"Деятельностный метод в обучении географии"
опыты и эксперименты по географии ( класс) по теме

материал о применении  деятельностного метода в обучении географии.Актуальность и сущность деятельностного метода  в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии. Приемы формирования у обучающихся регулятивных учебных действий на этапах реализации деятельностного метода в географии.Результативность использования деятельностного метода в обучении для формирования регулятивных УУД и предметных действий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

  1. Актуальность и сущность деятельностного метода  в условиях реализации системно-деятельностного подхода в обучении географии

Системно-деятельностный подход - это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной  познавательной  деятельности школьника. Ключевыми моментами деятельностного подхода является постепенный уход от информационного репродуктивного знания к знанию действия.

     Основная идея его состоит в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Они становятся маленькими учеными, делающими свое собственное открытие. Задача учителя при введении нового материала заключается не в том, чтобы все наглядно и доступно объяснить, показать и рассказать. Учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами додумались до решения проблемы урока и сами объяснили, как надо действовать в новых условиях.

Для того, чтобы знания учащихся были результатом их собственных поисков, необходимо организовать эти поиски, управлять учащимися, развивать их познавательную деятельность. Конструктивно выполнить задачи образования XXI века помогает деятельностный метод обучения.  Применительно к процессу обучения географии это означает, что учебный процесс на каждом своем этапе – от планирования курса, отдельного его раздела или темы – до этапа итогового контроля – должен быть направлен на развитие личности обучающихся на основе овладения ими способами деятельности. 

Организация учебной деятельности, направленной на применение усвоенных географических знаний осуществляется при проведении практической работы, в ходе которой происходит тесное взаимодействие знаниевого компонента с операциональным, проявляющимся в сочетании наглядно-чувственной, наглядно-действенной и эмоциональной сфер школьников. Именно поэтому применение способов практического обучения выступает необходимым средством формирования и продуктивного усвоения умений, закрепления учебных действий. Важно заметить, что вооружение школьников умениями использовать различные источники географической информации (планы, схемы местности, карты, статические материалы, геоинформационные ресурсы), интегрировать эту информацию, отражать ее на карте, проводить наблюдения на местности, ориентироваться в пространстве, прогнозировать тенденции развития окружающей природной среды выступают основой для формирования географически компетентной личности выпускника [2].

Деятельностный метод - метод, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности.

В условиях применения деятельностного метода отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю - не знаю», «умею - не умею» и сменяется параметрами  «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю».

Этапы деятельностного метода:

I.        Постановка учебной задачи.

Этап постановки учебной задачи - это этап мотивации и целеполагания деятельности. Учащиеся выполняют задания, актуализирующие их знания. В список заданий включается проблемный вопрос, создающий «коллизию», то есть проблемную ситуацию, личностно значимую для ученика и формирующую у него потребность освоения того или иного понятия (Не знаю, что происходит. Не знаю, как происходит. Но могу узнать — мне это интересно!). Четко формулируется цель урока.

II.        «Открытие» детьми нового знания.

Следующий этап работы над понятием - решение проблемы, которое осуществляется самими учащимися в ходе дискуссии, обсуждения, диалога. Учитель предлагает систему вопросов и заданий, подводящих детей к «открытию» нового знания. В завершение обсуждения он подводит итог, знакомя с общепринятой терминологией и общепринятыми алгоритмами действий.

Данный этап включает учеников в активную работу, в которой нет незаинтересованных, ибо диалог учителя с классом - это диалог учителя с каждым учеником, ориентация на степень и скорость усвоения искомого понятия и корректировка количества и качества заданий, которые помогут обеспечить решение проблемы. Диалогическая форма поиска истины -важнейший аспект деятельностного метода.

III.        Первичное закрепление.

Первичное закрепление осуществляется через комментирование каждой искомой ситуации, проговаривание вслух установленных алгоритмов действия

На этапе внешней речи происходит усиление эффекта усвоения материала, так как ученик не только подкрепляет письменную речь, но и озвучивает речь внутреннюю, посредством которой ведется поисковая работа в его сознании.

