Конспект урока в 10 классе
презентация к уроку по географии (10 класс)
Прирродные ресурсы мира. Ресурсообеспеченность.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока в группе «Автомеханик»
Тема: «Природные ресурсы мира. Ресурсообеспеченность».
Цель:
- сформировать представление о природных ресурсах мира и обеспеченности ими стран и регионов;
- научить определять по статистическим данным степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира.
Задачи:
Образовательные:
- формировать понятия «природные ресурсы», «ресурсообеспеченности»;
- формировать представление об основных закономерностях размещения природных ресурсов мира.
Развивающие:
- развивать умения и навыки работы с различными источниками географической информации;
- развивать умение анализировать статистические данные, определять по таблицам и картам степень ресурсообеспеченности стран и регионов мира;
- развивать самостоятельность мышления обучающихся в процессе работы с учебно-познавательными заданиями.
Воспитывающие:
- способствовать формированию научного мировоззрения;
- способствовать формированию экологической сознательности.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Используемые методы: коммуникативный, объяснительно-иллюстративный.
Оборудование: политическая карта мира, атлас 10 класса, учебник «География – 10 класс» (автор В.П .Максаковский), раздаточный материал( статистический материал и учебные карточки), мультимедийный проектор.
Тип урока: урок – практикум.
Ход урока.
Оргмомент.
1.Проверка дом.задания – тестирование.
2. Изучение нового материала.
Вступительное слово учителя.
Сегодня мы познакомимся с географией природных ресурсов. Научимся определять уровень обеспеченности ресурсами стран и регионов мира. Вы выполните практическую работу по определению ресурсообеспеченности стран и регионов мира. А сначала давайте определим, что же такое природные ресурсы?
Определение ПР. Классификация ПР.
(слайд №2). Виды природных ресурсов.
Природные ресурсы – компоненты природы, которые на данном уровне развития общества используются или могут быть использованы в качестве средств производства и предметов потребления.
Есть несколько классификаций природных ресурсов:
- природная, где выделяют ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы;
- хозяйственная - по применимости их в различных отраслях хозяйства их группируют в энергетические, металлургические, химические природные ресурсы и т.д.
- по признаку исчерпаемости ресурсов.
Вопрос к классу: На какие две группы по этому признаку делят природные ресурсы?
(Исчерпаемые и неисчерпаемые)
Вопрос к классу: Какие примеры неисчерпаемых ресурсов вы знаете?
(энергия солнца, ветра, воды и т.д.)
Вопрос к классу: На какие группы делятся неисчерпаемые ресурсы?
(возобновимые и невозобновимые)
Вопрос к классу: Приведите примеры возобновимых ресурсов.
(водные, лесные, земельные, биологические, рекреационные)
Вопрос к классу: Какие ресурсы являются невозобновимыми?
(минеральные).
Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными ПР. Однако, запасы их видов далеко не одинаковы и распределены неравномерно. В результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную степень ресурсообеспеченности.
Что же такое ресурсообеспеченность и как ее можно определить?
Ресурсообеспеченность – это соотношение между величиной ПР и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения.
Формула Ресурсообеспеченности:
Р=запасы/добыча (кол-во лет) Р=запасы/ЧН (на душу населения)
На показатель ресурсообеспеченности влияет не только величина запасов ресурсов, но и величина их добычи. Например, добыча минеральных ресурсов постоянно растет, и это является причиной того, что ресурсообеспеченность полезными ископаемыми в мире резко уменьшается.
Практическая работа (выполняется используя данные таблиц 1 и 2 Приложения1)
Ресурсообеспеченность мира нефтью (500000/3590=139 лет) вычисляется совместно учителя с классом.
1 ряд – обеспеченность углём 5500000млн.т/4950млн.т= 1111 лет
2 ряд – обеспеченность газом (400000/2420= 165 лет)
3 ряд – обеспеченность рудой.(600000/1060= 566 лет)
(проверка на доске).
(слайд №10). Земельные ресурсы.
Общее представление о земельных ресурсах даёт понятие о земельном фонде.
