Рабочая программа по географии для 6 класса
рабочая программа по географии (6 класс)

Киреева Лилия Хуснулловна

Рабочая программа по географии для 6 класса по УМК  под редакцией О.А. Климановойи А.И. Алексеева

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2._geografiya_6_klass_2021-22.docx54.66 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по географии для обучающихся 6 А,Б,В,Г  классов на 2021-2022 учебный год составлена:

в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

во исполнение требований Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 17.12.2010 № 1897 (в редакции приказа от 31.12.2015 № 1576);

на основе программы основного общего образования по географии под редакцией О. И. Климановой, А.И.Алексеева « География. 5-9 классы»

Раздел I. Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Курс географии 6 класса — курс, формирующий знания из разных областей наук о Земле — картографии, геологии, географии, почвоведения и др. Эти знания позволяют видеть, понимать и оценивать сложную систему взаимосвязей в природе.

В ходе реализации рабочей программы по географии в 6 классе обеспечивается достижение личностных, метапредметных и предметных результатов. К важнейшим личностным результатам изучения географии в 6 классе относятся обладание следующими качествами:

  • ответственным отношением к учению, готовностью и способностью к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  •  опытом участия в социально значимом труде;
  • осознанным, уважительным и доброжелательным отношением к другому человеку, его мнению;
  • коммуникативной компетентностью в общении и сотрудничестве со сверстниками в процессе образовательной, общественно-полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
  • пониманием ценности в здорового образа жизни;
  • основами экологической культуры.

Метапредметные результаты обучения:

  • ставить учебную задачу под руководством учителя;
  • планировать свою деятельность под руководством учителя;
  • работать в соответствии с поставленной учебной задачей;
  • работать в соответствии с предложенным планом;
  • участвовать в совместной деятельности;
  •  сравнивать полученные результаты с ожидаемыми;
  • оценивать работу одноклассников;
  • выделять главное, существенные признаки понятий;
  • определять критерии для сравнения фактов, явлений, событий, объектов;
  • сравнивать объекты, факты, явления, события по заданным критериям;
  •  высказывать суждения, подтверждая их фактами;
  •  классифицировать информацию по заданным признакам;
  •  искать и отбирать информацию в учебных и справочных пособиях, словарях;
  • работать с текстом и нетекстовыми компонентами:
  • давать характеристику географических объектов;
  • классифицировать информацию;
  • создавать тексты разных типов (описательные, объяснительные) и т. д.

Предметные результаты. Ученик научится:

  • Объяснять значение понятий: полярные круги, тропики, полярная ночь, полярный день, географические координаты, географическая широта и долгота;
  •  показывать по карте наиболее важные элементы градусной сети;
  • объяснять механизм смены времен года, образования полярного дня и ночи, дней весеннего и осеннего равноденствия; определять координаты точек и точек по их координатам.
  • Составлять и оформлять планы местности, ориентироваться  с помощью плана местности, по компасу, по местным признакам, приводить примеры карт различающихся по масштабу, охвату территории, содержанию, определять по карте местоположение объекта
  • объяснять значение понятий: «Мировой океан», «соленость», «промилле», «океанические течения», «волны»,«приливы», «отливы», «литосферные плиты», «сейсмические пояса», «эпицентр землетрясения», «кратер», «гейзер», «абсолютная высота», «относительная высота», «горизонталь», «горный хребет», «горная долина», «речная система» (и ее части), «бассейн реки», «водораздел», «питание реки», «режим реки», «воздушная масса», «тепловой пояс»,«климатический пояс», «погода», «климат»;называть и показывать по карте основные географические объекты;
  • называть методы изучения земных недр и Мирового океана;
  • объяснять особенности движения вод в Мировом океане, причины их образования;
  • приводить примеры основных форм рельефа дна океана и объяснять их взаимосвязь с тектоническими структурами;
  • объяснять особенности строения рельефа суши и дна Мирового океана;
  • определять по карте сейсмические районы мира, абсолютную и относительную высоту точек, глубину морей;
  • показывать по карте горы и равнины, различающиеся по высоте, происхождению, строению;
  • составлять описание климатического пояса, гор, равнин ,моря, рек, озер по типовому плану;
  • наносить на контурную карту изучаемые географические объекты;
  • называть и показывать основные формы рельефа Земли, части Мирового океана, объекты вод суши, тепловые пояса, климатические пояса Земли;
  • измерять (определять) температуру воздуха, атмосферное давление, направление ветра, облачность, амплитуду температур, среднюю температуру воздуха за сутки, месяц;
  • описывать погоду и климат своей местности;
  • показывать по карте реки, озера, ледники, районы распространения болот.
  • объяснять значение понятий: «растительный покров»,«местообитание», «почва», «плодородие почв», «гумус»,«географическая оболочка», «целостность и ритмичность географической оболочки», «природный комплекс», «природная зона», «географическая зональность», «высотная поясность»;объяснять закономерности распространения растительного и животного мира на Земле, приводить примеры;
  • приводить аргументы для обоснования тезиса «почва—особое природное тело»;приводить примеры разнообразных по величине природных комплексов;
  • доказывать проявление широтной зональности и высотной поясности;
  • использовать географические карты для поиска информации;
  • характеризовать природные зоны с использованием карт;
  • приводить примеры стихийных бедствий в разных районах Земли;
  • называть меры безопасности при различных стихийных бедствиях.

