Урок по теме "Луна -спутник Земли"
материал по географии (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Базовый учебник: География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой).- М.: Дрофа,2012
Цель: Сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли.
Задачи:
- Обучающие: формирование понятия «Луна – спутник Земли», её ч значение для Земли, значение для человека.
- Развивающие: формировать умение работать с рисунками, схемами в учебнике. Развивать устную и письменную речь, интерес к изучению спутника Земли, стремление к самостоятельному поиску знаний.
- Воспитательные: реализовать принцип связи изучаемого на уроке материала с жизнью, формирование экологической культуры, бережного отношения к природе своей страны, как части природы Земли, воспитывать дисциплинированность, познавательный интерес к предмету, географическую культуру.
Планируемые образовательные результаты:
- Личностные: проявление учебно-познавательного интереса к географической науке. Формирование устойчивых установок социально ответственного поведения в географической среде обитания всего живого, в том числе человека.
- Метапредметные: умение работать с текстом, выделять в нём самое главное; умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе. Высказывать суждения, подтверждая их фактами. Умение ориентироваться в окружающем мире.
- Предметные: формирование представлений о географической науке и её роли в освоении планеты человеком, в том числе охране окружающей среды и рациональном природопользовании. Знать понятия: Луна, фазы Луны, отлив, прилив.
Универсальные учебные действия:
- Личностные: осознавать единство и целостность окружающего мира;
- Регулятивные: планировать свою деятельность, оценивать работу одноклассников;
- Познавательные: добывать и извлекать новую информацию из источников, перерабатывать её, обобщать, классифицировать, сравнивать; выделять причины и следствия для получения необходимого результата.
- Коммуникативные: умение общаться, взаимодействовать друг с другом.
Тип урока: комбинированный урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, коллективная.
.Необходимое техническое оборудование: доступ к Интернету, ИКТ, мультимедийная установка, интерактивная доска, ЭОР, персональный компьютер, учебник.
.Структура и ход урока.
ход урока | учитель | ученик |
Организационный момент | Приветствие учащихся. 1. Психологический настрой. Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и пожелаем успехов и удачи, настроимся на поиск и творчество. В добрый путь! Итак, начнем урок. 2. Определим правила работы на уроке:
| Приветствие учителя. Настраиваются на ход и деятельность урока. |
Побуждающий диалог | Слайд 4,5 Предлагаю вам загадки: Ночь на небе тёмно-синем, Я сибирская река и широка, и глубока. Букву «е» на «у» смени, буду спутником Земли. (Лена, Луна). Украшал ночью синь серебристый апельсин, а прошла неделька только от него осталась долька. (Луна, месяц) Подрастал, подрастал, был рогатым - круглым стал. Только круг – чудо круг стал опять рогатым вдруг. (Месяц) В голубой станице, девица круглолица. Ночью ей не спится, в зеркало глядится. (Луна). Слайд 6 Вопрос: Кто знает пословицы о луне? Палец, указывающий на луну, не есть Луна. Какая польза от звезд, если светит Луна! Жизнь, как луна: то полная, то на ущербе. Чем больше светит луна, тем больше лает дворняжка. Взойдет Луна – увидит весь мир. Солнце – князь Земли - Луна – княжна. Разве Луна будет светить без Солнца. Вопрос: Как вы думаете, о чем нам предстоит узнать на уроке? – Правильно, мы должны познакомиться и подробно изучить Луну – спутник Земли. – Что такое или кто такой спутник (в жизни)? В толковом словаре С.И. Ожегова спутник – это: 1.Тот, кто совершает путь с кем-нибудь. 2.То, что сопутствует чему-нибудь, появляется вместе с чем-нибудь. Так же и у Земли есть спутник, т.е. небесное тело, которое обращается вокруг нее, всегда рядом. Как будет звучать тема урока? | Учащиеся отгадывают загадки, вспоминают пословицы о луне. Предложения учеников, о каком небесном теле будем говорить на уроке. Проявляют познавательную инициативу. Осмысливают вопрос и формулируют название темы урока. |
Тема урока | Значит, тема нашего урока: “Луна – спутник Земли”. Откройте тетради, запишите число и тему. Фиксация темы на доске. | Работают в тетради. |
Целеполагания | Вопрос: Как вы думаете, что нам предстоит узнать, какие цели стоят перед нами? Помогает сформулировать цель урока: Отправляясь в поездку куда-либо, вы твердо знаете: Зачем вы туда едете цель. Цели урока: Слайд 2 - сформировать представления о Луне как естественном спутнике Земли; - изучить явления (смена лунных фаз, затмения, приливы и отливы), связанные с обращением Луны вокруг Земли. | Осознание, формулирование целей предстоящей деятельности. Предположения учеников. |
Планирование работы | Что бы достичь поставленной цели необходимо поставить задачи для их достижения. Представляет достаточное количество материала (§4), побуждающего к высказыванию предложений о способах изучения данного объекта, предлагает самим составить план. Слайд 3 Давайте вместе составим план урока:
а) приливы, отливы; б) солнечное затмение.
