Рабочая программа по географии 7 класс
рабочая программа по географии (7 класс)
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Общая характеристика программы курса.
Статус документа
Данная рабочая программа составлена на основании:
1. Стандарта основного общего образования по географии 2004 г.
2. Примерной программы для основного общего образования по географии 2004г. Сборник нормативных документов География М., «Дрофа», 2004 г.
Нормативно-правовая основа рабочей программы:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации».
- Федеральный базисный учебный план, утверждённый приказом Минобразования России от 09.03.2004г. №1312.
- Примерная программа основного общего образования по географии.
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2016/17 учебный год.
- Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного стандарта общего образования.
- Годовой календарный график МБОУ «Баевская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год, на основе которого устанавливается 34 недельная продолжительность учебного года.
- Учебный план МБОУ «Баевская СОШ» на 2020 – 2021 учебный год.
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих и общеземлеведческих знаний.
Программа определяет содержание предмета основной школы и отражает требования «Обязательного минимума» к общеобразовательной географической подготовке школьников; познавательные интересы учащихся.
Содержание программы сконструировано таким образом, что в курсе географии 7 класса пространственные представления формируются комплексно и на всех трех уровнях: планетарном, региональном и локальном.
География материков и океанов в 7 классе формирует в основном региональные представления учащихся о целостности и дифференцированности географической оболочки и связях между ее отдельными компонентами на материках, в регионах и странах мира.
Место предмета в учебном плане ОУ.
Рабочая программа, согласно Федеральному Базисному Учебному плану рассчитана на 68 часов (2 ч в неделю), конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения. Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу. Основное содержание программы направлено на сохранение и углубление мировоззренческого и воспитывающего потенциала семиклассников, развитию географической культуры школьников, осознание ими функционального значения географии для человека.
Количество часов:
Всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Плановых контрольных уроков - 2, зачетов - 4, тестов - 6, практических работ - 6 .
Административных контрольных уроков – 1.
Цели и задачи курса.
Изучение географии в 7 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на достижение следующих целей:
– создать у учащихся целостное представление о Земле как планете людей, раскрыть разнообразие ее природы и населения, ознакомить их со странами и народами, сформировать необходимый минимум базовых знаний и представлений страноведческого характера, необходимых каждому человеку нашей эпохи;
- раскрыть закономерности землеведческого характера;
- воспитывать убеждения бережного отношения к природе, международного сотрудничества в решении проблем окружающей среды на базе знаний о роли природных условий в жизни человека.
Изучение географии в 7 классе на базовом уровне основного общего образования направлено на решение следующих задач:
- познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;
- понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания.
- выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
- формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Используемый УМК:
1. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
4. Мультимедийнаяе обучающая программа ( электронный учебник): География 7 класс. География материков и океанов.
Требования к результатам обучения и освоения содержания.
В курсе «География материков и океанов» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения животного и растительного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, людей, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.
Содержание курса географии в основной школ является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
Школьный курс географии играет важную роль в реализации основной цели современного российского образования — формировании всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. В этой связи важнейшей методологической установкой, в значительной мере определяющей отбор и интерпретацию содержания курса географии, является установка на формирование в его рамках системы базовых национальных ценностей как основы воспитания, духовно-нравственного развития и социализации подрастающего поколения. В ходе обучения географии у выпускников основной школы должны быть сформированы:
ценностные ориентации, отражающие их индивидуально-личностные позиции:
- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель своего региона);- осознание выдающейся роли и места России как части мирового географического пространства;
- осознание единства географического пространства России как среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их. исторических судеб;
- осознание целостности географической среды во взаимосвязи природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;
- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества и готовность солидарно противостоять глобальным вызовам современности;
гармонично развитые социальные чувства и качества:
- патриотизм, принятие общих национальных, духовных и нравственных ценностей;
- эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования.
Обучение географии в основной школе должно быть направлено на достижение следующих личностных результатов:
- Овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях;
- Осознание ценности географического знания как важнейшего компонента научной картины мира;
- Сформированность устойчивых установок социально-ответственного поведения в географической среде – среде обитания всего живого, в том числе и человека.
Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключается в формировании и развитии посредством географического знания:
- Познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
- Гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;
- Способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умение управлять своей познавательной деятельностью;
- Готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.
К метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые, в том числе и в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:
- умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;
- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение и передачу, и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий;
- организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
- умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;
- умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.;
- умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать смысловые и целевые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:
- формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, жизни, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе ее экологических параметров;
- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
- формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умения и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Требования к уровню подготовки
В результате изучения географии материков и океанов на базовом уровне ученик должен
знать/понимать
- Основные географические понятия и термины; традиционные и новые методы географических исследований;
- Географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;
- Различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
- Специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее природы;
- Природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь:
1. Оценивать и прогнозировать:
- по тектонической карте изменения очертаний материков и океанов в отдаленном будущем;
- изменение климатов Земли;
- оценивать природные условия и природные богатства как условия для жизни и деятельности человека;
- основные взаимосвязи природы и человека;
2. Объяснять:
- особенности строения и развития основных геосфер Земли, а также причины процессов и явлений, происходящих в геосферах;
- особенности компонентов природы материков, различия в природе отдельных регионов континентов и акваторий океанов;
- особенности расового и этнического состава населения;
- особенности экологических ситуаций на материках и в акваториях океанов;
- основные закономерности и свойства, присущие географической оболочке;
- применять в процессе учебного познания основные географические понятия
3. Описывать:
- основные источники географической информации;
- географическое положение объектов (по карте);
- по схемам круговороты вещества и энергий;
- компоненты ландшафта, природные зоны, географические особенности крупных регионов материков и стран мира;
- объекты и территории по картам, картинам и др. источникам информации, создавая их географический образ;
- особенности материальной и духовной культуры крупных народов.
4. Определять (измерять):
-географическую информацию по картам различного содержания;
- вид и тип карт и др. источников знаний для получения необходимой информации.
5. Называть и показывать:
-важнейшие природные объекты материков и океанов, регионов и стран;
- основные тектонические структуры, мировые центры месторождений п\и, сейсмически опасные территории;
- факторы формирования климата;
- крупнейшие народы мира, наиболее распространенные языки, мировые религии, крупнейшие по площади и населению страны мира;
- страны мира, их столицы, крупные города;
- природные ресурсы суши и океана, меры по охране географической оболочки.
Условия реализации курса.
Используемый УМК и дополнительные методические пособия:
1. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс – М.: Дрофа, 2016.
2. Атлас. География материков и океанов. 7 класс.
3. И. В. Душина. География материков и океанов. Рабочая тетрадь для учителя. – М.: Дрофа, 2001.
4. В. А. Коринская, И. В. Душина, В. А. Щенев. География материков и океанов, 7 класс. Методическое пособие. – М.: Дрофа, 2000.
5. Мультимедийнаяе обучающая программа ( электронный учебник): География 7 класс. География материков и океанов.
6. ИНТЕРНЕТ – ресурсы и собственные ЭОР ( презентации по темам курса).
Формы и методы контроля достижения планируемых результатов включают практические, проверочные и контрольные работы, диагностические срезы знаний.
