Рабочая программа учебного предмета География, 6 класс, 2021-2022 уч.г.
рабочая программа по географии (6 класс)
Рабочая программа учебного предмета География, 6 класс, 2021-2022 уч.г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
6_klass_fgos_2021-2022.docx | 67.08 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЛОСЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1
Рассмотрено на заседании педагогического совета школы Протокол № 1 от 27.08.21г. | «Согласовано» зам.директора по УВР ____________________ Макогонова Т.Е. «30» августа 2021г. | «Утверждено» Директор МКОУ Лосевская СОШ №1 ______________________________ А.М.Журавлев Приказ № 90 п.1 от «31 » августа 2021г |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«География»
2 УРОВЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
6 КЛАСС
СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВЕ:
- примерной программы основного общего образования по географии
-федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования.
Программу составил:
учитель географии Нежельская В.И.
ВКК
2021-2022 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по географии 5-9 классы, авторской программы. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы. А. И. Алексеев, О. А. Климанова, В. В. Климанов, В. А. Низовцев. М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа рассчитана на 35 часов в неделю в 6 классе, из расчёта – 1 учебный час в неделю (35 учебных часов)
Данная программа будет реализована с помощью учебника География 5-6 классы авт. А.И. Алексеев В.В. Николина изд-во «Просвещение» 2015 г. линия «Полярная звезда», рабочей тетради (мой тренажёр) авт. В.В. Николина, атласов и контурных карт.
В программе заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций..
Планируемые результаты изучения предмета «География»
Личностными результатами обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентации, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты:
1) воспитание патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
2) формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
3) формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
4) формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
5) освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенции с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
6) развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
7) формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
8) формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
9) формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;
10) развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение природного и культурного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты включают освоенные обучающимися универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
Метапредметные результаты обучения географии:
1) умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, устанавливать аналогии, выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы; 7) владение умением создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта ин-тересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ- компетенции
Предметные:
Предметные результаты:
1) первичные представления о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды;
2) основополагающие знания о природе Земли как целостной развивающейся системе, о единстве человека и природы;
3) первичные навыки использования территориального подхода (на примере своего региона) как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире;
4) элементарные практические умения использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
5) основы картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
6) первичные навыки нахождения, использования и презентации географической информации;
7) начальные умения и навыки использования географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
8) общие представления об экологических проблемах, умения и навыки безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Выпускник 6 класса научится:
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
6. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
7. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
Выпускник 6 класса получит возможность научиться:
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных прибоов.
3. читать географические карты;
4. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
5. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
6. Пользуясь картами давать комплексную характеристику ПТК
Содержание учебного предмета
Тема 1. Гидросфера – водная оболочка Земли -11ч.
Гидросфера — водная оболочка Земли. Значение гидросферы. Состав и строение гидросферы. Части гидросферы: Мировой океан, ледники, воды суши, подземные воды. Мировой круговорот воды в природе. Качество воды и здоровье людей. Охрана гидросферы.
Мировой океан, его части, его взаимодействие с сушей и атмосферой. Единство вод Мирового океана. Рельеф дна Мирового океана. Методы изучения океанских глубин. Температура и соленость вод Мирового океана. Движение вод в Океане. Стихийные явления в Океане. Правила обеспечения личной безопасности на воде.
Воды суши. Реки — артерии Земли. Речная система. Питание и режим рек. Равнинные и горные реки, их особенности. Изменения в жизни рек. Значение рек для человека. Крупнейшие реки мира и России. Рациональное использование ресурсов рек.
Озера. Виды озер. Крупнейшие пресные и соленые озера мира и нашей страны. Пруды и водохранилища. Хозяйственное значение озер и болот.
Подземные воды. Их происхождение, возможности использования человеком. Минеральные воды.
Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Природные памятники гидросферы. Наблюдение за водным объектом.
Тема 2. Атмосфера - воздушная оболочка Земли- 11 ч
Атмосфера — воздушная оболочка Земли. Значение атмосферы для жизни на Земле. Состав воздуха. Охрана воздуха — охрана жизни. Пути повышения качества воздушной среды. Части атмосферы
Тепло в атмосфере. Температура воздуха. Термометр. Суточный ход температуры воздуха. Средняя суточная температура. Амплитуда колебаний температуры воздуха (суточная, годовая).
Атмосферное давление. Изменения атмосферного давления. Барометр. Ветер. Причины образования ветра. Скорость и направление ветра. Роза ветров. Показатели силы ветра. Виды ветров: бриз, муссон.
Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Абсолютная и относительная влажность. Гигрометр. Облачность. Облака и их виды. Осадкомер.
Погода. Элементы погоды. Воздушные массы. Типы воздушных масс: арктические, умеренных широт, тропические, экваториальные; их свойства.
Климат и климатические факторы. Влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Адаптация людей к погодным и климатическим условиям. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности.
Тема 3. Биосфера – живая оболочка Земли- 4 ч
Биосфера. Состав биосферы, связь с другими сферами Земли. Особенность биосферы. В. И. Вернадский о биосфере. Границы распространения жизни на Земле.
Человек — часть биосферы. Взаимоотношения человека с биосферой. Круговорот веществ в биосфере. Единство человека и природы.
Почва как особое природное образование. В. В. Докучаев — основатель науки о почвах — почвоведения. Свойства почвы. Плодородие — важнейшее свойство почвы. Условия образования разных типов почв. Охрана почв. Наблюдение за почвенным покровом своей местности. Описание почвы.
Разнообразие растений и животных и их распространение на Земле. Сохранение человечеством биоразнообразия на Земле.
Тема 4. Географическая оболочка Земли – 6 ч
Понятие «географическая оболочка». Состав и строение географической оболочки. Понятие «природный комплекс». Свойства географической оболочки. Географическая оболочка как окружающая человека среда. Закономерности развития географической оболочки. Природные зоны Земли — зональные природные комплексы. Карта природных зон Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Ландшафт — природный, промышленный, сельскохозяйственный. Культурные ландшафты. Природное наследие.
Предлагаемые авторами УМК разработки практических работ в Тетради-практикуме совмещают несколько видов последовательно выстроенных учебных действий. Эти учебные действия сформулированы в поурочном тематическом планировании в графе «Характеристика основных видов деятельности ученика» на уровне учебных действий). В связи с этим учитель может не полностью выполнять практическую работу, а выбрать из неё какой-либо фрагмент или отрабатывать соответствующие учебные действия на ином материале. Практическая работа может выполняться также на итоговом уроке по той или иной теме в качестве контрольного мероприятия.
Программой предусмотрено проведение и выполнение учащимися 5 практических работ в тетради- практикуме:
- Описание по картам вод Мирового океана,
- Решение практических задач по карте.
- . Комплексное описание реки,
- Комплексное описание озера
- Наблюдение за погодой и ведение дневника погоды.
- Вычерчивание графиков суточного изменения температуры
- Вычерчивание графиков «роза ветров»
Работа с графическими и статистическими данными, построение розы ветров, диаграмм облачности и осадков по имеющимся данным, анализ полученных данных. Обобщение данных дневника погоды.
Тематическое планирование с учётом рабочей программы воспитания и с указанием количества часов, отводимых на изучение каждой темы.
№ п/п | Тема | Ключевые воспитательные задачи | Количество часов, отводимых на изучение темы |
1 | Гидросфера – водная оболочка Земли. | 1.Воспитание ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; 2. Формирование личностных представлений о целостности природы Земли; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества 3. формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, 4. воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; 5. воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических ценностях. | 11 |
2 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли | 1.участие в пропаганде экологически целесообразного поведения, в создании экологически безопасного уклада школьной жизни
| 11 |
3 | Биосфера – живая оболочка Земли |
| 4 |
4 | Географическая оболочка Земли | 1.Воспитание чувства ответственности перед природой за изменяющийся её облик 2. Воспитание бережного и заботливого отношения к природным ландшафтам своего края. | 5 |
5 | Повторение и обобщение знаний |
экологическим бедствиям. | 4 |
Итого: | 35 часов |
Календарно – тематическое планирование
№ урока, | Тема урока | Планируемые предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты | Планируемые личностные результаты | Характеристика деятельности обучающихся | Дата планируемая | Дата фактическая | Примечание | |||||||
1.Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов | |||||||||||||||
1. | Состав и строение гидросферы. | Выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли. | П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источникамиинформации. | Сравнивать соотношение отдельных частей гидросферы. Выявлять взаимосвязи между составными частями гидросферы по схеме «Круговорот воды в природе» | ||||||||||
2. | Мировой океан. Пр.р.№1Описание океана и моря по плану. | Совершенствовать умение работы с картой. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальнуюинформацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | Определять черты сходства и различия океанов Земли. Определять по карте ГП океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов. Определять по карте глубины морей и океанов. Составлять описание океана и моря по плану. | ||||||||||
3. | Мировой океан. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.. | Совершенствовать умение работы с контурной картой | П. Развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Самостоятельно определять цели, вырабатывать решения. | Формирование познавательной и информационной культуры. | Наносить на к/к океаны, моря, заливы, проливы, острова и полуострова. Выделять части рельефа дна океана. | ||||||||||