Критерии определения достижений предметных результатов по итогам письменных проверочных работ (тестов).

Отметка по пятибалльной шкале

Объем правильно выполненных заданий, %

5

90-100

4

64-89

3

50-63

2

Менее 50

 

Перечень обязательных практических работ для обучающихся

 п/п

Практические работы

Определение географических координат точки по глобусу

Составление плана местности

Работа  с картой. Определение точки на карте по географическим координатам. Описание местоположение объекта по карте.

Работа с климатическими картами

Наблюдения за погодой

Раздел II

Содержание учебного предмета

Раздел 4.  Земля во Вселенной

Вращение Земли и его следствия. Когда начинается лето? Что такое тропики и полярные круги?

Географические координаты. Для чего нужны географические координаты? Что такое географическая широта и географическая долгота?

Урок – практикум. Определение географических координат точки по глобусу. Как определять географические координаты объекта, лежащего на пересечении линий градусной сетки? Как определить координаты объекта, лежащего между линиями градусной сети? Как, зная географические координаты, найти объект на глобусе?

Раздел 5. Путешествия и их географическое отражение.

План местности. Умеете ли вы путешествовать? Как сделать ваши путевые впечатления интересными и полезными для всех остальных? Как можно изобразить земную поверхность? По каким правилам строится план местности? Как на планах может обозначаться масштаб? Как на планах могут изображаться окружающие нас предметы?

Ориентирование по плану и на местности. Как пользоваться компасом? Как определить по плану свое местонахождение? Как читать план местности?

Урок-практикум. Составление плана местности. Полярная съемка местности. Маршрутная съемка местности.

Многообразие карт. Какими бывают карты? Какие части земного шара могут быть показаны на карте? Как различаются карты по масштабу?

Урок – практикум. Работа с картой. Как зная географические координаты, найти точку на карте. Как описать местоположение объекта по карте?

Раздел 6. Природа Земли

Тема 10.  Планета воды

 Свойства вод океана. Почему вода в Мировом океане соленая? Какова температура океанической воды?

Движение воды в Мировом океане. Как в Мировом океане образуются волны. Чем отличаются течения от окружающих вод. Как узнали о существовании океанических течениях. Как океанические течения влияют на природу приморских районов материков.

Тема11. Внутреннее строение Земли.

Движение литосферных плит. Какие силы управляют перемещение материков.

Землетрясения: причины и последствия. Что происходит во время землетрясения. Какой силы может быть землетрясение. Предсказание землетрясения.

Вулканы. Что такое вулкан? Что происходит в результате извержения вулкана? Может ли человек использовать вулканы? Что такое гейзеры?

Тема 12.  Рельеф суши.

