Экологический тренинг на тему «Сокращение промышленных предприятий-благо или вред?»
план-конспект урока по географии (9 класс)
Цель тренинга: воспитывать нравственных, экологически грамотных людей, умеющих понимать сложность проблем, возникающих в результате взаимодействия человека и окружающей среды.
Задачи:- расширение индивидуального, экологического пространства, формирование у обучающихся способности ощущать себя частью окружающей среды, общества, коллектива;
-привлечь внимание обучающихся к необходимости понимания того, что окружающая среда-это и природа, и социум, и деятельность человека;
-проследить динамику взглядов обучающихся на экологические проблемы области.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_po_ekologii1.docx | 25.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Экологический тренинг
на тему
«Сокращение промышленных предприятий-благо или вред?»
Цель тренинга: воспитывать нравственных, экологически грамотных людей, умеющих понимать сложность проблем, возникающих в результате взаимодействия человека и окружающей среды.
Задачи:- расширение индивидуального, экологического пространства, формирование у обучающихся способности ощущать себя частью окружающей среды, общества, коллектива;
-привлечь внимание обучающихся к необходимости понимания того, что окружающая среда-это и природа, и социум, и деятельность человека;
-проследить динамику взглядов обучающихся на экологические проблемы области.
Ход тренинга.
Учитель. Есть просто храм, есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Всегда, в любое время суток,
Он нам открыт в жару и стынь.
Входя в него, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Сергей Смирнов
Введение в проблему. Экологические проблемы.
Учитель: Ребята, передавая глобус, продолжите фразу: “Для меня Земля – это…”
Начну я. Для меня Земля – это живая планета, на которой есть жизнь.
Глобус передается учениками по кругу, ребята по очереди высказывают свое мнение.
Учитель: Из ваших высказываний можно понять, что вы очень трепетно относитесь к нашей планете, понимая ее значимость в жизни каждого из нас.
Самой крупной экосистемой является биосфера. Человек – элемент биосферы. Все жизненные ресурсы – воздух, воду, пищу, значительную часть энергетических и строительных ресурсов человек берет из биосферы. В биосферу же сбрасывает отходы – промышленные и бытовые. Долгое время такой тип деятельности человека не нарушал экологического равновесия в биосфере. Но в последнее столетие, расширяя промышленную деятельность, человечество все активнее вторгалось в живой мир Земли. В настоящее время на Земле не осталось ни одного участка суши или моря, где не обнаружены следы деятельности человека. Деятельность человека оказывает такое заметное действие на биосферу, что это приводит к серьезным экологическим проблемам.
Как вы считаете, какие проблемы человечество испытывает на себе сегодня?
(Дети отвечают: продовольственные, демографические, экологические.)
Сегодня, мы с вами попытаемся найти ответ на вопрос «Сокращение численности промышленных предприятий –это благо или вред?» Как
вы думаете? Посмотрим, измениться ваше мнение в конце нашей встречи.
Первое задание называется «Творческий рисунок»
Задание1. Творческий рисунок
Учитель. Перед вами лежат листы А3,делите его пополам вертикальной линией. Слева рисуете то, что по вашему мнению ведет к загрязнению окружающей среды, а справа-то, что может способствовать ее улучшению. На работу отводится 10 мин, в конце дети вывешивают работы на доску, сравнивают рисунки и делают вывод, что вредит, а что помогает.
Учитель. Да, наибольший вред окружающей среде наносят именно промышленные предприятия: заводы выбрасывают в атмосферу вредные, а порой и ядовитые вещества; промышленные предприятия сбрасывают в реки токсичные отходы и список таких предприятий может быть бесконечным. На территории нашего района тоже имеются предприятия, которые оказывают негативное влияния на природу. Назовите их. Но мы живем в 21 веке, и многие проблемы можно решить модернизировав производства: установив мощные фильтры, очистные установки, перерабатывая отходы производств.
Показывает фотографии предприятий прошлого века и современные экологичные производства.
Современные предприятия –это использование современных технологий производства.
Задание 2. Рейтинг.
Учитель. Представьте, что вы генеральный директор промышленного предприятия, на котором произошла чрезвычайная ситуация- поломка оборудования по очистке сточных вод. В результате произошел сброс токсичных отходов. Вы понимаете, что необходимо быстро принять решение. Составьте последовательность действий:
-измените технологию очистки сточных вод
-поменяете устаревшее оборудование
-сообщите в комитет по охране окружающей среды
-остановите производство –перекроете сброс отходов в реку.
Обсуждение происходит в группах, составляют рейтинги и представляют свое решение другим группам. Время выполнения -5 мин.
