Урок по теме "Реки России"
материал по географии (8 класс)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Лукошинская СОШ Купинского района
Тема: «Реки России»
Конспект урока составила:
учитель географии Цыганкова Г.П.
Тип урока: открытие нового материала.
Урок посвящен изучению речной системы на примере реки Волги (на основе воспоминаний М.В. Нестерова).
Цель урока: сформировать понятия: падение, уклон; продолжить формирование умений устанавливать зависимость направления течения реки от характера рельефа, режима реки от климата; работать с географической картой; работать с неадаптированными текстами (на примере воспоминаний М.В. Нестерова); составлять описание реки.
Оборудование: физическая карта России, атлас, контурные карты, презентация, автопортрет М.В. Нестерова (1915г.). Картины М.В. Нестерова. «Река Белая», «Река Уфимка», «За Волгой», «На Волге», «Вечер на Волге. «Одиночество», репродукции картин на сайте: Русские художники 18-20 веков.
Задачи урока:
Образовательная:
1. Обобщить и углубить знания учащихся о реках как одном из важных компонентов природы.
2. Сформировать представление о реках России их особенностях - распределении по бассейнам, истоках питания, режиме, размерах.
3. Определить особенности влияния на реки климата и рельефа.
4. Сформировать представление о падении и уклоне реки.
5. Отработать навыки определения падения и уклона рек.
Развивающая:
1.Развитие у учащихся познавательного интереса к самостоятельному поиску знаний.
2. Стимулирование творческой мыслительной деятельности.
3.Развитие ответственности, организованности, самостоятельности.
Воспитательная:
1. Воспитание дисциплинированности, положительного отношения к знаниям.
2. Формирование чувства любви к родной природе.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы:
Умение управлять своей познавательной деятельностью;
Сотрудничество с учителем, друг с другом;
Понимания о необходимости изучения рек как водные ресурсы своей страны.
Образ великой русской реки Волги.
Обучающие получат возможность для формирования:
Сознательного отношения необходимости изучения вод России.
Метапредметные результаты :
1) регуляторные
Обучающий научится:
Самостоятельно определять цели, ставить и формулировать задачи для достижения цели
Оценивать результаты своей работы, в конце урока.
Обучающий получит возможность научиться:
Находить, выявлять причинно - следственные связи;
2. Познавательные:
2) Познавательные
Обучающийся научится:
Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления.
Выявлять причины и следствия простых явлений.
Обучающий получит возможность:
Критически оценивать информацию, анализировать.
3) Коммуникативные
Обучающийся научится:
умение общаться и взаимодействовать друг с другом.
Обучающийся получит возможность научиться:
Работать в паре.
Воспринимать критические замечания
Предметные результаты:
Обучающийся научится:
Решать задачи, работать с картами контурными, атласами, дополнительными источниками литературы;
называть и правильно показывать на карте реки, работать с планом с таблицами;
объяснять причины падения, уклона рек;
Получит возможность научиться:
Использовать знания в практической деятельности, полученные на уроке;
Работать с картами, атласами, картинами
Ход урока
1. Организационный этап: приветствие, проверка к готовности урока.
2. Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос.
Какие внутренние воды вам известны?
Докажите, что Россия – одна из богатейших стран мира по запасам воды?
Послушайте стихотворение и определите тему урока.
Учитель:
Есть в мире много всяких рек,
Великих, сильных, полноводных,
Коварных, тихих, благородных,
Воспел их в песнях человек.
Есть Дон, Кубань, Урал, Ока,
Есть Волга матушка-река
(учащиеся определяют тему урока)
2. Этап изучения нового материала (с элементами проблемного диалога в течение урока)
Учитель. Реки России – это ее гордость и слава. По количеству речного стока наша страна занимает первое место в мире, уступая лишь Бразилии с ее знаменитой р. Амазонкой. всего в России около 2,5 млн. рек общая протяженность более 8 млн. км.