Эффективность первичного закрепления зависит от полноты предъявления существенных признаков, варьирования несущественных и многократности проигрывания учебного материала в самостоятельных действиях учащихся.

IV.        Самостоятельная работа с проверкой в классе.

Задача четвертого этапа - самоконтроль и самооценка. Самоконтроль побуждает учащихся ответственно относиться к выполняемой работе, учит адекватно оценивать результаты своих действий.

В процессе самоконтроля действие не сопровождается громкой речью, а переходит во внутренний план. Ученик проговаривает алгоритм действия «про себя», как бы ведя диалог с предполагаемым оппонентом.

Важно, чтобы на этом этапе для каждого ученика была создана ситуация успеха (я могу, у меня получается) и у него возникло желание закрепить удачный результат.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля: положительная сажооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

Таким образом, уроки введения нового знания в деятельностном подходе имеют следующую структуру:

  1. Постановка учебной задачи.
  2. «Открытие» детьми нового знания.
  3. Первичное закрепление.
  4. Самостоятельная работа с проверкой в классе.
  5. Повторение и закрепление ранее изученного материала.

Перечисленные выше четыре этапа работы над понятием лучше проходить на одном уроке, не разрывая их во времени. Обычно на это уходит до 20 - 25 мин урока. Оставшееся время посвящается, с одной стороны, закреплению знаний, умений и навыков, накопленных ранее, и их интеграции с новым материалом, а с другой - опережающей подготовке к следующим темам. Здесь же в индивидуальном порядке дорабатываются ошибки по новой теме, которые могли возникнуть на этапе самоконтроля: положительная самооценка важна для каждого ученика, поэтому надо сделать все возможное, чтобы откорректировать ситуацию на том же уроке.

V. Тренировочные упражнения.

На последующих уроках происходит отработка и закрепление изученного материала, выведение его на уровень автоматизированного умственного действия. Знания претерпевают качественное изменение: происходит виток в процессе познания, обучения, действия (познание - открытие нового содержания, обучение — его освоение, действие — саморазвитие в процессе поиска верного решения проблемы).

VI. Отсроченный контроль знаний.

Завершающая контрольная работа должна быть предложена ученикам на основе принципа минимакса (готовность по верхней планке знаний, контроль - по нижней). При таком условии будет сведена к минимуму негативная реакция школьников на оценки, эмоциональное давление ожидаемого результата в виде отметки. Задача же учителя вывести оценку усвоения учебного материала по планке, необходимой для дальнейшего продвижения.

Заметим, что успешность контроля знаний зависит не только от качества методического обеспечения обучения, но и от эмоционального фона, на котором оно проходит - от уверенности учеников в свои силы, их познавательных интересов, их умения и желания преодолевать трудности. Другими словами, от степени реализации в обучении принципа психологической комфортности.

Использовала деятельностный  метод в обучении географии на уроке в 7 классе, тема «Бразилия». (см. приложение 1)

Приемы формирования у обучающихся регулятивных учебных действий на этапах реализации деятельностного метода в географии:

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Регулятивные УУД включают следующие виды учебных действий:

  • целеполагание (постановка учебной задачи на основе того, что уже усвоено и того, что еще не известно);
  • планирование (определение промежуточных целей, составление плана и последовательности действий);
  • прогнозирование (предвосхищение результата);
  • контроль (сличение способа действия и его результата с заданным эталоном);
  • коррекция (внесение дополнений и корректив в план, способ действий);
  • оценка (осознание качества и уровня освоения материала, выделение того, что предстоит усвоить);
  •  волевая саморегуляция (способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию)

этап урока

регулятивное УУД

приемы

  1. Постановка учебной задачи

целеполагание

– выбор цели из предложенных учителем формулировок, обоснование выбора цели

 – использование занимательного игрового материала

– постановка цели, в том числе и на длительный период времени, с помощью карты знаний, маршрута движения

  1. «Открытие» детьми нового знания

планирование, прогнозирование

-обсуждение готового плана решения учебной задачи;
-работа с деформированным планом решения учебной задачи;
- использование плана с недостающими или избыточными пунктами;
-  составление своего плана решения учебной задачи.

