Рабочая программа 8 класс
рабочая программа по географии (9 класс)
Рабочая программа для классов с углубленным изучением географии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8b_klass_rabochaya_programma_.docx | 78.8 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
Приказ от «31» августа 2019 г. №_____
Директор МОУ Лицей г. Истры
______________О.А. Оличева
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет география
Учебный год 2019 -2020 учебный год
Класс 8 «Б» класс
Количество часов в год 102 часа
Количество часов в неделю 3 часа в неделю
Учитель: Покалюк Светлана Алексеевна
Пояснительная записка к рабочей программе по изучению географии в 8 классе УМК «Сферы»
Исходными документами для составления рабочей программы учебного курса являются:
1. Федеральный компонент государственного стандартного образования, утвержденного приказом Минобразования России от 17декабря 2010 года № 1897 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного и среднего (полного) общего образования»;
2. Программа по географии для получения основного (общего) (среднего (полного) общего) образования (письмо Департамента государственной политики и образования Министерства образования и науки Российской Федерации от 19.04.2011 г. № 03-25: введении ФГОС ООО);
3. Учебный план МОУ Лицей на данный учебный год;
4.Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования.
5.Рабочая программа составлена на основе авторской программы по географии для общеобразовательных учреждений: Дронова Виктора Павловича и Савельевой Людмилы Евгеньевны
Основная цель географии в системе общего образования — сформировать у учащихся умение использовать географические знания и умения в повседневной жизни для объяснения, оценки и прогнозирования разнообразных природных, социально-экономических и экологических процессов и явлений, адаптации к условиям окружающей среды и обеспечения безопасности жизнедеятельности, экологически сообразного поведения в окружающей среде.
Построение учебного курса географии осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному.
Главная цель раздела «География. Россия: природа, население, хозяйство» — сформировать целостный географический образ нашей страны на основе ее комплексного изучения, воспитать патриотическое отношение к своей Родине. Для достижения этой цели изучение географии на этой ступени основного общего образования должно быть направлено на решение следующих задач:
- сформировать у учащихся знания и представления о своей стране на основе комплексного подхода к изучению основных компонентов: природы, населения и хозяйства; России как целостном географическом регионе и субъекте мирового географического пространства, в котором протекают как глобальные, так и специфические природные, социально-экономические и экологические процессы;
- сформировать представления о географических особенностях природы, населения и экономики России в целом, ее отдельных хозяйственных звеньев и районов;
- сформировать представления о географических аспектах современных социально-экономических и экологических проблем страны;
- продолжить развитие практических умений и навыков самостоятельной работы, способствующих активному и социально-ответственному поведению в российском пространстве;
- продолжить воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к культуре и истории своей страны, своего родного края, народов, населяющих Россию.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования.Кроме того, программа содержит перечень практических работ по каждому разделу.При изучении отдельных тем курса большое внимание уделяется вопросам безопасности жизнедеятельности человека: тема "Рельеф" - меры безопасности при стихийных явлениях (землетрясениях), тема "Климат России" - оценка климатических условий для обеспечения жизни людей (предупреждение ураганов, смерчей и т.д.), тема "Внутренние воды России" - хозяйственное использование поверхностных вод и негативное влияние на них человеческой деятельности (наводнения, паводки и т.д.).
Рабочая программа ориентирована на учебник:
В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений. М: Просвещение. Линия учебно-методических комплектов «Сферы»
ОБЩАЯ характеристика предмета
По содержанию предлагаемый курс географии сочетает в себе элементы физической географии и комплексного географического страноведения.
География — единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно- научного знания. В ней реализуются такие сквозные направления современного образования, как гуманизация, социологизация, экологизация, экономизация, которые должны способствовать формированию общей культуры молодого поколения. Вследствие этого содержание разных разделов курса географии для основной школы, насыщенное экологическими, этнографическими, социальными, экономическими аспектами, становится тем звеном, которое помогает учащимся осознать тесную взаимосвязь естественных и общественных дисциплин, природы и общества в целом. В этом проявляется огромное образовательное, развивающее и воспитательное значение географии.
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного стандарта.
- Все практические работы являются этапами комбинированных уроков, но не все являются оценочными.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Место предмета в базисном учебном плане
На основе ООП ООО МОУ Лицей г. Истры на углубленное изучение географии отводится с 5 по 9 класс 340 часов, из них в 8Б и 9Б классе- 102 часа (3 часа в неделю)
Универсальные учебные действия, которыми должны овладеть учащиеся в процессе освоения курса в 8 класс
РЕГУЛЯТИВНЫЕ *планировать свою деятельность
*вносить изменения в содержание задач
ПУД: а) общеучебные
*составлять сложный и тезисный план
*готовить доклады, выполнять реферативные работы
*составлять конспект выступления, текста
б) знаково-символические *моделирование ― преобразование объекта из чувствен - ной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно - графические или знаково – символические)
в) логические *доказывать и опровергать
*определять причинно – следственную связь между компонентами
г) коммуникативные *выступать перед аудиторией
*уметь донести своё мнение до других
В результате обучения в 8 классе ученик научится:
- Называть основные понятия и термины, различать их, выделять существенные и несущественные признаки;
- Правильно находить географические объекты на карте, определять его местоположение и кратко описывать его по алгоритму (плану), определять местоположение географического объекта относительно других объектов;
- Устанавливать причинно-следственные связи, объяснять, доказывать последовательные изменения объекта в результате выявленных связей;
- Устанавливать закономерности природных процессов и явлений, выделять их признаки и проявления;
- Объяснять особенности экологической ситуации отдельных регионов и их влияние на жизнедеятельность человека.
В результате обучения в 8 классе ученик получит возможность научиться:
- Определять: границы РФ и приграничных государств по картам различного содержания; положение страны на карте часовых зон; природно-хозяйственное районирование страны по различным признакам; субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ; особенности рельефа России по тектонической карте, территории распространения вулканизма и землетрясений; особенности погоды для различных пунктов; особенности климата региона своего проживания; районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематическим картам; реки, относящиеся к бассейнам разных океанов; обеспеченность станы и отдельных ее регионов водными ресурсами; основные биологические ресурсы РФ; типы почв, их строение; особенности географического положения, особенности хозяйственной деятельности людей, экологические проблемы различных природных зон на территории России; численность населения РФ, половой и возрастной состав населения РФ, особенности размещения народов России.
- Решать задачи на определение поясного времени, расчет угла падения солнечных лучей на конкретной территории, определение воздействия на климат океанов и степень континентальности климата конкретных территорий РФ, определение падения и уклона рек, определение разных видов лесов на территории России,.
- Сравнивать: протяженность границ с разными странами-соседями, географическое положение России и других стран, страны по запасам основных видов природных богатств; и объяснять различия.
- Анализировать тематические карты и выявлять особенности разных территорий.