Что вы хотите увидеть в конце пути Результат, - выполнить план и достигнуть целей на уроке. | Выделяют смысловые блоки учебника, составляют план предстоящей деятельности. |
Физкультминутка | ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Упражнения для глаз, на осанку и игра. Ты слышал - в Киеве Луна Прекрасна, точно в Риме? - Она, должно быть, не Луна, Хоть носит это имя. А может, в Киеве видна, Сестра Луны, а не Луна?.. Луна в ответ сказала так: - Да что я вам, ночной колпак? Нет, я для всех сияю. До рубежей мне дела нет. Дарю Парижу ясный свет, Каиру и Шанхаю, Гляжу на Кубу и Тунис, И мне в пути не надо виз! (Джанни Родари) | Выполняют упражнения физкультминутки. |
Изучение нового материала. | Вопрос: Что вы знаете о Луне? А все ли вы знаете о ней? А хотите ли узнать больше? Слайд 7 Спутник Земли – Луна. Луна обращается вокруг Земли и вместе с Землей – вокруг Солнца. Слайд 8 Луна самое исследованное после Земли тело Солнечной системы. Слайд 9,10 В 1609 году Г. Галилей рассмотрел Луну в телескоп и дал описание ее внешнего облика, выделив кратеры, горы, моря. По размерам теней лунных гор определил их относительную высоту и сделал выводы, что они выше земных. Вопрос: Были люди на Луне? Слайд 11 Но люди на Луне все-таки побывали. Впервые это случилось 19 июля 1969 года, когда американский космический корабль “Аполлон-11” доставил на Луну двух астронавтов Нила Армстронга и Эдвина Олдрина. Армстронг, впервые ступивший на поверхность Луны, делал осторожно этот первый шаг, ведь он не представлял, что почувствует, очутившись на Луне. Первым астронавтам пришлось даже учиться ходить по Луне. И тяжести на Луне значительно легче поднимать, чем на Земле. Гирю в 100 кг поднимать там не труднее, чем на Земле гирю в 16 кг. Потому что Луна притягивает к себе слабее, чем наша планета. Когда первые астронавты возвращались с Луны на Землю, их на несколько дней помещали в специальные изоляторы. Боялись, что они привезли с собой какие-нибудь неизвестные микробы, которые могли оказаться опасными для людей. Но вскоре перестали изолировать астронавтов, потому что поняли: на Луне нет никаких микроорганизмов. Там пока нет жизни. Возможно, наступит время, когда обитателями пустынной Луны станут земляне. Американские астронавты оставили на Луне табличку: «Мы прибыли с миром от имени человечества». Вопрос: А что написали бы вы? Слайд 12 Огромный вклад внесен в изучение Луны нашими учеными. 17 ноября 1970 года был направлен на Луну первый луноход. Именно советскими (русскими) учеными был создан и 4 октября 1957 года запущен на орбиту первый искусственный спутник Земли. Слайд 13 С древних времен люди наблюдали, как Луна делает оборот вокруг Земли. И многие древние народы — вавилоняне, евреи, греки, китайцы — придумали и пользовались лунным календарем. Каждый оборот Луны отмечали как новый период, который назвали — месяц. Полная смена фаз Луны происходит за 29 суток. Этот период положили его в основу ЛУННОГО КАЛЕНДАРЯ. За начало месяца принимали новолуние. Вопрос: Какие месяца вы знаете? Но со временем древние люди поняли, что Лунный календарь неудобный. Ведь древние люди занимались земледелием, поэтому были привязаны к смене сезонов, то есть движению Солнца. Поэтому лунные календари стали заменяться солнечными календарями. Одним из исключений является мусульманский календарь. Он построен только на изменении лунных фаз. Слайд 14 Вопрос: Почему вид Луны на небе меняется? Вопрос: Вы заметили, что иногда мы видим Луну круглую, иногда частичку? Кстати, неполную Луну мы называем — месяц.
