Рабочая программа по географии 5 класс.
календарно-тематическое планирование по географии (5 класс)
Рабочая программа по географии 5 класс. Полярная звезда
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
geografiya_5_kl_1.docx | 38.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Приложение
к основной образовательной программе
основного общего образования (для 5-9классов)
приказ № 122/2 от 31.08.2021 г
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ – Югра
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Ватинская общеобразовательная средняя школа»
Рабочая программа
по географии, 5 класс
2021 -2022 учебный год
Предмет: География
Уровень: общеобразовательный
Учитель: Л.И. Ильина
2021 год
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе:
- Федерального закона от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»;
- требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
- примерной основной образовательной программы основного общего образования;
- на основе Примерной основной образовательной программы основного общего образования, программы курса «География 5-9 классы» под редакцией А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной к учебникам линии «Полярная звезда», Москва «Просвещение»-2013 г.
- Положения о рабочей программе муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ватинская общеобразовательная средняя школа»
В данном курсе используется:
-«Методические рекомендации к учебнику А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной»- «Полярная звезда», Москва «Просвещение»-2017 г.
- учебник «География» для 5 класса общеобразовательных учреждений авторов А.И. Алексеева, В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной линии «Полярная звезда», Москва «Просвещение»-2019 г.
-Атлас. «География», контурная карта, -5 класс.
-«Рабочая тетрадь к учебнику- тренажер В.В. Николиной, Е.К. Липкиной предметной линии «Полярная звезда», Москва «Просвещение»-2020 г.
Курс географии 5 класса открывает пятилетний цикл изучения географии в основной школе. «Введение в географию» опирается на пропедевтические знания учащихся из курсов «Окружающий мир» начальной ступени обучения.
В соответствии с годовым календарным учебным графиком и учебным планом МБОУ «Ватинская ОСШ» на 2021-2022 учебный год на изучение географии в 5 классе отводится 1 час в неделю. Рабочая программа рассчитана на 34 часа в год.
Основные цели: знакомство с особенностями природы окружающего нас мира, с древнейшим изобретением человечества - географической картой, с взаимодействием природы и человека; пробуждение интереса к естественным наукам и к географии в частности; формирование умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Задачи: знакомство с одним из интереснейших школьных предметов — географией, формирование интереса к нему; формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы. Курс географии 5 класса опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например, с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы в курсе 5 класса рассматриваются на уровне представлений.
Планируемые результаты достижения обучающимися требований к результатам освоения основной образовательной программы
Содержание и методический аппарат учебников данной линии направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса «География».
Предметные результаты:
- – осознание роли географии в познании окружающего мира:
- – объяснять роль различных источников географической информации.
- – освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира:
- – объяснять географические следствия формы, размеров и движения Земли;
- – формулировать природные и антропогенные причины изменения окружающей среды;
- – выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений.
- – использование географических умений:
- – находить в различных источниках и анализировать географическую информацию;
- – составлять описания различных географических объектов на основе анализа разнообразных источников географической информации;
- – применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы.
- – использование карт как моделей:
- – определять на карте местоположение географических объектов.
- – понимание смысла собственной действительности:
- – определять роль результатов выдающихся географических открытий;
- – использовать географические знания для осуществления мер по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
- – приводить примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды.
Достижение метапредметных результатов обучения:
- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;
- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;
- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач; умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;
- формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;
- формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.
Достижение личностных результатов обучения:
- воспитание российской гражданской идентичности;
- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;
- формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и учитывающего
- многообразие современного мира;
- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; формирование основ экологической культуры;
- уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России.
В учебнике 5 класса дается материал о выдающихся путешественниках и ученых мира и нашей страны, что дает возможность учителю формировать у учащихся чувство патриотизма при изучении достижений отечественной науки.