4. | Решение практических задач по картам. Пр.р. №2 Выполнение проектного задания. | Выполнять проекты. Использовать средства Интернета. | П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. | Формирование толерантности и умения работы в группе. | Выполнять проектное задание самостоятельно или в сотрудничестве. Работать с контурной картой. Оценивать и обсуждать результаты проделанной работы. | ||||||||||
5. | Воды океана. | Использование средств Интернета. | П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения. | Формирование навыков самостоятельной работы. | Выделять с помощью карт гео. закономерности изменения температуры и солёности воды в Океане. Определять по карте крупнейшие тёплые и холодные течения. Выявлять зависимость направления поверхностных течений от направления господствующих ветров. Систематизировать информацию о течениях в сводной таблице. | ||||||||||
6 | Реки Земли. | Использование средств Интернета | П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения | Формирование навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Определять по карте истоки, устья главных рек, их притоки, водосборные бассейны, водоразделы. Анализировать графики изменения уровня воды в реках. Выявлять по рисунку (схеме) части долины реки. | ||||||||||
7 | Реки Земли. Пр.р. №3Описание реки по плану | Работать с различными средствами гео. информации. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно | Формирование познавательной и информационной культуры. | Осуществлять смысловое чтение в соответствии с задачами ознакомления с жанром и основной идеей теста. Составлять характеристику равнинной и горной реки по плану. | ||||||||||
8 | Озера и болота. Пр.р. №4.Описание озера по плану. | Выполнять презентацию. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно | Формирование познавательной и информационной культуры. | Определять по карте ГП и размеры крупнейших озёр мира и России. Составлять писание озера по плану. | ||||||||||
9 | Подземные воды и ледники. | Самостоятельно составлять план описания гео. объекта. | П.Самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Развитие навыков самостоятельной работы. | Описывать по карте районы распространения ледников | ||||||||||
10 | Гидросфера и человек. | Выполнять презентацию – проект | П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. | Формирование толерантности и умения работы в группе. | Выявлять особенности воздействия гидросферы на другие оболочки Земли и жизнь человека. Выявлять значение хозяйственного использования ресурсов океана для человека. | ||||||||||
11 | Обобщение знаний по теме «Гидросфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. . | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Систематизировать информацию по теме «Гидросфера» | ||||||||||
2.Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 11часов | |||||||||||||||
12 | Состав и строение атмосферы. Пр.р.№5 Ведение дневника погоды. | Выявлять причинно – следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли. | П.Устанавливать причинно – следственные связи. Умение представить изучаемый материал в виде простых схем. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме. | Выявлять роль содержащихся в атмосфере газов для природных процессов. Составлять и анализировать схему «Состав атмосферы». Высказывать мнение об утверждении; «Тропосфера – кухня погоды» | ||||||||||
13 | Тепло в атмосфере. Пр.р.№6 Вычерчивание графиков суточного изменения температуры. | Определять показания приборов температуры и анализировать их. | П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступнымиметеоприборами. | Вычерчивать и анализировать графики изменения температуры в течение суток на основе данных дневников наблюдений погоды. Вычислять средние суточные температуры и суточную амплитуду температур. | ||||||||||
14 | Тепло в атмосфере Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами. | Выявлять зависимость температуры от угла падения солнечных лучей, закономерность уменьшения средних температур от экватора к полюсам. Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой. | ||||||||||
15 | Атмосферное давление. | Проводить измерение атмосферного давления. | П.Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами | Измерять атмосферное давление с помощью барометра. Рассчитывать атмосферное давление на разной высоте в тропосфере. | ||||||||||
16 | Ветер. Пр.р.№7 Вычерчивание графиков «роза ветров» | Умение работать с гео. приборами. | П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планироватьдеятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами | Определять по картам направление ветров. Вычерчивать розу ветров на основе данных дневника наблюдений погоды | ||||||||||
17 | Вода в атмосфере.Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха. | Вычислять влажность воздуха. | П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. | Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач. | Решать задачи по расчету относительно влажности на основе имеющихся данных. | ||||||||||
18 | Атмосферные осадки. Наблюдение за облаками. | Проводить простые наблюдена за явлениями природы. | П. Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Наблюдать за облаками, составлять их описание по облику. | ||||||||||
19 | Погода и климат | Вести дневник погоды. | П.Сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей. Р.Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | Формирование познавательной и информационной культуры. | Устанавливать причинно – следственные связи между свойствами воздушных масс и характером поверхности, над которой они формируются. Составлять характеристику воздушных масс с разными свойствами. | ||||||||||
