Урок физики "Влажность воздуха. Роль влажности в жизни"
план-конспект урока по физике (8 класс) на тему
Урок по физике для учащихся 8 класса. В данной разработке представлен большой теоретический,и практический материал,используемый в повседневной жизни.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_vlazhnost_vozduha.doc | 240.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока «Влажность воздуха. Роль и значение влажности».
Эпиграф : Науку все глубже познать стремись
Познанием вечного жаждой томись
Лишь первых познаний блеснет тебе свет
Узнаешь: предела для знаний нет.
Фирдоуси
Цель урока:
Ввести понятие абсолютной и относительной влажности воздуха, точки росы, ознакомить с приборами для измерения влажности воздуха, рассмотреть роль и значение влажности в жизни, провести фронтальную лабораторную работу по определению относительной влажности воздуха, решение качественных, вычислительных и практических задач.
Задачи:
Образовательные:
- Сформировать представление об абсолютной и относительной влажности воздуха, точке росы.
- Познакомить учащихся с приборами, измеряющими влажность воздуха.
- Научить работать с психрометрической таблицей.
- Научить пользоваться прибором для измерения влажности воздуха (психрометром).
Развивающие:
- Способствовать развитию навыков работы с лабораторным оборудованием.
- Развивать умения учащихся наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
- Способствовать развитию умения применять теоретические знания при решении качественных, вычислительных задач по теме.
Воспитательные:
- Способствовать развитию положительной мотивации к учению.
- Развивать устную речь учащихся.
- Продолжать развивать навыки и культуру проведения эксперимента.
- Развивать коммуникативные компетентности учащихся.
- Способствовать развитию самостоятельности, умению слушать учителя и учащихся.
Тип урока: комбинированный.
Методы: рассказ-беседа;
фронтальный эксперимент;
работа с учебником;
практические упражнения.
Оборудование:
- Мультимедийная установка, компьютер;
- Конспекты, психрометрические таблицы – на столах;
- Бланк для выполнения лабораторной работы, для выполнения самостоятельной работы, условие решаемой задачи;
-Термометры;
- Кусочек марли, сосуд с водой комнатной температуры;
План урока:
- Организационный момент (3 мин.).
- Актуализация знаний: фронтальная работа-повторение (5 мин.).
- Изучение нового материала (17 мин.).
- Закрепление, отработка умений (13 мин.).
- Подведение итогов урока — повторение — контроль (5 мин.).
- Задание на дом (2 мин.).
Организационный момент
Здравствуйте ребята, садитесь.
По вашим лицам вижу, что сегодня настроение у вас хорошее. Давайте поработаем сегодня на уроке так, чтобы ваше настроение осталось таким же, а может быть, стало еще лучше.
Ребята. Сегодня у нас урок изучения нового материала. Тема урока «Влажность воздуха». Урок пройдет таким образом: мы познакомимся с понятиями абсолютной и относительной влажности. Научимся решать качественные, вычислительные и практические задачи с использованием нового понятия -влажность. В ходе урока нам предстоит вспомнить ранее изученный материал, услышим небольшие сообщения ваших одноклассников о роли влажности в растительном, животном мире и жизнедеятельности человека и посмотрим опыты по теме. Итак, мы начинаем урок.
Ребята, все вы знаете. Что физика – наука о природе. Человек – часть природы. Медики утверждают, что хорошее самочувствие человека складывается из многих факторов: атмосферного давления, температуры окружающей среды, магнитного поля Земли и влажности воздуха.
Сегодня мы должны выяснить, а оптимальные ли условия для работы. Например, в этом классе?
Что же такое влажность?
Мы знаем, что воздух – это смесь газов: кислорода, азота, водорода, углекислого газа, а так же водяных паров.
Содержание водяного пара в воздухе называется влажностью.
(Если большое содержание водяных паров в воздухе – влажность большая и наоборот).
Перед дождем влажность высокая или низкая? (высокая)
Объясните приметы:
-Соль мокнет к дождю. (Соль впитывает водяные пары).
- Дрова в печи трещат и мечут искры к ненастью. (Высокая влажность. Дерево впитывает влагу, разбухает; при горении дров вода кипит, разрывает волокна дерева).
Различают :
А) абсолютную влажность – показывает сколько граммов водяного пара содержится в 1 м воздуха. Единицы измерения г/м. Какая физическая величина измеряется в этих же единицах измерения? (плотность).