Диагностика усвоения учебного курса
Четверть | Раздел | Всего часов | Контрольные и проверочные тестовые работы | Практические работы |
1 четверть | 1 | 18 | - | 2 |
2 четверть | 2 и 3 | 47 | 1 | 2 |
3 четверть | 3 | 45 | 2 | 1 |
4 четверть | 3 и 4 | 47 | 3 | 1 |
Всего | 68 | 6 | 6 |
Календарно-тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Количество часов | Элементы содержания | Планируемые результаты | Применение ИКТ и ЭОР | Виды контроля | Дата проведения | |||
Предметные | Метапредметные и личностные (УУД) | план | факт | |||||||
Введение (3 часа ) | ||||||||||
1 | Что изучает география материков и океанов. | 1 | Материки, части света, острова, их происхождение, океаны. | Знать географическую номенклатуру: материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Антарктида Австралия. Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный-Ледовитый океан. | Уметь называть признаки различия между материками и частями света, объяснять положение Южного океана. | Электронный учебник. География. 7 кл. Презентация. | Фронтальный опрос, работа с Физической картой мира | |||
2 | Как люди открывали и изучали Землю | 1 | Основные этапы накопления знаний о Земле. | Знать как люди открывали и изучали Землю. | Знать: основные пути получения географической информации в прошлом, основные этапы накопления географических знаний; уметь показывать маршруты важнейших путешествий и объяснять результаты путешествий и научных открытий | Электронный учебник. География. 7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, работа с картой «Великие географические открытия», опережающие задания: «Великие путешественники прошлого» | |||
3 | Источники географической информации. Карта – особый источник географических знаний. Географические методы изучения окружающей среды. Практическая работа №1. «Определение координат крайних точек материков по картам материков». | 1 | Различия карт по охвату территории, масштабу, содержанию. Методы географических исследований. | Знать историю создания карт, роль, свойства и виды карт, способы изображения процессов и явлений на картах. Знать методы географических исследований. | Сформировать представление о делении карт на группы Знать алгоритм определения координат по физическим картам материков. | Электронный учебник. География. 7 кл | Фронтальный опрос, работа с Физической картой мира. Практическая работа №1. | |||
Раздел 1. Главные особенности природы Земли ( 18 часов ) | ||||||||||
Литосфера и рельеф Земли ( 3 часа ) | ||||||||||
4 | Происхождение материков и океанов. | 1 | Материковая и океаническая земная кора. Гипотеза литосферных плит. Сейсмические пояса. Платформы и области складчатости | иметь представление об океанической и материковой земной коре, знать семь крупнейших литосферных плит | уметь показывать на карте «Строение земной коры» её подвижные, устойчивые и активизированные области, основные плиты литосферы. | Электронный учебник. География. 7 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, работа с картой «Строение земной коры» | |||
5-6 | Рельеф Земли. | 2 | Закономерности размещения крупных форм рельефа. Рельеф-результат взаимодействия внутренних и внешних процессов. Соответствие строения земной коры и рельефа. | ознакомиться с процессами, которые формируют рельеф, сформировать представление о размещении крупных форм рельефа | Показывать на физической карте крупные формы рельефа материков. Объяснять с помощью карт зависимость крупных форм рельефа от строения земной коры. | Электронный учебник. География.7 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с картой «Строение земной коры» и с «Физической картой мира» | |||
Атмосфера и климаты Земли ( 5 часов ). | ||||||||||
7-8 | Распределение осадков на Земле. Общая циркуляция атмосферы. | 2 | Роль атмосферы. Понятие «климат». Климатические карты. Климатообразующие факторы. Зависимость климата от поступления солнечной энергии. Распределение температур, давления, осадков. Типы воздушных масс и их движение. Постоянные ветры: пассаты, западные ветры умеренных широт. | Познакомиться с климатической картой, её основным содержанием. Знать понятия «изотерма» и «изобара». Знать из каких показателей складывается понятие «состояние атмосферы», уметь читать климатическую карту мира. | Понимать зависимость температуры воздуха и поясов атмосферного давления от географической широты; Уметь называть свойства воздуха основных типов воздушных масс, основные типы ветров и показывать на карте области их распространения. Уметь объяснять перемещение областей высокого и низкого давления. Знать зональность в распределении температуры воздуха, атмосферного давления и количества осадков. | Электронный учебник. География.7 кл Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с «Климатической картой мира» | |||
