Рабочая программа 10 класс
рабочая программа по географии (10 класс)
Программа для класса с углубленным изучением Географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_geografii_10_b_kl._2017.docx | 60.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Лицей г. Истры
УТВЕРЖДАЮ
директор МОУ Лицей г. Истры
О.А. Оличева
«____»___________20____ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Предмет география
Учебный год 2017-2018 учебный год
Класс 10 «Б»
Количество часов в год 102 часа
Количество часов в неделю 1 час в неделю
Учитель Покалюк С. А.
10 класс
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании: Федерального компонента государственного стандарта по географии ( профильный уровень), утвержденного Приказом Министерства образования РФ от 05.03.2004 года № 1089; Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений РФ, утвержденного приказом Министерства образования РФ № 1312 от 09.03.2004г.; Примерной программы среднего (полного) общего образования по географии. Профильный уровень. (Сборник нормативных документов. География/сост.- Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев - М.: Дрофа, 2008г); Программа «География. 10-11 класс» Е.М. Домогацких Авторская программа В.Н. Холиной. География. Профильный уровень. Книга для учителя. М.: Дрофа, 2012г.; Федерального перечня учебников рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
Курс «География. Экономическая и социальная география мира» в старших классах средней школы занимает особое место, он завершает цикл школьного географического образования и призван сформировать у обучающихся представление и понимание основных тенденций и процессов, происходящих в постоянно меняющемся мире, показать взаимосвязь природы, населения и хозяйства земного шара.
Цели и задачи курса:
- Сформировать у обучающихся целостное представление о состоянии современного общества, о сложности взаимосвязей природы и хозяйствующего на Земле человечества;
- Развить пространственно-географическое мышление;
- Воспитать уважение к культурам других народов и стран;
- Сформировать представление о географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий;
- Научить применять географические знания для оценки и объяснения разнообразных процессов и явлений, происходящих в мире;
- Воспитать экологическую культуру, бережное и рациональное отношение к окружающей среде.
Программа данного курса соответствует Федеральному государственному образовательному стандарту среднего (полного) общего образования. География входит в перечень учебных предметов, которые изучаются на базовом или углубленном уровне. На углублённом уровне на изучение предмета отводится 102 часа в 10 классе. Особенностью программы является классическая трактовка курса, уже давно применяемого в средней школе. Однако при своей традиционности настоящий курс имеет несколько особенностей. Во-первых, он учитывает все указания, прописанные в ФГОС, и является, таким образом, в наибольшей степени соответствующим современным требованиям. Кроме того, учебник, написанный на базе данной программы, опирается на современные статистические данные.
Во-вторых, в связи с тем, что материал делится на две части: «Общая характеристика мира» и «Региональная характеристика мира», несколько изменено распределение тематического материала в рамках разделов. Так в один раздел «Взаимоотношения природы и общества» объединены две темы, посвященные природным ресурсам и экологическим проблемам. В таком виде изучение темы должно происходить после раздела «Население мира».
Раздел «Политическая карта мира» включен во вторую часть курса и изучается не в начале учебного года, а в середине. Перемещение этого раздела в региональную часть курса позволяет разделить материал на две равноценные и вполне самостоятельные части. Это делает возможным гибкое использование данной программы.
Перенос темы «Политическая карта мира», где речь идет о типологии стран современного мира, в середину курса привел к необходимости изучения классификации стран по уровню социально-экономического развития в самом начале первой части. Ведь говорить о населении и природных ресурсах мира, а также о проблемах, которые с ними связаны, без представления о двух полюсах современного мира просто невозможно.
Изложение материала открывается короткой, но очень важной темой «Современная география», в ней речь идет о сущности современной географии вообще и социально-экономической географии в частности. Здесь рассматривается круг проблем, которые решает географическая наука, а также используемые ею научные методы.
Тема «Страны современного мира» дает представление о государственном устройстве стран и их различиях по уровню социально-экономического развития. Этапы формирования политической карты мира. Колониальные империи и их распад. Колониальный список ООН. Объекты политической карты мира. Независимые государства, самопровозглашенные (непризнанные) государства, несамоуправляющиеся территории (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, заморские территории и департаменты).
Формы государственного устройства и правления. Организация территории государства (унитаризм и федерализм). Территория и границы государства. Территориальные споры. Геополитика. Международные политические организации. ООН. Показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала. Источники статистических данных для сопоставлений различных стран. Типология и классификации Всемирного банка, Международного валютного фонда географические типологии. Многопризнаковые классификации: методика и области применения. Типы стран современного мира.
Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
Тема «География населения мира» рассказывает о динамике численности населения и о тех непростых проблемах, от решения которых во многом зависит будущее человечества. Здесь же рассматриваются вопросы состава населения, его сложности и мозаичности и, как следствие, сложного клубка этно-религиозных проблем. Делается важный вывод о том, что причина этих конфликтов кроется как в истории отдельных стран и территорий, так и в экономической сфере жизни общества. Существующим в мире проблемам уделяется очень много внимания, ибо таковы реалии современного мира. В этой теме также реализуются межпредметные связи с историей, обществознанием.
