открытый урок на тему: "Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы"
план-конспект урока географии (9 класс) на тему
Урок, предложенный вниманию коллег, проводится в 9м классе по предмету география.
Вид урока – урок-игра.
Данный урок может быть проведен по окончанию темы «Европейский Север» в качестве урока обобщения знаний.
На предыдущих уроках учащие получили целостные представления о природе и хозяйстве Северного экономического района.
Игра, предложенная учащимся, показывает работу по принятию решения относительно природно-экономического и социального развития угольного региона. Играющие стоят перед выбором - сохранение природной среды или промышленное развитие. Сегодня это реальная альтернатива для многих районов России, например для районов Севера.
Суть имитационной игры, состоит в том, что участники выбираю для различные роли, которые в действительности причастны к решению практических вопросов охраны природы и природопользования. В ходе игры предоставляется возможность самостоятельного принятия решения.
Основная цель – обучение участников игры навыкам мотивированной дискуссии и принятию коллективного решения.
Перед проведением занятия учитель просит ребят разделиться на 6ть групп:
- проектная группа
- физико-географы
- экологи
- медики
- представители общественности
- эксперты
Постановка проблемы, ее представление классу исходит от учителя.
Участники каждой из групп выбирают представителя, который будет представлять позицию всему классу. Группам дается время для обсуждения проблемы и определения точки зрения. Учитель просит представителей групп высказать и отстоять позицию своей группы в соответствии с полученными указаниями.
Задачи, которые будут решаться в ходе дискуссии:
1) Задача конкретно-содержательного характера: осознание детьми противоречий, трудностей, связанных с обсуждаемой проблемой; актуализация ранее полученных знаний; творческое переосмысление возможностей их применения.
2) Задачи организации взаимодействия в группах: распределение ролей в группах, выполнение коллективной задачи, согласованность в обсуждении проблемы и выработка общего группового подхода, соблюдение правил совместной поисковой деятельности.
Методы работы, которые я планирую использовать на уроке:
1) Частично-поисковый
2) Работа в группах
3) Дискуссия
4) Сотрудничество детей между собой и учителем
С учетом замысла строю урок по следующим этапам:
1) Орг. Момент
2) Актуализация знаний
3) Постановка учебных задач
4) Работа с группами
5) Заключение
6) Информация о Д/З
7) Рефлексия
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Konspekt_otkrytogo_uroka_po_geografii.docx | 18.25 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект открытого урока по географии
на тему:
«Альтернатива: промышленное освоение или сохранение природы»
Цель: организовать работу учащихся по принятию решения относительно природно-экономического и социального развития угольного региона. Обучение участников игры навыкам мотивированной дискуссии и принятию коллективного решения.
Задачи:
- Активизировать познавательную деятельность школьников, развивать познавательные творческие способности учащихся.
- Развивать у учащихся желание высказывать свою точку зрения.
- Вызвать у учащихся интерес причинно-следственным связям.
- Вовлечь учащихся в ход решения поставленной проблемы.
- Активизировать умственный поиск учащихся путем коллективного решения задачи, ее совместного обсуждения.
- Развивать у учащихся умение самостоятельно мыслить, принимать решения, аргументировать свой выбор.
- Развивать у учащихся интерес к познанию нового.
- Воспитывать умение работать в группах и коллективе; оценивать уровень своих знаний; развивать чувство ответственности и взаимопомощи.
- Развивать интерес к предмету.
Вид урока: урок-игра
Тип урока: урок обобщение
Оборудование: ТСО, атласы по географии 9й класс, раздаточный информационный материал.
Ход урока:
- Орг. Момент (1 мин ): Приветствие учащихся. Проверка наличия необходимых средств обучения.
- Актуализация знаний (2 мин): Ребята, вы уже познакомились с хозяйством Северного экономического района. Хочу вам напомнить, что данный район с его суровыми природными условиями является одной из важнейших ресурсных баз нашей страны. Вспомните отрасли специализации на территории Европейского Севера.
Ответы учащихся: металлургический комплекс, химико-лесной комплекс, топливная промышленность, машиностроение, АПК.
На территории Европейского Севера сконцентрированы ценнейшие природные ресурсы нашей страны: 40% топливных ресурсов, 40% лесных ресурсов, 38% водных ресурсов.
Одной из основных отраслей экономики данного района является угольная промышленность. Но как оценить влияние этой отрасли на экономическое и социальное развитие территории, а также учесть экологическое равновесие региона.
