Классный руководитель и его роль в экологическом воспитании
статья по географии (8 класс)

Старичкова Наталья Викторовна

Основные направления работы классного руководителя по экологическому воспитанию

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rol_klassnogo_rukovoditelya_-_kopiya.docx17.69 КБ

Предварительный просмотр:

Классный руководитель и его роль в экологическом воспитании (из опыта работы)

Старичкова Наталья Викторовна, учитель ГБОУ школа № 525 с углубленным изучением английского языка имени Дважды Героя Советского Союза Г.М.Гречко Московского района Санкт-Петербурга.

Я хочу рассказать об одном из направлений работы классного руководителя – это экологическое воспитание, на которое сейчас стали обращать все больше внимания. Главной целью этого направления является обучение учащихся пониманию взаимодействия человека и природы. Это обосновывается путем изучения изменений в природе, происходящих в естественных условиях, а также под воздействием деятельности человека. Из-за того что человек слабо представляет последствия влияния своей деятельности на природу, и возникла проблема взаимоотношений «природа – общество». Изучение и прогнозирование изменений природы под влиянием деятельности человека – одна из основных задач в наше время.

Свою работу я выстраиваю следующим образом:

  1. Природная среда: воздух, вода, почва, биоразнообразие. Сюда относятся экскурсии в природу, посещение памятников природы. Это Саблино, Лосево, Токсово, Новгород, Выборг, Пушкинские горы и многие другие места, которыми так богат наш регион. Ребята знакомятся с правилами поведения в природе и учатся соблюдать их, изучают основы пешеходного туризма, проникаются уникальностью природы и начинают понимать проблемы, связанные с сохранением этого богатства.
  2. Неблагоприятные воздействия: шум, отходы, химические вещества, урбанизация. Это и уплотнительная застройка на месте зеленых насаждений вокруг нашей школы ( в нашей школьной газете «Высокое напряжение» активно освещалось строительство и противостояние этому); участие в муниципальных экологических акциях «Чистый двор», озеленение пришкольной территории (высадка деревьев), беседы о неблагоприятном воздействии шума и химических веществ на организм человека. Вместе со студентами Горного института проводятся экологические уроки, помощь в наведении порядка после зимы в Парке Победы. Ребята самостоятельно собирают сведения об экологической ситуации, изучают данные, делают выводы, затем представляют школьные исследовательские проекты.
  3. Экономика и окружающая среда: мы живем в огромном культурном и промышленном центре страны. В работу с классом  обязательно включаю посещение музеев и выставок, связанных с охраной окружающей среды  (Ботанический сад, Лабиринт-ум, Водоканал, музеи Горного института и ВСЕГЕИ, Океанариум), а также посещение промышленных предприятий города, которые тоже влияют на экологическую ситуацию в Санкт-Петербурге. Сюда же можно включить  изучение традиций и обычаев народов мира, традиции своей семьи, школы.
  4. Цикл классных часов по темам, связанным с экологией и здоровьем, например:

- Как экономить воду дома?

- Загрязнение воздуха в закрытых помещениях и последствия этого.

- Наш город вчера и сегодня.

- Электромагнитные поля и их влияние на здоровье человека.

- Простые способы охраны почв.

- Управление отходами.

Можно предложить ребятам провести исследование на темы:    

- Достаточно ли в городе мест для игр? Кто пытается использовать эти места для своих нужд или же изменить их предназначение?

- Мы утонем в мусоре.

- Экология и здоровье. Связь заболеваний с загрязнением окружающей среды.

Список можно продолжать долго. Очень помогают в воспитании экологической грамотности учителя-предметники: биолог, географ, химик, физик.

Конечно же, все экскурсии, беседы и мероприятия планируются с учетом возрастных особенностей учащихся. Очень важным направлением в работе классного руководителя является работа по организации общения и взаимоотношений «учитель – ученик», «ученик – ученик», «учитель – ученик – родитель». Главная цель – помочь понять личностные смыслы общения, связанные с изучаемыми конкретными проблемами и жизнью в целом. И, конечно же, надо включить в работу изучение мнения учащихся о результативности их работы, а также давать необходимую информацию родителям о внеклассных мероприятиях и достижениях учащихся.

Я считаю, что экологическое воспитание помогает привлечь учащихся к экологической работе и решению экологических проблем своей местности, основанную на проведении совместных мероприятий экологической направленности, воспитать любовь и уважение к природе, нравственной и гражданской ответственности за её благополучие, приобрести навыки и умения в первичной помощи природе, воспитать способность видения окружающего мира.  Роль классного руководителя трудно переоценить, особенно в наше время, когда родители заняты поддержанием материального положения семьи. На  общение с ребенком тратится минимум времени. Значимость деятельности классного руководителя подтверждают и  сегодняшние социально – экономические условия, в которых идет формирование личности ребенка. Поэтому  свою работу классный руководитель должен строить исходя из самых разнообразных аспектов: это и общечеловеческие ценности, и развитие самореализующейся личности, и сохранение тела и духа, и потребность в общении с другими людьми. Главное – определить круг реальных возможностей ученика, его ближайшую зону развития, дать шанс на продвижение в интеллектуальном, нравственном развитии. Обязательно должны учитываться возрастные и индивидуальные особенности личности. Есть еще одно важное звено, которое классный руководитель не должен потерять: это создание ситуаций для добровольного выбора учениками тех форм внеклассной работы, которые хотелось бы использовать в классе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы классного руководителя по теме: "Роль классного руководителя в интеллектуальном развитии ребенка"

В данной статье я обобщаю свой опыт работы класснного руководителя по развитию интеллектуалых способностей, так как ученик и его интеллектуальные возможности - одно  из важных направл...

Семинар-практикум для классных руководителей «Формы внеклассной работы по нравственному воспитанию»

Данный семинар  имеет практическое назначение и позволяет создать необходимую базу для совершенствования  внеклассной работы по нравственному воспитанию....

Методическое объединение классных руководителей по теме "Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС" (семинар).

Приведен сценарий семинара для классных руководителей. Рассмотрены цели, задачи воспитательной работы по ФГОС. Цель деятельности классного руководителя в условиях ФГОС. Функции, задачи современного кл...

Выступление на МО воспитателей и классных руководителей на тему: "Роль английского языка в жизни спортсменов"

В настоящее время изучение иностранных языков является важным аспектом жизни современного человека. Иностранный язык дает нам возможность познакомиться с культурой и традициями других стран, способств...

Выступление на ШМО классных руководителей на тему: «Роль классного руководителя в системе воспитания школьников в условиях реализации ФГОС».

В условиях внедрения стандартов второго поколения особое место отводится роли и функциям классного руководителя. Деятельность классного руководителя непосредственно влияет на заключение лежащего в осн...

Модель проведения мастер-класса «Восстановительные технологии в работе классного руководителя при реализации модуля рабочей программы воспитания «Классное руководство»

В ходе мастер-класса будет продемонстрирован   метод восстановительной технологии,  прием   работы в рамках модуля    «Классное руководство» ...