МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛОСЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол № 1 от 27.08.21г. | «Согласовано» зам.директора по УВР ____________________ Макогонова Т.Е. «30» августа 2021г.
| «Утверждено» Директор МКОУ Лосевская СОШ №1 ______________________________ А.М.Журавлев Приказ № 90 п.1 от «31 » августа 2021г
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География»
2 СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
8 КЛАСС
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
- примерной программы основного общего образования по географии,
-федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
- Рабочей программы предметной линии учебников «Полярная звезда»
ПРОГРАММУ СОСТАВИЛ:
учитель географии Нежельская В.И.
ВКК
2021- 2022 учебный год
Пояснительная записка:
Программа разработана на основе: Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторской программы. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в 8 классе, из расчёта – 2 учебных часа в неделю (70 учебных часов)
Рабочая программа разработана в соответствии с учебным планом для уровня основного общего образовании
Данная программа будет реализована с помощью учебника География 8 класс авт. А.И. Алексеев В.В. Николина изд-во «Просвещение» 2015 г. линия «Полярная звезда», рабочей тетради (Мой тренажёр) авт. В.В. Николина, атласов и контурных карт.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции).
Предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
В результате изучения географии на базовом уровне ученик должен знать/понимать:
- основные географические понятия и термины, традиционные и новые методы географических исследований;
- особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания;
- численность и динамику населения России и её отдельных районов;
- различия в уровне и качестве жизни населения, основные направления миграции, проблемы современной урбанизации
- особенности современного положения экономики России в мире. Роль России в международном географическом разделении труда;
- тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений.
В результате изучения географии России к концу 8 класса обучающийся научится:
Особенности географического положения России:
Ученик научится:
- различать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;
оценивать воздействие географического положения России и ее отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;
использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими изменениями, а также развитием глобальной коммуникационной системы.
Природа России:
Ученик научится:
различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;
сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;
оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;
описывать положение на карте положение и взаиморасположение географических объектов
объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;
оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;
создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией
Ученик получит возможность научиться:
оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;
делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.
Население России
Ученик научится:
различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России и отдельных регионов и стран;
анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;
сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;
объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения на селения России и ее отдельных регионов;
находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;
использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе статистических данных гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;
оценивать ситуацию на рынке труда и ее динамику.
Хозяйство России
Ученик научится:
различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;
анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;
объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;
использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте из реальной жизни.
Ученик получит возможность научиться:
выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;
обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.
Содержание учебного предмета
«География России. Природа. Население. Хозяйство». 8 класс (70ч)
Введение (1 час)
Тема 1. Россия на карте мира (6 ч)
Россия на карте мира. Уникальность географического положения России. Площадь территории России. Крайние точки. Место России среди других государств мира. Государственная граница России.
Россия на карте часовых поясов. Часовые пояса. Местное время. Поясное время. Декретное время. Летнее время. Линия перемены дат.
Ориентирование по карте России. Районирование. Географический район. Природные и экономические районы. Административно-территориальное деление России.
Формирование территории России. Заселение территории России. Вклад исследователей, путешественников в освоение территории России. Русские первопроходцы — Ермак, И. Москвитин, С. Дежнев, В. Беринг, В. Поярков, Е. Хабаров, О. Крашенинников
Практикум.
1. Обозначение на контурной карте государственной границы России.
2. Определение разницы во времени на карте часовых поясов.
Тема 2 Население. России (10 ч)
Население России. Воспроизводство населения. Естественный прирост. Отрицательный естественный прирост — проблема для России. Традиционный и современный типы воспроизводства.
Численность населения. Темпы роста численности населения. Демографический кризис. Демографические потери. Демографические проблемы и их решение.
Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов.
«Демографический портрет» населения России. Демографическая ситуация. Половозрастная структура населения России.
Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы. Экономически активное население. Безработные. Трудовые ресурсы родного края. Рынок труда родного края.
Этнос. Этническая территория. Этническая структура регионов России. Россия — многонациональное государство. Национальный состав. Языковая семья. Языковая группа. Значение русского языка для народов России. Религии России.
Размещение населения. Зона очагового заселения. Зона сплошного заселения. Главная полоса расселения. Плотность населения России. Роль крупных городов в размещении населения.
Расселение и урбанизация. Типы поселений. Городской и сельский образ жизни. Влияние урбанизации на окружающую среду.
Города и сельские поселения. Типы городов. Сельская местность. Функции сельской местности.
Тема 3. Природа (24 часа)
Рельеф России.История развития земной коры. Геологическое летосчисление. Геохронологическая шкала. Эра. Эпоха складчатости. Геологическая карта.
Особенности рельефа России. Тектонические структуры. Платформы и геосинклинали. Связь рельефа с тектоническим строением территории.
Скульптура поверхности. Влияние внешних сил на рельеф России. Выветривание. Эрозия. Оледенение. Многолетняя мерзлота. Влияние человеческой деятельности на рельеф и ее последствия.
Полезные ископаемые России. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Основные месторождения полезных ископаемых. Рациональное использование полезных ископаемых.
Стихийные явления на территории России: землетрясения, извержения вулканов, снежные лавины, сели, оползни, просадки грунта.
Практикум.
1. Описание рельефа России по плану.
Климат России. Понятие «солнечная радиация». Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России. Западный перенос воздушных масс. Влияние соседних территорий на климат России. Атмосферный фронт. Теплый и холодный атмосферные фронты. Циклон и антициклон.
Влияние на климат России ее географического положения. Климатические особенности зимнего и летнего сезонов года. Синоптическая карта.
Климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Климат своего региона.
Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека. Климат и хозяйственная деятельность людей. Влияние климата на сельское хозяйство. Агроклиматические ресурсы. Коэффициент увлажнения. Учет климатических условий в жилищном строительстве. Неблагоприятные климатические явления.
Практикум.
1. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков по территории России.
2. Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. 4. Анализ агроклиматических ресурсов своей местности для развития сельского хозяйства
Россия — морская держава. Особенности российских морей. Принадлежность морей к бассейнам океанов — Атлантического, Тихого и Северного Ледовитого. Ресурсы морей и их использование человеком. Рекреационное значение морей. Экологические проблемы морей.
Практикум.
1. Описание одного из российских морей по типовому плану.