  1. Первичное закрепление.
  2. Самостоятельная работа с проверкой в классе

самооценка, контроль,

коррекция

- Методика безотметочного обучения (Г.А. Цукерман)

- Само - и взаимооценивание устных и письменных ответов по заранее определенным критериям

- Использование памяток;

организация взаимопомощи

- Тексты с ошибками

  1. Итог урока

саморегуляция

- Рефлексия: вопросы, символы – кружки, листы обратной связи, смайлики, прием «ладошка»

Например, в 7 классе, тема «Африка» при постановке учебной задачи даю учащимся несколько вариантов целей на урок:

Узнать где находиться Африка

– Узнать особенности материка

– Научиться определять особенности материка по географическому положению

Учащиеся выбирают цель, обосновывают выбор.

На этапе открытия нового знания формирую регулятивное УУД планирование: в 6 классе самостоятельно составляют план описания реки, далее по эталону корректируют свой.

В 7 классе, даем описание материков по заданному алгоритму (географическое положение, климат, рельеф, природа). Отвечаем на вопрос «Почему именно так?», устанавливаем причинно-следственные связи, в 8 классе, используя алгоритмы 7 класса, составляем комплексную характеристику России.

На этапе первичного закрепления при формировании регулятивного УУД контроля, использую задания «Найди ошибки в тексте»: например, 9 класс тема «Состав Центрального района России», найди ошибки: В состав Центрального района входит: Западный, Волго-Вятский, Северо-Западный, Поволжский. Центральный район богат природными ресурсами: железная руда, торф, каменный уголь. В Центральном районе преобладает сельское население.

Или 7 класс «Бразилия» даю задание вставить пропущенные слова: «Бразилия – страна находиться на материке ………. Расположена в ………. и …….. полушариях, ее омывает……. . Самая большая река Бразилии …….. . Простирается …….. низменность. Граничит со странами ……. . Численность населения составляет ………»

На этапе самостоятельной работы с проверкой в классе, при формировании регулятивного УУД оценки, использую приемы взаимопроверки (учащиеся выполняют самостоятельную работу, далее обмениваются тетрадями, оценивают друг друга, по эталону). Также использую «Светофор»: учащиеся после проверки самостоятельной работы, показывают кружок с определенным цветом (зеленый - задание выполнено правильно, желтый – 1-2 ошибки, красный – более 3 ошибок)

2. Результативность использования деятельностного метода в обучении для формирования регулятивных УУД и предметных действий

Мониторинг уровня предметных достижений на уроках географии.

Используется формула результативности. Результативность – выраженный в количественном значении результат контрольной работы, выполненной обучающимися.

 

 РЕЗ=(Ф*100%) /Д                          ,где

– Ф фактическое выполненное количество заданий

– Д данный учителем объем заданий.

Далее высчитываем ОЦ (оценочный показатель) – объективность выставленных оценок.

Методика изучения результативности использования деятельностного метода изложена в Приложении 2. Проводилась в  5 классе в 2014 году. По результатам можно сделать вывод, что общая результативность составила 71,4 % , что означает высокий уровень, по сравнению с предыдущим (63,2%) она увеличилась на 8,1%. это говорит о том, что при использовании деятельностного метода в обучении географии, увеличивается уровень предметных достижений. Наблюдается динамика.

  Диагностика регулятивных УУД проводилась в 2015 году, участвовали учащиеся 5 класса. Была выбрана методика П. Я. Гальперина и С. Л. Кабыльницкой «Проба на внимание» см. Приложение 2. Оценивалось регулятивное действие контроля. Целью было выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля. По итогам диагностики были получены результаты: из 8 человек у 1– высший уровень внимания, 3 – средний уровень внимания, у 4 – низкий уровень внимания. Можно сделать вывод, что необходимо больше внимания уделять на развитие регулятивных УУД на своих уроках, а особое –  развитию внимание в этом классе.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Методика изучения результативности использования деятельностного метода

  1. Контрольно-измерительные материалы

Тестирование по географии за первое полугодие 5 класс.

1..Переведите именованный масштаб в численный: в 1см.-250м.

