Рабочая образовательная программа по географии10-11 классы
рабочая программа по географии (10, 11 класс)
Рабочая образовательная программа по географии10-11 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_rab_programma_10-11_klass.docx | 90.89 КБ |
Предварительный просмотр:
МОБУ «Центр образования» городского округа «город Якутск»
«Утверждаю» «Согласовано» «Рассмотрено»
директор ОУ зам.директора по УВР на заседании МО
_________ __________ протокол№_____
«__»________2021г. «__»__________2021г. «__»________2021г.
Рабочая образовательная программа по географии10-11 классы
Составила: учитель географии
Попова Надежда Захаровна
Якутск 2021г.
- Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа выполняет две основные функции:комплексное представление о географической среде как среде обитания (жизненное пространстве) человечества посредством знакомства с особенностями жизни и хозяйства людей в разных географических условиях; целостное восприятие мира не в виде набора обособленных природных и общественных компонентов, а в виде взаимосвязанной иерархии целостных природно-общественных территориальных систем, формирующихся и развивающихся по определенным законом.
Школьный курс географии призван также способствовать предпрофилъной ориентации учащихся.
В основе построения программы лежат принципы: овладение учащихся элементами научного знания и учебной деятельностью, лежащими в основе формирования познавательной, коммуникативной, ценностноориентационной, эстетической, технико-технологической, формируемой в процессе изучения географии.
Структура документа
Рабочая программа включает десять разделов:
- Пояснительную записку
- Общая характеристика учебного предмета
- График реализации рабочей программы по географии 10-11 классы
- Основное содержание программы
- Учебные компетенции и способы деятельности
- Требования к уровню подготовки выпускника
- Результаты освоения курса (личностные, мета предметные, предметные)
- Система оценки
- Учебно-методический комплект
- Тематическое планирование в которое включены: основные виды деятельности ученика (на уровне учебных действий) по всем темам курса географии, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование УУД, вид контроля и измерители, домашнее задание на каждый урок; педагогические средства и цели на каждый урок, приобретенные компетенции учащихся.
2. Общая характеристика учебного предмета
Изучение географии в основной школе направлено на достижение следующих целей:
- формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- познание характера, сущности и динамики главных природных, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве мира;
- понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рациональное природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости^ проблем адаптапий и здоровья человека от географйчёскихусловийпроживания;
- глубокое и всестороннее изучение географии Зарубежных стран, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде. Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности. От общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «Общая характеристика мира» и «Регионы мира». В каждом из которых выделяются тематические разделы.
Учебная программа 10 класса рассчитана наЗ5 ч. (1ч в неделю)
3.График реализации рабочей программы по географии 10 класса «Общая характеристика мира»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | ||
№ уроков | Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Современная политическая карта мира | 5 | 4 | №1 «Политическая карта мира» | - |
2 | Мировые природные ресурсы и загрязнение окружающей среды. | 6 | 11 | №2 «Минеральные ресурсы мира» | - |
12 | Контрольная работа №1 по теме «Многообразие стран и природные ресурсы мира» | ||||
3 | Населения мира | 6 | 18 | №3 «Население мира» | - |
4 | Научно-техническая революция и мировое хозяйство | 5 | 23 | - | Проверочная работа №1 «Научно-техническая революция» |
5 | Отрасли мирового хозяйства | 11“ | 27 | №4 «Топливная промышленность мира» | - |
30 | — №5 «Сельское хозяйство мира» | - | |||
33 | №6 «Отрасли мирового хозяйства»- | ||||
34 | - | К/р №1 «Общая характеристика мира» |
4.Основное содержание программы 10 класса
