Проект "Небесный воин"
проект по географии (10 класс)
История создания святого места "Уастырджи" в нашем селе. Его значение для жителей нашего села осетинской национальности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nebesnyy_voin.docx | 30.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Небесный воин
Святой Георгий в осетинской религиозной традиции
Все знают, что наше село Долиновка – многонациональное. 35% населения составляют осетины. Переселяясь в новые места, представители разных этносов приносят с собой обычаи и традиции. Это жизненная потребность каждого народа.
Одна из достопримечательностей нашего села – святилище Святого Георгия или, как его называют осетины, Уастырджи. Есть святые, жизнь которых о многом говорит человеческому сердцу, их подвиги и страдания затрагивают самые глубокие струны наших душ. Одно из них — Святой Великомученик Георгий, названный Победоносцем. С этим именем отправляются в далекий путь, обещают быть верными и преданными, им благословляют родители своих детей. Святой Георгий прославлен во всем мире.
В моей работе я представляю историю основания святилища Святого Георгия в селе Долиновка, а также традиции, связанными с этим великим именем.
В жизни осетинского народа Святой Георгий - один из самых почитаемых святых. В Северной Осетии в каждом населённом пункте есть святилища, построенные в честь отважного воина, пострадавшего за христианскую веру. Считается, что святой помогает всем: больным, нищим, даже животным. Гордостью осетин является высеченный на вершине горы памятник Георгию Победоносцу на Военно- Осетинской дороге. Огромный конь с грациозным всадником словно выскакивает из горы. Скульптура прикреплена к скале на высоте двадцати двух метров верхней частью плаща. Она во всех деталях олицетворяет силу, мужество, героизм. Образ лошади и Святого Георгия излучают энергию и динамичность. Лошадь в мощном прыжке с развевающейся гривой. Все ее мускулы рельефны, находятся в большом напряжении. Передние ноги поджаты для преодоления высокого препятствия. Фигура Георгия полна решимости. Доблестный и мужественный герой уверен в своей правоте. Всадник смело мчится навстречу врагам, его осанка гордая и воинственная.
Под скульптурой расположен жертвенный котел. Проходящие путники бросают в него свои приношения, дабы задобрить Георгия и просят его покровительства. А в скалу вмонтирована гранитная глыба с изображением Святого всадника на просторах поднебесья, и подпись под ним гласит не «Георгий Победоносец», а «Уастырджи де´мбал! Фандараст!». В переводе с осетинского – это пожелание хорошей дороги.
Неподалеку есть маленькая пещерка, в ней также оставляют свои подношения. Кроме того, чуть поодаль, у подножия горы установлен каменный стол. Это святое место (осетины называют его дзуар), за этим столом мужчины молятся Уастырджи, сопровождая церемонию распиванием пива со знаменитыми осетинскими пирогами, за этим же столом у осетин принято решать мужские вопросы по прекращению кровной вражды и другие проблемы общин.
Есть такой обычай: во время чествования Уастырджи выкапывать небольшую бочку прошлогоднего пива. Его разливают в рога, в которых уже находится свежее пиво. Если смесь в сосуде не пенится, не шипит, это означает, что хозяин сосуда прожил этот год правильно и достойно. Если напиток бурлит, переливается через край, то мужчине стоит задуматься над своим поведением и чистотой своей совести.
Вот так Георгий Победоносец гармонично вплелся в историю и культуру Осетии, обретя имя Уастырджи.
Туристы едут к памятнику Георгия, а местные жители называют его Ныхас Уастырджи. Кто же прав? На самом деле никакой путаницы нет. Уастырджи – имя божества в Нартском эпосе. Это герой, победитель, покровитель доблестных воинов. Во время христианизации Алании его имя стали ассоциировать с аналогичным христианским святым – Георгием Победоносцем и в Северной Осетии, где большая часть населения проповедует православие, эта ассоциация прижилась. Вот и называют скульптуру Георгия Победоносца, выскакивающего из скалы, именем Уастырджи.
В мифологии Уастырджи - это посредник между людьми и богом. Периодически появляется среди людей в облике нищего, чтобы проверить человечество на сострадание и взаимопомощь. Он не просто покровитель воинов, он оберегает честных и добрых, поддерживает достойных и справедливых. Кроме того, он враг воров, убийц, мошенников, грабителей и клятвопреступников.