- Наносить на контурную карту объекты.
- Находить дополнительную информацию в Интернете и других источниках, готовить и обсуждать сообщения(презентации).
В содержание типовой программы, а также в порядок прохождения тем, их структуру внесены следующие изменения:
Для приобретения практических навыков и повышения уровня знаний в рабочую программу включены практические работы, предусмотренные Федеральным компонентом государственного стандарта.
- Все практические работы являются этапами комбинированных уроков, но не все являются оценочными.
- Для текущего тематического контроля и оценки знаний в системе уроков предусмотрены уроки-зачеты. Курс завершает урок обобщения и систематизации знаний.
Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе.
Увеличение часов при углубленном изучении географии до 102 часов (3 часа в неделю) реализуется за счет увеличения часов по темам м введения регионального курса Л.Ф.Греханкиной «Родное Подмосковье»
Региональный учебный курс «Родное Подмосковье» является самостоятельным учебным курсом, основанным на комплексном изучении региона, то есть вычленении существенных черт природы, специфики исторического развития, особенностей расселения, традиций, быта, культуры населения, экономики, проблем взаимодействия природы и общества, комплексных проблем территории Подмосковья. Курс «Родное Подмосковье» ориентирован на изучение связей истории освоения и заселения территории с природой, развития современного хозяйства с историей, связи территории Московской области с жизнью великих деятелей национальной культуры.
Курс «Родное Подмосковье» основывается на принципе регионализации: учитывает специфику местности, в которой проживают школьники, создает условия для формирования представлений о территориальных особенностях Подмосковья и Истринского района. Выявляются отличия в природном, хозяйственном, социальном, историческом, культурном отношениях регионов области, что позволяет расширить знания о родной местности, формировать нравственные убеждения школьников.
Учитывая специфические и уникальные особенности региона, данный курс интегрирует в своем содержании географические, социальные, экономические, культуроведческие и экологические знания об Истре, как регионе Московской области. Курс «Родное Подмосковье» основывается на содержании школьного предмета – географии, выполняющей структурирующую и междисциплинарно - интегрирующую роль в системе естественнонаучного и гуманитарного образования.
Изучение своей «малой» Родины, ее географических особенностей позволяет наиболее полно раскрыть воспитательный и развивающий потенциал предмета – любовь к своей местности, к своему району, к своей стране; развивает экологическую культуру, позитивное отношение к окружающей среде.
Предметом изучения в представленном курсе «Родное Подмосковье» является многообразие форм и способов взаимодействия человека с природной и социокультурной средой на конкретной территории Московской области.
Региональный курс «Родное Подмосковье» закладывает основы формирования у каждого учащегося системы знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к своей «малой Родине» - Подмосковью – это цель изучаемого регионального курса.
В значительной мере курс «Родное Подмосковье» строится на актуализации и систематизации уже имеющегося у учащихся практического жизненного опыта взаимодействия в природной и социокультурной среде.
Региональный курс «Родное Подмосковье» решает следующие задачи:
- Овладение школьниками системой комплексных знаний о своем регионе на основе взаимодействия трех компонентов: природы, населения, хозяйства;
- Развитие умений по оцениванию природных условий и ресурсов с точки зрения жизненных потребностей человека и его хозяйственной деятельности;
- Развитие умений по оцениванию экологической ситуации в Московской области и последствий воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду;
- Формирование нравственных убеждений школьников, уважительного отношения к обычаям, традициям и духовной культуре своего края;
- Воспитывать любовь и бережное отношение к природе своей малой Родины – Подмосковью;
- Стимулировать развитие познавательного интереса и творческого потенциала учащихся;
- Включение учащихся в разнообразные виды деятельности, способствуя самореализации школьников, становлению чувства собственного достоинства, уверенности в своих силах.
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников* | Авторская программа по географии для 8 класса общеобразовательных учреждений В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой (М: Просвещение, 2013г) Авторская программа регионального курса «Родное Подмосковье» для 8 класса, Л.Ф.Греханкина, М.: Селадо, 2012 г. |
Учебник, учебное пособие** | Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. География: природа, население, хозяйство. Учебник. М.: Просвещение, 2013г.(комплект с электронным приложением) Греханкина Л. Ф. «Родное Подмосковье», 8 класс М.: Селадо, 2012 г. учебное пособие для учащихся 7-8-9 классов общеобразовательных учреждений Московской области, М.: Перо, 2008 г. (электронный вариант учебника). Учебные материалы по географии Москвы и Московской области для учащихся, М.: МГУ, 2014г. |
Рабочая тетрадь для обучающихся* | Ольховская Н.В., Банников С.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажер.8класс; Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс Барабанов В.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс Рабочая тетрадь для учащихся по географии Москвы и Московской области, М.: МГУ, 2009г. |
Электронное приложение к УМК | География: Россия: природа, население, хозяйство: Электронное приложение к учебнику 8 класса / Под ред. В.П.Дронова. СО-КОМ. География: Россия: природа, население, хозяйство: Интерактивное картографическое пособие: 8 класс / Под ред. В.П. Дронова. СО-КОМ. |
Дидактический материал* | |
Материалы для контроля (тесты и т.п.)* | Барабанов В.В. География: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. М.: Просвещение, 2014. |
Методическое пособие с поурочными разработками* | Тарасова Н.В., под редакцией Дронова В.П. География: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. М.: Просвещение, 2012. География: Россия: природа, население, хозяйство: 8 класс: Методические рекомендации Под ред. В.П.Дронова. - М.: Просвещение, 2012. Методическое пособие для учителя, М.: Селадо , 2012г. Программно - методические материалы для учителя по курсу «Родное Подмосковье», М.: МГОУ, 2007г. Методические рекомендации по использованию УМК регионального курса, М.: МГОУ, 2008г. |
Список используемой литературы* | Алексеев А.И. География России. Природа и население. - М.: Дрофа, 2012. Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. География России. Природа. Население. Хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2012. Сиротин В.И. Тесты для итогового контроля. 8-9 классы. - М.: Дрофа, 2011.. Уроки географии с применением информационных технологий. 6-9 классы. Методическое пособие с электронным приложением / И.А. Кугут, Л.И. Елисеева и др. - М.: Глобус, 2011. |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации http://www.rgo.ru/ - Планета Земля http://ru.wikipedia.org/wiki - энциклопедия http://www.georus.by.ru/russia/map.shtml.htm - сайт по географии России http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения geo.1september.ru - сайт "Я иду на урок географии" http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики http://www.sci.aha.ru/ALL/VOC - Большой энциклопедический словарь http://www.russia.rin.ru - Россия Великая http://www.web.ru - Все о геологии http://www.floranimal.ru - Портал о животных и растениях http://www.oopt.info - Информационно-справочная система ООПТ http://www.nature.ru - Редкие и исчезающие животные России и зарубежья |
Технические средства обучения | Мультимедийная установка |
План психолого-педагогической характеристики класса
- Количество обучающихся в классе.
