Технологическая карта урока географии
учебно-методический материал по географии (9 класс)
Урок географии. Раздел "Население России". Тема - "Русская деревня в современной России." Урок общеметодологической напрвленности.Формирует интерес учащихся к культурно-историческому наследию страны, содействует развитию творческой самостоятельности, интеллектуальной активности, обучает работе с различными источниками знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka_geografii.docx | 137.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока географии
Учитель | Сосновская Светлана Юрьевна | |
Предмет | География | |
Класс | 9 | |
Тема урока | Русская деревня в современной России. | |
Цель урока | Сформировать интерес учащихся к культурно-историческому наследию страны, содействовать развитию их творческой самостоятельности, интеллектуальной активности, обучение работе с различными источниками знаний. | |
Тип урока | Урок общеметодологической направленности | |
Форма работы | Групповая | |
Планируемый результат | Реализация предметных умений | Универсальные Учебные Действия |
| Личностные: Формируем умение 1. Быть готовым к самопознанию. 2. Оформлять свои мысли в устной форме. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4. Проявлять свою творческую индивидуальность и креативное мышление. | |
Регулятивные: 1.Выстраивать и оценивать свои учебные действия в соответствии с поставленной задачей. 2.Высказывать мнение, аргументируя свою позицию. | ||
Познавательные: Формируем умение 1.Информационной исследовательской культуры: извлекать информацию из схем, таблиц, графиков и диаграмм. 2.Переводить цифровую статистическую информацию в круговую диаграмму. 3.Анализировать, сравнивать, на основе анализа материала делать выводы. 4.Установливать причинно-следственные связи. 5. Классифицировать предметы по признакам. 6.Самостоятельно выполнять творческие задания. | ||
Коммуникативные: Формируем умение 1. Сотрудничая, работать в команде. 2. Слушать и понимать других. 3. Вести диалог. 4. Точно выполнять свою часть работы. 5. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета.. |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Формируемые УУД |
1.Организационный момент | Приветствие. Вступительное слово. Краткий инструктаж по работе на уроке. | Размещение по группам (4-5 чел.) за рабочими столами. Выбор темы групповой работы. На каждом столе - визитка с названием группы 1. Экономисты 2. Культурологи 3. Филологи 4. Картографы 5. Домостроители 6. Редакторы | Самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале. |
2.Мотивация | Кто из вас был в деревне? Перечислите названия своих деревень. На столах предметы крестьянского быта, давно исчезнувшие из нашей жизни: туески, коромысла, ухваты, лапти, ботлы, подойник, рубель, ведро, угольные утюги, чугунки. Какие предметы знакомы ребятам? Как называются. | Рассматривают и называют предметы крестьянского быта. Отвечают на вопросы учителя. | Знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России. |
3.Актуализация знаний | Анонс исследовательской работы ученика класса. Знакомы ли лицеисты разных классов с жизнью русской деревни? | Представление результатов опроса в школе. Определение количества детей в классах школы, знакомых с жизнью деревни. Составление по результатам опроса сводной таблицы и диаграммы. Анализ полученных результатов. Почему сейчас так мало учащихся отдыхают в деревнях? Причины. Выводы. | Целеполагание, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную. |
4.Целеполагание | Демонстрация видеозаписи чтения стихотворения о русской деревне в исполнении актера Александра Михайлова. Русская деревня-
Каков эмоциональный фон стихотворения? Почему речь идет об установке памятника деревне на Красной площади, в Москве? Как менялась ваша деревня за последние 7-10 лет? Проблемный вопрос- Русская деревня в 21 веке-это учреждение консерватизма и атавизм или культурно-историческое наследие страны? | Отвечают на вопросы учителя, слушают, размышляют, постепенно подходя к мысли о содержании разговора на уроке. Предполагают в каких аспектах можно рассмотреть и оценить русскую деревню на современном историческом рубеже.
| Эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности. Уважение к культурно-историческому наследию. |
4.Изучение нового материала | Обсуждение с учащимися цели и задач урока, правил работы групп специалистов:
|
| Принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; Планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты; аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию; Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание; Работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; |
| |||
3. Филологи: Работают с предоставленными карточками с русскими пословицами и поговорками. Объясняют смысл каждой, опираясь на жизнь и быт крестьян русской деревни. Отвечают на вопрос: с какими из представленных предметов быта связаны некоторые пословицы и поговорки. | |||
| |||
В чем проигрывает город деревне? Какие меры государственной поддержки, на ваш взгляд, должна получить молодежь для жизни и работы в деревне. На каких условиях лично вы готовы работать и жить в сельской местности. | |||
| |||
5. Закрепление | Поддержка. Коррекция действий. | Каждая группа сообщает результаты своей работы, делится выводами и предлагает свои варианты решения поставленных задач. Отвечают на вопросы других участников. Дискутируют. | Использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей. |
6. Контроль | Наблюдение и контрольно-оценивающая деятельность. | Самооценка работы каждого участника и группы в целом. Коллективная оценка работы группы по пятибалльной шкале. | Осуществлять контроль по результату и по способу действия. |
7. Рефлексия | Мнение учителя о результатах работы класса: работа какой группы оказалась наиболее слаженной и эффективной. Внешняя оценка: какие ошибки были допущены в работе. Почему? | Эмоциональная оценка ребятами работы класса. В чем, на ваш взгляд, секрет успеха или неудачи? Какие ошибки были допущены в вашей работе. Почему? | Адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия. |
Раздаточный дидактический материал для работы групп.
Группа 1 Экономисты.
1. Познакомьтесь с информацией и статистикой диаграмм.
2. Проанализируйте данные двух таблиц.
3. Сделайте выводы и подтвердите их данными статистики.
4. Ответьте на вопросы.
Число сельских жителей в РФ на 1000 горожан – 349 человек.
В 2011 - 2015 годах из сел в города своих регионов переезжали от 90000 до 174000 селян.
С 2002 года по 2010 год в РФ «умерло» 8,5 тысяч деревень.
Численность городского населения по отношению к сельскому составляет в РФ
74% к 26%
Таблица № 1 Изменение количества деревень в РФ
Год | |
1959 год | 295 000 |
2018 год | 153 000 (из них в 19439 деревнях население полностью отсутствует) |
Таблица № 2 Количество с/х организаций, фермерских хозяйств, площадь земельных угодий и поголовье скота
2012 год | 2018 год | |
С/х организации | 344 тыс. | 210 тыс. |
Фермерские хозяйства | 285 тыс. | 174 тыс. |
Площадь земельных с/х угодий | 166 |
142 |
Поголовье скота | 23,5 миллиона голов | 19 миллионов голов |
Ответьте на вопросы:
- Каким образом наблюдаемые тенденции влияют на экономику в целом, на АПК и демографию страны.
- Какие меры лично вы можете предложить для изменения сложившейся ситуации.
Группа 2. Культурологи.
Рассмотрите представленные предметы крестьянского быта, определите названия этих предметов и ответьте на вопросы:
- Имеют ли они материальную ценность?
- Имеют ли они культурно-историческую ценность?
- В чем она заключается, на ваш взгляд?
- Определите «возраст» этих предметов.
- Из какого материала сделаны эти предметы?
- Каково их назначение в быту?
Приведите примеры современных аналогов этих предметов.
- Сгруппируйте эти предметы по их функционалу.
- Как вы считаете, этично ли использовать эти предметы для оформления
интерьера ресторана или витрины магазина?
- Какие школьные мероприятия вы можете провести с учащимися средней школы для их ознакомления с предметами крестьянского быта. Как возродить интерес молодежи к историческому прошлому?
Если позволит время,
Сделайте выставку, используя представленные предметы и сфотографируйте
ее на мобильный телефон.
Дайте название этой выставке.
Анонсом к какому мероприятию будет актуальна эта фотография?
Группа 3 Филологи
Выполните задание:
- Прочитайте представленные пословицы и поговорки. Объясните их смысл.
- С какими предметами крестьянского быта связаны некоторые пословицы и поговорки. Приведите примеры.
- Двор, что город. Изба, что терем.
- Курна изба, да печь тепла.
- Плясать от печки.
- Бабья дорога – от печи до порога.
- Красна изба углами, а печь – пирогами.
- Проще пареной репы.
- Догадлив крестьянин – на печи избу поставил.
- Не уедно, да улежно.
- Возле леса жить, голодному не быть.
- Дом построить, не шапку на голову одеть.
- Тощий на печи, сытый на току.
- С плеч да в печь.
- В бане веник хозяин. В печи – кочерга.
- Каждый сверчок знай свой шесток.
3. Отгадайте загадку: Бабушка седа - бела. Зимою всем мила. А как лето наступает, про бабушку забывают.
4. Назовите 5 функций русской печки.
5. В каких русских сказках упоминается изба, либо избушка.