А у женщин с Уастырджи более сложные отношения и большая дистанция. По преданиям он был большим соблазнителем женщин. В осетинских сказаниях он домогался своей дочери нартовской красавицы Шатаны. Она боялась его преследований и, умирая, опасалась, что он может надругаться над ее мертвым телом. Так что осетинки даже не произносили его имя, а говорили косвенно «лагты дзуар», что в переводе означает «бог мужчин». Женщины вообще не участвовали в праздничных мероприятиях, которые мужчины устраивали в честь своего покровителя. Эта традиция сохранилась до сегодняшнего дня.
Существует легенда: однажды в день праздника женщина с ребенком на руках по ошибке направилась другой тропой, и когда вместо женского святилища стала приближаться к Святому месту, вдруг подул сильный ветер, превративший ее и ребенка в каменные изваяния.
Известно, что осетинские воины перед сражением совершали здесь обет братания - ломали две стрелы и оставляли их в святилище, после чего становились братьями по крови. Обряд сохранился и по сей день. Молодые люди перед уходом в армию приходят к и оставляют что-нибудь из личных вещей. Это означает, что их служба пройдёт успешно.
Вот почему осетины так почитают Святого Георгия – Уастырджи. А какова история появления этого святилища в нашем селе?
Святилище Уастырджи
Святое место (святилище) - это определенный, конкретный объект для почитания. В Осетии существует множество мест, посвященных святому Георгию - Уастырджи. Их можно условно разделить на дзуары (места незримого присутствия святого покровителя) и кувандоны — места моления святому (обычно располагаются вблизи дорог и на перевалах).
Святилище, находящееся в нашем селе - это и дзуар и кувандон, т. е. место, где оставляют свои подношения и встречают Уастырджи . До 2010 года оно располагалось в разных местах нашего села: первоначально, это было в 50-е годы , после массового переселения осетин в наше село, место для почитания святому было выбрано во время застолья, где присутствующие старейшины бросали кость (правую лопатку от барана) и чья кость была брошена дальше, то место было и обозначено как кувандон. Тогда это было примитивно, положили камень, рядом стояли лавочки и какой-либо сосуд, куда бросали приношения для задабривания Уастырджи, и это было объектом для почитания.
Позже его перенесли на место, где во время грозы, молния ударила в дерево и образовала в нём дупло, осетины решили, что это Святой Георгий сам обозначил себе место для почитания. В дупле был помещён сосуд в виде бидона, куда приносили пожертвование, ну и, конечно, лежал камень, как предмет поклонения - и это место стало кувандоном для осетин. Но по природным причинам оно было не удобным для празднования Джиоргуыба, так как это была низина и во время дождей образовывался ров, а праздник приходился на сезон дождей. Затем в 1987 году это место было стихийно перенесено немного выше и расположилось неподалёку от кладбища между трёх тополей.
И, наверное, всё бы так и осталось до сегодняшнего дня, если бы не переселение в начале 90-х осетин из Южной Осетии (по причине национального притеснения грузинами). Юго-осетинским переселенцам было не по душе место святого Георгия, так как оно находилось рядом с кладбищем, а в празднование Джиоргуыба это было шумно, весело, и они были противниками нарушения покоя душ усопших. И вот с тех времён остро встал вопрос о перенесении этого места. В 2009 году один из переселенцев, но, уже уехавший из нашего села во Владикавказ Хозиев Малхаз, присмотрел неподалёку от Аланского Успенского мужского монастыря камень, который, на его взгляд, был идеально подходящим для дзуара. Посоветовавшись со священнослужителем монастыря и получив его одобрение, он отдал его местным мастерам, которые придали ему правильную форму и выгравировали на нём изображение Святого всадника на просторах поднебесья, и подпись под ним «Уастырджи де´мбал! Фандараст!»- это пожелание хорошей дороги. В таком виде он был привезён в наше село. Сначала его установили на старое место кувандона, сделали небольшой навес в три шифера и в таком виде он был до 2010 года, пока осетины не решили установить его как и положено у дороги. Долго спорили, где именно, и место, где сейчас расположен Святой Георгий, было мнением большинства. Средства для облагораживания святилища были собраны с каждой осетинской или частично осетинской семьи (по желанию). Не только местные осетины, но и те, кто уже давно не живёт в селе, вносили свою лепту, было много желающих помочь. Кто-то привёз саженцы ели, другой розы. Внутри, как мы видим нарисована большая картина с изображением Святого Георгия - эта работа местной художницы Слабоспицкой Марины. Камень был перенесён со старого места, немного изменили его форму.