- Общая оценка уровня успеваемости (низкий, средний, высокий).
- Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся (низкий, средний, высокий).
- Уровень сформированности универсальных учебных действий (низкий, средний, высокий).
- Доступная образовательная среда для детей с особыми потребностями (дети с ОВЗ, гиперактивные и др.)
| 8б |
1 | 29 |
2 | высокий |
3 | высокий |
4 | средний |
5 | нет |
Психолого-педагогической характеристика 8 « Б» класса.
Количество обучающихся в классе – 28 человек , из них 15 мальчиков и 13 девочек. Это вновь сформированный класс, некоторые учащиеся пришли из других школ. В 8Б класс поступили дети с высокой успеваемостью по всем предметам. Учащиеся ответственно выполняют задания., активно участвуют в проектной деятельности, обсуждении сложных вопросов. Учащимся, которые слабо успевают по предмету, следует уделять больше внимания при выполнении заданий. В целом познавательная активность и работоспособность обучающихся хорошая. Ребята с увлечением готовят творческие задания, часто выступают с презентациями.
Уровень сформированности универсальных учебных действий в классе средний
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | количество | ||||
тестов | контурные карты | практических работ | |||||
1 | Введение | 1 | |||||
2 | Географическое пространство России | 8 | 2 | 3 | 3 | ||
Природа России | 43 | ||||||
3 | Рельеф и недра | 7 | 1 | 3 | 1 | ||
4 | Климат | 11 | 3 | 3 | 2 | ||
5 | Внутренние воды и моря | 7 | 2 | 3 | 2 | ||
6 | Растительный и животный мир | 3 | 1 | ||||
7 | Почвы | 4 | 1 | 1 | |||
8 | Природно-хозяйственные зоны | 11 | 6 | 5 | 2 | ||
9 | Население России | 11 | 5 | 2 | |||
10 Итоговая проверочная работа | 1 | 1 |
Распределение учебного времени в течение учебного года
Четверть | Количество недель в триместре | Количество часов в неделю | Количество часов в триместре | Количество контрольных (практических) работ | Контрольные мероприятия | |||
тесты | Контрольные работы | практические работы | работа с картой | |||||
I триместр | 10 | 3 | 30 | 2 | 5 | 1 | 4 | 15 |
II триместр | 12 | 3 | 36 | 3 | 6 | 3 | 4 | 18 |
III триместр | 12 | 3 | 36 | 3 | 7 | 4 | 5 | 17 |
Итого в год | 34 | 102 | 8 | 18 | 8 | 9 | 50 |
Календарно-тематическое планирование предмета география на 2018 – 2019 учебный год
№ урока | Дата | Тема урока Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее нее задание |
I триместр | ||||
Введение – 1 час | ||||
1 | .09 | Введение. Что изучает физическая география России | Знакомство со структурой учебников и с особенностями используемых компонентов УМК. | Учебник, с. 5-6 прочитать, ответить на вопросы; Атлас.. разработка проекта «Образ России» |
ТЕМА I. Географическое пространство России – 9 часов | ||||
2 | 09 | Границы России festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Определять границы РФ и приграничных государств по физической и политической картам. Наносить эти объектов на контурную карту. Сравнивать морские и сухопутные границы РФ по протяженности и значению для развития внешнеторговых связей РФ с другими государствами. Сравнивать протяженность границ с разными странами- соседями. Определять наиболее разнообразные в природном отношении границы. Составлять описание границ России. | Учебник, п.1 читать; Атлас, с. 2-3, ; Контурные карты с. 2-3№1, 4 |
3 | .09 | Размеры территория России Пр.раб.1 Определение поясного времени для разных городов России http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики | Сравнивать размеры государственной территории РФ и других стран (Канады, США и т.д) на основе анализа карт и статистических данных. Выявлять на основе анализа схемы преимущества и недостатки больших размеров территории страны. | Учебник, п.2 |
4 | Часовые зоны. Пр.раб.1 Определение поясного времени для разных городов России | Определять положение РФ на карте часовых зон. Определять время для разных городов России по карте часовых зон. Решать задачи на определение времени с контекстом из реальной жизни. | Учебник, п.2 | |
5 | .09 | Географическое положение Пр.раб.2 Составление сравнительной характеристики географического положения России с другими странами. http://www.russia.rin.ru - Россия Великая | Анализировать карты и выявлять особенности разных видов географического положения России. Наносить на контурную карту объекты, характеризующие географическое положение России. Сравнивать географическое положение России и других стран. Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны. | Учебник, п.3, кон. карты с.2-3 №1,2,3,5 |
6 | Россия – мост между Европой и Азией | Выявлять зависимость между географическим положением и особенностями заселения и хозяйственного освоения территории страны | ||
7 | 10 | Россия в мире festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Анализировать карты и статистические материалы (печатные таблицы, диаграммы, графики, ресурсы Интернета) и выявлять место России в природно-ресурсном потенциале мира. Сравнивать страны по запасам основных видов природных богатств. | Учебник, п.4 |
8 | Россия и международные организации | Определять по картам соседние государства России, входящие в состав СНГ, и называть их столицы. | Учебник, п.4 | |
9 | .10 | Освоение и изучение территории России до 17 века | Выявлять особенности формирования государственной территории России, изменения ее границ, заселения и хозяйственного освоения на разных исторических этапах. Анализировать карты с маршрутами важнейших путешествий и экспедиций по территории России. Характеризовать вклад знаменитых путешественников и исследователей в освоение и изучение территории России. Готовить и обсуждать сообщения и презентации о результатах выдающихся отечественных географических открытий и путешествий. | Учебник, п.5, атлас с.4-5 |
10 | Освоение и изучение территории России в 18-19 веках | Учебник, п.5, атлас с.4-5 | ||
11 | Освоение и изучение территории России в 20-21 веках | Учебник, п.5, атлас с.4-5 | ||
12 | 10 | Природно-хозяйственное районирование России http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Определять по схеме виды районирования по количеству и проявлению признаков, характеру деления территории и направления районирования. Анализировать карты и приводить примеры разных видов районирования и районов. | Учебник, п. 6 |
13 | .11 | Административно-территориальное устройство России. Пр.раб 3 Анализ административно-территориального деления России. | Анализировать схему, отражающую функции административно-территориального деления страны. Выявлять специфику административно-территориального устройства Российской Федерации. Определять субъекты РФ и их столицы по политико-административной карте РФ. Определять состав и границы федеральных округов по карте федеральных округов. | Учебник, п.7, атлас с. 8-9, конт.карты с. 4-5 №1-5 |
14 | .11 | Обобщение по теме «Географическое пространство России» | Выполнение вариантов контрольной работы, предлагаемой в Тетради-экзаменаторе, стр.6-15 | Проект «Образ России» |
ТЕМА II. Природа России - 4 часов | ||||