Тема 1.Современная политическая карта мира. Содержание и структура курса «Экономическая и социальная география мира», современная политическая карта мира и этапы ее формирования, международные отношения. Региональные конфликты. Типология стран по уровню социально-экономического развития, экономически развитые и развивающиеся страны. Формы правления и государственного устройства, монархии и республики. Унитарные и федеративные государства. Тема 2. Природные ресурсы. Географическая среда, природные и антропогенные ландшафты, хозяйственная оценка природных условий и ресурсов, проблемы взаимодействия природы и общества. География и классификация природных ресурсов; водные, земельные, гидроэнергетические, минеральные, биологические, агроклиматические и рекреационные ресурсы. Масштабы и последствия загрязнения природной среды, рациональное природопользование и охрана природы. Пути решения экологических проблем. ТемаЗ. Население мира. Численность населения мира, его возрастной и половой состав, типы воспроизводства населения и демографическая ситуация, направления демографической политики. Размещение и плотность населения, миграции и их воздействие на социально-экономическую жизнь в странах мира, международные и внутренние миграции. Сельское и городское расселение, понятия урбанизации, уровни, темпы и формы урбанизации. Народы мира и их классификация, крупнейшие языковые семьи, типы национального состава стран мира, наиболее распространенные языки. Межнациональные отношения. Мировые религии, национальные религии, их распространение, религиозные конфликты, исторические центры мировых религий. Тема4. Научно=техническая революция и мировое хозяйство. Научно=техническая революция, ее составные части и характерные черты. Главные направления развития производства в эпоху НТР. Мировое хозяйство и его географическая модель, международное географическое разделение труда, главные центры мирового хозяйства, международная интеграция. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства и факторы его размещения, влияние НТР на развитие и размещение отраслей мировой экономики. Тема 5. мировое хозяйство. Мировой топливно-энергетический баланс и его изменения, размещение отраслей топливной промышленности, состав электроэнергетики, альтернативные источники энергии. География важнейших отраслей мировой промышленности (машиностроения, металлургии, химической и легкой), их размещение и роль в современном мировом хозяйстве. География сельского хозяйства. Структура отрасли, воздействие НТР на сельское хозяйство, аграрные отношения. География водного, сухопутного и воздушного транспорта планеты. Мировая и региональные транспортные системы. Международные экономические связи, научно-техническое сотрудничество, международная торговля, финансовые связи и инвестиции. Международный туризм.
Тема 6. Зарубежная Европа. Состав территории и ЭГП Европы, природные условия и ресурсы, политическая карта, историко¬географическая характеристика, типология и интеграция стран Европы. Численность и воспроизводство населения европы,его размещения и миграции, процессы урбанизации, состав населния, крупнейшие города и агломерации Европы. Экономика Европы, география важнейших отраслей промышленности, главные промышленные районы Европы. Сельское хозяйства Европы, его зональная специализация. Транспорт. Природные условия и рекреационный потенциал региона, основные районы и центры туризма в странах Европы. Типология экономических районов; старопромышленные районы, отсталые аграрные районы, районы нового освоения, экономическая интеграция и региональная политика в европейских странах, субрегионы Европы. Отдельные страны: Германия, Великобритания, Франция, Италия. Тема 7. Зарубежная Азия. Австралия. Политическая карта Азии, историко-географическая характеристика региона, территория, природные условия и ресурсы, субрегионы Азии. Численность и воспроизводство населения Азии. Его размещение и миграции, особенности урбанизации в странах региона, демографическая ситуация, особенности национального и религиозного состава населения Азии. Общая характеристика хозяйство Азии, промышленность, сельское хозяйство к транспорт региона, проблемы экономического развития, типология стран Азии. Япония. Китай, Индия. Юго-Восточная Азия. Юго-Западная Азия. Средняя Азия и Казахстан. Австралия. Тема 8. Африка. Политическая карта Африки,, историко-географическая характеристика региона, территория, природные условия и ресурсы, субрегионы Африки. Численность и воспроизводство населения Африки. Его размещение и миграции, особенности урбанизации в странах региона, демографическая ситуация, особенности национального и религиозного состава населения Африки. Общая характеристика хозяйство Африки, промышленность, сельское хозяйство и транспорт региона, проблемы экономического развития, типология стран Африки. Страны Тропической и Северной Африки. ЮАР. Тема 9. Северная Америка. США. Состав территории и ЭГП, природные условия и ресурсы, государственное устройство США, историко-географическая характеристика, население, его размещения и миграции, процессы урбанизации, состав населения, крупнейшие города и мегалополисы страны. Экономика США, география важнейших отраслей промышленности, главные