2.Изобразите в виде линии расстояние 400 метров в масштабах: в 1см-100м; в 1см-200м

3.Какой азимут имеет направление северо-восток ?

а) 360 градусов; б) 90 градусов; в) 45 градусов; г) 225 градусов

4.   Определите координаты: город Москва

5.   Определите географический объект, координаты которого: 33 градуса ю.ш. и 70 градусов з.д.

6.   Какой город находится севернее Москва или Санкт-Петербург?

7.Место, где при землетрясении происходит разрыв и смещение горных пород, называют:

а) эпицентр землетрясения, б) очаг землетрясения,

в) сейсмический пояс г) зона землетрясения

8. Как называется участок суши с абсолютной высотой до 200 метров?

а) низменность, б) возвышенность, в) плоскогорье, г) гора

9 Высота точки земной поверхности над уровнем моря называется:

а) относительной высотой, б) абсолютной высотой,

в) постоянной высотой, г) настоящей высотой

10 Перечислите пять архипелагов.

11. Переведите численный масштаб в именованный: 1: 750000

1 2. Горячий источник, фонтаном бьющий из-под Земли:

а) вулкан   б) водопад   в) гейзер

1 3.     Найдите соответствие:

1. Атмосфера             а) живая оболочка

2. Гидросфера           б) воздушная оболочка

3. Литосфера              в) водная оболочка

4. Биосфера                 г) каменная оболочка

14.   Определите координаты города Вашингтон.

15. Найдите соответствие:

1.Тихий                                        а) самый маленький океан

2. Евразия                                     б) самый большой океан

3. Северный Ледовитый             в) самый маленький материк

4. Австралия                                 г) самый большой материк

5. Африка

6. Атлантический        

1 6.   Выберите правильное утверждение:

  1. Океаническая земная кора тоньше, чем материковая
  2. Океаническая земная кора толще, чем материковая
  3. Океаническая и континентальная земная кора одинаковы по толщине

17. Участок земной поверхности над очагом землетрясения называют:

а) эпицентр землетрясения, б) очаг землетрясения,

в) сейсмический пояс, г) зона землетрясения

18.   Как называется участок суши с абсолютной высотой от 500 до 1000 метров?

а) низменность, б) возвышенность, в) плоскогорье, г) гора

19.   Какую информацию представляет политическая карта мира:

а) строение земной поверхности   б) страны и их столицы    в) природу Земли

20.   Перечислите пять внутренних морей.

21. Изображение небольшого участка земной поверхности условными знаками:

а) план        б)аэрофотоснимок     в) карта

22. Найдите соответствие:

1. Экватор                                           а) точка выхода воображаемой оси

2. Меридиан                                        б) время обращения Земли вокруг оси

3. Полюс                                              в) делит Землю на два полушария

4. Сутки                                               г ) время обращения Земли вокруг Солнца

5. Год                                                    д) проводится параллельно экватору

6. Параллель                                        е) проводится от полюса до полюса

23. Совершил первое кругосветное путешествие:

А) Колумб      б) Магеллан         в) Васко да Гама

24. Прибор для измерения высоты холма:

а) эхолот       б) флюгер     в) нивелир

25. Расположите внутренние слои Земли от центра:

а) мантия    б) земная кора     в) ядро

26. Найдите соответствие:

1. Кратер                    А) канал, по которому магма вырывается из вулкана

2. Жерло                    Б) место в земной коре с расплавленными горными породами

3. Очаг магмы            В) углубление на вершине вулкана

27. К магматическим горным породам относится:

а) гранит    б) мрамор    в)известняк

28. Часть материкового склона до 200 метров глубины:

а) отмель   б) ложе     в) шельф

29. Часть материка, с трёх сторон окружённая водой:

а) остров        б) полуостров           в) архипелаг

30. Сравнительно неширокая полоса воды, расположенная между двумя участками суши:

а) пролив       б) залив     в) море

  1. Методика изучения результативности использования деятельностного метода

В 5 классе обучается 8 человек.

Кол-во обуч-ся

Отметки

Показатели

по списку

присутствовали

5

4

3

2

% обуч.