Из 34 крупнейших рек мира, имеющих длину более 2000 км, в России полностью или большей частью своего течения находятся 7 рек (таблица 1)
Крупнейшие реки России
Река | Длина, км | Площадь бассейна, км² | Годовой сток, км³ | Средний годовой расход воды , м³/сек. |
Обь с Иртышом | 5410 | 2990000 | 404 | 128000 |
Амур с Аргунью | 4440 | 1855000 | 344 | 10900 |
Лена | 4400 | 2490000 | 536 | 17000 |
Енисей с Б.Енисеем. | 4092 | 2580000 | 624 | 19800 |
Волга | 3531 | 1360000 | 251 | 7950 |
Оленек | 2270 | 219000 | 57 | 1800 |
Колыма | 2129 | 647000 | 120 | 3800 |
(Под руководством учителя учащиеся находят крупнейшие реки на карте.)
Вопрос.
1. На основании, каких признаков выделены крупнейшие реки? (длина, площадь, бассейн).
На основании этих признаков эту классификацию можно продолжить.
Кроме крупнейших выделяют:
- крупные реки (площадь бассейна более 50 тыс. км², имеющие длину от 1-2 тыс. км), например: реки Кама (длина – 1805 км, площадь бассейна - 507 тыс. км²); Ока (длина – 1498 км, площадь бассейна - 245 тыс. км²); Белая (длина - 1420 км, площадь бассейна -142 тыс. км²);
- средние реки (длина от 100 до1000 км, площадь бассейна 2-50 тыс. км²), например: река Кубань – длина 970 км, площадь бассейна 49,7 км²;
- малые реки (длина 10-100 км, площадь бассейна до 2 тыс. км²), например реки Ямало-Ненецкого Автономного округа, протекающие в окрестностях г. Ноябрьска (река Нанкпех – длина 45,5 км, площадь бассейна 209,6 км², река Янхаяха – длина 38 км, площадь бассейна 173,8 км²)
(Под руководством учителя учащиеся находят реки на карте.)
В 2018 г. 31 мая (19 – по старому стилю) общественность, профессиональные художники и любители живописи отметили славную дату -155 лет со дня рождения русского художника, мастера сюжетных композиций и пейзажа, портретиста М.В. Нестерова (демонстрация портрета художника).
Волею судьбы живописцу приходилось совершать поездки, бывать во многих регионах нашей страны, ближнего зарубежья. М.В. Нестеров совершал большие путешествия почти через всю европейскую часть России – сначала от г. Уфы до Москвы, потом от г. Уфы до Петербурга. Жил в г. Киеве, бывал в Крыму, на Кавказе, Русском Севере и др.
После первого года обучения в Москве, в училище К.П. Воскресенского, Михаил в сопровождении отца едет в г. Уфу, домой на летние каникулы. Эту поездку он описал в своих воспоминаниях.
Задание.
Прочитайте отрывок из воспоминаний М.В. Нестерова[1] , в котором художник описывает поездку из Москвы в г. Уфу. «Вот и Нижний, вокзал, в нем уголок Дивеевского монастыря. Старая монашка продает всякого размера и виды картины, образки старца Серафима <….>. На душе хорошо, весело.
Выходим с вокзала, нанимаем извозчика, садимся в дрожжи <….> и летим по булыжникам к Оке, к пристани, <…>. Вот и мост. Гулко по мосту стучат подковы нашей бодрой лошадки, свежий речной запах охватывает нас.
Вот и пристани, пароходная конторка. Вот «Волжская» с золотой звездой на вывеске. Там «Самолет», «Кавказ и Меркурий», «Надежда» Колчиных и другие (акционерные пароходные компании на Волге в конце 19 в начале20 в.).
< …>. Через час-два пароход «Поспешный» отплывает и «побежим» в «на низ», к Казани. Третий свисток . Отваливаем.
Среди сотен пароходов, баржей, белян бежим мы мимо красавца Нижнего. Вот и кремль, старый его собор, губернаторский дом. <…> Миновали Печерский монастырь, и Нижний остался позади.
Пошли обедать. Чудесная уха из стерлядей, стерлядь заливная, что-то сладкое. Попили чайку, вышли на палубу. Ветерок такой приятный. Нас то перегоняют, то отстают от парохода волжские чайки6 они обычные пароходные спутники. Бежим быстро. Вот и Работки -первая пристань вниз по Волге. Глинистые берега ее тут же похожи на каравай хлеба. Пристали ненадолго. Опять пошли. С палубы не хочется уходить. <…>, Показались Исады, а за ними четырехглавый собор Макария Желтоводского. Здесь некогда была Макарьевская ярмарка. (Макарьевская ярмарка устраивалась при Макарьев – Желтоводском Троицком монастыре , основанном в 15 в. В 1817г после пожара ярмарка была переведена в Нижний Новгород). Пристали у Исад, прошли мимо Макария. Дело к вечеру. На судах, на караванах зажглись сигнальные огни. По Волге зажглись маяки. Стало прохладно, в морщинах холмов еще лежит снег. Подуло с берега холодом. <…>
Рано утром Казань. Пересядем на Бельский пароход – и Камой до Пьяного Бора, потом по белой до самой Уфы.
