РП по географии, 10-11 классы
рабочая программа по географии (10, 11 класс)

laida

РП по географии на уровне СОО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_geografiya_10-11.docx42.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Таксимовская средняя общеобразовательная школа № 1

имени А.А. Мезенцева»

«УТВЕРЖДАЮ»

Председатель НМС

________________ Анашкина И.В.

«___» ______________ 20____ г.

Рабочая программа по учебному предмету

«ГЕОГРАФИЯ», 10-11 классы

(универсальный профиль)

2020 г.

Пояснительная записка

Рабочая программа по географии составлена на основе следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) "Об образовании в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2015);

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки России приказ от 17 мая 2012 г. N 413. (список изменяющих документов (в ред. Приказа Минобрнауки России от 29.12.2014 N 1645);

- Примерная основная образовательная программа среднего общего образования, одобренная Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию (протокол от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

- Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Таксимовская СОШ № 1 имени А.А. Мезенцева».

В рабочей программе учитываются основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий для среднего общего образования, соблюдается преемственность с примерными программами основного общего образования.

Программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса «Полярная звезда» под редакцией А.И. Алексеева. Учебники входят в федеральный перечень учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014 г. N 253).

Программа является базовой, т.е. определяет тот минимальный объем содержания курса географии для основной школы, который должен быть представлен в любой рабочей или авторской программе.

Место учебного предмета в учебном плане

География в средней школе изучается в 10-11 классах. Общее число учебных часов за два года — 68, из них по 34 ч (1 ч в неделю) в 10 и 11 классах.

Результаты изучения учебного предмета «География»

на уровне среднего общего образования

В результате изучения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования:

Выпускник на базовом уровне научится:

- понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

- определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

- составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

- сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

- сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

- выявлять закономерности и тенденции развития социально-экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

- раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов; - выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

- выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;

- описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

- решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

- оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

- объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей; - характеризовать географию рынка труда;

- рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

- анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

- характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира; - приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

- определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

- оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

- оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

- оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово- экономических и политических отношений;

- объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

Выпускник на базовом уровне получит возможность научиться:

- характеризовать процессы, происходящие в географической среде; сравнивать процессы между собой, делать выводы на основе сравнения;

- переводить один вид информации в другой посредством анализа статистических данных, чтения географических карт, работы с графиками и диаграммами;

- составлять географические описания населения, хозяйства и экологической обстановки отдельных стран и регионов мира;

- делать прогнозы развития географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов;

- выделять наиболее важные экологические, социально-экономические проблемы;

- давать научное объяснение процессам, явлениям, закономерностям, протекающим в географической оболочке;

- понимать и характеризовать причины возникновения процессов и явлений, влияющих на безопасность окружающей среды;

- оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития;

- раскрывать сущность интеграционных процессов в мировом сообществе;

- прогнозировать и оценивать изменения политической карты мира под влиянием международных отношений;

- оценивать социально-экономические последствия изменения современной политической карты мира;

- оценивать геополитические риски, вызванные социально-экономическими и геоэкологическими процессами, происходящими в мире;

- оценивать изменение отраслевой структуры отдельных стран и регионов мира; - оценивать влияние отдельных стран и регионов на мировое хозяйство;

- анализировать региональную политику отдельных стран и регионов;

- анализировать основные направления международных исследований малоизученных территорий;

- выявлять особенности современного геополитического и геоэкономического положения России, ее роль в международном географическом разделении труда;

- понимать принципы выделения и устанавливать соотношения между государственной территорией и исключительной экономической зоной России;

- давать оценку международной деятельности, направленной на решение глобальных проблем человечества. Данный результат отрабатывается при выполнении практической части программы, а также во внеучебной деятельности учащихся при подготовке индивидуальных и групповых проектов учащихся и других видах деятельности.

Предметные результаты изучения предметной области "Общественные науки" учебного предмета "География" (базовый уровень) включают:

- владение представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

- владение географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- сформированность системы комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, о динамике и территориальных особенностях процессов, протекающих в географическом пространстве;

- владение умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

- владение умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

- владение умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

- владение умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

- сформированность представлений и знаний об основных проблемах взаимодействия природы и общества, о природных и социально-экономических аспектах экологических проблем;

- картографическая грамотность.

В данной рабочей программе спланирована деятельность по формированию и развитию следующих УУД: познавательных, регулятивных, коммуникативных и личностных.