Следующая тема «Природа и человек», также во многом посвящена именно проблемам, но это проблемы экологические, они – следствие современного производства. Однако, основная мысль темы такова: эти проблемы не являются неизбежностью, у человечества есть достаточно возможностей решить их или, по крайней мере, снять их остроту. Значительное место отведено стратегиям решения экологических проблем. Численность населения мира ( переписи, оценки и прогнозы). Динамика численности населения ( гипотеза Т. Мальтуса, модель демографического перехода). Закономерности размещения. Демографическая политика. Экономически активное население. Хозяйственное освоение и социальные конфликты. География культуры. Языковые семьи и группы. Расы и этносы. Национальные меньшинства и этническая дискриминация. Теория этногенеза Л. Н, Гумилева. Религии народов мира: ареалы происхождения и современного распространения. Религиозные конфликты. Влияние религий на особенности освоения ресурсов, общественную и политическую жизнь. Историко-культурные районы мира: причины формирования территориальных различий в культуре.
Эта тема имеет межпредметные связи с биологией и экологией.
Далее рассмотрена темы « Мировое хозяйство и научно- техническая революция» и « Отрасли мирового хозяйства». Материал этот практически неисчерпаем ввиду огромной сложности многоотраслевой мировой экономики и разнообразия форм хозяйственных отношений. Особенность предлагаемого курса состоит в небольшом количестве цифровых показателей, характеризующих отрасли мирового хозяйства. Такая позиция обусловлена рядом причин:
- статистические данные постоянно изменяются, поэтому целесообразнее акцентировать внимание школьников на основных тенденциях, имеющихся на современном этапе развития международных экономических отношений;
- такой подход к изложению темы рекомендован в концепции школьного географического образования и предложен в образовательном стандарте, кроме того, именно в таком ключе рекомендуется проверять знания учащихся в ходе ЕГЭ.
В заключение темы делается вывод о неизбежности глобализации, поскольку она является закономерным этапом развития мирового хозяйства. Здесь реализуются межпредметные связи с такими предметами как история, обществознание, экономика.
В заключении курса изучается тема « Глобальные проблемы современности».
Для углубленного изучения материала дополнительно используется материалы учебника В.Н.Холиной « География. Профильный уровень. 10класс. Место учебного предмета в учебном плане:
Согласно федеральному базисному учебному плану, в классах социально-экономического профиля география является профильным предметом и изучается в объёме 210 часов за два года – 105 ч. в 10 классе и 105 ч. в 11 классе (3 часа в неделю); Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса географии:
Личностными результатами обучения географии является:
- Российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн);
- Гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности;
- Сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;
- Сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;
- Толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;
- Нравственное сознание и поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей;
- Эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений;
- Осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов;
- Сформированность экологического мышления; понимание влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта экологонаправленной деятельности.
Метапредметными результатами освоения основной общеобразовательной программы являются:
- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности, выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;
- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты;
- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;
- Готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;
- умение определять назначение и функции различных социальных институтов;
- Умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;
- Владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.
Предметными результатами освоение основной образовательной программы по географии являются:
- Формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
- Формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для сознания своего места в целостном, многообразном и быстроизменяющемся мире и адекватной ориентации в нем;
- Формирование представление и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли как планеты людей в пространстве и во времени, об основных этапах ее географического освоения, особенностях природы, культуры и хозяйственной деятельности людей, экологических проблемах на разных материках и в отдельных странах;
- Овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе экологических параметров;
- Овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из «языков» международного общения;
- Овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации;
- Формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки различных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания;
- Создание основы для формирования интереса к дальнейшему расширению и углублению географических знаний и выбора географии как профильного предмета на ступени среднего полного образования, а в дальнейшем и в качестве сферы своей профессиональной деятельности.
