Программа совершенствования методов обучения и воспитания
методическая разработка по географии

Фокина Светлана Дмитриевна

Программа совершенствования методов обучения и воспитания

Скачать:


Предварительный просмотр:

смоленское областное государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Рославльский многопрофильный колледж»

ПРОГРАММА

совершенствования методов обучения и воспитания

 «Внеурочная деятельность обучающихся по географии - создание эффективной образовательной среды в рамках реализации ФГОС СПО»

Преподаватель: Фокина С.Д.

Рославль

     В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами СПО основная профессиональная образовательная программа реализуется профессиональной образовательной организацией в том числе и через внеурочную деятельность

Программа по выявлению и развитию у обучающихся способностей к творческой и познавательной деятельности предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследовательских навыков, творческих способностей и личностного роста обучающихся, внедрение новых образовательных технологий, расширение возможности для участия обучающихся в конференциях, творческих конкурсах, выставках, олимпиадах.

Программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Приказ Минобрнауки России от 31 декабря 2015г.№1577), на основе Федерального закона от 29 декабря 2012 года №273ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Сроки реализации: 2018 -2021гг.

Целью внеурочной деятельности в колледже является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов обучающихся в соответствии с основной профессиональной образовательной программой среднего профессионального образования.
Задачи внеурочной деятельности:
 изучить интересы и потребности обучающихся в дополнительном образовании,
привлечь их к занятиям в системе дополнительного образования;
 определить содержание дополнительного образования в рамках внеурочной  деятельности, его формы, методы работы с обучающимися;
 создать условия для функционирования единого воспитательного пространства в образовательной сети/кластере региона:

общеобразовательные организации
- профессиональные образовательные организации

- организации дополнительного профессионального образования

- организации дополнительного образования

- объединения юридических лиц, работодателей и их объединений, общественные объединения, осуществляющие деятельность в сфере образования);
 разнообразить виды творческой деятельности для наиболее полного
удовлетворения интересов и потребностей обучающихся в объединениях различной направленности;
 оптимизировать учебную нагрузку обучающихся;
 разработать специальные формы и методы работы, формирующие творческую и социальную активность обучающихся.
Внеурочная деятельность выполняет следующие функции:
 образовательная -  обучение молодого человека по дополнительным образовательным программам, получение им новых знаний и умений;

 воспитательная -  обогащение и расширение культурного слоя образовательных организаций;
 креативная - создание гибкой системы для реализации индивидуальных творческих интересов личности;
 компенсационная - освоение обучающимся новых направлений деятельности, углубляющих и дополняющих профессиональное образование и создающих определенные гарантии достижения успеха в избранных ими сферах творческой деятельности;
 рекреационная - организация содержательного досуга, как сферы восстановления психо-физических сил обучающихся;
 профориентационная - формирование устойчивого интереса к профессии, содействие определению жизненных планов обучаемого, его индивидуальной траектории;
 социализации - освоение обучаемым социального опыта, приобретение им умений воспроизводства социальных связей и личностных качеств, необходимых для жизни в информационном обществе;
 самореализации - самоопределение молодого человека в информационной,
социальной и культурной сферах жизнедеятельности, проживание им ситуаций успеха, личностное саморазвитие;
 контролирующая – проведение рефлексии, оценивание эффективности
деятельности за определенный период времени;
 интеграционная - создание единого информационного и образовательного
пространства образовательной сети региона.

Задачи:

- определить уровень творческих и познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения математике;

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития познавательных способностей и активности обучающихся.

- создать условия для развития креативности.

- решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

Принципами внеурочной деятельности являются: 
1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеурочной деятельности обучающихся с условиями профессионального обучения.
2. Принцип коммуникативной активности обучающихся. Большое значение для стимулирования коммуникативной активности разнообразие видов деятельности, и возможность выбрать вид деятельности наиболее интересующий и доступный.
3. Принцип преемственности внеурочной работы с учебным процессом. Означает  требование сознательного применения знаний и умений, преемственность  учебной и внеурочной деятельности. Постепенное расширение таких связей в  тематике внеурочной работы создаёт благоприятные условия для решения  практических, общеобразовательных, профессиональных и воспитательных задач.
4. Принцип учета возрастных особенностей обучающихся. Знание и учёт типичных возрастных особенностей обучающихся дают возможность руководителю внеурочной работы осуществлять ее перспективное планирование, определять задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы.  Этот принцип легко реализовать при реализации проектной деятельности.
6. Принцип гуманистической направленности позволяет в максимальной степени учитывать интересы и потребности обучающихся, создавать условия для формирования у  них умений и навыков самопознания, личностного и профессионального самоопределения, самореализации, самоутверждения.
7. Принцип успешности и социальной значимости - формирование у обучающихся потребности в достижении успеха.
Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности  
(спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное,   общеинтеллектуальное, общекультурное), в таких формах как экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, научные общества, олимпиады,  соревнования, поисковые и  научные исследования, общественно полезные практики и других.