15 | 11 | Природные условия и ресурсы http://www.web.ru - Все о геологии | Определение состава природных ресурсов России (минеральные, водные, биологические, земельные и т.д.). Сравнивать разные виды природных ресурсов по исчерпаемости и возобновимости. Оценивать обеспеченность России природными ресурсами; объяснять их значение для развития хозяйства страны. Определять особенности размещения и потребления разных видов природных ресурсов на территории страны. Определять территории с наиболее неблагоприятной и наиболее благоприятной экологической ситуацией на территории России по экологической карте. Обсуждать проблемы и перспективы охраны и рационального использования природного и экологического потенциала России. | Учебник, п.8 |
Раздел 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые -9 часов | ||||
16 | Формирование земной коры на территории России | Определять основные этапы формирования земной коры на территории России по геологической карте и тектонической карт, геохронологической таблице и рисункам (моделям). Наблюдать модель (объект коллекции пособий или электронная модель) строения складок в земной коре и описывать особенности формирования складчатых структур и развития основных форм рельефа суши. Определять способы изображения основных тектонических структур и сами тектонические структуры по тектонической карте России. Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит. | Учебник, п.9, таблица, атлас с.10-13, конт.карта с.8-9 №1-3,5 | |
17 | Горообразование | Сравнивать тематические карты и выявлять зависимость расположения платформ и районов горообразования от простирания границ литосферных плит. | Учебник, п.9, таблица, атлас с.10-13, конт.карта с.8-9 №1-3,5 | |
Рельеф и недра (7 часов) | ||||
18 | Рельеф России festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Определять особенности рельефа России по физической карте. Наносить на контурную карту основные формы рельефа страны. Выявлять зависимость между тектоническим строением и рельефом на основе сопоставления физической и тектонической карт. Сравнивать физическую карту и карту плотности населения и выявлять воздействие рельефа на расселение людей. Определять и объяснять особенности рельефа региона своего проживания. | Учебник, п.10, атлас с.10-13, конт. карта с.10-11 №1-5 | |
19 | Изменение рельефа под воздействием внутренних процессов festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Анализировать карту новейших тектонических движений и выявлять воздействие их направленности и интенсивности на рельеф. Определять по физической и тематическим картам территории распространения землетрясений и вулканизма. Наносить на конт карту сейсмические пояса России, действующие и потухшие вулканы. | Учебник, п.11; атлас с.10-13, конт.карты с.8-9 № 4 | |
20 | Изменение рельефа под воздействием внешних процессов festival.1september.ru- презентации nsportal.ru - презентации | Составлять и анализировать схему, отражающую перечень внешних сил и формирующихся под их воздействием форм рельефа на территории России. Определять по тематическим картам границу древнего оледенения и по физической карте приводить примеры возвышенностей, созданных деятельностью древних ледников. Находить дополнительную информацию (в Интернете, других источниках) о причинах образования оврагов, об их географическом распространении, влиянии на хозяйственную деятельность и способах борьбы с эрозией. | Учебник, п.12, атлас с. 10-11, 13 | |
21 | Минеральные ресурсы и их использование. | Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические). Обсуждать преимущества и недостатки разных способов добычи полезных ископаемых и проблему их рационального использования. | Учебник, п. 13 географическое исследование, атлас с.12-13, | |
22 | Пр.раб.4 Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых | Анализировать физическую и тектоническую карты и выявлять закономерности в размещении основных групп полезных ископаемых в соответствии с их происхождением (осадочные, магматические, метаморфические). | Учебник, п. 13 географическое исследование, атлас с.12-13, | |
23 | Земная кора и человек festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об опасных стихийных явлениях в литосфере и правила безопасного поведения в ситуациях, связанных с их проявлением. Устанавливать особенности формирования и современного развития рельефа и закономерности размещения полезных ископаемых на примере своего региона и своей местности. | Учебник, п. 14 Таблица«Опасные явления», атлас с.10-11, 22-23 | |
24 | Обобщающий урок по теме «Рельеф и недра» | Знать и объяснять закономерности размещения основных форм рельефа; уметь сопоставлять карты разного содержания. - контрольная работа в тетради-экзаменаторе | Учебник стр.130, атлас с.10-13 Буклет «Интересные формы рельефа России» | |
Раздел 2. Климат и климатические ресурсы – 14 часов | ||||
25 | Географическое положение и климат России festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Анализировать иллюстрации, схемы, модели и выявлять зависимость распределения солнечной энергии от географической широты. Анализировать климатическую карту мира и определять положение России по отношению к устойчивым и сезонным максимумам и минимумам атмосферного давления. Решать учебные задачи по определению воздействия на климат океанов и степени континентальности климата конкретных территорий России. | Учебник, п. 15, атлас с.10-11, с.14-15 | |
26 | Солнечное излучение и климат. . | Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость количества солнечной радиации от географической широты и температуры воздуха от количества солнечной радиации. Определять по картам показатели суммарной солнечной радиации и радиационного баланса для различных пунктов и территорий. Решать учебные задачи по расчету угла падения солнечных лучей на конкретной территории в дни солнцестояний и равноденствий. | Учебник, п. 16, | |
27 | Земная поверхность и климат festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей рельефа. Находить на основе использования климатической карты России подтверждения влиянию на климат крупных озер | Учебник, п. 17, атлас с 10-11, 14-15 | |
28 | Воздушные массы и их циркуляция | Составлять схему «Типы воздушных масс на территории России и их свойства», составлять диаграмму повторяемости воздушных масс на каких-либо конкретных территориях. Сопоставлять карты давления воздуха и направления ветров в январе и июле с климатической картой России и находить доказательства воздействия циркуляции атмосферы на температуру воздуха и количество осадков. Анализировать иллюстрации, схемы, тематические карты и выявлять зависимость климатических показателей конкретных территорий от особенностей движения воздушных масс. | Учебник, п.18, атлас с .10-11, 14-15 | |
29 | Атмосферные фронты | Определять по синоптической карте особенности погоды для различных пунктов, обусловленные фронтальной деятельностью. Прогнозировать по синоптической карте изменения погоды в связи с наступлением фронтов | Учебник, п.19 | |
30 | Циклоны и антициклоны | Составлять схему (таблицу) , отражающую особенности циклональной и антициклональной погоды в зимний и летний сезоны года. Описывать циклональную и антициклональную погоду зимой и летом в своей местности. Решать познавательные задачи на определение циклональных и антициклональных типов погоды . | Учебник, п. 20. Атлас с.14-15 | |
2 триместр | ||||
31 | Распределение температуры воздуха по территории России. Лето | Определять по климатическим картам и климатограммам средние температуры января и июля для различных пунктов. Сравнивать ход температурных кривых на климатограммах различных пунктов и объяснять различия. Составлять по климатическим картам описание изменения значений температур с запада на восток (вдоль какой-либо параллели) и с севера на юг (вдоль какого-либо меридиана) | Учебник, п. 21, атлас с.14-15, конт.карты с.14-15 № 2 и 3 частично | |