Описание
программно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса
Программа к завершённой предметной линии и системе учебников* | Программа Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. Экономическая и социальная география мира 10-11 класс |
Учебник, учебное пособие** | Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. География: Экономическая и социальная география мира: в 2 ч. Ч.1 Общая характеристика мира: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М. «Русское слово» ,2014г. В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10 кл. |
Рабочая тетрадь для обучающихся* | Рабочая тетрадь по географии к учебнику Е.М. Домогацких и Н.И. Алексеевского «География. Экономическая и социальная география мира». 10-11 классы: в 2 ч. Ч.1 /Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких. «Русское слово – учебник», 2011. (электронная версия) |
Электронное приложение к УМК | География 10 класс. Интерактивное учебное пособие «Русское слово» |
Дидактический материал* | Индивидуальные карточки по отдельным темам. Тестовые задания по разделам; |
Материалы для контроля (тесты и т.п.)* | Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2012, |
Методическое пособие с поурочными разработками* | В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2008 |
Список используемой литературы* | Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнение глав к учебнику для 10 класса М., «Дрофа», 2004 г. Максаковский В.П. Методическое пособие по экономической и социальной географии мира 10 класс. М., «Просвещение», 2014 г. Атлас «Экономическая и социальная география мира» 10 класс с комплектом контурных карт, М. 2014. Кузнецов А.П. «География населения и мирового хозяйства», М., «Дрофа», 2012 Пятунин В.Б. Контрольные и проверочные работы по географии 10-11 к, М., «Дрофа», 2002, Яковлева Н.В. «Уроки с использованием информационных технологий» Волгоград, изд. «Учитель» 2008г В.Н.Холина География. Профильный уровень. 10-11кл Книга для учителя. М.; Дрофа, 2012 |
Цифровые и электронные образовательные ресурсы | Интернет - ресурсы: http://www.geo2000.nm.ru – Географический портал. http://geographer.ru – Географический портал. http://geotest.nm.ru – Сборник тестов по географии. http://ege.edu.ru – Информационный портал ЕГЭ. http://www.fipi.ru – Федеральный институт педагогических измерений. http://letopisi.ru – Вики-учебник для подготовки к ЕГЭ. http://geo.metodist.ru – Методическая лаборатория географии. |
Технические средства обучения | Мультимедийная установка. |
Психолого-педагогическая характеристика 10 «Б» класса.
Количество обучающихся в классе – 23человека, из них 1 мальчик, остальные девочки.
Общая оценка уровня успеваемости выше среднего: 1 отличник (Ибрагимова Амина), 16 человек учатся на 4 и 5.
Уровень познавательной активности и работоспособности обучающихся высокий.
Уровень сформированности универсальных учебных действий высокий.
Ученик научится:
- Определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных, социально-экономических и геоэкологических объектов, процессов и явлений;
- Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира, их демографическую ситуацию, уровни урбанизации и территориальной концентрации населения и производства, степень природных, антропогенных и техногенных изменений отдельных территорий;
- Применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и геоэкологическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями под влиянием разнообразных факторов;
- Составлять комплексную географическую характеристику регионов и стран мира; таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;
5. Сопоставлять географические карты различной тематики;
Ученик получит возможность научиться:
1.Выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций;
2.Находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета; 3.Правильно оценивать важнейшие социально-экономические события международной жизни, геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
4. Понимать географическую специфику крупных регионов и стран мира в условиях глобализации, стремительного развития международного туризма и отдуха, деловых и образовательных программ, различных видов человеческого общения.
Тематический план курса
№ п/п | Основные разделы, темы | Кол-во | |||
тестов | контрольных работ | Практических работ | |||
1 | Общая характеристика мира. Современная география | 1 | |||
2 | Страны современного мира | 29 | 2 | 1 | 1 |
3 | География населения мира | 25 | 4 | 1 | 2 |
4 | Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы | 14 | 2 | 1 | 2 |
5 | Мировое хозяйство и научно-техническая революция | 7 | 1 | 1 | |
6 | Общая характеристика современного мирового хозяйства | 20 | 4 | 2 | 1 |
7 | Глобальные проблемы современности | 4 | 1 | ||
8 | Резерв | 2 |
Календарно-тематический план
№ п/п | Наименование разделов и тем урока, используемые ресурсы* | Характеристика основных видов учебной деятельности (на уровне учебных действий) | Домашнее задание** | ||
Дата | |||||
1триместр: | |||||
Общая характеристика мира. Современная география | |||||
1 | Что изучает социально -экономическая география мира | Знать традиционные и новые методы географических исследований. Уметь применять разнообразные источники географической информации для проведения наблюдений за природными, социально-экономическими и ,геоэкологическими объектами. | Учебник Е.М. Домогацких Стр. 3-4 | ||
Тема: Страны современного мира (28 часов ). | |||||
