Тема: Температура воздуха. | Тип урока: урок изучения нового материала |
Цели: формирование представлений о зависимости температуры воздуха от угла падения солнечных лучей. |
Задачи: - воспроизвести необходимые знания, - ввести новые понятия и обеспечить их понимание, - научить строить график температуры, - выполнить тренировочные упражнения для закрепления. |
Планируемые результаты |
Предметные умения: -составлять характеристику атмосферы, -изменять (определять) температуру воздуха, - определять амплитуду температуры, - определять среднюю температуру воздуха за сутки, месяц, год | Метапредметные умения: - логические, -установление причинно-следственных связей, - самоконтроль, самооценка, - осуществлять простейшие действия по построению схем | Личностные умения: - формирование познавательного интереса к предмету; - профориентационная направленность, - формирование исследовательской мотивации. |
Межпредметные связи: физика |
Образовательные ресурсы урока: - учебник – авторы Т.П.Герасимова, Н.П.Неклюкова, География, начальный курс, М., «Дрофа», 2014г., параграф 27,
- рабочая тетрадь,
- мини-презентация (приложение)
|
Ход урока: |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся | Формируемые УУД |
Актуализация необходимых знаний. |
- предлагает дать определения оболочкам Земли
- предлагает вспомнить свойства воздуха
| - отвечают на поставленные вопросы
|
|
- акцентирует внимание на свойстве «нагреваться и охлаждаться», организуя проблемную беседу по вопросу «как нагревается воздух?»
| - участвуют в беседе, основываясь на ранее полученных знаниях курсов «Окружающий мир», «География»-5 класс, дополнительно приобретенных знаний, личных наблюдений
- делают выводы об источниках нагрева воздуха
| -выделение главного, -обобщение, -структурирование знаний. |
Изучение нового материала |
- знакомит с профессией метеоролога, проводит связи с изучаемым материалом – нагревание и охлаждение воздуха и измерение величины нагревания и охлаждения
- предлагает «примерить» профессию метеоролога на уроке
|
| -готовность к жизненному самоопределению |
|
|
|
- предлагает определить вопросы урока
| - определяют вопросы урока – как изменяется температура воздуха течение дня, в течение года, причины ее изменения
| -планирование деятельности, |
- предлагает работу с рис. 70 стр. 108
| - описывают проходящие процессы
- делают вывод о зависимости нагревания поверхности от угла падения солнечных лучей
| -выделение главного, -установление причинно-следственных связей, -обобщение |
- предлагает обсудить вопрос о способах измерения температуры
| - перечисляют способы измерения температуры
| - |
- предлагает разобраться с понятиями «суточная амплитуда температуры воздуха», «средняя месячная температура воздуха» с использованием стр.107-109 учебника
| - читают стр.107-109 учебника
- выписывают в тетрадь понятие «суточная амплитуда температуры воздуха»
| -поиск и выделение необходимой информации |
Физминутка |
- предлагает выполнить практическую работу № 6 «Построение графика хода температуры и вычисление средней температуры» по предлагаемым данным:
Дата | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | Темп. в градусах | +10 | +12 | +14 | +15 | +11 | +7 | +5 | 0 | +3 | 0 |
| - оформляют практическую работу, используя стр. 111 (название работы, цель, ход работы)
| - осуществлять простейшие действия по построению схем
|
- показывает, как начертить оси графика, как подписать, внести обозначения, на примере первых двух показателей показывает построение графика хода температуры за 10 предлагаемых дней.
| - работают по образцу и выполняют задание далее
- самостоятельно вспоминают и определяют среднюю температуру за 10 дней
- определяют амплитуду колебания температуры
| - осуществлять простейшие действия по построению схем
|
- предлагает сравнить ее со средней многолетней температурой +7,5
| - делают самостоятельный вывод на основе сравнения, записывают в тетрадь
- делают вывод о проведенной работе
| -сравнение, -обобщение |
- дает домашнее задание: составить таблицы хода температуры по месяцам 2017 года (по парам), с использованием Интернет-ресурсов, за следующую неделю отметить ход температуры с использованием термометра (для сравнения полученных данных)
|
|
|
- обращает внимание на средние температуры по месяцам за 2015, 2016 годы в Санкт-Петербурге (презентация)
| | -поиск и выделение необходимой информации |
- предлагает вычертить графики годового хода температуры (по вариантам), определить среднегодовую температуру
| - вычерчивают в тетрадях
- определяют среднюю годовую температуру по годам (соответственно).
| - осуществлять простейшие действия по построению схем
|
- предлагает сравнить среднегодовые температуры за 2 года и последние 10 лет (презентация)
|
| -сравнение, -обобщение |
- предлагает выявить причины изменения температуры воздуха в течение года
| - обобщают полученные знания
| -выделение главного, -установление причинно-следственных связей, -обобщение |
Закрепление |
- предлагает работу с рис.72 стр. 110: что показано на осях х и у, определение температур по месяцам, амплитуды колебания температур, средней годовой, средней по временам года
|
| -анализ, -поиск и выделение необходимой информации |
- предлагает провести рефлексию учебной деятельности: усвоение темы, проблемы, как решались, чему научились, как применить в жизни полученные знания и умения.
| - выступают отдельные ученики
| -рефлексия |
- предлагает подвести общий итог урока
| - подводят итог – ссылка на задачи урока
|
|
Домашнее задание: параграф 27 – чтение, записи в тетради – чтение, выполнить задания и ответить на вопросы стр. 111-112: №№ 1,2,4,5 – устно, № 3 – письменно, составить таблицы хода температуры по месяцам 2017 года (по парам), с использованием Интернет-ресурсов, за следующую неделю отметить ход температуры с использованием термометра (для сравнения полученных данных) | Работа с дополнительными источниками информации |