разработка урока по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
методическая разработка по географии (5 класс)

Латыпова  Зулия Лутфулловна

Тип урока: обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok_k_ug-21_-_isyangulovo.docx30.06 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока  географии в 5 классе

по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

 Учитель: Латыпова Зулия Лутфулловна, учитель географии высшей квалификационной категории МОБУ СОШ с.Абзаново

Дидактическая цель урока: создать условия для применения блока учебной информации в практико-ориентированной деятельности.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний

Цели урока по содержанию:

Образовательные: способствовать развитию умения чтения карты (определения направлений, расстояния, местоположения, взаимного расположения объектов, абсолютной и относительной высоты) с целью решения практических задач.

Развивающие:  способствовать развитию общеучебных умений,  формированию функциональной грамотности

Воспитательные:  создать условия для формирования культуры умственного труда

Планируемые результаты:

Предметные:

-умение читать топографические карты и работать с ними

Метапредметные:

Познавательные:

- способствовать осуществлять информационный поиск

-умение сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, строить логическое рассуждение

-ориентирование в своей системе знаний

Регулятивные: 

-контролировать свое время и управлять им

-формировать действие целеполагания

-планировать пути достижения цели

-осуществлять саморегуляцию в учебной и познавательной деятельности

-оценивать правильность выполнения действий, вносить коррективы

-осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от условий

-аргументировать свою точку зрения

-осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач

Комммуникативные:

 -владеть устной (письменной речью) строить монологическое высказывание

-осуществлять продуктивное взаимодействие с одноклассниками

Личностные:

-использовать языковые средства для выражения своих мыслей

-развитие адекватной самооценки

-мотивация к познанию

-умение делать выбор

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, парная, индивидуальная, групповая

Средства обучения:

-учебник «География 5-6 класс серия «Полярная звезда» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2019.

-электронная презентация

-электронное приложение к учебнику «География 5-6 класс серия «Полярная звезда» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2019.

-аудиокнига к учебнику «География 5-6 класс серия «Полярная звезда» А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина и др.- 3-е изд.-М.: Просвещение, 2019.

- настенная топографическая карта с условными знаками

  Метод обучения: индивидуально-ориентированный  поисково-исследовательский метод  решения практических учебных задач.

                                       Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

1.Орг. момент

К уроку необходимо: линейка, учебник, тетрадь, цветные карандаши

Желает успеха. Знакомит с инструкцией по работе с маршрутными листами.

Организуют свое рабочее место

Знакомятся с маршрутными листами, подписать

ФИО

Р- планировать пути достижения

2. Актуализация    

       

Мне сказали, что здесь собрались отличные знатоки топографических карт!!!

Во время  туристического слета в лагере «Алый парус» д.Сулейманово (слайд 1) на одном из этапов  командам  было дано задание найти  стоянку жюри конкурса по топографической карте, 2 команды быстро справились с заданием, а 3-я команда долго плутали по лесу.                  
   Создает проблемную ситуацию: Почему так получилось?

Какие знания и умения необходимы, чтобы читать план или карту? Правильно нужно знать условные знаки. Проверим?

  1. Предлагает для разминки  назвать условные знаки на настенной карте
  2. прочитать  несплошной текст.

задание №1  для очень внимательных знатоков расшифровки. составленный по рис на стр 38 в учебнике) (слайд 2-3 )

  1. найти ошибку в описании маршрута по видеофрагменту

с 0,55до 1,16 мин. Нужно разгадать загадочную  телеграмму и найти ошибк, которую специально сделал шифровальшик,.

Предлагают варианты, приходят к тому, что не умеют читать карту

Работают

1)С условными знаками

2)  с несплошным текстом и заполнят пробелы в маршрутном листе задание № 1

3) находят ошибку в описании диктора по видео фрагменту

П-ориентирование в своей системе знаний

Формирование

читательской грамотности

формирование слуха и зрительной внимательности

3Целеполагание

  1. Для людей каких профессий нужны  умения читать карту?  

Чтобы в будущем выбрать одну из этих профессий нужно сначало научиться работать с чем?

 Назовите тему урока (слайд 4)

Приводят примеры профессий (геолог, топограф, строитель, штурман, географ, спасатель, военный)

 Называют тему урока «Работаем с картой»

Озвучивают цели:

Решение практических задач по топографической карте

4.Мотивация

Задание для будущих топографов

( Слайд 5) по карте окрестностей с.Исянгулово

Предлагает выполнить задание №2

Ответьте на вопросы:

  1. В каком направлении предстоит плыть?
  2. Какие объекты на левом берегу реки Ик
  3. Какие объекты на правом берегу реки Ик?
  4. На каком берегу реки находится  село Исянгулово?  
  5.   Как называется гора,  которая имеет высоту  402 метра. На сколько метров она выше горы в 318 метров
  6. Какой склон у горы Усмантау круче северный или западный?
  7. В каком направлении от села Исянгулово находится  село  Тазларово? Новопетровское?
  8. Предлагает двум ученикам по очереди выполнить индивидуальные задания по тренажеру электронного приложения к учебнику по компьютеру.                                                            

Читают карту и выполняют парную работу в маршрутном листе задание №2.

Вопросы ----- всему классу.

Выполняют  индивидуальные задания  по тренажеру ЭП учебника на компьютере

Л-мотивация к познанию

Задание для будущих строителей

Представьте что вам предложили  выбрать участок для горнолыжной трассы и для игры в футбол.

