Урок географии в 9 классе "Европейский Север. Общие сведения. Народы. Природа."
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение - средняя общеобразовательная школа с. Нарт Ардонского района РСО-Алания
Урок географии в 9 классе
Тема:
Европейский Север. Природа. Народы
Автор: учитель географии
Аршиева М. М.
с. Нарт
2021
Тип урока | изучение нового материала |
Цель урока | составить экономико-географическую характеристику Европейского Севера. |
Задачи урока | рассмотреть состав и экономико-географическое положение Европейского Севера; ознакомить с особенностями освоения и заселения территории района; актуализировать знания учащихся о природно-ресурсном потенциале района, населении Европейского Севера; сформировать целостное представление о современном хозяйстве региона и проблемах развития; развитие навыков индивидуальной работы и в группах; отработка навыков работы с географическими источниками информации и картой; отработка навыков публичного выступления. |
Оборудование | физическая и политико-административная карты России, экономическая карта Европейского Севера; коллекция полезных ископаемых: каменный уголь, апатиты, железная руда, медная руда; презентация. |
Ход урока
- Организационный момент.
- Изучение Европейского Севера, самого крупного экономического района европейской части России, мы будем изучать, основываясь на имеющихся у вас умениях и знаниях, поэтому урок будет проходить с большей долей самостоятельной работы.
Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Сейчас вы увидите три уникальных места, находящихся на территории нашей страны и имеющих всемирную известность как культурные и природные памятники.
ИКТ: 1. Ки́жи или Ки́жский пого́ст — всемирно известный архитектурный ансамбль, расположенный на острове Кижи Онежского озера, состоящий из двух церквей и колокольни XVIII—XIX веков.
- Валаа́м — остров в северной части Ладожского озера. На острове расположен Валаамский мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества.
- Кива́ч — водопад на реке Суна в Карелии. Высота водопада около 11 метров, третий по величине равнинный водопад Европы.
3) Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
- В какой части России расположены эти объекты?
- Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Что бы вы хотели узнать о Европейском Севере как экономическом районе?
Тема: Европейский Север. Природа. Народы.
Цель урока: составить экономико-географическую характеристику Европейского Севера.
II. Первичное усвоение и проверка понимания новых знаний. (Индивидуальная работа)
- На ваших маршрутных листах задания, которые позволят нам ознакомиться и расширить знания о Европейском Севере (приложение). (На выполнение задания отводится 1 минута).
Задание 1: В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.
Вывод: Европейский Север включает 3 области, 1 автономный округ и 2 республики.
Мурманская, Архангельская с Ненецким АО, Вологодская
и 2 республики: Коми, Карелия
- Задание № 2. (2 минуты).
Задание 2: В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.
Вывод. Особенности экономико-географического положения ЕСРФ:
- пересекает Северный полярный круг;
- район имеет приморское положение, так как омывается Белым, Баренцевым и Карским морями Северного ледовитого океана;
- район соседствует с районами Центральной России-индустриальной базой страны, что очень выгодно для развития экономики Европейского Севера;
- на западе район граничит с развитыми странами Европы - Норвегией и Финляндией; отношения с этими странами добрососедские, что позволяет развивать экономические связи с этими государствами;
- соседское положение (Северо-Западный, Центральный и Уральский экономические районы);
- транспортная сеть – редкая; железные дороги расходятся по трем направлениям – на Мурманск, на Архангельск, на Воркуту, но есть возможность использовать в навигацию судоходные реки: Печору, Северную Двину и водно-озерный путь из Ладожского озера по реке Свирь в Онежское и по Беломоро-Балтийскому - в Белое море - проходит Северный морской путь.
Задание 3. Работа в группах
Составить краткое описание климата, рельефа, геологического строения, водных ресурсов и природных зон Европейского Севера. Последняя группа обобщает выступления предыдущих групп и делает вывод.
1 группа Климат
Природные условия менее благоприятные, чем в Центральной России. Часть района находится за Северным полярным кругом - полярная ночь зимой, а лето прохладное. Осадков выпадает больше на западе района, т.к. он ближе к Атлантическому океану, здесь преобладает циклональная погода. Сильные ветры на побережье. Увлажнение избыточное.
2 группа Рельеф
Рельеф равнинный, только на Кольском полуострове разрушенные, низкие горы Хибины. Карелия и Кольский полуостров находятся на щите (Балтийском) древней платформы, поэтому на западе района на поверхности граниты – древние кристаллические породы.