Празднества, посвященные Святому Георгию, осетины, как и грузины, отмечают не в день смерти почитаемого святого, а в день его колесования. Празднование в честь Уастырджи начинается в конце августа и достигает своего апогея на Джеоргуыба – многодневный праздник, приуроченный ко дню колесования святого Георгия (10/23 ноября) и являющийся заговеньем на Рождественский пост. В эти дни происходит массовое паломничество к святыне, причем не только осетин, но и представителей других национальностей. Никто не отрицает тот факт, что за христианским названием праздника Джиоргуыба, который известен уже около тысячи лет, с тех пор как аланы - предки осетин, в конце IХ века приняли христианство, стоит древний языческий ритуал. Каждая осетинская семья готовится к нему заранее. В каждом доме в зависимости от достатка, приносят жертву в честь праздника (обязательно мужского пола), готовят три пирога с сыром - традиционное блюдо, символизирующее триединство неба, солнца и земли. Многие в нашем селе специально к празднику варят пиво. Приглашают соседей, родственников, друзей. Женщины остаются дома праздновать, а мужчины с традиционной провизией (три хабижина, пиво и т.д.) отправляются к месту Святого Георгия, где заранее уже мужчины заготовили дрова, на пожертвованные деньги куплен и уже разделан бычок. За все приготовления выбирается ответственный – дэканоз и тамада (кувэг)
Общественный кувд (пир) начинается с ритуальной молитвы жреца (кувэга), по окончании которой все садятся за пиршественный стол. Молодёжь танцует, поёт. Несколько человек отвечают за порядок. Праздник продолжается до утра.
Джерыдзуар имеет особую благодать, и потому издавна сюда приходят для излечения. К божеству обращаются с просьбой о ниспослании хорошего урожая, сохранении от падежа скота и благополучии людей, обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя.
В засушливое лето, чтобы пошёл дождь, очень часто осетины просят Св. Георгия, принося жертву, о послании дождя. В нашем селе многие жители не осетинской национальности обращаются к старейшинам с просьбой о жертвоприношении для послания дождя.
Мои наблюдения
Мне было интересно проверить информацию о схожести святого Георгия – Уастырджи и святого Георгия Победоносца. Раньше, когда я ходил в церковь, даже и не думал, что это два разных небесных образа. А я уверен, что многие осетины не знают об этом. Почитаемый Уастырджи - это Небожитель великий святой Георгий. Я не думал раньше, что у осетин так тесно переплетаются язычество и христианство. Для осетин характерны
Даже проезжая мимо в машине, осетин обязательно снимет шапку, привстанет и поклонится Святому Георгию - Уастырджи.
В Осетии, где раньше жили мои родители, много святилищ, посвящённых святому Георгию - Уастырджи. Я побывал во многих из них. Особенно меня заинтересовали древние святилища. Я узнал, что в наши дни люди стараются сохранить эти памятники архитектуры и не потерять духовную связь с высшими силами, свято верят в помощь святого Георгия - Уастырджи. Поэтому в этих местах всегда много людей, а в дни праздников особенно.
Праздники, посвящённые святому Георгию
В имени Святого Георгия лингвист, составитель историко-этимологического словаря осетинского языка Василий Абаев, находит общий корень с "Уастырджи" - именем языческого божества осетин. Никто не отрицает тот факт, что за христианским названием праздника Джиоргуыба, который известен здесь уже около тысячи лет, с тех пор, как аланы - предки осетин в конце IХ века приняли христианство, стоит древний языческий ритуал.
Заключение
В ходе исследования я узнал, что осетины - православные люди, их обряды тесно переплетены с языческими обрядами. Небесный воин - святой Георгий -Уастарджи и святой Георгий Победоносец - это образы разных святых. Но святому Георгию поклоняются во многих странах и везде это храбрый воин, который всегда защищает путников в дороге, является защитником бедных и обездоленных, служит посредником между Богом и людьми. Святой Георгий - Устырджи–это не молодой юноша, а старец с белой бородой, который олицетворяет величие, мудрость и справедливость.
