Открытый урок: Учимся с «Полярной звездой»
план-конспект урока по географии (5 класс)

-  определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности;

составлять и читать план местности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_geografii_5_klass.docx26.18 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема урока.  Учимся с «Полярной звездой» (1)

Цели урока:

— определять стороны горизонта по Солнцу и звёздам, ориентироваться на местности;

— составлять и читать план местности.

Оборудование: планшет, компас, визирная линейка, карандаш, ластик.

Когнитивный компонент урока: составление плана местности; определение сторон горизонта. Деятельностный компонент урока: определение направлений по компасу, Полярной звезде, «живым ориентирам»; определение на плане расстояния между объектами, ориентироваться на местности.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценивать значение умения составлять план местности в повседневной жизни.

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока

Изучение нового материала

Урок проводится в школьном дворе, ближайшем парке.

Учащимся раздаются планшеты с прикреплённым листом бумаги, компас, визирная линейка, карандаш и ластик, а также скопированный со с. 39 учебника алгоритм проведения полярной съёмки.

Учащимся объясняется, что точка, из которой производится визирование на предметы, называется полюсом. Поэтому этот способ составления топографического плана называется полярной съёмкой.

Затем, последовательно изучая приведённый алгоритм, учащиеся составляют план местности, а учитель помогает им в этом. Следует обратить внимание учащихся на то, что необходимо аккуратно оформить план.

Затем учащиеся выполняют задания по определению азимута движения.

Для этого они составляют схему движения по заранее выбранному учителем маршруту. Направление движения и пройденное расстояние учащимся предлагается отмечать на планшете в заранее определённом масштабе.

Практика показывает, что эту работу лучше всего проводить бригадами в два-три человека. Группа получает маршрутную карточку, которая содержит набор заданий, определяющих последовательность действий.

Пример карты участника маршрута



Рис. 2

Направление движения

Азимут (А), q

Расстояние (Р), м

Пункт 1 (старт)

На северо-запад

45

500

Пункт 2 (промежуточный)

На юг

180

550

Пункт 3 (промежуточный)

На запад

270

200

Пункт 4 (конечный)


Используя компас, учащиеся проходят в указанном направлении определённое расстояние (расстояние определяют в парах шагов), которое указывается в карточке.

Затем на планшет наносят направление движения и пройденное расстояние в масштабе 1:10 000. По составленной схеме маршрута определяют направление движения и примерное расстояние между пунктом 4 и местом старта.

Домашнее задание

1. Изучить в § 11 определение сторон горизонта по Солнцу и звёздам.

2. Определить вместе с родителями (если это возможно), где находится Полярная звезда на ночном небе.

3. Расспросить своих близких о том, были ли у них ситуации, когда им приходилось ориентироваться по Солнцу, «живым ориентирам». Как помогает GPS-навигатор?














 Учимся с «Полярной звездой»

Цели урока:

— сформировать понятия «географическая карта», «глобус»;

— определить свойства географической карты;

— показать различие карт по масштабам;

— выявить отличие географической карты от плана местности;

— показать роль географических карт как источников информации;

— рассказать о роли известных учёных-картографов в развитии картографии;

— показать роль географической карты в развитии пространственного мышления людей. Оборудование: географический атлас, глобус, учебник, контурные карты.

Когнитивный компонент урока: географическая карта, глобус; свойства карты; атлас. Деятельностный компонент урока:

определить роль географической карты в жизни людей;

выявить основные свойства карты;

уметь различать карты по масштабу.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть роль географической карты как выдающегося изобретения человечества; оценить вклад великих учёных-картографов в развитие картографии и культуры; оценить значение географической карты как достояния науки и культуры; осознать необходимость понимания и чтения карты.

Работа с учебником: комментированное чтение, работа с рисунками и заданиями учебника. Тип урока: изучение нового материала.

