Компоненты и значение географического образования. Проблемное обучение
статья по географии

Объект изучения географии -- законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komponenty_obucheniya_geografii.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Компоненты и значение географического образования. Проблемное обучение

К компонентам географического образования относятся: знания, умения и навыки, опыт творческой деятельности, опыт эмоционально-ценностного отношения к деятельности.

Знания бывают теоретические и эмпирические. К теоретическим относятся общие понятия, закономерности, научная гипотеза, научная концепция, теория. К эмпирическим относятся единичные понятия, представления, факты. Теоретические знания отражают сущность предметов, процессов и явлений, выявляющие их особенности, внутренние связи и отношения, эмпирические отражают внешние стороны объекта. Общие понятия и единичные тесно взаимосвязаны между собой. Общие понятия охватывают целый класс однородных предметов и явлений – море, залив, экономический район. У общих понятий существуют общие признаки. В географии выделяют общие географические понятия. К ним относятся:

1.понятия о физико-географических объектах (холм, река, рельеф, цунами)

2. общие понятия об экономико-географических объектах (экономический район, город).

3. понятие о географической карте и способах изображения объектов и явлений на ней. Общие понятия составляют научный фундамент курса географии.

Понятие может состоять из отдельных смысловых единиц, каждая из которых является понятием. Например, понятие «климат» состоит из смысловых единиц: температура воздуха, давление, осадки, водяной пар, ветер. Все единичные понятия имеют конкретные признаки. Например, река Волга или Кавказские горы.

Технология проблемного обучения географии

По вопросам проблемного обучения ведутся острые дискуссии. Одни авторы определяют проблемное обучение как новый тип обучения, другие – как метод (Оконь), относят к категории принципа (Кудрявцев).

Проблемное обучение – это дидактический подход к учитывающей психологической закономерности самостоятельной мыслительной деятельности человека.

Основными элементами проблемного обучения являются создание проблемной ситуации и решение проблемы. Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на ее разрешение. Махмутов проблемную ситуацию понимает, как психологическое состояние интеллектуального затруднения, когда ученик не может объяснить факт при наличии имеющихся знаний или выполнить известное действие прежними, знакомыми способами.

Проблема – это элемент проблемной ситуации, которая вызывает затруднение. Проблема выражается в проблемном вопросе или задании. Характерными признаками проблемного обучения являются самостоятельная познавательная деятельность. Проблемное обучение реализуется с помощью трех методов: частично-поискового, исследовательского, проблемного изложения. Но не всякая проблемная ситуация пробуждает мышление. Мышление не возникает, если нет проблемной ситуации, а также отсутствуют исходные данные, необходимые для начала поиска. Поэтому необходимо проанализировать проблемную ситуацию. В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Таким элементом считается проблема (логическая, психологическая, дидактическая категория).

Проблема возникает тогда, когда ответ на вопрос заранее неизвестен и подлежит творческому поиску, а у ученика не хватает знаний для решения вопроса. Для решения проблемы требуется исследовательская активность, то есть проблема представляет собой трудность для человеческого познания. Источниками проблемы являются противоречие, заложенное в вопросе между прежними знаниями ученика и новыми фактами, для объяснения которых прежних знаний недостаточно.

В целях самостоятельного решения проблемы необходимо выполнить отдельные шаги к решению отдельных этапов исследования. В методике географии рассмотрены способы решения познавательных вопросов: нахождение ПСС, группировка связей, сравнение, обобщение.

Понятие «познавательный вопрос» шире, чем понятие «проблемный вопрос». Как правило, всякий проблемный вопрос является познавательным, но не всякий познавательный вопрос является проблемным. Познавательный вопрос можно считать проблемным, если на его основе будут создана проблемная ситуация, разрешение которых приведет к получению новых знаний.

В решении проблемы можно выделить следующие этапы:

1.осознание проблемы, вскрытие противоречий.

2.формулировка гипотезы.

3.доказательство гипотезы.

4.общий вывод.

Учащиеся используют приемы учебной деятельности: нахождение разрыва в связях, выдвижение гипотезы, применение общего положения гипотезы к отдельным примерам, установление комплекса ПСС.

Постепенное овладение этими приемами ведет к формированию умения решать проблемы.

ПРИМЕР: Почему вода в бессточном озере Чад пресная?

Причина следствие

Отсутствие поверхностного стока–––––– наличие соленой воды в озере

Наличие поверхностного стока–––––––- наличие пресной воды в озере

Отсутствие поверхностного стока–––––– наличие слабосоленой, почти пресной воды (разрыв ПСС)

1 этап – осознание проблемы. Учащиеся вскрывают противоречие, заложенное в вопросе: для чего находят разрыв в ПСС, то есть они выявляют противоречие между сложившимися представлениями и новыми фактами. Это противоречие может быть разрешено с помощью гипотезы.