9 | Климатические пояса Земли. | 1 | Основные, переходные, господствующие ВМ в основных поясах, перемещение ВМ в переходных поясах. Характеристика типов климата. Климатообразующие факторы. | Познакомиться с климатическими поясами Земли – их типами, особенностями распространения | Знать основные и переходные климатические пояса: экваториальный, субэкваториальный, тропический, умеренный, субарктический, субантарктический, арктический, антарктический. Уметь определять положение территории в климатическом поясе. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с картой «Климатические пояса и области мира» | |||
10 | Обобщающий урок по теме «Климат Земли» | 1 | Все понятия по теме «Климат Земли» | Знать все понятия по теме «Климат Земли» | Уметь пользоваться всеми видами климатических карт | Электронный учебник. География.7 кл. Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания, работа с картами | |||
11 | Практическая работа по теме «Рельеф и климат Земли». | 1 | Все понятия по теме «Рельеф и климат Земли». | Знать все понятия по теме «Рельеф и климат Земли». | Уметь пользоваться всеми видами физических и климатических карт | Электронный учебник. География.7 кл. Презентация. | Практическая работа №2 | |||
Гидросфера. Мировой океан ( 4 часа ). | ||||||||||
12 - 13 | Гидросфера. Воды Мирового океана. Схема поверхностных течений. | 2 | Части гидросферы; Мировой океан, ледники, воды суши. Температура и соленость вод Мирового океана. Водные массы. Течения: Гольфстрим, Северо-Атлантическое, Канарское, Северное и Южное пассатное, Западных ветров, Бенгельское и другие. | Знать все четыре части Мирового океана: Северный Ледовитый океан, Атлантический, Тихий, Индийский, уметь выделять Южный океан. Знать круговороты течений северного и южного полушария. | Уметь показывать на карте границы океанов, течения теплые и холодные, знать основные свойства океанской воды, приводить примеры антропогенных изменений природы Мирового океана. Понимать влияние мирового океана на климат Земли и данной местности, объяснять влияние тёплых и холодных течений на климат | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный опрос. Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с «Картой океанов» | |||
14 - 15 | Жизнь в океане. Взаимодействие океана с атмосферой и сушей. | 2 | Планктон, нектон, бентос Разнообразие жизни на разных глубинах океана. Мировой круговорот воды. Морской и континентальный климат. | Знать обитателей океан, как распределяется жизнь в океане, в зависимости от тепла и света. Знать понятия: мировой круговорот воды, морской и континентальный климат. | Понимать проблему рационального и нерационального использования биологических ресурсов. Понимать особенности взаимодействия океана с атмосферой и материками | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||
Географическая оболочка ( 4 часа ) | ||||||||||
16 | Строение и свойства географической оболочки. | 1 | Разнообразие растительного и животного мира. Особенности распространения живых организмов на суши и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. | Познакомится со строением и свойствами географической оболочки. | Понимать различие понятий «биосфера» и «географическая оболочка», представлять процесс развития географической оболочки. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||
17 | Природные комплексы суши и океана. | 1 | Взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. | Знать и понятие «природный комплекс» и взаимосвязь всех его компонентов. | Уметь описывать природные комплексы суши, океана, природные комплексы в горах и на равнинах с использованием различных типов карт. | Электронный учебник. География.7 кл | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||
18 | Природная зональность. | 1 | Разнообразие растительного и животного мира. Особенности распространения живых организмов на суши | Называть и показывать природные зоны Земли на суше и пояса в Мировом океане. | Уметь объяснять на конкретных примерах влияние на природные комплексы климата, рельефа, горных пород, состава вод в океанах. Уметь читать карту «Природных зон мира». | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, работа с картой «Природные зоны мира» | |||
19 | Практическая работа по карте природных зон. | 1 | Все понятия по теме «Географическая оболочка» | Знать все понятия по теме «Географическая оболочка» | Уметь работать с картой «Природные зоны мира» | Электронный учебник. География.7 кл | Практическая работ № 3 | |||
Раздел 2. Население Земли ( 2 часа) | ||||||||||
20 | Численность населения Земли. Размещение населения. Народы и религии мира. | 1 | Демография, перепись населения, численность населения планеты, естественный прирост населения, рождаемость, смертность, миграции, плотность населения, размещение населения, этнос, языковые семьи, мировые и национальные религии. | Знать понятия: демография, перепись населения, численность населения планеты, естественный прирост населения, рождаемость, смертность, миграции, плотность населения, размещение населения, этнос, языковые семьи, мировые и национальные религии. | Понимать причины различия плотности населения на планете. Уметь рассчитывать естественный прирост населения в абсолютных значениях. Понимать причины миграции населения на планете. Знать историю мировых и национальных религий. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||