Ход урока

Изучение нового материала

Глобус и географическая карта — важнейшие изобретения человечества, позволившие изобразить земную поверхность. История появления первых географических карт уходит в глубокую древность. Следует отметить, что с эпохи Возрождения карты становятся художественными произведениями, так как их создавали не только географы и картографы, но и искусные гравёры. Окончательную прорисовку карты часто поручали известным художникам. Хрестоматийными примерами являются карты Тосканы, выполненные Леонардо да Винчи, карты, созданные Альбрехтом Дюрером, Жаком Галло, Якобом де Гейном, Алексеем Зубовым и др. Особых высот достигло мастерство создания и гравирования карт в XVI—XVII вв. в Голландии. Сегодня карты создаются с помощью компьютеров. Яркие компьютерные карты сегодня — сплав картографии, высоких информационных технологий, дизайна.

Давая определение понятию «географическая карта», учащиеся выделяют в нём существенные признаки.

Затем следует отметить, что самая точная пространственная модель Земли — глобус. Первый глобус, созданный Евдоксом Книдским, не сохранился. До наших дней сохранился глобус, созданный М. Бехайном в 1492 г.

Далее учащиеся изучают свойства карты. Объяснение учителя и комментированное чтение сопровождается созданием схемы «Свойства географической карты».

На уроке следует продемонстрировать многообразие карт по содержанию.

Географическая карта — это изображение

обобщённое уменьшенное на плоскости с помощью условных знаков


Свойства географической карты:

-Обобщение масштабов

-Условные знаки

-Математическая основа

-Многообразие по содержанию

Далее учитель переходит к объяснению различий карт:

по масштабу, охвату территории и содержанию (см. схему).

Для более наглядного представления о картах разных масштабов учащиеся обращаются к рис. 29 учебника.

Различие географических карт

по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные

по содержанию: тематические, общегеографические

по охвату территории: мировые, материков и океанов, частей материков, отдельных стран и их частей

Для удобства людей был создан атлас — собрание (сборник) различных карт для единой территории.

Создал первый атлас в XVI в. выдающийся картограф Герард Меркатор.

В России первым составителем русского географического атласа был С. У. Ремезов — историк и картограф. Его атлас назывался «Чертёжная книга Сибири» (1701) и состоял из 23 карт большого формата. Карта Ремезова «Чертёж всех сибирских градов и земель» (1698) написана на ткани и хранится в Государственном Эрмитаже.

Домашнее задание

1. Изучить § 12.

2. Ответить на вопросы 2—7.

3. Выполнить задания 1, 8—11.

4. Принять участие в проекте «Карта — памятник культуры», задание 11 (по выбору).

5. Подготовить небольшое сообщение на тему «Для чего современным людям нужна географическая карта» (по выбору).
















Различие географических карт

-по масштабу: крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные

-по содержанию: тематические, общегеографические

-по охвату территории: мировые, материков и океанов, частей материков, отдельных стран и их частей


Деятельностный компонент урока:

определить роль географической карты в жизни людей;

-выявить основные свойства карты;

-уметь различать карты по масштабу




Градусная сетка

Цели урока:

— сформировать понятия «экватор», «параллель», «меридиан»; «градусная сетка»;

— сформировать умение определять направление по карте и глобусу;

— раскрыть социокультурное и личностное значение знаний и умений определять направление и измерять расстояние по глобусу и карте.

Оборудование: атлас, глобус, контурная карта, линейка.

Когнитивный компонент урока: градусная сетка, параллели, меридианы; нулевая параллель, нулевой меридиан.

Деятельностный компонент урока: уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе.

Эмоционально-ценностный компонент урока: раскрыть значение градусной сетки для ориентирования по карте.

Работа с учебником: выборочное чтение; работа с рисунками 30—32, обеспечивающими формирование картографических умений; работа с понятийным аппаратом.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Проверка домашнего задания

1. Что такое географическая карта, каково её значение в жизни человека?

2. Какими свойствами обладает карта?

3. Как различаются карты по масштабу?

4. Как различаются карты по масштабу в географическом атласе?

5. Как вы думаете, почему карты называют «телескопом», с помощью которого изучают мир?

6. Для чего современным людям нужна географическая карта?

7. Где более точное изображение земной поверхности: на глобусе или карте?

8. Существует ли глобус России?

Изучение нового материала

В начале урока учитель рассказывает учащимся о географической сетке, образованной воображаемыми линиями параллелей и меридианов, проведёнными через определённое число градусов. Учащиеся рассматривают рис. 30, 31 учебника и делают вывод о назначении градусной сетки.