1 этап – Подготовительный.

Задачи:

-определить уровень познавательных способностей обучающихся до начала реализации проекта;

- определить формы и методы работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения математики.

- определить педагогические технологии, которые обеспечивали бы эффективность развития творческой активности обучающихся.

.2 этап – Основной.

Задачи:

- Создать условия для развития креативности.

- Решать проблемные ситуации, которые не знакомы обучающимся;

- Формировать потребность в демонстрации своих знаний и умений, полученных в

результате решения проблемных ситуаций, и их отстаивание.

3 этап – Итоговый.

Заключительный этап включает в себя рефлексию объективного осознанного выбора обучающимися видов деятельности и профессионального самоопределения.

Основные направления реализации программы

- выявление уровней развития творческих и познавательных способностей обучающихся;

- использование форм и методов работы на уроках, помогающие обучающимся выявлять свои интересы, склонности, определять свои реальные возможности в формировании индивидуального стиля умственной деятельности в процессе обучения математики

- разработка индивидуальных форм работы;

- внедрение в учебный процесс современных педагогических технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательной деятельности;

- развитие системы внеурочной учебной и внеклассной деятельности обучающихся, которая позволит демонстрировать свои достижения районных, областных, всероссийских олимпиадах, праздниках, конкурсах, смотрах,

- включение обучающихся в научно-исследовательскую деятельность с последующим выходом на районные, региональные конференции

- разработка и внедрение проектов, направленных на развитие и реализацию творческих обучающихся

Организация воспитательной работы в рамках программы:

Формирование духовного потенциала личности, её развития, направленного на творческое самовыражение, самоутверждение и самореализацию;

Формирование общечеловеческих ценностей, общекультурной компетенции;

Формирование высокой речевой культуры;

Утверждение здорового образа жизни;

Развитие научно-исследовательских навыков и творческих способностей обучающихся.

Основные мероприятия по реализации программы

I. Диагностика:

1. Изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности, информативной емкости;

2. Создание банка тестов для диагностирования обучающихся по определению интеллектуальных способностей;

3. Изучение круга интересов умственной деятельности обучающихся путем анкетирования.

4. Изучение личностных потребностей обучающихся путем собеседования.

II. Развитие творческих и познавательных способностей:

1. Доступность и широкое привлечение обучающихся к проведению олимпиад и конкурсов.

2. Использование в практике работы следующих приемов:

- творческие ответы;

- выполнение творческих тематических заданий;

- выполнение проблемных поисковых работ;

- назначение ответственными за проведение мероприятий предметных и метапредметных

недель;

- приобщение (в различных формах) к работе преподавателя;

- повышение степени сложности заданий;

- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.

III. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:

1. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов обучающихся (молнии-объявления).

2. Отмечать заслуги родителей в воспитании детей на родительских собраниях, на итоговых конференциях.

Ожидаемые результаты реализации программы:

1. повышение интереса со стороны обучающихся к предмету математика;

2. творческий подход к изучению тем;

3. возрастание активности работы как на уроках, так и во внеурочное время среди обучающихся ;

4. развитие самостоятельности при получении новых знаний обучающимися;

5. повышение уровня профессионального самоопределения обучающихся.

Диагностики:

1. Диагностика «Школьный тест умственного развития (ШТУР)

2. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО Е.А. Климова)

3. Диагностика уровня воспитанности обучающихся Н.М. Шиловой

4. Методика обследования связной речи (В.П.Глухов)

5. Диагностика уровня познавательных способностей обучающихся – методика самоконтроля Е.И. Рогова

Результаты стартовой диагностики.

                       Показатели диагностики

2018-2019

(23 обуч)

2019-2020

(24 обуч)

Познавательные характеристики обучающихся: развита речь, обширный запас информации, хорошая память, понимание причинно-следственных связей.