2/1 | Типы стран современного мира. Практическая работа. Составление графиков, картосхем и диаграмм на основе статистической информации. | Знать общее количество стран современного мира и их типология. Знать основные критерии выделения различных типов стран.. Показывать крупнейшие по площади и населению страны мира и их столицы. Уметь показывать и называть все страны на материках со столицами. | Учебник Е.М. Домогацких § 1 | ||
3/2 | Каковы основные черты независимых государств? | Знать основные черты независимых государств, состав стран Содружества. Приводить примеры монархий и республик. | Учебник Холиной В.Н. Стр.31-36 | ||
4/3 | Какие формы государственного устройства имеют независимые государства? | Уметь составлять систематизирующую таблицу «Государственный строй стран мира»; | Учебник Холиной В.Н. Стр.37-40 | ||
5/4 | Почему на политической карте мира появляются непризнанные и самопровозглашённые государства? | Объяснять почему на политической карте мира появляются самопровозглашенные (непризнанные) государства. | Учебник Холиной В.Н. Стр.40-50 | ||
6/5 | Что такое международные территории и анклав и каков их статус? | Знать что такое международные территории и анклав и каков их статус. Уметь прогнозировать возможные изменения статуса международных территорий и анклавов. | Учебник Холиной В.Н. Стр.50-57 | ||
7/6 | Где и почему расположены территории с неопределённым статусом? | Знать виды территорий с неопределённым статусом. Уметь показывать их на карте. | Учебник Холиной В.Н. Стр.57-59 | ||
8/7 | Когда и почему появились на политической карте мира несамоуправляющиеся территории? | Называть причины появления несамоуправляющихся территорий (колонии, доминионы, протектораты, мандатные территории, ассоциированные государства, заморские территории и департаменты. | Учебник Холиной В.Н. Стр.59-64 | ||
9/8 | Какие функции выполняют международные политические организации? | Знать международные политические организации и их функции. | Учебник Холиной В.Н. Стр.64-70 | ||
10/9 | Какие объекты входят в состав территории государства? | Знать: состав территории государства: суша (в том числе острова, анклавы и полуанклавы), недра, внутренние воды, территориальные воды и воздушное пространство над ними, флора, фауна; размер территории государства, его географическое положение; изменение площади и географического положения государств. Уметь: рассказывать, что входит в состав территории государства, что такое государство; характеризовать причины, влияющие на изменения площади и географического положения государств; прогнозировать возможные изменения состава территории государств в связи с освоением новых территорий. | Учебник Холиной В.Н. Стр.74-75 | ||
11/10 | Где проходят государственные границы? | Знать виды государственных границ, международные правила их проведения. | Учебник Холиной В.Н. Стр.75- 84 | ||
12/11 | Чем вызваны территориальные споры между государствами? | Уметь выявлять причины территориальных споров между государствами. Предлагать пути решения территориальных споров. | Учебник Холиной В.Н. Стр.84 | ||
13/12 | Какие события повлияли на формирование современной политической карты мира? | Знать: этапы формирования политической карты мира; колониальные империи и их распад; колониальный список ООН; объекты политической карты. | Учебник Холиной В.Н. Стр.87- 89 | ||
14/13 | Как формировалась политическая карта Европы? | Составлять политико-географические комментарии к событиям, происходящим на политической карте мира; составлять характеристику политико-географического положения страны, ее изменения во времени. | Учебник Холиной В.Н. Стр.89-102 | ||
15/14 | Как формировалась политическая карта Азии? | Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Уметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в. | Учебник Холиной В.Н. Стр.102- 118 | ||
16/15 | Как формировалась политическая карта Африки? | Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Уметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в. | Учебник Холиной В.Н. Стр.118-131 | ||
17/16 | Как формировалась политическая карта Америки? | Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX - начале XXI вУметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в. | Учебник Холиной В.Н. Стр.131-142 | ||
18/17 | Как формировалась политическая карта Океании? | Знать: этапы формирования современной политической карты мира в Новейшее время; во время Второй Мировой войны, распада колониальной системы - деколонизация Африки, Азии, Океании, Карибского бассейна в 1950-1960-е гг.; крупные изменения на политической карте Восточной Европы на рубеже 80—90-х гг. XX в.; изменения на политической карте мира в конце XX — начале XXI в. Уметь давать оценку геополитическому положению государства; прогнозировать изменение геополитического положения некоторых стран мира в XXI в. | Учебник Холиной В.Н. Стр.142- 148 | ||
19/18 | Каковы основные положения традиционных геополитических теорий? | Знать геополитические теории положения стран мира, России; Уметь описывать геополитическое положение своей страны | Учебник Холиной В.Н. Стр.155- 167 | ||
20/19 | Какие принципы лежат в основе современных геополитических моделей? | Знать принципы, лежащие в основе современных геополитических моделей; называть геополитические теории прошлого и настоящего. | Учебник Холиной В.Н. Стр.167- 170 | ||
21/20 | Развитые и развивающиеся страны | Знать и понимать: географическую специфику отдельных стран и регионов, их различия по уровню социально-экономического развития | Учебник Е.М. Домогацких § 2 | ||
