Роль МО в повышении методического мастерства и профессионального роста учителя географии
методическая разработка по географии

Меретукова  Сусана  Махмудовна

Безусловно, учитель – это ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: креативным, владеющим современными образовательными технологиями, открытым к новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию.

          Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом, себя не оправдывает. Замечено, что многолетний опыт работы несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. В процессе профессиональной деятельности педагога, как и любого профессионала, наиболее интенсивно развиваются те его качества, которые особенно необходимы в его работе. Становится неизбежным образование стереотипов выполнения педагогических функций, возникает шаблонность, наступает профессиональная адаптация.

         Сейчас  как  никогда  нужно позаботиться о педагоге –создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку,  подготовить  его  к  новой миссии  и  профессионально,  и морально,  чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Кроме того развивающейся школе необходима творчески мыслящая личность, активная и мобильная. Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать  эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться с возрастающим объемом  и требованиями к качеству педагогической  работы.                      

                Сегодня мало быть  специалистом  в  своей  области  предметных  знаний  и  уметь    грамотно  выполнять  обязанности  классного руководителя, нужно владеть   инновационными и информационными технологиями. Общеобразовательная школа предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы  знаний,  но  и  на  развитие  его  личности,  его  познавательных  и  созидательных способностей.

Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. 

Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль МО в повышении методического мастерства и

профессионального роста учителя географии

                                                             

                                                    Меретукова С.М.

учитель географии СОШ №4 а. Мамхег

Шовгеновского района,

руководитель районного МО учителей географии

                    Безусловно, учитель – это ключевая фигура современной школы, от его профессионализма зависит качество образования, поэтому современный педагог должен быть: креативным, владеющим современными образовательными технологиями, открытым к новшествам, мотивированным на работу с учащимися, способным к личностному и профессиональному развитию. 

          Рассчитывать на то, что педагогическое мастерство разовьется с опытом, себя не оправдывает. Замечено, что многолетний опыт работы несет в себе как положительные, так и отрицательные черты. В процессе профессиональной деятельности педагога, как и любого профессионала, наиболее интенсивно развиваются те его качества, которые особенно необходимы в его работе. Становится неизбежным образование стереотипов выполнения педагогических функций, возникает шаблонность, наступает профессиональная адаптация.

         Сейчас  как  никогда  нужно позаботиться о педагоге – создать условия для переподготовки, продумать, как устранить перегрузку,  подготовить  его  к  новой миссии  и  профессионально,  и морально,  чтобы не «сломать» его или, наоборот, не оставить его с мыслью, что ничего особенно не изменяется. Кроме того развивающейся школе необходима творчески мыслящая личность, активная и мобильная. Строить работу в этом направлении непросто, так как учитель в современной школе вынужден значительно увеличивать  эмоционально-личностные затраты, чтобы справляться с возрастающим объемом  и требованиями к качеству педагогической  работы.                      

                Сегодня мало быть  специалистом  в  своей  области  предметных  знаний  и  уметь    грамотно  выполнять  обязанности  классного руководителя, нужно владеть   инновационными и информационными технологиями. Общеобразовательная школа предполагает ориентацию образования не только на усвоение обучающимися определенной суммы  знаний,  но  и  на  развитие  его  личности,  его  познавательных  и  созидательных способностей. 

    Внедрение новых технологий в обучение дает возможность развивать критическое мышление, коммуникативные навыки, творческие способности, выявлять одаренных и талантливых детей, планировать дальнейшую работу по развитию этих качеств. 

           Каким бы высоким не был уровень или мастерство учителя, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока учитель стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием.

                        В Адыгее сотни творческих учителей, которые занимаясь самообразованием, постоянно экспериментируя, применяя новые технологии обучения, привносят в педагогический процесс инновационные идеи, достигают высоких результатов в обучении детей. Эта категория учителей нуждается в подтверждении своих позиций. Есть и другие педагоги, не столь успешные, иногда просто начинающие, которые нуждаются в методической помощи. И наконец, все учителя испытывают потребность в общении, обмене опытом, совместном поиске продуктивных путей развития образования.  А еще где учитель может получить ответы на актуальные вопросы образования? ЕГЭ, предпрофильная подготовка, экспериментальная деятельность, проблемы подготовки олимпиадников, исследовательская деятельность учащихся – где дадут своевременную и аргументированную информацию? Где можно получить не только теоретические знания, но и практический опыт? Где можно учиться на опыте коллег? Общаться с единомышленниками? Ответ один – в районном методическом объединении учителей. РМО  - традиционная и до настоящего времени самая мобильная форма повышения профессионализма. 