Вопрос: Почему бывает то Луна, то месяц?
Если каждый день наблюдать за Луной, то можно увидеть, что месяц сначала тоненький и смотрит рожками влево. Потом он с каждой ночью становится всё толще и толще, превращается в полукруг, и, наконец, наступает ночь, когда Луна становится целой и круглой. Это называется ПОЛНОЛУНИЕ. С давних времен с воздействиями полной Луны связывали мифы, суеверия о вампирах, ведьмах, колдунах, оборотнях. Считалось, что полная Луна пробуждает в человеке все низменные чувства. Лунные затмения считались дурным предзнаменованием событий – катастроф, войн, наводнений. Поэтому люди стремились как можно больше узнать о Луне, раскрыть ее тайны После полнолуния Луна начинает ночь за ночью, словно подтаивать с другой стороны и постепенно снова превращается в месяц. Только теперь рожки его смотрят вправо. Месяц делается всё тоньше, пока однажды ночью вообще не пропадает с неба. Все эти превращения происходят примерно за месяц (единица времени), точнее, за 28 дней. И всё начинается снова. Демонстрация. Возьмем мяч, лучше всего светлый. Выключим свет, зашторим окна и оставь гореть только настольную лампу. Поставим мяч недалеко и отойдем подальше, в темноту. Видите, как лампа освещает мяч? Тот бок, что обращён к лампе, залит светом, другой – в тени. А вот граница между светом и тенью. Вопрос: Узнаёшь фигуру? Правильно, это месяц! Передвиньте мяч так, чтобы он был сзади лампы. Он освещён полностью. Никакой тени не видно, только круг света – как полная Луна. Поставьте мяч с другой стороны от лампы – снова месяц, но рожки смотрят в другую сторону. Поставь мяч перед лампой – он совсем тёмный, сплошная тень. Освещенную Солнцем часть Луны называют фазой Луны. Вопрос: почему Луна меняет форму. Потому, что она светится не сама, и потому, что она – шар. Это Солнце освещает её то, с одного бока, то с другого, то спереди, то сзади. И потому мы видим то светящийся круг, то месяц, то совсем ничего не видим. Слайд 15 Вопрос: Похожа ли Луна на Землю? Луна, Земля, другие тела Солнечной системы образовались из газопылевого облака в одно время – более 4 млрд. лет. Ученые узнали это, проанализировав образцы с поверхности Земли и Луны и вещество метеоритов. Вопрос: Как же получилось так, что Луна стала спутником Земли? Существует предположение, что Луна была маленькой самостоятельной планетой. Время от времени Земля и Луна встречались. Земля каждый раз тянула к себе Луну, Луна понемножку теряла скорость. И вот 10-15 тысяч лет назад у Луны не хватило скорости, что бы вырваться из земного плена, и она навсегда осталась спутником Земли. Луна потеряла свою атмосферу и гидросферу. Слайд 16 Хоть Земля и Луна – сестры, между ними очень много различий. Вопрос: Назовите различия между Землей и Луной? Ответ найдите на ст. 27 пункт «Похожа ли Луна на Землю» Предлагаю посмотреть слайд 16. (Форма Луны, близка к шару. Расстояние от Земли до Луны – 384467км, поэтому она нам кажется маленькой, хотя её диаметр лишь в 4 раза меньше диаметра Земли. Масса Луны меньше массы Земли приблизительно в 80 раз. Притяжение Луны примерно в 6 раз слабее, чем притяжение Земли, поэтому там нет атмосферы, молекулы газов легко преодолевают её малое притяжение. Из-за отсутствия атмосферы перепад температур на Луне очень большой: от +130°С на освещенной поверхности до -150°С – на