22/21 | Как оценить уровень развития и тип страны? | Знать показатели уровня и качества жизни стран и территорий мира – абсолютные, относительные, индекс развития человеческого потенциала; источники статистических данных для сопоставлений между странами; типологии и классификации (Мировой банк, Международный валютный фонд, географические типологии); многопризнаковые классификации: методика и области применения; | Учебник Холиной В.Н. Стр.174- 183 | ||
23/22 | Где найти статистические показатели об уровне и качестве жизни? | Знать источники статистических показателей об уровне и качестве жизни. Уметь использовать их в повседневной жизни. | Учебник Холиной В.Н. Стр.183- 184 | ||
24/23 | Почему валовой национальный доход является основой для классификации стран? | Знать классификацию Всемирного банка для стран по уровню ВНД на душу населения. Уметь объяснять чем различаются страны с высоким, средним и низким уровнем доходов. | Учебник Холиной В.Н. Стр.185-188 | ||
25/24 | Как самому составить классификацию стран? | Знать методику многопризнаковой классификации. Уметь самому составить классификацию стран | Учебник Холиной В.Н. Стр.189-192 | ||
26/25 | Как различить более развитые и менее развитые страны? | Определять признаки, различающие более развитые и менее развитые страны. Уметь приводить примеры стран каждой группы и показывать их на карте. | Учебник Холиной В.Н. Стр.194- 195 | ||
27/26 | Какую роль в мировой экономике играют экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны? | Знать роль экономически развитые страны, страны с переходной экономикой и развивающиеся страны в мировой экономике. Уметь приводить примеры стран каждой группы и показывать их на карте. | Учебник Холиной В.Н. Стр.196- 203 | ||
28/27 | Какие типы стран выделяют географы? | Знать многомерную социально- экономическую типологию стран мира. Определять разницу между типологиями и классификациями стран. | Учебник Холиной В.Н. Стр.204- 213 | ||
29/28 | Какова модель формирования колониальной структуры экономики? | Знать как формировалась структура колониальной экономики, какие изменения в экономической и территориальной структуре хозяйства происходили в зависимых странах Определять какое влияние оказала колонизация и деколонизация на формирование территориальной структуры экономики стран. | Учебник Холиной В.Н. Стр.214- 222 | ||
30/29 | Обобщение по теме « Страны современного мира». | Знать страны современного мира, показывать их на карте. Классифицировать страны по разным признакам. Определять роль страны в мировой экономике | Учебник Е.М.Домогацких стр.22-24, тест. | ||
2 триместр. | |||||
Тема:География населения мира (25часов). | |||||
31/1 | Где и когда появились первые люди на Земле? | Знать гипотезы о вероятном месте происхождения человека. | Учебник Холиной В.Н. Стр.226- 228 | ||
32/2 | Численность и динамика населения мира. | Анализировать половозрастные пирамиды разных стран, объяснять причин выявленных различий | Учебник Е.М. Домогацких § 3 | ||
33/3 | Как узнать точное число жителей страны? | Знать учёных, занимавшихся вопросами определения численности населения. Называть способы учёта населения и их недостатки. | Учебник Холиной В.Н. Стр.228- 232 | ||
34/4 | Теория демографического перехода | Знать понятие «демографический переход», его фазы, демографические проблемы современного общества. Составлять обобщённые демографические формулы для стран с разным типом воспроизводства населения. | Учебник Е.М. Домогацких § 4 | ||
35/5 | Половозрастной состав и трудовые ресурсы | Знать термины: тип воспроизводства, половозрастная пирамида, трудовые ресурсы, экономически активное население, безработный. Определять факторы, влияющие на половозрастную структуру населения в разных регионах мира. | Учебник Е.М. Домогацких § 5 | ||
36/6 | Расовый и этнический состав населения | Знать расовую и этнографическую специфику разных стран и регионов мира; Уметь сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета | Учебник Е.М. Домогацких § 6 | ||
37/7 | Религиозный состав населения. Этнорелигиозные конфликты. | Составлять схему классификации мировых религий Определять причины этнорелигиозных конфликтов и показывать их на карте. | Учебник Е.М. Домогацких § 7 | ||
38/8 | Размещение населения . | Иметь представление о различиях в размещении населения мира. Уметь: оценивать и объяснять уровни территориальной концентрации населения мира. | Учебник Е.М. Домогацких § 8 | ||
39/9 | Факторы, влияющие на расселение людей. | Называть факторы, , влияющие на расселение людей Определять закономерности размещения населения. влияющие на расселение населения. | Учебник Холиной В.Н. Стр.232- 237 | ||
40/10 | Сельское и городское население Практическая работа. Обозначение на контурной карте крупнейших агломераций и мегалополисов. | Знать и понимать основные проблемы современной урбанизации. Уметь: оценивать и объяснять уровни урбанизации и территориальной концентрации населения мира. | Учебник Е.М. Домогацких § 9 | ||
41/11 | Миграции населения. Основные причины. Практическая работа. Объяснение причин миграционных процессов в Европе. | Знать основные направления и причины миграции населения а мире. Иметь представление о различиях в размещении населения мира. Уметь: оценивать и объяснять уровни территориальной концентрации населения мира. | Учебник Холиной В.Н. Стр.237-241 | ||
42/12 | Показатели оценки количества и качества населения. | Называть показатели оценки количества и качества населения | Учебник Холиной В.Н. Стр.241- 248 | ||