21 | Хозяйственная деятельность людей. Городское и сельское население. | 1 | Хозяйство. сельское хозяйство, промышленность, транспорт, комплексные карты, городское и сельское население, материальная и духовная культура, культурно – исторические регионы мира, простейшие группировки стран. | Знать понятия: хозяйство. сельское хозяйство, промышленность, транспорт, комплексные карты, городское и сельское население, материальная и духовная культура, культурно – исторические регионы мира, простейшие группировки стран. | Понимать влияние хозяйственной деятельности человека на природный комплекс. Уметь работать с комплексными картами. понимать разницу в образе жизни городского и сельского населения. Уметь выделять культурно – исторические регионы мира. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||
Раздел 3. Океаны и материки ( 45 часов ). | ||||||||||
Африка ( 9 часов ) | ||||||||||
23 | Южные материки. Африка. Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. | 2 | Южные материки. ФГП и размеры Африки. Береговая линия. Гибралтарский пролив, Суэцкий канал, Гвинейский залив, п-ов Сомали, Мадагаскар. Равнины, горы, нагорья. Разломы земной коры. Размещение главных месторождений полезных ископаемых. | Знать основные особенности природы южных материков. Знать имена путешественников-исследователей Африки, показывать на карте положение экватора, тропиков, полюсов. Называть и показывать на карте основные географические объекты. Иметь представление о тектоническом строении, рельефе и полезных ископаемых материка. | Читать физическую карту Африки, определять координаты крайних точек материка. Научиться давать характеристику ФГП материка. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Физической картой Африки. | |||
28-29 | Климат. Внутренние воды. | 2 | Африка - самый жаркий материк Земли. Климатические пояса и типы погоды. Различия климатических поясов северного и южного полушарий. Основные речные бассейны. Крупные речные системы и озера, их роль в природе и значение для человека. Зависимость рек и озер от климата, тектоники, рельефа. | Уметь показывать климатические, пояса давать характеристику климата, знать закономерность размещения климатических поясов. Уметь показывать крупные реки и озёра материка, знать их особенности. | Иметь представление о климате Африки, основных факторах климатообразования. Познакомиться с крупнейшими реками и озерами Африки, их особенностями. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | 1.Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Физической и Климатической картой Африки.
2.Практическая работа № 4 «Сравнительная характеристика рек Африки» | |||
30-31 | Природные зоны Африки. Влияние человека. Заповедники и национальные парки. | 2 | Особенности проявления на материке широтной и высотной зональности. Природные зоны. Изменение природы в результате деятельности. Опасные явления природы. Заповедники и национальные парки. | Знать характеристику природных зон, уметь показывать их на карте. Объяснять взаимодействие природных компонентов в природной зоне. | Уметь давать сравнительную характеристику размещения и компонентов природных зон Африки. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой Природных зон Африки. | |||
32 - 33 | Население Африки. | 2 | Население и политическая карта. Зависимость размещения населения от исторических и природных факторов. Колониальное прошлое материка. Современная политическая карта | Уметь показывать страны Африки и давать характеристику населения и его хозяйственной деятельности.. | Уметь работать с тематическими картами, составлять характеристику страны. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | 1.Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с Политической картой Африки. 2. Мини – зачёт по карте Африки. | |||
34 | Обобщающий урок по теме «Африка» | 1 | Все понятия по теме «Африка» | Знать все понятия по теме «Африка» | Уметь работать с тематическими картами. | Электронный учебник. География.7 кл | Проверочный тест по теме «Африка» | |||
Австралия и Океания ( 7 часов ) | ||||||||||
35-36 | Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. | 2 | Географическое положение, история исследования, рельеф и полезные ископаемые Австралии. | Знать: приёмы определения географического положения Австралии, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение Австралии, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Знать основные формы рельефа Австралии, уметь находить их на картах. | Оценивать влияние географического положения на особенности природы Австралии. Понимать закономерности размещения форм рельефа и особенности расположения полезных ископаемых на материке. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической картой Австралии. | |||