Реки России. Режим рек России. Типы питания рек. Водоносность реки. Расход воды. Годовой сток. Падение реки. Уклон реки. Особенности российских рек. Крупнейшие реки России. Использование рек в хозяйственной деятельности. Охрана речных вод.
Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России.
Болота. Распространение болот. Верховые и низинные болота. Значение болот. Подземные воды. Артезианский бассейн. Водные ресурсы родного края. Ледники. Значение ледников. Охрана водных ресурсов России.
Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей. Значение рек в жизни общества. Единая глубоководная система европейской части России. Морские пути России. Морские порты.
Географическая исследовательская практика (Учимся с «Полярной звездой» — 1). Решаем проблему: преобразование рек.
Практикум.
1. Описание одной из российских рек с использованием тематических карт; выявление возможностей ее хозяйственного использования. 4. Разработка маршрута речной «кругосветки» по водным путям России.
Почва — особое природное тело. Отличие почвы от горной породы. Строение почвы. Механический состав и структура, почвы.
. Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Земельные и почвенные ресурсы. Рациональное использование почв. Защита почвы от эрозии. Почвы своего края.
Тема 4. Природно-хозяйственные зоны (6 часов)
Зональность в природе и жизни людей. Понятия «природная зона» и «природно-хозяйственная зона». Занятия людей в различных природных зонах. Зональная специализация сельского хозяйства.
Практикум.
- Составление характеристики природно-хозяйственной зоны по плану.
Тема 5. География Воронежской области (5 часов). Географическое положение, рельеф и полезные ископаемые, климат, внутренние воды, флора и фауна.
.
Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы
№ п/п | Содержание | Количество часов |
|
Всего | (Из них) Практических работ | Ключевые воспитательные задачи |
1. | Тема 1. .Введение Россия на карте мира | 9 | 2 | - Воспитание чувства гордости за свою Родину, любовь к России, своему народу, необходимость служению Отечеству. - воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; - воспитание нравственных чувств и этического сознания; воспитание трудолюбия, творческого отношения к учебе, труду, жизни
|
2. | Тема 2.. Население России | 10 | - | -воспитание уважения к традициям, культуре, быту народов России; - воспитание нравственно-этического отношения к природе регионов страны. |
3. | Тема 3. .Природа России | 37 | 7 | - воспитание отрицательного отношения к загрязнению окружающей среды, расточительному расходованию природных ресурсов и энергии, способность давать нравственную и правовую оценку действиям, ведущим к возникновению экологических проблем |
4.
5. | Тема 4..Природно- хозяйственные зоны
Тема 5. География Воронежской области | 6
5 | 1
2 | - формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни; - воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; Бережного отношения к природе родного края |
5 | Обобщающее повторение | 3 | - | - воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях |
| ИТОГО | 70 |
|
|
Календарно- тематическое планирование
№п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Универсальные учебные действия | Учебно-методическое обеспечение | Дата планируемая | Дата |
|
предметные | метапредметные | личностные | Фактич. | Примечание |
1 | Введение | Знакомство с курсом «География. Природа России. Население. Хозяйство.» | Формирование представлений о географии России и интереса к изучению , формирование представлений о различных источниках географической информации | Рразвивать умения принимать и сохранять учебную задачу Кустанавливать и сравнивать разные точки зрения П. Использовать различные средства информации | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию
| Учебники, атласы, к/к Энциклопедии, справочники |
|
|
|
| Россия на | карте мира (8 час.) |
|
|
|
|
|
|
|
2-3 | Россия на карте мира Пр.р. №1 Обозначение на контурной карте государственной границы России | Выявлять особенности ГП России. Наносить на к/к объекты, характеризующие ГП России. Сравнивать ГП,размеры государственной территории РФ и других стран. | формирование знаний об особенностях ГП России, её крайних точках, о месте России среди других государств мира, о месте России в Европе и Азии
| формирование умений: 1) работать с текстом, картами и диаграммами; 2) строить логическое рассуждение и делать выводы на основе анализа диаграмм; 3) определять по политико-административной карте соседей России.(1-го и 2-го порядка)
| осознание своей принадлежности к величайшей стране мира; воспитание любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину
| Учебники, атласы, контурные карты, диаграммы, рисунки |
|
|
|
4-5 | Россия на карте часовых поясов. Пр.р.№ 2 Определение поясного времени по карте | определять положение России на карте часовых поясов; определять поясноевремя для разных городов РФ определять разницу между временем данного часовогопояса и московским временем; объяснять роль поясного,,декретного, летнего времени в жизни людей и их хозяйственной .деятельности.
| формирование знаний о системе отсчёта времени по часовым поясам, о местном солнечном и поясном времени, линии перемены дат, о положении России на карте часовых поясов, о часовых поясах и зонах России | формирование умений: 1) опреде-лять положение России на карте часовых поясов; 2) решать практические задачи по определению местного солнечного времени; 3) находить информацию о часовыхпоясах в Интернете
| формирование умений: 1) опреде-лять положение России на карте часовых поясов; 2) решать практические задачи по определению местного солнечного времени; 3) находить информацию о часовыхпоясах в Интернете.
| Карты часовых поясов |
|
|
|
6 | Ориентирование по карте России. Районирование | ориентирование по карте России, районирование, географический район, природные и экономические районы, административно-территориальное деление России. | формирование знаний о самых крупных природных объектах России, помогающих ориентироваться по карте; о видах районирования территории России. | 1)определять географические объекты, помогающие ориентироваться на карте России; 2) анализировать физическую карту России и карту экономических и географических районов России; 3) работать с текстом и делать выводы | осознание практической значимости ориентирования по картам России | Учебники, политическая карта мира. |
|
|
|
7 | Формирование территории России.Заселение. | Знакомство с формированием и заселением территории России; вклад исследователей, путешественников освоение территории России, русские первопроходцы-Ермак,И.Москвитин, С. Дежнёв, В. Беринг,В.Поярков,Е. Хабаров, С. Крашенин
| овладение знаниями о формировании и заселении территории России; формирование представлений о вкладе учёных и первопроходцев в освоение территории ст
| Формиров. умений: 1) работать с текстом и картам; 2) извлекать информацию из различных источников и составлять таблицу; 3) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 4) осуществлять совместную деят-ть с учителем и у-ся 5) работать самостоят-но | воспитание российской граждансв патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за прошлое многонационального народа страны; осознание вклада первопроходцев и исследователей в освоение территории России.
