Знания и практические навыки по психологии в работе современного учителя географии
статья по географии

Статья посвящена вопросам реализации психологических знаний и навыков в учебно-воспитательной работе современного учителя географии. Автором освящены актуальные проблемы с выраженным психологическим характером, с которыми сталкиваются современные учителя, показаны способы диагностики таких проблем. Представлены пути использования психологических знаний в практической деятельности учителя географии. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл variant_1.docx17.39 КБ

Предварительный просмотр:

Знания и практические навыки по психологии в работе современного учителя географии

Аннотация. Статья посвящена вопросам реализации психологических знаний и навыков в учебно-воспитательной работе современного учителя географии. Автором освящены актуальные проблемы с выраженным психологическим характером, с которыми сталкиваются современные учителя, показаны способы диагностики таких проблем. Представлены пути использования психологических знаний в практической деятельности учителя географии. 

        На сегодняшний день одной из задач любой российской школы является достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (ООП), которые включают в себя личностные, метапредметные и предметные результаты. Умения наблюдать за объектами и явлениями, моделировать процессы, сравнивать объекты, анализировать различные источники географической информации, устанавливать причинно-следственные связи, проводить измерения по картам атласа, а также умения слушать и слышать своего собеседника, критически воспринимать и оценивать информацию, организовывать свою работу – вот некоторые примеры знаний и умений, которыми должны овладевать учащиеся на уроках географии. Зависит ли успешность достижения планируемых результатов обучения от владения самим учителем знаниями и практическими навыками по психологии?

        Качественный и целостный учебно-воспитательный процесс невозможно организовать учителю, использующему в своей работе только предметные знания, оставляя в стороне психологию учащихся, которая меняется от параллели к параллели, от класса к классу, от ученика к ученику. Существует ли связь между психологическим развитием учащихся и процессом обучения?

        Еще в 30-е годы XX века Лев Выготский ввел понятие «зона ближайшего развития», которое показывает взаимосвязь между двумя процессами: процессом психологического развития учащихся и процессом обучения. Процессы развития немного отстают от обучения, поэтому любое новое действие учащиеся сначала выполняют при помощи учителя, а после уже самостоятельно. Если ученикам дать задание определить протяженность Африки по экватору в градусах и в километрах без помощи учителя, то велика вероятность, что большая часть учеников не справится с этим заданием. Поэтому знающий учитель сначала покажет образец выполнения работы, а уже после попросит учащихся выполнить работу самостоятельно.

        Вместе с тем, успешность достижения планируемых результатов зависит от знания учителем закономерностей возрастного развития учащихся и умения выявлять индивидуальные особенности каждого ученика. Существует множество возрастных периодизаций, авторами которых являются известные ученые-психологи: Л. С. Выготский, которого упоминали выше, Д. Б. Эльконин, Ж. Пиаже. Каждый из возрастных периодов характеризуется совокупностью многих факторов (показателей), к которым можно отнести социальную ситуацию развития, ведущий вид деятельности возрастного периода и его новообразования. Так, например, ведущая деятельность учащихся 7 класса – общение (коммуникативная деятельность), поэтому особое внимание на уроках уделяется развитию коммуникативных универсальных действий учащихся. Кроме того, для каждого возрастного периода характерно развитие высших психических функций, таких как восприятие, память, мышление, речь. На основе возрастных особенностей учитель подбирает эффективные методы, технологии и приемы обучения географии в каждом классе. Так, формирование понятий на уроках географии в младших и старших классах будет происходить по двум разным путям: индуктивному и дедуктивному. Чтобы сформировать у учащихся географическое понятие, необходимо организовать их деятельность. В младших классах целесообразнее начинать формирование нового понятия с наблюдения за объектами и явлениями, определения особенности и выявления из них существенных особенностей, после чего происходит обобщение главных особенностей и формулирование определения понятия (индуктивный путь). То есть младшим школьникам эффективнее давать сначала простой учебный материал, а затем более сложный, так как ученики на данном этапе недостаточно владеют географическими знаниями и умениями и высшие психические функции развиты слабо. Дедуктивный пусть представляет собой формирование понятия в обратном направлении, то есть от общих понятий к их конкретизации, частным случаям. Такой путь формирования понятия применяется учителем в старших классах, когда учащиеся осмысливают содержание понятия, запоминают его и применяют. Понятие считается усвоенным если ученик может применить его в новой учебной ситуации, следовательно, для успешного формирования понятия учителю необходимо правильно выбрать путь его формирования с учетом знаний о закономерностях психического развития учащихся.

        Кроме всего прочего, одной из причин неуспешного общения учителя с учащимися, которое снижает эффективность образовательного процесса, является то, что учитель не знает психологических особенностей учащихся и не владеет методами их диагностики и оценки. На первых порах учителю необходимо научиться вести наблюдение за своими учениками. Для этого можно завести карточку наблюдений, где будут фиксироваться действия ученика на уроке, его положительный или отрицательный настрой, особенности общения с учителем и одноклассниками, внимание и поведение на каждом этапе урока, достигнутые результаты и т.д. Кроме наблюдения, учителю необходимо владеть таким методом диагностики как тестирование и анкетирование. При проведении тестирования и анкетирования учитель может собрать данные об индивидуальных психологических особенностях, сопоставить полученные данные с данными проведенных наблюдений и выявить сходства или различия в том, как оценивает те или иные психологические особенности ученика учитель и в том, как оценивает те же особенности сам ученик. Кроме того, с помощью полученных данных можно увидеть присутствие или отсутствие между какими-либо показателями, например коррелирует ли уровень тревожности учащихся с их успеваемостью по предмету. Проанализировав полученные данные, учителю следует наметить корректировки в своей работе, чтобы процесс обучения был более успешным.

        Исходя из вышесказанного, современный учитель географии должен обладать рядом профессиональных знаний и умений в области психологии, которые необходимо применять в учебно-воспитательном процессе на каждом уроке.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы внутришкольной оценки качества работы современного учителя

В статье представлено обоснование актуальности решения проблемы материального стимулирования учителя в современных условиях, приведены принципы проектирования систем оценки качества труда учителя. Рас...

Дифференциация и индивидуализация – условия успешности работы современного учителя.

/Из опыта работы учителя географии  Тогоевой Лауры Саркисовны/    Использование технологий индивидуализации и дифференциации на уроках географии.Дифференцированный подход явл...

Консультация для родителей: «Приемы закрепления у обучающихся знаний и практических навыков в домашних условиях»

В материале представлены рекомндации для родителей по закреплению знаний, умений, навыков при выполнении домашних заданий....

Мобильные приложения – важный инструмент работы современного учителя

В январе 2017 года я выступала на педсовете школы с этим докладом. Он посвящен использованию мобильных приложений на современных уроках....

Приемы закрепления у обучающихся, воспитанников знаний и практических навыков в домашних условиях

Домашние задания - интегрирующий элемент образования вашего ребенка. Домашние задания служат двум целям....

Приемы закрепления у обучающихся, воспитанников знаний и практических навыков в домашних условиях

Приемы закрепления у обучающихся, воспитанников знаний и практических навыков в домашних условиях...

Приёмы закрепления у обучающихся знаний и практических навыков в домашних условиях

Учитель знакомит родителей с приёмами работы в домашних условиях. Домашнее задание - интегрированный  элемент образования вашего ребёнка....