Открытый урок "Земная кора. Литосферные плиты", 5 класс
план-конспект урока по географии (5 класс)
Открытый урок по географии "Земная кора. Литосферные плиты", 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Открытый урок по географии "Земная кора. Литосферные плиты", 5 класс | 34.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока «открытия новых знаний», 5 класс
Тема: «Литосферные плиты»
Цель: сформировать понятие «литосферные плиты», изучить внешние и внутренние силы, влияющие на формирование неровностей земной поверхности.
Задачи:
Образовательные-
сформировать знания о литосферных плитах, их видах, внутренних и внешних силах Земли и их влиянии на
формирование неровностей земной поверхности, систематизировать полученную информацию.
Развивающие-
развивать речевую активность, способность добывать знания из текста учебника, карт атласа;
развивать память, внимание, способность к анализу и самоанализу, взаимному контролю;
делать на основе полученных данных выводы;
развивать межпредметные связи с физикой, историей, краеведением.
Воспитательные-
формировать научное мировоззрение, эмоционально-ценностное отношение к своей планете и ее проблемам
(затопление прибрежных зон стран в результате движения литосферных плит), отношение к Земле как к объекту ценности.
Планируемые результаты:
Предметные:
усвоить понятие «литосферные плиты», изучить внешние и внутренние силы Земли,
продолжить формировать умение работать с географическими картами и материалами учебника;
Личностные: формирование эмпатии к изучению предмета и чувствам других людей,
осознание ценности планеты Земля как уникального космического объекта,
раскрыть значимость идеи – постоянное изменение планеты под воздействием различных сил;
Метапредметные:
развитие познавательной активности – формирование новых понятий на уроке,
логического мышления – материал о причинах движения литосферных плит, изменениях рельефа,
причинно-следственных связей на основе полученных знаний о внутренних и внешних силах планеты,
наблюдательности – сравнивать карты Литосферных плит и Сейсмической активности в атласе,
способность анализировать и преобразовывать информацию, оценивать правильность действий при обучении.
УМК: текст и рисунки учебника, карты атласа, плакат «Внутреннее строение Земли», ноутбук, мультимедийный проектор.
Структура урока на основе системно - деятельностного подхода
Этапы урока | Деятельность учителя, её содержание формы и методы | Деятельность учащихся, её содержание, формы и методы | УУД |
1.Организацион- ный | Проверяет готовность к уроку. Обеспечивает эмоциональный настрой на учебную деятельность. Презентация интересных фактов. | Взаимодействуют с учителем во время беседы. Включаются в деятельность. Определяются с задачей урока и с областью знаний. | Личностные: формируются учебно-познавательные мотивы; Регулятивные: саморегуляция –готовность к уроку; Коммуникативные: готовность к сотрудничеству, кратко формулировать мысли в устной форме. |
2.Актуализация знаний | Актуализирует знания по предыдущей теме. Фронтальная беседа: Давайте вспомним, что нам стало известно о строении Земли на прошлом уроке. Вопросы по домашнему заданию: Рассказать о внутреннем строении земли, строении земной коры, ее слоях и толщине; где максимальная мощность земной коры, назвать высочайшие горы. | Вспоминают содержание прошлого урока, отвечают на вопросы. Рассказывают о внутреннем строении земли, строении земной коры, ее слоях и толщине; где максимальная мощность земной коры, называют горные системы. | Познавательные: осознание необходимости изучения материала; Личностные: определение области незнания; Регулятивные: соотнесение известного и неизвестного; Коммуникативные: кратко формулировать мысли в устной форме, умение вести беседу. |
3.Целеполагание | Создание проблемной ситуации: итак, мы знаем, что земная кора не всегда выглядела так, как сейчас. Каким же образом поменялся ее облик, что способствовало этим изменениям, происходящим 3 миллиарда лет? Кроме того, мы знаем, что мантия – пластичное расплавленное вещество, которое медленно движется – могут ли эти движения так же вызывать изменения в земной коре? С помощью диалога подводит детей к формулировке цели и задач урока. Сегодня мы продолжим изучение строения земной коры. | Формулируют собственные затруднения и устанавливают недостаток знаний в определенной области. Различные варианты ответов. Настраиваются на получение новых знаний. | Познавательные: общеучебные - выделение главного, постановка цели; Регулятивные: контроль ответов сверстников; Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь; Личностные: воспитание культуры на уроке. |
4.Первичное усвоение новых знаний | Давайте посмотрим видеоролик, который расскажет нам, благодаря чему меняется облик земной коры. В процессе просмотра попробуем заполнить таблицу: Внутренние и внешние процессы Земли. Разбор порядка заполнения таблицы Какой вывод мы можем сделать из полученной информации? Фронтальная беседа с частично-поисковым методом обучения: как вы думаете, подвижна ли земная кора? Почему? Давайте разберем рисунок в параграфе. Что мы видим? Да, участки земной коры, разделенные разломами называются литосферные плиты. Запишем определение в тетрадь. Как вы думаете, с чем связано возникновение таких глубинных разломов? Все ли плиты на рисунке одинакового размера? Давайте найдем самые крупные. Так же назовем несколько мелких. Теперь давайте посмотрим, на каких плитах лежат большей частью материки и на