Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.
статья по географии
СТАТЬЯ ДЛЯ УЧАСТИЯ В III МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЙ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ "ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ГУМАНИТАРНЫХ ДИСЦИПЛИН ( МАТЕРИАЛЫ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ)
Скачать:
Предварительный просмотр:
Работа с текстом учебника на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся.
Вопрос формирования функциональной грамотности –один из стратегических вопросов современного образования. Функциональная грамотность сегодня стала важнейшим индикатором общественного благополучия , а функциональная грамотность школьников –важным показателем качества образования.
В условиях модернизации образования роль истории , имеющей множество смежных с другими дисциплинами областей исследования, возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения ,жизненно важных для людей задач и проблем.
Можно выделить несколько основных видов функциональной грамотности , которые формируются на уроках истории и обществознания . такие как:
-коммуникативная грамотность .предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать устную и письменную речь ; самостоятельно выражать свои мысли и рассуждения в устной и письменной речи;
-информационная грамотность – умение осуществлять поиск информации в учебниках и справочной литературе, извлекать информацию из интернета;
-деятельностная грамотность – это проявление организационных умений и навыков ,именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать, при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку .
Читательская грамотность выделяется как один из элементов информационной грамотности. На уроках истории и обществознания формирование читательской грамотности происходит через работу с текстом учебника.
Анализируя самостоятельную работу обучающихся с текстом на уроках , можно выделить ряд проблем, с которыми они сталкиваются:
-обучающиеся не всегда могут найти необходимую информацию из предлагаемого текста, проанализировать и обобщить полученные сведения;
-не умеют использовать приобретенные знания на практике;
-многие не обладают навыком преобразования информации, полученной из схемы,таблицы и диаграммы;
-ученикам трудно понимать и извлекать информацию из оригинальных текстов.
Таким образом, из вышесказанного можно сделать вывод ,что не каждый ребенок обладает умениями критически оценивать и осмысливать прочитанный текст , применять полученную информацию на практике. А эти навыки являются самыми важными и необходимыми .При изучении материала по истории и обществознанию серьезное внимание необходимо уделять самостоятельной работе обучающихся с учебным и оригинальным текстом. Это позволяет развивать умение поиска путей решения проблем, умение действовать в разных ситуациях, самостоятельно добывать недостающую информацию.
Процесс развития функциональной грамотности на уроках осуществляется в виде заданий, проблемных вопросов и ситуаций. Например, можно использовать такие формы и методы работы, как составление вопросов к тексту, тезисного плана, хронологических таблиц и логических схем; преобразование цифровой информации в диаграмму и гистограмму ; подбор примеров к тексту ; комментированное чтение ; аналитическое чтение ; составление рассказа по иллюстрации ; выделение смысловых частей текста…..
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование кейс – технологии на уроках истории и обществознания как средство формирования ключевых компетенций обучающихся
Последние исследования педагогов и психологов показывают, что успех в информационном обществе доступен только тем учащимся, которые смогут применять свои знания в незнак...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности учащихся
Сегодня компьютер превратился в привычный атрибут повседневной жизни. Для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. Информационная к...
Обобщение опыта по теме "Применение системно - деятельностного подхода на уроках истории и обществознания как средство повышения творческих способностей обучающихся"
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КАРТА ПЕДАГОГА город Губкин, Белгородская область...
Использование ИКТ на уроках истории и обществознания как средство формирования информационной компетентности обучающихся
Доклад на муниципальном семинаре учителей истории об использовании ИКТ на уроках истории и занятиях по краеведению...
«Электронные поисковые системы как средства формирования функциональной грамотности обучающихся на уроках русского языка»
ФГОС обозначил приоритетные направления развития личности ученика. Большую роль в этом играют электронные поисковые системы . Они позволяют у учащихся развить личностные результаты: -понимание ...
Доклад "Работа с учебным текстом на уроках истории и обществознания как средство формирования функциональной грамотности обучающихся"
Формирование функциональной грамотности занимает одну из главных ниш педагогической деятельности, его реализация проходит в рамках самых разных учебных дисциплин. Значимое место среди прочих предметов...
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫЕ ЗАДАЧИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 5-8 КЛАССАХ...