Конспект урока в 6 классе
план-конспект занятия по географии (6 класс)

Слугина Ольга Михайловна

Конспект урока по географии в 6 классе "Атмосфера и человек"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_v_6_klasse.docx26.21 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока «Атмосфера и человек».

Цель урока: создать условия для формирования у обучающихся представления о значении атмосферы для человека;  выявления влияния погодных и климатических условий  на быт и здоровье людей; правилах поведения во время опасных атмосферных явлений.

Основные термины, понятия:Значение атмосферы для человека. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.

Компоненты урока:

Когнитивный компонент: охрана атмосферы; опасные атмосферные явления.

Деятельностный компонент:выявить значение атмосферы для человека; описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей; составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений; сопоставлять и отбирать информацию, полученную из нескольких источников; включаться в обмен мнениями по вопросу охраны атмосферы.

Эмоционально-ценностный компонент урока: оценить значение атмосферы; оценивать жизненные ситуации с точки зрения соблюдения правил поведения во время опасных атмосферных явлений.

Планируемые результаты обучения:

Личностные: сознавать  единство человека и атмосферы, ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные:  уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи;  вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; уметь взаимодействовать с людьми и работать в коллективе,  высказывать суждения, подтверждая их фактами;  владеть  элементарными практическими умениями работы с учебником и другими источниками информации.

Предметные:формировать представление о влиянии атмосферы на человека, об особенностях деятельности людей ведущей к возникновению экологических проблем в атмосфере; формировать владение умениями и навыками соблюдения мер безопасности во время опасных явлений в атмосфере.

Формы работы:фронтальная, парами.

Ресурсы:

Линия учебно-методических комплектов «Полярная звезда»:

   1. География. 5-6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. Под ред. А.И. Алексеев, Е.К.Липкина, В.В.Николина, и др. – М.: Просвещение, 2012. – 192 с.: ил., карт.

Авторская мультимедийная презентация «Атмосфера и человек».

Оборудование: компьютер, мультимедийная установка, экран.

Ход урока.

Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята!

Есть ли, дети, одеяло,

Чтоб всю Землю укрывало?

Чтоб его на всех хватило,

Да притом не видно было?

Ни сложить, не развернуть,

Ни пощупать, ни взглянуть?

Пропускало б дождь и свет,

Есть, а вроде бы и нет?!

- Ребята, что это?

Актуализация знаний.

-Правильно, ребята, это -  атмосфера!

-Посмотрите на экран,  перед вами изображения двух планет - Земли и Луны. Чем отличаются эти планеты по внешним признакам друг от друга?

  • Да ребята, на Лунная поверхность покрыта метеоритными кратерами. На луне очень холодные ночи (до -1700С!) и жаркие дни (до +1300С!). На Луне нет жизни!И главной отличительной  особенностью отличия Земли от Луны является то, что у Луны нет оболочки, а у Земли - есть, Атмосфера.  А что бы было, если бы у Земли не было Атмосферы ?

( не было бы жизни)

  • Мы изучили уже с  вами  состав и строение  Атмосферы. Человек живет  на самой удивительной планете Солнечной системы – планете Земля. Земля уникальна. Чем же она отличается от всех других известных нам планет?

(на Земле есть вода,  воздух,  жизнь)

  • Ребята, как вы считаете, какая сегодня у нас тема урока?

(Как атмосфера связана с человеком...)

  • Правильно, тема нашего урока «Атмосфера и человек» , открываем тетради, записываем число и тему.

  • Ребята,   атмосфера важна для жизни, а значит и для человека.  Как вы считаете, что мы с вами сегодня должны узнать?

Постановка целей

( как влияет атмосфера на  людей, как люди могут повлиять на атмосферу)

-Правильно!

Изучение нового материала.

  • Ребята, мы уже знакомы с  атмосферой., но еще недостаточно. А получить новые знания нам поможет работа с учебником. Открываем  в учебнике  стр 146, прочитайте первый абзац и скажите, какое значение имеет атмосфера?

           -Поработаем со схемой....

Атмосфера

(-защита от метеоритов и ультрафиолетовых лучей;

-защита от охлаждения и перегревания;

-обеспечивает жизнь;

-формирование погоды)

Заполнение схемы на интерактивной доске

-Молодцы, ребята!Жизнь человека невозможна без атмосферы, но, взгляните на эти фотографии...Хозяйственная деятельность человека приобрела огромные масштабы. Транспорт и промышленные предприятия  особенно сильно загрязняют воздух в давно освоенных и густо заселенных районах планеты.Задача человека, сохранить атмосферу....Давайте вспомним, какие газы входят в состав атмосферы?