2 этап – формулировка гипотезы. Отсутствие поверхностного стока должно привести к засолению, но этого не происходит. Видимо, существует сток.

3 этап – решение проблемы – доказательство гипотезы. Требуется переформулировка вопроса. Как осуществляется сток в озеро Чад? Ответ: ученики знают, что сток бывает постоянный и временный, поверхностный и подземный. Постоянный сток отсутствует, значит, может быть или временный подземный, или временный поверхностный. Учащиеся предлагают конкретные положения:

1.сток в озеро Чад осуществляется под землей. 2. Сток осуществляется временными водотоками в период дождей. Доказательства дополняет учитель: многие ученые предполагают, что сток в озеро Чад направлен на северо-восток, где находится впадина Бодине (ее дно ниже уровня оз. Чад); или на юг в сторону разлома, пересекающего бассейн р. Нигер. Существует также предположение, что эта впадина входила в пределы озера, которое имело большие размеры. Затем рассматривается возможность стока по временным водотокам или во время разливов озера.

4 этап – заканчивается решение проблемы выводом, в котором ПСС углубляются и раскрываются новые стороны объекта. Таким образом, проблемная цепочка состоит из:

1. создание проблемного вопроса,

2. осознание проблемы, вскрытия противоречия–предположения учащихся, выдвижение гипотезы.

3.доказательство гипотезы, ее обоснование – общий вывод (установление ПСС, обобщение).

Значение школьной географии в воспитании учащихсяразованиегеография

География закладывает основы пространственного мышления, позволяет оперировать понятиями. «место», «район», «территория», с помощью которой осмысливаются пространственные аспекты развития природы, населения, хозяйства. География учит мыслить масштабно и на трех уровнях: Земля, регион, свой край.

-развивает личностную установку каждого человека на бережное отношение к окружающей среде, формирует экологическую культуру;

-раскрывает основы экономических знаний, способствует формированию социальной позиции;

-учащиеся овладевают универсальным языком общения – умением пользоваться географической картой;

-вносит вклад в развитие комплексного стиля мышления, формируют взгляд человека на мир, установку целостных образов, способствует межпредметной связи.

Литература:

  1. Азбука Жизни: С. А. Тачиев, А. М. Ветошкин, Е. Н. Ветошкина – Москва, Вперед, 2007 г.- 464 с.
  2. Гуманитарная география. Пространство и язык географических образов: Д. Н. Замятин – Санкт-Петербург, Алетейя, 2003 г.- 336 с.
  3. Многоликая география. Развитие идей Иннокентия Петровича Герасимова (к 100-летию со дня рождения): – Москва, КМК, 2005 г.- 374 с.
  4. Профильное обучение. Какова цена вопроса? : К. Е. Сумнительный – Санкт-Петербург, Чистые пруды, 2006 г.- 32 с.
  5. СССР-СНГ-Россия: география населения и социальная география. 1985-1996. Аналитико-библиографический обзор: – Санкт-Петербург, Едиториал УРСС, 2001 г.- 600 с.

Размещено на Allbest.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краеведческий компонент в системе школьного географического образования (Педагогическая концепция на основе опыта работы)

Понятие "школьное краеведение" по  своему содержанию включаает в себя разностороннее изучение местного края. Школьное краеведение необходимо рассматривать не только как деятельность учащихся, нап...

О необходимости развивающего обучения в географическом образовании.

Статья учителя географии Курбатовой Е.Е. по теме диссертационного исследования....

ОПЫТ РЕАЛИЗАЦИИ РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ОБЩЕГО ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

В статье авторы делятся собственным опытом реализации регионального компонента общего географического образования...

Региональный компонент школьного географического образования

В статье рассматриваются  вопросы: 1.Актуальность регионального компонента в обучении географии....

Православный компонент школьного географического образования

Цели географического образования согласно требованиям ФГОС и цели Православного стандарта во многом идентичны, так как придают особое значение духовно-нравственному развитию, воспитанию и социализации...

Доклад « Формирование ценностных ориентаций у школьников при изучении регионального компонента географического образования»

При изучении регионального компонента географического образования  учитель  должен опираться на принципиально новые позиции в преподавании предмета географии, как по содержанию материала, та...

Презентация "Краеведение, как региональный компонент в географическом образовании"

Презентация содержит материал, который поможет коллегам интереснее и качественнее преподавать краеведение в школе....