| Учебники, энциклопедии, интернет ресурс и другие источники информации |
|
|
|
8 | Наше национальное богатство и наследие. | Знакомство с понятием ЮНЕСКО, национальным наследием страны.
| Знакомство с основными культурными и природными объектами Всемирного наследия в РФ | определять географические объекты на карте России и давать им характеристику, используя различные срелства информации | воспитание российской гражданственности патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за уникальные объекты страны | Средства интернет ресурсов |
|
|
|
9 | Итоговый урок по теме«Россия на карте мира»
| Проявление уровня освоенности учебного материала по теме: «Россия в мире» | формирование знаний о национальномбогатстве России, о природных ресурсах и месте России вмире по их запасам, об объектах природного и культурного наследия России.
| формирование умений: 1) анализировать информацию, содержащуюся в таблице и схеме, делать выводы; 2) давать аргументиро-ванные ответы на поставленные учителем вопросы; 3) работать в группе.
| осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания | Тестовый материал, индивидуальные карточки. |
|
|
|
|
|
| Население России (10 часов) |
|
|
|
10 | Численность населения. Темпы роста численности населения
| определять место России в мире по численности населения на основе анализа статистических данных; определять и сравнивать показатели ЕПН наблюдать динамику численности населения на основе анализа графика «Темпы роста населения России и демографические кризисы в разные периоды»; анализировать график рождаемости и смертности населения России | формирование знаний о населении России: его численности, естественном приросте; о демографических кризисах и их причинах
| формирование умений: 1) создавать простейшие графики на основе статистических данных; 2) находить и отбирать информацию в соответствии с учебными задачами; 3) работать в группе; 4) анализировать графики и делать выводы
| осознание факта, что человек — высшая ценность на Земле | Учебник, дополнительная литература, графики, плакат: «Человечество На Земле» |
|
|
|
11 | «Демографический портрет» населения
| выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов; определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным; сравнивать среднюю прогнозируемую продолжительность жизни мужчин и женщин в России и в других странах по статистическим данным. | формирование знаний о поло-возрастных особенностях населения. | формирование умений: 1) интерпретировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении.
| осознание факта, что различия половозрастных категорий одна из составляющих демографической ситуации в стране. | Таблица :»Половозрастной состав населения РФ» |
|
|
|
12 | Воспроизводство населения | сравнивать особенности различных типов воспроизводства населения,; сравнивать показатели воспроизводства населения в разных регионах России, а так же с показателями в других странах.
| формирование знаний и представлений о типах воспроизводства населения, о воспроизводстве населения России в различные исторические периоды, о специфике перехода от традиц. к современному типу воспроизводства населения в различных регионах Росси | формирование умений: 1) анализировать текст для решения поставленной задачи; 2) работать с фотографиями как с дополнительным источником информации; 3) анализировать таблицуна с. 35 учебника; 4) создавать на основе текста таблицу,арактеризующую изменение воспроизводства населения в разные эпохи | осознание факта, что смена поколений —непрерывный процесс
| Учебник, статистические да плакат: «Человечество на Земле» |
|
|
|
13 | Россия - многонациональное государство. Национальный состав. | определять по статистическим данным крупнейшие по численности народы России; определять по карте особенности размещения народов России и сопоставлять географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ. определять основные языковые семьи и группы народов, современный религиозный состав на-селения России, главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и других религий по карте религий народов РФ.
| формирование представлений и знаний об этносе, языковых семьях и группах, о значении русского языка для народов России, о религиозном составе населения России.
| формирование умений: 1) определять понятия «этнос», «языковая семья», «языковая группа»; 2) формулировать выводы; 3) извлекать информацию из различных источников знаний
| осознание своей этнической принадлежности; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его культуре, религии, традициям, языку, ценностям народов России.
| Тематические карты, атласы. |
|
|
|
14 | Размещение населения. Зона очагового заселения | выявлять факторы, влияющие на размещение населения России; выявлять закономерности размещения населения России; анализировать карту плотности населения, выделять территории с высокой и низкой плотностью населения; сопоставлять показатели плотности населения своего региона с показателями плотности населения других регионов России; наносить на контурную карту главную полосу расселения и хозяйственного освоения, зону Севера.
| формирование знаний о размещении на-селения России, типах расселения, роли крупных городов в размещении населения | формирование умений: 1) строить логическое рассуждение и делать выводы; 2)устанавливать причинно-следственные связи; 3) находить и использовать различные источники географической информации;4) включаться в обсуждение проблем; 5) формулировать, аргументировать свою точку зрения.
| осознание значимости повышения качества жизни на всей территории России | Тематические карты, атласы |
|
|
|
15 | Города и сельские поселения. | определять типы поселений России и своего региона; характеризовать различия городского и сельского образа жизни; определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным
| формирование знаний и представлений о городах и сельских поселениях, их типах и функциях | формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество в группе и индивидуально строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; 5) создавать таблицу для решения учебной задачи. | осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранения качества окружающей среды в городах и сельских поселениях. | Учебники., Интернет ресурс |
|
|
|
16 | Расселение и урбанизация | выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным; определять территории России с самыми высокими и самыми низкими показателями урбанизации по тематической карте; подготавливать и проводить презентации о влиянии урбанизации на окружающую среду;
| формирование знаний и представлений о урбанизации и городских агломерациях, о городах милионниках | формирование умений: 1) осуществлять учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; 2) осуществлять проектную деятельность; 3) строить логическое рассуждение и делать выводы; 4) работать с текстом; | осознание факта, что города и сельские поселения являются феноменом культуры; развитие эстетического сознания на основе знакомства с культурой, архитектурой городов и сельских поселений; осознание необходимости сохранениякачества окружающей среды в городах и сельских поселениях.
|
|
|
|
|
|
17 | Миграции населения. Мигранты. Этические нормы в отношении мигрантов | определять типы ипричины внутренних и внешних миграций; подготавливать и обсуждать презентации об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах развития России; | формирование знаний о миграциях на- селения: их причинах, видах и основных направлениях
| формирование умений: 1) интерпре тировать и обобщать информацию; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении
| осознание значения миграций в экономических, социальных и культурных процессах России; понимание роли миграций в судьбе конкретного человека, его семьи; формирование толерантного отношения к мигрантам.