3 группа Водные ресурсы
Северо-Запад России, особенно Карелия и Кольский полуостров, озёрный край, здесь тысячи озёр- проточных, пресных. Крупнейшие из них - Ладожское и Онежское. На север текут крупные реки - Онега, Северная Двина, Мезень, Печора. Северный район богат поверхностными водами.
4 группа Природные зоны
Европейский Север расположен в зонах тундры и тайги. В тундре можно заниматься оленеводством, в северных реках и озёрах много рыбы. Но земледелие возможно только в закрытом грунте. Почвы мерзлотные. Лето короткое и прохладное.
Тайга состоит из ели, сосны. В Карелии растет ценная береза с мраморным рисунком древесины. Тайга на водоразделах заболочена, поэтому население селилось в долинах рек с дренированными почвами, с заливными лугами. Реки являлись и транспортными путями.
5 группа Вывод
Природные условия суровые на севере и неблагоприятные на юге. Но имеются водные, лесные и рыбные ресурсы.
Задание 4. Работа в парах. ИКТ. Внесение результатов парной работы в таблицу (по заготовкам). Заполняются 1 и 2 колонки. Колонка 3 - заполнена.
- Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами. Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов (по карте атласа Европейский Север).
Природные ресурсы | Отрасли специализации | Центры |
1.Лесные | Лесная (лесозаготовка) | Вдоль Сев.Двины, железных дорог Вологда-Архангельск, Котлас-Ухта |
2.Водные | Целлюлозно-бумажная | г.Сыктывкар, г.Коряжма, г.Сегежа |
На западе | ||
3.Железная руда | Черная металлургия | Добыча Костомукша, Ковдор металлургии, завод в Череповце |
4.Медно-никелевые руды | Цветная металлургия | Г.Мончегорск, г.Никель, г.Кандалакша, г.Надвоицы. |
5.Бокситы | Цветная металлургия | Г.Мончегорск, г.Никель, г.Кандалакша, г.Надвоицы. |
6.Рыбные-Баренцево море | Рыбная (пищевая) | Г.Мурманск |
На востоке | ||
7.Уголь | Топливная | Г.Воркута, г.Инта, Печорский бассейн |
8.Нефть, газ | Топливная | Г.Ухта-нефтепереработка, Войвож газопровод «Сияние Севера» |
Алекса́ндр Евге́ньевич Фе́рсман (1883 - 1945) - русский геохимик и минералог, один из основоположников геохимии.
С 1920 Ферсман изучал Хибины, горный массив на Кольском полуострове, и в 1926 открыл Хибинское месторождение апатитов (названного им камнем плодородия, потому что из этого минерала получают фосфорные удобрения). Также он открыл Мончегорского медно-никелевого месторождения, которое не выделяется богатством залежей руды.
Вывод: Европейский Север имеет разнообразную, богатую ресурсную базу, благодаря которой развивается хозяйство Европейского Севера. Главные ресурсные запасы:
- Печорский угольный бассейн;
- Хибинское месторождение апатитов;
- Нефте - газовые месторождения шельфа Баренцева моря;
- Морские биоресурсы.
III. НАСЕЛЕНИЕ Фронтальная работа с картой
- Определите по карте атласа плотность населения и национальный состав Европейского Севера
(Плотность населения небольшая. Численность с 1990 года сокращалась во всех субъектах кроме Карелии. На Европейском Севере проживают русские, карелы, коми, ненцы, саами)
- Каков половой состав населения Европейского Севера?
(преобладает мужское население, т.к. это результат трудовой миграции)
-Почему на Севере невысок процент пожилого населения?
(Доработав до льготной «северной» пенсии, люди уезжали в районы с более
благоприятными условиями проживания; а в трудовой миграции на Север
участвуют молодые люди)
-Назовите крупные города Европейского Севера.
(Мурманск, Архангельск, Петрозаводск, Вологда, Череповец,
Северодвинск, Сыктывкар).
Задание 5.
Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?
Этапы освоения Европейского Севера
Белозерск 862г.
Вологда 1147г.
Великий Устюг 1212г.
Архангельск 1584г.
Сыктывкар 1586г.
Петрозаводск 1703г.
Череповец 1777г.
Котлас 1890г.
Мурманск 1916г.
Ухта 1929г.
Вывод: Освоение шло с юга на север вдоль транспортных путей.
Беломорканал – соединяет Онежское озеро с Белым морем и первая большая стройка ГУЛАГа (Гла́вное управле́ние лагере́й и мест заключе́ния - подразделение НКВД СССР).