32 | Распределение температуры воздуха по территории России. Зима | Учебник, п. 21, атлас с.14-15, конт.карты с.14-15 № 2 и 3 частично | ||
33 | Распределение осадков и увлажнения по территории России. | Определять по климатическим картам и климатограммам годовое количество осадков, количество осадков холодного периода, теплого периода для различных пунктов. Сравнивать годовой ход изменения осадков на климатограммах разных пунктов и объяснять различия. Строить по имеющимся данным диаграмму распределения осадков по месяцам года для какого-либо пункта. Составлять по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60 с.ш. Сопоставлять климатическую карту с картой испарения и испаряемости, объяснять выявленные закономерности. | Учебник, п. 22, атлас с.10-11, 14-15, 19, 20-21, конт.карты с.14-15 № 2 и 3 частично | |
34 | Пр.раб.5 Составлять по климатическим картам описание изменения значений среднегодового количества осадков с запада на восток вдоль параллели 60 с.ш. Сопоставлять климатическую карту с картой испарения и испаряемости, объяснять выявленные закономерности. Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий. Строить график изменения коэффициента увлажнения на территории России по направлению с севера на юг- от тундры до пустыни | Решать учебные задачи по определению коэффициента увлажнения для различных территорий. Строить график изменения коэффициента увлажнения на территории России по направлению с севера на юг- от тундры до пустыни | Учебник, п. 22, атлас с.10-11, 14-15, 19, 20-21, конт.карты с.14-15 № 2 и 3 частично | |
35 | Климатические пояса и области Пр.раб. 6 Составление макета климатической карты | Определять районы распространения разных типов климата на территории страны по карте климатических поясов и областей. Сопоставлять климатическую карту с картой климатических поясов и областей для выявления основных показателей разных типов климата (средних летних и зимних температур, годового количества осадков, направления ветров). Описывать разные типы климатов. Составлять сравнительную характеристику разных типов климата по основным климатическим показателям (средние температуры января и июля, годовая амплитуда температур, годовое количество осадков и сезон их преимущественного выпадения) в таблично-графической форме. Устанавливать соответствие между климатограммами и типами климата. Определять особенности климата своего проживания. | Учебник, п. 23, таблица «Опасные явления» | |
36 | Климат и человек Пр.раб.7 Оценка климата как фактора хозяйственной деятельности и условий жизни людей | Подготавливать и обсуждать сообщения (презентации) о воздействии климатических условий на человека (быт, жилище, одежда, способы передвижения, здоровье) и способах адаптации человека к разным климатическим условиям нашей страны. Оценивать условия жизни и хозяйственной деятельности населения одной из территорий страны. | Учебник, п. 24, атлас с.14-15, 19, 22, 38 | |
37 | Неблагоприятные климатические явления и хозяйственная деятельность людей | Определять районы распространения неблагоприятных климатических явлений на территории страны по тематическим картам. Обсуждать проблемы изменения климата под влиянием естественных и антропогенных факторов | ||
38 | Обобщающий урок по теме «Климат» | -Контрольная работа Тетрадь-экзаменатор , с.24-25 или подготовленное обсуждение изменения климата под воздействием естественных и антропогенных факторов, мер по сохранению чистоты воздушного океана на примере региона своего проживания. | экологический плакат | |
Раздел 3. Внутренние воды и водные ресурсы – 11 часов | ||||
39 | Моря festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Наносить на конт карту моря, заливы, проливы, крупнейшие полуострова и острова. Анализировать карты и описывать географическое положение морей, ранжировать их по глубине, площади, характеры береговой линии. Описывать положение летней и зимней границ плавучих льдов в Северном Ледовитом океане. Находить информацию (в Интернете и др. источниках)об истории изучения и освоения российского сектора Арктики | Учебник, п.25, атлас с.10-11, конт карта | |
40 | Особенности природы морей festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Составлять характеристику одного из морей на основе анализа карт. Наносить на конт.карту крупнейшие порты каждого из морей. Находить информацию (в Интернете и др. источниках), подготавливать и обсуждать презентации проектов о роли морей в жизни населения и развития хозяйства России | Учебник, п. 26, атлас с. 10-11, 13, 26-27 | |
41 | Дальневосточные моря | Находить информацию (в Интернете и др. источниках), подготавливать и обсуждать презентации проектов о роли морей в жизни населения и развития хозяйства России | Учебник, п. 26, атлас с. 10-11, 13, 26-27 | |
42 | Внутренние воды России. Реки
| Определять по физической карте реки, относящиеся к бассейнам разных океанов.. Наносить на контурную карту водоразделы океанских бассейнов, обозначать крупные реки. Решать учебные задачи на определение падения и уклона рек. | Учебник, п. 27, атлас с. 10-11, 16-17, 22-23, конт карты с.16-17 № 1,2,4 | |
43 | Пр.раб.8 Сравнительная характеристика рек европейской и азиатской частей страны. | Выявлять зависимость между характером течения крупнейших рек и рельефом, режимом и климатом по картам и климатограммам. Сравнивать реки по объему годового стока. Составлять характеристику одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. | Учебник, п. 27, атлас с. 10-11, 16-17, 22-23, конт карты с.16-17 № 1,2,4 | |
44 | Озера, водохранилища, болота | Определять типы озер по происхождению озерных котловин, солености, размерам. Наносить на контурную карту разные типы озер России. Определять по картам крупнейшие водохранилища, подписывать их на конт. карте. Выявлять положительные и отрицательные последствия строительства водохранилищ | Учебник, п. 28, атлас с. 10-11, 16-17, конт.карты с.16-17 №3 | |
45 | Подземные воды. Ледники. | Определять по картам основные районы распространения горного и покровного оледенения, многолетней мерзлоты. Наносить на конт.карту границу максимального распространения многолетней мерзлоты. | Учебник, п. 29, атлас с. 10-11, 14-15, 16, конт.карты с.16-17 №5 | |
46 | Многолетняя мерзлота | Сопоставлять тематические карты и определять, для территорий каких климатических поясов и областей характерна мерзлота. Определять по картам районы распространения сплошной. Прерывистой и островной мерзлоты | Учебник, п. 29, атлас с. 10-11, 14-15, 16, конт.карты с.16-17 №5 | |
47 | Вода и человек. Пр.раб.9 Определение взаимосвязи рельефа, климата и вод суши festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Оценивать обеспеченность страны водными ресурсами. Обсуждать проблемы, связанные с использованием водных ресурсов, предлагать пути их охраны и рационального использования. Определять особенности внутренних вод и меры по их охране в регионе своего проживания. | Учебник, п. 30, атлас с.16-17, 29
| |
48 | Стихийные явления. Ресурсы морей и проблемы их использования. | Подготавливать и обсуждать презентации о влиянии разных видов внутренних вод и стихийных природных явлений (наводнения. Снежные лавины) на жизнь населения и особенности развития хозяйства России. | Учебник, п. 30, атлас с.16-17, 29 | |
