Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
рабочая программа по биологии (5, 6, 7, 8, 9 класс)
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_sovershenstvovanie_metodov_obucheniya_i_vospitaniya.docx | 226.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Современное общество ставит перед образовательными учреждениями задачу подготовки
выпускников, способных быстро адаптироваться к меняющимся жизненным ситуациям, самостоятельно приобретать необходимые знания, умело применяя их на практике для решения возникающих проблем;
- самостоятельно критически мыслить, уметь видеть возникающие проблемы и искать пути их решения
- четко осознавать, где и каким образом приобретаемые ими знания могут быть применены
- работать с информацией, быть коммуникабельными в различных социальных группах;
- самостоятельно работать над расширением собственного интеллекта,
Главная задача современной системы образования – создание условий качественного
обучения. Педагогика накопила значительное число эффективных методик.
Технология обучения – системный метод планирования, применения и оценивания всего
процесса обучения и усвоения знаний путем учета человеческих и технических ресурсов и
взаимодействия между ними для достижения более эффективной формы образования.
Современное образование отказывается от традиционного представления результатов
обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные
виды деятельности. Поставленная задача требует перехода к новой системно –
деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с
принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт.
Задача каждого современного педагога – превратить традиционное обучение, направленное на
накопление знаний, умений, навыков, в увлекательный и результативный процесс развития личности школьников.
Уход от традиционного урока через использование новых технологий позволяет создавать
условия для смены видов деятельности обучающихся, позволит реализовать принципы.
Однако, нет одинаковых школ, одинаковых классов и одинаковых учеников. Поэтому одного знания современных образовательных технологий педагогу недостаточно.
Для реализации основной цели образования: создание условий для повышения качества образования, воспитания личности, способной адаптироваться к изменяющимся условиям жизни- педагогу необходимо не только знать современные базовые педагогические технологии, но уметь применять их на уроках с учетом особенностей предлагаемых условий (количество обучающихся, их стартовые возможности, особенности учебного заведения и т.п.) Поэтому на протяжении аттестационного периода строила свою педагогическую деятельность, стараясь отходить от традиционных форм работы и заменять их современными педагогическими технологиями в преломлении к условиям конкретного коллектива обучающихся и конкретного образовательного учреждения.
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «география» и «биология» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретной школы.
Эффективные образовательные технологии на уроках географии и биологии
и возможности их совершенствования.
Среди современных образовательных технологий наиболее актуальными для образовательного поля предметов география и биология - являются следующие:
Инфомационно - коммуникационные технологии
Цель: повышение мотивации к учению, повышению эффективности образовательного
процесса за счёт высокой степени наглядности, активизации познавательной деятельности,
повышению качественной успеваемости обучающихся, развитие наглядно - образного, информационного мышления, навыков самообразования и самоконтроля, повышению активности и инициативности на уроке, повышению уровня комфортности обучения. активизация познавательной деятельности обучающихся; высокая степень дифференциации обучения; рост объема выполняемой работы на уроке в 1,5-2 раза; усовершенствование контроля знаний; рациональная организация учебного процесса, повышение эффективности урока
Изменение (совершенствование) базовой технологии:
В рамках данной технологии возможно более активное привлечение учащихся к использованию интернет ресурсов (потенциала ю-тьюба) для подготовки проектов или применения креативного подхода к выполнению домашних заданий.
Проектная технология — развивает творческие способности, навыки самостоятельной работы в рамках предмета.
Цель проектного обучения: создать условия, при которых обучающиеся:
-самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;
- учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;
- приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
- развивают у себя исследовательские умения (выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
- развивают системное мышление.
Изменение (совершенствование) базовой технологии:
Совершенствование технологии проектного обучения происходит, прежде всего, через ее систематизацию, особенности которой отражены в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках географии и биологии»
Результаты:
- реализация субъект - субъектного подхода в организации учебной деятельности;
- формирование активной познавательной и мыслительной деятельности учащихся;
- усиление мотивации к изучению географии и биологии;
- создание благоприятной атмосферы на уроке;
- исключение монологического преподнесения учебного материала.
Игровые технологии
Деловая игра - в деловых играх моделируются жизненные ситуации и отношения, в рамках
которых выбирается оптимальный вариант решения рассматриваемой проблемы и имитируется его реализация на практике.