Б) Относительную влажность
Для того чтобы вести формулу относительной влажности. Давайте вспомним:
- В скольких состояниях может находиться вещество?
- Назовите эти состояния.
- Каким способом можно превратить жидкость в пар?
- Сколько видов парообразования существует?
- При любой ли температуре происходит кипение жидкости?
- А испарение? Что называется испарением?
Кстати говоря, из курса географии вы знаете, что поверхность Земли покрыта на две трети водой (демонстрация глобуса).
С поверхностей морей, рек, водоемов, самопроизвольно, непрерывно и при любой температуре происходит испарение.
7. От чего зависит скорость испарения жидкости?
8. В скольких состояниях находится вода в закрытом стакане? (2).
Происходят два процесса: парообразование- конденсация. Молекулы выходят из жидкости и возвращаются обратно, это состояние мы называем динамическим равновесием, при условии, что одно и тоже число молекул вылетело и вернулось в жидкость за одинаковое время.
9. Как называется пар ,который находится в динамическом равновесии со своей жидкостью? (насыщенный).
Формула для расчета относительной влажности:
- абсолютная влажность воздуха – плотность воздуха при данной температуре
- плотность насыщенного водяного пара при той же температуре
- относительная влажность воздуха
Оптимальная для человека влажность лежит в пределах 40-60%. (Слайд 4)
Идеальная влажность в жилом помещении-40-60%. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем температура тела человека, то происходит сильное потоотделение. Обильное выделение пота ведет к охлаждению организма, однако сильное потоотделение является нагрузкой на организм человека.(Слайд 5)
Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха вредна, т.к. приводит к усиленной потере влаги организмом, что ведет к его обезвоживанию. Особенно низкая влажность наблюдается в зимнее время, когда работает отопление: она составляет всего 10-20%, это даже ниже, чем в пустыне Сахара( там относительная влажность равна 25%). При низкой влажности воздуха происходит быстрое испарение влаги с поверхности слизистых оболочек носа, гортани, легких, что приводит к кашлю, хрипоте, и ухудшению состояния в целом.
Потеря влаги от 6до 8% веса человека ведет к полуобморочному состоянию,
10%-галлюцинации и нарушение глотательного рефлекса;
Потеря 12% жидкости может повлечь за собой остановку сердца.
Также при низкой влажности на поверхности предметов скапливаются статические заряды.
Если относительная влажность высока, то воздух влажный и удушливый. Т с тела испаряется медленно, тело охлаждается слабо, мы чувствуем себя не комфортно. При относительной влажности 100% испарение вообще не происходит. При таких условиях влажная одежда или влажная кожа никогда не высохнут. Как же достичь оптимальной влажности?(Слайд 6)
Увлажнять помещения:
-развешивать в комнатах влажные полотенца;
-на подоконниках устанавливать емкости с водой;
-сажать растения, испаряющие большое количество воды(циперус, например, он поглощает в сутки 1л воды и только 2% усваивает, остальное испаряет)
-приобретать декоративные фонтаны;
-покупать специальные увлажнители воздуха: они разбрызгивают маленькие капельки воды, которые сразу же рассеиваются в воздухе, не оседая на коврах и мебели- оптимальный вариант.
При повышенной влажности необходимо:
- проветривать помещения;
-размещать домашнюю растительность в хорошо проветриваемых местах, чтобы избежать образования плесени;
-при выборе штор надо оставлять пространства для прохождения теплого воздуха от радиатора;
-при выборе подоконников учитывать их соразмерность с радиатором, это обеспечит конвекцию воздуха в оконном проеме.
Относительную влажность измеряют с помощью специальных приборов. Сообщение учащихся.( Слайд 7)
.
1. Гигрометры (волосной и конденсационный) — рисунок 1, рисунок 2.
С помощью гигрометра измеряют точку росы – температуру, до которой необходимо охладить воздух, чтобы содержащийся в нем водяной пар, остывая, стал насыщенным.
Рисунок 1. | Рисунок 2. |
2. Психрометр — рисунок 3, рисунок 4.