49 | Обобщающий урок по теме «Внутренние воды и моря Пр.раб.10 Оценка обеспеченности водными ресурсами территорий страны. | Выполнение практической работы или выполнение вариантов контрольной работы в Тетради-экзаменаторе, с.36-43 | Учебник с. 130, атлас с.10-11, 16-17 | |
Раздел 5. Растительный и животный мир– 3 часа | ||||
50 | Растительный мир http://www.floranimal.ru - Портал о животных и растениях | Выявлять факторы, определяющие состав и разнообразие растительности. России. Определять на основе сопоставления карт показатели климата территорий, где широко распространены характерные представители зональных типов растительности(тундровой, лесной, степной). Решать учебные задачи на определение разных видов лесов на территории России | Учебник, п.31, атлас с.10-11, 14-15, 19, 20-21 | |
51 | Животный мир. http://www.floranimal.ru - Портал о животных и растениях | Выявлять факторы, определяющие разнообразие состава животного мира России. Устанавливать характерные для зональных типов растительности России животных. Находить информацию (в Интернете и др. источниках), готовить и обсуждать сообщения (презентации) о животных России, занесенных в Красную книгу, и мерах по их охране (или о животном мире региона своего проживания) | Учебник, п.32, с.10-11, 20-21 | |
52 | Биологические ресурсы и человек http://www.nature.ru - Редкие и исчезающие животные России и зарубежья | Оценивать место России в биологических ресурсах мира, долю в мировых запасах древесины. Определять основные биологические ресурсы лесных и безлесных территорий. или проведение контрольной работы, Тетрадь-экзаменатор с 44-47 | Учебник, п. 33, с.130, атлас с.20-21, Тетрадь-экзаменатор с.44-47 | |
Раздел 4. Почва и почвенные ресурсы –6 часов | ||||
53 | Почвы и факторы их образования festival.1september.ru- презентафии nsportal.ru - презентации | Наблюдать образцы почв, выявлять их состав. Составлять таблицу (схему) «Состав почв». | Учебник, п. 34 | |
54 | Факторы образования почв | Анализировать схему почвообразующих факторов и конкретизировать ее примерами непосредственного проявления воздействия каждого фактора на формирование почвы | Учебник, п. 34 | |
55 | Основные типы почв России | Определять по типовым схемам типы почв, почвенные горизонты и их названия, свойства главных типов почв, сравнивать их строение. Определять по карте почв главные зональные типы почв и закономерности их распространения на территории страны. Сопоставлять карту растительности (природных зон) с картой почв и выявлять взаимосвязь растительного и почвенного покрова | Учебник, п. 35, атлас с. 18-21 | |
56 | Почвы и человек. Пр.раб. 11 Характеристика почвенных ресурсов своей местности
| Определять структуру земельного фонда России. Оценивать почвенные ресурсы страны | Учебник, п. 36, атлас с. 18-19 | |
57 | Охрана почв | Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о неблагоприятных изменениях почв в результате хозяйственной деятельности и основные мероприятия по рациональному использованию почвенных ресурсов. | Учебник, п. 36, атлас с. 18-19 | |
58 | Обобщающий урок по теме «Почвы» Почвенные ресурсы России. | - выполнение практ. работы «Характеристика почвенных ресурсов своей местности» Или -выполнение вариантов контрольной работы в Тетради-экзаменаторе с.48-53 | Учебник с.130, атлас с.18-21 | |
Раздел 5. Природно-хозяйственные зоны – 16 часов | ||||
59 | Природные районы и природно-хозяйственные зоны http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Определять по картам и схемам особенности географического положения природных районов и природно-хозяйственных зон на территории страны. Сравнивать природную зональность крупных природных районов, используя тематические карты. Решать учебные задачи по определению доли природно-хозяйственных зон в площади страны и численности ее населения, выражая полученные результаты в графической форме | Учебник, п. 37, Групповые творческие задания | |
60 | Природа арктических пустынь, тундр и лесотундр http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Определять по картам особенности географического положения арктических пустынь, тундр и лесотундр. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зоны на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природной зоны по типовому плану. | Учебник, п. 38, атлас с.20-23, 26-27 | |
61 | Почвы, растительность и животный мир арктических пустынь, тундр и лесотундр | Составлять характеристику природной зоны по типовому плану. | ||
62 | Население и хозяйство в Арктике и тундре http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зоны, связанные с основными видами хозяйственной деятельности. | Учебник, п. 39, атлас с.20-23, 26-27 | |
63 | Природа лесных зон http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Определять по картам особенности географического положения зон таежных и смешанных и широколиственных лесов. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов природы, схем связей компонентов в природных комплексах. Составлять характеристику природы зоны по типовому плану | Учебник, п.40, атлас с.14-15, 18-21, конт.карты с.18-19 №2 | |
64 | Зона смешанных и широколиственных лесов | Составлять характеристику природы зоны по типовому плану | Учебник, п.40, атлас с.14-15, 18-21, конт.карты с.18-19 №2 | |
65 | Население и хозяйство лесных зон | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности. | Учебник, п. 41, атлас с.6-7, 10-11, 20-23, 26-27 | |
66 | Природа лесостепей и степей http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Определять по картам особенности географического положения зон лесостепей и степей. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов природных комплексов. | Учебник, п. 42 | |
67 | Почвы и животный мир лесостепей и степей | Составлять характеристику природы зоны по типовому плану | Учебник, п. 42 | |
68 | Население и хозяйство степной и лесостепной зон | Сопоставлять карты природных зон, благоприятности природных условий для жизни населения и размещения населения и выявлять причины соответствующей плотности населения. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанные с основными видами хозяйственной деятельности. Выявлять особенности размещения населения в разных природно-хозяйственных зонах | Учебник, п. 43, , атлас с.14-15, 20-23, 26-27, 38 | |
69 | Засушливые территории России. http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Определять по картам особенности географического положения зон полупустынь и пустынь. Выявлять взаимозависимости между компонентами природы зон на основе анализа физической карты, тематических карт компонентов природы, схем связей компонентов природных комплексов. | Учебник, п. 44, атлас с.14-15, 18-21, 26-27 | |
70 | Пр.раб.12 Сравнительная характеристика природно-хозяйственных зон | Составлять характеристику природы зоны по типовому плану. Определять на основе анализа тематических карт особенности хозяйственной деятельности и выявлять экологические проблемы зон, связанными с основными видами хозяйственной деятельности | ||
71 | Горные области http://worldgeo.ru/russia/map/- экономические районы, основные сведения | Выявление причинно-следственных связей между географическим положением и характером высотной поясности территории. Выявление особенностей проявления высотной поясности различных горных систем России. | Учебник, п. 45, атлас с.20-21, конт.карта с.18-19 №4 | |