| Учебная таблица:»миграции населения», учебники |
|
|
|
|
18 | Рынок труда. Трудоспособный возраст. Трудовые ресурсы.
| анализировать схему состава трудовых ресурсов и экономически активного на селения России; выявлять особенности рынка труда своего места проживания | формирование представлений и знаний о трудовых ресурсах России, экономически активном населении, рынке труда и требованиях на нём. | формирование умений: 1) определять понятия; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией | понимание значимости качества трудовых ресурсов как фактора развития общества; осознание важности выбора профессии.
| Справочники презентация о профнессииях |
|
|
|
19 | Обобщение знаний по теме « Население России» | Индивидуальная деятельность | Обобщение знаний о национальном богатстве России, разнообразии народов и их культурных ценностей.
| формирование умений: 1) анализировать информацию и делать самостоятельные выводы | осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания; развитие
| Индивидуальный раздаточный мавтериал |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Природа России (37 часов) |
|
|
|
|
20 | История развития земной коры. Геологическое летосчисление. | определять основныеэтапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и геохронологической таблице; определять по карте возраст наиболее древних участков на территории России; определять по карте, в какие эпохи складчатости возникли горы России. | формирование представлений об этапах развития земной коры, геологическом летосчислении, эпохах складчатости.
| формирование умений: 1) строить логическое рассуждение; 2) устанавливать связи и делать обобщения; 3) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической, табличной и текстовой информацией.
| понимание значимости геохронологической таблицы и геологической карты как способов изучения развития земной коры. | Геохронологическая таблица, физическая карта России |
|
|
|
21-22 | Особенности рельефа России. Тектонические структуры. | определять особенности рельефа России по физической карте. наносить на к/к основные формы рельефа страны;. определять основные тектонические структуры по тектонической карте России; выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом, составлять описание рельефа по карте. | формирование представлений и знаний об основных типах тектонических структур — платформах и геосинклиналях, о рельефе России и его связи с тектоническим строением территории.
| формирование умений: 1) формулировать выводы и делать умозаключения на основе выявления причинно-следственных связей; 2) составлять схемы; 3) анализировать таблицы.
| развитие навыков самостоятельной работы с тектонической и физической картами
| Карты: физическая и тектоническая |
|
|
|
|
23 | Рельеф. Скульптура поверхности. Практическая работа №3 Описание рельефа России (по плану)
| выявлять внешние и внутренние процессы, оказывающие влияние на формирование рельефа страны; определять взаимосвязь внешних и внутренних процессов, определять по карте основные центры оледенений, районы многолетней мерзлоты; объяснять влияние человеческой деятельности на рельеф;. | формирование знаний о рельефе России, о влиянии внешних и внутренних процессов на рельеф.
| формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи; 2) решать учебные задачи; 3) создавать таблицы и схемы; 4) работать индивидуально и в группе; 5) создавать проекты. | формирование умений использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения процессов выветривания, влияния внешних и внутренних сил Земли на формирование рельефа | Карты: физическая и тектоническая, план характеристики рельефа |
|
|
|
24 | Пр. р. №4 Учи с « Полярной звездой» Построение профиля. | Развивать умение построения профиля по заданной линии | Формирование картографических умений | Работать индивидуально и в группе | Формир-е умений использования географических знаний, для построения профиля | Карты, линейка |
|
|
|
25 | Полезные ископаемые России. | выявлять зависимость между тектоническим строением, рельефом и размещением минеральных ресурсов на основе сопоставления физической карты России и карты строения земной коры; наносить на к/к месторождения полезных ископаемых; формулировать экологические проблемы, связанные с добычей полезных ископаемых; определять территории распространения стихийных явлений | формирование знаний о минерально-сырьевой базе России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой
| формирование умений: 1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере и правилах безопасного поведения . 2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России; 3) решать учебные задачи; 4) создавать таблицы и схемы; 5) работать индивидуально и в группе; | формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
| Карты- физическая и тектоническая |
|
|
|
26 | Стихийные явления на территории России:
| Изучение по различным источникам (газеты, журналы, научно-популярная литература) стихийных природных явлений, имевших место на территории России в различные исторические периоды. | формирование знаний о стихийных явлениях на территории России, об особенностях размещения полезных ископаемых по территории России, о стихийных природных явлениях, связанных с земной корой.
| формирование умений: 1) подготавливать сообщения о стихийных природных явлениях в литосфере 2) объяснять взаимозависимости между особенностями литосферы, жизнью и хозяйственной деятельностью населения России 4)решатьучебные задачи; 5) работать индивидуально и в группе; 6) разрабатывать проекты. | формирование умений и навыков соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных явлений; усвоение правил безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях.
| Интернет-ресурс, энциклопедии, справочники |
|
|
|
27 | Итоговый урок по теме: «Геологическое строение и рельеф»
| Обобщение и систематизация знаний по теме: «Рельеф России» | формирование знаний о национальном богатстве России, о природных ресурсах и месте России в мире по их запасам
| формирование умений: 1) анализировать информацию и делать выводы; 2) давать аргументиро-ванные ответы на вопросы; 3) работать в группе.
| осознание значимости национального богатства России для её развития и процветания. | Тестовый материал, атласы. |
|
|
|
28 | Климат России. Понятие «солнечная радиация». Практическая работа № 5 Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, температур и осадков
| Выявлять факторы, определяющие климат России; выявлять закономерности распределения солнечной радиации, определять количество суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для разных районов и городов России; объяснять изменение количества солнечной радиации в зависимости от географической широты и сезонов года
| формирование знаний о различных видах солнечной радиации, радиационном балансе; формирование умений определять по картам закономерности распре- деления солнечной радиации по территории страны.
| формирование умений: 1) определять понятия; 2) использовать текст параграфа и географические карты для получения информации о солнечной радиации; 3) анализировать информацию и делать выводы; 4) создавать схемы.
| понимание значимости солнечной радиации для жизни на Земле. |
|
|
|
|
29-30 | Атмосферная циркуляция. Воздушные массы над территорией России | выявлять типы воз-душных масс, влияющих на климат России; наблюдать за изменениями воздушных масс в своей местности; объяснять влияние соседних территорий на климат России; объяснять причинно-следственные связивозникновения циклонов и антициклонов; | формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери-ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки.