% кач

СОУ

8

7

1

3

1

2

71,4

57

47

Таблица отметок

Баллы

Отметка по результативности

Отметка учителя

30-28

5-4,65

5

27-22

4,48-3,62

4

21-16

3,44-2,58

3

менее 15

2,41 и ниже

2

Общая результативность выполненной работы:

РЕЗобщ = (150*100%)/210=71,4%

Д= 7*30=210

Ф= 210-60=150

По шкале определяем уровень результативности:

- высокий уровень

ОЦ:= (24*100%)/(5*7)=2400/35=69%

Объективность выставленной оценки:

71,4-69= 2,4%

Вывод: отметки выставлены объективно.

выводы что было и стало. В таком году в классе (регулятивных действий)

Диагностика  регулятивных УУД

Проба на внимание

(П. Я. Гальперин и С. Л. Кабыльницкая)

Цель: выявление уровня сформированности внимания и самоконтроля.

Оцениваемые УУД: регулятивное действие контроля;

Форма и ситуация оценивания: фронтальный письменный опрос.

Инструкция: «Прочитай этот текст. Проверь его. Если найдешь в нем ошибки (в том числе и смысловые), исправь их карандашом или ручкой»

Для нахождения и исправления ошибок не требуется знания правил, но необходимы внимательность и самоконтроль. Текст содержит 10 ошибок.

Текст 1.Стары лебеди склонили перед ним гордые шеи. Взрослые и дти толпились на берегу. Внизу над ними расстилалась ледяная пустыня. В отфет я кивал ему рукой. Солнце дохотило до верхушек деревьев и тряталось за ними. Сорняки живучи и плодовиты. Я уже заснул, когда кто-то окликнул меня. На столе лежала карта на шего города. Самолет сюда, чтобы помочь людям. Скоро удалось мне на машине.

Текст 2. На Крайним Юге не росли овощи, а теперь растут. В огороде выросли много моркови. Под Москвой не разводили, а теперь разводят. Бешал Ваня по полю, да вдруг остановился. Грчивют гнёзда на деревьях. На повогодней ёлке висело много икрушек. Грачи для птенцов червей на поляне. Охотник вечером с охоты. В тегради Раи хорошие отметки. Нашкольной площадке играли дети. Мальчик мчался на лошади В траве стречет кузнечик. Зимой цвела в саду яблоня.

Критерии оценивания:

Подсчитывается количество пропущенных ошибок. Исследователь должен обратить внимание на качество пропущенных ошибок: пропуск слов в предложении, букв в слове, подмена букв, слитное написание слова с предлогом, смысловых ошибок или др.

Уровни сформированности внимания:

  • 0—2 — высший уровень внимания,
  • 3—4 — средний уровень внимания,
  • более 5 — низкий уровень внимания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Использование системно-деятельностного подхода в обучении географии"

Статья раскрывает актуальность системно-деятельностного подхода в обучении школьников, содержит описание принципов системно-деятельностного подхода, примеры их применения на уроках....

Системно - деятельностный подход в обучении географии.

Системно - деятельностный  подход в обучении географии....

Метод проектов как системно-деятельностный подход в обучении географии.

Статья о проектной деятельности на уроках географии. Работа  с проектами облегчает получение географических знаний, развивает навыки работы с компьютерными технологиями. Используя их, учащиеся не...

«Деятельностный подход в обучении географии как средство развития творческих способностей и одарённости учащихся»

Из опыта работы Сорокиной Марины Владимировны, учителя географии МБОУ «СОШ им.В.Г.Шухова»  г.Грайворона Грайворонского района Белгородской области.Современный мир предъявляет новые требования к в...

Деятельностный метод в обучении

Каким должен быть современный выпускник? Мнения расходятся, кто-то говорит о глубоких и прочных знаниях, другие - о воспитании, третьи - о развитии интеллектуальных и творческих сил детей, их умении у...

Деятельностный метод в обучении.

Деятельностный метод в обучении....

Статья "Деятельностный метод в обучении биологии"

Главный принцип деятельностного подхода состоит в практических действиях обучающихся с учебным материалом. Реализация данного подхода позволяет последовательно осуществлять  ориентировочно-мотива...