37-38 | Климат. Внутренние воды. | 2 | Климат. Реки. Озёра. Зависимость рек и озер от климата, тектоники, рельефа. | Знать факторы формирования климата Австралии, основные реки и озёра, их особенности. | Понимать взаимозависимость климата Австралии и внутренних вод материка. Находить на карте главные реки и озёра. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической и климатической картой Австралии. | |||
39 | Природные зоны Австралии. Своеобразие органического мира. | 1 | Природные зоны Австралии, их уникальность. Эндемичные и реликтовые организмы. Австралийский скрэб. | Знать: природные зоны Австралии, их уникальность. Знать основные эндемичные и реликтовые виды растений и животных. Понимать условия формирования австралийского скрэба. | Уметь объяснять взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы материка. Объяснять происхождение эндемиков и их особенности. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | 1. Устный опрос, индивидуальные письменные задания. | |||
40 | Австралийский союз. Океания. | 1 | Австралийский союз. ФГП, происхождение основных островов. Заселение и современные народы. | Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. Знать: особенности природы и населения Океании | Уметь объяснять взаимодействия хозяйственной деятельности человека и природы островов. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. 2. Мини- зачет по карте Австралии и Океании | |||
41 | Австралия и Океания. Проверочная работа. | 1 | Все понятия по теме «Австралия. Океания» | Знать все понятия по теме «Австралия. Океания» | Уметь работать с картами материка и океана. | Электронный учебник. География.7 кл. | Проверочная работа ( тест ). | |||
Южная Америка ( 7 часов ). | ||||||||||
42- 43 | Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые. | 2 | ФГП и размеры материка, его сравнение с Африкой. Строение и рельеф (в сравнении с Африкой). Вулканы и землетрясения. Размещение полезных ископаемых. | Знать: приёмы определения географического положения континента , имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых | Уметь оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Понимать закономерности размещения форм рельефа и особенности расположения полезных ископаемых на материке. Определять сходства и различий в рельефе Африки и Южной Америки | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос. | |||
44-45 | Климат. Внутренние воды. | 2 | Климат и факторы его формирования. Климатические пояса и типы климата. Внутренние воды. Реки. Озёра. | Знать: особенности климата материка, основные речные системы, озёра материка Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, показывать главные реки и озёра на карте | Уметь выявлять зависимость климата материка от основных климатообразующих факторов. Понимать взаимозависимость климата Ю. Америки и внутренних вод материка. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической и климатической картой Ю.Америки. | |||
46 -47 | Природные зоны. Население. | 2 | Своеобразие органического мира материка. Проявление широтной зональности высотной поясности. Население и политическая карта. Народы материка: происхождение, современное население. | Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы. | Уметь объяснять взаимосвязь между компонентами природной зоны, показывать на карте эндемиков Южной Америки и природных рекордсменов материка. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | 1. Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон и с политической картой Южной Америки. 2. Мини- зачет по карте Южной Америки. | |||
48 | Проверочная работа по теме «Южная Америка» | 1 | Все понятия по теме «Южная Америка» | Знать все понятия по теме «Южная Америка» | Уметь работать с картами материка. | Электронный учебник. География.7 кл. | Проверочная работа ( тест ) | |||
Антарктида. ( 2 часа ) | ||||||||||
49 | ФГП. Рельеф и полезные ископаемые. | 1 | Антарктика. ФГП материка, история открытия. Современные исследования, их значение. Международное сотрудничество в изучении Антарктики. | Знать: приёмы определения географического положения континента, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек. | Уметь оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Объяснять особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка; | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической картой материка. | |||
50 | Климат. Растительный и животный мир. | 1 | Природа Антарктиды, ее океанические воды и льды. Лед Антарктиды. Климат. Животный и растительный мир. Природные богатства Антарктики. | Знать особенности климата; особенности природных зон материка. Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды. | Уметь выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов; объяснять своеобразие природы материка. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с климатической картой материка. | |||
Северная Америка ( 7 часов ) | ||||||||||