20 | Наблюдение за погодой. Карты погоды. Пр.р.№8.Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. | Читать синоптическую карту. Предсказывать погоду по имеющимся данным метеосводки. | П.Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования. Р.Планировать деятельность в паре. К.Организовывать работу в парах. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. | Наблюдать за погодой и выявлять её особенности. Знакомиться с картами погоды, выявлять способы нанесения на них характеристик состояния атмосферы. Описывать по карте погоды количественные и качественные показатели состояния атмосферы. Сравнивать показатели, применяемые для характеристики погоды и климата. | ||||||||||
21 | Атмосфера и человек.Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений. ПРОЕКТ. | Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений | П.Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовывать работу в группе. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. | Выявлять значение атмосферы для человека. Описывать влияние погодных и климатических условий на здоровье и быт людей. Составлять и обсуждать правила поведения во время опасных атмосферных явлений. | ||||||||||
22 | Обобщение знаний «Атмосфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Систематизировать информацию по теме «Атмосфера» | ||||||||||
3.Биосфера – живая оболочка Земли– 4 часа | |||||||||||||||
23 | Биосфера – земная оболочка. | Выявлять причинно – следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли. | П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. | Формирование познавательной и информационной культуры. | Сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек Земли. Составлять схему связей биосферы с другими оболочками Земли. Сравнивать приспособленность отдельных групп организмов к среде обитания. Выявлять роль разных групп организмов в переносе веществ на основе анализа схемы биологического круговорота. | ||||||||||
24 | Почва как особое природное образование. работа с образцом почвы. | Делать описание почвенного разреза по плану. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовывать работу в группе. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовности и способности к самообразованию. | Сравнивать профили подзолистой почвы и чернозёма. Выявлять причины разной степени плодородия используемых человеком почв. | ||||||||||
25 | Биосфера – сфера жизни. | Делать компьютерные презентации по выбранной теме. | П.Работать с различными источниками гео. знаний.работать с компьютером. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. | Выявлять зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата. Высказывать мнение о значении биосферы и воздействия человека на биосферу своей местности. Наблюдать за растительным и животным миром своей местности с целью определения качества окружающей среды. | ||||||||||
26 | Обобщение знаний «Биосфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. . | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Систематизировать информацию по теме «Биосфера» | ||||||||||
4.Географическая оболочка Земли – 5 часов. | |||||||||||||||
27 | Географическая оболочка Земли. | Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р.Определять цель в деятельности. К.Осознанно использовать речевые средства общения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. | Приводить примеры взаимосвязи частей географической оболочки. Выявлять доказательства существования главных закономерностей гео. оболочки на основе анализа тематических карт. | ||||||||||
28 | Природные зоны Земли | Работать с тематической картой «Природные зоны Земли». Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания. | П.Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели. К. Осознанно использовать речевые средства общения. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. | Сравнивать между собой различные природные зоны. Приводить примеры приспособляемости животных и растений к среде обитания. | ||||||||||
29 | Культурные ландшафты. П/Р. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов. | Выявлять главные признаки культурных ландшафтов и отличия между природными и культурными ландшафтами. | П.Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Осознанно использовать речевые средства общения. | Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме. | Выявлять наиболее и наименее изменённые человеком территории Земли на основе анализа разных источников гео. информации. Составлять схему основных видов культурных ландшафтов. | ||||||||||
30 | Влияние человека на ландшафт. | Выполнять презентацию по заданной теме. | П.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. | Формирование толерантности и умения работы в группе. | Приводить примеры положительного и отрицательного влияния человека на ландшафт. Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) по проблемам антропогенного воздействия на природу. | ||||||||||
31 | Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Систематизировать информацию по теме «Географическая оболочка Земли» | - | |||||||||
32 | Подготовка к итоговому тестированию | Выполнять тестовые задания различного уровня. | П.Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Выполнение тренировочных заданий различного уровня. | ||||||||||
33 | Итоговое тестирование за учебный год. | Выполнять тестовые задания различного уровня. | Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. | Выполнение контрольных заданий различного уровня. | ||||||||||
34-35 | Итоговые уроки |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Методическая литература:
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- Примерная программа основного общего образования по географии в соответствии с требованиями ФГОС ООО.