                      Успешность педагога, подкрепленная возможностью его  самореализации при оказании помощи своим коллегам через появление соответствующих структур методической деятельности, способствует возникновению у него положительных установок и повышает стремление к саморазвитию. В этих условиях особенно важным становится выбор технологий взаимодействия между участниками образовательного процесса. И здесь в системе научно-методической работы эффективно используются методические объединения.

Методическая работа в нашем  районе сегодня – это традиции и новации, это система повышения уровня компетентности учителя, выстроенная от диагностики затруднений в его деятельности до реального результата. Это новая структура и обновленное содержание; новые формы активного обучения. Повышение уровня компетентности не может ограничиться вопросами теории и методики преподаваемого предмета. Оно должно обеспечивать развитие профессиональной культуры учителя в целом. 

Главной целью своей работы как предметника и как руководителя районного МО учителей географии считаю повышение качества географического образования на основе внедрения новых образовательных технологий, считаю важным поднять процесс преподавания школьной географии на более высокий уровень, согласно современным требованиям к процессу обучения и воспитания.     

 Работа районного методического объединения учителей географии Шовгеновского района, строится на основе диагностики затруднений и потребностей, профессиональной подготовленности учителей. Направлена на оказание методической помощи учителям по совершенствованию урока, повышению его продуктивности и эффективности, изучению и распространению передового педагогического опыта, повышению компетентности и мастерства учителя и качества образования. 

       Миссией РМО в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов является создание условий для смены типа образовательной деятельности, предполагающей переход от «знаниевой» модели образования в школе к «деятельностной», атмосферы заинтересованности в росте педагогического мастерства и творчества учителя.

Педагогическое творчество – активный процесс, направленный на поиск более совершенных форм учебно-воспитательной работы. В современных условиях все больше появляется творчески работающих учителей. Это педагоги, обладающие высокой культурой, владеющие альтернативными педагогическими технологиями, индивидуальным стилем работы и добивающиеся в итоге высоких результатов в обучении, воспитании и развитии учащихся.

Задача учителя – помочь ученику найти себя, сделать первое и самое важное открытие – открыть свои способности, а может быть, и талант. Это требует знаний, навыков, педагогического мастерства.

Каждый педагог должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным.

Нужно сотворить себя как личность, потому что, как писал Ушинский, “только личность может воспитать личность”. Хороший учитель всегда учится сам. Учится, работая над собой, учится, когда передает свои знания другим.

В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко возрастает, разобраться в происходящем достаточно сложно. К сожалению, теоретические разработки наших ученых-педагогов тонут в водовороте решения повседневных проблем нами, учителями-практиками. Ведь обнаружить в море научной литературы конкретные рекомендации, соответствующие новым требованиям, разработки уроков на основе этих требований с каждым годом остановится все труднее. Готовить на уроке субъекта, творчески активную личность, заинтересованную вовсе более самостоятельном познании можно. Однако для этого необходимо изменить наше отношение к смыслу его учебной деятельности, и соответственно, к ученику  

Сегодня есть все основания утверждать, что такая организация обучения, где в центре внимания стоит вопрос не учить ученика, а научить самостоятельно, добывать знания лежит в основе «педагогики сотрудничества».

            Функцией методического объединения в этой связи становится разработка  новых критериев к анализу урока, так как урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения, но урок по-прежнему остаётся ведущей формой обучения, то есть ведущим элементом  аналитической деятельности.

 География одна из немногих предметов, которая увлекает своей таинственностью, романтикой путешествий, экзотикой и  нераскрытыми чудесами. Это то, что может вызвать радостное удивление учащихся. Если на уроке есть удивление, есть открытие, значит, он состоялся. Чем раньше удивишь, заинтересуешь, поманишь неизвестной тайной, тем острее впечатление, тем более стойким оказывается интерес. И вот здесь, личность учителя - географа может оказать определяющее влияние на ученика.  Если решение вопроса о том, чему учить, находиться во многом в компетенции вышестоящих инстанций, то вопрос о том, как учить, целиком  в компетенции учителя. Современный учитель  географии должен не только глубоко знать свой предмет, но и быть компетентным в психологии, истории, биологии и других предметах.