Рисунок 3. | Рисунок 4. |
А сейчас давайте с вами определим относительную влажность в классе. Для этого вам понадобятся термометры. Сейчас они показывают температуру воздуха в классе – это показания сухого термометра. Запишите в таблицу. Обернем резервуар термометра марлей, смоченной в стакане с водой. Испаряясь вода будет забирать энергию у термометра, температура будет понижаться. Снимаем показания влажного термометра. Находим разность показаний и с помощью психрометрической таблицы определяем относительную влажность воздуха. Она составляет…
Показания сухого термометра, С | Показания влажного термометра, С | Разность показаний | Относительная влажность, % |
Давайте сейчас с вами заполним самостоятельно таблицу.
t C | t C | t | |
18 | 15 | ? | ? |
20 | ? | ? | 44 |
? | ? | 6 | 56 |
Ребята, сейчас у нас с вами небольшая рубрика «А знаете ли вы»?
. А в природе все взаимосвязано: растительный мир, животный мир и мир людей. Вот послушайте:
У зайца большие уши, но совсем не для того, чтобы слушать, а для того, чтобы потеть. Сидит заяц под кустом в летний зной и совсем не жарко. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие заячьи уши. Каждый квадратный сантиметр уха излучает 10 кал тепла в час. В жару заячьи уши отводят 1/3 тепла, образующегося при обмене веществ.
Это поселение бедуинов. (Слайд 8) Таких в Аравийской пустыне насчитывается около 27 штук. Бедуины селятся там, где есть подземные источники воды.
С двух сторон от людей мы видим верблюдов. (Слайд 9). Верблюд- особое животное: он может находиться без еды и воды около 14 суток. С помощью верблюда бедуины находят подземные источники воды: они держат его без воды примерно 10 суток, потом отпускают , и там, где верблюд остановится или упадет, есть подземный источник.
А как вы думаете, может ли относительная влажность составлять 100%. Да, когда показания сухого и влажного термометров одинаковы.
Температура, при которой. Относительная влажность равна 100%, называется точкой росы.
Если влажный воздух охлаждать, то при некоторой температуре находящийся в нем пар можно довести до насыщения. При дальнейшем охлаждении водяной пар начинает конденсироваться в виде росы, появляется туман. Выпадает роса
Мои опыты.
1. Вызови тучу.
Наполняем бутылку горячей водой. Через 3 минуты выливаем воду, оставив немного на самом дне. Положим сверху на горлышко открытой бутылки кубик льда. Поставим за бутылкой лист темной бумаги. Там, где поднимающийся со дна горячий воздух соприкасается с охлажденным воздухом у горлышка, образуется белое облачко. Водяной пар, содержащийся в воздухе, конденсируется, образуя облако мельчайших водяных капель.
- Вызови дождь.
Металлическая ложка лежала в холодильнике полчаса. Вскипятим полный чайник воды, подставим блюдце под носик чайника. Прихваткой осторожно поднесем ложку к пару, поднимающемуся из носика чайника. Попадая на холодную ложку, пар конденсируется и проливается «дождем» на блюдце.
Какое явление мы наблюдаем ранним летним утром у поверхности земли? (Слайд 10)
Как появляется роса? (Теплый воздух сталкивается с холодными листьями)
Почему днем роса исчезает? (Влага испаряется переходит в парообразное состояние, происходит образование облаков).
При конденсации водяного пара происходит образование облаков.
(слайд 11)
Определите относительную влажность воздуха при температуре 20 С, если давление водяных паров 2,33 кПа, а плотность насыщенного водяного
Итак. ребята, с какой величиной мы с вами познакомились?
Что такое влажность?
Что такое абсолютная влажность? Относительная?
С помощью каких приборов измеряют относительную влажность воздуха?
Когда относительная влажность составляет 100%?
Как влияет повышенная и пониженная влажность на организм человека?
Итак, ребята, вы молодцы! Большое спасибо урок!
Надеюсь, что наше общение понравилось вам так же ,как и мне.
А сейчас домашнее задание: п 19, вопросы, индив задание «Сделай гигрометр».
Идеальная влажность в жилом помещении-40-60%. Когда окружающая среда имеет температуру более высокую, чем температура тела человека, то происходит сильное потоотделение. Обильное выделение пота ведет к охлаждению организма, однако сильное потоотделение является нагрузкой на организм человека.(Слайд 5)
Относительная влажность ниже 40% при нормальной температуре воздуха вредна, т.к. приводит к усиленной потере влаги организмом, что ведет к его обезвоживанию. Особенно низкая влажность наблюдается в зимнее время, когда работает отопление: она составляет всего 10-20%, это даже ниже, чем в пустыне Сахара( там относительная влажность равна 25%). При низкой влажности воздуха происходит быстрое испарение влаги с поверхности слизистых оболочек носа, гортани, легких, что приводит к кашлю, хрипоте, и ухудшению состояния в целом.
