Программа совершенствования методов обучения и воспитания
методическая разработка по географии
Программа совершенствования методов обучения и воспитания
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sovershenstvovaniya_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 33.16 КБ |
Предварительный просмотр:
смоленское областное государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение
«Рославльский многопрофильный колледж»
ПРОГРАММА
совершенствования методов обучения и воспитания
«Внеурочная деятельность обучающихся по географии - создание эффективной образовательной среды в рамках реализации ФГОС СПО»
Преподаватель: Фокина С.Д.
Рославль
В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность
Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для участия обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.
Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г.№1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Сроки реализации: 2018 -2021гг.
Целью внеурочной деятельности в колледже является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
Задачи внеурочной деятельности:
∙ изучить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании,
привлечь их к занятиям в системе дополнительного образования;
∙ определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной деятельности, его формы, методы работы с обучающимися;
∙ создать условия для функционирования единого воспитательного пространства в образовательной сети/кластере региона:
общеобразовательные организации
- профессиональные образовательные организации
- организации дополнительного профессионального образования
- организации дополнительного образования
- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования);
∙ разнообразить виды творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях различной направленности;
∙ оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
∙ разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность обучающихся.
Внеурочная деятельность выполняет следующие функции:
∙ образовательная - обучение молодого человека по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;
∙ воспитательная - обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
∙ креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
∙ компенсационная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
∙ рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психо-физических сил обучающихся;
∙ профориентационная - формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной траектории;
∙ социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
∙ самореализации - самоопределение молодого человека в информационной,
социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
∙ контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности
деятельности за определенный период времени;
∙ интеграционная - создание единого информационного и образовательного
пространства образовательной сети региона.
Задачи:
- определить уровень творческих и познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения математике;
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития познавательных способностей и активности обучающихся.
- создать условия для развития креативности.
- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
Принципами внеурочной деятельности являются:
1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности обучающихся с условиями профессионального обучения.
2. Принцип коммуникативной активности обучающихся. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности разнообразие видов деятельности, и возможность выбрать вид деятельности наиболее интересующий и доступный.
3. Принцип преемственности внеурочной работы с учебным процессом. Означает требование сознательного применения знаний и умений, преемственность учебной и внеурочной деятельности. Постепенное расширение таких связей в тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения практических, общеобразовательных, профессиональных и воспитательных задач.
4. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей обучающихся дают возможность руководителю внеурочной работы осуществлять ее перспективное планирование, определять задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности.
6. Принцип гуманистической направленности позволяет в максимальной степени учитывать интересы и потребности обучающихся, создавать условия для формирования у них умений и навыков самопознания, личностного и профессионального самоопределения, самореализации, самоутверждения.
7. Принцип успешности и социальной значимости - формирование у обучающихся потребности в достижении успеха.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики и других.
1 этап – Подготовительный.
Задачи:
-определить уровень познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;
- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения математики.
- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.
.2 этап – Основной.
Задачи:
- Создать условия для развития креативности.
- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;
- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в
результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.
3 этап – Итоговый.
Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора обучающимися видов деятельности и профессионального самоопределения.
Основные направления реализации программы
- выявление уровней развития творческих и познавательных способностей обучающихся;
- использование форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения математики
- разработка индивидуальных форм работы;
- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;
- использование активных форм и методов организации образовательной деятельности;
- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит демонстрировать свои достижения районных, областных, всероссийских олимпиадах, праздниках, конкурсах, смотрах,
- включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на районные, региональные конференции
- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся
Организация воспитательной работы в рамках программы:
Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;
Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;
Формирование высокой речевой культуры;
Утверждение здорового образа жизни;
Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.
Основные мероприятия по реализации программы
I. Диагностика:
1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости;
2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей;
3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.
4. Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.
II. Развитие творческих и познавательных способностей:
1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад и конкурсов.
2. Использование в практике работы следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- назначение ответственными за проведение мероприятий предметных и метапредметных
недель;
- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).
2. Отмечать заслуги родителей в воспитании детей на родительских собраниях, на итоговых конференциях.
Ожидаемые результаты реализации программы:
1. повышение интереса со стороны обучающихся к предмету математика;
2. творческий подход к изучению тем;
3. возрастание активности работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся ;
4. развитие самостоятельности при получении новых знаний обучающимися;
5. повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся.
Диагностики:
1. Диагностика «Школьный тест умственного развития (ШТУР)
2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климова)
3. Диагностика уровня воспитанности обучающихся Н.М. Шиловой
4. Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)
5. Диагностика уровня познавательных способностей обучающихся – методика самоконтроля Е.И. Рогова
Результаты стартовой диагностики.
Показатели диагностики | 2018-2019 (23 обуч) | 2019-2020 (24 обуч) |
Познавательные характеристики обучающихся: развита речь, обширный запас информации, хорошая память, понимание причинно-следственных связей. Мотивационные характеристики: настойчивость в достижении цели, стремление к совершенству, самокритичность, самостоятельность. Лидерские характеристики: ответственность, общительность, коммуникабельность, склонность к доминированию. Творческие характеристики: большое количество идей, настойчивость, способность к творческим видам деятельности По результатам первичного опроса, бесед с родителями и обучающимися выяснилось, что: Посещали спортивные секции Посещали творческие кружки или в другие учреждения дополнительного образования Обладают хорошей дикцией, выразительно читают стихи Другие увлечения (музыка, рисование, фотография, вышивка и др.) | 17 12 12 13 5чел 7чел 18чел 8чел | 21 19 19 17 6чел 13чел 23чел 11чел |
Педагогические методики:
Метод проектов Л.С.Выготский,
Метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,
Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская__
Список литературы:
- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля
- Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ССУЗа в процессе внеучебной деятельности.: дис. кандидат пед. наук. -Якутск, 2010. -с.193
- Артемьев М.В. Внеучебная деятельность как фактор, влияющий на выбор будущей профессии. Психологическая наука и образование.2003.№3.-с. 100-105
- Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, Деловая книга.1999.-с.329
- Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие.-СПб.: Питер-Юг,2008.-с.368
- Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности студента вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома.2005.-с.23
- Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 2008.-с.24
- Жоголева О.Р. Влияние внеучебной деятельности вуза на процесс социализации молодёжи. Автореф.дисс.канд.социол.наук.Тюмень,2007.-с.25
- Заец С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума.:дис. на канд.пед.наук.Калуга,2002.-с.224
- Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2006.-с.228
- Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Педагогическая психология. Учебник 21 века.М.:Логос,2006.-с.384.
- Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206
- Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 2001.-с.223
- Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.
- Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития непрерывного образования. -М.: Наука,2006
- Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 год.
- Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.
- Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика,1988. -с.144
- «Математика в школе». Ежемесячный научно-методический журнал.
- Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов шестой международной научно-методической конференции, 2 – 5 февраля 2009 года. В 2-х частях. Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», 2009. 416 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...
Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их соверш...
Программа совершенствования методов обучения и воспитания в условиях современной школы
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях ко...
Программа Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках информатики и физики
к аттестации...
Программа " Совершенствование методов обучения и воспитания на уроках физики"
Программа обучения и воспитания на уроках физики...
Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета "Химия" образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретно...
Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их со...