промышленные районы США. Сельское хозяйства США, экономическая интеграция в североамериканском регионе. Тема 10. Латинская Америка. Состав территории, ЭГП, политическая карта региона. Историко-географическая характеристика, природные условия и ресурсы региона. Размещение и воспроизводство населения и этнический состав населения латинской Америки. Особенности урбанизации и сельского расселения, крупнейшие города и агломерации. Миграционные процессы в регионе. Общая характеристика хозяйства региона. Его отраслевая и территориальная структура. Роль Латинской Америки в международном географическом разделении труда. Экономико-географическая характеристика регионов Латинской Америки. Бразилия. Тема 11. Глобальные проблемы человечества. Глобальные проблемы человечества; экологические проблемы, проблемы мира, и разоружения. Проблемы освоения космоса и Мирового океана. Проблемы преодоления отсталости развивающихся стран, глобальные прогнозы и гипотезы демографическая и продовольственная проблемы, причина их возникновения, их актуальность для всех стран мира, необходимость международного сотрудничества для решения этих проблем, особенности их проявления в странах разных социально-экономических типов. Энергетическая и сырьевая проблемы человечества, причины их возникновения, значение и перспективы международного сотрудничества для их решения.
5.Учебные компетенции и способы деятельности
- -анализировать различные графики изменения, статистические материалы, различные тематические карты, диаграммы с целью выявления причинно-следственных взаимосвязей.
- определять наиболее и наименее показатели по карте, по таблице и т д.
- сравнивать географические объекты с целью выявления различия и сходства природных разнообразий.
- приводить свои примеры, умело использовать географические информации.
- решать практические задачи, вычисления по масштабу карты, разные отметки высот, глубин, проценты статистических показателей, построить диаграммы, схемы, таблицы.
6.Требования к уровню подготовки выпускника 10-го класса
Представление и знание основ современной типологии стран мира и их социально-экономической классификации. Представление о географической среде, изменениях природных ландшафтов, хозяйственной оценке ресурсов. Знания классификации природных ресурсов. Понимание глобального характера экологических проблем и возможных путей их решения мировых сообществом знание картины размещения населения планеты, умения составлять иллюстративные картосхемы, представления о миграции мира, расселения и процессах урбанизации. Представления об этническом составе, знания религиозного состава мира. НТР, ее характерные черты, Знание о главных отраслях мировой промышленности и закономерностях их развития и размещения. Географии мирового транспорта и представления о м/н-х экономических отношениях, их формах и роли в мировой хозяйстве.
Учебная программа 11класса рассчитана на 35ч. (1ч в неделю)
График реализации рабочей программы по географии 11 класса «Региональная часть мира»
№ п/п | Наименование разделов и тем | Всего часов | В том числе на | ||
№ уроков | Практические работы | Контрольные работы | |||
1 | Зарубежная Европа | 7 | 7 | №7 «Страны Европы» | - |
2 | Зарубежная Азия. Австралия. | 7 | 9 | №8 «Страны Азии» | - |
12 | №9 «Китай» | - | |||
14 | №10 «Индия» | - | |||
15 | №11 «Австралия» | - | |||
3 | Африка | 5 | 20 | №12 «Африка» | - |
4 | Северная Америка | 5 | 24 | №13 «США» | - |
25 | №14 «Северная Америка» | - | |||
5 | Латинская Америка | 3 | 28 | №15 «Латинская Америка» | - |
6 | Глобальные проблемы человечества | 8 | 33 | Проверочная работа №9 «Глобальные проблемы человечества»- | |
34 | Контрольная работа №2 «Природа и населения России» |
7. Результатом формирования универсальных учебных действий будут являться умения:
- произвольно и осознанно владеть общим приемом решения учебных задач;
- использовать знаково-символические средства, в том числе карты и схемы для решения учебных задач;
Личностные результаты:
ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);
- осознание целостности природы, населения и хозяйства земли, материков, их крупных районов и стран;
- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;
- осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов. Определяющей общность их исторических судеб;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
Гармонично развитые социальные чувства и качества:
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости еесохранения и рационального использования;
- патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;
- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;
Образовательные результаты – овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.