Мотивационные характеристики: настойчивость в достижении цели, стремление к совершенству, самокритичность, самостоятельность.

Лидерские характеристики: ответственность, общительность, коммуникабельность, склонность к доминированию.

Творческие характеристики: большое количество идей, настойчивость, способность к творческим видам деятельности

По результатам первичного опроса, бесед с родителями и обучающимися выяснилось, что:

Посещали спортивные секции

Посещали творческие кружки или в другие учреждения дополнительного образования

Обладают хорошей дикцией,  выразительно читают стихи

Другие увлечения (музыка, рисование, фотография, вышивка и др.) 

17

12

12

13

5чел

7чел

18чел

8чел

21

19

19

17

6чел

13чел

23чел

11чел

Педагогические методики:

 Метод проектов Л.С.Выготский,

Метод индивидуального подхода Е.И.Пассов, Г.А.Китайгородская,

Личностно-ориентированное и развивающее обучение И.С.Якиманская__

Список литературы:

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования [Электронный ресурс]/ www. adu.ru. – 2010.-23 июля
  2. Андреева Е.В. Педагогические условия повышения качества профессиональной подготовки студентов ССУЗа в процессе внеучебной деятельности.: дис. кандидат пед. наук. -Якутск, 2010. -с.193                                                                                    
  3. Артемьев М.В. Внеучебная деятельность как фактор, влияющий на выбор будущей профессии. Психологическая наука и образование.2003.№3.-с. 100-105                                
  4. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика: учебник для индустриально-педагогических техникумов и для студентов инженерно-педагогических специальностей. Екатеринбург, Деловая книга.1999.-с.329                                              
  5. Битянова М.Р. Социальная психология. Учебное пособие.-СПб.: Питер-Юг,2008.-с.368
  6. Бурцева Т.А. Формирование социально-значимых качеств личности студента во внеаудиторной деятельности студента вуза. Автореф. дисс. канд. пед. наук. Кострома.2005.-с.23
  7. Галеева Н.А. Формирование организаторских способностей студентов вуза во внеаудиторной деятельности. Автореф. дисс.канд. пед. наук. Красноярск, 2008.-с.24
  8. Жоголева О.Р. Влияние внеучебной деятельности вуза на процесс социализации молодёжи. Автореф.дисс.канд.социол.наук.Тюмень,2007.-с.25
  9. Заец С.Г. Внеучебная деятельность как фактор педагогизации студенческого социума.:дис. на канд.пед.наук.Калуга,2002.-с.224
  10. Зеер Э.Ф. Психология профессий. Учебное пособие. -М.: Академический проект, 2006.-с.228
  11. Зимняя И.А. Воспитательная деятельность образовательного учреждения. Педагогическая психология. Учебник 21 века.М.:Логос,2006.-с.384.
  12. Иванайская Г.Л. Внеучебная деятельность как фактор профессионального самоопределения студента.: дисс. канд. пед. наук. Оренбург. 2010. -с.206                                                                          
  13. Кузнецов В.П. Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских. Учебное пособие для учащихся педучилищ. М.: Просвещение, 2001.-с.223                                                    
  14. Колесникова И. А. Теория и практика модульного преобразования воспитательной среды образовательного учреждения: учебно-методическое пособие / под ред. академика РАО З. И. Васильевой. – СПб., 2009.
  15. Ломакина Т.Ю. Современные принципы развития  непрерывного образования. -М.: Наука,2006  
  16. Лавриненко Т. А. Задания развивающего характера по математике. Саратов: «Лицей», 2002 год.
  17. Методические рекомендации: По анализу профессиональных компетенций и разработке модульных образовательных программ, основанных на компетенциях: методические рекомендации. – С-Пб, ГОУ ИПК СПО, 2010. – 63с.
  18. Мальковская Т.Н. Социальная активность старшеклассников. М.: Педагогика,1988. -с.144
  19. «Математика в школе». Ежемесячный научно-методический журнал.

 

  1. Новые образовательные технологии в вузе: сборник материалов шестой международной научно-методической конференции, 2 – 5 февраля 2009 года. В 2-х частях. Часть 1. Екатеринбург: ГОУ ВПО «УГТУ – УПИ», 2009. 416 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»

Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их соверш...

Программа совершенствования методов обучения и воспитания в условиях современной школы

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях ко...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета "Химия" образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретно...

Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"

Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их со...