Потеря влаги от 6до 8% веса человека ведет к полуобморочному состоянию,
10%-галлюцинации и нарушение глотательного рефлекса;
Потеря 12% жидкости может повлечь за собой остановку сердца.
Также при низкой влажности на поверхности предметов скапливаются статические заряды.
Если относительная влажность высока, то воздух влажный и удушливый. Т с тела испаряется медленно, тело охлаждается слабо, мы чувствуем себя не комфортно. При относительной влажности 100% испарение вообще не происходит. При таких условиях влажная одежда или влажная кожа никогда не высохнут. Как же достичь оптимальной влажности?(Слайд 6)
Увлажнять помещения:
-развешивать в комнатах влажные полотенца;
-на подоконниках устанавливать емкости с водой;
-сажать растения, испаряющие большое количество воды(циперус, например, он поглощает в сутки 1л воды и только 2% усваивает, остальное испаряет)
-приобретать декоративные фонтаны;
-покупать специальные увлажнители воздуха: они разбрызгивают маленькие капельки воды, которые сразу же рассеиваются в воздухе, не оседая на коврах и мебели- оптимальный вариант.
При повышенной влажности необходимо:
- проветривать помещения;
-размещать домашнюю растительность в хорошо проветриваемых местах, чтобы избежать образования плесени;
-при выборе штор надо оставлять пространства для прохождения теплого воздуха от радиатора;
-при выборе подоконников учитывать их соразмерность с радиатором, это обеспечит конвекцию воздуха в оконном проеме.
Влажность воздуха
Влажность воздуха – это количество водяного пара, содержащегося в нём.
Количество водяного пара в граммах, которое может содержаться в 1м3 воздуха при данной температуре. | Отношение количества водяного пара, находящегося в воздухе к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре. |
Относительную влажность можно измерять с помощью ряда приборов, специально созданных для этого. Это гигрометры и психрометры.
1. Гигрометры (волосной и конденсационный) — рисунок 1, рисунок 2.
С помощью гигрометра измеряют точку росы – температуру, до которой необходимо охладить воздух, чтобы содержащийся в нем водяной пар, остывая, стал насыщенным.
Рисунок 1. | Рисунок 2. |
2. Психрометр — рисунок 3, рисунок 4.
Рисунок 3. | Рисунок 4. |
Выполнение лабораторной работы
Оборудование: термометр, низкий стакан с водой комнатной температуры, психрометрическая таблица, кусочек марли или ваты.
Действие: Снять показание сухого термометра. Резервуар термометра обернуть кусочком влажной марли и держать некоторое время влажный термометр на воздухе. Как только понижение температуры прекратится, снова снять показания. Найти разность показаний сухого и влажного термометров и с помощью психрометрической таблицы определить относительную влажность воздуха в классе.
Показания сухого термометра, С | Показания влажного термометра, С | Разность показаний | Относительная влажность, % |
Заполнить таблицу, используя психрометрическую таблицу.
t C | t C | t | |
18 | 15 | ? | ? |
20 | ? | ? | 44 |
? | ? | 6 | 56 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока по теме "Роль школы в жизни подростков" для 7 класса
Это методическая разработка урока из раздела "Школьные проблемы подростов" УМК Биболетовой З.М. для 7 класса. Это третья тема раздела и полностью опирается на предыдущие темы и является их...
Урок по теме "Роль права в жизни человека, общества и государства"
Урок спланирован согласно программе по обществознанию Министерства образования РФ. Разработка первого урока «Роль права в жизни человека, общества, государства» по главе V «Гражданин. Государство. Пра...
Открытый урок по литературе "Роль литературы в жизни человека" 8 класс
Урок готовит к написанию сочинения на ЕГЭ...
Разработка урока по теме"Роль гаджетов в жизни людей"
Урок совершенствования знаний, умений и навыков по теме "Современные технологии и изобретения", имеющий коммуникатино-ориентированную направленость. На данном уроке использованы элементы здоровьесбере...
Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества"
Разработка урока по теме:" Роль религии в жизни общества" с использованием сингапурских технологий и практик....
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс
План-конспект урока по литературе "Роль книги в жизни человека" 5 класс...
КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА «РОЛЬ ЯЗЫКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА»
Урок русского языка в 5 классе, разработанный на основе системно-деятельностного подхода....