72 | Охрана природы и особо охраняемые территории. | Определять виды особо охраняемых природных территорий и особенности их распространения на территории страны по карте особо охраняемых природных территорий. | Учебник, п. 46, атлас с.19,20-21, 64, конт.карта с.20-21 № 1-5 | |
73 | Пр.раб. 13 Определение особо охраняемых территорий своего района | Находить информацию (в Интернете и др. источниках), готовить и обсуждать презентаций о важнейших ООПТ и памятниках Всемирного природного наследия на территории России (или проводить практическую работу по определению ООПТ района своего проживания) | Учебник, п. 46, атлас с.19,20-21, 64, конт.карта с.20-21 № 1-5 | |
74 | Обобщающий урок по теме «природно-хозяйственные зоны» http://www.rgo.ru/ - Планета Земля http://ru.wikipedia.org/wiki - энциклопедия http://www.georus.by.ru/russia/map.shtml.htm - сайт по географии России http://www.nature.ru - Редкие и исчезающие животные России и зарубежья | - выполнение практ.работы «Сравнительная характеристика природо-хозяйственных зон» -подготовленное обсуждение проблемы «Могут ли антропогенные изменения природно=хозяйственных зон привести к тому, что зоны перестанут отличаться друг от друга?», предлагаемой на стр.130 учебника -выполнение вариантов контрольной работы Тетрадь-экзаменатор с .54-61 | Учебник с.130, атлас с.14-15, 18-23, 26-27, конт.карты с.18-19 №5 | |
ТЕМА III. Население России – 15 часов | ||||
75 | Численность населения. http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики http://www.sci.aha.ru/ALL/VOC - Большой энциклопедический словарь | Определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных. Сравнивать традиционный и современный типы воспроизводства. Определять и сравнивать по статистическим данным естественный прирост населения в разных частях страны, регионе своего проживания | Учебник, п. 47 | |
76 | Почему снижалась численность населения. | Анализировать графики изменения численности населения во времени. Сравнивать традиционный и современный типы воспроизводства | Учебник, п. 48 | |
77 | Мужчины и женщины | Выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин разных возрастов. Определять половой состав населения России по статистическим данным. Определять по статистическим данным соотношение мужского и женского населения в разных районах страны. Решать учебные задачи по получению информации на основе анализа таблиц, диаграмм и графиков | Учебник п.49 | |
78 | Молодые и старые Пр.раб. 14 Составление сравнительной характеристики половозрастного состава населения регионов России http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики http://www.sci.aha.ru/ALL/VOC - Большой энциклопедический словарь | Определять возрастной состав населения России по статистическим данным (обучающая практическая). Анализировать и сравнивать половозрастные пирамиды населения России начала и конца XX в., для разных территорий России, для региона своего проживания. Сравнивать среднюю продолжительности жизни мужчин и женщин в России и других странах мира по статистическим данным. Готовить и обсуждать сообщения (презентации) о факторах, влияющих на среднюю продолжительность жизни населения | Учебник, п. 50, атлас с. 8-9 | |
79 | Народы http://www.oopt.info - Информационно-справочная система ООПТ | Определять крупнейшие по численности народы России по статистическим данным. Определять особенности размещения народов России и сравнивать по тематическим картам географию крупнейших народов с политико-административным делением РФ | Учебник, п. 51, атлас с. 8-9, 24-25 | |
80 | Языки | Определять по карте основные языковые семьи (и группы), территории России, где они наиболее широко распространены. Исследовать по картам особенности языкового состава отдельных регионов России. | Учебник, п. 52, атлас с.24-25 | |
81 | Религии | Определять современный религиозный состав населения России по статистическим данным. Определять главные районы распространения христианства, ислама, буддизма и прочих религий по карте религий народов России. Наносить на контурную карту крупнейшие религиозные центры православия, ислама, буддизма. | Учебник, п. 53, атлас с.24-25 | |
82 | Размещение населения http://www.oopt.info - Информационно-справочная система ООПТ | Выявлять факторы (природные, исторические, социально-экономические), влияющие на размещение населения страны. Выявлять закономерности размещения населения России по карте плотности населения, физической и тематическим картам. Наносить на конт.карту основную зону расселения и хозяйственного освоения, зону Севера | Учебник, п. 54, атлас с.8-9, 22-23, 26-27, контурная карта с.24-25 № 1-4 | |
83 | Города России. | Определять виды городов России по численности населения, функциям, роли в жизни страны. Наносить на контурную карту крупнейшие города и городские агломерации России. Обсуждать социально-экономические и экологические проблемы в крупных городах страны. Обсуждать современные социальные проблемы малых городов. | Учебник, п. 55, контурная карта | |
84 | Урбанизация | Выявлять особенности урбанизации в России (темпы, уровень урбанизации) по статистическим данным. Определять по тематической карте территории России с разными показателями урбанизации | Учебник, п. 55 | |
85 | Сельские поселения и сельское население | Определять виды сельских населенных пунктов по числу жителей, внешнему облику, роли в хозяйстве страны. Выявлять причинно-следственные связи между природными условиями и ресурсами (агроклиматическими, земельными, водными, рыбными, охотничьими, лесными) и формированием зональных типов сельских поселений. Определять зональные типы сельских поселений. Обсуждать современные социальные проблемы сельских поселений. Определять и сравнивать показатели соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. | Учебник, п. 56, атлас с.8-9, 22-23, конт.карты с.26-27 №4 | |
86 | Миграции населения. | Определять на основе анализа схем различные виды миграций и вызывающие их причины..Готовить и обсуждать сообщения (презентации) об основных направлениях миграционных потоков на разных этапах исторического развития России. Определять основные направления современных миграционных потоков на территории России по тематической карте. | Учебник, п. 57,58, атлас с.8-9, 23, | |
87 | География миграций Пр.раб. 15 Характеристика особенностей движения населения России | Определять по статистическим данным и тематической карте территории России с наиболее высокими показателями миграционного прироста и убыли населения. | Учебник, п. 57,58, атлас с.8-9, 23, | |
88 | Человеческий капитал страны. Обобщающий урок по теме «Население России». Защита проекта http://www.gks.ru- Федеральная служба государственной статистики http://www.oopt.info – Информационно-справочная система ООПТ | Определять экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Определять географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определения. Проблемы безработицы и пути их решения. Качество жизни населения. Или -Тетрадь-экзаменатор с.62-71 | Учебник с.158, атлас с.8-9, 22-25 | |
89 | Обобщающий урок по теме «Население России». Защита проекта | |||
ТЕМА IV. Родное Подмосковье– 11 часов | ||||