| Работать в парах, отстаивать свою точку зрения | формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния атмосферной циркуляции на климат России. | Таблица «Воздушные массы и их циркуляция», климатическая карта России. |
|
|
|
31 | Влияние географического положения на климат России | наблюдать за изменениями погоды в своём регионе при приближениии прохождении тёплых и холодных фронтов, циклонов иантициклонов.
| формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки
| формирование умений: 1) устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы; 2) формулировать обобщения на основе изучаемого матери- ала; 3) создавать схемы; 4) анализировать рисунки | формирование способности к самообразованию на основе мотивации к изучению влияния географического положения на климат России. | Карты: физическая, климатическая |
|
|
|
32-33 | Климатические пояса и типы климата России. Пр.р. :№6 Климатические особенности России. Климат своего региона. | раскрывать влияние географического положения и морских течений на климат России; определять по картам климатические показатели для разных населённых пунктов | формирование представлений и знаний о влиянии на климат России её географического положения
| формирование умений: 1) извлекать информацию из текста параграфа, анализировать её и делать выводы; 2) строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения; 3) работать с картами параграфа; 4) осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе. | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. | Климатическая карта России |
|
|
|
34 | Сезонность климата | определять по картам климатические показатели (атмосферное давление, средние температуры, количество осадков) для разных сезонов года в разных частях России | формирование представлений и знаний особенностях зимнего и летнего сезонов в нашей стране
| формирование умений: 1) извлекать информацию из текста параграфа, анализировать её и делать выводы; 2) строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи и делать обобщения; 3) работать с картами параграфа; 4) осуществлять учебное сотрудничество с учителем и сверстниками; 5) работать в группе | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. | Атласы, настенные карты |
|
|
|
35 | Комфортность климата. Влияние климатических условий на здоровье и жизнь человека Практическая работа Оценка климатических условий отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения. | оценивать климатические условия отдельных регионов страны с точки зрения их комфортности для жизни и хозяйственной деятельности населения; выявлять по карте «Влияние природных условий на жизнь человека» территории с наиболее и наименее благоприятными для проживания людей условиями; определять особенности климата своего региона и способы адаптации человека к данным климатическим условиям; определять коэффициент увлажнения для различных территорий России; анализировать карту «Агроклиматические ресурсы», определять наиболее благоприятные для выращивания сельскохозяйственных культур районы Рос- сии; оценивать агроклиматические ресурсы своего региона для развития сельского хозяйства; выявлять особенности неблагоприятных климатических явлений; определять районы их распространения на территории страны по тематическим картам.
| формирование представлений и знаний о влиянии природных условий на жизнь человека и его хозяйственную деятельность, о комфортности климата, агроклиматических условиях, коэффициенте увлажнения, испаряемости, неблагоприятных климатических явлениях, встречающихся в России.
| формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о влиянии климатических условий на жизнь человека (на быт, жилище,одежду, здоровье, хозяйственную деятельность) и способахадаптации человека к разным климатическим условиям; 2) систематизировать знания о неблагоприятных климатических явлениях в таблице; 3) анализировать карты и делать выводы; 4) создавать схемы.
| понимание особенностей климата России и его влияния на жизнь и здоровье человека; понимание того, что адаптация человека к климатическим условиям — фактор здоровья
| Атласы, климатическая карта России |
|
|
|
|
36 | Обобщение знаний по теме «Климат»
| Работа с картами, анализ, сопоставление и представление необходимой информации.по заданной теме | формирование знаний о климатических условиях России на основе различных источников информации
| формирование умений: 1) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 2) работать с текстом иклиматическимидиаграммами; 3) работать в группе | формирование способности к самообразованию на основе мотивации к познанию многообразия климатов России. понимание значения климата для человека и хозяйства России.
| Атласы.раздаточный материал |
|
|
|
37 | Россия — морская держава. Особенности российских морей. | выявлять особенности морей России; наносить на контурную карту моря, омывающие берега России, Северный морской путь, крупные порты; составлять описание моря по плану; сравнивать моря на основе физической карты.
| формирование представлений и знаний о морях, омывающих берега России, и их особенностях, о природных ресурсах российских морей и их использовании
| формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о природе российских морей и об их экологических проблемах, о значении для России Северного морского пути; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) создавать таблицы и схемы. | осознание значения морей для России; оценивание значения моря как уникального природного комплекса; формирование основ экологической культуры; развитие опыта рационального использования ресурсов морей. | Физическая карта России, контурные карты, атласы |
|
|
|
38-39 | Ресурсы морей и их использование человеком. Практическая работа №7 Описание моря (по плану) | Пользуясь различными источниками информации давать комплексную характеристику моря | формирование представлений о деятельности человека, связанной с использованием морей, и о возникающих при этом экологических проблемах | формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) при работе выделять важную информацию 3) работать с географическими картами | формирование личностного отношения к проблемам морей
| Атласы, справочники, интернет-ресурс |
|
|
|
40-41
42 | Реки России. Режим рек России.
Практическая работа №8 «Характеристика рек России»
| определять состав внутренних вод на территории страны; определять типы питания, режим, годовой сток, принадлежность рек к бассейнам океанов по тематическим картам; наносить на контурную карту речные системы и их водоразделы; выявлять зависимость между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом по тематическим картам; составлять описание одной из рек по типовому плану; определять падение и уклон рек России (по выбору). | формирование представлений и знаний о реках России и их особенностях, о принадлежности рек к бассейнам океанов и области внутреннего стока, о расходе воды, годовом стоке, падении, уклоне и режиме реки.