У нас в районе нет школ, где работают более 1 географа. В этих условиях, учителя географы в школах остаются сами с собой, со своими вопросами, проблемами, а также богатыми багажом знаний и опыта. Тем более, сейчас, в современных условиях информатизации , других инновационных систем обучения учителя наших школ не всегда имеют возможность использовать это из-за отсутствия персональных компьютеров у себя в кабинетах, методических пособий, новейших изданий учебной литературы.

И снова на помощь приходит методическое объединение учителей географии.

                                 Функции нашего методического объединения географов:

1) Осмысление конкретных программно-методических требований, приказов и инструкций вышестоящих органов народного образования, их своевременное  и   правильное  доведение  до   каждого    работника.

2) Внедрение достижений передового педагогического опыта, опыта  педагогов-новаторов;

3) Внедрение и использование достижений и рекомендаций психолого-педагогической науки (это повышение научного и методического уровня учебно-воспитательной работы, обогащение педагогической культуры учителей);

4) Распространение за рамки школы и района  лучшего опыта (эта функция, которая часто  недооценивается  в  практике,  на  самом  деле очень    важна,  тем более,  что  выход опыта учителей за  рамки одной школы  или района является очень сильным стимулом их дальнейшего творческого  роста).

Методическая работа призвана помочь учителю достичь высоких результатов в обучении и воспитании школьников при минимальных затратах времени и усилий. Выполнить эту задачу она может только при условии всестороннего учета не только задач дальнейшего совершенствования обучения и воспитания учащихся, но и реальных возможностей каждого учителя. По поводу необходимости учета - специфических особенностей и возможностей каждого учителя никаких разногласий в теории и практике нет. Сложности возникают тогда, когда мы переходим к проблеме реального изучения этих особенностей и возможностей.

                  Нередко в практической деятельности встречаются случаи, когда педагогическое мастерство учителя оценивается только на основании изучения его профессиональных знаний и умений. При таком подходе из поля зрения выпадают два очень важных момента.

              Во-первых, оценка специфики проявления отдельных профессиональных умений в зависимости от личностных свойств учителя. Во-вторых, осмысление индивидуального стиля деятельности учителя.  Учет индивидуальных особенностей каждого педагога при планировании и организации методической работы предопределяет ее эффективность. Опора на инициативу, интересы, возможности и способности личности –  одно из важных условий эффективности методической работы в целом.

           И вот здесь важно вовремя выявить умения и способности каждого педагога мобилизовать свои усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием, использовать свой потенциал, проявлять творческую активность. В педагогике такая работа над собой носит название саморазвития. Саморазвитием педагога можно и нужно управлять, т.к. уровень профессионализма не только личное дело учителя.

                 Профессиональное саморазвитие – это сознательная деятельность, направленная на совершенствование своей личности в соответствии с требованиями профессии к человеку, а значит и ориентированная на повышение качества образования. Поэтому большое внимание стали уделять работе над темами по самообразованию, где он может полностью раскрыть свой потенциал и педагогическое мастерство.

                    Каждый учитель в нашем методическом объединении разрабатывает свою методическую тему. По содержанию и значимости они разные: от освоения методов и форм работы до внедрения новых образовательных технологий. В этом направлении также важна роль методического объединения: не допустить разброда, сориентировать и направить педагогов на решение общешкольных и районных задач; в конечном результате - на повышении качества образования. Работа над методической темой обязательно результативна: это или обобщение опыта, или создание методических рекомендаций по разрабатываемой теме, или подборка дидактического материала, выступление с творческим отчётом во время аттестации. Безусловно, каждый педагог, выбирая индивидуальный стиль, находит и свои ориентиры в профессиональной деятельности.

             Я понимаю, что учителя нельзя заставить быть творческим педагогом. Моя задача как руководителя районного методического объединения учителей географии – предрасположить педагога к творческой деятельности, а именно создать ситуацию успешности его работы, создать творческую атмосферу.