Затем у школьников формируется понятие «параллель». Изучение нового понятия основано на работе с текстом учебника и рис. 30, который включает все необходимые сведения о параллелях. На контурную карту или в тетрадь тренажёра учащиеся наносят элементы градусной сетки, образованной параллелями, — линию экватора и через равные промежутки (10о) параллели, а также самые короткие параллели, не имеющие длины, — полюса. Учитель обращает внимание, что параллели — это линии направления запад—восток.

Далее у учащихся формируется понятие «меридиан». По рис. 31 учебника учащиеся рассматривают, как располагаются меридианы на карте, находят начальный (нулевой) меридиан, который делит Землю на два равных полушария — Западное и Восточное. Учитель обращает внимание, что меридианы показывают направление север—юг (рис. 32). Затем учащиеся рассматривают градусную сетку на глобусе и карте полушарий, определяют по ним направления север—юг, запад—восток. Используя рис. 32 учебника, учитель объясняет, как нужно это правильно выполнять.

В ходе урока учащиеся заполняют таблицу: Сравнительная характеристика градусной сетки

Экватор — нулевая параллель

Нулевой Гринвичский меридиан

Окончательный отсчёт

Северный и Южный полюсы

180-й меридиан


Затем учащиеся выясняют, как ведётся отсчёт параллелей и меридианов.

Находят нулевую параллель — экватор, тропики, полярные круги и нулевой меридиан — Гринвичский.

Учитель обращает внимание на то, что линии параллелей и меридианов на карте и глобусе проводят через 10о. Учитель объясняет, что длина одного градуса по меридиану равняется примерно 111 км, поэтому по картам можно определять расстояние по меридиану в километрах. Формируя у учащихся умение практического применения градусной сетки карты, учитель предлагает выполнить несколько заданий на умение определять на картах направления и расстояния.

Например, в каком направлении от Москвы находится Санкт-Петербург?

Какое расстояние от экватора до Москвы?

Домашнее задание 1. Изучить § 13. 2. Ответить на вопросы 2—9. 3. Выполнить задания 1, 10, 11





градусная сетка параллели меридианы

нулевая параллель

нулевой меридиан







Деятельностный компонент урока:

уметь определять направление по параллелям и меридианам на карте и глобусе.




Экватор — нулевая параллель

Нулевой Гринвичский меридиан

Окончательный отсчёт

Северный и Южный полюсы

180-й меридиан


Экватор — нулевая параллель

Нулевой Гринвичский меридиан

Окончательный отсчёт

Северный и Южный полюсы

180-й меридиан


Экватор — нулевая параллель

Нулевой Гринвичский меридиан

Окончательный отсчёт

Северный и Южный полюсы

180-й меридиан






1. Что такое географическая карта, каково её значение в жизни человека?

2. Какими свойствами обладает карта?

3. Как различаются карты по масштабу?

4. Как различаются карты по масштабу в географическом атласе?

5. Как вы думаете, почему карты называют «телескопом», с помощью которого изучают мир?

6. Для чего современным людям нужна географическая карта?

7. Где более точное изображение земной поверхности: на глобусе или карте?

8. Существует ли глобус России?




По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему"Учимся с "Полярной звездой".

Данный урок - обобщающий по теме "Литосфера" в 5 классе ФГОС....

Урок географии в 5 классе. Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности

Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии  тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными эл...

Урок географии в 7 классе. Тема "Африка. Учимся с Полярной звездой"

Тема урока "Африка. Учимся с Полярной звездой....

Презентация к уроку географии по теме "Государственные границы России" 8 класс "Учимся с "Полярной звездой"

В материалах презентации представлена информация о типах границ России, а также дано описание и географическое положение всех границ Российской Федерации, перечислены все соседние страны, которые имею...

Технологическая карта урока по географии в 9 классе на тему: Учимся с «Полярной звездой» (10). Географическая исследовательская практика №10. «Дальний Восток – уникальный край контрастов».

Комбинированный урок целью, которого является: " Расширение и углубление знаний, учащихся о экономико-географических закономерностях на примере уникальной природы Дальнего Востока; изучение особе...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...

разработка урока по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...