90 | Визитная карточка Подмосковья- 2 часа Географическое положение и границы Московской области. | Оценивать ГП региона, работать с картами и учебными материалами. Определять понятие «край», «область», «регион», географическое положение Московской области, протяженность границ, изменение границ во времени; изменение географического положения и роли городов Подмосковья; роль центрального положения Москвы; современное положение области в центре Восточно-Европейской равнины и Центральной России; столичность положения, административное деление: районы, города; современные границы Московской области; изменение границ области в 2012 г. | ||
91 | Административное деление Подмосковья. Практическая работа № 1. Определение по картам географического положения, административного деления региона и своего населенного пункта | Определение по картам географического положения, административного деления региона и своего населенного пункта | ||
92 | История исследования и освоения Подмосковья- 1 час Наши предки в далеком прошлом. Вятичи и кривичи. Древние города Подмосковья. Возникновение Москвы. Этапы формирования г. Истры. Практическая работа № 2.Подготовка сообщений, работа с краеведческой литературой. Экскурсия в краеведческий музей г. Истры. | Подготовка сообщений, работа с краеведческой литературой. Экскурсия в краеведческий музей г. Истры. | ||
94 | Природа Подмосковья- часов Геологическое строение и рельеф Подмосковья. Климат и сезоны года Подмосковья. Практическая работа № 3. Составление характеристики природныхкомплексов Московской области и своего края. | Выявлять факторы, обусловившие их проявление на территории области, геологическое строение и рельеф, формирование рельефа под действием внутренних и внешних сил: рельефообразующая роль ледника; отложения ледника (морена) и водно-ледниковые отложения; факторы, определяющие климат, изменение микроклимата; микроклимат большого города (Москва); климата и погоды, сезоны года в Подмосковье; речная сеть области, террасы Москва-реки, река Истра, озера, их происхождение - ледниковые, карстовые; озера Истринского района; система водохранилищ, их роль в водоснабжении региона. Канал им. Москвы. Определять особенности почвы, растительный и животный мир Подмосковья, растительный мир, видовой и возрастной состав; типичные ландшафты; животный мир, его многообразие: виды, образ жизни, условия обитания, разведение птиц, рыб и животных на территории Московской области. Выявлять взаимодействие компонентов природы; влияние хозяйственной деятельности человека на природу Подмосковья, рекреационный потенциал территорий, рекреационные ландшафты: лечебно-оздоровительный, спортивный, познавательно-эстетический, заповедный, изменение рекреационных ландшафтов в процессе использования, особенности охраны и восстановления, природа и территория Подмосковья в прошлом и настоящем; изменения, вызванные человеком; современные экологические проблемы в регионе и пути их решения. | Геологическое строение и рельеф Подмосковья- сообщения | |
94 | Водные ресурсы Московской области. Канал имени Москвы. Водохранилища. Река Истра. Озера Истринского района. Практическая работа №4. Водоемы своей местности. Проблема их загрязнения и защиты от сточных вод. | Водоемы своей местности. Проблема их загрязнения и защиты от сточных вод. | ||
95 | Почвы, растительный и животный мир Подмосковья. Природные районы Подмосковья. Практическая работа № 5. Составление характеристики природных комплексов Московской области и своего края. Работа с краеведческой литературой и контурными картами | Сообщения и презентации учащихся. Составление характеристики природных комплексов Московской области и своего края. Работа с краеведческой литературой и контурными картами (подборка стихотворений о природе Подмосковья). | ||
96 | Особо охраняемые территории Московской области. Красная книга Московской области. Роль ООПТ в сохранении биоразнообразия региона. | Определять особо охраняемые природные территории Подмосковья: заповедники, национальные парки, заказники, парки, памятники природы, природно-климатические условия, растительный и животный мир заповедных территорий Подмосковья, Приокско-Террасный государственный заповедник, национальный парк «Лосиный остров», республиканские заказники (оз. Сосна в Луховицком районе, оз. Глубокое в Рузском районе, «Журавлиная родина» в Талдомском районе), заказники, имеющие статус областных и местных. История создания особо охраняемых территорий, природные комплексы и основные объекты охраны; виды, занесенные в Красную книгу России и Московской области; объекты историко- культурного наследия; роль особо охраняемых природных территорий в сохранении биоразнообразия региона; ресурсосберегающий, научный, рекреационный, туристический потенциал ООПТ; вклад ООПТ в социально-экономическое развитие региона. | Подборка и презентация материала об одном из ООПТ Подмосковья (работа с дополнительными источниками информации). | |
97 | Население региона. Человек и общество- 2 часа Численность, естественный прирост и миграции населения региона. Городское и сельское население региона. Трудовые ресурсы. Практическая работа № 6. Определение средней плотности населения Подмосковья и соотношение городского и сельского населения. | Определять численность населения Подмосковья и Истры, ее изменение во времени; демографические проблемы: снижение естественного прироста, рост численности населения за счет миграций; социальные проблемы, связанные с миграционными процессами; этнография, этнический состав, конфессиональное разнообразие; демографические перспективы территории; многонациональность как специфический фактор формирования и исторического развития региона; социальные и демографические проблемы Истринского района. | Определение средней плотности населения Подмосковья и соотношение городского и сельского населения. | |
98 | Практическая работа № 7. Определение средней плотности населения Подмосковья и соотношение городского и сельского населения. Социальные и демографические проблемы Истринского района. Конференция. | Социологический опрос местного населения на предмет выявления социально-бытовых проблем города Истры. | ||
99 | Хозяйство Подмосковья и своего края. Экологические проблемы региона- 9 ч. Промышленные предприятия Подмосковья. Промышленные предприятия Истры
Практическая работа№ 8. Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства Московской области. | Определять историю развития хозяйства Подмосковья; оценивать природные условия и ресурсы территории; хозяйственная оценка природных условий и ресурсов территории; промышленность Московского региона и города Истры | ||
100 | Агропромышленный комплекс Московского региона. Пригородное хозяйство Истринского района. Сфера обслуживания и рекреационное хозяйство Подмосковья. Экологические проблемы Московской области. | Работа по контурным картам и учебным материалам. | ||
101 | Культурное наследие региона. Достопримечательности Подмосковья Города «Золотого кольца» России. Историко-культурные объекты и памятники природы Истринского района. | Подборка материала и презентация о природном или историко-культурном объекте Истринского района. | Города «Золотого кольца» России. Историко-культурные объекты и памятники природы Истринского района. | |
102 | Итоговая проверочная работа |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по НМР
Протокол № 7 _____Гордеева С.А.______________
от «_20__» июня 2019___ г. « _25__ » июня 2019___ г.
Зав.каф. ____Левина Т.С_________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...