неосвещенной. По этой же причине на Луне не слышно звуков и нет ветра. Солнечные лучи не рассеиваются в атмосфере, поэтому небо над Луной, всегда черное.) Слайд 17,18,19 Вопрос: Как Луна влияет на Землю? Вместе с Солнцем Луна оказывает влияние на Землю. Движение Луны влияет на перемещение водных масс Земли. Лунное притяжение является причиной приливов. Вместе с вращением Земли приливы перемещаются вдоль морей и океанов следом за Луной с востока на запад со скоростью 1800 км/год. В открытом море уровень воды повышается на 12 м, а вдоль побережья – на 45 м. Притяжение Луны дважды в сутки изменяет давление воздуха на несколько мм.рт.ст. и поднимает почву в среднем на 40 см. Самый высокий прилив в заливе Фанди – 18 м (США), в России – 12м в заливе Шелихова в Охотском море. Запишите в рабочую тетрадь, что такое прилив и что такое отлив. Слайд 20 Вопрос: Где строят приливные электростанции. (ПЭС)? Энергию приливов и отливов люди научились использовать для получения электричества (ПЭС). Приливные электростанции действуют во многих странах мира. Слайд 21, 22, 23 Вопрос: Что такое солнечное затмение? Это всегда происходит в момент новолуния, когда Земля, Луна и Солнце выстраиваются в одну линию. Луна, преграждая путь солнечным лучам, отбрасывает на Землю огромную тень. Все, кто находится в зоне этой тени, наблюдают полное затмение, Солнце прячется за Луну целиком. Солнечное затмение - эффектное астрономическое явление, в древние времена оно очень пугало людей. Действительно, странно: в ясный солнечный день (в пасмурный это явление не разглядишь) с правой стороны Солнца вдруг появляется щербинка, которая постепенно увеличивается. Солнце медленно принимает форму серпа, который становится всё тоньше и тоньше. И вот Землю мгновенно накрывает тень, наступают сумерки. На небе вспыхивают звёзды, вместо Солнца - чёрный круг. Когда Луна полностью закрывает Солнце, у астрономов появляется возможность наблюдать корону Солнца и ближайшие его окрестности, что в обычных условиях почти невозможно из-за ослепительных солнечных лучей | Осмысливают вопросы, формулируют ответы. Смотрят слайды. Работают с учебником ст. 26, рис 11 Принимают участие в беседе на поставленный вопрос. Отвечают на вопрос. Принимают участие в беседе по поставленным вопросам. Формулируют ответы и озвучивают их. Слушают рассказ учителя. Смотрят слайд. Слушают учителя Выполняют работу под руководством учителя. Осмысливают вопрос и формулируют ответ. Записывают в тетрадь, что такое фазы Луны. Проявляют познавательную инициативу. Анализируют, дают ответы. Смотрят слайд Формулируют ответы и отвечают на вопрос. Высказывают свое предположение. Работают с текстом учебника, отвечают на вопрос. Сравнивают свои ответы со слайдом 16 Высказывают свое мнение на основе полученных ранее знаний. Смотрят слайды. Отвечают на вопросы. Записывают в тетрадь, что такое прилив, отлив. Дают ответы, используя слайд. |