Проснулся в Казани. <…>Мы пересели на Бельский пароход «Михаил» и часа через три отвалили от Казани. Прошли мимо Услона, на горе которого много лет позднее в милой, дружеской компании <…> лежал я такой веселый, жизнерадостный. <…>
Вот и Кама, такая бурная, мятежная, трагичная, не то матушка Волга, спокойная, величаво - дебилая (прочный, крепкий по С.И. Ожигову). Суровые леса тянутся непрерывно. <…> Прошли Святой Ключ, имение Стахеевых. Тут где-то жил да родился И.И. Шишкин., славный русский живописец сосновых лесов, таких ароматных , девственных. . Тут и набрался Иван Иванович своей силы богатырской, той первобытной простоты и любви к родимой стороне, к родной природе.
Вот и Пьяный Бор, скоро войдем в Белую. Ее воды разнятся с водами всегда чем-то возмущенной Камы. Пошли родными берегами. Они так грациозны, разнообразны. Белая, как капризная девушка, постоянно меняет направление, то повернет в право, то влево, и всем , всем она недовольна, все-то не по ней. А уж на что краше кругом. Берега живописные, мягкие, дно не глубокое, воды прозрачные, бледно-зеленые. Не даром она названа «Белой». Прошли татарские названия пристаней, разные Дюртюли и прочие. Завтра будем в Уфе. Вот и Бирск, а потом Благовещенский завод. <…>Далеко видны конторки на Сафроновской пристани. <…>»Михаил» вышел из-за косы и прямо бежит к Бельской конторке. <…> Незабываемые минуты. Пароход дал тихий ход. <…>
Еще год назад все было огромно, а сейчас после Москвы, все такое маленькое… и улицы и домики. Все, все маленькое. Зато так много садов.».
Вопросы для беседы:
1. О какой речной системе идет речь в отрывке?
2. Назовите основные элементы речной системы?
3. Какие бывают притоки?
4.Какие притоки называют правыми, левыми?
5. Какие притоки называют притоками I, II, III порядка?
6. Какие притоки р. Волги упомянуты в отрывке.
7. Дайте характеристику.
Кроме упомянутых у р. Волги есть еще и другие притоки. (учитель показывает на карте притоки р. Камы: р. Вишера, р. Чусовая, р. Вятка; притоки р. Оки: р. Москва, р. Клязьма, р. Мокша.)
Рекам, описанным М.В. Нестеровым в воспоминаниях , посвящены и картины художника. Картина «Река Уфимка», написанная М.В. Нестеровым, не упоминается в прочитанном отрывке из воспоминаний художника, но запечатлена на его картине. Она относится к речной системе р. Волги, являясь правым притоком р. Белой. (учитель показывает ее на карте; длина – 918 км, площадь бассейна -53,1 тыс. км²)
Вопрос.
1. К какой реке, согласно рассматриваемой классификации, она относится?
Задания:
1. Работа с текстом М.В. Нестерова и картой атласа, определите, какие города стоят на р. Оке; на р. Волге; на р. Каме; на р. Белой.
2. Отметьте на контурной карте России географические объекты, которые встретил на пути следования М.В. Нестеров.
Реки, озера, болота, подземные воды, многолетняя мерзлота, водохранилища, пруды, каналы – это внутренние воды. (для просмотра предлагается Презентация «Внутренние воды».
Вопросы:
1. От каких компонентов природы зависят внутренние воды, в том числе и реки?
