Тема: Атмосферное давление. Ветер. | Тип урока: комбинированный |
Цели: формирование представлений об атмосферном давлении, причинах возникновения ветровых явлений. |
Задачи: - создать образовательную базу для изучения новой темы, - провести промежуточный контроль знаний, - ввести понятие «атмосферное давление», - ввести понятие «ветер», - формирование практических умений. |
Планируемые результаты |
Предметные умения: - понимать что такое «атмосферное давление», «ветер», -объяснять причину возникновения ветра, - объяснять особенности движения атмосферы, - определять направление ветра | Метапредметные умения: - логические, -установление причинно-следственных связей, - самоконтроль, самооценка, - осуществлять простейшие действия по построению схем | Личностные умения: - формирование познавательного интереса к предмету; - профориентационная направленность, - формирование исследовательской мотивации. |
Межпредметные связи: физика |
Образовательные ресурсы урока: - учебник – авторы Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, География, начальный курс, М., «Дрофа», 2014г., параграф 28,
- рабочая тетрадь,
- мини-презентация (приложение)
|
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формируемые УУД |
Коррекция приобретенных УУД |
- предлагает дать определения оболочкам Земли
- предлагает вспомнить свойства воздуха
- предлагает воспроизвести механизмы нагрева и изменения температуры воздуха, величину охлаждения воздуха при подъеме на 1000 м.
- предлагает выполнить ряд упражнений:
- какова высота горного массива, если у подножия +25 градусов, а на вершине – 13 градусов? - на какой высоте будет располагаться снеговая линия, если у подножия +10 градусов? - проверка домашнего задания (выполнение заданий и ответы на вопросы стр. 111-112: №№ 1,2,3,4,5) | - отвечают на поставленные вопросы, выполняют задания.
| - формирование познавательного интереса к предмету;
|
Промежуточный контроль |
- предлагает выполнить тест в течение 5 минут:
- Название воздушной оболочки Земли…
- Название слоя атмосферы, соприкасающегося с поверхностью Земли…
- Разность между самой высокой и самой низкой температурами воздуха в течение суток называется…
- Температура воздуха при подъеме на каждый километр понижается на …
- Температура воздуха зависит от…
- Температура воздуха нагревается от…
- Прибор для измерения температуры называется…
- Если сумму температур разделить на количество месяцев в году, то получится…
- Если температура воздуха у поверхности Земли равна +24 градуса, а за бортом самолета – 24 градуса, то самолет летит на высоте…
| - выполняют тест
- проводят самопроверку
- осуществляют самооценку
критерии: без ошибок-«5» 1-2 ошибки – «4» 3 ошибки – «3» 4 ошибки – «2»
| - самоконтроль, самооценка
|
Актуализация необходимых знаний |
- предлагает вспомнить свойства воздуха
| - называют физические свойства воздуха (без цвета, без запаха, растворитель веществ, «текуч» - ветер, поддерживает горение, состоит из газов, может нагреваться и охлаждаться, имеет объем, вес.
| - анализ
|
Физминутка |
Изучение нового материала |
- делает акцент на свойства воздуха объем, вес, следовательно давящий на земную поверхность
| - читают блок «понятие об атмосферном давлении» стр.112
|
|
- объявляет тему урока «Атмосферное давление»
| - записывают тему урока в тетради
|
|
- предлагает познакомиться с определением «атмосферное давление» с использованием учебника стр. 112.
| - выписывают в тетрадь определение «атмосферное давление»
- выписывают в тетрадь величину силы воздуха, с которой он давит на каждый 1 кв.см земной поверхности.
|
|
- обращает внимание на рис.73 стр.113 учебника и организует проблемную беседу о различии атмосферного давления на разных участках Земли
| - участвуют в проблемной беседе
| - формирование исследовательской мотивации |
- вводит информацию о приборах для измерения давления
|
|
|
- предлагает прочитать, как работает ртутный барометр на стр.112-113 учебника
| | - формирование исследовательской мотивации |
|
| -обобщение |
- делает акцент на свойство воздуха нагреваться и охлаждаться
|
| -установление причинно-следственных связей, - формирование исследовательской мотивации |
- привлекает к беседе о том, как можно «увидеть» теплый и холодный воздух
|
| - формирование исследовательской мотивации |
- предлагает на схеме предположить/смоделировать, что происходит с теплым воздухом при подъеме
| - делают предположения, среди которых (ожидается) верные
| - формирование познавательного интереса к предмету; -установление причинно-следственных связей, |
- на второй схеме демонстрирует результаты охлаждения воздуха и предлагает сделать вывод
| - делают вывод о высоком и низком давлении
|
|
- демонстрирует слайд-схему, представляющую перераспределение воздуха в горизонтальном направлении, предлагает назвать явление
|
|
|
- предлагает подкрепить полученные рассуждения информацией в блоке «Как возникает ветер» на стр.114 учебника.
|
| -обобщение |
- выполнение задания № 5 на стр.118
| | - формирование исследовательской мотивации |
- предлагает просмотр слайдов о видах ветров
| - делают заголовок «Виды ветров» и вносят записи по мере просмотра слайдов.
|
|
- знакомит с понятием «сила ветра» с использованием форзаца 2 учебника
| | - формирование познавательного интереса к предмету; |
- знакомит с понятием «направление ветра» с использованием форзаца 2 учебника
| | - формирование познавательного интереса к предмету; |
- предлагает разобраться с определением направлений ветра по блоку «Как определить направление и силу ветра» стр. 115-116 учебника
|
| - формирование познавательного интереса к предмету; |
- предлагает обсудить рис.76 на стр.117
| | - формирование познавательного интереса к предмету; |
- предлагает выполнить практическую работу № 7 «Построение розы ветров» по предлагаемым данным
Дата | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Направление ветра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| - оформляют практическую работу с использованием стр.118 учебника (п.1 «по предложенным данным построить розу ветров за месяц»)
- выполняют практическую работу
| - формирование познавательного интереса к предмету; - профориентационная направленность, - формирование исследовательской мотивации, - осуществлять простейшие действия по построению схем |
- подводит итоги урока, предлагая назвать выполненные этапы урока
- предлагает провести рефлексию учебной деятельности: усвоение темы, проблемы, как решались, чему научились, как применить в жизни полученные знания и умения.
| - воспроизводят выполненную работу,
- определяют затруднения, чему научились
| -обобщение -рефлексия способов и условий действия |
Домашнее задание: параграф 28 – чтение, записи в тетради – чтение, выполнить задания и ответить на вопросы стр. 118: №№ 1-3 продолжить ведение дневников наблюдений: 1) отмечать ход температуры с использованием термометра (для сравнения полученных данных), 2) отмечать направление ветров | Работа с дополнительными источниками информации |