Метапредметные результаты:
формирование и развитие посредством географического знания:
- познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;
- готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
Кроме того , к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты.
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационной технологий:
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия.
Предметные результаты:
- понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роливрешениисовременных задач человечества и глобальных проблем;
- представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний 9теорий. Концепций, принципов, законов и базовых понятий);
- умение работать с разными источниками географической информации;
- умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
- картографическая грамотность;
- владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;
- умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как, сферы жизнедеятельности;
- умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.
8.Система оценки
Специфика вечерной школы больше всего тревожит в учащихся следующие аспекты;
- недоверие к учителям и их эталонам, а вместе с этим и ко всем взрослым
- низкая значимость учебной деятельности, безразличное отношение к ней, отсутствие внутреннего стремления основательно ею заняться
- внутреннее желание быть интеллектуально вооружённым и абсолютная пассивность на уроках
Чтобы активизировать внутреннее включение обучающихся в учебный процесс оценки выставляются с следующими выводами:
- эффект применения индивидуальных эталонов обусловлен созданием каждому обучаемому, независимо от его интеллектуальных способностей, ситуации успеха на уровне его сегодняшних возможностей, но с предвидением их развития.
- индивидуализация обучения, учитель должен создавать каждому учащемуся на уровне его оптимальных возможностей ситуацию успешного учения.
- нормативные критерии при оценке труда обучающихся следует использовать после окончания темы, тщательного итогового повторения и обеспечения внутренней готовности детей к выполнению проверочных работ и сдаче зачетов.
Оценка ответов учащихся
Оценка «5» ставиться в том случае, если учащийся показывает верное понимание географической сущности рассматриваемых природных явлений и закономерностей, а так же правильное определение тенденций изменений и выявление причинно-следственных связей. Умение анализировать, сравнивать, при этом приводит правильные свои примеры. Умело пользуется картографическими и статистическими сведениями, умеет применять знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4»ставиться в том случае, если учащийся показывает также верное понимание географической сущности рассматриваемых природных явлений и закономерностей, но при этом допускает не значительные ошибки и учитывается ответы ученика, где имеет констатирующую и мобилизационно - побудительную функцию самооценки.
Оценка «3»ставиться в том случае, если учащийся показывает в основном верное понимание географической сущности рассматриваемых природных явлений и закономерностей, но при этом допускает много ошибок, также, когда ответ ученика сопровождается в психолого-педагогической поддержки учителя и учитывается ответы ученика, где имеет констатирующую и мобилизационно - побудительную функцию самооценки.
Оценка «2»ставиться в том случае, если учащийся уклоняется выполнять задание (отчуждение учебной деятельности) или выполняет небрежно, с элементарными ошибками, при этом ученик не имеет констатирующую и мобилизационно - побудительную функцию самооценки.
Оценка контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочётов.
Оценка «4»ставиться в том случае, если учащийся допустил при ответе незначительные ошибки.
Оценка «3» ставиться за работу, выполненную небрежно, с ошибками, при этом соблюдены основные закономерности географических понятий
Оценка «2» ставиться в том случае, если учащийся не смог ответить на контрольные задания, допустил элементарные ошибки, работа не соответствует по требованию достаточного знания.