Личностным результатом обучения географии в средней школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения. Важнейшие личностные результаты обучения географии:

- ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции: осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

- осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

- представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире; осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

- гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования; патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране; уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

- образовательные результаты — овладение на уровне среднего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметными результатами освоения учебного предмета «География» на уровне среднего общего образования являются:

Регулятивные универсальные учебные действия:

- определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства ее осуществления, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки с помощью учителя и самостоятельно;

- составлять план выполнения учебной задачи, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем;

- умение генерировать идеи и определять средства, необходимые для их реализации;

- в диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки;

- планировать собственную деятельность, связанную с бытовыми жизненными ситуациями.

Познавательные универсальные учебные действия:

- использование основных интеллектуальных операций (формулирование гипотез, анализ и синтез, сравнение, обобщение, систематизация, выявление причинно- следственных связей, поиск аналогов);

- использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания (системно-информационный анализ, знаковое моделирование (на примере составления интеллект-карты по стране), - самостоятельно использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни;

- использование различных источников для получения информации: делать пометки, выписки, цитирование текста, составлять тезисы, конспект и аннотацию текста; самостоятельно оформлять таблицы, схемы, графики, диаграммы, делать выводы; составлять на основе текста графики, таблицы и схемы, в том числе с применением средств ИКТ; самостоятельно отбирать для решения учебных задач необходимые словари, энциклопедии, справочники, электронные диски; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ;

- формулировать понятия, анализировать и выявлять причинно-следственные связи внешних и внутренних процессов в экономической и социальной географии и их влияние на деятельность человека;

- формирование и развитие компетентности в области использования информационно- коммуникационных технологий для решения учебных задач;

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Коммуникативные универсальные учебные действия:

- работать индивидуально и в группе, организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение, находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов;

- правильно применять речевые средства для выражения своих чувств, мыслей и потребностей при решении различных учебных и познавательных задач;

- слушать учителя и отвечать на вопросы, обсуждать вопросы со сверстниками, адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности - формирования умения взаимодействовать с окружающими людьми;

В структуру рабочей программы включена система учета и контроля планируемых (предметных и метапредметных) результатов. Оценка предметных результатов ведется в ходе процедур текущей, тематической, промежуточной и итоговой оценки, а также администрацией в ходе внутреннего мониторинга учебных достижений.

В 10-11 классах используются различные системы оценивания: пятибалльная, бинарная «зачет – незачет», многобалльная.

При 5-балльной оценке для всех предметов установлены общедидактические критерии.

Критерии выставления отметки "5"(отлично):

  • знание, понимание, глубина усвоения всего объема программного материала;
  • умение выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
  • отсутствие ошибок и недочѐтов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя;
  • соблюдение культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «4» (хорошо):

  • знание всего изученного программного материала;
  • умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
  • незначительные (негрубые) ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «3» (удовлетворительно):

  • знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы;
  • затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи учителя;
  • умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизмененные вопросы;
  • наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «2» (неудовлетворительно):

  • знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале;
  • отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы;
  • наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры письменной и устной речи, правил оформления письменных работ.

Критерии выставления отметки «1» (единица):

  • ставится за полное незнание изученного материала, отсутствие элементарных умений и навыков.

Бинарное оценивание («зачет-незачет») показывает соответствие – несоответствие уровня образовательной подготовки ученика 10-11 классов планируемым результатам освоение образовательной программы по предмету в рамках требований «Ученик научится» на базовом или углубленном уровне изучения предмета и может быть использовано при проведении зачетов. «Зачет» выставляется при выполнении не менее 51 % работы или получении не менее 51 % баллов от максимального балла.

Многобалльное оценивание используется при критериальном оценивании различных видов работ. Полученные учеником баллы переводятся в отметку: отметка «5» (отлично) – выполнение от 90 % до 100% заданий, отметка «4» (хорошо) – от 70 до 90 %, отметка «3» (удовлетваорительно) – от 51 % до 70 заданий.

Содержание курса направлено на формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Учащиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такие учебные действия, как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определения понятиям, структурировать материал и др. Учащиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие её виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве (паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т. д.

География – предмет, при освоении которого ведущей является познавательная деятельность. Основные виды учебных действий ученика - умение составлять характеристику, объяснятьсравнивать, систематизироватьвыявлять зависимость, анализировать. Эти умения формируются, главным образом, при выполнении обучающих практических работ. Таким образом, практические работы в географии – основной путь достижения не только предметных, но и метапредметных результатов обучения. Тем более что специфика географии как учебного предмета, предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний.

В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, картографические и географические диктанты, работы с контурными картами, творческие и исследовательские работы.