Деловая игра – это моделирование систем отношений.
Актуальность педагогической игры в том, что она позволяет достигать личностных,
метапредметных и предметных результатов обучения географии и биологии, способствует формированию необходимых универсальных учебных действий у школьников, позволяет спроектировать и провести урок на основе системно- деятельностного подхода в обучении.
Педагогические игры по характеру педагогического процесса подразделяются на группы:
а) обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
б) познавательные, воспитательные, развивающие;
в) репродуктивные, продуктивные, творческие;
г) коммуникативные, диагностические
- формируют устойчивую мотивацию учения;
- формируют ценностно-смысловые, социокультурные компетенции.
Изменение (совершенствование) базовой технологии:
Совершенствование игровых методов и приемов происходит через использование огромного потенциала современных интернет-ресурсов , в том числе активно применяется на уроках и во внеурочной деятельности обучение средствами современного песенного аутентичного материала и обучающих видео u-tube
Результат:
В процессе использования всех видов дидактических игр на уроках географии и биологии успешно реализуются задачи достижения личностных, метапредметных и предметных результатов образования, которые решаются в комплексе.
Технология проблемного обучения.
Отличительные черты проблемного (продуктивного) вопроса:
1) сложность, выступающая в форме противоречия;
2) ёмкое содержание;
3) увлекательная форма;
4) доступный для ученика уровень сложности.
Цель технологии - помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий
потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.
Результат: использование проблемного обучения способствует развитию у обучающихся
познавательной деятельности и проявляется в активизации этой деятельности. Проблемная
ситуация – состояние интеллектуального затруднения, которое требует поиска новых
знаний и новых способов их получения.
Изменение (совершенствование) базовой технологии:
Возможность использования элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) приводит к развитию у навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов.
Обучение в сотрудничестве: (групповая и парная работа)
Цель технологии - развитие мышления учащихся. А развивать мышление – значит, развивать умение думать.
При этом решается ряд учебных и воспитательных задач:
- возрастает объём учебного материала и глубина его понимания;
- ученики получают удовольствие от занятий, комфортнее чувствуют себя в школе;
- возрастают познавательная активность и творческая самостоятельность учащихся;
- меняется характер взаимоотношений между детьми (исчезают безразличие, агрессия, прибавляются теплота и человечность);
- растёт самокритичность - ученик более точно оценивает свои возможности;
- учитель получает возможность осуществлять индивидуальный подход к учащимся (учитывать их способности, темп работы при делении класса на группы, давать группам дифференцированные задания).
Результат: групповая работа создаёт благоприятные условия для включения всех школьников в активную работу на уроке. При организации работы в группах каждый ученик мыслит, выражает своё мнение. В группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения. Групповая форма работы позволяет реализовать индивидуальный подход в условиях массового обучения, организовать взаимодействие детей для выявления их индивидуальных возможностей и потребностей, тем самым повышая качество образования.
Изменение (совершенствование) базовой технологии:
В практическом применении данной технологии очень важным является создание благоприятного микроклимата в группах, поэтому в практической деятельности формирование групп необходимо проводить, в первую очередь, с учетом психологической совместимости
Здоровьесберегающие технологии.
Цель: способствовать предупреждению социальных отклонений в образе жизни школьников, профилактика заболеваний, предупреждение вредных и формирование полезных привычек, повышение качества образовательных услуг.
Результаты:
-сохранение и укрепление здоровья школьников, воспитание у них культуры здорового образа жизни;
- построение урока с учетом работоспособности учащихся, снижение утомляемости;
-благоприятный психологический климат, ситуации успеха и эмоциональные разрядки.
С целью предотвращения перегрузки обучающихся и сохранения их здоровья использую
различные приемы и методы: поддерживаю в кабинете обоснованные санитарно- гигиенические условия. Чистота, освещенность, дизайн; физиологически грамотное построение занятий, строгая дозировка учебной нагрузки; смена видов деятельности.
Изменение (совершенствование) базовой технологии:
В практической деятельности важно провести анализ и отбор наиболее оптимальных форм подвижной дидактической игровой деятельности для классов с большой наполняемостью ( более 25 человек)
Воспитательные технологии реализуются в виде вовлечения обучающихся в
дополнительные формы развития личности: участие в культурно-массовых мероприятиях по предметам «география и биология».