Земельный или территориальный фонд – совокупность всех земель в пределах той или иной территории, подразделяющихся по типу хозяйственного использования.
Территориальные ресурсы мира
Крупнейшие страны мира по площади территории (млн. км2)
- 1. Россия – 17,1
- 2. Канада – 10,0
- 3. Китай – 9,6
- 4. США – 9,4
- 5. Бразилия – 8,5
Эффективная территория – это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения
Крупнейшие страны мира по площади эффективной территории (млн. км2)
- 1. Бразилия – 8,1
- 2. США – 7,9
- 3. Австралия – 7,7
- 4. Китай – 6,0
- 5. Россия – 5,5
(слайд №11). Структура земельных ресурсов.
Земельные ресурсы мира включают в себя земли с/х использования – 37% (11% - пашня, 26% - пастбища); леса – 32%, а так же земли, занятые постройками различного характера и непригодные и малопригодные земли.
Используя рис. 7 учебника ( стр. 32 ), назовите 5 стран, в структуре земельного фонда которых преобладает пашня, 5 стран – пастбища и 5 – непродуктивные земли.
- Структура земельного фонда планеты постоянно изменяется под влиянием двух противоположных процессов. Один из них – борьба человечества за расширение земель, пригодных для обитания, с другой стороны – ухудшение земель, изъятие их из с/х оборота в результате эрозии, опустынивания, открытой добычи полезных ископаемых. Второй процесс идёт быстрее, поэтому главная проблема мирового земельного фонда – деградация с/х земель.
(слайд №12). Лесные ресурсы – один из важнейших биологических ресурсов.
Леса – это самые крупные экосистемы, в которых аккумулируется большая часть органического вещества на планете, благодаря фотосинтезу они обеспечивают кислородный баланс на Земле, самые крупные хранилища генофонда, обеспечивающие чистоту вод, сохранения плодородия почв.
Леса мира образуют два практически равных лесных пояса – северный (в зоне умеренного и отчасти субтропического поясов) и южный (в зоне тропического и экваториального поясов).
Вопрос к классу: Используя рис. 9 учебника (стр. 33), назовите по 5 стран Северного и Южного лесных поясов.
- Северный – Россия, Канада, Финляндия, Польша, ФРГ;
- Южный – Бразилия, Суринам, Гвиана, Габон, Конго.
(слайд №13). Проблемы использования лесов.
- Огромные масштабы вырубки лесов
- Отсутствие лесовосстановительных работ в России и в развивающихся странах.
- 50 % вырубленного леса в развивающихся странах идёт на дрова
Всё это показывает нерациональное использование лесных ресурсов, и как следствие сокращение площади лесов.
(слайд №14) Лесные ресурсы мира.
Лесные ресурсы мира характеризуются двумя важными показателями: размерами лесной площади и запасами древесины на корню. Общая площадь лесов в мире 4 млрд.га.
Используя рис. 9 учебника (стр. 33), назовите 5 крупнейших стран по обеспеченности лесными ресурсами на душу населения.
- Гвиана, Габон, Суринам, Конго, Папуа – Новая Гвинея.
(слайд №15). Водные ресурсы мира.
К водным ресурсам относятся воды, пригодные для хозяйственного использования.
Вопрос к классу: Назовите объекты, которые относятся к водным ресурсам.
(реки, озёра, водохранилища, ледники, подземные воды).
Главный источник пресной воды это реки. Мировой объём речного стока в год составляет 47 тыс. км в кубе, но реально можно использовать только 50%.
(слайд №16). Обеспеченность водными ресурсами.
Используя рис. 8 учебника (стр. 33), назовите 5 стран с максимальными и 5 стран с минимальными показателями обеспеченности водными ресурсами на душу населения.
- максимальное – Суринам, Конго, Канада, Новая Зеландия, Норвегия;
- минимальное – Египет, Саудовская Аравия, ЮАР, Польша, Индия, Китай.
(слайд №17). Проблемы использования водных ресурсов.
- Рост потребления
- Загрязнение
- Нерациональное использование
Всё это ведёт к дефициту пресной воды.