Средством развития личностных результатов служит учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

– умение толерантно определять своё отношение к разным народам;

– умение использовать географические знания для адаптации и созидательной деятельности.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на:

  • осознание роли географии в познании окружающего мира и его устойчивого развития;
  • освоение системы географических знаний о природе, населении, хозяйстве мира и его отдельных регионов, на основе которых формируется географическое мышление учащихся;
  • использование географических умений для анализа, оценки, прогнозирования современных социоприродных проблем и проектирования путей их решения;
  • использование карт как информационных образно-знаковых моделей действительности.

Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.

Содержание учебного предмета география

Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

По содержанию предлагаемый базовый курс географии сочетает в себе элементы общей географии и комплексного географического страноведения. Он завершает формирование у учащихся представлений о географической картине мира, которые опираются на понимание географических взаимосвязей общества и природы, воспроизводства и размещения населения, мирового хозяйства и географического разделения труда, раскрытие географических аспектов глобальных и региональных явлений и процессов, разных территорий. Содержание курса призвано сформировать у учащихся целостное представление о современном мире, о месте России в этом мире, а также развить у школьников познавательный интерес к другим народам и странам.

В содержание программы включён материал, на основе которого учащиеся овладевают методами изучения природы, населения, хозяйства – теоретическими и практическими. Для овладения теоретическими методами продолжается работа с планами изучения географических понятий, компонентов, природы, территорий, стран. Овладению экспериментальным методом познания способствуют специальные занятия по выполнению практических заданий, на основе которых формируются умения проводить наблюдения, анализировать карты и статистический материал, делать обобщения и устанавливать причинно-следственные связи между процессами и явлениями. Для практических занятий используются вариативные методы: в зависимости от учебных возможностей учащихся применяются репродуктивные задания (по плану) и задания исследовательского характера.

Формы организации познавательной деятельности разнообразны, наиболее часто применяется работа в группах при выполнении заданий связанных с анализом карт и обобщением материала, по разработке проектов; работа в парах при отработке номенклатуры; индивидуальная при подготовке сообщений и рефератов.

Система контроля и оценки знаний учащихся разрабатывается на основе требований государственного стандарта, в соответствии с содержанием учебного материала по каждой теме. Она включает само-, взаимоконтроль, учительский контроль и позволяет оценить знания, умения и навыки учащихся комплексно по следующим компонентам:

- включенность учащегося в учебно-познавательную деятельность и уровень овладения ей (репродуктивный, конструктивный, творческий);

- взаимооценка учащимися друг друга при коллективно-распределительной деятельности в группах;

- содержание и форма представляемых исследовательских работ и проектов; - публичная защита творческих работ, проектов;

- представление географической информации в виде таблиц, схем, графиков, диаграмм, картосхем.

Содержание учебного предмета «География» на уровне

среднего общего образования в 10-11 классах

№ п/п

Название раздела

Коли-чество часов

Содержание учебного раздела

Основные изучаемые вопросы

Контроль знаний

10 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1

Человек и окружающая среда

1.1

Природные ресурсы

9

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие процессы и явления в окружающей среде. Ноосфера.

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Рациональное и нерациональное природопользование.

1.Оценка ресурсообеспеченности страны (региона, человечества) основными видами ресурсов.

2.Оценка доли использования альтернативных источников энергии. Оценка перспектив развития альтернативной энергетики.

1.2

Геоэкология

1

Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Анализ геоэкологической ситуации в отдельных странах и регионах мира.

2.

Мировое сообщество и его территориальная организация

2.1

Политическая карта мира

4

Мировое сообщество — общая картина мира. Современная политическая карта и её изменения. Разнообразие стран мира.

2.2

Геополитика

1

Геополитика. «Горячие точки» на карте мира.

Характеристика политико-географического положения страны.

3.

Население мира

8

Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения. Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и конфессиональных конфликтов. Урбанизация. Миграция. География рынка труда и занятости.

1. Прогнозирование изменения численности населения мира и отдельных регионов.

2. Определение состава и структуры населения на основе статистических данных.

3. Выявления основных закономерностей расселения, на основе анализа физической и тематических карт мира.

4. Оценка эффективности демографической политики отдельных стран мира (Россия, Китай, Индия, Германия, США) на основе статистических данных.

5. Выявление и характеристика основных направлений миграции населения.

4.

Мировое хозяйство

4.1

МХ и МГРТ

2

Географическое разделение труда. Отраслевая и территориальная структура мирового хозяйства. Изменение отраслевой структуры. Географические аспекты глобализации.

1.Составление экономико-географической характеристики одной из отраслей промышленности.

2. Анализ участия стран и регионов мира в международном географическом разделении труда.