51-52 | Географическое положение. Рельеф. Полезные ископаемые | 2 | ФГП и рельеф. Океаны и моря у берегов Северной Америки, их влияние на природу материка. Строение поверхности материка и его сравнение с Южной Америкой. Роль древнего оледенения в формировании рельефа. Полезные ископаемые Кордильер и восточной части материка. | Знать: приёмы определения географического положения континента, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых | Уметь оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Понимать закономерности размещения форм рельефа и особенности расположения полезных ископаемых на материке. Определять сходства и различий в рельефе Северной и Южной Америки | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической картой Северной Америки. | |||
53-54 | Климат. Внутренние воды | 2 | Климатообразующие факторы. Климатические пояса и типы погод. Основные озерные и речные системы. | Знать: особенности климата Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. Знать: основные речные системы, озёра материка Уметь: показывать внутренние воды на карте. | Уметь сравнивать климат отдельных частей материка, расположенных в одном климатическом поясе, оценивать климатических условия жизни и хозяйственной деятельности населения. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической и климатической картой материка. | |||
55 | Природные зоны Северной Америки. | 1 | Особенности проявления зональности. Характеристика тундры, тайги, степи. Изменение природы под влиянием деятельности человека в разных частях материка. | Знать: особенности природных зон материка. | Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с картой природных зон Северной Америки. | |||
56 | Население и страны ( США, Канада, Мексика). | 1 | Население и политическая карта. Народы материка. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту, состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города. Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы | Уметь составлять описания путешествия по США с определением особенностей природы, населения, и его хозяйственной деятельности. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | 1. Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с политической картой Северной Америки. 2. Мини- зачет по карте Северной Америки. | |||
57 | Проверочная работа по теме «Северная Америка». | 1 | Все понятия по теме «Северная Америка» | Знать все понятия по теме «Северная Америка» | Уметь работать с картами материка. | Электронный учебник. География.7 кл. | Проверочная работа ( тест ) | |||
Евразия. ( 9 часов ) | ||||||||||
58-59 | ФГП. Особенности и развитие рельефа. Полезные ископаемые Евразии. | 2 | Евразия - величайший массив суши. ФГП, размеры материка. Океаны и моря у берегов Евразии, их влияние на природу. Рельеф Евразии и его отличие от рельефа других материков. Древнее оледенение. Сейсмические области, равнины, горы, нагорья. Размещение месторождений полезных ископаемых. | Знать: приёмы определения географического положения континента, имена исследователей континента и результаты их работы. Уметь: определять географическое положение материка, крайних точек, протяжённость с севера на юг и с запада на восток в градусной мере и километрах. Знать: особенности рельефа, зависимость форм рельефа от тектонического строения материка. Уметь: называть и показывать на карте крупные формы рельефа, месторождение полезных ископаемых | Уметь оценивать влияние географического положения на особенности природы материка. Понимать закономерности размещения форм рельефа и особенности расположения полезных ископаемых на материке. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической картой Евразии | |||
60 | Климат Евразии | 1 | Климатообразующие факторы их воздействие на распределение температуры воздуха, атмосферного давления, осадков. Климатические пояса и типы погод. | Знать: особенности климата Уметь: показывать климатические пояса и характеризовать типичные для них погоды, выявлять зависимость климата от основных климатообразующих факторов. | Уметь сравнивать климат Евразии с климатом Северной Америки; определять типы климата Евразии по климатограммам, оценивать климатические условия для жизни и хозяйственной деятельности людей. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с климатической картой Евразии | |||
61 | Внутренние воды Евразии | 1 | Распределение внутренних вод. Территории внутреннего стока. Крупнейшие речные и озерные системы. Основные типы питания и режима рек. Современное оледенение, многолетняя мерзлота. | Знать: основные речные системы, озёра материка Уметь: показывать внутренние воды на карте. | Понимать зависимость внутренних вод материка от климата и рельефа. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с физической картой Евразии. | |||
62-63 | Природные зоны Евразии. | 2 | Природные зоны Евразии (в сравнении с зонами Северной Америки). Высотная зональность в Альпах и Гималаях. Антропогенные изменения. Современные ландшафты, опасные природные явления. | Знать: особенности природных зон материка. Уметь: объяснять своеобразие природы материка, характеризовать природу отдельных частей материка | Уметь сравнивать природные зоны по 40 параллели в Евразии и Северной Америке, выявлять черты сходства и различия в чередовании зон, в степени их антропогенного изменения | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org Презентация. | 1. Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа картой природных зон Евразии. 2. Мини- зачет по карте Евразии. | |||