Предлагает выполнить задание №3. Это задание ВПР. (слайд 6)

(слайд 6)

2.Озвучивают:

-выбранное задание

-задачу

-план

3. Корректируют их

Р-определение и формулирование целей , определение последовательности их решения

Л-умение делать выбор

Физкульт

минутка 

Выключить с п-ю В презентацию 

и какими бы профессиями не занимались главное здоровье! Встаньте,  пожалуйста и покажите стороны горизонта

На карте:

Север-руки вверх

Юг-присели

Запад- протянуть руку  налево

Восток- протянуть руку  направо

 смотрим на северо-восток карты,

на северо-запад, смотрим на юго-восток, юго-запад. Еще раз север, юг, запад, восток и смотрим…….

Выполняют физминутку

5.Отработка  и закрепление умений и навыков

 Предлагает выполнить будущих архитекторов задание № 4 маршрутного листа по жеребьевке

Видео электронного приложения учебника

Крупная фирма приобрела участок. Она предлагает вложить средства или в сельскохозяйственное производство или в строительство жилого комплекса или в создание зоны отдыха со спортивным комплексом. Прослушайте инструкцию.

Приготовьтесь  презентовать  результат своей работы

( слайд 7 ): По плану:

1. Описание участка 2. Предложение варианта освоения 3. Перечислите качества территории, объясняющие ваш выбор

1.Слушают инструкцию по выполнению задания

2. Выполняют задание №4   по рис.38 стр. 59

по группам, по жеребьевке

3. презентуют результат работы,  используя карты и показывают их по документ-камере

-Наша задача…….

-результат

(описание )

-Обоснование (почему? Для 3.4 задания)

-спасибо

П-извлечение информации, получение результата

-умение сопоставлять, устанавливать связи, делать выводы

Р- осуществление действий по решению учебной задачи,

-саморегуляция

К-монологическая и диалогическая речь

-осуществление взаимодействия

Л-использование языковых средств для выражения своих мыслей

6.Рефлексия

Проводит рефлексию. (слайд № 8)

Формирующее оценивание

Оцените свою работу: «умею хорошо», «умею, но с ошибками», «не умею» в таблицу по показателям:

-выделять учебную задачу

-планировать деятельность

-читать условные знаки

-определять направления

-определять расстояния

-определять высоту (абсолютную, относительную, крутизну склона)

-решать практические задачи по плану

-презентовать результат работы

Пять выделенных умений, то чему мы учились на уроках географии, можете оценить их словами:

Успех – не редкость в нашем мире;
Но что такое есть успех?
Успех – отличная отметка;
Успех – удачный поворот;
Увы, успех приходит редко
(Хотелось бы наоборот)!
Сегодня вы все так успешны,

И на вершине той горы

Чтоб голова кружилась только,

Не от проблем, а от весны!!!                                    

 Учитель предлагает «опуститься» всем с горной вершины, чтобы голова не закружилась от успеха и от долго пребывания на большой высоте.

Обсудим, как у вас это получилось?

Спасибо за работу, сдайте лист самооценки

-Заполняют в маршрутном листе итог самооценки

 

Оценивают  пять выделенных умений

Ребята поднимают вверх звездочки (из бумаги) различного цвета, оценивая себя («5» отлично -  красные «4» хорошо - жёлтые, удовлетворительные оценки не предусмотрены).

Итоговая оценка урока

больше 9  - «5»

5-8 – «4»

       2-4 – «3»

Р-познавательная рефлексия

Л- развитие адекватной самооценки

7.Задание на дом

Домашнее задание.  1. Эстафета  по рис.37 на стр.59. (слайд 9) на выбор

2. Возьмите любую карту атласа, учебника или откройте в компьютере и вместе с родственниками читайте ее с помощью условных знаков.

3. Составить маршрут семейного похода по карте района.

Записывают выбранное домашнее задание

1 команда - от точки С до точки А

2 команда – от точки А до точки В

3 команда – от точки В до точки С

8.Подведение итогов

Вернемся к цели- решение практических задач. (слайд 10)

Команда вашего класса на турслете сумеет выполнить задание по карте?

Сегодня  вы также учились тому, что может пригодиться на любом уроке и в жизни:

-видеть задачу

-планировать

-презентовать

 

Обсуждение затруднений, умений для их решения, чье выступление понравилось? Почему?

Р-самоанализ

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока на тему"Учимся с "Полярной звездой".

Данный урок - обобщающий по теме "Литосфера" в 5 классе ФГОС....

Разработка урока на тему: "Учимся считать"

Разработка урока  английского языка на тему: "Учимся считать " 2 класс, учебник Spotlight...

Урок географии в 5 классе. Учимся с «Полярной звездой». Составляем план местности

Урок географии в 5 классе "Составляем план местности" разработан в соответствии  тематической структуре учебника для 5-6 классов линии "Полярная звезда". На уроке проводится работа с основными эл...

Урок географии в 7 классе. Тема "Африка. Учимся с Полярной звездой"

Тема урока "Африка. Учимся с Полярной звездой....

Презентация к уроку географии по теме "Государственные границы России" 8 класс "Учимся с "Полярной звездой"

В материалах презентации представлена информация о типах границ России, а также дано описание и географическое положение всех границ Российской Федерации, перечислены все соседние страны, которые имею...

Технологическая карта урока по географии в 9 классе на тему: Учимся с «Полярной звездой» (10). Географическая исследовательская практика №10. «Дальний Восток – уникальный край контрастов».

Комбинированный урок целью, которого является: " Расширение и углубление знаний, учащихся о экономико-географических закономерностях на примере уникальной природы Дальнего Востока; изучение особе...

Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»

Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...