Результаты использования и совершенствования современных образовательных технологий на уроках географии и биологии.
Технология | Личный вклад в совершенствование технологий | Практические результаты |
Личностно-ориентированное обучение | Усовершенствовании объяснительно-иллюстративного метода в рамках личностно-ориентированного метода (через использование современных интернет -ресурсов и выбора учебного материала с учетом уровня обучаемости детей конкретного класса). | -Стабильна успеваемость (100%), -Повышение качества знаний -Всестороннее развитие личности |
Здоровьесберегающие технологии | Отбор оптимальных способов применения подвижных динамических игр в классах с большой наполняемостью ( более 25 человек) | -Отсутствие у учащихся вредных привычек -Малое количество пропусков уроков по болезни |
Информационно-коммуникативные технологии | Обучение учащихся самостоятельному поиску и отбору учебного материала, предоставляемого интернет-ресурсами, в т.ч. ю-тьюб каналом (в рамках работы над проектом или выполнения креативного домашнего задания) | -Обновление дидактичекского материала -Создание и грамотное оформление учащимися творческих работ -Подготовка и использование компьютерных презентаций -использование электронных источников информации -Повышение интереса к урокам географии и биологии |
Технология проектного обучения | Совершенствование технологии проектного обучения -в систематизации форм работы, что отражено в моей Программе «Организация проектной деятельности на уроках основного (5-9 классы) общего образования на уроках географии и биологии» | -Умение ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания и искать решения проблемы, -выход содержания проектов за рамки предмета |
Игровые технологии | Совершенствование игровых методов и приемов через использование огромного потенциала современных интернет-ресурсов , в том числе, благодаря активному применению на уроках и во внеурочной деятельности средств современного материала и обучающих видео u-tube | -Повышение интереса к предметам «география и биология» -Активизация мыслительной деятельности в процессе игры -Объединение учебной и внеурочной деятельности в единый воспитательный процесс |
Технология проблемного обучения | Использование элементов проблемного обучения на начальных стадиях обучения (с 5 класса) с целью развития у школьников навыков самостоятельного выбора решений из предлагаемых вариантов | -Развитие у школьников познавательного интереса -Активное участие школьников в конкурсах по предмету и олимпиадах -Рост качества знаний при 100% успеваемости |
Обучение в сотрудничестве (групповая и парная работа) | Создание благоприятного микроклимата в группах через формирование речевых групп по психологической совместимости | -На формирование УУД тратится меньше времени, чем при фронтальной форме работы - Получение учащимися удовольствия от процесса работы на уроке, что ведет и к повышению интереса к предмету в целом -Рост познавательной активности и творческой самостоятельности учащихся -Рост качества знаний при 100% успеваемости |
Интернет-ресурсы:
- Проблемное обучение- педагогика
Studme.ru
- Использование игровых методов на уроках географии и биологии
Kopilkaurokov.ru
- Метод проектов как современная педагогическая технология
Infourok&ru
- Здоровьесберегающие технологии в современной школе
Maam.ru
- Личностно-ориентированный подход в образовании
studme.org
- Информационно-коммуникативные технологии на уроках географии и биологии
Nsportal.ru
- Обучение в сотрудничестве на уроках географии и биологии
metod-ropilka.ru
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация " Проектная деятельность как метод обучения и воспитания в условиях ФГОС II поколения".
Презентация к выступлению МО учителей технологии. Обобщение опыта работы по проектной деятельности....
Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях дополнительного образования
Великая цель образования- это не знания, а действия. Г. Спенсер...
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы»
Программа «Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы» p { margin-bottom: 0.25cm; direction: ltr; color: rgb(0, 0, 0); line-height: 115%; text-align: l...
Программа совершенствования методов обучения и воспитания в условиях современной школы
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета «математика» образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях ко...
Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предмета "Химия" образовательные технологии, показав реальные возможности их совершенствования в условиях конкретно...
Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их со...
Программа "Совершенствование методов обучения и воспитания в условиях современной школы"
Цель данной программы: проанализировать и систематизировать актуальные для предметов «история» и «обществознание» образовательные технологии, показав реальные возможности их со...