- Постановка учебных задач (10 мин): Сегодня на уроке я ставлю перед вами проблемный вопрос: «Что важнее для человечества, освоение новых природных богатств или бережное отношение к природе?»
Чтобы ответить на этот вопрос, я предлагаю вам сыграть в игру под названием: «Альтернатива промышленное освоение или сохранение природы?»
Заранее вам было предложено разделиться на следующие группы:
проектная группа, физико-географы, экологи, медики, представители общественности, эксперты.
Перед каждой группой стоит конкретная цель. Проектной группе было предложено задание – выбрать участок на территории республики Коми и выдвинуть проект по разработке нового месторождения каменного угля. Ваша задача – доказать участникам других групп, что разработка нового месторождения выгодна для данного региона и для всей экономики Росси в целом.
Задача физико-географов – дать краткую физико-географическую характеристику данной территории.
Задача экологов – показать свое резко негативное отношение к проекту промышленного освоения территории.
Задача медиков – показать на конкретных примерах уязвимость здоровья населения в районах угледобычи.
Задача представителей общественности – высказать свое личное мнение по поводу разработки нового месторождения каменного угля на данной территории.
Задача экспертной группы – принятие или отстранение проекта на основе мнения специалистов и представителей общественности. Именно вашей группе предоставлено право принять окончательное решение по предложенному проекту.
Обратите внимание, что у вас на столах ежат информационные документы, которые помогут вам в решении поставленных задач.
Перед началом дискуссии вам будет дано время (5 мин) на обработку данной информации, после чего представители от каждой группы будут высказывать свое мнение по поставленной проблеме.
И помните, что именно вам, сегодня предстоит научиться самостоятельно, принимать решение, что очень не просто.
Итак, за работу.
- Работа с группами (20 мин): группы по очереди выступают, защищают свои интересы, отстаивают свою точку зрения по данной проблеме, аргументируют свои ответы.
(Учитель выступает в роле организатора и координатора деятельности учащихся, поддерживает интерес учащихся к дискуссии).
- Заключение (4 мин): Итак, что же мы видим: мнения в коллективе разделились.
Что же нам делать в такой сложной ситуации? Как прийти к компромиссу и принять правильное решение? (учащиеся высказываю свои мнения; задача учителя – направить учащихся на мысль о том, что промышленное освоение территории конечно важно, но только с учетом бережного отношения к природе; учащиеся делают общий вывод.
- Д/З: (1 мин): Разработать пути решения экологических проблем угольной промышленности, влияющих на окружающую среду и здоровье человека
- Рефлексия (2 мин): Ребята, сегодня на уроке вы убедились, как иногда не просто самостоятельно принимать решения.
В заключении нашего занятия я попрошу вас проанализировать свою работу и высказать свое мнение.
Перед вами два незаконченных предложения. Выберите подходящее для вас и дополните его: 1) Сегодняшний урок был для меня полезен, потому что…
2) Сегодняшний урок не принес мне пользы, потому что...
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по живописи для 9 класса. Тема " Палитра природы - источник внутреннего мира человека"
Данный урок познакомит учащихся с теорией "Времена года " в живописи, будет способствовать умению познавать мир через образы «Времен года» ; развитию художественно-образного, эстетического т...
Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»
Открытый урок по теме: «Мировая промышленность»Учитель географии МОУ СОШ № 22 г. Краснодара Радченко У. А....
План - конспект открытого урока по фортепиано по теме "Освоение средств музыкальной выразительности на начальном этапе обучения"
В данном материале представлен план - конспект открытого урока по фортепиано. Подробно показаны форма и методы проведения урока с учащимся первого года обучения....
методический сценарий открытого урока в 6 классе по теме "Человек и природа"
Методический сценарий открытого урока в 6 классе по теме "Человек и природа"...
Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть
28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...
Проблемно-дискуссионная игра: на примере урока по теме «Альтернативы развития страны после Февраля 1917 года».
Содержит материалы для организации урока по данной теме в форме проблемно-дискуссионоой игры....
Разработка открытого урока на тему: «Современные методы освоения штриховой палитры аккордеониста в полифонических произведениях»
Цель урока: Развитие навыков выделения голосов в полифонических произведениях с помощью штрихов.Задачи урока:Научиться анализировать многоголосную фактуру, находить тему, противосложение, выбира...