Планируемые результаты: В результате изучения курса «География. 5 класс» обучающийся должен: Уметь приводить примеры географических следствий движения Земли- называть
∙ (показывать) элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности; показывать по карте маршруты путешествий разного времени и периодовприводить примеры собственных путешествий, иллюстрировать их
.∙ классификацию карт по назначению, масштабу и охвату территории;
∙ читать план местности и карту;
∙ производить простейшую съемку местности;
∙ работать с компасом, картой;
∙ называть и показывать по карте основные географические объекты;
∙ наносить на контурную карту и правильно подписывать географические
объекты;
Знать/понимать объяснять понятия и термины: Солнечная система, планета, глобус, градусная сеть,
∙ параллели (экватор, тропики, полярные круги), меридианы; элементы градусной сети, географические полюса, объяснять их особенности;
∙ основные способы изучения Земли в прошлом и в настоящее время и наиболее
∙ выдающиеся результаты географических открытий и путешествий; классификацию карт по назначению, масштабу и охвату территории;
∙ Литосфера, горные породы, полезные ископаемые, рельеф, горы, равнины;
∙ методы изучения земных недр;
∙ основные формы рельефа суши и дна океана;
Содержание программы
Введение.(1 час) Зачем нам география и как мы будем ее изучать.
Раздел 1.На какой Земле мы живем (4 часа) (Древний Китай, Древний Египет, Древняя Греция, Древний Рим). Появление первых географических карт.
География в эпоху Средневековья: путешествия и открытия викингов, древних арабов, русских землепроходцев. Путешествия Марко Поло и Афанасия Никитина.
Эпоха Великих географических открытий (открытие Нового света, морского пути в Индию, кругосветные путешествия). Значение Великих географических открытий.
Географические открытия XVII-XIX вв. (исследования и открытия на территории Евразии (в том числе на территории России), Австралии и Океании, Антарктиды). Первое русское кругосветное путешествие (И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский).
Географические исследования в ХХ веке (открытие Южного и Северного полюсов, океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин, исследования верхних слоев атмосферы, открытия и разработки в области Российского Севера). Значение освоения космоса для географической науки.
Географические знания в современном мире. Современные географические методы исследования Земли.
Раздел 2. Планета Земля (5 часов) Движения Земли и их следствия.
Земля - часть Солнечной системы. Земля и Луна. Влияние космоса на нашу планету и жизнь людей. Форма и размеры Земли. Наклон земной оси к плоскости орбиты. Виды движения Земли и их географические следствия. Движение Земли вокруг Солнца. Смена времен года. Тропики и полярные круги. Пояса освещенности. Календарь - как система измерения больших промежутков времени, основанная на периодичности таких явлений природы, как смена дня и ночи, смена фаз Луны, смена времен года. Осевое вращение Земли. Смена дня и ночи, сутки, календарный год.
Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля»
Раздел 3. План и карта (10 часов)
Виды изображения земной поверхности: план местности, глобус, географическая карта, аэрофото- и аэрокосмические снимки. Масштаб. Стороны горизонта. Азимут. Ориентирование на местности: определение сторон горизонта по компасу и местным признакам, определение азимута. Особенности ориентирования в мегаполисе и в природе. План местности. Условные знаки. Как составить план местности. Составление простейшего плана местности/учебного кабинета/комнаты. Географическая карта - особый источник информации. Содержание и значение карт. Топографические карты. Масштаб и условные знаки на карте. Градусная сеть: параллели и меридианы. Географические координаты: географическая широта. Географические координаты: географическая долгота. Определение географических координат различных объектов, направлений, расстояний, абсолютных высот по карте.
Практическая работа №1 «Построение плана местности»
Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений»
Контрольная работа № 2. «План и карта»
Раздел 4.Человек на Земле ( 4 часа)Как люди заселяли Землю. Расы и народы.
Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте»
Раздел 5. Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов). Земная кора. Горные породы, минералы и полезные ископаемые. Движения земной коры. Рельеф земли.
Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте.
Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли».
Требования к уровню подготовки обучающихся
- Обучающиеся должны знать (понимать):
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в Мировом океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
- Обучающиеся должны уметь:
- анализировать, воспринимать, интерпретировать и обобщать географическую инфолрмацию;
- использовать источники географической информации для решения учебных и практико-ориентированныхзадач; знания о географических явлениях в повседневной жизни;
- находить закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных);
- описывать по картам взаимное расположение географических объектов;
- объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;
- приводить примеры географических объектов;
- проводить простейшую классификацию географических объектов, процессов и явлений;
- различать и сравнивать изученные географические объекты, процессы и явления; географические процессы и явления, определяющие особенности природы материков и океанов и населения Земли;
- составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
- формулировать закономерности протекания явлений по результатам наблюдений (в том числе инструментальных).