описание реки с использованием комплекса карт
| формирование умений: 1) создавать схемы; 2) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовой информацией; 3) работать индивидуально или в группе, обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения; 5) подготавливать презентации. | понимание значения рек для человека и хозяйства России.
| Физическая карта России
Контурные карты, набор карт для комплексной характеристики |
|
|
|
43
44 | Озера России. Распространение озер. Крупнейшие озера. Типы озер России
Пр.р.№9 Характеристика озера | определять типы озёр по происхождению озёрных котловин, солёности, размерам; наносить на контурную карту крупные озёра России; определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты;
составлять описание одного из наиболее крупных озёр по плану.
| формирование представлений и знанийо крупнейших озёрах России, типах озёр, происхождении озёрных котловин, районах распространения озёр в России | формирование умений: 1) создавать схемы; 2) планировать последовательность и способ действий при работе с картографической и текстовойинформацией; 3) работать индивидульно или в группе;4) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении, аргументировать свою точку зрения; 5) подготавливать презентации. | осознание значения внутренних вод России, необходимости сохранения озёр, болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений.
| Физическая карта России(настенная), атласы, контурные карты
|
|
|
|
45 | Болота. Распространение болот. Подземные воды. Водные ресурсы родного края. Ледники | определять по физической и тематическим картам и наносить на контурную карту основные районы распространения болот, горного и покровного оледенений, многолетней мерзлоты; | , формировать представление знангий о болотах, типах болот и условиях их образования, о других внутренних водах России — подземныхводах, ледниках, артезианских бассейнах, |
| осознание значения внутренних вод России, необходимости сохранения болот, ледников и подземных вод для нынешних и будущих поколений | Физическая карта России, атласы
|
|
|
|
46
47 | Водные дороги и перекрёстки Причины, по которым люди издревле селились на берегах рек и морей.
Опасные гидрологические природные явления
| оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий, своего региона; определять особенности использования внутренних вод своего региона; определять пути храны и рационального использования водных ресурсов; наносить на к/к крупнейшие морские и речные порты России.
Оценить опасные гидрологические природные явления | определять особенности использования внутренних вод своего региона; путиохраны и рационального использования водных ресурсов; наносить на к/к крупнейшие морские и речные порты России., оценивать обеспеченность водными ресурсами страны и её отдельных территорий
определить географию опасных явлений в природе | формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации о роли рек в жизни человека и развитии хозяйства России, своего региона; 2) работать с текстом и географическими картами; 3) включаться в дискуссию
формирование умений составлять презентацию и добывать необходимую информацию | формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками; формирование понимания ценности водных путей для развитиястраны.
формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве со сверстниками. | Карта морей и океанов
Интернет ресурс, энциклопедии, журналы |
|
|
|
48 | Обобщение знаний по теме «Внутренние воды» | Систематизировать информацию о внутренних водах России устанавливать причинно-следственные связи
| формирование представлений о деятельности человека, связанной с преобразованием рек, и о возникающих при этом экологических проблемах. | формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) при работе в паре или группе обмениваться с партнёром важной информацией, участвовать в обсуждении; 3) участвовать в дискуссии | формирование личностного отношения к проблемам внутренних вод страны.
| Раздаточный материал, карты атласа |
|
|
|
49 | Почва – особое природное тело | определять механический состав и структуру почв, их различия; выделять на типовой схеме почвенного профиля основные слои почвы, их особенности; выявлять основные
| формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
| формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ходе их хозяйственного использования; 2) наблюдать образцы почв своей местности, выявлять их свойства и особенности 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы. |
осознание значения плодородия почвы | Почвенная карта России |
|
|
|
|
50 | Почвообразующие факторы. Типы почв. Зональность почв. Почвы своего края. | факторы почвообразования; определять по тематической карте главные зоналные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. наносить на к/к основные типы почв России; определять почвенные горизонты ,свойства главных типов почв, сравнивать их строение и плодородие по типовым схемам.
| формирование знаний о строении почвы, её механическом составе и структуре, о различных типах почв и их распространении на территории России, о зональности почв.
| формирование умений: 1) подготавливать и обсуждать презентации об изменении почв в ход хозяйственного использования; 2) выявлять свойства почв и особенности хозяйственного использования; 3) создавать схемы; 4) анализировать почвенную карту и почвенный профиль и делать выводы.
| осознание значения плодородия почв | Почвенные карты, образцы почв |
|
|
|
51 | Обобщение по теме « Почвы» | Систематизировать информацию о преобразовании почв человеком; устанавливать причинно-следственные связи.
| формирование представлений о деятельности человека, связанной с преобразованием почв, и о возникающих при этом экологических проблемах. | формирование умений: 1) формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение; 2) участвовать в обсуждении; 3) участвовать в дискуссии | формирование личностного отношения к проблемам преобразования почв.
| Почвенныен карты |
|
|
|
52 | Растительный и животный мир страны | Знакомство с флорой и фауной страны | Формирование представлений о растительном и животном мире в России | Развивать умение выполнять учебную задачу устанавливать и сравнивать различные точки зрения | Формировать умение выслушивать товарищей, отстаивать свою точку зрения | Учебный диск, учебники. атласы |
|
|
|
53 | Экологическая ситуация в России | Знакомство и Оценка экологической ситуации в стране | Формирование представлений об экологической ситуации в России | Развивать умение выполнять учебную задачу устанавливать и сравнивать различные точки зрения | Формировать умение выслушивать товарищей, отстаивать свою точку зрения | Учебник, карта, картосхема |
|
|
|
54 | Экологическая безопасность | Оценить эк. Безопасность в стране | Формирование знаний о эк. Безопасности как в стране, так и в родном крае. | устанавливать и сравнивать различные точки зрения | формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления. | учебник |
|
|
|
| Создание проекта «Как обеспечить экологическу безопасность России?» | Создание проекта | Формирование практических умений и навыков | Развивать умение выполнять учебную задачу
| формирование личностного отношения к проблемам, умения работать в парах | Интернет ресурс, журналы, доп. литература |
|
|
|
56 | Природно – территориальные комплексы | Знакомство с ПТК | Формирование практических умений и навыков | Развивать умение выполнять учебную задачу
| формирование основ экологической культуры | Карты атласа, плпн хар-ки ПТК |
|
|
|
|
|
| Природно – хозяйственные зоны (12часов) |
|
|
|
57 | Северные безлесные зоны. Практическая работа №10 Составление характеристики природно-хозяйственной зоны (по плану) | Выявлять и сравнивать особенности географического положения, климата, растительного и животного мира, занятий населения в природных зонах ; наносить на к/к границы природных зон. выявлять взаимозависимости между компонентами природы в природных зонах. Составлять характеристику одной из природных зон по типовому плану;.
| формирование знаний о северных безлесных зонах нашей страны — зоне арктических пустынь, тундре и лесотундре, о хозяйственной деятельности коренных жителей тундры.
| формирование умений: 1) искать и отбирать информацию по теме; 2) подготавливать и обсуждать презентации; 3) работать с текстом и географически- ми картами.