Творческая атмосфера – это в первую очередь доброжелательное окружение, создание творческой среды, основными характеристиками которой являются:

– открытость новому;

– поддержка инноваций;

– доверие и сотрудничество на всех уровнях;

– организация обучения педагогов к работе в новых условиях.

Методическое объединение – это системная работа группы учителей, направляющая свое творчество на повышение квалификации , развитие профессиональной компетенции.

Развитие педагогического мастерства идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны: 

1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: 

а) организация  районного методического  объединения учителей географии

б) курсы повышения квалификации.

2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого учителя: 

а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков);

б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности);

в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей);

г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков

Для достижения целей и педагогического мастерства эти взаимодополняемые направления присутствуют  в деятельности каждого педагога. 

У нас в районе сложился сильный, сплоченный,  опытный коллектив единомышленников, увлеченных своим делом. Учителя – географы нашего района - всегда активные участники совещаний, семинаров  конкурсов, олимпиад разного уровня.

Так, пятеро из наших учителей стали победителями районного конкурса «Учитель года», двое призерами республиканского конкурса, четверо – победители конкурса «Лучшие учителя» в рамках Приоритетного национального  проекта «Образование», многие из них являются организаторами или членами творческих групп, исследовательских проектов, разработчиками методических и учебных  программ, руководителями школьных и районных кружков.

Понятно, что сегодня невозможно рассмотрение всех направлений работы МО. Остановлюсь лишь на некоторых формах работы МО географов, которые направлены на повышение профессионального роста учителя.

            Наставничество

Цель использования данной формы –  передача опыта более опытными коллегами менее опытным молодым педагогам. Это помощь в работе над обновлением содержания курса. Главное - совместная работа наставника и его подопечных над программой и учебным материалом, поиск новых методов обучения, анализ полученных первоначальных результатов. Это может быть опережающий показ новых элементов содержания, проведение открытых уроков, их анализ, взаимопосещение.

Открытый урок

Цель - демонстрация опыта, накопленного лучшими педагогами, их педагогического мастерства. Содержание деятельности: опережающий показ новых элементов содержания и связанных с ним новых методов, демонстрация отдельных наиболее трудных разделов курса. Чаще всего открытый урок является элементом какого-то мероприятия, например, семинара по обмену опытом или очередного занятие школы педагогического мастерства. В качестве методов используются показ, рассказ, демонстрация, выставка и т.д.

В работе нашего МО традицией стало проведение круглых столов, открытых уроков. Педагоги, системно использующие современные технологии, представляют коллегам открытые уроки и внеклассные мероприятия, проекты, научно-поисковую работу.

Участвуют  в экологических слетах, смотрах, заочных викторинах, олимпиадах, оформляют альбомы, планшеты, стенды. Эта форма работы позволяет обобщить и транслировать опыт педагогов.

                     Ярмарки методических идей

          Востребованной стала  и такая форма работы, как ярмарки методических идей. Мы отводим им особую роль. За эти годы проделана огромная работа.  На встречах обсуждались теоретические  и методические вопросы, вырабатывали общие подходы в реализации инновационных процессов, обменивались  опытом работы, своими методическими находками, обобщали опыт учителей,  обсуждались авторские программы, проекты и разработки и многое другое.

    Значимую роль в методическом сопровождении имеет повышение квалификации педагогов. Являясь руководителем районного МО учителей географии  на протяжении многих лет  и  как учитель- предметник , я сделала вывод, что изменения в подходе повышения квалификации учителей – это, прежде всего, требование времени.

Главным инструментом в организации курсовой подготовки на различных уровнях является индивидуальный образовательный маршрут педагогов. Работая с данным документом можно своевременно отслеживать прохождение курсовой подготовки педагогов на различных уровнях, видеть направленность курсовой подготовки, отслеживать её результативность.

            Наиболее эффективным и важнейшим из методических мероприятий являются заседания МО, которые проводятся 4 раза в год. Основная цель - коллективное обсуждение вопросов организации и хода учебно-воспитательного процесса, работы учителей и учащихся по освоению географической науки. На заседаниях методических объединений обсуждаются вопросы совершенствования структуры, содержания и методики проведения уроков географии, повышения эффективности учебного процесса, повышения квалификации и др.