2. В каких Характеристиках проявляется влияние рельефа на реки? Реки, протекающие по обширным равнинам, без значительных колебаний высот текут медленно, величаво. Вспомним, особенности равнинных и горных рек. (таблица 2 отображена на доске)
Таблица 2
Признаки | Особенности равнинных рек | Особенности горных рек |
Разница в высотах между устьем и истоком | Небольшая. | Большая. |
Скорость течения | Небольшая. | Большая.. |
Длина. | Широкая, не глубокая. | Узкая, глубокая. |
Фрагмент раздаточного материала «Реки России»
Таблица 3
Название реки | Высота истока, м | Высота устья, м | Длина, км | Площадь бассейна, тыс. км² |
Волга | Определите по карте атласа | Определите по карте атласа | 3531 | 1360 |
Кама | 331 | 31 | 1805 | 507 |
Ока | 274 | 67 | 1498 | 245 |
Белая | 850 | 110 | 1430 | 142 |
Для оценки роли той или иной реки в жизни и деятельности человека важно знать ее характеристики.
Падение –это разница высот между истоком и устьем в метрах Н=Н¹-Н², где Н¹ абсолютная высота истока, Н²- абсолютная высота устья.
Реки, впадающие в море, имеют высоту устья 0 м. Если река впадает в озеро, то уровень поверхности воды в озере является высотой устья. Если река вытекает из озера, то то уровень поверхностной воды является высотой истока реки.
Решение задач на определение падения рек.
Для р. Волги высоту истока и устья учащиеся определяют по карте атласа, а по другим рекам ввиду того, что данные не подписаны в атласе, узнают из раздаточного материала «Реки России». (таб. 3)
Задача №1
Определите падение р. Волги. (Учитель выполняет работу совместно с учениками).
Исток – Валдайская возвышенность (~300 м).
Устье – Каспийское море (-28 м).
300- (-28) =328
Вывод: падение незначительное, что характерно для равнинных рек.
Задача №2
Определите падение р. Камы.
Исток – центральная часть Верхнекамской возвышенности из четырех ключей (331 м ).
Устье – Куйбышевское водохранилище (31м).
П = 300м
Задача №3
Определите падение р. Оки.
Исток – Среднерусская возвышенность (274 м)
Устье – р. Волга (67 м)
П=207 м
Задача №4
Определите падение р. Белой
Исток - г. Ирмень (Южный Урал) 850 м.
Устье – Нижнекамское водохранилище (110м).
П=740
(учитель заносит результаты работы учеников в таблицу)
Название реки | Волга | Кама | Ока | Белая |
Падение реки | 328 м | 300 м | 207 м | 740 м |
Общий вывод: река Белая отличается наибольшей величиной падения, так как протекает по территории с горным рельефом в верхнем течение, а р. Кама и р. Ока наименьшей, так как протекают по территории с меньшим колебанием высот.
Величина падения влияет на уклон – отношение падения реки (в см) к ее длине (в км)
I=H:L
Где I –уклон, H – падение, L-длина.
Уклон реки влияет на скорость течения реки. Чем больше уклон, тем больше скорость реки.
Решение задач на определение уклона рек.
Задача №1
Определите уклон р. Волги.
Падение = 328=32800см;тдлина реки=3531 км
Уклон=32800:3531=9,3 см/км.
Задача №2
Определите уклон р. Камы.
. Падение = 300=30000см; длина реки=1805 км
Уклон=30000:1805=16,6 см/км.
Задача №3
Определите уклон р. Оки
. Падение = 207=20700см; длина реки=1498 км
Уклон=20700:1498=13,8см/км.
Задача №4
Определите уклон р. Белой
. Падение = 740=74000 см; длина реки=1430 км
Уклон=74000:1430= 51,7 см/км
(учитель заносит результаты учащихся в таблицу 5)
Таблица 5
Название реки | Волга | Кама | Ока | Белая |
Уклон реки | 9,3 см/с | 16,6 см/с | 13,8 см/с | 51см/с |
Общий вывод: наибольший уклон у р. Белой – 51,5 см/км. Можно предположить, что скорость течения этой реки больше, чем у рек Волги, Камы, Оки. По р. Белой возможно сплавляться на плотах и лодках, она обладает большой способностью расширять и углублять свою долину, переносить твердые частицы и т. д.
Вопросы для беседы:
1. Назовите основные источники питания рек.
2.какое питание имеет р. Волга и ее притоки?
3. Какие типы водного режима характерны для рек России?
4. Определите типы водного режима р. Волги и ее притоков.
Практическая работа №Характеристика реки».
Оборудование: атлас, учебник, контурные карта, отрывок из воспоминаний М.В. Нестерова.