- Учащиеся должны называть и показывать:
- форму и размеры Земли;
- полюса, экватор;
- части Мирового океана;
- виды движения воды в океане;
- материки и океаны Земли;
- географические объекты, предусмотренные программой;
- маршруты географических исследований и путешествий.
4. Приводить примеры:
- различных видов морей;
- различия природы материков.
5. Определять:
- стороны горизонта на местности (ориентироваться);
- специфику природы материков и океанов по географической карте;
- направления по сторонам горизонта с помощью компаса.
6. Описывать географические объекты.
7. Объяснять особенности компонентов природы своей местности.
Географическая номенклатура
Материки: Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида.
Океаны: Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый.
Острова: Гренландия, Мадагаскар, Новая Зеландия, Новая Гвинея.
Полуострова: Аравийский, Индостан.
Заливы: Мексиканский, Бенгальский, Персидский, Гвинейский.
Проливы: Гибралтарский, Магелланов.
Горные системы: Гималаи, Кордильеры, Анды, Кавказ, Урал.
Горные вершины, вулканы: Джомолунгма (Эверест), Килиманджаро, Ключевская Сопка, Эльбрус, Везувий.
Моря: Средиземное, Черное, Балтийское, Красное, Карибское.
Реки: Нил, Амазонка, Миссисипи, Конго, Волга, Инд, Ганг, Хуанхэ, Янцзы.
Озера: Каспийское море-озеро, Байкал, Виктория.
Страны: Россия, Китай, Индия, Индонезия, США, Канада, Мексика, Австралийский Союз.
Учебно-тематический план
Перечень и название раздела и тем курса | Кол-во часов | Основные виды учебной деятельности |
Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать | 1 | Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, выбор наиболее эффективных способов решения задач |
Раздел 1.На какой Земле мы живем | 4 | Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности |
Раздел 2. Планета Земля | 5 | Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. |
Раздел 3.План и карта | 10 | Регулятивные УУД: самостоятельно искать и выделять необходимую информацию. Коммуникативные УУД: добывать необходимую информацию с помощью карт атласа |
Раздел 4.Человек на Земле | 4 | Регулятивные УУД: осуществление учащимися учебных действий, умение прогнозировать свои результаты, осуществление контроля и саморегуляции учебной деятельности |
Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли | 10 | Коммуникативные УУД: осуществление планирования учебного сотрудничества, взаимодействие учащихся в парах и группах. Личностные УУД: формирование у учащихся мотивации к изучению географии, развитие воли, трудолюбия и дисциплинированности. |
Итого | 34 |
Календарно – тематическое планирование
№п/п | №п/п | Тема урока | Количество часов | Дата по плану | Дата по факту | |||||
Введение. Зачем нам география и как мы будем ее изучать- 1 час | ||||||||||
1. | 1. | Зачем нам география и как мы её будем изучать. | 1 час | 7.09 | ||||||
Раздел 1.На какой Земле мы живем (4 часа) | Земля и её изображение (5 часов) | |||||||||
2 | 1.1 | Как люди открывали Землю (1) | 1 | 14.09 | ||||||
3. | 1.2 | Как люди открывали Землю (2) | 1 | 21.09 | ||||||
4. | 1.3 | Российские путешественники | 1 | 28.09 | ||||||
5. | 1.4 | География сегодня | 1 | 5.10 | ||||||
Раздел 2. Планета Земля (5 часов) | ||||||||||
6. | 2.1 | Мы во Вселенной | 1 | 12.10 | ||||||
7 | 2.2 | Движения Земли | 1 | 19.10 | ||||||
8. | 2.3 | Солнечный свет на Земле | 1 | 26.10 | ||||||
9. | 2.4 | Обобщающее повторение по темам «На какой Земле мы живем. Планета Земля». | 1 | 9.11 | ||||||
10. | 2.5 | Контрольная работа № 1. «На какой земле мы живем. Планета Земля» | 1 | 16.11 | ||||||
Раздел 3.План и карта(10 часов) | ||||||||||
11. | 3.1. | Ориентирование на местности | 1 | 23.11 | ||||||
12. | 3.2 | Земная поверхность на плане и карте (1) | 1 | 30.11 | ||||||