(Азот, кислород, и др)

-Правильно, ребята! На Земле  природа пока поддерживает  равновесие :  кислорода производится примерно столько же, сколько и потребляется. Наша страна  выполняет важную роль в  поддержании мирового экологического равновесия.  Территория России  - самая большая в мире, около 1/9  части всей суши.

  • А что является источником кислорода?

(деревья, леса)

-Верно! У нас огромные площади лесов, и кислорода производится гораздо больше, чем сжигается.  Охрана атмосферы так же важна, как и охрана недр и вод.

-Ребята, посмотрите на слайд. Перед вами фотографии, давайте выйдем к доске и составим соответствие.

(Работа  на интерактивной доске)

- Ребята, загрязнение  атмосферы  бывает природным (естественным)- лесные пожары, извержения вулканов, пыльные бури,  и антропогенным (загрязнение человеком) – это  автомобильный транспорт, отходы промышленного производства, отходы сельскохозяйственного производства и выбрасывание веществ при сгорании нефти и угля.

- Без атмосферы нам не выжить. Но всегда ли атмосфера к нам «добра»? О том, что человек чувствителен к природе, известно уже тысячи лет...При низкой смене погоды снижается работоспособность, обостряются болезни, увеличивается число ошибок, несчастных и даже смертельных случаев. Чаще других на изменения атмосферного давления и скорости ветра  реагируют люди с повышенным кровяным давлением.При ветре со скоростью 4,5 м/с  может произойти  сужение  кровеносных сосудов. Сырая, мрачная или штормовая погода  может вызвать угнетенное состояниях.

  • А как вы считаете, люди какого возраста самые чувствительные к изменениям погоды?

(пожилого)

-Верно  ребята, это люди пожилого возраста и люди, страдающие хроническими заболеваниями. Поэтому  внимательно относитесь  к своим родным и близким при изменении погоды.

  • Ситуационная задача. Ребята, посмотрите на экран. Перед вами фотографии людей, живущих в разных климатических условиях. Давайте подумаем, какой температурный режим подходит для жителей этих фотографий.
  • А какой режим подходит для нас?

  • У природы нет плохой походы,

            Каждая погода благодать...

            Дождь и снег в любое время года

             Надо благодарно принимать.... Это стихи Эльдара Рязанова....Оказывается, у природы есть и плохая погода...Известны ли вам  какие - нибудь опасные атмосферные явления?

(гроза, туман, смерч, ураган,)

  • Да ребята, оказывается, даже дождь, если он сильный , может доставлять много бед...Послушайте ситуативную задачу

Страшный сон

"Я шла по деревне, когда неожиданно поднялся сильный ветер. Он гнал пыль по дороге, снес летний сарай, повалил забор, сорвал с доски кузова лесовоза. У меня возник вопрос: "Почему при таком ветре я так спокойно иду?" в это мгновенье доска обрушилась на меня ,ударив в бок...Я проснулась  оттого, что упала с кровати на пол. Хорошо, что это был лишь сон".

Вы познакомились с рассказом девочки о страшном сне. Давайте посмотрим на экран и определим, какое природное явление приснилось девочке.

  • Теперь разберем остальные....

Атмосферное явление

Характеристика

Ураган

Мощные атмосферные вихри, внутри которых из-за больших перепадов давления скорость доходит до 110 м/с. Ураганный ветер сметает строения, разрушает дороги, обрывает линии связи.

Туман

Ухудшается видимость

Гроза

Атмосферное явление, при котором возникают молнии и гром. Грозы нарушают радиосвязь, являются причиной гибели самолетов

Смерч

В  грозовом облаке  возникает атмосферный вихрь


-Ребята, а сейчас у нас минутка релаксации....

Физкультминутка (музыка)

Закройте глаза, расслабьте тело,

Представьте – вы птицы, вы вдруг полетели!

Теперь в океане дельфином плывете,

Теперь в саду яблоки спелые рвете.

Налево, направо, вокруг посмотрели,

Открыли глаза, и снова за дело!

  • Сейчас я предлагаю вам очутиться  в виртуальной реальности, и посмотреть, как возникает гроза, ураган ....

(работа с виар очками)

  • Ребята, это очень опасное атмосферное явление, которое возникает независимо  от людей. Но деятельность человека может привести к еще более опасным  последствиям.
  • Ситуационная задача
  • Посмотрите  на экран и скажите, что нужно предпринять в данной ситуации?

  • Почему необходимо охранять атмосферу?

(Потому что чистота атмосферы сохраняет жизнь на планете)


Закрепление

-Домашнее задание: подготовить памятку: Правила поведения во время опасных атмосферных явлений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку

Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие:     показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...

Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.

Тема:                   ПричастиеТип урока:          Урок о...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»

Предмет      история           Класс    5Тема урока    «Военные походы фараонов»Цель урока: ...

Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»

Урок  история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...

Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"

Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...

Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.

Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...

Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».

Тема  урока:  « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...