Каковы же пути решения этих проблем?
- • уменьшение водоёмкости производственных процессов;
- • сооружение водохранилищ;
- • опреснение морской воды;
- • внедрение замкнутых циклов использования воды.
(слайд №18). Гидроэнергетические ресурсы.
Гидроэнергоресурсы – это ресурсы воды, пригодные для получения электроэнергии.
Работа с диаграммой слайда гидроэнергопотенциал регионов.
(слайд №19). Агроклиматические ресурсы.
Главный показатель – сумма активных температур.
Сумма активных температур – сумма среднесуточных температур выше + 10 0С в течение года.
Вопрос к классу: Страны какого теплового пояса обладают наилучшими агроклиматическими ресурсами?
( наилучшими агроклиматическими ресурсами обладают страны жаркого теплового пояса).
(слайд №20). Ресурсы мирового океана.
Ресурсы мирового океана – природные элементы, вещества и виды энергии, которые добываются или могут быть добыты непосредственно из вод, прибрежной части дна или недр океанов.
Мировой океан занимает 71% поверхности планеты – это огромная кладовая минеральных богатств.
(слайд №21). Рекреационные ресурсы.
Вопрос к классу: Что такое рекреационные ресурсы?
(Рекреационные ресурсы - это ресурсы для отдыха человека).
Рекреационные ресурсы подразделяются на две группы: природно–рекреационные и культурно-исторические.
Наиболее богатыми рекреационными ресурсами обладают страны, где благоприятный климат сочетается с культурно-историческими достопримечательностями. В основном это страны Средиземноморья.
Как и любой другой вид ресурсов рекреационные требуют рационального, бережного отношения, поддержания их в должном состоянии, развитие туризма на основе бережного отношения к природе.
(слайд №22). Домашнее задание.
Приложение 1
Страны мира, обладающие самыми большими запасами угля и нефти.
страны | разведанные запасы углей, млрд. т | страны | разведанные запасы нефти, млрд. т |
США | 445 | Саудовская Аравия | 35,8 |
Китай | 296 | Россия | 20 |
Россия | 202 | Ирак | 15,1 |
ЮАР | 116 | Кувейт | 13,3 |
Австралия | 116 | ОАЭ | 12,6 |
ФРГ | 106 | Иран | 12,3 |
Страны мира, обладающие самыми большими запасами природного газа и руды.
страны | разведанные запасы газа, трлн. м3 | страны | разведанные запасы руды, млрд. т |
Россия | 48,1 | Россия | 25 |
Иран | 20,9 | Китай | 25 |
Катар | 8,5 | Украина | 22 |
ОАЭ | 5,8 | Австралия | 18 |
Саудовская Аравия | 5,7 | Канада | 12 |
США | 4,7 | Бразилия | 8 |
Мировые запасы некоторых видов полезных ископаемых.
Виды полезных ископаемых | единица измерения | общегеологические запасы | в том числе разведанные запасы |
уголь | млрд. т | 5500 | 1750 |
нефть | млрд. т | 500 | 140 |
природный газ | трлн. м3 | 400 | 150 |
железная руда | млрд. т | 600 | 200 |
Мировое производство основных видов топлива и железной руды.
производство | единица измерения | весь мир |
уголь | млн. т | 4950 |
нефть | млн. т | 3590 |
природный газ | млрд. м3 | 2420 |
железная руда | млн. т | 1060 |
Карточка-инструкция к уроку "Минеральные и земельные ресурсы Земли"
1. Вспомните, что такое ресурсообеспеченность и определите по таблице на сколько лет хватит запасов нефти, угля и железной руды в мире.
Минеральные ресурсы | Запасы | Добыча | Количество лет |
уголь, в млн. тонн | 1 038 462 | 4568 |
|
нефть, в млн. тонн | 148 893 | 2949 |
|
железная руда | 63 400 | 527 |
|
2. Проанализируйте данные рис. 4 стр. 29 и таблицы 2 (стр. 62). Рассчитайте, какое количество минерального сырья извлекалось из недр Земли на душу населения в разные годы.