Учитель. Давайте немного отдохнем.
Разминка.
«Слогопословица»
Листы с пословицами разрезаны так, что на каждом кусочке бумаги только одно слово. Необходимо быстро собрать свою пословицу.
1.Был бы лес-соловьи прилетят.
2.Лес и вода –родные брат и сестра
3.Сломать дерево секунда-вырастить года.
Учитель. Продолжим работу. Третье задание «Закончи предложение»
Задание3. Закончи предложение.
На доске вывешивается плакат с началом фразы, а участники тренинга предложить свой вариант ее завершения.
«Строительство новых промышленных предприятий в области приведет к……
«Сокращение числа промышленных предприятий приведет к………
Учитель. Да, одного мнения быть не может. С одной стороны – это улучшение экологической обстановки, с другой- многие люди потеряют рабочие места, что приведет к тому, что за новой работой они будут уезжать в другие города.
Заключительное задание «Моя точка зрения»
Задание 4. Моя точка зрения.
Учитель. Перед вами листы с высказываниями известных людей. Вам необходимо обсудить все высказывания и выбрать одно и аргументировать свой выбор.
- В природе все одно с другим связано, и нет в ней ничего случайного. И если выйдет случайное явление – ищи в нем руку человека. Михаил Пришвин
- Встарь богатейшими странами были те, природа которых наиболее обильна; ныне богатейшие страны – те, в которых человек наиболее деятелен. Генри Бокль
- Всякая вещь в природе является либо причиной, направленной на вас, либо следствием, идущим от нас. Марсилио Фичино
Учитель. Вот и подошла к концу наша встреча. Итак, все-таки можем ли мы ответить на вопрос, поставленный вначале «Сокращение численности предприятий –благо или вред?». Мы можем сделать вывод, что прямого ответа нет. С одной стороны, это хорошо- улучшится экологическая обстановка, а с другой стороны, ухудшение экономической. Поэтому, необходима не сокращать, а модернизировать предприятия, сокращая воздействие на окружающую среду до минимума.
И закончить нашу встречу я хотела бы словами:
Мы люди,
Мы прошли долгий путь,
Познавая мира суть.
Мы возводим монументы,
Пересекаем континенты,
Покоряем небеса,
Выходим в пространства
Открытого космоса.
Создаем для жизни новое поле,
Строим города на песке
И в открытом море,
И на этом мы не останавливаемся.
Мы возводим здания до неба
Создаем автомобили без пилота.
Учим играть на гитаре бота,
Находим лекарства от болезни
Симфонии исполняем в совершенстве
И печатаем 3Д дома.
Мы достигли цели?
Нет, мы двигаемся вперед
На самом деле, настали времена,
Когда нас ждут большие дела
Планета нуждается в помощи
Как никогда
Игнорировать это больше нельзя
Но помните! Мы люди,
Как захотим, так и будет
Если мы объединим усилия,
Если все нации станут едины,
Мы любое решение сможем найти
И сделать будущее-великим!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
открытый урок на тему: "Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"
Урок, предложенный вниманию коллег, проводится в 9м классе по предмету география.Вид урока – урок-игра.Данный урок может быть проведен по окончанию темы «Европейский Север» в качестве урока обобщения ...
Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»
Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»Учитель географии МОУ СОШ № 22 г. Краснодара Радченко У. А....
Тест по теме "Топливная промышленность", география, 9 кл.
Электронный тест по теме "Топливная промышленность", География, 9 кл. Тест выполнен в виде презентации с показом на мультимедиа. 2 варианта заданий с выбором вариантов ответов. Ответы прилагаются....
Методическая разработка урока географии по теме: «Топливная промышленность России. Нефтяная и газовая промышленность» в 9 классе
Использование Интернет-ресурсов при изучении социально-экономической географии России помогает в получении достоверной, свежей статистической, картографической информации. Это современное и...
ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ «ДРЕВНЯЯ РУСЬ» ТРЕНИНГ ПО ТЕМЕ "ПЕРВЫЕ РОМАНОВЫ"
Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Древняя Русь" Подготовка к ЕГЭ по истории-Тренинг и контроль по теме "Превые Романовы"...
Тренинг по математике для 6 класса по теме "Сокращение дробей" в 4-х вариантах
Тренинг направлен на проверку знаний и умений учеников по теме «Сокращение дробей». Тренинг предназначен для учащихся 6 класса к учебнику Н.Я. Виленкин, В.И. Жохова и др. Учебник для...
тренинг по теме "Сокращение дробей"
Данный тренинг поможет обучающимся сформировать навыки по выполнению сокращения обыкновенных дробей...