Среди других видов работы МО можно обозначить следующие:

  1. Обсуждение современных новейших методик;
  2. Теоретические семинары;
  3. Обсуждение и оценка учебных пособий;
  4. Обсуждение передового педагогического опыта;

       5.Отчеты по самообразованию; 

             Ну и конечно, невозможно не обратить внимание на серьезное направление современного географического образования. Это экологическое воспитание, воспитание экологически грамотного человека, экологизация географии.

      Географами района проводиться огромная  работа по данной проблеме. Это и открытые уроки  и внеклассные мероприятия, проекты, научно -поисковая работа, экологические тропы.

Участвуют  в экологических слетах, смотрах, заочных викторинах, олимпиадах, оформляют альбомы, планшеты, стенды.

 МО призвано обеспечивать обмен опытом между учителями по экологическому воспитанию, дает рекомендации по проведению внеклассных  экологических мероприятий, учителя обмениваются разработками уроков, тестов, заданий на данную тему.

              Наше методическое объединение добивается значительных успехов по многим показателям методической, учебно-воспитательной и внеклассной работы. Работая в методическом объединении, выполняя общие функции, имея единый объект воздействия, - ученика, - мы с коллегами успешно решаем общие задачи.

 Такая форма общения, как методические объединения давно и  прочно вошли в нашу образовательную жизнь. И с каждым разом убеждаемся в  эффективности данной формы методической работы в плане обмене опытом, встреч  с учителями, знакомства с новыми технологиями и направлениями образовательного процесса.

           Все мы разные, преподаём разные предметы, но нас объединяет любовь к детям, любовь к своей профессии. Известный философ Демокрит писал, что не родственные связи создают друзей, а общность интересов.

Всегда приятно пообщаться с людьми, близкими тебе по духу и по интересам. А интерес у нас один и тот же - это наша работа, наши ученики. 

                   «Нельзя научить любить то, чего сам не любишь или не умеешь любить»

                                                                                                          Твардовский

Действительно, только увлеченный своей работой, искренне влюбленный в свой предмет,  методически грамотный, в постоянном творческом поиске и самообразовании учитель будет действовать плодотворно на всю массу учеников.

Нас, педагогов, ждут дети в школах, чтобы мы не только давали новые знания, но и научили их учиться всю жизнь.

Учитель как магнит должен притягивать учеников своей интересной, содержательной личностью, только при этом условии и учеба сможет притягивать, как магнит. А еще как бы хорошо учитель ни знал свой предмет, как бы виртуозно не объяснял, если он лишен любви к детям, сердца, мастером он не станет. Без этого трудно покорить учеников. Если дети видят, что учитель может их научить и понять их внутренний мир, они за ним пойдут.

         Огромное вам спасибо за внимание. Желаю  творческих успехов. Пусть сбудутся все ваши мечты, воплотятся в жизнь самые смелые и интересные проекты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль профессиональных конкурсов в повышении педагогического мастерства учителя"

Статья посвящена вопросам организации и проведения районного конкурса педагогических достижений и организационно-методического спровождения педагогов - участников конкурса образовательных учреждений П...

Рост методического мастерства учителя как основная составляющая повышения мотивации обучения

Работа над методической темой (2012 г.)Материал подготовлен для выступления на заседании ПМК. В докладе предложен ряд приемов с примерами, которые могут помочь учителю в мотивации учеников и повышении...

Выступление по теме: «Эффективность самообразовательной работы – залог роста методического мастерства учителя»

Моя тема самообразования «Развитие универсальных учебных действий на уроках биологии и химии».Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее учить школьников? Каки...

Методическое сопровождение профессионального роста учителя в условиях реализации ФГОС

Разработка стандарта общего образования второго поколения лежит в русле стратегии развития страны и стратегии развития образования до 2020 года. Стандарт является ключевым элементом модернизации росси...

Методический практикум для МО учителей географии

Методический практикум для учителей географии по теме ...

Сборник методических материалов "ПОВЫШЕНИЕ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА УЧИТЕЛЯ ЧЕРЕЗ МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ"

Современные требования к личности и содержанию профессиональной деятельности педагога предполагают наличие у него умений эффективно работать в постоянно меняющихся социально-педагогических условиях, б...

Приказ «Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителей истории и обществознания».РМО

Заседание районного методического объединения учителей истории и обществознания 25.04.2022Тема: «Научно-методическое сопровождение профессионального роста учителей истории и обществознания»...