Задание: заполните таблицу 6, используя Приложение 1 (на уроке учащиеся составляют характеристику р. Волги)
Учитель.
О, Волга! После многих лет
Я вновь принес тебе привет.
Уж я не тот, но ты светла
И величава, как была.
Кругом все та же даль и ширь,
Все тот же виден монастырь.
На острову, среди песков,
И даже трепет прежних дней
Я ощутил в душе моей,
Заслышав звон колоколов.
Все то же, … только нет
Убитых сил, прожитых лет…
(Н.А. Некрасов)
Волга символ Родины, так считал Е.Евтушенко
Мы русские. Мы дети Волги.
Для нас значения полны
Ее медлительные волны,
Тяжелые как валуны.
(заполняют таблицу)
Таблица 6
Название реки | Характеристика реки по М.В. Нестерову | Характеристика реки по плану (Приложение1) |
Волга | Глинистые берега, спокойная, величаво-дебелая | 1. Р. Волга берет начало на Валдайской возвышенности (229м), в верхнем течении течет на юго-восток, от Казани до Волгограда на юг, в нижнем течении на юго-восток, впадает в Каспийское море, образуя обширную дельту. 2.Относится к внутренней бессточной области (не имеет связи с океаном) 3. Основное питание р. Волги составляют талые внешние воды. Дожди, выпадающие в основном летом, грунтовые воды, за счет чего и живет река. 4.Река с весенним половодьем: продолжительное летом, а осенью межень. 5. Площадь бассейна -1360 тыс. км² 6. Длина 3531км. 7.Падение 328м. 8.Уклон 9,3см/км. 9.Построены водохранилища (Рыбинское, Волгоградское и др.); на реке развито судоходство; в низовьях воды используются для орошения. |
Кама | Бурная, мятежная, трагичная, всегда чем-то возмущенная | |
Белая | Берега грациозны, разнообразны; меняет направление, тона повернет вправо, то влево, и всем, всем она недовольна, все – то не по ней. Берега живописные, мягкие, дно неглубокое, воды прозрачные, бледно-зеленые. |
(Характеристика рек Камы и Белой выполняются учащимися дома (по выбору)
Подведение итогов. Рефлексия
Сегодня урок географии:
– легкий – трудный;
– интересный – скучный;
– полезный – ненужный.
Я ученик:
– старательный – ленивый;
– внимательный – невнимательный;
– урок усвоил – не усвоил.
Я запомнил....
- узнал...
Домашнее задание.
Нанесите на к
к/к крупнейшие и крупные реки нашей страны которые выделены курсивом., составьте характеристику реки по выбору (Белая, Кама) § учебника.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Блок проблемных уроков по истории России в 10 классе «Россия во времена Ивана IV»
Серия уроков по теме "Россия во времена Ивана IV" разработана с использованием технологии проблемного обучения и включает в себя разные типы уроков: урок изучения нового материала, комбинированный и у...
Презентация "Типы озёрных котловин России" для урока "Внутренние воды России"
В презентации рассказано о происхождении озёр на территории нашей страны. Работа иллюстрирована фотографиями. Тектонические, ледниково-тектонические, термокарстовые, карстовые, вулканические, ос...
Урок по истории России "Общественное движение в России в 30 – 50 годы XIX века.
30-50-е годы XIX века в России - это зарождение и развитие общественного движения. В частности, первых кружков, которые преследовались. Ну, а после Крымской войны, зарождение движения славянофилов и з...
Конспект урока по теме «Россия. Государственная символика России (флаг, герб). Герб Тулы» с использованием ИКТ
Урок разработан для 9-х классов с целью углубленного изучения Государственных символов родной страны, воспитания патриотизма гражданственности средствами иностранного языка....
Урок по истории России 7 класс по теме "Культура России в 17 веке"
Урок истории России в 7 классе по теме: «Культура и образование в России в XVII веке» по программе А.А. Данилова, Л.Г Косулиной. Учебник История России 7 класс, издательство «Просвещение» 2010 год. П...
Методическая разработка урока по истории России по теме "Россия в XXI веке"
В материале представлена методическая разработка по истории России для II концентра по теме "Россия в XXI веке: выбор пути развития", которая может быть использована как учителями истории и обществозн...
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»
Разработка урока (2 урока) по истории России в 7 классе на тему: «Россия в XVII веке»...