13. | 3.3 | Земная поверхность на плане и карте (2) | 1 | 7.12 | ||||||
14. | 3.4 | Учимся с«Полярной звездой» Практическая работа №1 «Построение плана местности» | 1 | 14.12 | ||||||
15. | 3.5 | Географическая карта | 1 | 21.12 | ||||||
16. | 3.6 | Градусная сетка | 1 | |||||||
17. | 3.7 | Географические координаты (1) | 1 | |||||||
18. | 3.8. | Географические координаты (2) | 1 | |||||||
19. | 3.9 | Учимся с «Полярной звездой" Практическая работа №2 «Определение географических координат, расстояний и направлений» | 1 | |||||||
20. | 3.10 | Контрольная работа № 2. «План и карта» | ||||||||
Раздел 4.Человек на Земле (4 часа) | ||||||||||
21. | 4.1 | Как люди заселяли Землю | 1 | |||||||
22. | 4.2 | Расы и народы | 1 | |||||||
23. | 4.3 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №3 «Сравнение стран мира по политической карте» | 1 | |||||||
24. | 4.4 | Обобщение по теме «Человек на Земле» | 1 | |||||||
Раздел 5.Литосфера – твердая оболочка Земли (10 часов) | ||||||||||
25. | 5.1 | Земная кора – верхняя часть литосферы | 1 | |||||||
26. | 5.2 | Горные породы, минералы и полезные ископаемые | 1 | |||||||
27. | 5.3 | Движения земной коры (1) | 1 | |||||||
28. | 5.4 | Движения земной коры (2) | 1 | |||||||
29. | 5.5 | Рельеф Земли. Равнины. | 1 | |||||||
30. | 5.6 | Рельеф Земли. Горы | 1 | |||||||
31. | 5.7 | Учимся с «Полярной звездой» Практическая работа №4 « Скульптурный портрет Земли» Решение практических задач по карте. | 1 | |||||||
32. | 5.8 | Литосфера и человек. | 1 | |||||||
33. | 5.9 | Контрольная работа №3. «Литосфера – твердая оболочка Земли». | 1 | |||||||
34. | 5.10 | Обобщающее повторение изученного материала. Заключительный урок | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Начальный курс.6 класс» УМК: География. Начальный курс.6 класс. Герасимова Т.П
Рабочая программа рассчитана на 2 часа в неделю. При 35 учебных неделях общее количество составляет 70 часов.Реализация учебной программы обеспечивается учебникомТ.П.Герасимова. География....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по географии «География. Россия. Природа и население. 8 класс» «География России. Хозяйство и географические районы. 9 класс» УМК: География. Россия. Природа и население. География России. Хозяйство и
Рабочая программа рассчитана на 70часов по 2часа в неделю в 8 классе и 70часов по 2часа в неделю в 9 классе. Реализация учебной программы обеспечивается учебниками А.И. Алексеев, В,А.Низовц...
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.
ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРЕДМЕТ ГЕОГРАФИЯ КЛАСС 6
В соответствии с ФГОС, на основе Фундаментального ядра содержания общего образования и требований к его результатам традиционный курс 5-6 классов входит в первый блок базового содержания дисципл...
Рабочая программа курса географии 6 класса «География Физическая география» к учебнику «География Физическая география» для 6 класса общеобразовательных учреждений авторов, Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский. — М.: ООО Русское слово
Рабочая программа может быть использована при работе по учебнику 6 класса авторов Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский...
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение" 5 - 6 классы О. А. Климанова, В.В. Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А. Климановой. – М.: Дрофа, 2019."География. Землеведение. 5-6 классы" ФГОС".
Рабочая программа по географии для 6-го класса к учебнику "География. Землеведение"5-6 классы О.А.Климанова, В.В.Климанов, Э.В. Ким и др.; под ред. О.А.Климановой. - М.; Дрофа 2019 г....
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7
Рабочая программа по географии. Класс: 6,7...