3. Ознакомьтесь со структурой земельного фонда (рис. 6, стр. 32).
4. Изучите обеспеченность земельными ресурсами (рис. 7, стр. 32):
определите среднемировой показатель,
назовите самые обеспеченные страны по этому показателю,
назовите самые малообеспеченные пашней страны,
запишите данные в тетрадь.
Карточка-инструкция
2. По рис. 8, стр. 33 определить:
мировой показатель обеспеченности водными ресурсами,
выделить наиболее обеспеченные страны,
выделить наименее обеспеченные страны.
3. В рабочую тетрадь (стр. 8) занести данные, таблица 5.
4. Определить по рис. 9 стр. 33:
мировой показатель обеспеченности лесными ресурсами на душу населения,
наиболее обеспеченные страны,
наименее обеспеченные страны.
5. В рабочую тетрадь стр. 8, таблица 5 занести данные по выбранным страницам.
6. По таблице 8 (страница 385) определить страны с высокими и низкими показателями лесистости (в %)
7. Дополнительные задания: нанести на контурную карту (стр. 33) крупные водохранилища, источник информации - атлас, стр. 8; выполнить в обычной тетради задание 51, стр. 7
Тест. «Политическая карта мира. Государственный строй стран мира».
- Приморское положение имеют страны:
А) Китай б) Нигер в) Швейцария г) Афганистан
- Страны-архипелаги:
А) Япония б) Мадагаскар в) Бразилия г) Египет
- Полуостровное положение имеют страны:
А) Франция б) Италия в) Алжир г) Монголия
- Какая форма правления предусматривает передачу власти по наследству?
А) монархия б) республика
- Какая из перечисленных стран является конституционной монархией?
А) Великобритания б) Ватикан в) Финляндия
- Какая страна является абсолютной монархией?
А) Норвегия б) Саудовская Аравия в) США
- Теократической монархией является?
А) Ватикан б) Чад в) Аргентина
- Какой континент не имеет монархий?
А) Евразия б) Южная Америка в) Африка
- Федеративным государством не является:
А) Франция б) Россия в) США
- С республиканской формой правления:
А) Япония б) Германия в) Швеция
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока Природные ресурсы и их виды 1 Ресурсообеспеченность 2
Природные ресурсы компоненты природы, которые используются (актуальные) или могут быть использованы (потенциальные) как средства производства и предметы потребления.
Классификация природных ресурсов природная , где выделяют ресурсы литосферы, гидросферы, биосферы, климатические ресурсы; хозяйственная - по применимости их в различных отраслях хозяйства их группируют в энергетические, металлургические, химические природные ресурсы и т.д.
Классификация природных ресурсов
Ресурсообеспеченность
Ресурсообеспеченность нефтью Формула вычисления Запас Р= ----------- - количество лет Добыча Формула вычисления Запас Р= ------------------ - количество на душу Численность населения Страны Запас млрд. тонн Добыча млн. тонн Ресурсообеспеченность на количество лет Численность населения млн. чел. Ресурсообеспеченность на душу населения Россия 6,7 304 145 Переведите запас нефти из миллиарда тонн в миллионы 6,7*1000=6700 млн. т или 6700000000 т 2. 304 млн. т – это 304000000 т 00 т 1. Применив формулу: запас Р=-------- добыча Произведем расчет, сократив нули: 6700 000000 -----------------=22 года 304 000000 22 года 2. 145 млн. чел. – это 145000000 чел. 3. Применив формулу: запас Р=-------- численность населения Произведем расчет, сократив нули: 6700 000000 -----------------=46 т на душу 145 000000 населения 46 т на душу нас 1. Рассчитайте ресурсообеспеченность остальных стран, округлив ответ до целых чисел. 2. Сделайте вывод о самых обеспеченных странах
Земельные ресурсы. Земельные ресурсы – это земная поверхность, пригодная для проживания человека, для его жизнедеятельности.