3. Определение международной специализации крупнейших стран и регионов мира.

4.2

География отраслей МХ

8

География основных отраслей производственной и непроизводственной сфер. Развитие сферы услуг. География мировых валютно-финансовых отношений.

Резерв

1

11 класс (34 часа, 1 час в неделю)

1.

Региональная география и страноведение

1.1

Региональная география

1

Комплексная географическая характеристика крупнейших регионов и стран мира.

1.2

Страноведение

25

Особенности экономико-географического положения, природно-ресурсного потенциала, населения, хозяйства, культуры, современных проблем развития крупных регионов и стран Европы, Азии, Африки, Северной и Латинской Америки, Австралии. Перспективы освоения и развития Арктики и Антарктики. Международная специализация крупнейших стран и регионов мира. Ведущие страны-экспортеры основных видов продукции. Влияние отдельных регионов и стран на мировое хозяйство. Региональная политика.

1. Характеристика экономико-географического положения страны.

2. Характеристика природно-ресурсного потенциала страны.

3. Анализ международных экономических связей страны.

4. Отображение статистических данных в геоинформационной системе или на картосхеме (на примере составления интеллект-карты страны мира).

1.3

МЭИ

2

Интеграция различных регионов в единое мировое сообщество. Международные организации (интеграционные региональные, политические и отраслевые союзы).

2.

Россия на политической карте мира

2

Россия на политической карте мира, в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений. Особенности географии экономических, политических, культурных и научных связей России со странами мира. Особенности интеграции России в мировое сообщество. Географические аспекты решения внешнеэкономических и внешнеполитических задач развития России.

1. Анализ и объяснение особенностей современного геополитического и геоэкономического положения России.

2. Определение основных направлений внешних экономических, политических, культурных и научных связей России с наиболее развитыми странами мира.

3.

Глобальные проблемы человечества

3

Глобальные проблемы — совокупность социоприродных проблем. Географические аспекты глобальных проблем человечества. Роль географии в решении глобальных проблем человечества. Международное сотрудничество как инструмент решения глобальных проблем.

1.Выявление на основе различных источников информации приоритетных глобальных проблем человечества. Аргументация представленной точки зрения.

2. Анализ международного сотрудничества по решению глобальных проблем человечества.

3. Анализ международной деятельности по освоению малоизученных территорий.

Резерв

1

УМК:

  • учебники:
  • Ю.Н. Гладкий и В.В. Николина. География. 10 класс, базовый уровень. М, «Просвещение», 2018
  • Ю.Н. Гладкий и В.В. Николина. География. 11 класс, базовый и углубленный уровень. М, «Просвещение», 2019
  • рабочая тетрадь: Ю.Н. Гладкий и В.В. Николина. География. Мой тренажёр. 10—1 классы. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. М, «Просвещение», 2019
  • литература для учителя:
  • Н.О. Верещагина и В.Д. Сухоруков. География. Поурочные разработки. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. Базовый и углубленный уровни. М, «Просвещение», 2017
  • Д.А. Гдалин, Ю.Н. Гладкий, С.И. Махов. География. «Конструктор» текущего контроля. 10-11 классы. Пособие для учителей общеобразовательных организаций. М, «Просвещение», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по географии для 6 класса к учебнику Дронов В. П. , Савельева Л. Е. География . Землеведение. 6 класс – М., Дрофа, 2008

Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций  Бахчиевой О.А. по организации  изучения курса географии 6 класса (Москва, Дрофа, 2004г); сборника нормативных документов «Ге...

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г

Рабочая программа по географии для 5 класса по учебнику "География 5-6 класс" А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е,К. Липкина,"Полярная звезда", "Просвещение",2012г содержит пояснительную записку и поурочн...

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г

Рабочая программа по географии для 6 класса по учебнику "География 5-6 класс" серия "Полярная звезда", А.И. Алексеев, В.В. Николина, Е.К. Липкина "Просвещение"2012г содержит пояснительную записку и по...

Программа по географии 8-9 класс География России 8-9 класс

И.И. Баринова, В.П. Дронов «География России 8-9 классы»)...

Рабочая программа по географии для 5 класса по курсу «География. Введение в географию" авторов Е.М. Домогацких, Э.Л. Введенского, А.А. в соответствии с требованиями ФГОС

Программа курса "Введение в географию" для 5 класса составлена в соответствии с  требованиями ФГОС ООО. Структура программы соответствует новейшим требованиям к содержанию и структуре рабочей про...

Рабочая программа по географии для 8 классов к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский «География: физическая география России», «Русское слово», 2018 г

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.            Данная рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного обще...