Группа 4 Картографы
РОСТУРИЗМ опубликовал РЕЙТИНГ самых красивых и популярных деревень России. Ежегодно эти деревни посещают от 100000 до 3000000 туристов. По каким критериям отбирают эти населенные пункты?
Критерии отбора:
1. Отсутствие новодела
2. Самобытность
3. Соблюдение традиционного уклада жизни.
4. Гостеприимство
5. Желание развивать сельский туризм.
6. «Болеть» за судьбу деревни.
7. Сотрудничество с деревнями других субъектов
8. Статьи в СМИ и страницы в социальных сетях.
В деревнях для туристов представлены экскурсионные программы, мастер-классы по народным ремеслам и национальной кухне, уроки национального языка, продажа сувенирной продукции.
Выполните задания картографического практикума:
1. Обозначьте на контурной карте линию государственной границы РФ.
2. Обозначьте на контурной карте субъекты РФ, на территории которых находятся самые красивые и популярные деревни России. (список см. ниже)
3. Запишите названия административных центров этих субъектов.
Перечень красивых деревень России:
1. Татарстан д.Свияжск
2. Карелия д. Кинерма
3. Бурятия д. Десятниково
4. Архангельская обл. Каргополье д.Ворзогоры
5. Вологодская обл. д.Пожарище
6. Ярославская обл. д. Вятское
7. Костромская обл. д. Сандогора
8. Мурманская обл. д. Териберка
9. Новгородская обл. д. Коростынь
10.Псковская обл. Изборск
4. В какой части страны, в основном, расположены названные деревни?
5. Что для вас оказалось сложным в этой работе с картой?
Группа 5 Домостроители.
- Оцените жизнь людей в городе и в деревне по представленным параметрам.
- Ответьте на вопросы после заполнения таблицы:
1. В чем, на ваш взгляд, современный город проигрывает деревне.
2. На каких условиях вы бы согласились жить и работать в сельской местности.
3. Какие меры государственной поддержки должны получить сельские населенные пункты и их жители для стабильной и комфортной жизни.
Параметры | Город | Деревня |
| ||
| ||
| ||
Возможности профессиональной реализации | ||
| ||
| ||
| ||
| ||
Вывод. |
Группа 6 Редакторы
Задание для творческих, активных и креативных!
На листе ватмана, используя готовые фотографии деревень, изб, внутреннего убранства деревенских домов, а также фрагменты представленных дидактических материалов, заданий групп, выпускаете номер газеты, посвященный итогам работы класса по теме урока.
Требование – информативно, творчески и креативно, отражая интересные моменты урока.
Разрешено редакторам подходить и наблюдать за работой ребят в группах.
Каждая группа сообщает членам редколлегии результаты своей работы.
Итогом работы редакторов является номер газеты, который представляется всему классу в конце урока.
Члены редколлегии отвечают на вопросы других участников. Дискутируют.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"
Технологическая карта урока географии в 5 классе на тему "Глобус и карта"...
Технологическая карта урока географии на тему "География населения и хозяйства Зарубежной Европы".
Общая характеристика Зарубежной Европы. Состав, население, хозяйство, международные союзы....
Технологическая карта урока географии 6 класс по теме Изображение рельефа на планах и картах (блочно - модульная технология)
Блочно - модульная технология...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Землетрясения: причины и последствия". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
На уроке мы узнаем как связаны землетрясения и сейсмические пояса и можно ли предсказатьземлетрясения. Могут ли произойти землетрясения в Саратовской области?. С какой целью японцы держат аквари...
Технологическая карта урока географии в 6 классе. Тема "Движение литосферных плит". География. Землеведение. 5—6 классы. Учебник (под ред. О. А. Климановой) .
Учёные считают, что Красное море и озеро Байкал — это нарождающиеся океаны. Можете ли вы привести доводы в пользу этих предположений?...
Технологическая карта урока географии в 6 классе Тема «Ветер» Учитель географии Табунова Татьяна Юрьевна
Тема «Движение воздуха»Цель: дать понятие ветер, выявить особенности образования бризов, определить основные характеристики ветра, создать мини-проект по составлению розы ветров.Задачи и п...
Технологическая карта урока географии в 5 классе по теме « Учимся с «Полярной звездой» 2. Работаем с картой»
Разработка урока географии в 5 классе по теме "Учимся с "Полярной звездой" 2. Работаем с картой. Урок обобщения и систематизации знаний по теме "План и карта"...