43/13 | Демографические показатели разных регионов мира. | Уметь по демографическим показателям определять уровень социально- экономического развития страны. Выявлять взаимосвязь между показателями социально- экономического развития | Учебник Холиной В.Н. Стр.249- 250 | ||
44/14 | Изменение численности населения по регионами мира. | Знать формулы воспроизводства населения и основную информацию карт, характеризующих население мира. Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета | Учебник Холиной В.Н. Стр.250- 254 | ||
45/15 | Грозит ли Земле перенаселение? | Знать гипотезу Т. Мальтуса. Прогнозировать изменение численности населения мира. | Учебник Холиной В.Н. Стр.254- 260 | ||
46/16 | Демографическая политика, проводимая государствами. | Оценивать демографическую политику, проводимую государствами в разных регионах мира. | Учебник Холиной В.Н. Стр.260- 263 | ||
47/17 | Культурные районы мира. Культура. Элементы культуры. | Называть культурные районы мира. Знать термины « Культура. Элементы культуры» | Учебник Холиной В.Н. Стр.267- 268 | ||
48/18 | Этнический состав населения стран мира. | Знать этнографическую специфику разных стран и регионов мира; видеть различия в уровне и качестве жизни населения мира Уметь сопоставлять географические карты различной тематики. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: нахождения и применения географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета. | Учебник Холиной В.Н. Стр.268- 274 | ||
49/19 | Формирование языка и его влияние на этносы и государства. | Знать значение языка, его влияние на этносы и государства. Называть причины возникновения территориальных различий в языках основные языковые семьи и группы . | Учебник Холиной В.Н. Стр.275- 284 | ||
50/20 | География религий. Национальные религии. Местные традиционные верования. | Объяснять почему религия является важнейшим элементом дифференциации человеческих культур. Приводить примеры национальных религий и. местных традиционных верований. | Учебник Холиной В.Н. Стр.284- 295 | ||
51/21 | География религий. Мировые религии. | Называть мировые религии, кратко их характеризовать. Показывать по карте основные районы их распространения | Учебник Холиной В.Н. Стр.295- 308 | ||
52/22 | Влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира. | Оценивать влияние религии на хозяйство, политику и культуру регионов мира | Учебник Холиной В.Н. Стр.295- 308 | ||
53/23 | Историко- культурные районы мира | Знать основные концепции, объясняющие выделение историко- культурных районов мира. Объяснять причины различий историко- культурных районов мира | Учебник Холиной В.Н. Стр.308- 312 | ||
54/24 | Историко- культурные районы мира | Знать основные концепции, объясняющие выделение историко- культурных районов мира. Объяснять причины различий историко- культурных районов мира | Учебник Холиной В.Н. Стр.308- 312 | ||
55/25 | Обобщение по разделу « География населения мира » | Знать и использовать все понятия по теме и все карты по теме «Население мира» Самоконтроль и взаимоконтроль по теме «Население мира» | Учебник Е.М.Домогацких Стр.70- 72 , тест | ||
Тема Взаимоотношения природы и общества. Мировые природные ресурсы и экологические проблемы ( 14часов) | |||||
56/1 | Мировые природные ресурсы Практическая работа. Решение задач по ресурсообеспеченности различных стран мира | Знать понятие «ресурсообеспеченности». Иметь представление об изменении окружающей среды в прошлом и настоящем. Знать закон географической зональности, его влияние на природу, население и хозяйство. Понимать особенности размещения основных видов природных ресурсов, их главные месторождения и территориальные сочетания. Уметь: определять и сравнивать по разным источникам информации географические тенденции развития природных объектов, процессов и явлений; Оценивать и объяснять ресурсообеспеченность отдельных стран и регионов мира; Сопоставлять географические карты различной тематики. | Учебник Е.М. Домогацких § 10 | ||
57/2 | Минеральные ресурсы ( топливные) | Знать 3 основные вида минеральных ресурсов. Называть страны, наиболее обеспеченные топливными ресурсами. Определять закономерности в размещении минеральных ресурсов. | Учебник Е.М. Домогацких § 11 | ||
58/3 | Рудные и нерудные полезные ископаемые. | Называть страны, наиболее обеспеченные рудными и нерудными полезными ископаемыми. Определять закономерности в размещении минеральных ресурсови показывать на карте металлогенетические пояса | Учебник Е.М. Домогацких §12 | ||
59/4 | Земельные ресурсы | Знать понятие «земельные ресурсы», структуру земельного фонда. Определять причины, вызывающие изменение структуры земельного фонда. Оценивать использование с/х угодий в разных странах. | Учебник Е.М. Домогацких § 13 | ||
60/5 | Лесные ресурсы | Оценивать роль леса в жизни человека. Называть причины сокращения лесных площадей. Предлагать меры для решения проблемы сокращения лесных ресурсов Земли. | Учебник Е.М. Домогацких § 14 | ||
61/6 | Водные ресурсы | Оценивать роль воды в жизни человека. Определять закономерности в размещении водных ресурсов Предлагать меры для решения проблемы загрязнения водных ресурсов Земли. | Учебник Е.М. Домогацких § 15 | ||
62/7 | Неисчерпаемые ресурсы | Знать виды неисчерпаемых ресурсов. Определять значение данных ресурсов для развития экономики отдельных стран и мира в целом. | Учебник Е.М. Домогацких § 16 | ||