Изображение рельефа на планах местности и географических картах. Что такое абсолютная и относительная высота? Как изображают рельеф на плане местности. Как пользоваться шкалой высот и глубин? Что такое профиль местности.

Горы. Как устроены горные области. Какие бывают горы. Как рождаются и развиваются горы? Как возникают пещеры? Стихийные процессы в горах.

Равнины. Как различаются равнины по высоте?  Как рождаются равнины? Как текущая вода изменяет облик равнин? Какие формы рельефа   создает на равнинах ветер?

ТЕМА 13. АТМОСФЕРА И КЛИМАТЫ ЗЕМЛИ

Температура воздуха. Почему температура воздуха с высотой понижается? Как температура воздуха меняется в течение суток? Как в России температура воздуха меняется в течение года? Везде ли на земном шаре бывают зима и лето?

Атмосферное давление. Ветер. Какое бывает атмосферное давление? Что такое ветер?

Облака и атмосферные осадки. Откуда берется дождь? Какие бывают атмосферные осадки?

Погода и климат. Чем погода отличается от климата? Как распределены по земному шару пояса атмосферного давления? Как перемещаются воздушные массы в атмосфере Земли? Сколько на Земле климатических поясов? Какие еще причины влияют на климат? Как на климат влияет распределение суши и моря?

Урок-практикум. Работа с климатическими картами. Работа с картами температуры воздуха. Работа с картой «Среднегодовое количество осадков». Определение направления господствующих ветров.

Урок-практикум. Наблюдения за погодой. Как определить направление ветра? Как правильно измерить температуру воздуха? Как определить среднюю температуру воздуха за сутки? Как определить облачность? Как определить атмосферное давление?

ТЕМА 14. ГИДРОСФЕРА — КРОВЕНОСНАЯ СИСТЕМА ЗЕМЛИ

Реки в природе и на географических картах. Откуда в реку поступает вода? Когда воды в реке больше всего? Как меняется река от истока к устью? Как влияют на характер течения реки горные породы, слагающие ее русло? Что происходит, когда река встречается с морем?

Озера. Какие бывают озера? Что такое сточное озеро?

Подземные воды. Болота. Ледники. Как добыть воду из-под земли? Как связаны подземные воды и болота? Чем различаются горные и покровные ледники? Как на ледники влияют изменения климата?

Раздел VII. Географическая оболочка—среда жизни

ТЕМА 15. ЖИВАЯ ПЛАНЕТА

Закономерности распространения живых организмов на Земле. От чего зависит растительность? Какие типы растительного покрова есть на земном шаре? От каких условий зависит распространение животных?

Почва как особое природное тело. Чем отличается почва от горной породы? Какие бывают почвы? Почему человек должен охранять почву?

ТЕМА 16. ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ ОБОЛОЧКА И ЕЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ

Понятие о географической оболочке. Как связаны между собой оболочки Земли? Что такое географическая оболочка? Какие свойства имеет географическая оболочка?

Природные комплексы как части географической оболочки. Из чего состоит географическая оболочка? Какие природные комплексы размещены на равнинах Земли? Что влияет на размещение природных комплексов в горах?

Природные зоны Земли. Чем различаются природные зоны? Какие природные зоны существуют в жарких и влажных районах Земли? Какие природные зоны есть в жарких и сухих районах Земли? Где растет самый лучший виноград? Какие природные зоны есть в умеренных широтах? Какие природные зоны есть в полярных районах нашей планеты?

ТЕМА 17. ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

Стихийные бедствия и человек. Какие бывают стихийные бедствия? Когда стихийные бедствия особенно опасны? Как человек защищается от стихийных бедствий?

Название темы урока

Кол-во часов

Практические работы

Раздел IV.Земля во Вселенной

4

1

Раздел V. Путешествия и их географическое отражение

5

2

Раздел VI. Природа Земли.  