Беломорско-Балтийский канал имел, прежде всего, военно-стратегическое значение. В 30-е - 40-е гг. по нему были проведены подводные лодки, торпедные катера в Белое море, ставшие основой для создания Краснознамённого Северного флота, сыгравшего важную роль в победе советского народа в Великой Отечественной войне.
В течение десятилетий везли лес из Архангельска на ЦБК Северо-Запада страны, а на север — стройматериалы и продукцию нефтехимической промышленности. Значительно сокращая путь.
Много литературы, посвящённой ГУЛАГу, в том числе самая известная книга А.И. Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
Всё делалось вручную заключёнными ГУЛАГа, называвшися заключённый каналоармеец, сокращенно «з/к», от чего произошло жаргонное слово «зек».
- В чем географическая выгода строительства данного гидротехнического сооружения?
(соединил Онежское озеро и Белое море, сократив путь для доставки леса из Архангельска на ЦБК Северо-Запад и стройматериалов и продукции нефтехимии на север, не нужно было огибать Европу и Кольский полуостров)
- Какую экономическую выгоду получило государство при его создании? (низкие издержки (затраты) на сооружение благодаря использованию бесплатного труда заключенных)
-Какие черты характера складывались у русского населения Европейского Севера и почему?
-Каковы особенности размещения населения на Европейском Севере?
-Каков возрастной состав населения?
-Каковы особенности полового состава населения?
-Почему в 90-х годах начался отток населения с Севера?
Физкультминутка.
«Вверх по радуге». Встаньте, закройте глаза, сделайте глубокий вдох. И представьте, что вместе с этим вдохом вы взбираетесь вверх по радуге, а выдыхая – съезжаете с нее, как с горы. Повторите 4-5 раз.
ИКТ. Просмотр видеофильма о существующих экологических проблемах на Европейском Севере.
Целевой вопрос:
- Какие экологические проблемы стоят перед Европейским Севером?
В развитии целлюлозно-бумажной промышленности Карелии существуют серьезные проблемы и основная связана в выработанности доступных источников сырья. Массовые лесозаготовки вдоль трассы Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского водного пути ведутся с 1930-х гг. А новый строевой лес мало где успел подняться, даже на месте самых первых лесозаготовок.
Южнее города Мончегорска находится техногенная пустошь - это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев. В последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате. Вдоль дороги растет молодой лес. В окрестностях теперь обитают медведи, зайцы, лисы, куропатки и лось (символ города).
Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) - российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска. Административный и жилой центр космодрома - город Мирный. Близлежащие территории, заселённые людьми испытывают сильное влияние, связанное с падением ступеней ракет, часто содержащих остатки ядовитого топлива (диметилгидразин и тетраксид).
На территории Архангельской области находится 11 «полей падения», Ненецкого АО – 9, Республики Коми – 4. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения.
17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе.
С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом.
В настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар).
Через территорию Республики Коми проходят газопровод «Сияние Севера» и нефтепроводы в Ярославль и к Санкт-Петербургу. Строительство таких сооружений в условиях вечной мерзлоты сложное и дорогостоящее. Случающиеся разрывы на нефтепроводах приводят к усложнению экологической обстановки на Севере.
Ответ
- выработанность районов лесозаготовки;
- загрязнение среды: ракетным топливом, в следствии функционирования ядерного полигона, разрывы нефтепроводов, промышленное загрязнение…)
Оцените свою работу на уроке.
IV. Этап закрепления.
- С чем связано освоение такого, в природном отношении, сурового края?
- В чем особенности размещения городов Европейского Севера?
- Какие отрасли промышленности определяют лицо района?
V. Информация о домашнем задании.
1) параграфы 33, 34
2) Составьте кроссворд или тест из 5-6 вопросов по теме «Европейский Север».
VI. Рефлексия (подведение итогов занятия)
1) Что интересного вы узнали на нашем занятии?
2) Что полезного вы для себя вынесите с нашей встречи?
3) Что осталось непонятным?
4. О чем хотелось бы узнать информации больше?
Приложение
Маршрутный лист
Задание 1. В учебнике на стр. 160 по рис.71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) определите, какие субъекты РФ входят в состав района.
Задание 2. В учебнике на стр.160 по рис. 71 «Экономические районы России» и карте атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30) дайте оценку экономико-географического положения Европейского Севера.
Задание 3. Работа в группах
Составить краткое описание климата, рельефа, геологического строения, водных ресурсов и природных зон Европейского Севера. Последняя группа обобщает выступления предыдущих групп и делает вывод.
Задание 4.