63/8 | Ресурсы Мирового океана. | Знать природную специфику ресурсов Мирового океана. Понимать природную специфику ресурсов Мирового океана. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Учебник Е.М. Домогацких § 17 | ||
64/9 | Рекреационные ресурсы. | Знать виды рекреационных ресурсов.. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Учебник Е.М. Домогацких § 18 Стр.121-122 тест | ||
65/10 | Взаимоотношения между человеком и природой | Иметь представление об изменении окружающей среды в прошлом и настоящем. Знать понятие «географическая оболочка» и её границы, составные части и свойства географической оболочки; этапы формирования географической оболочки, об обмене вещества и энергии в географической оболочке. | Учебник Е.М. Домогацких § 19 | ||
66/11 | Природопользование и экологические проблемы. | Знать что такое природопользование. Приводить примеры рационального и нерационального природопользования. | Учебник Е.М. Домогацких § 20 | ||
3 триместр. | |||||
67/12 | Загрязнение окружающей среды. Решение экологических проблем | Знать основные виды загрязнений окружающей среды и основные пути решения природоохранных проблем. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жиз Определять причины загрязнения окружающей среды | Учебник Е.М. Домогацких § 21 | ||
68/13 | Пути решения экологических проблем. | Знать пути решения экологических проблем Называть методы решения экологических проблем в развитых и развивающихся странах. | Учебник Е.М. Домогацких § 22 | ||
69/14 | Итоговый урок по теме: «Мировые природные ресурсы» | Знать и использовать все понятия по теме и все карты по теме «Мировые природные ресурсы» Самоконтроль и взаимоконтроль по теме «Мировые природные ресурсы» | Стр.145-146 тест Учебник Е.М. Домогацких | ||
Тема: Мировое хозяйство и научно-техническая революция ( 7 часов) | |||||
70/1 | Формирование мирового хозяйства. | Знать: основные географические понятия и термины; географические особенности отраслевой и территориальной структуры мирового хозяйства, размещения его основных отраслей Уметь: оценивать и объяснять территориальную концентрацию населения и производства; составлять картосхемы.. | Учебник Е.М. Домогацких § 23 | ||
71/2 | Современная эпоха НТР | Иметь представление о четырёх чертах и составных частях НТР. Понимать, что такое НТР и какова её роль в развитии производительных сил человечества | Учебник Е.М. Домогацких § 24 | ||
72/3 | НТР и мировое хозяйство | Знать географическую «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Уметь находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы; понимать географической специфики крупных регионов и стран мира | Учебник Е.М. Домогацких § 25 | ||
73/4 | Отраслевая и территориальная структура Мирового хозяйства. Воздействие НТР на отраслевую структуру хозяйства | Знать географическую «модель» современного мирового хозяйства, его основные центры. Уметь находить и применять географическую информацию, включая карты, статистические материалы; понимать географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха | Учебник Е.М. Домогацких § 25, доп. материал | ||
74/5 | Воздействие НТР на территориальную структуру хозяйства | Знать международное географическое разделение труда и международная экономическая интеграция Иметь представление о географической специфике крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха. | Учебник Е.М. Домогацких § 25,доп. Материал. | ||
75/6 | Факторы размещения | Знать о международных экономических отношениях, их основных формах и значении для развития национальных хозяйств. Уметь разбираться в изменениях, происходящих в географии мирового хозяйства | Конспект занятия | ||
76/7 | Итоговое занятие по теме: «Мировое хозяйство и НТР» Контроль знаний | Знать все понятия по теме «НТР и Мировое хозяйство» Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Учебник Е.М.Домогацких стр.164-166. | ||
Общая характеристика современного мирового хозяйства (17 часов) | |||||
77/1 | География промышленности. Топливно- энергетический комплекс (нефтяная, газовая, угольная промышленность мира). | Знать о размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности мира, и о направлении основных грузопотоков энергоресурсов. Уметь работать с картами размещении нефтяной, газовой и угольной промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Учебник Е.М. Домогацких § 26 | ||
78/2 | Электроэнергетика | Знать состав и особенности размещения электроэнергетики. Уметь работать с картами размещении электроэнергетики и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник Е.М. Домогацких § 26 | ||
79/3 | Чёрная металлургия. | Знать состав и особенности размещения чёрной металлургии. Уметь работать с картами размещении чёрной металлургии и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник Е.М. Домогацких § 27 | ||
80/4 | Цветная металлургия. | Знать состав и особенности размещения цветной металлургии. Уметь работать с картами размещении цветной металлургии и полезных ископаемых мира и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник Е.М. Домогацких § 27 | ||
81/5 | Машиностроение | Знать состав и особенности размещения машиностроения. Уметь работать с картами размещении машиностроения и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник Е.М. Домогацких § 28 | ||
82/6 | Химическая промышленность | Знать состав и особенности размещения химической промышленности Уметь работать с картами размещении химической промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник Е.М. Домогацких § 29 | ||