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения географических наблюдений и измерений; самостоятельно и рационально умеет использовать географические карты и статистические сведения для дальнейшего исследования и составления разных географических описаний, характеристик; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления; правильно выполняет картографические работы на контурной карте.
Оценка «4» ставится за правильно выполненную работу, но с незначительными ошибками.
Перечень ошибок:
Грубые ошибки
- Незнание определений основных географических понятий и природных закономерностей. Не имеет представления о экологических, социально-экономических, геополитических процессов.
- Неумение выделять в ответе главное и недостоверный ответ, не умение работать с картой.
Негрубые ошибки
- Неточности формулировок, определений, закономерностей природы, характеристик, вызванных неполнотой ответа основных признаков географических объектов. Ошибки, вызванные несоблюдением условий статистики или картографических измерений. По карте ориентируется правильно, но допускает неточности.
Недочеты
- Нерациональные записи при географических измерениях, составлении картографических диаграммах и при выявлении причинно-следственных связей,
9.Учебно – методический комплект
1. География 10 класс. В.П.Максаковский Экономическая и социальная география мира. М. : Просвещение, 2021 г
Контрольно – практические материалы, направленные на изучение уровня:
- знаний основ географии (устный ответ, экспресс – опрос, фронтальный опрос, тестовый опрос, написание и защита сообщения по заданной теме, объяснение эксперимента, географический диктант)
- приобретенных навыков самостоятельной и практической деятельности учащихся (в ходе выполнения практических работ и составлении характеристик географических объектов.)
- развитых свойств личности: творческих способностей, интереса к изучению географии, самостоятельности, коммуникативности, критичности, рефлексии.
Используемые технологии: здоровьесбережения, проблемного обучения, педагогика сотрудничества, развития исследовательских навыков, дифференцированного подхода в обучении развития творческих способностей
Используемые технические средства
- Персональный компьютер
- Мультимедийный проектор
10.Тематическое планирование в которое включены: основные виды деятельности ученика ( на уровне учебных действий) по всем темам курса географии, требования к уровню подготовки обучающихся на каждом уроке и формирование УУД, вид контроля и измерители, домашнее задание на каждый урок; педагогические средства и цели на каждый урок, приобретенные компетенции учащих
Поурочное планирование по 10 классу
Всего 36 ч (1ч в неделю)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая образовательная программа по геометрии. 7 класс.
Данная рабочая программа полезна для учителей, работающих по учебнику "Геометрия 7-9 А.В. Погорелов" ...
Рабочая образовательная программа по геометрии. 8 класс.
Программа составлена из расчета 2 часа в неделю. Она может быть полезна тем, кто работает по учебнику "Геометрия 7-9. А.В. Погорелов"...
Рабочая образовательная программа по геометрии. 9 класс.
Программа состоит из пояснительной записки, основного содержания курса геометрии, календарно - тематического планирования из расчета 2 часа в неделю. Полезна тем кто работает по учебнику "Геометрия 7-...
Рабочая образовательная программа по биологии 6 класс
Данная рабочая образовательная программа по биологии составлена на основе Федерального государственного стандарта и примерной программы основного общего образования по биологии. Программа предус...
Рабочие образовательные программы по алгебре 8,9 классы по учебникам Ю.Н Макарычева, математика 5, 6 классы по учебникам Н.Я Виленкин.
Рабочие программы по математике для 5 и 6 классов составлены на основе федерального компонента основного общего образования и программы основного общего образования по математике.Цели обучения м...
Рабочая образовательная программа история 10 класс (базовый уровень 70 часов)
Учебная программа разработана на основе Федеральной Примерной программы среднего образования по истории России 2004 г. Эта программа предназначена для преподавания для 10 –х классах и охватывает...
Рабочая программа по физике по новым образовательным программам 7-9 класс
Рабочая программа по физике по новым образовательным программам 7-9 класс...