| формирование основ экологической куль- туры, соответствующей современному уровню экологического мышления.
| Карта природных зон, видеофильм |
|
|
|
|
58 | Лесные зоны. Зоны тайги, смешанных и широколиственных лесов. Россия — лесная держава. | давать описание тайги, сравнивать таёжную зону с зоной смешанных и широколиственных лесов; выявлять взаимозависимость между компонентами природы внутри природных зон | формирование знаний о лесных зонах нашей страны — тайги и смешанных и широколиственных лесов, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах | формирование умений: 1) работать с текстом и географическими картами; 2) сопоставлять физическую карту России и карты компонентов природы; 3) анализировать картосхемы и делать выводы; 4) составлять схемы; 5) выявлять проблемы, связанные с лесными ресурсами, и обсуждать их. - воспитание чувства гордости за свою Родину; формирование основ экологической культуры
| Карта природных зон, видеофильм по теме. |
|
|
|
59 | Степи и лесостепи Особенности лесостепной и степной зон. | сравнивать географическое положение степи и лесостепи; наносить на к/к границы природных зон; выявлять причинно-следственные связи между географическим положением, особенностями климата, растительным и животным миром; раскрывать особенности ведения сельского хозяйствав степи; давать оценку чернозёмам. | формирование знаний о природных зонах нашей страны — степной и лесостепной, о хозяйственной деятельности человека в этих зонах.
| формирование умений: 1) работать в группе; 2) создавать образы степи и лесостепи; 3) отбирать и анализировать необходимую информацию, делать вывод
| формирование экологического мышления; осознание необходимости охраны степных ландшафтов
| Карта природных зон, видеофильм по теме. |
|
|
|
60 | Южные безлесные зоны | определять географическое положение зоны полупустынь и пустынь; раскрывать особенности природы полупустынной и пустынной зон; характеризовать занятия жителей полупустынь; давать оценку Волго-Ахтубинской пойме — оазису полупустынной и пустынной зон.
| формирование знаний о южных безлесных зонах нашей страны — зонах полупустынь и пустынь, о хозяйственной деятельности человека в зоне полупустынь.
| формирование умений: 1) работатьв группе; 2) создавать презентации о южных безлесных зонах России; 3) находить и отбирать информацию; 4) использовать средства информационных технологий; 5) создавать графические схемы; 6) работать с текстом.
| осознание уникальности каждой природ- ной зоны.
| Карта природных зон, видеофильм по теме |
|
|
|
61 | Субтропики. Области высотной поясности в России. | определять географическое положение зоны субтропиков; выявлять особенности климата, растительного и животного мира зоны субтропиков; определять степень освоенности зоны; давать характеристику высотной поясности; определять особенности жизни и хозяйства в горах; | формирование знаний о самой маленькой по площади природной зоне России — зоне субтропиков, о высотной поясности гор, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в горах.
| формирование умений: 1) работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа; 2) создавать графические схемы; 3) анализировать рисунки и делать выводы; 4) обсуждать дискуссионные вопросы; 5) участвовать в ситуационной игре для развития социального опыта; 6) работать в группе.
| формирование ценностного отношения к природе; формирование экологического мышления.
| Карта природных зон, видеофильм по теме |
|
|
62 | Обобщение знаний по теме « Природно-хозяйственные зоны»
География | составлять характеристику природно –хозяйственной зоны по плану;
Воронежской | формирование знаний об условиях жизни и деятельности человека в разных природных зонах.
| формирование умений: 1) работать в группе; 2) осуществлять самостоятельную деятельность и работать в группе;3) извлекать необходимую информацию из различных источников; 4) характеризовать природно-хозяйственные зоны;
| осознание необходимости динамичного развития экономики по природно-хозяйственным зонам
| Индивидуальный маршрут |
|
|
|
области |
63 |
Природа родного края. Рельеф и полезные ископаемые Воронежской области | Знакомство с природой Воронежской области: рельефом и полезными ископаемыми. | Формирование представлений о формах рельефа и полезных ископаемых
| Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников;
| формирование ценностного отношения к природе; формирование экологического мышления.
| Атласы, учебники |
|
|
|
64 |
Климат Воронежской области. Внутренние воды. | Оценка климатических условий области | Формирование представления о климате области, господствующих воздушных массах, средних температурах января, июля, ГКО. | Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников информации, умение сравнивать и делать выводы
|
. | Атласы, учебники, видеофильм |
|
|
|
|
|
65 | Флора и фауна Воронежской области |
Ознакомление с растительным и животным миром родного края. | Формирование представлений о флоре, фауне области географии их распространения.
| Формировать умение извлекать необходимую информацию из различных источников.
| формирование ценностного отношения к природе; формирование экологического мышления. | Атласы, учебники, видеофильм |
|
|
|
|
66-67 | Создание проекта «Красная книга» родного края | Определиться , в чём заключается неповторимость растений и животных края. Создание проекта. | Сбор информации и формирование представлений о красно книжных обитателях Воронежской области
| формирование умений: 1) работать с текстом и иллюстративным материалом параграфа;2) создавать правильно презентацию 3) уметь защищать её | формирование экологического мышления | Учебники, энциклопедии, интернет ресурс, презентация |
|
|
|
68-69 | Повторение и обобщение пройденного |
Обобщение знаний, полученных за курс восьмого класса | Используя географические знания и умения создать проект | Работать индивидуально и в группе | Формирование умения работать в паре и группе | Различные источники информации |
|
|
|
70 | Тестирование.Итоговый урок. | тестирование | Показать степень освоенности материала за курс | формирование умений: 1) работать с текстом и доп.материалом | Обобщение знаний по курсу «Природа России» |
|
|
|
|
Перечень учебно - методического обеспечения
1. Николина В.В., Алексеев А.И., Липкина Е.К. Рабочие программы. География. Предметная линия «Полярная звезда». 5-9 классы – М. «Просвещение», 2011.
2. Учебник География. Россия. 8 класс, для общеобразовательных учреждений/ под редакцией А.И. Алексеева линии «Полярная звезда»- Москва. Просвещение, 2014-15.