19

Планета Воды

2

Внутреннее строение Земли

3

Рельеф суши

3

Атмосфера и климаты Земли

7

2

Гидросфера — кровеносная система Земли

3

Раздел VII. Географическая оболочка— среда жизни

7

Живая планета

2

Географическая оболочка и ее закономерности

4

Природа и человек

1

35

5

Раздел III

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематическое планирование

Название темы урока

Кол-во часов

Планируемая

дата

Раздел  IV. Земля во Вселенной

4

Вращение Земли и его следствия

1

01-03.09

Стартовая контрольная работа

1

06-10.09

Географические координаты

1

13-17.09

Урок-практикум. Определение географических координат точки

по глобусу

1

20-24.09

Раздел  V.  Путешествия и их географическое отражение

5

План местности

1

27.09-01.10

Ориентирование по плану и на

местности

1

04-08.10

Урок-практикум.

Составление плана местности

1

11-15.10

Многообразие карт

1

18-22.10

Урок-практикум. Работа с картой

1

1-5.11

Раздел  VI. Природа Земли.  

17

Планета Воды

2

Свойства вод Мирового океана

1

8-12.11

Движение вод в Мировом океане

1

15-19.11

Внутреннее строение Земли

3

Движение литосферных плит

1

22-26.11

Землетрясения: причины и последствия

1

29.11-03.12

Вулканы

1

06-10.12

Рельеф суши

3

Изображение рельефа на планах местности и географических картах

1

13-17.12

Горы

1

20-24.12

Равнины

1

10-14.01

Атмосфера и климаты Земли

8

Температура воздуха

1

17- 21.01

Атмосферное давление.

1

24-28.01

Ветер

1

31.01-04.02

Облака и атмосферные осадки

1

07-11.02

Погода и климат

1

14-18.02

Урок-практикум.

Работа с климатическими картами

1

21-25.02

Урок-практикум.

Наблюдения за погодой.

1

28.02-4.03

Обобщение знаний по теме «Атмосфера»

1

07-11.03

Гидросфера — кровеносная система Земли

3

Реки в природе и на географических

 картах

1

14-18.03

Озера

1

28.03-1.04

Подземные воды. Болота. Ледники

1

04-08.04

Раздел VII. Географическая оболочка— среда жизни

7

Живая планета

2

Закономерности распространения

живых организмов на Земле

1

11-15.04

Почва как особое природное тело

1

18-22.04

Географическая оболочка и ее закономерности

4

Понятие о географической оболочке

1

25-29.04

Природные комплексы как части

Географической оболочки

1

02-06.05

Природные зоны Земли

1

10-13.05

Итоговый контрольный тест

1

16-20.05

Природа и человек

1

Стихийные бедствия и человек

1

23-27.05

Приложение 1

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Технические средства: классная доска, компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска; принтер лазерный.

Информационно-коммуникационные средства:

Электронные презентации для визуализации  восприятия изучаемых объектов природы.

Электронное приложение к учебнику

Для ученика:

  1. В. В. Климанова, Э. В. Ким и др. ; под ред. О. А. Климановой «География. Землеведение. 5—6 класс. Учебник 
  2. География. Начальный курс. 6 класс. Атлас.
  3. География. Начальный курс. 6 класс. Контурные карты.

Для учителя:

  1. А. В. Румянцев, Э. В. Ким, О.  А.  Климанова. Методическое пособие к учебнику «География. Землеведение. 5—6 класс»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы География: программа: 5-9 классы /[А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А.Таможняя]. – М.: Вентана – Граф, 2012.

ФГОС. Рабочая программа по географии, 5 класс. Разработана на основе программы   География: программа: 5-9 классы/(А.А. Летягин, И.В. Душина, В.Б. Пятунин, Е.А. Таможняя).- М.: Вентана-Граф, 2012...

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной

Рабочая программа по географии 8 класс; учебник И.И. Баринова География России - 2014; программа под редакцией И.В. Душиной...

Рабочая программа по географии 5 класс.В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учеб-ник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 5 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просве...

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 6 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 7 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев Е.К. Липкина Программа География. Предметная линия учебник «Полярная звезда» . М., «Просвещение», 2019.

Рабочая программа по географии 8 класс. В.В. Николина, А.И. Алексеев  Е.К. Липкина  Программа География. Предметная линия учебник «Полярная  звезда» . М., «Просвещение...