в исследования полярных районов. Добавляют варианты характеристик необходимых качеств личности исследователя-полярника. |
2.Начало изучения Мирового океана | Просмотрите подготовленную учителем презентацию «Начало изучения Мирового океана». Обозначьте на контурной карте полушарий наибольшую глубину Марианского желоба, которую промерили ученые научно-исследовательского судна «Витязь» | Просматривают презентацию и обозначают на контурной карте полушарий наибольшую глубину Марианского желоба. Оценивают вклад русских ученых в изучение Мирового океана |
3.Космическое землеведение | Индивидуальная работа с текстом учебника. Ознакомьтесь с текстом учебника «Космическое землеведение» (§6, с.36 учебника). Составьте летопись освоения людьми космоса на основе выполнения задания 3 в рабочей тетради (с.11) | Читают текст учебника и составляют летопись освоения людьми космического пространства. Восхищаются красотой планеты Земля при чтении цитаты из книги Ю.А. Гагарина |
4.Школа географа-следопыта | Групповая работа по выполнению заданий Школы географа-следопыта на с.11-12 рабочей тетради. Состав групп – 3-4 человека. Два варианта заданий. Несколько групп могут выполнять одинаковые задания. Группы сами определяют вариант своей работы. Ответьте на вопросы на основе анализа текста и фотографий учебника (с. 37-38). Вариант 1
Вариант 2
В процессе обсуждения результатов работы, пока одна группа выстраивает полный ответ, другие могут дополнить мнение одноклассников. | Читают текст учебника и отвечают на вопросы о космическом мусоре и последствиях ураганов, изображенных на космических снимках и фото в учебнике на с.37. Выдвигают гипотезы о способах защиты от космического мусора, самостоятельно ориентируются по космическим снимкам. Участники групп, выполняющие задание варианта 1, делают вывод об опасности космического мусора для работающих в космосе научных станций, а также жителей Земли; формулируют предложения о способах защиты от космического мусора, используя прием «мозгового штурма». Участники групп, выполняющие задания 2 варианта, определяют положение объектов, изображенных на снимках (северо-восточное побережье Австралии и район Мексиканского залива между о. Куба и восточным побережьем Северной Америки). Определяют последствия ураганов: наводнения, разрушения, снижения плодородия земель, гибель людей. Определяют основной признак, позволивший сориентироваться на космическом снимке – береговая линия. Осознают ценность космической информации для прогнозирования опасных природных явлений. Осознают необходимость экологически правильного поведения не только в приземном, но и в космическом пространстве. |
3.Рефлексивный этап урока | ||
Рефлексия содержательная | Прием «Выбор афоризма». Выберите любую фразу из представленных на плакате, доске и т.п., которая, по вашему мнению, соответствует теме урока. Обоснуйте свой выбор. Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей. Где смелость, там и победа. Мужественные – в поход, трусливые – на базар (аварск.) Не тот больше знает, кто дольше жил, а тот, кто дальше ходил (армянск.). Исследование создает новое знание. Первопроходцев толкает любопытство, а следом идет наука (Жак-Ив Кусто). Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии (С.Есенин) | Закрепляют выработанные во время урока оценочные суждения. Делают выводы на основе ассоциативного мышления. Выбирают соответствующую содержательную урока фразу и обосновывают свой выбор. |
4.Этап закрепления и первичной проверки | ||
1.Первичная проверка знаний | Географический диктант. 1.Руководитель первой станции «Северный полюс» («СП-1»). 2.Хребет на дне Северного Ледовитого океана, открытый благодаря деятельности российских дрейфующих станций. 3.Год начала работы первой отечественной научной экспедиции по изучению Антарктиды. 4.Российская исследовательская внутриконтинентальная станция – полюс холода на Земле. 5. Научно-исследовательское судно, с которого было зафиксирована самая глубокая точка Земли. 6. Способ наблюдения за процессами, происходящими на обширных территориях (Земли и других небесных тел) в режиме реального времени с помощью приборов, находящихся за пределами земной атмосферы. | Записывают ответы. 1. И.Д.Папанин 2. Хребет М.В. Ломоносова 3. 1956 4. «Восток» 5. «Витязь» 6. Космическая съемка Форма оценивания: Осуществляют взаимопроверку и оценку. Оценивают уровень своих знаний и эффективность работы на уроке. |
5.Объяснение домашнего задания | ||
2.Обязательное задание | 1.Ответьте на вопросы и выполните задания 1-4 после §6 (с.38 учебника). 2.Подготовьтесь к подведению итогов изучения раздела «История географических открытий» | Формулируют уточняющие вопросы учителю. |
| 1.Подготовьте письменное сообщение об истории НИС «Витязь» (по материалам сайта Музея Мирового океана). 2. Подготовьте письменное сообщение о первой полярной экспедиции «Северный полюс», используя вопросы на с. 39 учебника | Записывают задание. Формулируют уточняющие вопросы учителю. Осуществляют поиск, анализ и систематизацию информации. Оценивают вклад российских исследований в изучение Мирового океана и полярных районов Земли. |
Приложение 1
Сравнительная таблица «Исследования полярных районов Земли»
№ п/п | Вопросы для сравнения | Северный Ледовитый океан (Северная полярная область) | Антарктида (Южная полярная область) |
1 | Начало регулярного изучения полярного района | С 1957 г. | С 1956 г. |
2 | Тип научных станций | Дрейфущие | Стационарные |
3 | Вклад России в изучении полярной области | Первая научная станция «Северный полюс – 1» начала научное исследование Северного Ледовитого океана. Сейчас эти исследования продолжаются. Изучается рельеф дна океана и свойств вод | Созданы антарктические обсерватория и базы исследователей – станции «Мирный», «Восток» и др. Начато бурение ледяного покрова. Обнаружено подледниковое озеро |
4 | Черты характера исследователя, изучающего полярную область | Физическая выносливость, моральная стойкость, сила воли, умения оказывать медицинскую помощь, находчивость, коммуникабельность, собранность и др. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ГЕОГРАФИИ «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА».
Разработка урока по теме «ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ МАТЕРИКА АФРИКА» с учетом ФГОС 2-го поколения....
технологическая карта урока "Австралия. Географическое положение. Рельеф и полезные ископаемые"
Урок "Австралия. Географическое положение материка. История открытия и исследования. Рельеф и полезные ископаемые" , 7 класс по ФГОС. На уроке представлена как индивидуальная, так и групповая фо...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Знакомство учащихся с методами географического исследования...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Знакомство учащихся с методами географического исследования...
Технологическая карта урока История географических открытий контрольно-учетный
Технологическая карта урока для 7 класса на тему: "Климатические пояса"...
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Изучение методов географических исследований....
Технологическая карта урока «Методы географических исследований»
Познакомить учащихся с методами географического исследования....