Я узнал, что особую группу фольклорных текстов о святилищах составляют сказания о чудесах, виденных около святилищ. В некоторых фольклорных текстах о святилищах рассказывается о том, как святилищем клялись, братались у святилища, искали покровительства, уходя на войну. Очень много текстов повествуют о том, как надо бережно обращаться со святилищем: ни словом, ни действием не допускать их оскорбления. Обычно рассказывается, что герой повествования вынес что-нибудь из святилища, сжег и т.д. Как правило, с виновником случится что-то нехорошее, он заболевает, и его лечат опять же обращением к верхним силам, либо виновнику снится сон о том, что он неправильно поступил, и он исправляет ошибку и т.д. В настоящее время святилище в основном бывает задействовано как место традиционного праздника. Практически любой праздник всегда ритуально связан с Богом, святилищем и покровителем святилища. Особо следует отметить, что части святилища, будь то камень, ветка и т.д., ни в коем случае не должны быть оторваны (даже случайно) от места святилища.
В наши дни сохранилась древняя идеология: почитание Святого Георгия -Уастырджи и поклонение ему в святых местах. Но, мне кажется, что осетины должны осмысленно возвратиться к религии, исполнять ритуалы в том виде, которые нам завещали предки, так как они посвящены бесконечным тайнам мироздания. Ритуалы содействуют взаимному пониманию и духу единения, солидарности общества, возрождению нравственности. Мы, наследники аланов, должны использовать всю информацию о святых местах, изучать нартский эпос, в котором хранятся тайные знания предков и существующая сила священных мест, духовное наследие вселенной.
«Неизвестно нам, что произойдёт в будущем, но пусть задумаются о нас потомки. Кто будет помнить о нас, тому наша слава и достанется», - написано в Нартском эпосе.
Я считаю, что всем нам поможет в жизни Уастырджи, когда будут чисты наши помыслы, а дела наши будут направлены на справедливость.
Я свою работу назвал «Небесный воин», и считаю, что святой Георгий - божественный образ, который смотрит на нас с небес, всегда охраняет и воюет с нашими плохими помыслами, незримо направляя нас на дорожку добра, терпимости, справедливости.
Мою работу можно использовать на уроках истории и окружающего мира.
В дальнейшем я планирую больше узнать об осетинских праздниках.
Литература
1. http://osetins.info/svyat_mesta_osetii
2. Алексий Гатуев, протоиерей. Христианство в Осетии. Исторический очерк / Составл., ред.: А.А. Горобец. – Владикавказ: Олимп, 2008
3. http://region15.ru/articles/2287/
4. http://www.kp.ru/daily/25688.4/891864/
6. mailto:toma@osetia.ru
7. ru.wikipedia.org›wiki/Осетины
8. Тменов В.Х, Бесолова Е.Б., Гонобоблев Е.Н.
9. Религиозные воззрения осетин (история религии - в истории народа), Владикавказ, 2010г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Духовный подвиг русских воинов
Наши духовно-нравственные воинские традиции едины как для русской армии прошлых веков, так и для современной Российской армии.На протяжении столетий русский воин был тем же пахарем на ниве...
месячник оборонно-массовой работы в школе "Мы будущие воины"
В феврале 2012 года на основании плана ВР для юношей 5-11 классов в школе проводится месячник оборонно-массовой работы "Мы будущие воины". Цель этого мероприятия- воспитание патриотов...
Классный час "Турнир будущих воинов"
Предлагаемый сценарий классного часа "Турнир будущих воинов" - это ролевая игра, построенная на игровых ситуациях, в которых могут себя проявить все мальчики класса и девочки.Девочки выступают в...
Классный час "Герои, герои! Мы вас не забудем…", посвященный памяти воина-интернационалиста, выпускника нашей школы Александра Уварова, погибшего в Чечне
Классный час для 9-11 классов о выпускнике Быстроистокской средней школы, погибшем в первую чеченскую войну. В материалах используются стихи завуча школы по воспитательной работе и бывшего классного р...
«Патриотизм, верность воинскому долгу – неотъемлемые качества русского воина, основа героизма».
урок в 10 классе по программе Смирнова о патриотизме. Дети предварительно проводят работу по истории воинской части, о выпускниках школы, которые закончили высшие учебные заведения и связали свою судь...
Методическое сопровождение программы военно-полевых сборов "Юные воины - спасатели"
Цель данного пособия – оказание методической помощи в организации и проведении военно-полевых сборов, по созданию условий для воспитания патриотов своей Родины, будущих защитников Отечества....
Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО.
Наши земляки – воины Курской битвы. Презентация о воинах Курской битвы, проживающих и проживавших в Тюменской области, в ХМАО и в ЯНАО....