64-65 | Население и страны Евразии. (обзор) | 2 | Население и политическая карта. Народы материка. Основной обзор. | Знать: численность, плотность, особенности размещения населения; современную политическую карту. Уметь: определять по карте географическое положение страны и её столицы, показывать по карте крупные страны и их столицы | Знать: состав территории и её регионы, черты различия между странами, входящими в регион; главные особенности населения: язык, быт, народные промыслы, религия; крупные города. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | 1. Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с политической картой Евразии. 2. Мини- зачет по карте Евразии ( продолжение) | |||
66 | Проверочная работа по теме «Евразия» | 1 | Все понятия по теме «Евразия» | Знать все понятия по теме «Евразия» | Уметь работать с картами материка. | Электронный учебник. География.7 кл. | Проверочная работа ( тест ) | |||
Океаны (4 часа) | ||||||||||
Тихий океан. | 1 | Географическое положение, границы, размеры. Моря, заливы. Глубины и рельеф дна, острова, их происхождение. Влияние климата на температуру и соленость поверхностных вод. Течения. Природные богатства, их использование человеком. | Познакомиться с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, с гидрологическими условиями и хозяйственным использованием Тихого океана | Изучить особенности природы, познакомить с органическим миром Тихого океана. Уметь находить страны, выходящие к Тихому океану и основные транспортные морские пути. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Фронтальный и устный опрос, работа с «Картой океанов». | ||||
Индийский океан. | 1 | Географическое положение, границы, размеры. Моря, заливы. Глубины и рельеф дна, острова, их происхождение. Влияние климата на температуру и соленость поверхностных вод. Течения. Природные богатства, их использование человеком. | Познакомиться с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, с гидрологическими условиями и хозяйственным использованием Индийского океана | Изучить особенности природы, познакомить с органическим миром Индийского океана. Уметь находить страны, выходящие к Индийскому океану и основные транспортные морские пути. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с «Картой океанов» | ||||
Атлантический океан. | 1 | Географическое положение, границы, размеры. Моря, заливы. Глубины и рельеф дна, острова, их происхождение. Влияние климата на температуру и соленость поверхностных вод. Течения. Природные богатства, их использование человеком. | Познакомиться с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, с гидрологическими условиями и хозяйственным использованием Атлантического океана | Изучить особенности природы, познакомить с органическим миром Атлантического океана. Уметь находить страны, выходящие к Атлантическому океану и основные транспортные морские пути. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с «Картой океанов» | ||||
Северный Ледовитый океан. | 1 | Географическое положение, границы, размеры. Моря, заливы. Глубины и рельеф дна, острова, их происхождение. Влияние климата на температуру и соленость поверхностных вод. Течения. Природные богатства, их использование человеком. | Познакомиться с физико-географическими особенностями, происхождением берегов, рельефом дна, с гидрологическими условиями и хозяйственным использованием Северного Ледовитого океана | Изучить особенности природы, познакомить с органическим миром Северного Ледовитого океана. Уметь находить страны, выходящие к Северному Ледовитому океану и основные транспортные морские пути. Иметь представление о Северном морском пути. | Электронный учебник. География.7 кл. Интернет – ресурсы. Сайт Википедия ru.wikipedia.org | Устный опрос, индивидуальные письменные задания. Работа с «Картой океанов» | ||||
Раздел 4. Географическая оболочка – наш дом. ( 2 часа ) | ||||||||||
Закономерности развития географической оболочки. | 1 | Географическая оболочка, ее свойства и части, взаимосвязь между ними. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных условиях. | Знать: этапы развития географической оболочки. | Уметь: называть состав географической оболочки и объяснять связи между её компонентами. | Электронный учебник. География.7 кл. | Фронтальный и устный опрос. | ||||
Взаимодействие природы и общества. | 1 | Все понятия по теме. «Природа и общество» | Знать: как взаимодействуют природа и общество, как влияет деятельность человека на природу. | Уметь: объяснять причины географической зональности, значение природных богатств для человека, влияние человека на природу | Электронный учебник. География.7 кл. | Итоговое тестирование. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...