Определите обеспеченность Европейского Севера природными ресурсами. Сделайте прогноз о возможном развитии отраслей хозяйства на базе природных ресурсов (по карте атласа Европейский Север).
Задание 5. Используя дополнительную информацию «Этапы освоения Европейского Севера» и карту атласа «Европейский Север и Северо-Запад России» (стр. 30), определите, в каком направлении и вдоль чего шло освоение территории района?
Этапы освоения Европейского Севера
Белозерск | 862г. |
Великий Устюг | 1212г |
Архангельск | 1584г. |
Сыктывкар | 1586г. |
Петрозаводск | 1703г |
Череповец | 1777г. |
Котлас | 1890г. |
Мурманск | 1916г |
Ухта | 1929г |
Дополнительная информация.
В развитии целлюлозно-бумажной промышленности Карелии существуют серьезные проблемы и основная связана в выработанности доступных источников сырья. Массовые лесозаготовки вдоль трассы Мурманской железной дороги и Беломорско-Балтийского водного пути ведутся с 1930-х гг. А новый строевой лес мало где успел подняться, даже на месте самых первых лесозаготовок.
Южнее города Мончегорска находится техногенная пустошь - это результат влияния выбросов комбината «Североникель». Огромная площадь сопок занята обожжёнными скалами и остовами деревьев. В последние годы ситуация заметно меняется вследствие установки новых фильтров на комбинате. Вдоль дороги растет молодой лес. В окрестностях теперь обитают медведи, зайцы, лисы, куропатки и лось (символ города).
Космодром Плесе́цк (1-й Государственный испытательный космодром) — российский космодром. Расположен в 180 километрах к югу от Архангельска. Административный и жилой центр космодрома — город Мирный. Близлежащие территории, заселённые людьми испытывают сильное влияние, связанное с падением ступеней ракет, часто содержащих остатки ядовитого топлива (диметилгидразин и тетраксид).
На территории Архангельской области находится 11 «полей падения», Ненецкого АО – 9, Республики Коми – 4. В связи с уменьшением количества запусков происходит снижение нагрузки на районы падения.
17 сентября 1954 года на Новой Земле был открыт советский ядерный полигон с центром в Белушьей Губе.
С 21 сентября 1955 года по 24 октября 1990 года на полигоне было произведено 135 ядерных взрывов: 87 в атмосфере (из них 84 воздушных, 1 наземный, 2 надводных), 3 подводных и 42 подземных. Среди экспериментов были и очень мощные мегатонные испытания ядерных зарядов, проводившиеся в атмосфере над архипелагом.
В настоящее время здесь занимаются лишь исследованиями в области ядерных систем вооружений (объект Маточкин Шар).
Через территорию Республики Коми проходят газопровод «Сияние Севера» и нефтепроводы в Ярославль и к Санкт-Петербургу. Строительство таких сооружений в условиях вечной мерзлоты сложное и дорогостоящее. Случающиеся разрывы на нефтепроводах приводят к усложнению экологической обстановке на Севере.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок (география + физкультура) по теме "Коренные малочисленные народы Хабаровского края. Национальные виды спорта" (2 часа)
На первом уроке дается представление о коренных народностях Хабаровского края, их традициях, национальных играх и состязаниях. Второй урок посвящен троеборью по национальным видам спорта. Урок сопрово...
Урок географии в 6 классе "Расы и народы"
На уроке использованы элементы проблемного обучения, самостоятельная работа учащихся с учебником, медиа-пособием под руководством учителя. Учащиеся заполняют таблицу, формируют определения понят...
Презентация к уроку географии 8 класс на тему "Человек и природа"
Презентация к урокам географии 8 кл. "Природа и человек"...
ПЛАН ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ГЕОГРАФИИ и МУЗЕЯ «КУЛЬТУРЫ И БЫТА НАРОДОВ РОССИИ»
Урок подготовлен и проведен: учителем географии ГБОУ СОШ № 813 ВАО города Москвы Калининой Еленой Геннадьевной и руководителем школьного музея «Культуры и быта народов России» Широковой Галиной Анатол...
Методическая разработка урока биологии в 9 классе «Общие сведения о клетках. Клеточная мембрана. Цитоплазма»
Цели урока: Сформировать знания о цитоплазме, ее составе, клеточной мембране, ее строении.Развивать у учащихся память, мышление и внимание, способностей к анализу и синтезу, учить работать в заданном ...
Тема: Европейский Север. Общие сведения
Урок - практикум состовления опорных конспектов на основе текста учебника. Учит детей находить и анализировать информацию....
- Мне нравится (1)