83/7 | Лесная промышленность | Знать состав и особенности размещения лесной промышленности Уметь работать с картами размещении лесной промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Учебник Е.М. Домогацких § 29 | ||
84/8 | Лёгкая промышленность | Знать состав и особенности размещения лёгкой промышленности Уметь работать с картами размещении лёгкой промышленности и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. | Дополнительный материал | ||
85/9 | Итоговое занятие по теме: «Промышленность мира»». Контроль знаний. | Знать все понятия по теме «Промышленность мира»». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Учебник Е.М. Домогацких | ||
86/10 | География сельского хозяйства . Растениеводство | Знать структуру и географию мирового сельского хозяйства; закономерности размещения основных сельскохозяйственных культур. Уметь работать с картами размещении отраслей мирового сельского хозяйства. | Учебник Е.М. Домогацких § 30 | ||
87/11 | Животноводство мира | Знать структуру и географию мирового животноводства Уметь работать с картами размещении отраслей животноводства и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Учебник Е.М. Домогацких § 30 | ||
88/12 | Сельское хозяйство развитых и развивающихся стран | Сравнивать сельское хозяйство развитых и развивающихся стран. Объяснять черты сходства и различия. | Учебник Е.М. Домогацких § 31 | ||
89/13 | Итоговое занятие по теме: «Сельское хозяйство мира»». Контроль знаний. | Знать все понятия по теме «Сельское хозяйство мира»». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | Учебник Е.М. Домогацких | ||
90/14 | География транспорта | Знать структуру и географию мирового транспорта. Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы. | Учебник Е.М. Домогацких § 32 | ||
91/15 | Мировая транспортная система. | Знать показатели, оценивающие эффективность работы транспорта. Уметь работать с картами размещения мировой транспортной системы | Учебник Е.М. Домогацких § 33 | ||
92/16 | Итоговое занятие по теме: «Транспорт мира»». Контроль знаний. | Знать все понятия по теме «Транспорт мира»». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | |||
93/17 | Мировая торговля и открытая экономика. | Знать структуру и географию мировой торговли. Определять влияние мировой торговли на развитие стран. Называть главные центры мировой торговли | Учебник Е.М. Домогацких § 34 | ||
94/18 | Международные экономические отношения. | Знать формы международных экономических отношений. Определять перспективы развития свободных экономических зон в различных регионах мира. | Учебник Е.М. Домогацких § 35 | ||
95/19 | Крупнейшие между-народные отраслевые и региональные союзы. Международная торговля: основные направления и структура. Главные центры мировой торговли | Называть крупнейшие международные отраслевые и региональные союзы. Характеризовать их деятельность | Конспект занятия | ||
96/20 | Практическая работа «Определение основных направлений международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | Определять основные направления международной торговли; факторов, определяющих международную специализацию стран и регионов мира» | Учебник Е.М. Домогацких стр 224- 226, тест. | ||
Тема: Глобальные проблемы современности (4часа). | |||||
97/1 | Глобальные проблемы человечества, их классификация. | Знать виды глобальных проблем, их классификацию. | Учебник Е.М. Домогацких § 36 | ||
98/2 | Проблема сохранения мира, проблема отсталости развивающихся стран | Объяснять сущность глобальных проблем. Предлагать пути возможного их решения. | Учебник Е.М. Домогацких § 36 | ||
99/3 | Стратегия устойчивого развития | Объяснять с чем связано возникновение стратегия устойчивого развития | Учебник Е.М. Домогацких § 37 | ||
100/4 | Итоговое занятие по теме: «Глобальные проблемы современности». Контроль знаний. | Знать все понятия по теме «Глобальные проблемы современности». Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль | Учебник Е.М. Домогацких стр.235-236, тест | ||
Тема: Резерв ( 2часа). | |||||
101 | Обобщающее повторение курса географии 10 класса | Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. Самоконтроль и взаимоконтроль. | |||
102 | Обобщающее повторение курса географии 10 класса |
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
на заседании кафедры Зам. директора по УВР
Протокол № ___________________
от «___» июня 20___ г. « ___ » августа 20___ г.
Зав.каф. _____________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.
Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...
Аннотация к рабочей программе по математике (алгебре и началам анализа), 11 класс , профильный уровень; рабочая программа по алгебре и началам анализа профильного уровня 11 класс и рабочая программа по алгебре и началам анализа базового уровня 11 класс
Аннотация к рабочей программе по МАТЕМАТИКЕ (алгебре и началам анализа) Класс: 11 .Уровень изучения учебного материала: профильный.Программа по алгебре и началам анализа для 11 класса составлена на ос...
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
рабочая программа класса предшкольной подготовки
рабочая программа класса предшкольной подготовки...
Рабочая программа по Биологии за 7 класс (УМК Сонина), Рабочая программа по Биологии для реализации детского технопарка Школьный кванториум, 5-9 классы, Рабочая программа по Биохимии.
Рабочая программа по биологии составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования на основании примерной программы по биологи...