3. Рабочая тетрадь « Мой тренажер» 8 класс, В.В Николина - Москва, Просвещение, 2014-15 4. В.В Николина. Пособие для учителей общеобразовательных школ, Москва Просвещение, 2014
5. Атлас с комплектом контурных карт География России 8-9 класс Федеральная служба геодезии и картографии России, Москва, 2012- 2015
6. УМК по новому образовательному стандарту (второго поколения):
И.И. Баринова Р.М.Елисеева . Тесты по географии России издательство «Экзамен». Москва. 2014.
7. В.И. Евдокимов. Тесты по географии России. «Экзамен», Москва, 2012-14 г. г.
8. Контрольно-измерительные материалы. География: 8 класс/ сост. Е.А. Жижина.- М.; ВАКО, 2012г.
9.И.А. Кугут Дидактические и развивающие игры с применением информационных технологий М., «Планета»2011г.
Нормы оценивания по географии в 8 классе:
Оценка теоретических знаний
Отметка «5» ∙ ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса;
∙ правильно раскрыто содержание понятий, закономерностей, географических взаимосвязей и конкретизация их примерами;
∙ правильное использование карты и других источников знаний; ответ самостоятельный, с опорой на ранее приобретённые знания и дополнительные сведения о важнейших географических событиях современности.
Отметка «4»
∙ ответ удовлетворяет ранее названным требованиям, он полный, правильный; есть неточности в изложении основного географического материала или выводах, легко исправляемые по дополнительным вопросам учителя.
Отметка «3»
∙ ответ правильный, ученик в основном понимает материал, но четко не определяет понятия и закономерности;
∙ затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании карт при ответе.
Отметка «2»
∙ ответ неправильный;
∙ нераскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы учителя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с картой.
Оценка практических умений учащихся
Оценка умения работать с картой и другими источниками географического содержания:
Отметка «5» - правильный и полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определённой последовательности соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулировка выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний; допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении заданий и оформлении результатов.
Оценка умений проводить наблюдения в природе и на производстве
Отметка «5» - правильное, по правилу проведенное наблюдение; точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.
Отметка «4» - правильное, по плану проведённое наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «3» - допускаются неточности в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.
Отметка «2» - неправильное выполнение задания, неумение делать выводы на основе наблюдений.
Перечень обязательной географической номенклатуры
8 класс
Тема: «Географическое положение».России”
Страны: Азербайджан, Белоруссия, Грузия, Казахстан, КНДР, Латвия, Литва, Монголия, Норвегия, Польша, США, Украина, Эстония, Япония.
Моря: Азовское, Балтийское, Баренцево, Белое, Берингово, Восточно-Сибирское, Карское, Лаптевых, Охотское, Чёрное, Чукотское, Японское.
Проливы: Берингов, Кунаширский, Лаперуза.
Озёра: Каспийское море.
Острова: Земля Франца - Иосифа, Ратманова.
Полуострова: Таймыр, Чукотский.
Крайние точки: Балтийская коса, мыс Дежнева, мыс Челюскин, мыс Флигели, остров Ратманова, район горы Базардюзю.
Тема «Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые России»
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Кумо-Манычская впадина, Приволжская возвышенность, Прикаспийская низменность, плато Путорана, Среднерусская возвышенность, Среднесибирское плоскогорье.
Горы: Алтай, Верхоянский хребет, Восточный Саян, Западный Саян, Кавказ ( Большой Кавказ ), Сихотэ-Алинь, Становой хребет, Уральские горы, хребет Черского, Чукотское нагорье.
Вершины: Белуха, Ключевская Сопка, Эльбрус.
Районы распространения полезных ископаемых:
Нефтегазоносные бассейны: Баренцево-Печорский (Войвож, Вуктыл, Усинское, Ухта), Волго-Уральский (Астраханское, Оренбургское, Ромашкинское), Западно-Сибирский (Самотлор, Сургут, Уренгой, Ямбург).
Каменноугольные бассейны: Донецкий (Шахты), Кузнецкий (Кемерово, Новокузнецк), Ленский (Сангар), Печорский ( Воркута и Инта ), Тунгусский ( Норильск ), Южно-Якутский ( Нерюнгри ).
Буроугольные бассейны: Канско-Ачинский (Ирша-Бородинское, Назарово), Подмосковный (Щёкино ).
Месторождения железных руд: Горная Шория (Таштагол), Карелия (Костомукша), КМА (Михайловское, Лебединское ), Приангарье ( Коршуновское ), Урал ( Качканар ).
Месторождения алюминиевых руд: Кольский полуостров (Кировск), Ленинградская область (Бокситогорск ), Урал ( Сулея ).
Месторождения медных руд: плато Путорана (Норильск), Урал (Карабаш, Медногорск, Сибай), Южная Сибирь (Удокан )
Месторождения никелевых руд: Кольский полуостров (Никель), плато Путорана (Норильск ), Урал (Верхний Уфалей ).
Месторождения оловянных руд: Северо-Восточная Сибирь (Депутатский, Эсэ-Хайя), Сихотэ-Алинь (Кавалерово ), Южная Сибирь ( Шерловая Гора ).
Месторождения полиметаллических руд: Алтай (Орловское), Кавказ (Садон), Сихотэ-Алинь (Дальнегорск ), юга Сибири ( Салаир, Забайкалье )
Месторождения золота: Северо-Восточная Сибирь (Дукат, Нежданинское, Усть-Нера), Южная Сибирь (Бодайбо ).
Месторождения фосфорного сырья: Подмосковье (Воскресенск, Егорьевск), Кольский полуостров (Апатиты).
Месторождения поваренной соли: Поволжье (Баскунчак ), юг Западной Сибири ( Бурла ).
Месторождения калийной соли: Предуралье (Соликамск и Березники).
Месторождения алмазов: Среднесибирское плоскогорье (Айхал, Мирный).
Тема «Климат и климатические ресурсы России»
Города: Оймякон, Верхоянск.
Тема «Внутренние воды и водные ресурсы России»
Реки: Алдан, Анадырь, Ангара, Амур, Волга, Вилюй, Дон, Енисей, Индигирка, Иртыш, Кама, Колыма, Лена, Москва, Обь, Ока, Печора, Северная Двина, Яна.
Озёра: Байкал, Ладожское, Онежское, Таймыр, Ханка, Чудское.
Водохранилища: Братское, Куйбышевское, Рыбинское.
Артезианские бассейны: Западно-Сибирский, Московский.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Волго-Балтийский, Волго-Донской, имени Москвы.
Тема «Природные комплексы России»
Заповедники: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский.