Контурная карта – один из главных методов в обучении географии.
статья по географии
Значение использования контурных карт на современном уроке географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_publikatsii.docx | 16.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Контурная карта – один из главных методов в обучении географии.
Горячева Ирина Анатольевна
учитель географии
ГБОУ школа №320 Приморского района
Санкт-Петербург
Большинство знаний, которыми должны овладеть учащиеся, связано с изучением содержания карт и умением пользоваться ими. Знать карту-значит помнить, ясно представлять по памяти расположение, относительные размеры и форму объектов, изучаемых в курсах географии. Естественно, что хорошему знанию карты должно предшествовать её понимание, а затем и многократные упражнения в чтении. В представленном материале содержаться некоторые формы работы с контурными картами. Они могут быть использованы не только на уроках изучения нового материала, но и при закреплении, а также при выполнении домашнего задания.
Разнообразие различных методов по проверке знаний повышает интерес учащихся к предмету, мобилизует их внимание и любознательность.
Одним из таких методов являются задания с контурной картой.
“Расскажи – и я забуду. Покажи – и я запомню. Дай мне действовать самому – и я научусь”, – слова, которые произносят многие учителя, на мой взгляд, можно отнести к работе с контурными картами.
Самый важный навык, который выпускники общеобразовательных учреждений могут получить при изучении географии – навык использования различных видов географических карт. Ориентирование в пространстве с помощью карты, умение читать карту является одной из ключевых компетентностей, необходимых человеку вне зависимости от его будущей профессии. Карта - отличный путеводитель, надёжный источник информации, незаменимое учебное пособие, эффективное средство научных исследований территорий, обязательный документ при решении многих хозяйственных задач, основа для изысканий и проектирования инженерных сооружений. Роль эта сохраняется за картой не только в школе, но и тогда, когда взрослый человек пополняет свои географические знания из книг, газет, журналов и т.д. Вот почему очень важно, чтобы в школе было прочно закреплено в памяти учеников положение определенного количества географического номенклатурного материала на карте. С этой целью учителя широко применяют различные приемы, ведущие к запоминанию картографического рисунка: вычерчивание карт или картосхем по памяти, заполнение контурных карт, и др.
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.
Контурные карты – это основа географических карт. Они могут применяться при изучении нового материала, его закреплении, контроле знаний учащихся, выполнении самостоятельных работ. Контурная карта позволяет вырабатывать у школьников разносторонние умения и навыки в получении как картографических, так и географических знаний.
Географическая карта, являясь замечательным творением человеческой мысли, особым средством познания действительности мира, накопителем, хранилищем и источником знаний, давно уже занимает одно из центральных мест в географическом образовании и в системе школьных средств обучения, прочно вошла в нашу повседневную жизнь.
Работа с такими картами может быть одним из видов самостоятельного получения знаний. Работая с контурной картой, учащиеся не просто воспринимают и запоминают сведения, полученные от учителя, из учебника, но и пытаются самостоятельно и творчески их применять.
Географическая сетка, контуры объектов, имеющиеся на контурной карте, помогают ребятам воспринимать и закреплять пространственные представления о размещении объектов, их взаимосвязи. Все географические объекты, нанесённые на контурную карту, помогают не только ориентироваться, запоминать их, но и способствуют лучшему пониманию символики карты, её содержания и методики оформления.
Контурные карты имеют большое практическое значение, так как:
– формируют у детей интерес к географии;
– повышают мотивацию к изучению предмета у школьников;
– способствуют развитию творческого воображения и мышления;
– вовлекают в учебный процесс всех учащихся;
– обеспечивают детальное изучение материала;
– способствует усвоению правильного написания и произношения географических названий.
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географических особенностей изучаемых объектов и явлений. При этом каждая тема может и должна иметь картографическое обеспечение – обязательный набор карт и графических построений, среди которых имеет место и контурная карта.
На контурной карте можно выразить любую мысль с помощью различных способов картографирования природных и социально-экономических явлений. Умения и навыки таких способов складываются в процессе обучения. В каждом классе формируются определённые умения работы с контурной картой.
При работе с контурными картами выполняем самые разнообразные задания: нанесение названий географических объектов; закрашивание определенных территорий (пояса освещенности, природные зоны); обозначение границ объектов и территорий (границы крупных государств, климатические пояса)
По картам можно проследить историю развития культуры человеческого общества. Эволюция карты от наскальных рисунков до интерактивных изображений Земли, позволяет говорить о постоянном интересе человека к картографии. Изучение картографической информации в электронном или печатном виде является сегодня одной из главных задач школьной географии. «Карта – это обязательный свидетель географического открытия». А современный учитель не должен быть равнодушен к новым открытиям на уроках географии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальные маршруты, как один из эффективных методов в обучении учащихся вечерних школ.
Статья посвящена особенностям составления и применения индивидуальных образовательных маршрутов в вечерних школах....
Тестирование как один из инновационных методов организации обучения и контроля на уроке русского языка и литературы
Статья отражает суть тестирования как инновационного способа обучения и контроля знаний учащихся....
"Деятельностный метод в обучении географии"
материал о применении деятельностного метода в обучении географии.Актуальность и сущность деятельностного метода в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении геог...
Контурная карта – один из методов в обучении географии
Использование контурной карты означает выработку картографических знаний, умений и навыков. Изучение каждой конкретной темы требует знания географической номенклатуры, географических понятий и географ...
Использование проектного метода в обучении географии.
Использование проектного метода в обучении географии.Монгуш В. Б.Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Ийменская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчиксого кожууна Республики Т...
План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШ Седовой М.В. ТЕМА: «Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»
План самообразования учителя географии МКОУ Чантырская СОШСедовой М.В. ТЕМА:«Активные методы обучения географии как один из путей развития способностей учащихся»...
«Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения
laquo;Перевернутое обучение» на уроках географии как один из методов смешанного обучения...