Для сравнения… Крупнейшие страны мира по площади территории (млн. км2) 1. Россия – 17,1 2. Канада – 10,0 3. Китай – 9,6 4. США – 9,4 5. Бразилия – 8,5 Эффективная территория – это территория страны, пригодная для хозяйственного освоения (млн. км2). 1. Бразилия – 8,1 2. США – 7,9 3. Австралия – 7,7 4. Китай – 6,0 5. Россия – 5,5
Водные ресурсы мира . Водные ресурсы – это весь объем вод гидросферы, заключенный в реках, озерах, ледниках, подземных водах, морях и океанах.
Ресурсы Мирового океана Ресурсы мирового океана – природные элементы, вещества и виды энергии, которые добываются или могут быть добыты непосредственно из вод, прибрежной части дна или недр океанов.
Минеральные ресурсы дна океана На континентальном шельфе: нефть и газ – 1/3 от общей мировой добычи; к 2010 г. половина нефти и газа поступит из недр Мирового океана. Мексиканский залив – 57 действующих скважин, Северное море – 37, Персидский залив – 21, Гвинейский залив – 15. Глубоководное ложе океана – железомарганцевые концентрации Сокровища затонувших кораблей.
Хозяйственное использование Мировая добыча рыбы и морепродуктов достигла 110 млн. в год. Рыболовство – отрасль мирового хозяйства, обеспечивающая существование 15 млн. человек. Самые продуктивные акватории Мирового океана – это северные широты: Норвегия, Дания, Великобритания, Германия, США. Мировой океана обслуживает около 4/5 всей международной торговли. Число портов на всех морях и океанах превышает 2,5 тыс.
Глобальные проблемы Океан «болен» в него ежедневно попадает 1 млн. т нефти (от катастроф, слива нефти). Отходы промышленности: тяжёлые металлы, радиоактивные отходы в контейнерах. Более 10 тыс. туристических судов Средиземного моря выбрасывают нечистоты в море до очистки . Пути решения экологических проблем Система экологических, технический и социальных мер одновременно. Международные соглашения по Мировому океану
Климатические ресурсы. Климатические ресурсы – это неисчерпаемые ресурсы, включающие в себя солнечную энергию, влагу и энергию ветра.
Рекреационные ресурсы Подразделяются на две группы: природно–рекреационные культурно-исторические.
Домашнее задание. Тема 2.2 (стр.28-41) по данным таблиц №№ 2-5 определить ресурсообеспеченность стран мира минеральными ресурсами (нефть, пр.газ, уголь, железная руда) из расчета на душу населения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока 8 класс Масленица + презентация к открытому уроку
Цель урока: повторить и обобщить знания по ДПИ, правила создания коллажа.Задачи: Обучающие: показать особенности изображения одного и того же явления в разных видах ...
Конспект урока 6 класс. Причастие. Урок обобщения и систематизация изученного материала.
Тема: ПричастиеТип урока: Урок о...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Военные походы фараонов»
Предмет история Класс 5Тема урока «Военные походы фараонов»Цель урока: ...
Конспект урока истории. Класс - 5. Тема урока «Боги Древнего Египта»
Урок история Класс 5 классТема урока «Боги Древнего Египта»Тип урока: овладение новыми знаниями (ОНЗ) с применением проблемной технологии.Образовательные:-...
Конспект урока в классе со сложной структурой дефекта, по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"
Конспект урока в 6 классе по предмету "Социально-бытовая ориентировка". Тема урока "Приготовление бутербродов"...
Конспект урока 7 класс. Тема урока "Из Лондона в Евпаторию" . Тип урока: урок-путешествие.
Конспект урока 7 класс.Тема урока "Из Лондона в Евпаторию"Тип урока: урок-путешествие. УМК “Spotlight”. Авторы: Virginia Evans, Jenny Dooley ,Olga Podolyako, Julia...
Конспект урока 6 класс обществознание. Урок разработан по технологии РКМЧП. Тема урока: «Межличностные отношения».
Тема урока: « Межличностные отношения».План урока:Какие отношения называются межличностными.Чувства- основа межличностных отношений.Виды межличностных отношений.Планируемые рез...