ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС.
план-конспект урока по географии (6 класс)

Мацакова Гиляна Батровна

ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС.

Цель: изучить новые понятия «географическая оболочка» и «природный комплекс»; сформировать представление о целостности географической оболочки; объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся со строением и главными свойствами природного комплекса и ГО;

развивающие: продолжить формировать практические умения обучающихся обобщать и анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, самостоятельно мыслить;

воспитательные:  рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.

Оборудование: учебник географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_6_klass._prirodnyy_kompleks.docx22.06 КБ

Предварительный просмотр:

ПРИРОДНЫЙ КОМПЛЕКС.

Цель: изучить новые понятия «географическая оболочка» и «природный комплекс»; сформировать представление о целостности географической оболочки; объяснить различные процессы и явления с позиции главных свойств ГО

Задачи:

образовательные: познакомить учащихся со строением и главными свойствами природного комплекса и ГО;

развивающие: продолжить формировать практические умения обучающихся обобщать и анализировать, сравнивать, выдвигать гипотезы, самостоятельно мыслить;

воспитательные:  рассмотреть с учащимися проблему взаимодействия человека с окружающей средой, приводя положительные и отрицательные примеры этого взаимодействия.

Оборудование: учебник географии, раздаточный материал, интерактивное оборудование.

Тип урока: изучение нового материала.

Содержание  урока:

I. Организационный момент.

II. Проверка д/з:

1. Какие оболочки тесно взаимосвязаны между собой?

2. Какую оболочку образовали верхние слои земной коры, гидросферы и нижние слои атмосферы?

3. Как влияет рельеф на направление и скорость течения реки, ручья?

4. Влияет ли климат на растительность и как?

5. Расскажите о взаимодействии организмов на атмосферу, гидросферу, земную кору.

6. С какими природными зонами мы познакомились?

III. Целеполагание.
-  Обратите внимание на тему урока на доске и предположите, что сегодня вы должны узнать. 

(цель - узнать его смысловое значение и содержание географического термина природный комплекс и многообразие природных комплексов.)

IV. Изучение нового материала.
1. Создание проблемной ситуации на уроке.
Природа - это все, что окружает нас: воздух, вода, растения, животные, почва, горные породы. Их называют компонентами природы.


-  Как вы думаете, что такое комплекс?
 (Комплекс – это сочетание чего - нибудь.)
Природный комплекс (ПК) – это закономерное сочетание компонентов природы: горных пород, воздуха, вод, растительности животных, почв на определенной территории.

2. Решение проблемной задачи.

Пример: Для защиты от зайцев посадки обнесли изгородями – стало еще хуже. За изгородь не могли попасть не только зайцы, но барсуки и ежи. Огражденные от них расплодились мыши. Они погубили молодые насаждения.
-  Почему расплодились мыши, от которых погибли растения? 
(Барсуки и ежи – хищники, они питаются мясом других животных, (мышами) и регулируют их численность). 

Пример: ПК болота. Болотом, называется избыточно увлажненный участок суши со своим микроклиматом, органическим миром, мощным слоем торфа и т.д.

- Что же произойдет, если болото осушить? (Растения погибнут, торф перестанет образовывться, животные покинут место обитания, следовательно ПК болото перестанет существовать).

Пример: «На большой площади вырубили лес».

- Что произойдет? (Улетят птицы, гнездившиеся в лесу. Уйдут или погибнут лесные звери. Вода дождей и талые водыстанут стекать быстрее по безлесой поверхности, размывая её. Усилится рост оврагов).

- Какой вывод можно сделать? (Все природные компоненты взаимосвязаны).

Вспомните о взаимосвязи рельефа и климата. (Горы задерживают осадки, на южных склонах раньше тает снег. Ливни и талые воды образуют овраги, ветер образует дюны, барханы и т. д.)

— Как климат и рельеф влияют на воды? (Избыточное увлажнение приводит к образованию болот, густой речной сети, а рельеф влияет на котловины озер, скорость и направление течения рек.)

— Приведите примеры влияния климата на почвы. (В разных климатич. поясах различные виды почв.)