Учебные действия по реализации плана. Применение нового материала. | Применение знаний в нестандартной ситуации. Беседа. Что нового узнали на уроке? Задание 1. Выполни тест. 1.Первым на Луне побывал: а) Тихо Браге; б) Нил Армстронг; в) Эдмунд Галлей; 2.Полный оборот вокруг Земли Луна делает за: а) 20 часов; б) 29 суток; в) 12 суток. 3.Луна легче Земли: а) в 15 раз; б) в 80 раз; в) в 120 раз. 4.Почему на Луне нет растений и животных: а) нет Солнца и воздуха; б) нет атмосферы и воды; в) нет воды и земной коры. 5. Луна имеет: а)3 фазы, б)8 фаз, в)4 фазы, г)6 фаз 6.Можно ли на Луне разжечь костёр? а) можно, как и на любой другой большой планете; б) нельзя, так как там нет воздуха (кислорода); 7.Сопоставьте тип солнечного затмения с его описанием: 1.Частичное 2.Полное 3.Кольцеобразное а) При таком затмении Луна закрывает Солнце не полностью, а лишь какую-то его часть. б) При таком затмении солнечный свет полностью перестает поступать на Землю в) При таком затмении образуется светящаяся корона. 8. Каков возраст Луны? а) 500 миллионов; б) 4 миллиарда; в)6 миллиардов. Задание 2 Смотрим слайд 24 | Отвечают на поставленный вопрос. Выполняют тестовое задание на предложенных листах. Читают текст, размышляют, предполагают ответ. |
Рефлексия | Тема урока? Предлагает вспомнить тему урока и оценить свою работу на уроке и работу своих одноклассников. Вопрос: Что выполнили. Что нет из того, что запланировали. Оценка работы отдельных обучающихся. Рефлексия. Дайте оценку своей работе на уроке. Я знаю, я умею, мне нравится… | Называют тему урока. Отмечают наиболее трудные и наиболее понравившиеся эпизоды урока, высказывают оценочные суждения. Оценивают свою работу на уроке. Отмечают учеников, наиболее активно работающих на уроке. Высказывают свое мнение о полноте полученных знаний. |
Домашнее задание | Комментирует домашнее задание. §4 По желанию подготовить презентацию. | Записывают д/з в дневник |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конкурсный урок физики по теме "Искусственные спутники Земли"
Представлен конспект урока физики в 9 классеТема: « Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость».Цели урока: изучить движение тел в гравитационном п...
Урок-презентация "Искусственные спутники земли"
Тип урока: комбинированный с элементами Информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).Задачи урока:образовательная: знать условия, при которых тело может стать искусственным спутником Земли; уметь р...
Презентация к уроку физики в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость"
Презентация к уроку по теме "Искусственные спутники Земли. Первая космическая скорость, 9 класс. Цели показа презентации: познакомить учащихся с успехами в освоении космического пространства, ра...
Урок в 9 классе по теме "Искусственные спутники Земли"
Закрепление и применение полученных знаний для вывода первой космической скорости.Изложение материала, расширяющего кругозор учащихся.Обсуждение вопросов и решение задач, требующих творческой инициати...
Конспект урока по географии, 5 класс (ФГОС). Тема: «Луна – спутник Земли» (урок № 4 в теме № 1 «Земля во Вселенной»)
Конспект урока по географии, составленный по принципу системно - деятельностного подхода...
Тема урока: «Луна – естественный спутник Земли»
Цель урока: создать условия для развития самостоятельности, творческого мышления в процессе получения, восприятия и усвоения информации. Задачи урока:Образовательные: изучение особенностей ...
Конспект урока "Движение искусственных спутников Земли"
Цель урока: изучить физические основы запусков искусственных спутников Земли.Задачи урока:Образовательные: изучить движение тел в гравитационном поле Земли; вывести формулу первой космической с...