каких – океаны. Таким образом, на какие виды мы можем разделить литосферные плиты? Найдите, на какой плите расположены Гималаи? Альпы? Кордильеры? Анды? | Просматривают видеоматериал, заполняют таблицу. Проверяют работу, фиксируют неточности, исправляют. Неровности земной поверхности формируются благодаря действию внутренних и внешних сил Земли. Выдвигают различные версии. Фронтальная беседа Ответы: Земная кора не сплошная, в ней имеются разломы, изображенные на рисунке. Записывают определение термина в тетрадь. С проявлениями внутренних сил Земли, движением мантии. Ответ: Нет. Находят 7 крупнейших плит и несколько мелких. Находят плиты с континентальной и океанической земной корой. На океанические и континентальные. Евразиатская, Евразиатская, Северо-Американская, Южно-Американская. | Познавательные: общеучебные – работа с источниками информации, осуществление поиска и отбора, умение делать умозаключения; Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль деятельности; Коммуникативные: выработка общего решения, взаимопомощь, выражение собственного мнения; Личностные: формирование личного отношения к получаемой информации, культуры общения. |
5.Первичная проверка понимания | Работа с карточками: учитель задает вопросы о материковых и океанических плитах (см. Таблицу с вопросами). Физминутка: Дружат птицы в вышине, Дружат рыбы в глубине. Дружит с морем океан. Дружат дети разных стран. | Отвечают на вопросы с помощью карточек. Выполняют упражнения. | Познавательные: осознанно отвечают на вопросы, сравнивают, обобщают,делают выводы,строят рассуждения, обобщают полученную информацию; Регулятивные: самоконтроль, оценивают свои достижения. |
6.Первичное закрепление учебного материала | Работа с атласом в парах. Что мы видим на этой карте? Какую еще информацию мы можем получить из нее. Давайте посмотрим, на границах каких плит представлены активные тектонические движения и вулканизм? Сделаем вывод из нашей работы. | Литосферные плиты и лежащие на них материки и океаны. На границах обозначены виды движений плит (раздвигаются и сталкиваются). Находят в атласе и выписывают литосферные плиты с тектонически активными зонами. Самые подвижные участки земной коры расположены вдоль границ литосферных плит. | Познавательные: строят рассуждения и обобщают полученную информацию, делают выводы; Регулятивные:умение оценить свою работу, самоконтроль, вз-контроль; Коммуникативные: излагают свое мнение, оценивают позицию другого, сотрудничают в поиске и сборе информации; Личностные: формирование эмпатии как осознанного понимания чувств других людей. |
7.Рефлексия деятельности (итог урока) | Побуждает к анализу деятельности. Как вы оцените свою работу сегодня? Всё получилось или нет? Смогли ли мы выполнить все задания и достичь поставленной цели? Акцентирует внимание на конечных результатах деятельности учащихся на уроке. | Организация учащимися самооценки деятельности на уроке. Фиксация степени соответствия поставленной цели и результатов своей деятельности. | Познавательные: умение выделять главное, делать выводы; Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; Коммуникативные: умение выражать свои мысли; формулировать собственное мнение и позицию; Личностные: понимают значение знаний для человека, умеют оценивать себя на основе критерия успешности. |
8.Домашнее задание | Домашнее задание: параграф 18, ответить на вопросы в конце параграфа; нанести на контурные карты литосферные плиты и подписать их названия, найти на карте и запомнить местоположение крупнейших горных систем. | Определяет объём и содержание домашней работы. | Познавательные: выделение существенной информации; Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
Источники:
1.География. 5-6 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / А.И.Алексеев и др. – М.: Просвещение, 2019г.
2.География. Начальный курс: 5 класс: учебник для учащихся образовательных учреждений / И.И. Баринова и др. – М.: Дрофа, 2020г.
3.С. Банников, Е. Домогацких. Атлас. География. Введение в географию. Физическая география. 5-6 класс. – М.: ООО «Русское слово – учебник», 2013
4.Гусева Е.Е. География. 6 класс. «Конструктор текущего контроля». Пособие для учителя. . М., «Просвещение», 2012.
5.Николина В. В.География. 6 класс. Мой тренажер. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М.Просвещение, 2008.
6.Современные научные исследования. Выпуск 1. – ART 53572. – URL: http://e-koncept.ru/2013/53572.html
7.http://nature.worldstreasure.com/ - чудеса природы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок 6 класс.Тема: Движение литосферных плит. Землетрясения.
Предмет: география Название учебно-методического комплекса:Линия учебно-методических комплексов по географии для 6-9 классов под редакцией О. А. Климановой, А. И. Алексеева Класс: 6 класс Тема: Дви...
Урок 6 класс. Презентация. Движение литосферных плит. Землетрясения.
Урок 6класс. Презентация...
Тектоника литосферных плит
Тектоника литосферных плит и происхождение Земли...
земная кора и литосферные плиты
архив содержит план-конспект урока по географии для 5 класса, а также презентацию к нему...
Презентация "Строение Земли и литосферные плиты"
Строение и движения земной коры.Гипотезы происхождения материков и впадин океанов....
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...
План-конспект урока: «Теория литосферных плит. Платформы и складчатые пояса»
План-конспект к уроку географии по теме «Теория литосферных плит. Платформы и складчатые пояса»...