Что такое почва? (верхний плодородный слой Земли)

Изучением почв занимался великий русский ученый Василий Васильевич Докучаев

Состав почв

Газообразная часть                 Твёрдая часть                              Жидкая часть                          Живая часть

– 

- Какое вещество в почве обеспечивает плодородие? (перегной - гумус) 

- А что такое перегной? прочитайте на с 143 внизу. (Гумус -особое органическое вещество, образованное из перегнивших останков живых организмов).

- Чем больше гумуса, тем плодороднее почва. Какое основное свойство почвы?  (плодородие.)

Самая плодородная почва это чернозем. В. В. Докучаев называл чернозем - царем почв.

Вывод:  Мы еще раз подтверждаем, что все компоненты взаимосвязаны и при изменении 1 компонента ПК изменяется весь ПК. В природе нет «вредных» и «полезных» организмов, каждый из них является необходимым компонентом ПК.

ПК

Природные                                           Антропогенные

лес              океан                                                 сад

луг              материк                                             огород

море                                                                      пруд

Все возможные изменения природных комплексов необходимо заранее предвидеть. Для этого природные комплексы надо изучать, выяснять взаимосвязи их компонентов. Это важно знать не только для того, чтобы не повредить окружающей природе, но и для того, чтобы улучшить ее».

Хозяйственная деятельность человека оказывает отрицательное и положительное воздействие на ПК.

3. Географическая оболочка и биосфера.

Самым крупным природным комплексом является ГО. Меньше размером – материки и океаны, горы, море луг, лес. Даже небольшая полянка, кочка на болоте свой маленький неповторимый ПК.

— Назовите компоненты географической оболочки. (биосфера, гидросфера, верхняя часть литосферы и тропосфера)

Шло время, на нашей планете наступил период, когда на ней сформировались благоприятные условия, которые изменили внешние оболочки Земли – и появилась БИОСФЕРА.

 Что такое биосфера?

Вернадский считал, что именно живые организмы – самая могущественная сила на Земле, которая преобразует природу.

Предлагают использовать такую математическую формулу ГО= Л + Г + Т + Б

 Как компоненты природы взаимосвязаны м/у собой? (Растения получают из воздуха СО, а выделяют О. Погибая они образуют перегной, который способствует плодородию почвы).

V. Закрепление.

 Что из перечисленного не относится к компонентам ПК - рельеф, климат, города, вода, сады и огороды, почвы, растения, заводы, животный мир, водохранилища, ручей.

Создание игровой ситуации. Найди «белую ворону»
 Сосна, ель, рысь, карась. (карась из другого ПК - водоема)
 Гидросфера, почва, литосфера, биосфера, атмосфера (почва - компонент)
 Заяц, волк, косуля, олень (волк - хищник)
 Океан, луг, овраг, озеро (океан - крупный ПК)

VI. Рефлесия:

Итак, сегодня в ходе урока нам ребята удалось сформировать представления о ГО, ПК, особенности ГО.

Сегодня на уроке мне…

Меня особенно удивило то, что…

Какие чувства вы испытываете?

VII. Домашнее задание § 33


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок географии по теме "Природный комплекс"

Разработка урока для 8 класса в виде презентации по теме "Природный комплекс. Высотная поясность". На уроке в виде схем рассматриваются понятие и структура ПТК, факторы формирования природного комплек...

Презентация открытого урока «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»

Презентация к интегрированному уроку по географии и биологии для 6-х классов «Классификация растений и их размещение в природных комплексах»...

Разработка урока 8 класс " Природные комплексы России. Урал"..

Разработку урока по географии  выполнила: Губа Оксана Николаевна,учитель географии, высшей категории МОУ «Волчихинская средняя школа №1». Данный урок разработан в соответствииприм...

Разработка урока и презентация на тему :"Край неисчерпаемых возможностей.Природные комплексы Восточной и Северо- Восточной Сибири."

Разработка урока "Край неисчерпаемых возможностей. Природные комплексы Восточной и Северо  - Восточной Сибири (плато Путорана,река Лена, Хреббты Ческого и Верхоянский." Форма урока ролевая играна...

Урок по теме"Природный комплекс"

Очень интересный урок...

Презентация к уроку "Природный комплекс"

Позволяет изучить ПК с интересом"...

Методическая разработка урока географии в 8 классе по теме: «Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы»

Разработка урока в 8 классе по теме: "Природные комплексы Дальнего Востока. Природные уникумы". Рекомендации учителю географии по созданию творческого проекта  с целью закрепления знаний, получен...