- А. И. Алексеев, В. В. Николина, Е. К. Липкина и др. «География. 5-6 классы»: учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе (DVD) / (А.И. Алексеев, В. В. Николина, Е.К. Липкина и др.); под ред. А.И. Алексеева; М.: Просвещение, 2015 –192 с. - (Академический школьный учебник) (Полярная звезда).
- Николина В.В. География: 5-6 классы: Методические рекомендации: пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2015.
- А.И. Алексеев, В.В Николина, Е.К. Липкина и др. «География 5-6 классы»: Мой тренажер. М.: Просвещение, 2015.
- Географический атлас. 6 класс.
- Контурные карты, 6 класс.
- Методическое пособие с электронным приложением. «Дидактические и развивающие игры с применением ИКТ .М. «Планета», 2011
- В.В. Пятунин Контрольные и проверочные работы по географии М., Дрофа 2014
- Занимательная география на уроках и внеклассных мероприятиях М., «Глобус» 2010
- Е.Ю. Колбовский Изучаем малые реки. Ярославль Академия развития 2004
- . Перепечева Н.Н. «Нестандартные уроки географии» 6-7 классы. Волгоград. «Учитель - АСТ» 2004г.
- Федеральный государственный образовательный стандарт - http://standart.edu.ru/
- Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/
- Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru
- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. http://school-collection.edu.ru
- Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/
- Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
Оборудование:персональный компьютер, набор тематических плакатов, барометр, компасы,метеолаборатория..
Цифровые образовательные ресурсы:
- Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. http://school- collection.edu.ru
- КМ-Школа (образовательная среда для комплексной информатизации школы). http:// www.km-school.ra
- Диск «География 5-6 классы»
4. Федеральный государственный образовательный стандарт. http://standart.edu.ru/ 5. Федеральный портал «Российское образование». http://www.edu.ru/ 6. Российский общеобразовательный портал. http://www.school.edu.ru 7. Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов. http://fcior.edu.ru/ 9. Федеральный институт педагогических измерений. http://www.fipi.ru/ методические пособия, рабочие тетради, электронные мультимедийные издания.
Электронные носители:
1.CD диск по теме:: «Гидросфера»
2.Электронный учебник 6-10 класс
3. Комплекс презентаций для уроков географии в 7 классе.
Критерии и нормы оценки ЗУН обучающихся:
ПРИЛОЖЕНИЕ:
Оценка устных ответов учащихся:
Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание физической сущности рассматриваемых явлений и закономерностей, законов, теорий, дает точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий, правильно выполняет графики, схемы. Заполняет контурные карты, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий, может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу географии, а также, усвоенным при изучении других предметов.
Оценка «4» ставится, если ответ учащегося удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5»,но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом. Если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.
Оценка «3» ставится, если ученик правильно понимает сущность рассматриваемых явлений и закономерностей, но в ответе имеются отдельные пробелы
В усвоении вопросов курса географии, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала, умеет применять полученные знания, допустив не более одной грубой ошибки и двух недочетов, одной негрубой ошибки и трех недочетов, допустил четыре или пять недочетов.
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3». Имеются грубые ошибки в использовании карты
Оценка письменных контрольных работ
Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов
Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов
Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов
Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» ил правильно выполнено менее 2/3 всей работы
Оценка практических работ
Оценка «5» ставится, если учащийся выполнил работу в полном объеме, самостоятельно, сделал выводы, правильно и аккуратно
Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке «5»,но были допущены два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета
Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильны результат и вывод.
Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью, объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов
Оценка работ, выполненных по контурной карте
Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно
Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов
Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков,но правильно указаны основные географические объекты
Оценка «2» ставится в том случае, если контурная карта заполнена не верно, либо ученик не сдал ее на проверку учителю
Критерии оценивания тестов (состоящих из 10 вопросов)
«5» - 90 – 100%«4» - 70 – 89%«3» - 50 – 69 %«2» - менее 50%
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов,
«4» - 7-9,«3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса физики 9 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
Рабочая программа курса физики 11 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
рабочая программа по физике 7 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
Рабочая программа курса физики 10 класс 2021-2022 учебный год
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об ок...
Рабочая программа учебного предмета География, 5 класс, 2021-2022 уч.г.
Рабочая программа учебного предмета География, 5 класс, 2021-2022 уч.г....
Рабочая программа учебного предмета География, 7 класс, 2021-2022 уч.г.
Рабочая программа учебного предмета География, 7 класс, 2021-2022 уч.г....
Рабочая программа учебного предмета География, 8 класс, 2021-2022 уч.г.
Рабочая программа учебного предмета География, 8 класс, 2021-2022 уч.г....